Программа учебного курса "Теория и практика сочинений разных жанров"
элективный курс по русскому языку (8 класс)

Ковина Ирина Анатольевна

Программа учебного курса "Теория и практика сочинений разных жанров". 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teoriya_i_praktika_sochineiy_8.docx44.51 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа  учебного курса по русскому языку для 8  класса "Теория и практика написания сочинений разных жанров" подготовлена на основе ФГОС ООО, ФОП ООО (Приказ от 18.05.2023 года №370), Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г № 637-р), федеральной рабочей программы воспитания, с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, учебного плана МАОУ СОШ №56 г. Тюмени,

Для оценки достижений обучающихся  используются следующие виды и формы контроля:    тест, зачет, сочинение, контрольное изложение, письмо по памяти, защита проектов.

Освоение программы сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся.

 Целью промежуточной аттестации обучающихся является определение степени освоения ими учебного материала по пройденным учебным предметам, курсам в рамках освоения основных образовательных программ за учебный год

Цели курса: 

  1. совершенствование навыков устной и письменной речи;
  2. систематизация  знаний по теории сочинения, выработка навыка применять  полученные знания на практике через систему творческих заданий, речетворческих упражнений, написание сочинений;
  3. развитие творческих способностей обучающихся.

Задачи курса:

  1. научить учащихся концентрироваться на проблеме, собирать и осмысливать информацию;
  2. формировать творческое воображение как направление интеллектуального и личностного развития ученика, образное мышление подростков;
  3. воспитывать заинтересованного читателя, способного воспринимать и оценивать мастерство писателя;
  4. совершенствовать речевую культуру учащихся;
  5. развивать коммуникативнось обучающихся.

Новизна данного курса заключается в осуществлении системно - деятельностного  подхода к организации деятельности учащихся по усвоению теории литературы и русского языка  и применению этих знаний на практике (при анализе художественного произведения и при написании сочинения). Обучение по данному курсу позволяет  развивать коммуникативные, литературоведческие  компетентности учащихся через обращение к шедеврам русской литературы 19-20 вв.

Актуальность  курса.

Сочинение – один из жанров литературного творчества учащихся, наряду с изложением,  исследовательской работой и др., это оформление (изложение) учащимися собственных мыслей на определённую тему (заданную или самостоятельно выбранную). Цель сочинения – формировать коммуникативные умения, развивать логическое и абстрактное мышление, раскрывать эстетические способности, пополнять фактические знания и др.

Л.Н. Толстой отмечал: «Не бывает никогда ни  у кого, чтобы было легко писать, чтобы «лилось из-под пера»…Писать всегда трудно, и чем труднее, тем лучше выходит».

Место курса в учебном плане

Программа учебного курса « Теория и практика написания сочинений различных жанров языку рассчитана на   1 час в неделю, что составляет 34 часа в год.

Планируемые результаты изучения курса

Личностными результатами являются:

  1. бережное отношение к русскому языку как неотъемлемой части русской культуры, как основе гражданской идентичности; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
  2. уважение к своему народу, его прошлому, отражённому в языке;
  3. осознание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
  4. осознание своего места в поликультурном мире;
  5. сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития гуманитарной науки; готовность участвовать в диалоге культур;
  6. потребность саморазвития, в том числе речевого, понимание роли языка в процессах познания;
  7. готовность к самостоятельной творческой и ответственной деятельности;
  8. готовность и способность вести диалог с другими людьми; сформированность навыков сотрудничества;
  9. эстетическое отношение к языку и речи, осознание их выразительных возможностей;
  10. нравственное сознание и поведение на основе общечеловеческих ценностей.

