РУП по дисциплине Русский язык специальности Сестринское дело, Лабораторная диагностика
рабочая программа по русскому языку

Марченко Наталья Михайловна

Рабочая Учебная программа по дисциплине Русский язык специальности Сестринское дело, Лабораторная диагностика 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_oud.01_russkiy_yazyk.docx79.87 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД.01 Русский язык

Специальность 34.02.01 Сестринское дело

На базе основного общего образования

Форма обучения очная

Курс 1 семестр 1 – 2

Год начала подготовки 2022

Форма промежуточной аттестации -комплексный экзамен

2022 г.


РАССМОТРЕНА

Протокол заседания предметно-

цикловой комиссии №___

от «____» _________________ 20___ г.

Председатель предметно-цикловой

комиссии №___

__________________/________________/

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности (код, наименование специальности) 34.02.01 Сестринское дело и учебного плана.

ОДОБРЕНА

Методическим советом

ГБПОУ ДЗМ «МК № ___»

Протокол № ___

от «____» _________________ 20___ г. 

СОГЛАСОВАНА

Заведующий библиотекой

__________________/________________/

Начальник методического отдела /

старший методист

__________________/________________/

Состав рабочей группы

по разработке рабочей программы дисциплины ОУД.01 Русский язык

№ п/п

Фамилия, имя, отчество

Ученая степень, звание

Занимаемая должность

Место работы

Подпись

Аношина Анна Валерьевна

к.ф.н.

Преподаватель

ГБПОУ ДЗМ

«МК № 2»

Бондаренко Валентина Васильевна

Преподаватель

ГБПОУ ДЗМ

«Свято-Димитриевское УСМ»

Колсанова Елена Николаевна

Преподаватель

ГБПОУ ДЗМ

«МК №7»

Марченко Наталья Михайловна

Преподаватель

ГБПОУ ДЗМ

«МК №1»

Репина Ирина Анатольевна

Преподаватель

ГБПОУ ДЗМ

«МК №6»

Тимушкова Екатерина Александровна

Преподаватель

ГБПОУ ДЗМ

«МК №5»


Рецензенты:

  1. Акопян Марина Викторовна, преподаватель ГБПОУ ДЗМ «МК №1»
  2. Белобородова Сания Наильевна, преподаватель ГБПОУ ДЗМ «МК №5»
  3. Бондаренко Валентина Васильевна, преподаватель ГБПОУ ДЗМ «Свято-Димитриевское УСМ»
  4. Ланграф Екатерина Николаевна, преподаватель ГБПОУ ДЗМ «МК №6»
  5. Новокщенова Валентина Николаевна, преподаватель ГБПОУ ДЗМ «МК №2»
  6. Приймакова Жанна Алексеевна, преподаватель ГБПОУ ДЗМ «МК №7»

СОДЕРЖАНИЕ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

5

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

7

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ

19

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

22


1.        ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1.        Место дисциплины в структуре основной образовательной программы

Дисциплина ОУД.01 Русский язык является обязательной частью общеобразовательных дисциплин цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 34.02.01 Сестринское дело на базе основного общего образования.

Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные   обязательства по отношению к природе, обществу и человеку

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей

1.2.        Цель и планируемые результаты освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины ОУД.01 является усвоение обучающимися теоретических знаний по русскому языку, формирование языковых и речевых умений, овладение необходимыми общими компетенциями для эффективного использования языка в социальной, профессиональной, культурной деятельности.

В рамках программы дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания

Код

ПК, ОК

Умения

Знания

ОК 1-13

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • осуществлять речевой самоконтроль;
  • оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;
  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  • нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;


2.        СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1.        Рекомендуемое количество часов на освоение дисциплины

Вид учебной работы

Количество ак.час.

Максимальная учебная нагрузка

59

Обязательная аудиторная учебная нагрузка

59

- теоретические занятия

39

- практические занятия

-

Курсовая работа (проект)

-

Самостоятельная работа

20

Итоговая аттестация в форме комплексного экзамена

Рабочая программа для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья разрабатывается индивидуально с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся.

2.2.        Тематический план и содержание дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем в ак.час.

Коды компетенций,

формированию которых способствует элемент программы

1

2

3

4

Раздел 1. Введение. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры.

2

Тема 1.

Введение. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры.

Содержание учебного материала

2

ОК-1 – ОК-13

Язык и общество. Язык как развивающееся явление.

Язык как система. Основные уровни языка.

Понятие о русском литературном языке и языковой норме. Освоение общих закономерностей лингвистического анализа текста.

