Рецензирование РУП по дисциплине Литература специальности Сестринское дело, Лабораторная диагностика 2022
рабочая программа по литературе
Экспертиза и рецензирование РУП по дисциплине Литература специальности Сестринское дело, Лабораторная диагностика 2022
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 122.12 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.02 Литература
Специальность 34.02.01 Сестринское дело
На базе основного общего образования
Форма обучения очная
Курс 1 семестр 1-2
Год начала подготовки 2022
Форма промежуточной аттестации дифференцированный зачет
2022 г.
РАССМОТРЕНА Протокол заседания предметно- цикловой комиссии №___ от «____» _________________ 20___ г. Председатель предметно-цикловой комиссии №___ __________________/________________/ | Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности (код, наименование специальности) 34.02.01 Сестринское дело и учебного плана. |
ОДОБРЕНА Методическим советом ГБПОУ ДЗМ «МК № ___» Протокол № ___ от «____» _________________ 20___ г. | |
СОГЛАСОВАНА Заведующий библиотекой __________________/________________/ Начальник методического отдела / старший методист __________________/________________/ |
Состав рабочей группы
по разработке рабочей программы ОУД.02 Литература
№ п/п | Фамилия, имя, отчество | Ученая степень, звание | Занимаемая должность | Место работы | Подпись |
Акопян Марина Викторовна | Преподаватель | ГБПОУ ДЗМ «МК № 1» | |||
Бондаренко Валентина Васильевна | Преподаватель | ГБПОУ ДЗМ «Свято-Димитриевское УСМ» | |||
Лобов Павел Александрович | Преподаватель | ГБПОУ ДЗМ «МК № 7» | |||
Новокщенова Валентина Николаевна | Преподаватель | ГБПОУ ДЗМ «МК № 2» | |||
Репина Ирина Анатольевна | Преподаватель | ГБПОУ ДЗМ «МК № 6» |
Рецензенты:
- Аношина Анна Валерьевна, преподаватель ГБПОУ ДЗМ «МК №2»
- Белобородова Сания Наильевна, преподаватель ГБПОУ ДЗМ «МК №5»
- Бондаренко Валентина Васильевна, преподаватель ГБПОУ ДЗМ «Свято-Димитриевское УСМ»
- Колсанова Елена Николаевна, преподаватель ГБПОУ ДЗМ «МК №7»
- Ланграф Екатерина Николаевна, преподаватель ГБПОУ ДЗМ «МК №6»
- Марченко Наталья Михайловна, преподаватель ГБПОУ ДЗМ «МК №1»
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 | |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 | |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ | 30 | |
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ | 32 |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
Дисциплина «ОУД.02 Литература» является обязательной частью цикла общеобразовательных дисциплин основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 34.02.01 Сестринское дело.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК1-13.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины ОУД.02 Литература является освоение обучающимися теоретических и практических знаний и приобретение умений в области Литературы для обучающихся специальности 34.02.01 Сестринское дело.
В рамках программы дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код ОК | Умения | Знания |
1-13 | В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
| В результате освоения дисциплине обучающийся должен знать:
|
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Рекомендуемое количество часов на освоение дисциплины
Вид учебной работы | Количество ак.час. |
Максимальная учебная нагрузка | 175 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка | |
- теоретические занятия | 117 |
- практические занятия | |
Курсовая работа (проект) | |
Самостоятельная работа | 58 |
Рабочая программа для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья разрабатывается индивидуально с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся.
2.2. Тематический план и содержание дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем в ак.час. | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. РАЗВИТИЕ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА РУБЕЖЕ 18-19 ВЕКОВ | 8 | ||
Тема 1.1. Развитие русской литературы на рубеже 18-19 веков. | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1 ОК 2 ОК 10 |
Введение. Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы. Специфика литературы как вида искусства. Взаимодействие русской и западноевропейской литературы. Самобытность русской литературы (с обобщением ранее изученного материала). Значение литературы при освоении специальности медработника. | |||
Историко-культурный процесс рубежа XVIII — XIX веков. Романтизм. Особенности русского романтизма. | |||
Литературные общества и кружки. Зарождение русской литературной критики. | |||
Теория литературы. Художественная литература как вид искусства. Периодизация русской литературы XIX—XX веков. Романтизм, романтический герой. Реализм. | |||
Тема 1.2. | Содержание учебного материала | 2 | ОК 3 ОК 10 ОК 11 |
Личность писателя. Жизненный и творческий путь (с обобщением ранее изученного). Детство и юность. Петербург и вольнолюбивая лирика. Южная ссылка и романтический период творчества. Михайловское: темы, мотивы и художественное своеобразие творчества. | |||
Становление реализма в творчестве Пушкина. | |||
Роль Пушкина в становлении русского литературного языка. Болдинская осень в творчестве Пушкина. Пушкин-мыслитель. | |||
Творчество А. С. Пушкина в критике и литературоведении. Жизнь произведений Пушкина в других видах искусства. | |||
«Чувства добрые» в лирике А. С. Пушкина: мечты о «вольности святой». Душевное благородство и гармоничность в выражении любовного чувства. | |||
Поиски смысла бытия, внутренней свободы. Отношения человека с Богом. Осмысление высокого назначения художника, его миссии пророка. Идея преемственности поколений. Осмысление исторических процессов с гуманистических позиций. Нравственное решение проблем человека и его времени. | |||
Теория литературы. Лирический герой и лирический сюжет. Элегия. Поэма. Трагедия. Конфликт. Проблематика. Психологическая глубина изображения героев | |||
Тема 1.3. Михаил Юрьевич Лермонтов | Содержание учебного материала | 2 | ОК 4 ОК 11 |
Личность и жизненный путь М. Ю. Лермонтова | |||
Темы, мотивы и образы ранней лирики Лермонтова | |||
Жанровое и художественное своеобразие творчества М. Ю. Лермонтова петербургского и кавказского периодов. | |||
Тема одиночества в лирике Лермонтова. Трагизм любовной лирики Лермонтова. | |||
Поэт и общество. | |||
Развитие понятия о романтизме. Антитеза. Композиция. | |||
Тема 1.4. | Содержание учебного материала | 2 | ОК 3 ОК 5 ОК 11 |
Личность писателя, жизненный и творческий путь (с обобщением ранее изученного). | |||
«Петербургские повести»: проблематика и художественное своеобразие. | |||
Особенности сатиры Гоголя. Значение творчества Н. В. Гоголя в русской литературе | |||
Теория литературы. Литературный тип. Деталь. Гипербола. Гротеск. Юмор. Сатира. | |||
Раздел 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX века | 44 | ||
Тема 2.1. Особенности развития русской литературы
| Содержание учебного материала | 2 | ОК 3 ОК 6 ОК 10 |
