Программа учебного курса "Теория и практика сочинений разных жанров"
элективный курс по русскому языку (8 класс)
Программа учебного курса "Теория и практика сочинений разных жанров". 8 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teoriya_i_praktika_sochineiy_8.docx | 44.51 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного курса по русскому языку для 8 класса "Теория и практика написания сочинений разных жанров" подготовлена на основе ФГОС ООО, ФОП ООО (Приказ от 18.05.2023 года №370), Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г № 637-р), федеральной рабочей программы воспитания, с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, учебного плана МАОУ СОШ №56 г. Тюмени,
Для оценки достижений обучающихся используются следующие виды и формы контроля: тест, зачет, сочинение, контрольное изложение, письмо по памяти, защита проектов.
Освоение программы сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся.
Целью промежуточной аттестации обучающихся является определение степени освоения ими учебного материала по пройденным учебным предметам, курсам в рамках освоения основных образовательных программ за учебный год
Цели курса:
- совершенствование навыков устной и письменной речи;
- систематизация знаний по теории сочинения, выработка навыка применять полученные знания на практике через систему творческих заданий, речетворческих упражнений, написание сочинений;
- развитие творческих способностей обучающихся.
Задачи курса:
- научить учащихся концентрироваться на проблеме, собирать и осмысливать информацию;
- формировать творческое воображение как направление интеллектуального и личностного развития ученика, образное мышление подростков;
- воспитывать заинтересованного читателя, способного воспринимать и оценивать мастерство писателя;
- совершенствовать речевую культуру учащихся;
- развивать коммуникативнось обучающихся.
Новизна данного курса заключается в осуществлении системно - деятельностного подхода к организации деятельности учащихся по усвоению теории литературы и русского языка и применению этих знаний на практике (при анализе художественного произведения и при написании сочинения). Обучение по данному курсу позволяет развивать коммуникативные, литературоведческие компетентности учащихся через обращение к шедеврам русской литературы 19-20 вв.
Актуальность курса.
Сочинение – один из жанров литературного творчества учащихся, наряду с изложением, исследовательской работой и др., это оформление (изложение) учащимися собственных мыслей на определённую тему (заданную или самостоятельно выбранную). Цель сочинения – формировать коммуникативные умения, развивать логическое и абстрактное мышление, раскрывать эстетические способности, пополнять фактические знания и др.
Л.Н. Толстой отмечал: «Не бывает никогда ни у кого, чтобы было легко писать, чтобы «лилось из-под пера»…Писать всегда трудно, и чем труднее, тем лучше выходит».
Место курса в учебном плане
Программа учебного курса « Теория и практика написания сочинений различных жанров языку рассчитана на 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год.
Планируемые результаты изучения курса
Личностными результатами являются:
- бережное отношение к русскому языку как неотъемлемой части русской культуры, как основе гражданской идентичности; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
- уважение к своему народу, его прошлому, отражённому в языке;
- осознание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
- осознание своего места в поликультурном мире;
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития гуманитарной науки; готовность участвовать в диалоге культур;
- потребность саморазвития, в том числе речевого, понимание роли языка в процессах познания;
- готовность к самостоятельной творческой и ответственной деятельности;
- готовность и способность вести диалог с другими людьми; сформированность навыков сотрудничества;
- эстетическое отношение к языку и речи, осознание их выразительных возможностей;
- нравственное сознание и поведение на основе общечеловеческих ценностей.
Метапредметными результатами являются:
- умение эффективно общаться в процессе совместной деятельности со всеми её участниками, не допускать конфликтов;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности; использование различных методов познания; владение логическими операциями анализа, синтеза, сравнения;
- способность к самостоятельному поиску информации, в том числе умение пользоваться лингвистическими словарями;
- умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- владение всеми видами речевой деятельности: говорением, слушанием, чтением и письмом;
- умение выражать своё отношение к действительности и создавать устные и письменные тексты разных стилей и жанров с учётом речевой ситуации (коммуникативной цели, условий общения, адресата и т. д.);
- свободное владение устной и письменной формой речи, диалогом и монологом;
- умение определять цели деятельности и планировать её, контролировать и корректировать деятельность;
- умение оценивать свою и чужую речь с эстетических и нравственных позиций;
- умение выбирать стратегию поведения, позволяющую достичь максимального эффекта.