Выполнение заданий по обобщению знаний о современном русском языке и анализу методов языкового исследования.

Значение русского языка при освоении профессии медицинского работника.

Самостоятельная работа

Раздел 2. Язык и речь. Функциональные стили речи.

8

Тема 2.1.

Язык и речь. Виды речевой деятельности.

Содержание учебного материала

2

ОК-1 – ОК-13

Язык и речь. Понятие речевой коммуникации. Виды речевой деятельности.

Коммуникативные единицы речевого взаимодействия: предложение и текст.

Текст, его основные содержательные признаки. Тема текста, Основная мысль текста, идея.

Типы речи: описание, рассуждение, повествование.

Самостоятельная работа

Тема 2.2. Функциональная стилистика. Разговорный стиль речи.

Содержание учебного материала

2

ОК-1 – ОК-13

Понятие о функциональных стилях речи (разговорный, научный, публицистический, официально-деловой, художественный), признаки и особенности: назначение каждого из стилей, сфера его использования, речевые жанры, стилевые черты.

Разговорный стиль, его основные признаки. Основная функция разговорного стиля. Общая характеристика разговорного стиля – устная форма, непринуждённость, без предварительного отбора языковых средств. Сфера применения, тематика.

Определение типа, стиля, жанра текста (по заданному способу).

Самостоятельная работа

Тема 2.3.

Научный стиль речи. Официально-деловой стиль речи.

Содержание учебного материала

2

ОК-1 – ОК-13

Общая характеристика научного стиля – разновидность книжного стиля литературного языка. Специфика научной речи.

Основные признаки научного стиля: абстрактность, обобщённость, отвлеченность изложения, логичность, точность используемого материала.

Лексика, морфологические особенности, синтаксис научного стиля.

Общая характеристика официально-делового стиля – использование для написания различных служебных документов, деловых бумаг и т. п.

Основные признаки официально-делового стиля: стабильность, замкнутость, стандартизованность.

Лексика, морфологические черты, синтаксис официально-делового стиля. Подстили официально-делового стиля. Жанры, их многообразие.

Самостоятельная работа

Тема 2.4. Публицистический стиль речи. Художественный стиль речи. Культура речи.

Содержание учебного материала

2

ОК-1 – ОК-13

Общая характеристики публицистического стиля речи. Жанры стиля (информационные, аналитические, художественно-публицистические).

Информационная и воздействующая функции публицистического стиля.  

Стилистические особенности лексики (интернациональная политическая лексика, научная терминология, речевые стандарты, клише, шаблонные обороты речи, универсальные слова), особенности словообразования, специфика морфологического строя, синтаксис публицистического стиля речи.

Общая характеристика художественного стиля речи (языка художественной литературы): образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, использование языковых средств других стилей, выражение в нём эстетической функции национального языка.

Язык как первоэлемент художественной литературы.

 Характеристика культурной речи: правильность, чистота, точность, выразительность, логичность, уместность, богатство.

 Соблюдение норм современного литературного языка. Эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, гипербола, литота как средства художественной выразительности.

Самостоятельная работа

Раздел 3. Фонетика и орфоэпия. Лексика и фразеология.

4

Тема 3.1. 

Фонетика и орфоэпия. Благозвучие речи.

Лексика и фразеология. Многозначность слова и омонимия.

Синонимы, антонимы, паронимы.

Содержание учебного материала

2

ОК-1 – ОК-13

Понятие о фонетике и орфоэпии. Нормы произношения звуков, их сочетаний.

Правила произношения. Выразительность речи;

Благозвучие. Образец благозвучия - классические произведения (поэтические). Звуковая организация поэтической речи при чтении вслух.

Нарушение мелодики речи; скопление гласных звуков; повторение одинаковых сочетаний звуков или одинаковых слов.

Лексическая система языка. Лексика как словарный состав языка; как определенная группа слов, объединенных по какому-либо признаку.

Фразеология как состав неделимых, устойчивых, воспроизводимых по памяти оборотов, сочетаний слов.

Слово как единица лексической системы. Форма слова и содержание. Лексическое значение.  Однозначные и многозначные слова. Понятие об омонимах. Омонимы языка и речи. Употребление омонимов.

Лексические и фразеологические словари. Лексический и фразеологический анализ слова. Составление связного высказывания с использованием заданных лексем, в том числе на лингвистическую тему.

Синонимы. Синонимический ряд. Доминанта синонимического ряда. Типы синонимических рядов.

Понятие об антонимах. Разнокорневые и однокорневые антонимы.  Стилистические фигуры художественной литературы на основе антонимии – контраст, антитеза, оксюморон.

