Урок в 5 "А" классе по теме: "Слово и его лексическое значение. Лексика на службе сельского хозяйства".
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс)
Урок в 5 "А" классе по теме: "Слово и его лексическое значение. Лексика на службе сельского хозяйства".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок 5 класс по ФГОС | 55.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
урока русского языка в 5 «А» классе
в соответствии с требованиями ФГОС
учителя русского языка и литературы
Чемезовой Дианы Георгиевны
Тема урока: Слово и его лексическое значение. Лексика на службе сельского хозяйства.
Класс: 5 «А» класс
Предмет: русский язык (УМК Ладыженской Т. А.)
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цели урока:
1.Личностные (Л):
- осознание эстетической ценности русского языка;
- взаимодействие учащихся в парной работе: развитие уважения друг к другу;
- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.
- любовь к родной земле, уважение к труженикам сельского хозяйства, агробизнеса.
2. Метапредметные:
А) коммуникативные (К): устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать, совершенствование всех видов речевой деятельности: говорение (умение высказываться и обосновывать свою точку зрения, формулирование вопросов, обучение друг друга), слушание (себя, учителя и друг друга), чтение (учебного текста, выразительное чтение), совершенствование коммуникативно-речевых умений (создание собственных примеров);
Б) регулятивные (Р): включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества, высказывание предположений на основе наблюдений, формулирование темы урока, поиск путей достижения целей урока, умение соотносить цели и результаты своей деятельности, определять степень успешности работы;
В) познавательные (П): выделять главное, свертывать информацию до ключевых понятий, искать пути решения проблем, отбирать слова по самостоятельно выбранным основаниям.
3. Предметные: познакомить учащихся с понятием лексика и лексическое значение слова, грамматическое значение слова, развивать умение работать с толковым словарём, выработать умение находить в толковом словаре лексическое значение слов, умение употреблять в речи слова в соответствии с жизненной ситуацией, расширять словарный запас детей, развивать умения применять правило постановки тире между подлежащим и сказуемым.
Оборудование урока: мультимедийная презентация, оформленная доска, учебник «Русский язык. 5 класс» под редакцией Т. А. Ладыженской, карточки для проведения рефлексии в конце урока, толковые словари (С. И. Ожегова, В. И. Даля, словарь учебника).
Методы урока: фронтальная беседа, поисковое чтение, самостоятельная работа по учебнику, беседа по осмыслению прочитанного (услышанного), работа в парах, рефлексия.
Структура урока:
1.Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
2.Актуализация знаний
3.Формирование новых знаний
3.1. Фронтальная беседа
3.2.Словарно-орфографическая работа с терминами
3.3. Поиск нужной информации в учебнике (поисковое чтение)
4. Изучение нового материала
4.1.Метод – самостоятельная работа по учебнику (индивидуальная деятельность)
4.2. Беседа по осмыслению прочитанного (рефлексия осуществлённой деятельности)
4.3 Работа в парах (обучение в сотрудничестве)
4.4 Рефлексия парной работы
5. Закрепление изученного
5.1. Работа с высказываниями М. Горького (речеведческая работа с текстом)
5.2.Закрепление изученного, самостоятельная работа.
6. Задавание на дом
7. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. Оценивание работы детей.
Ход урока:
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1.Организационный момент (мотивация к учебной деятельности | Приветствие. Проверка готовности ребят к уроку Оформление рабочей тетради Беседа с учащимися - Ребята, начинаем наш урок и давайте с вами определим тему нашего урока.