Предметными результатами являются:
- сформированность представлений о лингвистике как части общечеловеческого гуманитарного знания, основных направлениях развития русистики, выдающихся учёных-русистах;
- сформированность представлений о языке как знаковой системе, закономерностях его развития, функциях языка;
- освоение базовых понятий лингвистики: язык и речь, функции языка, речевая деятельность, речевая ситуация; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; текст, признаки и категории текста; типы и стили речи; литературный язык, нормы литературного языка; основные аспекты культуры речи; устная и письменная форма речи; синонимика русского языка; источники расширения словарного состава современного русского языка;
- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка;
- владение знаниями о языковой норме, её функциях и вариантах; практическое овладение основными нормами современного литературного языка;
- владение нормами речевого поведения в различных ситуациях общения;
- сформированность умений анализировать языковые единицы; владение различными видами анализа слов, словосочетаний и предложений, текстов разных типов речи;
- сформированность умений анализировать языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;
- владение различными приёмами редактирования текстов;
- сформированность умений лингвистического анализа текстов разных стилей и жанров;
- сформированность умений проводить лингвистический эксперимент и использовать его результаты в речевой практике.
В результате изучения учащиеся научатся:
- понимание определяющей роли русского языка в развитии творческих способностей, моральных качеств личности;
- осознание эстетической ценности русского языка; стремление к речевому самосовершенствованию;
- обогащение словарного запаса и усвоение грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств.
- овладение пониманием информации устного и письменного высказывания, восприятием на слух текстов разных стилей и жанров;
- способность извлекать информацию из различных литературных источников, из справочников, словарей;
- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
- умение оценивать достигнутые результаты, вносить исправления, дополнения;
- умение создавать тексты с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
- способность правильно излагать свои мысли, соблюдать нормы русского языка.
Получат возможность научиться:
- соотносить сочинение как один из видов письменного общения;
- освоить базовые понятия при создании теста: композиция сочинения, виды вступления и заключения; жанровое своеобразие сочинений; аргументация в сочинении; использование различных видов аргументации: литературных источников, жизненного опыта, средств массовой информации и т.д;
- пользоваться стилистическими и лексическими ресурсами при написании текстов, основными нормами русского литературного языка; использование художественных средств и приёмов выразительности в соответствии с функциональными разновидностями текстов.
Содержание курса.
- Речь и речевая деятельность человека. Письменная речь. Основные особенности письменной речи.
- Текст. Его особенности. Связь предложений в тексте. Композиция текста. Виды вступлений и заключений.
- Жанры школьных сочинений.
- План сочинения. Подбор и систематизация материала для сочинения. Последовательность, логичность, связность изложения.
- Создание текстов на основе предложенных письменных или устных чужих текстов.
- Создание текста на предложенную тему.
- Анализ написанного текста. Соответствие теме. Речевые нормы русского языка. Работа с черновиком.