Культурно-историческое развитие России середины XIX века. Конфликт либерального дворянства и разночинной демократии. Отмена крепостного права. Крымская война. Народничество. | |||
Малый театр — «второй Московский университет в России». М. С. Щепкин —основоположник русского сценического реализма. Первый публичный музей национального русского искусства — Третьяковская галерея в Москве. | |||
Литературная критика и журнальная полемика 1860-х годов о «лишних людях» и «новом человеке» в журналах «Современник», «Отечественные записки», «Русское слово». Газета «Колокол», общественно-политическая и литературная деятельность А. И. Герцена, В. Г. Белинского. Развитие реалистических традиций в прозе (И. С. Тургенев, И. А. Гончаров, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, Н. С. Лесков и др.). | |||
Новые типы героев в русской литературе. Нигилистический и антинигилистический роман | |||
Драматургия А. Н. Островского и А. П. Чехова и ее сценическое воплощение. | |||
Поэзия «чистого искусства» и реалистическая поэзия. | |||
Тема 2.2. Александр Николаевич Островский | Содержание учебного материала | 2 | ОК 3 ОК 6 |
Жизненный и творческий путь А. Н. Островского (с обобщением ранее изученного). | |||
Социально-культурная новизна драматургии А. Н. Островского. | |||
Темы «горячего сердца» и «темного царства» в творчестве А. Н. Островского. | |||
Драма «Бесприданница». Социальные и нравственные проблемы в драме. Лариса и ее окружение. Художественные особенности драмы «Бесприданница». Основные сюжетные линии драмы. Тема «маленького человека» в драме «Бесприданница». | |||
Малый театр и драматургия А. Н. Островского. | |||
Теория литературы. Драма. Комедия. | |||
Тема 2.3. Драма «Гроза» А. Н. Островского | Содержание учебного материала | 2 | ОК 10 ОК 11 |
Драма «Гроза». Творческая история драмы. Жанровое своеобразие. Художественные особенности драмы | |||
Калинов и его обитатели (система персонажей). Самобытность замысла, оригинальность основного характера, сила трагической развязки в судьбе героев драмы. Символика грозы | |||
Образ Катерины — воплощение лучших качеств женской натуры. Конфликт романтической личности с укладом жизни, лишенной народных нравственных основ. Мотивы искушений, мотив своеволия и свободы в драме | |||
Катерина в оценке Н. А. Добролюбова и Д. И. Писарева. Позиция автора и его идеал. Роль персонажей второго ряда в пьесе. | |||
Тема 2.4. Иван Александрович Гончаров | Содержание учебного материала | 2 | ОК 4 ОК 7 |
Жизненный путь и творческая биография И. А. Гончарова. | |||
Роль В. Г. Белинского в жизни И. А. Гончарова. | |||
Роман «Обрыв». Отражение смены эпох в обществе и нравах. Многообразие типов и характеров в романе. Трагическая судьба незаурядного человека в романе. | |||
Гончаров — мастер пейзажа. Тема России в романах Гончарова | |||
Теория литературы. Социально-психологический роман. | |||
Тема 2.5. Роман «Обломов» И. А. Гончарова | Содержание учебного материала | 2 | ОК 3 ОК 5 ОК 13 |
Творческая история романа. Своеобразие сюжета и жанра произведения. Проблема русского национального характера в романе. | |||
Сон Ильи Ильича как художественно-философский центр романа. Образ Обломова. Противоречивость характера Обломова. | |||
Обломов как представитель своего времени и вневременной образ. Типичность образа Обломова. | |||
Эволюция образа Обломова. Штольц и Обломов. Прошлое и будущее России. | |||
Проблемы любви в романе. Любовь как лад человеческих отношений (Ольга Ильинская — Агафья Пшеницына). | |||
Оценка романа «Обломов» в критике (Н. Добролюбова, Д. И. Писарева, И. Анненского и др.). | |||
Творческая история романа. Своеобразие сюжета и жанра произведения. Проблема русского национального характера в романе. | |||
Сон Ильи Ильича как художественно-философский центр романа. Образ Обломова. Противоречивость характера Обломова. | |||
Тема 2.6. Иван Сергеевич Тургенев | Содержание учебного материала | 2 | ОК 3 ОК 10 |
Жизненный и творческий путь И. С. Тургенева (с обобщением ранее изученного). | |||
Психологизм творчества Тургенева. | |||
Психологизм творчества Тургенева. Тема любви в творчестве И. С. Тургенева (повести «Ася», «Первая любовь», «Стихотворения в прозе»). Их художественное своеобразие. | |||
Тургенев-романист (обзор одного-двух романов с чтением эпизодов). Типизация общественных явлений в романах И. С. Тургенева. Своеобразие художественной манеры Тургенева-романиста. | |||
Теория литературы. Социально-психологический роман. | |||
Тема 2.7. Роман «Отцы и дети» И. С. Тургенева | Содержание учебного материала | 2 | ОК 4 ОК 10 |
Смысл названия романа. Отображение в романе общественно-политической обстановки 1860-х годов. | |||
Проблематика романа. Особенности композиции романа. | |||
Базаров в системе образов романа. Нигилизм Базарова и пародия на нигилизм в романе (Ситников и Кукшина). Взгляды Базарова на искусство, природу, общество. Базаров и Кирсановы. | |||
Тема 2.8. Идейные споры и тема любви в романе. | Содержание учебного материала | 2 | ОК 6 ОК 11 |
Базаров и Одинцова. Любовная интрига в романе и ее роль в раскрытии идейно-эстетического содержания романа. | |||
Базаров и родители. Сущность споров, конфликт «отцов» и «детей». | |||
Значение заключительных сцен романа в раскрытии его идейно-эстетического содержания. Авторская позиция в романе. | |||
Полемика вокруг романа «Отцы и дети» (Д. И. Писарев, Н. Страхов, М. Антонович). | |||
Тема 2.9. Николай Семенович Лесков | Содержание учебного материала | 2 | ОК 7 ОК 11 |
Сведения из биографии Н.С. Лескова (с обобщением ранее изученного). | |||
Художественный мир писателя. Праведники Н. С. Лескова. Творчество Н. С. Лескова в 1870-е годы (обзор романа «Соборяне»). | |||
Повесть «Очарованный странник». Особенности композиции и жанра. Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности повествовательной манеры Н. С. Лескова. | |||
Тема 2.10. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин | Содержание учебного материала | 2 | ОК 3 ОК 6 |
Жизненный и творческий путь М. Е. Салтыкова-Щедрина (с обобщением ранее изученного). Мировоззрение писателя. | |||
Жанровое своеобразие, тематика и проблематика сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина. Своеобразие фантастики в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина. Иносказательная образность сказок. Гротеск, аллегория, символика, язык сказок. Обобщающий смысл сказок. | |||
Замысел, история создания «Истории одного города». Своеобразие жанра, композиции. Образы градоначальников. Элементы антиутопии в «Истории одного города». Приемы сатирической фантастики, гротеска, художественного иносказания. Эзопов язык. | |||
Роль Салтыкова-Щедрина в истории русской литературы. | |||
Теория литературы. Развитие понятия сатиры. Понятия об условности в искусстве (гротеск, эзопов язык). | |||
Тема 2.11. Федор Михайлович Достоевский | Содержание учебного материала | 2 | ОК 4 ОК 10 ОК 11 |
Сведения из жизни писателя (с обобщением ранее изученного). | |||
Роман «Униженные и оскорбленные». Жанровое своеобразие романа. Особенности сюжета. Боль за униженных, угнетенных в произведении. Сложный, богатый внутренний мир «маленького человека». Развитие гуманистических традиций Пушкина и Гоголя. | |||