Паронимы и их употребление. Речевые ошибки при смешении паронимов.

Лексические нормы. Лексические ошибки.

Морфемный, словообразовательный, этимологический анализ для понимания внутренней формы слова, наблюдения за историческими процессами.

Самостоятельная работа

Тема 3.2.

Лексика с точки зрения её происхождения и употребления. Активный и пассивный состав языка.

Фразеологизмы. Крылатые выражения.

Содержание учебного материала

2

ОК-1 – ОК-13

Русская и заимствованная лексика.

Общеупотребительные слова и слова ограниченного употребления – диалектизмы. Социально ограниченная лексика – термины, профессионализмы, жаргонизмы, арготизмы.

Активный и пассивный словарный запас.  Устаревшие слова – историзмы и архаизмы, новые слова – неологизмы. Индивидуально-авторские неологизмы (окказионализмы).

Стилистическое расслоение лексики и фразеологии.

Смысловая целостность, устойчивость, наличие переносного значения, эмоциональная выразительность – свойства фразеологизмов.  

Крылатые слова, пословицы и поговорки.

Особенности пунктуации и сфера употребления фразеологизмов.

Умелое использование фразеологизмов. ю

Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление. Компонент фразеологизма. Фразеологические синонимы и антонимы.

Самостоятельная работа

Раздел 4. Морфемика и словообразование.

3

Тема 4.1.  

Морфемика и словообразование. Состав слова.

Способы словообразования.

Содержание учебного материала

1

ОК-1 – ОК-13

Понятие морфемы как значимой части слова. Типы морфем. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова.

Непроизводная и производная основа. Производящая основа. Словообразовательные аффиксы.

Словообразование знаменательных частей речи.

Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов.

Словообразовательный анализ. Наблюдение над значением морфем и их функциями в тексте.

Способы словообразования: морфологический и неморфологический.

Морфологические способы: аффиксальные, безаффиксные, сложение, сращение, аббревиация и усечение. Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо.

Неморфологические способы: морфолого-синтаксический, лексико-семантический и лексико-синтаксический.

Чередование согласных и гласных при словообразовании и словоизменении.

Самостоятельная работа

Тема 4.2.  

Понятие об этимологии. Правописание сложных слов, дефисное написание.

Безударные гласные, проверяемые ударением, и чередующиеся гласные в корнях слова.

Правописание приставок. Приставки, оканчивающиеся на з/с. Правописание приставок при- пре-.

Содержание учебного материала

2

ОК-1 – ОК-13

Этимология – раздел языкознания. Происхождение слов и их история.

Этимологический анализ.

Правописание сложных слов, дефисное написание прилагательных, неопределённых местоимений и наречий с приставками, наречий и сложных слов с основной пол-.

Правила проверки правописания безударных гласных корня слова.

Правила правописания чередующихся гласных в корнях слов – а//о, и//е.

Традиционно-историческое (условное) правописание непроверяемых безударных гласных.

Приставки, имеющие постоянное правописание.

Произношение и правописание приставок, оканчивающихся на з/с.   

Гласные и, ы после приставок, оканчивающихся на согласную.

Значение и правописание приставок при-/ пре-.

Употребление ъ после приставок.

Самостоятельная работа

Всего за 1 семестр:

17/9

Раздел 5. Морфология.

8

Тема 5.1.

Морфология.

Имя существительное,

имя прилагательное в профессиональной лексике медицинского работника (с применением интерактивных методов обучения)

Содержание учебного материала

2

ОК-1 – ОК-13

Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция).

Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста. Основные выразительные средства морфологии.

Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имён существительных.

Медицинская терминология в составе имен существительных

Род, число, падеж существительных. Склонение имён существительных.

Правописание окончаний имён существительных.

Правописание суффиксов имен существительных.

Правописание сложных имен существительных.

Морфологический разбор существительного.

Понятие о прилагательном: грамматическое значение, морфологические, словообразовательные, синтаксические признаки.

Лексико-грамматические разряды имён прилагательных.

Степени сравнения имён прилагательных. Краткая форма имен прилагательных. Склонение имен прилагательных.

Словообразование и правописание суффиксов имен прилагательных.

Морфологический разбор имени прилагательного.

Употребление форм имён прилагательных в речи.

Самостоятельная работа

Тема 5.2.

Имя числительное.

Местоимение.

Содержание учебного материала

2

ОК-1 – ОК-13

Лексико-грамматические разряды числительных: количественные, порядковые, дробные, собирательные.  

