Элективный курс по русскому языку "Теория и практика сочинений разных жанров"
элективный курс по русскому языку (9 класс) по теме

Сираева Галина Борисовна

Данную работу можно использовать в 8-9 классах для дополнительных занятий с учащимися, для платных занятий, для ведения кружка по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teoriya_i_praktika_sochineniy_raznyh_zhanrov.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Теория и практика сочинений разных жанров

Программа платного курса для учащихся

                     8-11 классов

                     Сираева Г.Б.

учитель русского языка и литературы

                МОУ «СОШ №49»

Пояснительная записка.

Курс предназначен для учащихся 8-11 классов, рассчитан на 68 часов.

Цели курса:

-закрепить и углубить понятие о теме и основной мысли высказывания;

-помочь учащимся сознательно выбирать темы сочинений;

-заложить основы для формирования у школьников навыков тезирования, конспектирования, цитирования;

-научить школьников составлять аннотацию на книгу;

-закрепить знания об особенностях отзыва и рецензии;

-дать понятие о путевых заметках, портретном очерке, интервью как одном из разновидностей публицистического жанра;

-познакомить учащихся с образцом рассуждения на проблемную тему;

-учить работать над сочинениями повествовательного характера;

-познакомить с особенностями фельетона как сатирического жанра;

-совершенствовать и развивать навыки порождения содержательной, правильной, выразительной, воздействующей речи в устной и письменной форме;

-осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

-владеть различными видами монолога и диалога;

-соблюдать нормы построения текста.

Задачи курса:

-углубить представления учащихся о сочинениях разных жанров;

-научить школьников излагать свои мысли в связной форме;

-приобщить учащихся к работе над книгой и другими источниками знаний, помогающих выработать самостоятельность мышления, умение отстаивать свои убеждения;

-научить правильно и хорошо выражать свои мысли в устной и письменной речи.

По завершении курса учащиеся должны уметь:

-определять тему и основную мысль собственных высказываний;

-конспектировать статьи, лекции, выделять тезисы своего или чужого высказывания, составлять план;

-готовить доклады как разновидность монологического высказывания;

-уметь правильно пользоваться цитатным материалом;

-писать сочинения разных жанров;

-самостоятельно оценивать репортажи, писать о них отзывы4

-составлять аннотацию на книгу;

- писать статьи в газету;

-рецензировать подготовленный материал;

-собирать материал для устных рассказов разных жанров.

При изучении курса возможно применение следующих форм:

-лекции и беседы учителя с изложением теоретического материала;

- самостоятельные наблюдения учащихся над текстом;

- практические занятия, предназначенные для закрепления учащимися полученных знаний;

- работа со справочной литературой.

Формы контроля:

Предусмотрено 8 часа на контроль знаний. (Публичная защита рефератов).

Учебно –тематический план.

Тема программы

Тема занятия

Количество часов

Новый материал

Речевая практика

1.

Тема и основная мысль сочинения.

Значение курса, его задачи. Повторение изученного по теме.

2 часа

Основная мысль ученического высказывания и идейно-тематическое содержание литературного процесса.

Сборник тем(эпиграфов сочинений)

Школьный бюллетень.

2часа

Выпуск бюллетеня  на тему: «Как мы отдыхали летом».

2.

Собирание и систематизация материалов к сочинению.

Тезисы и конспект, их отличие от плана.

2часа

Тезисы и конспект как разновидности сжатого изложения.

Составление те-зисов устного высказывания

Доклад.

2часа

Особенности доклада, подготовка к нему.

Доклады уч-ся на литературные и лингвистические темы.

Цитирование.

1час

Назначение цитат.

Устное сообщ-ие на на тему: «Анализ устного высказывания»

Сочинение на литературную тему.

1час

Составление

плана сочинения

Записные книжки.

1час

Записные книжки как форма литературных заготовок. Их значение.

Репортаж.

2часа

Репортаж как разновидность публицистических жанров.Его особенности.

Подготовка бюллетеня «Мы пишем репортажи и интервью.»

Интервью.

2часа

Интервью как разновидность газетных жанров.

Сочинение-интервью.Беседа с любимым учителем

Сочинение на свободную тему.

2часа

Сочинение на тему: «Если бы мне предложили писать, о чём хочу»

3.

Функциональные разновидности русского языка.

Научный стиль.

2часа

Сферы его использования, назначение. Основные признаки, особенности научного стиля

Культура учебно-научного стиля.

Официально-деловой стиль.

2часа

Сферы его использования, назначение.Основные признаки. Основные жанры.Форма делового документа.

Культура официально-делового общения.

Публицистический стиль.

2часа

Сферы его использования, назначение.Основные

признаки и жанры.

Понятие публичной речи.

Разговорная речь.

2часа

Сферы её использования, назначение. Основные признаки.

Невербальные средства общения.

Культура разговор-

ной речи.

Язык художественной литературы.

2часа

Основные признаки.

4.

Виды речевой деятельности.

Чтение.