Роман «Идиот». Жанровое своеобразие романа. Особенности сюжета. Философская глубина, нравственная проблематика романа. | |||
Трагичность взаимоотношений героев с внешним миром. Князь Мышкин как «идеальный герой». | |||
Настасья Филипповна — один из лучших женских образов Достоевского. | |||
Теория литературы. Полифонизм романов Ф. М. Достоевского. | |||
Тема 2.12. Роман «Преступление и наказание». Р. Раскольников и его теория | Содержание учебного материала | 2 | ОК 8 ОК 11 |
Своеобразие жанра. Особенности сюжета. | |||
Отображение русской действительности в романе. Социальная и нравственно- философская проблематика романа. | |||
Смысл теории Раскольникова. Проблема «сильной личности» и «толпы», «твари дрожащей» и «имеющих право» и ее опровержение в романе. | |||
Тема 2.13. Социальные и философские основы бунта Раскольникова | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1 ОК 8 ОК 11 |
Социальные и философские основы бунта Раскольникова. | |||
Тайны внутреннего мира человека: готовность к греху, попранию высоких истин и нравственных ценностей. | |||
Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. Сны Раскольникова в раскрытии его характера и общей композиции романа. Эволюция идеи «двойничества». | |||
Тема 2.14. Символические образы в романе «Преступление и наказание» | Содержание учебного материала | 2 | ОК 10 ОК 11 |
Страдание и очищение в романе. Символические образы в романе. Символическое значение образа «вечной Сонечки». | |||
Своеобразие воплощения авторской позиции в романе. «Правда» Раскольникова и «правда» Сони. | |||
Петербург Достоевского. Библейские мотивы в произведении. Споры вокруг романа и его главного героя | |||
Тема 2.15. Лев Николаевич Толстой | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1 ОК 8 ОК 11 |
Жизненный путь и творческая биография (с обобщением ранее изученного). Духовные искания писателя. | |||
«Севастопольские рассказы». Отражение перелома во взглядах писателя на жизнь в севастопольский период. Война как явление, противоречащее человеческой природе. Сила духа русского народа в представлении Толстого. | |||
Настоящие защитники Севастополя и «маленькие Наполеоны». Контраст между природой и деяниями человека на земле. Утверждение духовного начала в человеке. Особенности поэтики Толстого. | |||
Значение «Севастопольских рассказов» в творчестве Л. Н. Толстого. | |||
Краткий обзор творчества позднего периода: «Крейцерова соната», «Хаджи Мурат». | |||
Мировое значение творчества Л. Н. Толстого. Л. Н. Толстой и культура XX века. | |||
Теория литературы. Понятие о романе-эпопее. | |||
Тема 2.16. Роман-эпопея «Война и мир» | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1 ОК 6 ОК 10 |
Жанровое своеобразие романа. Особенности композиционной структуры романа. | |||
Художественные принципы Толстого в изображении русской действительности: следование правде, психологизм, «диалектика души». Соединение в романе идеи личного и всеобщего. | |||
Символическое значение понятий «война» и «мир». | |||
Светское общество в изображении Толстого, осуждение его бездуховности и лжепатриотизма. | |||
Тема 2.17. Духовные искания героев романа «Война и мир» | Содержание учебного материала | 2 | ОК 7 ОК 11 |
«Герои пути» и «герои вне пути» в романе | |||
Духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой. | |||
Авторский идеал семьи в романе. | |||
Тема 2.18. Тема войны в романе «Война и мир» | Содержание учебного материала | 2 | |
Правдивое изображение войны и русских солдат — художественное открытие Л. Н. Толстого. | ОК 1 ОК 6 ОК 10 | ||
Бородинская битва — величайшее проявление русского патриотизма, кульминационный момент романа. | |||
«Дубина народной войны», партизанская война в романе. Образы Тихона Щербатого и Платона Каратаева, их отношение к войне. | |||
Народный полководец Кутузов. Кутузов и Наполеон в авторской оценке. | |||
Проблема русского национального характера. Осуждение жестокости войны в романе. Развенчание идеи «наполеонизма». Патриотизм в понимании писателя. | |||
Тема 2.19. Антон Павлович Чехов | Содержание учебного материала | 2 | ОК 3 ОК 7 ОК 10 |
Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). | |||
Своеобразие и всепроникающая сила чеховского творчества. Художественное совершенство рассказов А. П. Чехова. Новаторство Чехова. Периодизация творчества Чехова. Работа писателя в журналах. Чехов-репортер. | |||
Юмористические рассказы. Пародийность ранних рассказов. Новаторство Чехова в поисках жанровых форм. Новый тип рассказа. Герои рассказов Чехова. Особенности изображения «маленького человека» в прозе А. П. Чехова. | |||
Драматургия А. П. Чехова и Московский Художественный театр. Театр Чехова — воплощение кризиса современного общества. Роль А. П. Чехова в мировой драматургии театра. | |||
Критика о Чехове (И. Анненский, В. Пьецух). | |||
Теория литературы. Развитие понятие о драматургии (внутреннее и внешнее действие; подтекст; роль авторских ремарок, пауз, переклички реплик и т. д.). | |||
Тема 2.20. Медицинская тематика в творчестве А. П. Чехова | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1 ОК 5 ОК 8 |
Медицинская тематика в ранних юмористических рассказах А. П. Чехова «Хирургия», «У постели больного», «Сельские эскулапы». | |||
Трагедия доктора Рагина в рассказе «Палата №6» | |||
Тема 2.21 Пьеса «Вишневый сад» | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1 ОК 10 ОК 11 |
Драматургия Чехова. | |||
Комедия «Вишневый сад». История создания, жанр, система | |||
Разрушение дворянских гнезд в пьесе. | |||
Сочетание комического и драматического в пьесе «Вишневый сад». Лиризм и юмор в пьесе «Вишневый сад». | |||
Смысл названия пьесы. Особенности символов | |||
Тема 2.22 Рубежный контроль | Содержание учебного материала | 1 | ОК 1-13 |
Контрольная работа | |||
Всего в 1 семестре: | 51 | ||
Раздел 3. ПОЭЗИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА | 6 | ||
Тема 3.1. Поэзия второй половины XIX века. Федор Иванович Тютчев (с применением интерактивных методов обучения) | Содержание учебного материала | 2 | ОК 4 ОК 10 ОК 11 |
Обзор русской поэзии второй половины XIX века. | |||
Идейная борьба направлений «чистого искусства» и гражданской литературы. | |||
Стилевое, жанровое и тематическое разнообразие русской лирики второй пол. XIX века. | |||
Жизненный и творческий путь Ф. И. Тютчева (с обобщением ранее изученного). | |||
Философская, общественно-политическая и любовная лирика Ф. И. Тютчева. Художественные особенности лирики Ф. И. Тютчева. | |||
Теория литературы. Жанры лирики. Авторский афоризм. | |||
Тема 3.2. Афанасьевич Фет, Алексей Константинович Толстой | Содержание учебного материала | 2 | ОК 3 ОК 10 |
Жизненный и творческий путь А. А. Фета (с обобщением ранее изученного). | |||
Эстетические взгляды поэта и художественные особенности лирики А. А. Фета. Темы, мотивы и художественное своеобразие лирики А. А. Фета. | |||
Жизненный и творческий путь А. К. Толстого. | |||