Склонение и правописание числительных.

Морфологический разбор имени числительного.

Употребление числительных в речи.

Сочетание числительных оба/обе, двое/трое и др. с существительными

Общее грамматическое значение местоимения.

Местоимение-существительное. Местоимение-прилагательное. Местоимение-числительное. Лексико-грамматические разряды местоимений.

Правописание местоимений.

Морфологический разбор местоимений.

Местоимение как средство связи предложений в тексте.

Синонимия местоименных форм.

Самостоятельная работа

Тема 5.3.

Глагол.

Глагольные формы: причастие.

Глагольные формы: деепричастие.

Содержание учебного материала

2

ОК-1 – ОК-13

Общее грамматическое значение глагола. Морфологические и синтаксические признаки глагола.

Неопределенная форма глагола. Виды глагола. Переходность, непереходность, возвратность. Наклонение. Время. Число и лицо глагола. Спряжение глаголов.

Словообразование глаголов. Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание НЕ с глаголами.

Морфологический разбор глагола.

Причастие как особая форма глагола. Признаки глагола и признаки прилагательного в причастии.

Образование действительных и страдательных причастий.

Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание НЕ с причастиями. Правописание -Н- и -НН- в причастиях и отглагольных прилагательных.

Причастный оборот и знаки препинания в предложениях с причастным оборотом.

Морфологический разбор причастия.

Деепричастие как особая форма глагола. Признаки глагола и наречия в деепричастии.

Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида.

Правописание НЕ с деепричастиями.

Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом.

Морфологический разбор деепричастия.

Особенности построения предложения с деепричастиями, связанные с синтаксической функцией деепричастия.

Самостоятельная работа

Тема 5.4.

Частота употребления слов категории состояния, междометий, наречий,

служебных частей речи на примере художественного текста на медицинскую тему (с применением интерактивных методов обучения)

Содержание учебного материала

2

ОК-1 – ОК-13

Общее грамматическое значение наречия.  Морфологические признаки наречия. Разряды наречий. Степени сравнения наречий.

Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов.

Морфологический разбор наречия.

Слова категории состояния (безлично-предикативные слова). Отличие слов категории состояния от слов-синонимов. Группы слов категории состояния, их функции в речи.

Синонимия наречий при характеристике признака действий. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте.

Служебные части речи. Предлог как часть речи.

Служебные части речи.  Междометие. Их частота употребления в текстах медицинской тематики

Правописание предлогов. Отличие производственных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов. Употребление существительных с предлогами благодаря, согласно, вопреки.  

Союз как часть речи. Союзы сочинительные и подчинительные. Правописание союзов. Отличие союзов также, тоже, чтобы, зато от слов-омонимов. Употребление союзов в простых и сложных предложениях.

Частица как часть речи. Формообразовательные, словообразовательные, смысловые частицы. Правописание частиц. Правописание частиц НЕ и НИ с различными частями речи. Употребление частиц в речи. Частицы как средство выразительности речи.

Правописание междометий и звукоподражательных слов. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий и звукоподражательных слов в речи.

Самостоятельная работа

Раздел 6. Синтаксис и пунктуация.

14

Тема 6.1.

Основные единицы синтаксиса (словосочетания, простые предложения) в профессиональной коммуникации медицинских работников (с применением интерактивных методов обучения)

Содержание учебного материала

2

ОК-1 – ОК-13

Словосочетание. Свободное и несвободное словосочетание.

Структура словосочетания. Типы синтаксической связи.

Виды словосочетаний. Нормы построения словосочетаний.

Синтаксический разбор словосочетаний.

Значение словосочетания в построении предложения.

Предложения по цели высказывания. Эмоциональная окраска предложений.

Порядок слов в предложении.  Структура простого предложения.  

Грамматическая основа простого двусоставного предложения.

Подлежащее и способы его выражения. Сказуемое. Типы сказуемого.  

Тире между подлежащими и сказуемым.

Согласование сказуемого с подлежащим.

Роль второстепенных членов в организации предложения. Распространенные и нераспространенные предложения.

Второстепенные члены предложения: определение, приложение, дополнение, обстоятельство.

Определения согласованные и несогласованные.

Дополнения прямые и косвенные; приглагольные и приименные.  

Виды обстоятельств.

Способы выражения второстепенных членов предложения.

Самостоятельная работа

Тема 6.2.

Односоставные предложения, неполные предложения,

предложения с однородными членами  в рассказе В.М. Шукшина «Медик Володя» (с применением интерактивных методов обучения)

Содержание учебного материала

2

ОК-1 – ОК-13

Понятие об односоставном предложении.

