Урок русского языка по развитию речи
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) по теме
Урок русского языка в 10 классе по развитию речи (Написание сочинения - рассуждения, блок С)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_10_kl_blok_s.rar | 210.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
гимназия №48 г.о.Тольятти
Самарской области
Предмет: русский язык
Урок развития речи в 10 классе
Написание сочинения – рецензии
(Блок С единого государственного экзамена)
Учитель: Кутыркина Ольга Николаевна
2008-2009 учебный год
Тема урока: Подготовка к написанию сочинения – рассуждения по предложенному авторскому тексту (Блок С ЕГЭ)
Тип урока: обучающий
Цель урока: научить учащихся выявлять проблему исходного текста и выражать аргументировано своё отношение к данной проблеме, воспитывать чувство уважения к своему языку, привлечь внимание современной молодёжи к проблеме небрежного отношения к языку.
Используемые образовательные технологии: метод проектов, информационная технология, проблемное обучение, дифференцированное обучение.
Оборудование:
проектор, мультимедийная презентация, исходный текст для каждого учащегося, критерии сочинения-рассуждения, текст задания В8, толковые словари, словарь крылатых слов и выражений, афоризмов. поекты временных творческих групп.
Предварительное домашнее задание по временным творческим группам (представляют проект по заданиям):
1 группа – подобрать высказывания о слове, речи, языке.
2 группа – дать определение понятиям: эссе, рецензия, отзыв
Информация об академике Д.С.Лихачёве как деятеле науки и культуры.
3 группа – подобрать из произведений художественной литературы примеры о манерах говорить, умении отстаивать свою точку зрения в споре героев прочитанных книг.
По ходу урока идёт презентация материалов, подобранных учащимися творческих групп, рекомендации учителя по работе над сочинением – рассуждением.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Целевая установка: проанализировать текст с целью написания сочинения – рассуждения согласно требованиям к работе по выполнению задания блока С ЕГЭ.
- Чтение задания Блока С: «Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Сформулируйте позицию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт (не менее двух аргументов)»
4. Словарно – лексическая работа
Отзыв – мнение о ком, о чём-либо, оценка кого, чего-нибудь.
Рецензия – критический отзыв о каком-нибудь сочинении, спектакле, фильме.
Эссе – прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно и обычно неполно.
- Чтение текста учителем.
(1)Неряшливость в одежде - это прежде всего неуважение к окружающим вас людям, да и неуважение к самому себе.
(2) А как расценивать отношение к языку, которым мы говорим?
(3)Язык ещё в большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека. о его отношении к окружающему миру, к самому себе.
(4)Есть разного рода неряшливости в языке человека.
(5)Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде, - распространённейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищённости человека, о его слабости, а вовсе не о силе. (6)Говорящий стремится грубой шуткой, иронией, циничностью подавить в себе чувство страха, боязни, иногда просто опасения. (7)Грубыми прозвищами учителей именно слабые волей ученики хотят показать, что они их не боятся. (8)Это происходит полусознательно. (9)Я уже не говорю о том, что это признак невоспитанности, неинтеллигентности, а иногда и жестокости. (10)В основе любых жаргонных, циничных выражений и ругани лежит слабость. (11)»Плюющиеся словами» люди потому и демонстрируют своё презрение к травмирующим их явлениям жизни, что они их беспокоят. мучат. волнуют, что они чувствуют себя слабыми, не защищёнными против них.
(12)По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. (13)Ведь он уверен, что его слово и так весомо.
(14)Наш язык – это важнейшая часть нашего поведения в жизни. (15)И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной «закомплексованности»…
(16)Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. (17) Но хоть и трудно – это надо. (18)Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения (как я уже сказал), но и нашей личности, наших душ, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».
(Д.С.Лихачёв)
- Работа с исходным текстом.
- Оценка восприятия текста учащимися: какое впечатление на вас произвёл текст?
- Что вы знаете об авторе текста – Д.С.Лихачёве?
Информация об авторе исходного текста Д.С. Лихачёве (Краткий рассказ учащегося из 2 творческой группы: заранее приготовленное домашнее задание)
- О чём данный текст? Определить тему текста нам поможет следующая работа
Возьмите в руки карандаши и подчеркните ключевые слова в тексте, по предложениям.
- Словарно-лексическая работа с текстом.
Бравировать - пренебрегать чем-либо ради показной храбрости, хвастливо рисоваться чем-нибудь.
Ирония – тонкая, скрытая насмешка.
Цинизм – пренебрежение к нормам общественной морали, нравственности, наглость, бесстыдство.
Интеллигентный – человек, обладающий большой внутренней культурой.
7. Подготовка к написанию сочинения- рассуждения по данному тексту
- Критерии сочинения – рассуждения
(Напомнить учащимся по презентации предыдущего урока)
Критерий К1 – формулировка проблем исходного текста
Критерий К2 – комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
Критерий К3 – отражение позиции автора исходного текста
Критерий К4 – изложение экзаменуемым собственного мнения по проблеме
- Что такое ПРОБЛЕМА?
Чтобы определить проблему, к которой обращается автор, надо найти противоречие, которое и является предметом рассуждения или описания
- Сформулировать проблему нам поможет выполнение заданий из блока А и блока В, которые являются подсказками учащимся в написании сочинения
Задание А 29
В каком предложении выражена основная мысль автора текста?