| Приветствие Готовятся к работе Слушают | Самоопределение смыслообразование (Л) Целеполагание (П) Планирование учебного сотрудничества (К) |
2. Актуализация знаний | - Из чего состоит наша речь? - Из чего состоят предложения? - Что могут обозначать слова? - Замечательный писатель К.Паустовский, подчёркивая богатство русского языка, писал: «Для всего, что существует в природе: воды, воздуха, неба, облаков, дождей, лесов и полей, цветов и трав, - в русском языке есть великое множество хороших слов и названий». Например, говоря о дожде, сам Паустовский употреблял такие слова: моросящий, грибной, обложной, спорый, косой, слепой, сильный, ливневый и др. (Слайд) - Приведите примеры «хороших слов и названий» для слов, о которых писатель говорит в своём высказывании. - Не могу не привести ещё одно высказывание писателя. К.Паустовский писал: «Тот народ, который создал такой язык, - поистине великий и счастливый народ» (Запись в тетрадях и на доске, оформляем как предложение с прямой речью). - Посмотрим, правильно оформили предложение? (Слайд) - Послушайте отрывок из стихотворения (учитель читает стихотворение Вадима Шефнера) Много слов на земле… Есть дневные слова - В них весеннего неба сквозит синева. Есть слова – словно раны, слова – словно суд,- С ними в плен не сдаются и в плен не берут. Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести... Словом можно продать, и предать, и купить, Слово можно в разящий свинец перелить. Но слова всем словам в языке нашем есть: Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь. - Кто уже догадался, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? Какова тема нашего урока? - Правильно, о словах. Запишем в тетрадях тему урока «Слово и его лексическое значение». (Слайд) - А цель нашего урока? (Слайд) -Каковы задачи урока? (Слайд) | Из предложений Из связанных между собою слов Предметы, явления действительности, понятия, действия, признаки. Чистый воздух, потоки воздуха, прозрачные воды, шум леса, цветение трав, плывущие облака, красивые цветы и др. О словах Знакомство с определениями понятий «слово», «лексика», «лексическое значение слова», «грамматическое значение слова». Научиться определять лексическое значение слова, грамматическое значение слова, пополнять свой словарный запас. | Целеполагание (П) Выражение своих мыслей аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) Постановка проблем, выяснения границ своего знания-незнания (П) Систематизация изученного. Начало формирования представления о языке как СИСТЕМЕ (П) |
3. Формирование новых знаний 1.Фронтальная беседа 2.Словарно – орфографическая работа с терминами 3.Поиск нужной информации в учебнике (поисковое чтение) | - Ребята, откройте учебник на стр. 167. Как называется раздел, к изучению которого мы приступаем? - Правильно, ЛЕКСИКОЛОГИЯ. - Просмотрите параграф 61 и найдите однокоренные термины к этому слову. Что это за слова? - Запишите определения в словарь, запомните, как пишутся эти слова. Лексикология – раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка. Лексика (от греч. lexikos – относящийся к слову) – словарный состав языка. (Слайд) - Как вы думаете, изменяется ли словарный состав языка, то есть лексика, или остаётся неизменным, постоянным? Почему? С чем это связано? - Как вы считаете, какое слово старше – самолёт или космонавт? Почему? - Приведите примеры слов или словосочетаний, которые возникли совсем недавно, которых пять, десять лет назад ещё не было? - Кто знает, что означает слово «агробизнес»? слайд - Агробизнес — 1. Земледелие в качестве крупномасштабного капиталистического делового предприятия. 2. экономическая деятельность, близко связанная или непосредственно зависящая от земледелия, включая выпуск товаров производственного назначения для сельского хозяйства (например, фермерские машины, удобрения), а также продажу сельскохозяйственной продукции — продовольствия и сырья. -Какие слова мы можем привести на тему «агробизнес»? (колос, корова, урожай, село, агроном, фермер). - Все предметы, которые нас окружают, имеют свое название. Словами мы пользуемся для выражения своих мыслей и чувств. Без слов мы не смогли бы общаться друг с другом. Что же такое слово? Найдите определение в параграфе. - Это основная единица языка. По своей природе слово обладает внешней и внутренней сторонами. Внешняя - это его оболочка (на письме - буквенная, графическая), а внутренняя - это его смысл, значение. Без внешней стороны слово не может быть услышано, увидено, а без внутренней - не может быть понято. (Слайд) - Что очень важно для любого человека? | ЛЕКСИКОЛОГИЯ