Идейно-тематические и художественные особенности лирики А. К. Толстого. | |||
Многожанровость наследия А. К. Толстого. Сатирическое мастерство Толстого. | |||
Теория литературы. Фольклор, фольклорные образы и мотивы в поэзии. | |||
Тема 3.3. Николай Алексеевич Некрасов. «Я лиру посвятил народу своему» (с применением интерактивных методов обучения) | Содержание учебного материала | 2 | ОК 2 ОК 10 |
Жизненный и творческий путь Н. А. Некрасова (с обобщением ранее изученного). | |||
Гражданская позиция поэта. Журнал «Современник» | |||
Своеобразие тем, мотивов и образов поэзии Н. А. Некрасова 1840—1850-х и 1860—1870-х годов. | |||
Жанровое своеобразие лирики Некрасова. Любовная лирика Н. А. Некрасова. | |||
Медицинская тема в творчестве Н.А.Некрасова (стихотворение «В больнице») | |||
Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы, жанр, композиция. Сюжет. Нравственная проблематика. Авторская позиция. Многообразие крестьянских типов. Проблема счастья. Сатирические портреты в поэме. Языковое и стилистическое своеобразие произведений Н. А. Некрасова. | |||
Теория литературы. Народность литературы. Стилизация. | |||
Раздел 4. ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРЫ И ДРУГИХ ВИДОВ ИСКУССТВА В НАЧАЛЕ XX ВЕКА | 12 | ||
Тема 4.1. Особенности развития литературы и других видов искусства | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1 ОК 2 ОК 10 |
Серебряный век как культурно-историческая эпоха. Идеологический и эстетический плюрализм эпохи. Расцвет русской религиозно-философской мысли. Кризис гуманизма и религиозные искания в русской философии. | |||
Основные тенденции развития прозы. Реализм и модернизм в литературном процессе рубежа веков. Стилевая дифференциация реализма (Л. Н. Толстой, В. Г. Короленко, А. П. Чехов, И. С. Шмелев). Дискуссия о кризисе реализма. | |||
Обращение к малым эпическим формам. Модернизм как реакция на кризис реализма. Журналы сатирического направления («Сатирикон», «Новый Сатирикон»). | |||
Тема 4.2. Иван Алексеевич Бунин. | Содержание учебного материала | 2 | ОК 3 ОК 4 ОК 10 |
Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). | |||
Лирика И. А. Бунина. Своеобразие поэтического мира И. А. Бунина. Философичность лирики Бунина. Поэтизация родной природы; мотивы деревенской и усадебной жизни. Тонкость передачи чувств и настроений лирического героя в поэзии И. А. Бунина. Особенности поэтики И. А. Бунина. | |||
Проза И. А. Бунина. «Живопись словом» — характерная особенность стиля И. А. Бунина. Судьбы мира и цивилизации в творчестве И. А. Бунина. Русский национальный характер в изображении Бунина. Общая характеристика цикла рассказов «Темные аллеи». Тема любви в творчестве И. А. Бунина, новизна ее в сравнении с классической традицией. | |||
Тема 4.3. Александр Иванович Куприн | Содержание учебного материала | 2 | ОК 3 ОК 5 ОК 11 |
Повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет», «Олеся». Воспевание здоровых человеческих чувств в произведениях А. И. Куприна. Традиции романтизма и их влияние на творчество А. И. Куприна. Трагизм любви в творчестве А. И. Куприна. Тема «естественного человека» в творчестве Куприна (повесть «Олеся»). Поэтическое изображение природы, богатство духовного мира героев. | |||
Нравственные и социальные проблемы в рассказах Куприна. Осуждение пороков современного общества. | |||
Повесть «Гранатовый браслет». Смысл названия повести, спор о сильной, бескорыстной любви, тема неравенства в повести. Трагический смысл произведения. Любовь как великая и вечная духовная ценность. Трагическая история любви «маленького человека». Столкновение высоты чувства и низости жизни как лейтмотив произведений А. И. Куприна о любви. | |||
Тема 4.4. Максим Горький. Проблема сострадания и утешения в пьесе «На дне» (с применением интерактивных методов обучения) | Содержание учебного материала | 2 | ОК 3 ОК 4 ОК 5 |
Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). | |||
М. Горького как ранний образец социалистического реализма. Правда жизни в рассказах Горького. Типы персонажей в романтических рассказах писателя. Тематика и проблематика романтического творчества Горького. Поэтизация гордых и сильных людей. Авторская позиция и способ ее воплощения. | |||
Новаторство Горького-драматурга. Горький и МХАТ. | |||
Горький-романист. | |||
Пьеса «На дне». Изображение правды жизни в пьесе и ее философский смысл | |||
Герои пьесы. Спор о назначении человека. | |||
Проблема добра, милосердия, социальной справедливости в пьесе | |||
Авторская позиция и способы ее выражения. | |||
Теория литературы. Развитие понятия о драме. | |||
Тема 4.5. Тема красоты и ценности человеческой жизни в произведениях поэтов Серебряного века (с применением интерактивных методов обучения) | Содержание учебного материала | 2 | ОК 3 ОК 6 ОК 10 |
Обзор русской поэзии и поэзии народов России конца XIX — начала XX века. Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, Андрей Белый, Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Марина Цветаева, Георгий Иванов, Владислав Ходасевич, Игорь Северянин, Михаил Кузмин, Габдулла Тукай и др. Общая характеристика творчества (стихотворения не менее трех авторов по выбору). | |||
Проблема традиций и новаторства в литературе начала ХХ века. Формы ее разрешения в творчестве реалистов, символистов, акмеистов, футуристов. | |||
Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс». Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм (общая характеристика направлений). | |||
Поэты, творившие вне литературных течений: И. Ф. Анненский, М. И. Цветаева. | |||
Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Философские основы и эстетические принципы символизма, его связь с романтизмом. | |||
Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). | |||
Конструирование мира в процессе творчества, идея “творимой легенды”. Музыкальность стиха. «Старшие символисты» (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб) и «младосимволисты» (А. Белый, А. А. Блок). | |||
Философские основы и эстетические принципы символизма, его связь с романтизмом. | |||
Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм». Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к «прекрасной ясности», создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника. | |||
Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер “нового искусства” | |||
Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация “самовитого” слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. | |||
Звуковые и графические эксперименты футуристов. Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников), «Центрифуга» (Б. Л. Пастернак). | |||
Особое место в литературе начала века крестьянской поэзии. Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX века в творчестве Н. А. Клюева, С. А. Есенина. | |||
Теория литературы. Символизм. Акмеизм. Футуризм. | |||
Тема 4.6. Истинные человеческие ценности в поэзии А.А. Блока (с применением интерактивных методов обучения) | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1 ОК 3 ОК 10 |
Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). | |||
Природа социальных противоречий в изображении поэта. Тема исторического прошлого в лирике Блока. Тема родины, тревога за судьбу России в лирике Блока. | |||
Общечеловеческое и гуманистическое в поэзии А.А.Блока | |||
Поэма «Двенадцать». Сложность восприятия Блоком социального характера революции. Сюжет поэмы и ее герои. Композиция, лексика, ритмика, интонационное разнообразие поэмы. | |||
Борьба миров. Изображение «мирового пожара», неоднозначность финала, образ Христа в поэме. | |||
Теория литературы. Развитие понятия о художественной образности (образ-символ). Развитие понятия о поэме. | |||
Раздел 5. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРЫ 1920-Х ГОДОВ | 6 | ||
Тема 5.1. Особенности развития литературы 1920-х годов. | Содержание учебного материала | 2 | ОК 3 ОК 11 |
Противоречивость развития культуры в 1920-е годы. Литературный процесс 1920-х годов. Литературные группировки и журналы (РАПП, «Перевал», конструктивизм; «На посту», «Красная новь», «Новый мир» и др.). Политика партии в области литературы в 1920-е годы. | |||
Тема России и революции в творчестве поэтов разных поколений и мировоззрений (А. Блок, А. Белый, М. Волошин, А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам, В. Ходасевич, В. Луговской, Н. Тихонов, Э. Багрицкий, М. Светлов и др.). | |||
Эксперименты со словом в поисках поэтического языка новой эпохи (В. Хлебников, А. Крученых, поэты-обериуты). | |||
Единство и многообразие русской литературы («Серапионовы братья», «Кузница» и др.). | |||
Разнообразие идейно-художественных позиций советских писателей в освещении темы революции и Гражданской войны. | |||
Тема 5.2. Владимир Владимирович Маяковский. | Содержание учебного материала | 2 | ОК 2 ОК 3 ОК 10 |
Сведения из биографии В.В. Маяковского (с обобщением ранее изученного). | |||
Поэтическая новизна ранней лирики: необычное содержание, гиперболичность и пластика образов, яркость метафор, контрасты и противоречия. Тема несоответствия мечты и действительности, несовершенства мира в лирике поэта. | |||
Проблемы духовной жизни. Характер и личность автора в стихах о любви. | |||
Сатира Маяковского. Обличение мещанства и «новообращенных». Поэма «Во весь голос». Тема поэта и поэзии. Новаторство поэзии Маяковского. Образ поэта-гражданина. | |||
Теория литературы. Традиции и новаторство в литературе. Новая система стихосложения. Тоническое стихосложение. | |||
Тема 5.3. Сочувствие, милосердие и доброта в лирике В.В. Маяковского и С.А. Есенина (с применением интерактивных методов обучения) | Содержание учебного материала | 2 | ОК 3 ОК 10 |
Сведения из биографии (с обобщением раннее изученного). | |||
Поэтизация русской природы, русской деревни. Развитие темы родины как выражение любви к России. | |||
Художественное своеобразие творчества Есенина: глубокий лиризм, необычайная образность, зрительность впечатлений, цветопись, принцип пейзажной живописи, народно-песенная основа стихов. | |||
Теория литературы. Развитие понятия о поэтических средствах художественной выразительности. | |||
Сочувствие, милосердие, доброта в поэзии В.Маяковсккого, С.Есенина. | |||
Раздел 6. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРЫ 1930 — НАЧАЛА 1940-Х ГОДОВ | 18 | ||
Тема 6.1. Особенности развития литературы 1930 - начала 1940-х годов | Содержание учебного материала | 2 | ОК 3 ОК 11 |
Становление новой культуры в 1930-е годы. Поворот к патриотизму в середине 1930-х годов (в культуре, искусстве и литературе). Первый съезд советских писателей и его значение. Социалистический реализм как новый художественный метод. Противоречия в его развитии и воплощении. | |||
Отражение индустриализации и коллективизации; поэтизация социалистического идеала в творчестве Н. Островского, Л. Леонова, В. Катаева, М. Шолохова, Ф. Гладкова, М. Шагинян, Вс. Вишневского, Н. Погодина, Э. Багрицкого, М. Светлова, В. Луговского, Н. Тихонова, П. Васильева и др. | |||
Историческая тема в творчестве А. Толстого, Ю. Тынянова, А. Чапыгина. | |||
Сатирическое обличение нового быта (М. Зощенко, И. Ильф и Е. Петров, М. Булгаков). | |||
Развитие драматургии в 1930-е годы. | |||
Тема 6.2. Марина Ивановна Цветаева. | Содержание учебного материала | 2 | ОК 3 ОК 12 |
Сведения из биографии М. Цветаевой | |||
Идейно-тематические особенности поэзии М. И. Цветаевой, конфликт быта и бытия, времени и вечности. Художественные особенности поэзии М. И. Цветаевой. | |||
Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля. | |||
Тема 6.3. Осип Эмильевич Мандельштам | Содержание учебного материала | 2 | ОК 3 ОК 10 |
Сведения из биографии О.Э. Мандельштама | |||
Идейно-тематические и художественные особенности поэзии О. Э. Мандельштама. | |||
Противостояние поэта «веку-волкодаву». Поиски духовных опор в искусстве и природе. Теория поэтического слова О. Мандельштама. | |||
Теория литературы. Развитие понятия о средствах поэтической выразительности. | |||
Тема 6.4. Анна Андреевна Ахматова | Содержание учебного материала | 2 | ОК 3 ОК 11 |
Жизненный и творческий путь А.А. Ахматовой (с обобщением ранее изученного). | |||
Ранняя лирика Ахматовой: глубина, яркость переживаний поэта. Тематика и тональность лирики периода Первой мировой войны: судьба страны и народа. | |||
Личная и общественная темы в стихах революционных и первых послереволюционных лет. Темы любви к родной земле, Родине, России. Пушкинские темы в творчестве Ахматовой. Тема любви к Родине и гражданского мужества в лирике военных лет. Тема поэтического мастерства в творчестве поэтессы. | |||
Поэма «Реквием». Исторический масштаб и трагизм поэмы. Трагизм жизни и судьбы лирической героини и поэтессы. Своеобразие лирики Ахматовой. | |||
Теория литературы. Проблема традиций и новаторства в поэзии. Поэтическое мастерство. | |||
Тема 6.5. Врач и писатель Михаил Афанасьевич Булгаков (с применением интерактивных методов обучения) | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1 ОК 6 ОК 10 |
Краткий обзор жизни и творчества (с обобщением ранее изученного материала). | |||
Медицинская тематика как отражение реальных жизненных обстоятельств медицинской службы М.А.Булгакова. | |||
Роман «Белая гвардия». Судьба людей в годы Гражданской войны. Изображение войны и офицеров белой гвардии как обычных людей. Отношение автора к героям романа. Честь — лейтмотив произведения. Тема Дома как основы миропорядка. Женские образы на страницах романа. | |||
Сценическая жизнь пьесы «Дни Турбиных». | |||
Тема 6.6. Медицинская тематика в творчестве М.А.Булгакова (с применением интерактивных методов обучения) | Содержание учебного материала | 2 | ОК 9 ОК 11 ОК 13 |
Изображение будней уездного врача в «Записках юного врача» | |||
Сатирическое изображение советского быта и этические проблемы медицины в произведениях «Собачье сердце», «Роковые яйца» | |||
Проблема зависимости и ее преодоление в произведении «Морфий» | |||
Тема 6.7. Роман «Мастер и Маргарита» | Содержание учебного материала | 2 | ОК 3 ОК 10 ОК 11 |