Классификация односоставных предложений по главному члену: назывные, определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные предложения.

Способы выражения сказуемых в определенно-личных, неопределенно-личных, обобщенно-личных, безличных предложениях.

Неполное предложение. Постановка тире в неполном предложении. Сфера употребления неполных предложений.

Простое осложненное предложение.

Предложения с однородными членами.

Пунктуация при однородных членах предложения.

Однородные и неоднородные определения.

Самостоятельная работа

Тема 6.3.

Предложения с обособленными членами.

Предложения с обращениями и вводными конструкциями.

Содержание учебного материала

2

ОК-1 – ОК-13

Обособление согласованных определений, приложений, дополнений.

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами.

Обособление уточняющих членов предложения, оборотов со значением пояснения или присоединения.

Конструкции, грамматически не связанные с членами предложения.

Обращение. Место обращения в предложении.  

Вводные и вставные конструкции. Значения вводных слов.

Самостоятельная работа

Тема 6.4.

Сложное предложение.

Сложносочиненные предложения в рассказе А.П.Чехова «Ионыч» (с применением интерактивных методов обучения)

Содержание учебного материала

2

ОК-1 – ОК-13

Виды сложных предложений.

Сложносочинённые предложения. Отношения между частями сложносочиненного предложения.

Соединительные, противительные, разделительные и присоединительные союзы в сложносочиненном предложении как средство выражения отношений между его частями.

Знаки препинания и их отсутствие в сложносочинённом предложении.

Самостоятельная работа

Тема 6.5.

Сложноподчинённые предложения в романе Ю.З.Крелина «Хирург» (с применением интерактивных методов обучения)

Содержание учебного материала

2

ОК-1 – ОК-13

Сложноподчинённые предложения.

Средства связи главной и придаточной частей сложноподчиненного предложения. Подчинительные союзы и союзные слова.

Основные группы придаточных предложений.

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.

Синонимическая замена синтаксических конструкций.

Самостоятельная работа

Тема 6.6.

Бессоюзное сложное предложение.

Содержание учебного материала

2

ОК-1 – ОК-13

Бессоюзное сложное предложение как особый вид сложного предложения.

Синтаксические значения бессоюзных сложных предложений: перечисления, сопоставления или противопоставления; обусловленности; причинно-следственные; пояснительные.

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Самостоятельная работа

Тема 6.7.

Сложные предложения с разными видами связи. Сложное синтаксическое целое.

Использование прямой речи при посещении врача общей практики (с применением интерактивных методов обучения)

Содержание учебного материала

2

ОК-1 – ОК-13

Основные признаки многочленного сложного предложения.

Знаки препинания в сложном предложении с различными видами связи.

Сложное синтаксическое целое (ССЦ). Компоненты ССЦ. Тематическая и грамматическая связь в ССЦ.

Типы синтаксической связи в ССЦ – цепная, параллельная, комбинированная.

Способы передачи чужой речи: прямая речь, косвенная речь.

Особенности постановки знаков препинания при прямой речи.

Косвенная речь. Правила замены прямой речи на косвенную.

Диалог. Цитата и эпиграф.  

Правила замены прямой речи на косвенную.

Повторение изученного материала.

Самостоятельная работа

Всего за 2 семестр:

22/11

Всего:

39/20

3.        УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1.        Для реализации программы дисциплины должны быть предусмотрены специальные помещения

Кабинет «Русский язык», оснащённый оборудованием:

  • рабочее место преподавателя;
  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • доска классная;
  • и т. д.

Технические средства обучения, необходимые для реализации программы:

  • мультимедийная установка;
  • компьютер с лицензионным программным обеспечением;
  • и т. д.

3.2.        Информационное обеспечение реализации программы

Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список может быть дополнен новыми изданиями.

Информационное обеспечение реализации дисциплины

Основные печатные издания

  1. Антонова Е.С. Русский язык и литература. Русский язык: учебник для студентов учреждений сред. проф. образования/ Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. – Москва: ИЦ «Академия», 2021
  2. Гольцова Н.Г. и др. Русский язык. 10-11 класс. Базовый уровень. Ч.1 – М.: Русское слово, 2021
  3. Гольцова Н.Г. и др. Русский язык. 10-11 класс. Базовый уровень. Ч.2 – М.: Русское слово, 2021
  4. Сергеева Е.В. Русский язык и культура речи. Практикум.: учебно-практическое пособие / Е.В. Сергеева – Москва: КноРус, 2021

