Урок русского языка по развитию речи в 6 классе по теме «Простой и сложный план»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Никулина Маргарита Вячеславовна

Урок русского языка по развитию речи в 6 классе  по теме «Простой и сложный план»

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Технологическая карта урока

Предмет

Русский язык

Класс

6

Тема урока

План текста: простой и сложный.

Тип урока

Урок открытия нового знания

Цели урока

образовательная,

деятельностная,

воспитательная

Образовательные: вспомнить определение текста; совершенствовать умение определять основную мысль и тему текста; формировать умение работать с текстом; совершенствовать навыки анализа текста; выявить основные признаки текста; повторить типы речи; обогащение словарного запаса.

Развивающие: продолжить изучение темы «Текст», выявить особенности простого и сложного плана; развивать умения связного устного высказывания. Продолжать развивать внимание, мышление, память, речь учащихся; умение слушать и слышать, грамотно и аргументировано высказывать своё мнение.

Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к родному языку, культуру поведения на уроке, культуру общения.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Обучающийся вспомнит понятия: «текст», «тема», «основная мысль»; уметь определять тему и основную мысль текста.  Обучающийся научится составлять план текста: план тезисный, простой, сложный;

выявить особенности простого и сложного плана

В результате работы

учащиеся получат возможность применять полученные знания на практике; смогут расширить свои знания о тексте как структурной единице языка.

Регулятивные: формировать умение формулировать тему занятия, цели занятия, умение принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных педагогом ориентиров действия в новом учебном материале; принимают и сохраняют цели учебной деятельности.

Познавательные: владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании русского языка как средства получения знаний по другим учебным предметам.

Коммуникативные: сохранять и развивать умения связно излагать мысли, сотрудничать в группе, отвечать на вопросы, слушать и слышать, формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения, взаимодействовать с коллективом, учитывать позиции товарищей, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

понимать, что русский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, проявляют уважительное отношение к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Основные понятия

Текст, тема, основная мысль, план: простой и сложный

Форма проведения урока

Фронтальная, парная, индивидуальная работа

Технология

Деятельностная технология, Технология проблемного диалога

Технологическая карта урока

Ход урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты УУД

1.Мотивация к деятельности

Цель этапа: включение учащихся

в деятельность.

1-2 мин.

Приветствие. Рапорт.

Открываем тетради, записываем дату, классная работа.

- Ребята, мы с вами живём в большой красивой стране Россия. Это наша родина. А своей родиной каждый человек должен гордиться. Для этого нужно хорошо знать свою страну, её символы, президента, исторические памятники, традиции и праздники.

- Скажите, а как русский язык помогает вам в этом?

Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для жизни является, конечно, умение ясно, понятно говорить на своем языке.                                                                                Л. Н. Толстой

Подготовка класса к работе.

Включение в деловой ритм урока.

Личностные результаты

Самоопределение (Л)

Метапредметные результаты

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

2.Актуализация

  1. Цель этапа:

подготовка мышления учащихся

10 мин.

1.Орфографическая разминка

Задание. Выпишите слова в две колонки: раздельно и слитно. Раскройте скобки, объясните правописание сложных прилагательных.

        Бледно(лиловый) кустарник, синие(пресиние) глаза, изжелта(серое) лицо, вагоно(ремонтный) завод, русско(английский) словарь, трудно(доступная) местность, трудо(любивый) человек, крупно(панельный) дом, литературно(музыкальная) композиция, длинно(ногие) журавли, широко(плечий) юноша, юго(западный) ветер.

2.Блиц-опрос.

- Что такое текст?  Как определить тему текста?

- Основная мысль? Микротема? Абзац? Как озаглавить текст?

- Определите: Какова тема текстов? Как авторы относятся к изображаемому?

Текст №1.

Скучная картина! Тучи без конца,

Дождик так и льётся, лужи у крыльца.

Чахлая рябина мокнет под окном;

Смотрит деревушка сереньким пятном.

(А. Плещеев).

Текст №2.

Унылая пора! Очей очарованье,

Приятна мне твоя прощальная краса,

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.

(А.С. Пушкин).

А.С. Пушкин видит в увядающей природе прекрасные черты, а А.Плещеев создает унылую картину дождя. При сопоставительном анализе учащиеся называют языковые особенности текстов (различие в цветовой гамме, уменьшительно-ласкательные суффиксы одного текста и возвышенная лексика другого), находят схожие черты (созвучное начало отрывков, синтаксический строй). Делается вывод о разнице основных мыслей текстов, о способах передачи авторской позиции средствами языка.