Роман «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра. Многоплановость романа. Система образов. Ершалаимские главы. Москва 1930-х годов. | |||
Тайны психологии человека: страх сильных мира перед правдой жизни. Воланд и его окружение. Фантастическое и реалистическое в романе. Любовь и судьба Мастера | |||
Традиции русской литературы (творчество Н. В. Гоголя) в творчестве М. Булгакова. Своеобразие писательской манеры. | |||
Теория литературы. Разнообразие типов романа в советской литературе. | |||
Тема 6.8. Михаил Александрович Шолохов | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1 ОК 3 ОК 10 |
Жизненный и творческий путь писателя (с обобщением ранее изученного). | |||
Мир и человек в рассказах М. Шолохова. Глубина реалистических обобщений. Поэтика раннего творчества М. Шолохова. | |||
История создания «Донских рассказов». | |||
Трагический пафос «Донских рассказов»: конфликт между нравственными нормами человеческой жизни и бесчеловечностью братоубийственной войны, расчеловечивающим влиянием голода. (Рассказы «Родинка», «Алёшкино сердце», «Шибалкино семя», «Чужая кровь») | |||
Гражданская война как величайшая трагедии, имевшая тяжёлые последствия | |||
Тема 6.9. Роман-эпопея «Тихий Дон» (с применением интерактивных методов обучения) | Содержание учебного материала | 2 | ОК 3 ОК 5 ОК 11 |
Роман-эпопея «Тихий Дон». Роман-эпопея о судьбах русского народа и казачества в годы Гражданской войны. Своеобразие жанра. Особенности композиции. | |||
Столкновение старого и нового мира в романе. Мастерство психологического анализа. Патриотизм и гуманизм романа. | |||
Тема гуманизма и милосердия в романе-эпопее | |||
Образ Григория Мелехова. Трагедия человека из народа в поворотный момент истории, ее смысл и значение. | |||
Женские судьбы. Любовь на страницах романа. Многоплановость повествования. | |||
Традиции Л. Н. Толстого в романе М. Шолохова. Своеобразие художественной манеры писателя. | |||
Теория литературы. Развитие понятия о стиле писателя. | |||
Раздел 7. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРЫ ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ И ПЕРВЫХ ПОСЛЕВОЕННЫХ ЛЕТ | 4 | ||
Тема 7.1. Подвиг медицинских сестер в поэзии Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет. (с применением интерактивных методов обучения) | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1 ОК 3 ОК 10 |
Деятели литературы и искусства на защите Отечества. Живопись А. Дейнеки и А. Пластова. Музыка Д. Шостаковича и песни военных лет (С. Соловьев-Седой, В. Лебедев-Кумач, И. Дунаевский и др.). Кинематограф героической эпохи. | |||
Образ медицинской сестры, сестры милосердия в стихах поэтов-фронтовиков (Ю. Друнина, В.Панфилов, В.Полянина, В.Федечкин, и др.) | |||
Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков (О. Берггольц, К. Симонов, А. Твардовский, А. Сурков, М. Исаковский, М. Алигер, Ю. Друнина, М. Джалиль и др.). | |||
Публицистика военных лет (М. Шолохов, И. Эренбург, А. Толстой). | |||
Реалистическое и романтическое изображение войны в прозе: рассказы Л. Соболева, В. Кожевникова, К. Паустовского, М. Шолохова и др. | |||
Повести и романы Б. Горбатова, А. Бека, А. Фадеева. Пьесы: «Русские люди» К. Симонова, «Фронт» А. Корнейчука и др. | |||
Произведения первых послевоенных лет. Проблемы человеческого бытия, добра и зла, эгоизма и жизненного подвига, противоборства созидающих и разрушающих сил в произведениях Э. Казакевича, В. Некрасова, А. Бека, В. Ажаева и др. | |||
Тема 7.2. Б. Л. Пастернак. Образ советского врача в романе Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго» (с применением интерактивных методов обучения) | Содержание учебного материала | 2 | ОК 3 ОК 11 ОК 12 |
Сведения из биографии. | |||
Основные мотивы лирики Б. Л. Пастернака. Связь человека и природы в лирике поэта. Эволюция поэтического стиля. Формально-содержательные доминанты поэтического стиля Б. Л. Пастернака. Любовь и поэзия, жизнь и смерть в философской концепции поэта. | |||
Роман «Доктор Живаго». История создания и публикации романа. Жанровое своеобразие и художественные особенности романа. Тема интеллигенции и революции и ее решение в романе Б. Л. Пастернака. Особенности композиции романа «Доктор Живаго». | |||
Система образов романа. Образ Юрия Живаго. Тема творческой личности, ее судьбы. Тема любви как организующего начала в жизни человека. Образ Лары как носительницы основных жизненных начал. | |||
Символика романа, сквозные мотивы и образы. Роль поэтического цикла в структуре романа. | |||
Теория литературы. Стиль. Лирика. Лирический цикл. Роман | |||
Раздел 8. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРЫ 1950—1980-Х ГОДОВ | 10 | ||
Тема 8.1. Медицинские сюжеты в творчестве писателей-прозаиков в 1950—1980-е годы (с применением интерактивных методов обучения) | Содержание учебного материала | 2 | ОК 3 ОК 11 |
Общественно-культурная обстановка в стране во второй половине XX века. Развитие литературы 1950—1980-х годов в контексте культуры. Кризис нормативной эстетики соцреализма. Литература периода «оттепели». | |||
Основные направления и течения художественной прозы 1950—1980-х годов. Тематика и проблематика, традиции и новаторство в произведениях прозаиков. Художественное своеобразие прозы В. Шаламова, В. Шукшина, В. Быкова, В. Распутина. | |||
Новое осмысление проблемы человека на войне. Исследование природы подвига и предательства, философский анализ поведения человека в экстремальной ситуации. Роль произведений о Великой Отечественной войне в воспитании патриотических чувств молодого поколения. | |||
Изображение жизни советской деревни. Глубина, цельность духовного мира человека, связанного своей жизнью с землей. Динамика нравственных ценностей во времени, предвидение опасности утраты исторической памяти. Попытка оценить современную жизнь с позиций предшествующих поколений. | |||
Историческая тема в советской литературе. Разрешение вопроса о роли личности в истории, взаимоотношениях человека и власти. Автобиографическая литература. | |||
Публицистическая направленность художественных произведений 1980-х годов. Обращение к трагическим страницам истории, размышления об общечеловеческих ценностях. Журналы этого времени, их позиция («Новый мир», «Октябрь», «Знамя» и др.). | |||
Развитие жанра фантастики. Многонациональность советской литературы. | |||
Теория литературы. Художественное направление. Художественный метод. Литературная традиция. Новаторство. Роман. Повесть. Рассказ. Новелла. Тематика и проблематика литературного произведения. | |||
Тема 8.2. Творчество поэтов в 1950—1980-е годы (с применением интерактивных методов обучения) | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1 ОК 3 ОК 10 |
Развитие традиций русской классики и поиски нового поэтического языка, формы, жанра в поэзии 1950—1980-х годов. Лирика поэтов-фронтовиков. Творчество авторов, развивавших жанр авторской песни. Литературные объединения и направления в поэзии 1950—1980-х годов. | |||
Поэзия Н. Рубцова: художественные средства, своеобразие лирического героя. Тема родины в лирике поэта. Гармония человека и природы. Есенинские традиции в лирике Н. Рубцова. | |||