Электронные издания

  1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и литература. Русский язык. –  Москва: ИЦ «Академия» 2021- ЭБС
  2. Гольцова Н.Г. и др. Русский язык. 10-11 класс. Базовый уровень. Ч.1 – М.: Русское слово, 2021 - ЭБС
  3. Гольцова Н.Г. и др. Русский язык. 10-11 класс. Базовый уровень. Ч.2 – М.: Русское слово, 2021 – ЭБС
  4. Рубцова Т.А.  Русский язык: учебник / Т.А. Рубцова, Т.А. Тришкина – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2021- ЭБС

Перечень ресурсов и информационных справочных систем информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

  1. http://cultrechi.narod.ru  – Культура речи, речевая грамотность.
  2. http://ege.edu.ru/ –Официальный информационный портал поддержки ЕГЭ.
  3. http://etymolog.ruslang.ru/ – Этимология и история русского языка.
  4. http://Philology.ru/ – Русский филологический портал.
  5. http://www.bibliotekar.ru – Электронная библиотека.
  6. http://www.gramma.ru/ – Культура письменной речи: справочные материалы тесты, правила.
  7. http://www.gramota.ru/ – Справочно-информационный портал «Русский язык».
  8. http://www.ruscorpora.ru – Национальный корпус русского языка — информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме.
  9. http://www.russkiyjazik.ru – Энциклопедия «Языкознание».
  10. http://www.slovari.ru – Словари.

Дополнительные источники

  1. Воителева Т.М. Русский язык: сборник упражнений: учебное пособие. – М.: ОИЦ Академия, 2021
  2. Воителева Т.М.  Русский язык: орфография, пунктуация, культура речи.: учебно-практическое пособие/ Т.М. Воителева, В.В. Тихонова – Москва: КноРус, 2019
  3. Голуб И.Б. Русский язык.: справочник/ И.Б. Голуб – Москва: КноРус, 2020

4.        КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1.        Планируемые результаты освоения дисциплины

Результаты обучения

Критерии оценки

Методы оценки

Знания:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

связь языка и истории, культуры русского и других народов;

  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  • нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

Критерии оценивания устного опроса 

Развернутый ответ обучающегося должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:

1) полнота и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного; Критерии оценивания теста:

Отметка «5» (отлично) ставится, если верные ответы составляют 90%-100% от общего количества вопросов.

Отметка «4» (хорошо) ставится, если верные ответы составляют 80% -89% от общего количества вопросов.

Отметка «3» (удовлетворительно) ставится, если работа содержит 70%-79% правильных ответов.

Отметка «2» (неудовлетворительно) ставится, если работа содержит менее 70% правильных ответов.

Критерии оценки письменной работы:

Число ошибок (орфографических и пунктуационных)

0/0, 0/1, 1/0 (негрубая ошибка) - «5»

2/2, 1/3, 0/4, 3/0, 3/1 (если ошибки однотипные) - «4»

4/4, 3/5, 0/7, 5/4; 6/6 (если есть ошибки однотипные и негрубые) - «3»

7/7, 6/8, 5/9, 8/6 - «2»

  • Повседневное наблюдение за учебной работой обучающихся.
  • Устный опрос
  • Письменная  работа.
  • Тест
  • Поурочный балл.
  • Контрольная работа.
  • Домашнее задание.
  • Программированный контроль.
  • Рейтинговая система оценки качества усвоения учебного материала

Умения:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • осуществлять речевой самоконтроль;
  • оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка

4.2.        Текущий контроль успеваемости

К формам текущего контроля относятся: устный опрос (индивидуальный, фронтальный), письменная работа, задача (практическое задание), интерактивные тренажеры, собеседование, тест, деловая и/или ролевая игра, учебные кейсы (комплексные кейсы, мини-кейсы, исследовательские кейсы и др.), коллоквиум, контрольная работа, круглый стол, дискуссия, полемика, диспут, дебаты, портфолио, учебный проект (информационный, практико-ориентированный, исследовательский, творческий и др.), рабочая тетрадь, разноуровневые задачи и задания, расчетно-графическая работа, построение и заполнение графических органайзеров (диаграмма Венна, диаграмма Исикавы («рыбий скелет»), кластер, категориальная таблица, концептуальная таблица и др.), эссе, реферат, доклад, сообщение и другие формы текущего контроля.

Примеры форм текущего контроля и краткая характеристика оценочных средств представлены в Приложении 1.