Метапредметными результатами являются:

  1. умение эффективно общаться в процессе совместной деятельности со всеми её участниками, не допускать конфликтов;
  2. владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности; использование различных методов познания; владение логическими операциями анализа, синтеза, сравнения;
  3. способность к самостоятельному поиску информации, в том числе умение пользоваться лингвистическими словарями;
  4. умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
  5. владение всеми видами речевой деятельности: говорением, слушанием, чтением и письмом;
  6. умение выражать своё отношение к действительности и создавать устные и письменные тексты разных стилей и жанров с учётом речевой ситуации (коммуникативной цели, условий общения, адресата и т. д.);
  7. свободное владение устной и письменной формой речи, диалогом и монологом;
  8. умение определять цели деятельности и планировать её, контролировать и корректировать деятельность;
  9. умение оценивать свою и чужую речь с эстетических и нравственных позиций;
  10. умение выбирать стратегию поведения, позволяющую достичь максимального эффекта.

Предметными результатами являются:

  1. сформированность представлений о лингвистике как части общечеловеческого гуманитарного знания, основных направлениях развития русистики, выдающихся учёных-русистах;
  2. сформированность представлений о языке как знаковой системе, закономерностях его развития, функциях языка;
  3. освоение базовых понятий лингвистики: язык и речь, функции языка, речевая деятельность, речевая ситуация; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; текст, признаки и категории текста; типы и стили речи; литературный язык, нормы литературного языка; основные аспекты культуры речи; устная и письменная форма речи; синонимика русского языка; источники расширения словарного состава современного русского языка;
  4. овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка;
  5. владение знаниями о языковой норме, её функциях и вариантах; практическое овладение основными нормами современного литературного языка;
  6. владение нормами речевого поведения в различных ситуациях общения;
  7. сформированность умений анализировать языковые единицы; владение различными видами анализа слов, словосочетаний и предложений, текстов разных типов речи;
  8. сформированность умений анализировать языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;
  9. владение различными приёмами редактирования текстов;
  10. сформированность умений лингвистического анализа текстов разных стилей и жанров;
  11. сформированность умений проводить лингвистический эксперимент и использовать его результаты в речевой практике.

В результате изучения учащиеся научатся:

  • понимание определяющей роли русского языка в развитии творческих способностей, моральных качеств личности;
  • осознание эстетической ценности русского языка; стремление к речевому самосовершенствованию;
  • обогащение словарного запаса и усвоение грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств.

  • овладение пониманием информации устного и письменного высказывания, восприятием на слух текстов разных стилей и жанров;
  • способность извлекать информацию из различных литературных источников, из справочников, словарей;

  • овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
  • умение оценивать достигнутые результаты, вносить исправления, дополнения;
  • умение создавать тексты с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
  • способность правильно излагать свои мысли, соблюдать нормы русского языка.

Получат возможность научиться:

  • соотносить сочинение как один из видов письменного общения;
  • освоить базовые понятия при создании теста: композиция сочинения, виды вступления и заключения; жанровое своеобразие сочинений; аргументация в сочинении; использование различных видов аргументации: литературных источников, жизненного опыта, средств массовой информации и т.д;
  • пользоваться стилистическими и лексическими ресурсами при написании текстов, основными нормами русского литературного языка; использование художественных средств и приёмов выразительности в соответствии с функциональными разновидностями текстов.

Содержание курса.

  1. Речь и речевая деятельность человека. Письменная речь. Основные особенности письменной речи.
  2. Текст. Его особенности. Связь предложений в тексте. Композиция текста. Виды вступлений и заключений.
  3. Жанры школьных сочинений.
  4. План сочинения. Подбор и систематизация материала для сочинения. Последовательность, логичность, связность изложения.
  5. Создание текстов на основе предложенных письменных или устных чужих текстов.
  6. Создание текста на предложенную тему.
  7. Анализ написанного текста. Соответствие теме. Речевые нормы русского языка. Работа с черновиком.

Тематическое планирование

по учебному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров»

8 класс

Содержание

Виды деятельности

1

Вводный урок. Речь и речевая деятельность человека. Письменная        речь.        Основные        особенности        письменной

речи.