Тематическое планирование
по учебному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров»
8 класс
№ | Содержание | Виды деятельности |
1 | Вводный урок. Речь и речевая деятельность человека. Письменная речь. Основные особенности письменной речи. | Усваивают особенности письменной речи. Редактируют тексты с нарушениями норм письменной речи. |
2 | Текст. Его особенности. Связь предложений в тексте. | Знакомятся с видами связи предложений в тексте. В текстах находят примеры различных видов связи предложений. Составляют текст. |
3 | Композиция текста. Трёхчастная структура текста. | Распознают границы частей текста. В предложенных текстах определяют структуру. |
4 | Виды вступлений. С чего начать сочинение. | Знакомятся с видами вступлений к сочинению. Пишут различные виды вступлений к сочинению на предложенную тему. |
5 -6 | Основная часть сочинения. | Учатся избегать пересказа текста; изложения сведений, не имеющих прямого отношения к теме. Осваивают умение логично, аргументировано излагать мысли. Подбирают аргументы на предложенные темы. |
7 | Оформление примеров из художественных текстов. Цитирование, пересказ фрагментов текста. Способы связи примеров и основного текста. | Знакомятся с приёмами введения в текст сочинения примеров. Учатся оформлению цитирования, сжатому пересказу. |
8 | Виды заключений. | Знакомятся с видами заключений: выводом, концовкой ответом, ответом на вопрос, поставленный в начале сочинения, описанием впечатления, которое произвело произведение. Пишут различные виды концовки по предложенной теме. |
9 | План сочинения. | Работают над составлением плана предложенного текста. Составляют план на данную тему. |
10 - 11 | Подбор и систематизация материала для сочинения. | Тренируются в подборе материала к сочинению. |
12 | Последовательность, логичность, связность изложения. | Редактируют тексты, подбирают материал в соответствии с планом сочинения. |
13 | Сочинение-описание. | Усваивают особенности описания. Вводят в предложенные тексты |
элементы описания. | ||
14 -15 | Сочинение-рассказ с элементами описания | Знакомятся с композицией рассказа. Пишут рассказ на предложенную тему, вводят в него описание. |
16 | Особенности написания сочинения-рассуждения. | Усваивают композицию сочинения-рассуждения. Тренируются в написании данного вида сочинений. |
17 -18 | Сочинение-рассуждение на этические темы. | Дают определение различным этическим понятиям, пишут сочинений на одно из них. |
19 - 20 | Сочинение-рассуждение на основе предложенных письменных или устных чужих текстов. | Учатся анализировать предложенные тексты с точки зрения поднятых в них проблем, пишут сочинения рассуждения на основе текста. |
21 | Жанры школьных сочинений. Алгоритмы создания текстов различных жанров. | Усваивают алгоритмы написания сочинений разных жанров. |
22 | Сочинение-эссе. | Тренируются в написании эссе. |
23 | Сочинение-этюд | Тренируются в написании этюда. |
24 | Сочинение-письмо | Тренируются в написании письма. |
25 | Сочинение-страничка из дневника. | Тренируются в написании странички из дневника. |
26-27 | Работа с исходным текстом. Обучение подбору материала на заданную тему. | Развивают навык анализа предложенного текста и подбора материала из него на предложенную тему. |
28 | Аргументы в сочинении-рассуждении. Источники аргументов (Литературные произведения, собственный жизненный опыт, материалы средств массовой информации, пословицы, статистические данные и т. д.) | Активизируют знания об аргументации своего мнения. Создают базу аргументов на предложенные темы. |
29 | Написание черновика и работа с ним. Соответствие теме, достаточность аргументации, последовательность изложения, речевое оформление, орфографическая и пунктуационная грамотность. | Тренируются в написании черновика сочинения на предложенную тему. |
30 | Как сделать сочинение оригинальным. | Усваивают приёмы, помогающие создать оригинальный текст. Практически работают с текстом, делая его оригинальным. |
31-32 | Практическая работа по написанию сочинения. | Работают над созданием авторских текстов сочинений на различные темы. |
33-34 | Итоговый урок. | Систематизируют изученный материал. |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | № учебной недели | Тема урока (содержание) | ЦОР / ЭОР |
1 | 1 | Вводный урок. Речь и речевая деятельность человека. Письменная речь. Основные особенности письменной речи. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fba97dee |
2 | 2 | Текст. Его особенности. Связь предложений в тексте. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fba97f9c |