4.3.        Промежуточная аттестация

В зависимости от формы промежуточной аттестации (экзамен/зачет с оценкой/зачет/защита КР/КП) и способа проведения (устно, письменно (билеты, тестирование) или комбинированно) могут быть использованы различные критерии оценки знаний и умений. При использовании итоговых тестов по экзамену/зачету с оценкой должна быть представлена шкала интервальных баллов, соответствующая промежуточной оценке или количество баллов, достаточное для получения зачета (с оценкой).


Приложение 1

Формы текущего контроля успеваемости и соответствующих оценочных средств

№ п/п

Наименование формы контроля (оценочного средства)

Краткая характеристика оценочного средства

Представление оценочного средства в фонде

Устный опрос (индивидуальный, фронтальный)

Устный опрос предназначен для закрепления изученного материала. Устный опрос проводится как беседа преподавателя с обучающим(и)ся на темы, связанные с изучаемой дисциплиной и рассчитанное на выяснение объема знаний обучающего(их)ся по определенному разделу, теме, и т.п.

Вопросы для устного опроса (индивидуального, фронтального), эталоны ответов, критерии оценки

Письменная работа

Самостоятельная письменная работа, направленная на творческое освоение дисциплины и выработку соответствующих профессиональных компетенций.

Перечень вопросов, комплект заданий для письменной работы, эталоны ответов, критерии оценки

Задача (практическое задание)

Средство оценки умения применять полученные теоретические знания в практической ситуации. Задача (задание) должна быть направлена на оценивание тех компетенций, которые подлежат освоению в данной дисциплине, должна содержать четкую инструкцию по выполнению или алгоритм действий.

Комплект задач (практических заданий), эталоны ответов, критерии оценки

Интерактивные тренажеры

Техническое средство, которое может быть использовано для контроля приобретенных обучающимся профессиональных навыков и умений по управлению конкретным материальным объектом.

Комплект заданий для работы на тренажере, эталоны ответов, критерии оценки

Собеседование

Средство контроля, организованное как специальная беседа преподавателя с обучающимся на темы, связанные с изучаемой дисциплиной, и рассчитанное на выяснение объема знаний обучающегося по определенному разделу, теме, проблеме и т.п.

Вопросы по темам/ разделам дисциплины, представленные в привязке к компетенциям, предусмотренным рабочей программой, эталоны ответов, критерии оценки

Тест

Система стандартизированных заданий, позволяющая автоматизировать процедуру измерения уровня знаний и умений обучающегося.

Фонд тестовых заданий, эталоны ответов, критерии оценки

Деловая и/или ролевая игра

Совместная деятельность группы обучающихся и преподавателя под управлением преподавателя с целью решения учебных и профессионально-ориентированных задач путем игрового моделирования реальной проблемной ситуации. Позволяет оценивать умение анализировать и решать типичные профессиональные задачи.

Тема (проблема), концепция, сценарий, роли и ожидаемый результат по каждой игре, критерии оценки

Учебные кейсы (комплексные кейсы, мини-кейсы, исследовательские кейсы и др.)

Проблемное задание, в котором обучающемуся предлагают осмыслить реальную профессионально-ориентированную ситуацию, необходимую для решения данной проблемы.

Комплект заданий для решения учебных кейсов, эталоны ответов, критерии оценки

Коллоквиум

Средство контроля усвоения учебного материала темы, раздела или разделов дисциплины, организованное как учебное занятие в виде собеседования преподавателя с обучающимися.

Вопросы по темам/ разделам дисциплины, эталоны ответов, критерии оценки

Контрольная работа

Средство проверки умений применять полученные знания для решения задач определенного типа по теме или разделу дисциплины.

Комплект контрольных заданий по вариантам, эталоны ответов, критерии оценки

Круглый стол, дискуссия, полемика, диспут, дебаты

Оценочные средства, позволяющие включить обучающихся в процесс обсуждения спорного вопроса, проблемы и оценить их умение аргументировать собственную точку зрения.

Перечень дискуссионных тем для проведения круглого стола, дискуссии, полемики, диспута, дебатов, критерии оценки

Портфолио

Целевая подборка работ обучающихся, раскрывающая его индивидуальные образовательные достижения в одной или нескольких дисциплинах.

Структура портфолио, образец портфолио, критерии оценки

Учебный проект (информационный, практико-ориентированный, исследовательский, творческий и др.)

Конечный продукт, получаемый в результате планирования и выполнения комплекса учебных и исследовательских заданий. Позволяет оценить умения обучающихся самостоятельно конструировать свои знания в процессе решения практических задач и проблем, ориентироваться в информационном пространстве и уровень сформированности аналитических, исследовательских навыков, навыков практического и творческого мышления. Может выполняться в индивидуальном порядке или группой обучающихся.