Усваивают особенности письменной речи. Редактируют тексты с нарушениями норм письменной речи.

2

Текст. Его особенности. Связь предложений в тексте.

Знакомятся с видами связи предложений в тексте. В текстах

находят        примеры        различных        видов        связи        предложений. Составляют текст.

3

Композиция текста. Трёхчастная структура текста.

Распознают границы частей текста. В предложенных текстах

определяют структуру.

4

Виды вступлений. С чего начать сочинение.

Знакомятся с видами вступлений к сочинению. Пишут различные

виды вступлений к сочинению на предложенную тему.

5 -6

Основная часть сочинения.

Учатся избегать пересказа текста; изложения сведений, не имеющих прямого отношения к теме.

Осваивают умение логично, аргументировано излагать мысли. Подбирают аргументы на предложенные темы.

7

Оформление примеров из художественных текстов. Цитирование, пересказ фрагментов текста. Способы связи

примеров и основного текста.

Знакомятся с приёмами введения в текст сочинения примеров. Учатся оформлению цитирования, сжатому пересказу.

8

Виды заключений.

Знакомятся с видами заключений: выводом,

концовкой ответом, ответом на вопрос, поставленный в начале сочинения, описанием впечатления, которое произвело произведение. Пишут различные виды концовки по предложенной теме.

9

План сочинения.

Работают        над        составлением        плана        предложенного        текста.

Составляют план на данную тему.

10 -

11

Подбор и систематизация материала для сочинения.

Тренируются в подборе материала к сочинению.

12

Последовательность, логичность, связность изложения.

Редактируют тексты,   подбирают   материал   в   соответствии   с

планом сочинения.

13

Сочинение-описание.

Усваивают особенности описания. Вводят в предложенные тексты

элементы описания.

14 -15

Сочинение-рассказ с элементами описания

Знакомятся        с        композицией        рассказа.        Пишут        рассказ        на

предложенную тему, вводят в него описание.

16

Особенности написания сочинения-рассуждения.

Усваивают композицию сочинения-рассуждения. Тренируются в

написании данного вида сочинений.

17 -18

Сочинение-рассуждение на этические темы.

Дают        определение        различным        этическим        понятиям,        пишут

сочинений на одно из них.

19 -

20

Сочинение-рассуждение        на        основе        предложенных письменных или устных чужих текстов.

Учатся анализировать предложенные тексты с точки зрения

поднятых в них проблем, пишут сочинения рассуждения на основе текста.

21

Жанры школьных сочинений. Алгоритмы создания текстов

различных жанров.

Усваивают алгоритмы написания сочинений разных жанров.

22

Сочинение-эссе.

Тренируются в написании эссе.

23

Сочинение-этюд

Тренируются в написании этюда.

24

Сочинение-письмо

Тренируются в написании письма.

25

Сочинение-страничка из дневника.

Тренируются в написании странички из дневника.

26-27

Работа с исходным текстом. Обучение подбору материала

на заданную тему.

Развивают навык   анализа   предложенного   текста   и   подбора

материала из него на предложенную тему.

28

Аргументы                в        сочинении-рассуждении.                Источники аргументов        (Литературные        произведения,        собственный

жизненный        опыт,        материалы        средств        массовой информации, пословицы, статистические данные и т. д.)

Активизируют знания об аргументации своего мнения. Создают базу аргументов на предложенные темы.

29

Написание черновика и работа с ним. Соответствие теме, достаточность аргументации, последовательность изложения, речевое оформление, орфографическая и

пунктуационная грамотность.

Тренируются в написании черновика сочинения на предложенную тему.

30

Как сделать сочинение оригинальным.

Усваивают приёмы, помогающие создать оригинальный текст.

Практически работают с текстом, делая его оригинальным.

31-32

Практическая работа по написанию сочинения.

Работают        над        созданием        авторских        текстов        сочинений        на

различные темы.

33-34

Итоговый урок.

Систематизируют изученный материал.