Актуализация личных впечатлений учащихся:

А каково ваше отношение к осени?

Выполняют задание, распределяют слова в две колонки.

Взаимопроверка выполненной работы

Таблица оценивания

  • «5»- 0 ошибок
  • «4»- 1-2 ошибки
  • «3»- 3-4 ошибки
  • «2»- 5…. Ошибок

Отвечают на вопросы

Метапредметные результаты

Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли (К)

Предметные результаты

Анализ объектов с целью выделения признаков (П – логические)

3.Постановка учебной задачи

Цель этапа:

обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).

3 мин.

1. Определим тему урока

Разгадывание ребуса.

        

Тема урока. План текста: простой и сложный

Разгадывают  ребуса 

План

План текста: простой и сложный

 Формулируют тему, цель и задачи урока

Метапредметные результаты

Целеполагание (Р)

Постановка вопросов (К)

Предметные результаты

Самостоятельное формулирование цели (П – общеуч.)

Формулирование проблемы (П – лог.

Физкультминутка.

4.Первичное закрепление

Цель этапа: усвоение учащимися правильной постановки знака препинания после обобщающего слова перед однородными членами предложения.

7мин.

  1. «Я-Исследователь»
               Читаем учебный материал. §14, стр. 205

Простой план. Это перечень основных пунктов. Зачастую он состоит из назывных предложений, достаточно лаконичных. Простым планом нередко пользуются ораторы, лекторы, так как именно он больше всего подходит для отражения узловых моментов уже хорошо известного текста. Вы сможете сверяться с таким планом, чтобы давать информацию последовательно, ничего не упустить, а основной материал излагать своими словами. Если составить план текста грамотно, это обеспечит хорошую, связанную и логичную, речь.

Сложный план текста. Чаще всего необходимо составлять на занятиях в школе, работая над сочинениями и изложениями. Возможностей простого плана в подобных случаях недостаточно, поскольку ученику нужно не просто обозначить кратко самые базовые пункты, но и дополнить их, разделить на подпункты, раскрыть их содержание более подробно.

Как составлять сложный план?

1. Внимательно прочитайте изучаемый материал.

2. Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана).

3. Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавьте (подпункты плана).

4. Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала.

Общие правила составления плана при работе с текстом:

1. Для составления плана необходимо прочитать текст про себя, продумать прочитанное.

2. Разбить текст на смысловые части и озаглавить их. В заголовках надо передать главную мысль каждого фрагмента.

3. Проверить, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим.

4. Проверить, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную мысль текста.

Отвечают на вопросы,

составляют простой и сложный планы.

         Сложный план

         I.Вступление.
II.Основная часть
.
1) Пункт 1.
2) Пункт 2:(двоеточие)
а). . подпункт..; (точка с запятой)
б). . подпункт.. ;
в). . подпункт. . .(точка)
3) Пункт 3:
а). . подпункт.. ;
б). . подпункт.. ;
в). . подпункт. . .(точка)
III.Заключение.

Метапредметные результаты

Контроль (Р)

Оценка (Р)

Коррекция (Р)

Управление поведением партнера (К)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К)

Предметные результаты

Действие по аналогии (П)

Умение структурировать знания , выбор наиболее эффективных способов решения задач (П – общеуч.)

Физкультминутка

3 мин

Физкультминутка

Выполняют упражнения

5.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей

учебной деятельности

10 мин

Работа по учебнику. Составление плана.

Самостоятельная работа. Чтение и анализ текста.

         Ударили наши войска на Берлин. Начался последний бой войны. Как ни отбивались фашисты – не устояли. Стали наши солдаты в Берлине брать улицу за улицей, дом за домом. А фашисты все не сдаются.

         И вдруг увидел солдат наш, добрая душа, во время боя на улице маленькую немецкую девочку.  Видно, отстала от своих. И те с перепугу о ней забыли. Осталась бедняга одна-одинешенька посреди улицы. Из  расстегнутого пальтишка видна тоненькая шейка. Глаза испуганные. На щеках серые от пыли и копоти ручейки  слез.

        А кругом идет страшный бой. Изо всех окон полыхает красный огонь и черный дым; рвутся бомбы, выворачивая землю и камни; рушатся дома, поднимая к небу столбы пыли; со всех сторон свистят пули. Вот-вот камень задавит, осколком пришибет.