1час

Использование разных видов чтения.

Работа с книгой. Приемы работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и интернет-ресурсы.

Аудирование.

1час

Слушание устной монологической речи. Слушание в ситуации диалога.

Применение правил эффективного слушания в ситуации диалога.

Говорение.

1час

Монологические и диалогические выска-

зывания.Диалог различных видов.

Этика речевого

Взаимодействия в спорах и диспутах.

Письмо.

1час

Содержание письменного выска-

зывания и его языковое оформление.

Культура письма.

5.

Особенности устной и письменной речи.

Особенности устной  речи.

2часа

Использование средств  звучащей речи.

Темп, тембр, жесты, мимика.

Риторика как искусство мыслить и говорить.

2часа

Из истории русского

ораторского искусства.

Особенности письменной речи.

2часа

Буквы, знаки препинания, дефис, пробелы.

Образцы русской

письменной

речи.

6.

Совершенствование

написанного.

Совершенствование написанного.

1час

Работа мастеров слова над рукописью.

Библиография.

Аннотация.

1час

Библиографическое

описание книг в анно-

тации. Разновидности

аннотаций.

Составление рекомендательных списков литературы и аннотаций на книги. Выпуск бюллетеня «Рекомендуем прочесть».

7.

Отзыв и рецензия.

Отзыв как разновидность ученического сочинения.

1час

Отзыв-заметка в школьную газету.

Отзыв-заметка дискуссионного характера.

Отличие отзыва от рецензии.

1час

Самостоятельный отзыв с элементами рецензии.

Анализ ученического отзыва с элементами рецензии.

Практическое занятие

1час

Самостоятельное написание отзыва.

Устный отзыв о прочитанном рассказе.

Практическое занятие

1час

Самостоятельное написание рецензии.

Подготовка бюллетеня «Мы обсуждаем новинки».

8.

Описание.

Путевые заметки.

1час

Особенности путевых

заметок как одного из разновидностей публицистических жанров.

Подготовка альбома на тему: «По родному краю».

9.

Очерк.

Портретный очерк.

1час

Особенности портретного очерка

Как одного из видов

Публицистических жанров.

Написать очерк о человеке, которого вы хорошо знаете.

Проблемный очерк.

1час

Особенности проблемного очерка как одного из разновидностей публицистических жанров.

10.

Рассуждение.

Сравнительная характеристика.

2часа

Способы построения сравнительной характеристики.

Сочинение на тему: «Гринев и Швабрин». (По повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»).

Рассуждения проблемного характера.

1час

Особенности этой разновидности рассуждений.

Сочинение на тему: «Какими должны быть люди будущего».

Статья в газету.

2часа

Особенности статьи как одного из газетных жанров.

Написать статью в школьную газету.

11.

Сочинения нетрадиционных жанров.

Эпистолярный жанр(сочинение-письмо).

2часа

Основные требования к сочинениям, написанном в эпистолярном жанре.

Сочинение-письмо «Вы не правы, господин Базаров».

Сочинение-дневник

2часа

Особенности написания сочинений в дневниковом жанре.

12.

Рассказ.

Рассказ с необычным построением.

1час

Композиционные особенности некоторых рассказов.

Подготовка выставки «Они сражались за Родину».

Юмористический рассказ.

1час

Смешное в юмористических рассказ.

Сочинить «Веселые истории».

Фельетон.

1 час

Особенности фельетона как одного из разновидностей газетных жанров.

Устный рассказ.

2 часа

Особенности устных рассказов.

Конкурс на лучший устный рассказ или вечер устных рассказов.

13

Публичная защита рефератов

Психолого-физиологическая подготовка к выступлению. Психологическая готовность к трудностям публичного выступления.

8 часов

Репетиция речи. Выработка уверенности в себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Теория и практика сочинений разных жанров"

Программа элективного курса «Теория и практика сочинений разных жанров». 34 часа. Пояснительная записка.   Элективный курс «Теория и практика сочинений разных жанров» предложена д...

Элективный курс "Теория и практика сочинений разных жанров"

Элективный курс для учащихся 9 классов...

рабочая программа элективного предмета по русскому языку 10 класс "Сочинения разных жанров"

рабочая программа "Сосинения разных жанров" предназначена для учащихся 10 класса, поможет правильно писать сочинения разных жанров...

Рабочая программа элективного курса по литературе 10 класс "Обучение сочинениям разных жанров"

Программа элективного курса поможет подготовить учащихся к написанию итогового сочинения. Рассчитана на 34 урока в год....

Программа факультативного курса "Теория и практика сочинений разных жанров"

Актуальность данного факультативного курса заключается прежде всего в том,что полученные знания способствуют формированию умения грамотно выражатьсвои мысли и создавать собственные высказывания с учет...

Программа учебного курса "Теория и практика сочинений разных жанров"

Программа учебного курса "Теория и практика сочинений разных жанров". 8 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебный предмет – русский язык («Теория и практика сочинений разных жанров»)

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Усть-...