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

        

№ урока

№ учебной недели

Тема урока (содержание)

ЦОР / ЭОР

1

1

Вводный урок. Речь и речевая деятельность человека. Письменная        речь.

Основные        особенности        письменной речи.

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fba97dee

2

2

Текст. Его особенности. Связь предложений в тексте.

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fba97f9c

3

3

Композиция текста. Трёхчастная структура текста.

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fba98208

4

4

Виды вступлений. С чего начать сочинение.

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fba97dee

5

5

Основная часть сочинения.

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fba97dee

6

6

Основная часть сочинения. Проба пера

7

7

Оформление примеров из художественных текстов. Цитирование, пересказ фрагментов текста. Способы связи

примеров и основного текста.

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fba97dee

8

8

Виды заключений

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fba97dee

9

9

План сочинения.

10

10

Подбор и систематизация материала для сочинения.

11

11

Подбор и систематизация материала для сочинения. Составление плана

12

12

Последовательность, логичность, связность изложения

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fba97dee

13

13

Сочинение-описание.

14

14

Сочинение-рассказ с элементами описания

15

15

Сочинение-рассказ с элементами описания.

16

16

Особенности написания сочинения-рассуждения

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fba97dee

17

17

Сочинение-рассуждение на этические темы.

18

18

Сочинение-рассуждение на этическую тему: « Что такое нравственный выбор?»

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fba97dee

19

19

Сочинение-рассуждение        на        основе         предложенных письменных или устных чужих текстов.

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fba97dee

20

20

Сочинение-рассуждение        на        основе  предложенных письменных или устных чужих текстов.

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fba97dee

21

21

Жанры школьных сочинений. Алгоритмы создания текстов

различных жанров.

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fba97dee

22

22

Сочинение-эссе.

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fba97dee

23

23

Сочинение-этюд

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fba97dee

24

24

Сочинение-письмо

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fba97dee

25

25

Сочинение-страничка из дневника.

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fba97dee

26

26

Работа с исходным текстом.

27

27

Обучение подбору материала на заданную тему.

28

28

Аргументы        в        сочинении-рассуждении.        

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fba97dee

29

29

Источники                      аргументов   (Литературные произведения,        собственный

жизненный        опыт,        материалы средств массовой информации, пословицы, статистические данные и т. д.)

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fba97dee

30

30

Написание черновика и работа с ним. Соответствие теме, достаточность аргументации, последовательность изложения, речевое оформление, орфографическая и

пунктуационная грамотность.

31

31

Как сделать сочинение оригинальным

32

32

Практическая работа по написанию сочинения.

33

33

Практическая работа по написанию сочинения.

34

34

Итоговый урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Теория и практика сочинений разных жанров"

Программа элективного курса «Теория и практика сочинений разных жанров». 34 часа. Пояснительная записка.   Элективный курс «Теория и практика сочинений разных жанров» предложена д...

Элективный курс по русскому языку "Теория и практика сочинений разных жанров"

Данную работу можно использовать в 8-9 классах для дополнительных занятий с учащимися, для платных занятий, для ведения кружка по русскому языку....

Элективный курс "Теория и практика сочинений разных жанров"

Элективный курс для учащихся 9 классов...

Программа для работы кружка. "Теория и практика сочинений разных жанров". 10 класс

Программа для занятий в системе дополнительного образования. "Теория и практика разных жанров" 10 класс....

Теория и практика сочинений разных жанров

Рабочая программа составлена с учетом программы по русскому языку «Русский язык 10-11 классы под редакцией Н. Г. Гольцовой  (базовый и профильный уровни), Москва, «Русское слово...

Программа факультативного курса "Теория и практика сочинений разных жанров"

Актуальность данного факультативного курса заключается прежде всего в том,что полученные знания способствуют формированию умения грамотно выражатьсвои мысли и создавать собственные высказывания с учет...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебный предмет – русский язык («Теория и практика сочинений разных жанров»)

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Усть-...