          Видит наш солдат – пропадает девчонка… «Ах ты, горюха, куда ж тебя это занесло, неладную!...

          Бросился солдат через улицу под самые пули, подхватил на руки немецкую девочку, прикрыл ее своим плечом от огня и вынес из боя.

        А скоро и бойцы наши подняли красный флаг над самым главным домом немецкой столицы Рейхстагом. Сдались фашисты. Вскоре и война кончилась. Мы победили. Начался мир.

- Что перед вами? Как вы это определили? Сколько частей в тексте?

- А как же составить план текста? Какие планы вы знаете?

- Определим тему, цель и задачи урока.

Работа по группам (составление памятки «Как составить план текста?»

Анализ прочитанного.

Вопросы на восприятие и понимание текста.

- О чем этот текст?

- Определите основную мысль и тему текста

- Как можно озаглавить данный текст?

- Как начинается история, чем заканчивается?

- В каком абзаце определена основная мысль текста?

- Сколько микротем и абзацев в тексте? Почему их количество совпадает?

- Сколько пунктов будет в простом плане?

- Сформулируйте пункты плана.

Простой план.

1.Последний бой войны.

2.Немецкая девочка.

3.Описание боя.

4.Благородный поступок солдата.

5.Победа.

                                           

- на какие три части можно разделить весь текст ( вступление, основная часть, заключение), озаглавьте эти части.

- какая часть имеет несколько микротем? Назовите их.

- составление сложного план.

Работа индивидуально, в паре

Проверка, оценивание

Взаимопроверка по образцу

Проверяю себя

Памятка.

Как составлять план текста.

1. Прочитайте текст, выясните значение непонятных слов.

2. Определите тему и основную мысль текста.

3. Разделите текст на смысловые части, озаглавьте их.

4. Напишите черновик плана. Сопоставьте его с текстом. Проследите: всё ли главное нашло отражение в плане; связаны ли пункты плана по смыслу; отражают ли они тему и основную мысль текста.

5. Проверьте, можно ли, руководствуясь этим планом, воспроизвести (пересказать или изложить) текст.

Аккуратно перепишите усовершенствованный вариант плана.

Метапредметные результаты

Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р)

Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р)

Личностные результаты

Самоопределение (Л)

Рефлексия деятельности

3 мин

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класс

Задание на самоподготовку

2 мин

Организует рефлексию, организует самооценку результатов уч-ся.

Итоги урока.

  1. Что выносится в заголовок текста?
  2. Как составить простой, сложный план?
  3. В какой сфере учебной деятельности  мы пользуемся простым и сложным планом?
  4. Какую помощь оказывает план?

Рефлексия. «Интервью»

  • 1.Сегодня я узнал…
  • 2. Теперь я могу…
  • 3. Я научился…
  • 4. Мне было трудно…
  • 5. Своей работой…

Задание на самоподготовку.

Составить тезисный план статьи из любого учебника за 6 класс.

.

Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Отвечают на вопросы:

Какую цель ставили?

Удалось достичь поставленной цели?

Каким способом?

Какие получили результаты?

Что вызвало особые затруднения?

Где можно применить новые знания?

Называют ключевые слова темы.

Метапредметные результаты

Умение выражать свои мысли (К)

Предметные результаты

Рефлексия (П)

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Личностные результаты

Самооценка на основе успешности (Л)

Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности (Л)

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по развитию речи в 7 классе на тему «Отзыв о книге».

Урок развития речи. Способствует формированию представления о том, что такое отзыв о книге, умения создавать текст художественного стиля в жанре отзыв на книгу. На уроке повторяется знакомый материал ...

Урок русского языка по развитию речи

Урок русского языка в 10 классе по развитию речи (Написание сочинения - рассуждения, блок С)...

Технологическая карта урока русского языка и развития речи.

Использование ЭОР на уроке русского языка и развития речи....

Урок русского языка. Обучение на дому.8 класс.«Словосочетание. Простое и сложное предложение»

Цель урока: закрепление умений различать простое и сложное предложения, различать типы словосочетаний Задачи урока: - закрепить знание отличительных признаков простого и сложного предложений...

План – конспект урока русского языка по развитию речи в 9 – ом классе специальной (коррекционной) школы по теме: "Сочинение - описание по картине И.И. Левитана "Золотая осень"".

Тема урока: «Сочинение - описание по картине И.И.Левитана «Золотая осень».Цели урока:Образовательная:- познакомить с творчеством художника - И.И.Левитана;- формировать   ум...