Элективный курс "Теория и практика сочинений разных жанров"
элективный курс по русскому языку (9 класс) по теме
Элективный курс для учащихся 9 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teoriya_i_praktika_sochineniy_raznykh_zhanrov.doc | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Элективный курс
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОЧИНЕНИЙ РАЗНЫХ ЖАНРОВ
(для учащихся 9 классов)
Составитель:
Куртесова Ольга Петровна,
учитель русского языка и литературы.
Пояснительная записка
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов (количество – 16 часов), в рамках которого школьники систематизируют полученные знания предметов «Русский язык» и «Литература» и получат первоначальные основы журналистской профессии. Актуальность данного элективного курса состоит в том, что учащиеся расширят свои знания по теме «Теория и практика сочинений разных жанров», будут учиться высказывать свою точку зрения и аргументировано ее отстаивать, ознакомятся с работой журналиста.
Учебно-методический план элективного курса составлен на основе Методического указания к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров» (7-8 классы). Пособие для учителя. Составители Т.А. Ладыженская и Т.С. Зепалова. М., «Просвещение», 1986 год.
Цель курса: Обеспечить овладение теорией и практикой сочинений разных жанров.
Задачи:
- закрепить и углубить знания, развить умения учащихся по теме и основной мысли высказывания, типам и стилям речи;
- совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
- обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования;
- способствовать развитию речи и мышления учащихся на метапредметной основе;
- закрепить и углубить знания, развить умения учащихся по лексике и фразеологии, фонетике и графике, грамматике и правописанию;
- способствовать развитию устной и письменной речи учащихся;
- познакомить с основами журналистской работы.
Учащиеся должны знать:
• основные единицы языка, их признаки;
• смысл понятий: речь устная и письменная, монолог и диалог, сфера и ситуация речевого общения;
• признаки текста; способы и средства связи предложений и смысловых частей текста;
• признаки и жанровые особенности изученных стилей речи;
• функционально-смысловые типы речи, их признаки;
• основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), нормы речевого этикета.
Учащиеся должны уметь:
• различать изученные стили речи;
• определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
• опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
аудирование и чтение:
• адекватно воспринимать информацию устного и письменного сообщения;
• владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
• извлекать информацию из различных источников; пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо:
• создавать тексты изученных стилей и жанров;
• свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• соблюдать в практике речевого общения основные нормы русского литературного языка;
• соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
• соблюдать нормы русского речевого этикета;
• осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить и исправлять грамматические и речевые ошибки и недочеты; совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;
• развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку;
• удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально культурных ситуациях общения;
• увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке.
Значимость элективного курса: курс обеспечивает познавательную, творческую деятельность учащихся и способствует их профессиональному самоопределению. Работа с учащимися выходит за рамки элективного курса: кроме урочной деятельности учащихся (занятия по учебно-тематическому плану курса (лекции – 3,5 часа, практика – 12,5 часов), индивидуальные консультации учащихся), предполагается внеурочная деятельность учащихся (экскурсии в редакцию районной газеты, беседы с главным редактором и корреспондентами районной газеты «Заря», сотрудничество со школьной газетой «Отражение»).
Учебно-тематический план
№ | Название темы | Кол-во часов | Форма проведения | Образовательный продукт | ||
всего | лек- ция | прак- тика | ||||
1 | Введение. Значение курса, его задачи. Повторение изученного о теме и основной мысли высказывания. | 1 | 1 | Работа по определению темы и основной мысли высказывания. | Тема, основная мысль высказывания. | |
2 | Тезисы и конспект, их отличие от плана. Цитирование. | 1 | 1 | Работа по статье В.Астафьева «Вам продолжать эту жизнь». Работа по книге «Развивайте дар слова» | План статьи, тезисы, конспект, цитаты. | |
3 | Доклад. Сообщение о докладе, требования к докладу. | 1 | 1 | Работа по отбору материала по теме. Оформление доклада. | Доклад на литературную тему. | |
4 | Характеристика. Сравнительная характеристика. | 1 | 1 | Работа над составлением характеристики, выделение главных черт характера. | Характеристика хорошо знакомого человека. Сравнительная характеристика литературных героев. | |
5 | Репортаж. | 1 | 1 | Работа над составлением репортажа | Репортаж по выбранной теме. | |
6 | Аннотация. Отзыв. | 1 | 1 | Работа по приблизительной схеме работы над рецензией | Аннотация на прочитанную книгу. Отзыв о любимом кинофильме. | |
7 | Путевые заметки. | 1 | 1 | Работа по отрывкам из книги Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» | Путевые заметки | |
8 | Портретный очерк. | 1 | 0,5 | 0,5 | Просмотр очерков о людях нашего района из газеты «Заря», их анализ. | Портретный очерк на тему «Люди нашего района» |
9 | Статья в газету | 1 | 1 | Работа по составлению статьи, отбор материала. | Статья на тему «Школьная жизнь» или на морально-этическую тему. | |