Лексика, лексическое значение Работают в словарях Предположения учащихся Учащиеся приводят примеры слов, словосочетаний
Очень важно для каждого человека пополнять, обогащать свой словарный запас, уметь открыть для себя слово. | |
4. Изучение нового материала 4.1.Метод – самостоятельная работа со словарём (индивидуальная деятельность) 4.2. Беседа по осмыслению прочитанного (рефлексия осуществлённой деятельности) 4.3. Работа в парах (обучение в сотрудничестве) 4.4. Рефлексия парной работы 4.5. Поиск нужной информации в словаре (поисковое чтение) |
Труд работников сельского хозяйства всегда был нелегким и именно поэтому пользовался большим уважением. Обрабатывать землю наши предки начали давно, немногим позже они начали ее обрабатывать в промышленных масштабах. Это сегодня многие фермеры отлично разбираются, какие бывают запчасти к боронам, а много лет назад то, что подарила земля, добывалось своими руками. Современные технологии привели к упрощению сельскохозяйственного труда. Использование комбайнов и различных устройств намного облегчило жизнь работников сельскохозяйственной отрасли. На сегодня она занимает передовое место в производстве продуктов питания. Работники сельскохозяйственной отрасли тратят много сил и энергии, чтобы обеспечить потребности городских и сельских жителей доступными и полезными товарами первой необходимости. К таковым можно отнести хлеб, молоко, гречку, молочные и мясные продукты. Неустанный труд агрономов, механизаторов, зоотехников, агроинженеров нам незаметен и поэтому не всегда достойно оценен. Тем не менее, забывать, какую важную роль их работа играет в нашей жизни не нужно. - Все ли слова, о которых говорится в тексте, вам понятны? - А где можно узнать значение непонятных слов? - Какие толковые словари вы знаете? 2. Знакомство с толковыми словарями (выставка) - Давайте посмотрим, какие толковые словари у нас есть. (Слайд) - Существует много толковых словарей (выставка словарей) 1. "Толковый словарь живого великорусского языка", В.Даль, свыше 200000 слов, 4 тома 2. "Толковый словарь русского языка", Д.Н.Ушаков, 4 тома ( 1935-1940 г) 3. "Словарь русского языка" (академический), 4 тома, 1981-1984 г. 4. "Словарь русского языка" С.И.Ожегов ( более 50000 слов) 5. "Словарь современного русского литературного языка" в 17 томах (академический), более 120000 слов 6. "Школьный толковый словарь русского языка" М.С.Лапатухин, Е.В.Скорлуповская - В чём состоит главная задача толкового словаря? - Что ещё можно определить по толковому словарю? - Можно проверить и его написание, произношение, выяснить отдельные морфологические признаки слова. Кроме того, в статьях словаря особым шрифтом – курсивом – даются примеры употребления данного слова. Слова в словаре размещаются строго в алфавитном порядке. 3. Работа с толковым словарём (поиск нужной информации (поисковое чтение) - Давайте теперь обратимся к нашему отрывку и посмотрим, какие слова нам непонятны и посмотрим их толкование в словаре. Работаем по вариантам. (Слайд) 1вариант – масштаб, фермер, 2 вариант – сельскохозяйственный труд 3 вариант – комбайн, отрасль 4 вариант – производство, агроном 5 вариант – механизатор, борона 6 вариант – зоотехник, агроинженер - Обратим внимание на то, из чего состоит словарная статья. 1. Заголовочное слово 2. Грамматические пометы 3. Толкование лексического значения 4. Пример употребления в речи Физминутка | Есть непонятные слова. В толковых словарях. Главная задача толкового словаря – разъяснить, растолковать значение слова. Ответы учащихся Работают с толковым словарём Дают толкование слов | Умение «извлекать» информацию из учебного текста (П)