Поэзия Р. Гамзатова: функции приема параллелизма, своеобразие лирического героя. Тема родины в поэзии Р. Гамзатова. Соотношение национального и общечеловеческого в поэзии Р. Гамзатова. | |||
Поэзия Б. Окуджавы: художественные средства создания образа, своеобразие лирического героя. Тема войны, образы Москвы и Арбата в поэзии Б. Окуджавы. | |||
Поэзия А. Вознесенского: художественные средства создания образа, своеобразие лирического героя. Тематика стихотворений А. Вознесенского. | |||
Теория литературы. Лирика. Авторская песня. | |||
Тема 8.3. Александр Трифонович Твардовский | Содержание учебного материала | 2 | ОК 3 ОК 10 ОК 11 |
Сведения из биографии А. Т. Твардовского (с обобщением ранее изученного). | |||
Обзор творчества А. Т. Твардовского. Особенности поэтического мира. Автобиографизм поэзии Твардовского. Образ лирического героя, конкретно-исторический и общечеловеческий аспекты тематики. «Поэзия как служение и дар». | |||
Поэма «По праву памяти». Произведение лиро-эпического жанра. Драматизм и исповедальность поэмы. Образ отца как композиционный центр поэмы. Поэма «По праву памяти» как «завещание» поэта. Темы раскаяния и личной вины, памяти и забвения, исторического возмездия и «сыновней ответственности». | |||
А. Т. Твардовский — главный редактор журнала «Новый мир». | |||
Теория литературы. Стиль. Лирика. Лиро-эпика. Лирический цикл. Поэма. | |||
Тема 8.4. Александр Исаевич Солженицын | Содержание учебного материала | 2 | ОК 3 ОК 10 ОК 11 |
Обзор жизни и творчества А. И. Солженицына (с обобщением ранее изученного). | |||
Сюжетно-композиционные особенности повести «Один день Ивана Денисовича» и рассказа «Матренин двор». Отражение конфликтов истории в судьбах героев. Характеры героев как способ выражения авторской позиции. Новый подход к изображению прошлого. Проблема ответственности поколений. | |||
Мастерство А. Солженицына-психолога: глубина характеров, историко-философское обобщение в творчестве писателя. Литературные традиции в изображении человека из народа в образах Ивана Денисовича и Матрены. | |||
«Лагерная проза» А. Солженицына: «Архипелаг ГУЛАГ», романы «В круге первом», «Раковый корпус». | |||
Публицистика А. И. Солженицына. | |||
Теория литературы. Эпос. Роман. Повесть. Рассказ. Литературный герой. Публицистика. | |||
Тема 8.5. Александр Валентинович Вампилов | Содержание учебного материала | 2 | ОК 3 ОК 10 ОК 11 |
Особенности драматургии 1950—1960-х годов. Жанры и жанровые разновидности драматургии 1950—1960-х годов. Интерес к молодому современнику, актуальным проблемам настоящего. | |||
Обзор жизни и творчества А. Вампилова. | |||
Проза А. Вампилова | |||
Нравственная проблематика пьес А. Вампилова «Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын». | |||
Своеобразие драмы «Утиная охота». Композиция драмы. Характер главного героя. Система персонажей, особенности художественного конфликта. Пьеса «Провинциальные анекдоты». | |||
Гоголевские традиции в пьесе А. Вампилова «Провинциальные анекдоты». Утверждение добра, любви и милосердия — главный пафос драматургии А. Вампилова. | |||
Теория литературы. Анекдот. Драма. Герой. Система персонажей. Конфликт. | |||
Раздел 9. РУССКОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ 1920—1990-Х ГОДОВ (ТРИ ВОЛНЫ ЭМИГРАЦИИ) | 2 | ||
Тема 9.1. Русское литературное зарубежье 1920—1990-х годов | Содержание учебного материала | 2 | ОК 3 ОК 10 ОК 11 |
Первая волна эмиграции русских писателей. Характерные черты литературы русского зарубежья 1920—1930-х годов. Творчество И. Шмелева, Б. Зайцева, В. Набокова, Г. Газданова, Б. Поплавского | |||
Вторая волна эмиграции русских писателей. Осмысление опыта сталинских репрессий и Великой Отечественной войны в литературе. Творчество Б. Ширяева, Д. Кленовского, И. Елагина. | |||
Третья волна эмиграции. Возникновение диссидентского движения в СССР. Творчество И. Бродского, А. Синявского, Г. Владимова. | |||
Теория литературы. Эпос. Лирика. | |||
Раздел 10. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРЫ КОНЦА 1980—2000-Х ГОДОВ | 8 | ||
Тема 10.1. Медицина в творчестве поэтов и прозаиков 1980-2000 годов (с применением интерактивных методов обучения) | Содержание учебного материала | 2 | ОК 3 ОК 10 |
Общественно-культурная ситуация в России конца ХХ — начала ХХI века. | |||
Смешение разных идеологических и эстетических ориентиров. | |||
Всплеск антитоталитарных настроений на рубеже 1980—1990-х годов. | |||
Тема 10.2. Развитие современной литературы. Проза. (с применением интерактивных методов обучения) | Содержание учебного материала | 2 | ОК 3 ОК 6 |
«Задержанная» и «возвращенная» литература. | |||
Произведения А. Солженицына, А. Бека, А. Рыбакова, В. Дудинцева, В. Войновича. | |||
Отражение постмодернистского мироощущения в современной литературе. | |||
Основные направления развития современной литературы. | |||
Тема 10.3. Развитие современной литературы. Поэзия, драматургия (с применением интерактивных методов обучения) | Содержание учебного материала | 2 | ОК 3 ОК 7 ОК 11 |
Проза А. Солженицына, В. Распутина, Ф. Искандера, Ю. Коваля, В. Маканина, С. Алексиевич, О. Ермакова, В. Астафьева, Г. Владимова, Л. Петрушевской, В. Пьецуха, Т. Толстой и др. | |||
Развитие разных традиций в поэзии Б. Ахмадулиной, Т. Бек, Н. Горбаневской, А. Жигулина, В. Соколова, О. Чухонцева, А. Вознесенского, Н. Искренко, Т. Кибирова, М. Сухотина и др. | |||
Духовная поэзия С. Аверинцева, И. Ратушинской, Н. Горбаневской и др. | |||
Развитие рок-поэзии. | |||
Драматургия постперестроечного времени. | |||
Теория литературы: Литературное направление. Художественный метод. Постмодернизм. | |||
Тема 10.4. Дифференцированный зачет | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1-13 |
Итоговый контроль умений и знаний по дисциплине Литература | |||
Всего во 2 семестре: | 66 | ||
Итого: | 117 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы дисциплины должны быть предусмотрены специальные помещения
Кабинет «Литературы», оснащённый оборудованием:
- рабочее место преподавателя;
- посадочные места по количеству обучающихся;
- доска классная;
- и т.д.
Технические средства обучения, необходимые для реализации программы:
- мультимедийная установка;
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- и т.д.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
- Обернихина Г.А. Литература. Ч.1 – М.: Академия, 2020
- Обернихина Г.А. Литература. Ч.2 – М.: Академия, 2020
- Обернихина, Г.А. Литература: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений. / Г.А. Обернихина, И.Л. Вольнова, Т.В. Емельянова. - 15-е изд. стер. - М.: ИЦ Академия, 2018. – 656 с.
- Лебедев Ю.В., Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 10 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч./ Лебедев Ю.В. — М.: Просвещение, 2018.
- Михайлов О.Н., Шайтанов И.О., Чалмаев В.А. и др. / Под ред. Журавлёва В.П. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 11 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч.; под ред. В.П.Журавлева. — М.: Просвещение, 2018.