3 | 3 | Композиция текста. Трёхчастная структура текста. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fba98208 |
4 | 4 | Виды вступлений. С чего начать сочинение. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fba97dee |
5 | 5 | Основная часть сочинения. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fba97dee |
6 | 6 | Основная часть сочинения. Проба пера | |
7 | 7 | Оформление примеров из художественных текстов. Цитирование, пересказ фрагментов текста. Способы связи примеров и основного текста. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fba97dee |
8 | 8 | Виды заключений | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fba97dee |
9 | 9 | План сочинения. | |
10 | 10 | Подбор и систематизация материала для сочинения. | |
11 | 11 | Подбор и систематизация материала для сочинения. Составление плана | |
12 | 12 | Последовательность, логичность, связность изложения | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fba97dee |
13 | 13 | Сочинение-описание. | |
14 | 14 | Сочинение-рассказ с элементами описания | |
15 | 15 | Сочинение-рассказ с элементами описания. | |
16 | 16 | Особенности написания сочинения-рассуждения | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fba97dee |
17 | 17 | Сочинение-рассуждение на этические темы. | |
18 | 18 | Сочинение-рассуждение на этическую тему: « Что такое нравственный выбор?» | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fba97dee |
19 | 19 | Сочинение-рассуждение на основе предложенных письменных или устных чужих текстов. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fba97dee |
20 | 20 | Сочинение-рассуждение на основе предложенных письменных или устных чужих текстов. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fba97dee |
21 | 21 | Жанры школьных сочинений. Алгоритмы создания текстов различных жанров. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fba97dee |
22 | 22 | Сочинение-эссе. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fba97dee |
23 | 23 | Сочинение-этюд | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fba97dee |
24 | 24 | Сочинение-письмо | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fba97dee |
25 | 25 | Сочинение-страничка из дневника. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fba97dee |
26 | 26 | Работа с исходным текстом. | |
27 | 27 | Обучение подбору материала на заданную тему. | |
28 | 28 | Аргументы в сочинении-рассуждении. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fba97dee |
29 | 29 | Источники аргументов (Литературные произведения, собственный жизненный опыт, материалы средств массовой информации, пословицы, статистические данные и т. д.) | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fba97dee |
30 | 30 | Написание черновика и работа с ним. Соответствие теме, достаточность аргументации, последовательность изложения, речевое оформление, орфографическая и пунктуационная грамотность. | |
31 | 31 | Как сделать сочинение оригинальным | |
32 | 32 | Практическая работа по написанию сочинения. | |
33 | 33 | Практическая работа по написанию сочинения. | |
34 | 34 | Итоговый урок |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса "Теория и практика сочинений разных жанров"
Программа элективного курса «Теория и практика сочинений разных жанров». 34 часа. Пояснительная записка. Элективный курс «Теория и практика сочинений разных жанров» предложена д...
Элективный курс по русскому языку "Теория и практика сочинений разных жанров"
Данную работу можно использовать в 8-9 классах для дополнительных занятий с учащимися, для платных занятий, для ведения кружка по русскому языку....
Элективный курс "Теория и практика сочинений разных жанров"
Элективный курс для учащихся 9 классов...
Программа для работы кружка. "Теория и практика сочинений разных жанров". 10 класс
Программа для занятий в системе дополнительного образования. "Теория и практика разных жанров" 10 класс....
Теория и практика сочинений разных жанров
Рабочая программа составлена с учетом программы по русскому языку «Русский язык 10-11 классы под редакцией Н. Г. Гольцовой (базовый и профильный уровни), Москва, «Русское слово...
Программа факультативного курса "Теория и практика сочинений разных жанров"
Актуальность данного факультативного курса заключается прежде всего в том,что полученные знания способствуют формированию умения грамотно выражатьсвои мысли и создавать собственные высказывания с учет...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебный предмет – русский язык («Теория и практика сочинений разных жанров»)
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Усть-...