Умение осуществлять познавательную и регуляторную рефлексию своей учебной деятельности (Р) Работа в паре: общение и взаимодействие с партнёром (К) Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р) Умение планировать предполагаемую деятельность с учётом отведённого времени (Р)
Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) |
5. Закрепление изученного 5.1. Работа с высказываниями М. Горького Речеведческая работа с текстом | - С новыми словами познакомились, со словарём поработали, свой словарный запас обогатили, а теперь давайте обратимся к учебнику. 1. Работа с учебником (с высказываниями М.Горького) - Давайте обратимся к учебнику, упр.355. - Скажите, какое ваше самое первое действие при выполнении упражнения? - Кто может сказать, что нужно сделать? - Какое первое задание упражнения? - Прочитать текст. Прочитайте самостоятельно, познакомьтесь с текстом, а затем выразительно прочитаем вслух. - Подумайте, почему именно этот текст поместили в данный параграф? - Это один связный текст или это разные тексты? - В упражнении три разных высказывания о языке. Чем они объединены? - Какова главная мысль, объединяющая эти высказывания? - Посмотрите, перед нами не просто высказывания, а советы. Кто даёт нам эти советы? - Знаете ли вы, кто это? - Как нужно, по мнению писателя, совершенствоваться во владении языком? Какие глаголы употребляет Горький? Назовите эти глаголы. - Давайте вчитаемся в предложения, ведь писатель не просто советует, он говорит о путях совершенствования в языке. 1 ряд работает с первым предложением и определяет этот путь, 2 ряд – со вторым, 3 ряд – с третьим предложением. Работаете в парах, обсуждаете ответ Ответили мы на вопрос упражнения: «Какие советы по обогащению речи даёт М.Горький?» - Следующее задание в упражнении? (Что значит слово «лексикон»?) - Найдём толкование этого слова в толковом словаре учебника. Перепишите эту словарную статью в тетрадь, сохраняя все пометки, данные в статье. Составьте с этим словом предложение и определите его род, склонение, падеж, число. (Лексикон – м. род, 2 скл., И.п., ед. ч.). (Слайд) - Что это за признаки? Грамматическое значение слова изучает какой раздел языка? - Итак, сделаем вывод: слово имеет лексическое значение (изучает раздел русского языка лексика) и грамматическое значение (изучает раздел русского языка морфология). - Какое следующее задание в упражнении? (Записать два высказывания в форме прямой речи. - Сделаем вывод. Справились мы с упражнением? Получили новые знания, освоили новые навыки работы с текстом? 3.Задание на определение слова, учитывая его лексическое значение - Теперь давайте учиться определять слово, учитывая его лексическое значение. - Назовите слова, которые имеют следующие лексические значения (Запишите слова в тетрадь в столбик); - Пищевой продукт, выпекаемый из муки́ (проверим в словаре) хлеб - 1. Отечество, родная страна. Любовь к родине. Защита родины. 2. Место рождения, происхождения кого-чего-н., возникновения чего-н. (проверим в словаре) Родина - Лиственное дерево с белой корой. (проверим в словаре) береза - Безлесная равнина (проверим в словаре) поле - Укажите грамматические значения слов (хлеб, Родина, поле, береза) – род, число, падеж, склонение. - Итак, научились определять лексическое и грамматическое значение слов? 4.Выяснение по толковому словарю значений слов громада, великан, колосс, ветеран - Можно ли составить словосочетания гигантская громада, огромный колосс, большой великан, старый ветеран? Почему? - Можно ли образовать от слов громада, великан, колосс, ветеран уменьшительно-ласкательные формы? Почему? Какой вывод нужно сделать, выполнив данное задание? Зачем мы его делали? (Вывод: употребляя какое-то слово, нужно обязательно учитывать его лексическое значение). - Обратимся к учебнику (стр.170), упр.351 (устно). Прочитаем теоретический материал. Какими способами можно разъяснить лексическое значение слова? Подтверждает это стихотворение то, о чём мы говорили сейчас? - Упр.352 - Найдите в «Школьном толковом словаре…» значение слова «бережливый» (экономичный, расчётливый, бережно относящийся к имуществу). - Составьте и запишите предложение с этим словом. Определите его грамматическое значение. - Посмотрите, как словарь трактует слово «бережный» (осторожный, заботливый, внимательный).