1) 3 2) 4 3) 12 4) 18 (ответ: 4)
Задание А 30
Определите стиль и тип речи текста.
1) художественный стиль; повествование
2) научно-популярный; рассуждение
3) публицистический; рассуждение
4) научный стиль; описание и рассуждение (ответ: 3)
Задание В8
Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка
«Академик Д.С.Лихачёв, обращаясь к молодым читателям, старается убедить их в том, что необходимо учиться «хорошей, спокойной, интеллигентной» речи, ибо речь каждого человека, как и его одежда (и даже в большей мере, чем одежда), свидетельствует об отношении человека к жизни и к самому себе. Автор прибегает к ________( в предл.6,11) и ________(«слабость-сила»). Синтаксису текста свойственны частотные _________(в предл. 9,16,18 и др.), а также _________(в предл. 7) многочисленные сравнительные обороты».
Список терминов:
1) диалектизмы
2) антонимы
3) ряды однородных членов
4) литота
5) инверсия
6) вопросно-ответная форма
7) разговорные конструкции
8) синонимы
9) эпитеты (ответ:8,2.3,5)
- Работа по критериям текста (параллельно в презентации в помощь учащимся даются речевые конструкции и рабочие материалы для написания сочинения)
К 1
- Определить тему текста (предмет изображения), выделив ключевые слова.
- Обдумать проблемы (важнейшие для автора вопросы), выделив одну из них.
- Уяснить позицию (идею) автора
- Написать небольшое вступление (зачин), опираясь на тему и основную идею текста.
- Чётко сформулировать и записать проблему текста.
«Как человека можно распознать по обществу, в котором он вращается, так о нём можно судить и по языку, которым он выражается»
Д.Свифт
«Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно».
А.Толстой
К 2
- Из выявленных проблем для комментирования нужно выбрать главную проблему, соотносящуюся с заявленной автором темой и основной мыслью – идеей авторского текста.
Комментарий - пояснение
К 3
- Позиция автора – это его отношение к предмету речи (отрицательное, утвердительное или неоднозначное).
К 4
- Тезис по проблеме.
- Отношение экзаменуемого к проблеме.
- Аргументы.
Аргумент – логический довод, служащий основанием доказательства:
- примеры из литературных произведений;
- свой жизненный опыт (наблюдения и анализ фактического материала);
- исторические факты;
- сообщения свидетелей;
- произведения искусства;
- специальные разыскания;
- афоризмы, пословицы;
- поговорки, крылатые выражения.
Работа 1 и 3 творческих групп по подготовленному материалу. Учащиеся первой творческой группы приводят примеры высказываний о языке, речи, слове.
У. Шекспир: «Язык многих людей выдаёт развязность их хозяев»
В. Ключевский: «Чтобы быть ясным, оратор должен быть откровенным»
В. Либкнехт: «Ясность языка – результат ясного мышления: ясная мысль неизбежно обуславливает ясную форму».
А.Моруа: «Ясность текста есть свидетельство правдивости ума».
Аристотель: «Достоинство речи – быть ясной и не быть низкой»
Б.Бартон: «Убожество речи служит, как правило, внешним признаком убожества духа»
Г.Гегель: «Речь – удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им»
Плутарх: «Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах»
Р.Эмерсон: «Речь – великая сила: она убеждает, обращает, принуждает»
Учащиеся третьей творческой группы приводят примеры из произведений художественной литературы примеры о манерах говорить, умении отстаивать свою точку зрения в споре героев прочитанных книг.
- Вывод.
Творческое задание по группам:
- К какой проблеме обращается автор? На примере какой темы автор пытается решить проблему?
- Какова позиция автора исходного текста?
- Изложите аргументировано собственное мнение по проблеме.
Чтение получившихся частей сочинения-рассуждения.
11. Рефлексия.
12. Домашнее задание: «Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Сформулируйте позицию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт (не менее двух аргументов)».
13. Комментирование результатов деятельности творческих групп и отдельных учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. Тема:Развитие речи. Описание внешности человека. Глаза-зеркало души.
Урок способствует формированию наблюдательности и внимания к окружающим их людям,учат ребят через внешность постигать внутренний мир человека,его характер,настроение....
Урок русского языка по развитию речи в 7 классе на тему «Отзыв о книге».
Урок развития речи. Способствует формированию представления о том, что такое отзыв о книге, умения создавать текст художественного стиля в жанре отзыв на книгу. На уроке повторяется знакомый материал ...
Технологическая карта урока русского языка и развития речи.
Использование ЭОР на уроке русского языка и развития речи....
Конспект урока русского языка по развитию речи с использованием технологии лингвистических исследований и применением ИКТ 7 класс Анализ текста. Памятник букве Ё.
Цель урока: исследовать памятники буквамЗадачи: Образовательные: -повторить материал по теме «Вводные компоненты, «Сложноподчиненные предложения», «Тема и проблема текста» и др.-реализовывать ме...
Урок русского языка по развитию речи в 5 классе коррекция 8 вида "Тайны цвета"
На уроке используется музыка,краски, стихи...
Урок русского языка и развития речи для 3 класса коррекционной школы 8 вида по теме "Безударные гласные в слове"
Урок русского языка для 3 класса специальной (коррекционной )школы....
Урок русского языка и развития речи для 3 класса коррекционной школы 8 вида по теме "Безударные гласные в слове"
Урок русского языка для 3 класса специальной (коррекционной )школы....