10 | Устный рассказ. Рассказ с необычным построением. | 1 | 1 | Требования к устному рассказу. Знакомство с рассказами с необычным построением. | Рассказ с необычным построением. | |
11 | Юмористический рассказ. Фельетон. | 1 | 1 | Работа над рассказами Чехова и Зощенко, чем создается юмор в рассказе. Особенности фельетона. | Юмористический рассказ или фельетон. | |
12 | Сочинение на литературную тему | 1 | 0,5 | 0,5 | Работа по осмыслению темы, соответствию темы и содержания. Композиционное построение сочинения. | Сочинение на литературную тему. |
13 | Сочинение на свободную тему. | 1 | 1 | Работа над выбором темы. Отбор материала. | Сочинение на свободную тему. | |
14 | Сочинение публицистического характера с описанием памятника | 1 | 0,5 | 0,5 | Повторение типа речи: описание. Основные признаки публицистического стиля речи. | Сочинение публицистического характера с описанием памятника |
15 | Сочинение проблемного характера | 1 | 1 | Выделение социально значимых вопросов; полемический характер. Повторение типа речи: рассуждение. | Сочинение проблемного характера | |
16 | Творческий отчет учащихся. | 1 | 1 | Контроль по теме: демонстрация умений и навыков в написании сочинений разных жанров. | Творческие работы учащихся: сочинения разных жанров. Выпуск стенной газеты «Вестник школы». |
Содержание образования
Курс состоит из 16 занятий, которые помогут учащимся овладеть теорией и практикой сочинений разных жанров. Внимание уделяется публицистическому и художественному стилям. Это диктуется социальной значимостью названных стилей, требованиями, предъявляемыми к школе с точки зрения современных задач общества, практическими потребностями, возникающими у учащихся в связи с окончанием школы и вступлением в активную самостоятельную жизнь. Исключительную важность приобретает не просто ознакомление, а практическое овладение публицистическим и художественным стилям речи, их основополагающими элементами, некоторыми жанрами названных стилей.
Современному школьнику необходимо развивать устную и письменную речь, уметь выделять главное в высказывании, строить текст в соответствии с требованиями нужного стиля речи, расширять и пополнять словарный запас, знакомиться с богатством лексики русского языка, учиться отбору языковых средств, уметь высказывать свою точку зрения и обосновать ее.
Курс предполагает работу школьника со словарями, газетными статьями, образцами сочинений; общение с другими людьми, умение правильно вести беседу; знакомство с русской литературой; развитие творческих способностей ученика, приобщение учащихся к нравственным эстетическим ценностям литературы, что окажет положительное влияние на формирование личности учащихся. Возрастает роль разнообразных видов самостоятельной работы, таких, как составление плана, тезисов, конспекта, подготовка доклада, написание аннотаций и т.д.; творческие работы в жанре очерка, рассказа и т.п. Организуется наблюдения за речью окружающих, сбор соответствующего языкового материала с последующим его использованием по заданию учителя. Усиливаются метапредметные связи.
Курс позволяет получить учащимся опыт познавательной деятельности, опыт эмоционально-ценностных отношений, способствует развитию творческих способностей учащихся, их коммуникативных умений, создает условия для приобретения навыков профессионального самоопределения.
Список литературы для учителя:
- Русский язык и культура речи. Конспект лекций. Высшее образование Сидорова М.Ю., Савельев В.С. М., «Айрис пресс»,2005.
- Стилистика русского языка. Высшее образование. Голуб И.Б. М., «Айрис пресс»,2005.
- Теория и практика сочинений разных жанров (7-8 классы). Ладыженская Т.А., Т.С. Зепалова.
Список литературы для учителя и учащихся:
- 1700 лучших сочинений. Для школьников и поступающих в вузы. Темы. Планы. Образцы. М. «Дрофа»,2002
- Как писать сочинение (школа и вуз), рекомендации, образцы. «Айрис», М., 1996.
- Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. А.И. Власенков, Л.И. Рыбченкова (10-11 класс). М. «Просвещение», 1997
- Сочинения различных жанров в старших классах. Калганова Т.А. М., «Просвещение»,2002.
- Сочинение. Секреты успеха. Композиция. Жанры. Темы. Образцы. Мещерякова М.,«Айрис», М.,2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса "Теория и практика сочинений разных жанров"
Программа элективного курса «Теория и практика сочинений разных жанров». 34 часа. Пояснительная записка. Элективный курс «Теория и практика сочинений разных жанров» предложена д...
Элективный курс по русскому языку "Теория и практика сочинений разных жанров"
Данную работу можно использовать в 8-9 классах для дополнительных занятий с учащимися, для платных занятий, для ведения кружка по русскому языку....
Программа для работы кружка. "Теория и практика сочинений разных жанров". 10 класс
Программа для занятий в системе дополнительного образования. "Теория и практика разных жанров" 10 класс....
Теория и практика сочинений разных жанров
Рабочая программа составлена с учетом программы по русскому языку «Русский язык 10-11 классы под редакцией Н. Г. Гольцовой (базовый и профильный уровни), Москва, «Русское слово...
Программа факультативного курса "Теория и практика сочинений разных жанров"
Актуальность данного факультативного курса заключается прежде всего в том,что полученные знания способствуют формированию умения грамотно выражатьсвои мысли и создавать собственные высказывания с учет...
Программа учебного курса "Теория и практика сочинений разных жанров"
Программа учебного курса "Теория и практика сочинений разных жанров". 8 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебный предмет – русский язык («Теория и практика сочинений разных жанров»)
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Усть-...