- Составьте и запишите предложение с этим словом. Определите его грамматическое значение. - Выберите нужное слово, запишите полученное предложение, объясните постановку тире в предложении. (Бережное, бережливое) отношение к русскому языку – это долг и обязанность каждого человека, изучающего русский язык. - Поменяйтесь тетрадями, проверьте правильность написания. - У всех так получилось? (Слайд) - Ответьте на вопросы: - Какой участок – землистый или земельный? - Ученик понятный или понятливый? - Местность песочная или песчаная? Сделаем вывод: важно понимать значение слова и правильно его употреблять. | Нужно внимательно прочитать и понять задание к упражнению, понять, что от нас требуется Этот текст связан с темой урока Это разные тексты Высказывания о языке, о словах, о том, как учиться языку, как совершенствоваться в языке Необходимо изучать язык, совершенствовать свои знания по языку
Обогащайте, читайте, надо учиться, надо расширять, учиться облекать 1 – читать классиков; 2 – искать простые формы для запоминания, но в то же время яркие; 3 – подбирать для объяснений простые, доступные слова, учиться грамотно их употреблять. Что значит слово «лексикон»? Грамматические Морфология Формулируют вывод. Записывают два высказывания в форме прямой речи (на доске и в тетрадях) Делают вывод Определяют слова Указывают грамматические значения слов Работают с толковым словарём, объясняют значение слов Делают вывод Находят толкование слова Составляют и записывают предложение Находят толкование слова
Составляют и записывают предложение
Выполняют задание Работа в парах Отвечают на вопросы Делают вывод
| Осуществление смыслового чтения художественных текстов; синтез как составление целого из частей (П) |
6. Домашнее задание | параграф 61, теорию выучить, упр. 349 - всем, 350 - по желанию. | ||
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке Оценивание работы обучающихся | - Ребята, скажите, задачи, поставленные перед нами в начале урока, мы выполнили? (научиться определять ЛЗ, ГЗ слова, пополнять свой словарный запас). - Цели урока мы достигли? (знакомство с определениями понятий «слово», «лексика», «лексическое значение слова», «грамматическое значение слова»). - Ответили мы на вопрос, для чего нам необходимо изучать слово и понимать его лексическое и грамматическое значение?
- Наш урок подходит к завершению, я хочу закончить его стихотворением Рыленкова о добрых словах: На доброе слово не надо скупиться. Сказать это слово – что дать напиться. Со словом обидным – нельзя торопиться, Чтоб завтра себя самого не стыдиться. - Ребята, какова основная мысль текста? Я желаю, чтобы каждое слово, сказанное вами, несло тепло, свет, радость!). Наш язык – это великое сокровище, созданное народом на протяжении многих веков. Берегите русский язык, не засоряйте его грубыми, а также иноязычными словами, ведь для всего, что существует вокруг нас, в нашем русском языке есть великое множество хороших русских слов и названий. - На столе у вас лежат листочки. Вы видите в них несколько незаконченных предложений. Таким образом я вам предлагаю оценить свою работу на уроке. Выберите три любых вопроса из шести, которые покажутся вам наиболее интересными, и ответьте на них письменно. | Оттого, как вы произносите любое слово, зависит отношение к вам окружающих. Работают на листочках |
Фамилия, имя______________________
1.На уроке мне было ___________________, так как _________________________. | тяжело/ легко интересно/ неинтересно |
2.Своей работой на уроке я______________, потому что ___________________________. | доволен/ недоволен |
3.Урок для меня показался ______________. | коротким/ длинным |
4.Материал урока мне был______________ ______________________________________ | понятен/ не понятен полезен/ бесполезен интересен / скучен |
5.Домашнее задание кажется мне_________ _____________________________________ | интересно/ неинтересно |
6.Чем обогатил меня сегодняшний урок?___ ______________________________________ ______________________________________ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка по теме "Слово о русском языке" (10 класс)
Данная мультимедийная презентация может быть использована на вводном уроке русского языкав 10 классе по программе Н.Гольцовой....
Разработка урока русского языка по теме "Слова категории состояния"
План- конспект урока русского языка по теме "Слова категории состояния". К уроку разработана презентация, карточки для парной, индивидуальной работы, тест....
Урок по русскому языку в 1 классе УМК "Школа России" по теме " Слова близкие и противоположные по значению."
Тема: Слова близкие и противоположные по значению.Тип урока: «открытия» нового знанияЦель: создать условия для знакомства учащихся с близкими и противоположными по значению словами, ...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме Лексическое значение слова
Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме Лексическое значение слова...
Урок русского языка по теме «Слова с гласными буквами Е, Ё, И, Я ,Ю в начале слова.» 5 класс
Урок русского языка в 5 классе специальной школы-интерната...
ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ НА СЛУЖБЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
Тема урока: «Имя числительное как часть речи. Имя числительное на службе сельского хозяйства»....
Фрагмент урока.Использование методических приемов, направленных на знакомство с лексическим значением нового слова, его уместное употребление в речи для формирования коммуникативной компетенции школьников в классе со смешанным национальным составом
Русский язык.5 класс. Фрагмент урока по теме « Слово и его лексическое значение» Использование методических приемов, направленных на знакомство с лексическим значением нового сл...