Темы групповых и/или индивидуальных проектов, образец проекта, критерии оценки

Рабочая тетрадь

Дидактический комплекс, предназначенный для самостоятельной работы обучающегося и позволяющий оценивать уровень усвоения им учебного материала.

Образец рабочей тетради, критерии оценки

Разноуровневые задачи и задания

Различают задачи и задания:

а) репродуктивного уровня, позволяющие оценивать и диагностировать знание фактического материала (базовые понятия, алгоритмы, факты) и умение правильно использовать специальные термины и понятия, узнавание объектов изучения в рамках определенного раздела дисциплины;

б) реконструктивного уровня, позволяющие оценивать и диагностировать умения синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формулированием конкретных выводов, установлением причинно-следственных связей;

в) творческого уровня, позволяющие оценивать и диагностировать умения, интегрировать знания различных областей.

Комплект разноуровневых задач и заданий, эталоны ответов, критерии оценки

Расчетно-графическая работа

Средство проверки умений применять полученные знания по заранее определенной методике для решения задач или заданий по дисциплине.

Комплект заданий для выполнения расчетно-графической работы, эталоны ответов, критерии оценки

Построение и заполнение графических органайзеров (диаграмма Венна, диаграмма Исикавы («рыбий скелет»), кластер, категориальная таблица, концептуальная таблица и др.)

Графический органайзер представляет собой средство наглядного представления мыслительных процессов. Диаграмма Венна используется для сравнения или сопоставления, или противопоставления 2-3-х аспектов и показа общих черт. Диаграмма Исикавы («рыбий скелет») позволяет описать целый круг (поле) проблемы и попытаться решить ее. Кластер – способ составления карты информации – сбора идей вокруг какого-либо основного фактора для фокусирования и определения смысла всей конструкции. Категория – признак (общий), отражающий существенные свойства и отношения. Категории оформляют в виде таблицы. Идеи/ информацию распределяют в таблице по соответствующим категориям. Концептуальная таблица обеспечивает сравнение изучаемых явлений, понятий, взглядов, тем и пр. по двум и более аспектам.

Комплект макетов тематических графических органайзеров, критерии оценки

Эссе

Средство, позволяющее оценить умение обучающегося письменно излагать суть поставленной проблемы, самостоятельно проводить анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария соответствующей дисциплины, делать выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.

Темы эссе, образец эссе, критерии оценки

Реферат

Продукт самостоятельной работы обучающихся, представляющий собой краткое изложение в письменном виде полученных результатов теоретического анализа определенной научной (учебно-исследовательской) темы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.

Темы рефератов, образец реферата, критерии оценки

Доклад, сообщение

Продукт самостоятельной работы обучающихся, представляющий собой публичное выступление по представлению полученных результатов решения определенной учебно-практической, учебно-исследовательской или научной темы.

Темы докладов, сообщений образец доклада, сообщения, критерии оценки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета по дисциплине Иностранный (английский) язык, специальность Сестринское дело (базовая подготовка) очно-заочная форма обучения, 1 курс

Форма проведения дифференцированного зачета - письменная. Для подготовки к зачету студентам предлагается краткое содержание учебной информации, банк заданий в тестовой форме без эталонов ответов. Соде...

Рабочая программа, по дисциплине "Английский язык", специальность Сестринское дело

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта  по специальности среднего профессионального образования 34.02.01  Сестрин...

Текущий контроль по дисциплине Русский язык Специальность 34.02.01 сестринское дело

Текущий контроль по дисциплине Русский язык Специальность 34.02.01 Сестринское дело...

Дифференцированный зачет по дисциплине Дисциплине Русский язык Специальность 34.02.01 Сестринское дело 1 семестр

Дифференцированный зачет по дисциплине Дисциплине Русский язык Специальность 34.02.01 Сестринское дело 1 семестр...

РУП по дисциплине Родной язык специальности Сестринское дело, Лабораторная диагностика 2022

Рабочая Учебная Программа по дисциплине Родной язык специальности Сестринское дело, Лабораторная диагностика 2022...

Рецензирование РУП по дисциплине Литература специальности Сестринское дело, Лабораторная диагностика 2022

Экспертиза и рецензирование РУП по дисциплине Литература специальности Сестринское дело, Лабораторная диагностика 2022...

Контрольно-измерительные материалы ОУД. 01 Русский язык специальность Сестринское дело I курс 1 семестр

Контрольно-измерительные материалы ОУД. 01 Русский язык специальность Сестринское дело I курс 1 семестр...