3.2.2. Электронные издания
- Обернихина Г.А. Литература: В 2 ч.: Часть 1 (3-е изд.) (в электронном формате) Академия ЭБС, 2019
- Обернихина Г.А. Литература: В 2 ч.: Часть и ч 2 (3-е изд.) (в электронном формате) Академия ЭБС, 2019
- Обернихина Г.А. Литература: Практикум (3-е изд.) (в электронном формате) Академия ЭБС, 2020
3.2.3. Перечень ресурсов и информационных справочных систем информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
- https://edu.gov.ru/ Сайт Министерства просвещения РФ
- http://www.edu.ru/ Российское образование. Федеральный портал
- https://firo.ranepa.ru/ Сайт ФГОУ «Федеральный институт развития образования»
- https://www.mos.ru/donm/ Сайт Департамента образования города Москвы
- http://statgrad.mioo.ru/ Сайт дистанционной подготовки к ЕГЭ
- https:// www. school-collection. edu. ru / Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
3.2.4. Дополнительные источники
- Журавлев, В.П. Русская литература XX века, 11 класс, учебник для общеобразовательных учреждений ч.1. –М.: Просвещение, 2021.– 385 с.
- Журавлев, В.П. Русская литература XX века, 11 класс, учебник для общеобразовательных учреждений ч.2. – М.: Просвещение, 2021. – 431 с.
- Зинин С.А. Литература. Базовый и углубленный уровни. Ч.1. - М., Русское слово, 2019.
- Зинин С.А. Литература. Базовый и углубленный уровни. Ч.2. - М., Русское слово, 2019.
- Кременцов Л.П. Русская литература XIX века. 1890-1870. - М.: Флинта, 2017.
- Кременцов Л.П., Джанумов А.С. Русская литература XIX века. 1880-1890. - М.: Флинта, 2017.
- Кременцов Л.П. Русская литература XIX века.1801-1850. - М.: Флинта, 2017.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Планируемые результаты освоения дисциплины
Результаты обучения | Критерии оценки | Методы оценки |
Знания: В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
| Критерии оценивания устного опроса: Развернутый ответ обучающегося должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях. При оценке ответа обучающегося необходимо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; Критерии оценивания знаний обучающихся с помощью тестов Отметка «5» (отлично) ставится, если верные ответы составляют 90% -100% от общего количества вопросов. Отметка «4» (хорошо) ставится, если верные ответы составляют 89%-80% от общего количества вопросов. Отметка «3» (удовлетворительно) ставится, если работа содержит 79%-70% правильных ответов. Отметка «2» (неудовлетворительно) ставится, если работа содержит менее 70% правильных ответов. | Текущий контроль: – оценка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы по подготовке сообщений. докладов, рефератов; – оценка выполнения задания по работе с текстом литературного произведения, документами, дополнительной литературой (составление плана, конспекта, тезисов) - составление понятийного словаря; - оценка выразительного чтения наизусть; - тестирование; – оценка подготовки творческих заданий и участия в играх, викторинах, конкурсах по литературе. Рубежный контроль: контрольная работа. Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета. |
Умения: В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
|
4.2. Текущий контроль успеваемости
К формам текущего контроля относятся: устный опрос (индивидуальный, фронтальный), письменная работа, задача (практическое задание), интерактивные тренажеры, собеседование, тест, деловая и/или ролевая игра, учебные кейсы (комплексные кейсы, мини-кейсы, исследовательские кейсы и др.), коллоквиум, контрольная работа, круглый стол, дискуссия, полемика, диспут, дебаты, портфолио, учебный проект (информационный, практико-ориентированный, исследовательский, творческий и др.), рабочая тетрадь, разноуровневые задачи и задания, расчетно-графическая работа, построение и заполнение графических органайзеров (диаграмма Венна, диаграмма Исикавы («рыбий скелет»), кластер, категориальная таблица, концептуальная таблица и др.), эссе, реферат, доклад, сообщение и другие формы текущего контроля.
Примеры форм текущего контроля и краткая характеристика оценочных средств представлены в Приложении 1.
4.3. Промежуточная аттестация
В зависимости от формы промежуточной аттестации (экзамен/зачет с оценкой/зачет/защита КР/КП) и способа проведения (устно, письменно (билеты, тестирование) или комбинированно) могут быть использованы различные критерии оценки знаний и умений. При использовании итоговых тестов по экзамену/зачету с оценкой должна быть представлена шкала интервальных баллов, соответствующая промежуточной оценке или количество баллов, достаточное для получения зачета (с оценкой).
Приложение 1
Формы текущего контроля успеваемости и соответствующих оценочных средств
№ п/п | Наименование формы контроля (оценочного средства) | Краткая характеристика оценочного средства | Представление оценочного средства в фонде |
Устный опрос (индивидуальный, фронтальный) | Устный опрос предназначен для закрепления изученного материала. Устный опрос проводится как беседа преподавателя с обучающим(и)ся на темы, связанные с изучаемой дисциплиной и рассчитанное на выяснение объема знаний обучающего(их)ся по определенному разделу, теме, и т.п. | Вопросы для устного опроса (индивидуального, фронтального), эталоны ответов, критерии оценки | |
Письменная работа | Самостоятельная письменная работа, направленная на творческое освоение дисциплины и выработку соответствующих профессиональных компетенций. | Перечень вопросов, комплект заданий для письменной работы, эталоны ответов, критерии оценки | |
Задача (практическое задание) | Средство оценки умения применять полученные теоретические знания в практической ситуации. Задача (задание) должна быть направлена на оценивание тех компетенций, которые подлежат освоению в данной дисциплине, должна содержать четкую инструкцию по выполнению или алгоритм действий. | Комплект задач (практических заданий), эталоны ответов, критерии оценки | |
Интерактивные тренажеры | Техническое средство, которое может быть использовано для контроля приобретенных обучающимся профессиональных навыков и умений по управлению конкретным материальным объектом. | Комплект заданий для работы на тренажере, эталоны ответов, критерии оценки | |
Собеседование | Средство контроля, организованное как специальная беседа преподавателя с обучающимся на темы, связанные с изучаемой дисциплиной, и рассчитанное на выяснение объема знаний обучающегося по определенному разделу, теме, проблеме и т.п. | Вопросы по темам/ разделам дисциплины, представленные в привязке к компетенциям, предусмотренным рабочей программой, эталоны ответов, критерии оценки | |
Тест | Система стандартизированных заданий, позволяющая автоматизировать процедуру измерения уровня знаний и умений обучающегося. | Фонд тестовых заданий, эталоны ответов, критерии оценки | |
Деловая и/или ролевая игра | Совместная деятельность группы обучающихся и преподавателя под управлением преподавателя с целью решения учебных и профессионально-ориентированных задач путем игрового моделирования реальной проблемной ситуации. Позволяет оценивать умение анализировать и решать типичные профессиональные задачи. | Тема (проблема), концепция, сценарий, роли и ожидаемый результат по каждой игре, критерии оценки | |
Учебные кейсы (комплексные кейсы, мини-кейсы, исследовательские кейсы и др.) | Проблемное задание, в котором обучающемуся предлагают осмыслить реальную профессионально-ориентированную ситуацию, необходимую для решения данной проблемы. | Комплект заданий для решения учебных кейсов, эталоны ответов, критерии оценки | |
Коллоквиум | Средство контроля усвоения учебного материала темы, раздела или разделов дисциплины, организованное как учебное занятие в виде собеседования преподавателя с обучающимися. | Вопросы по темам/ разделам дисциплины, эталоны ответов, критерии оценки | |
Контрольная работа | Средство проверки умений применять полученные знания для решения задач определенного типа по теме или разделу дисциплины. | Комплект контрольных заданий по вариантам, эталоны ответов, критерии оценки | |
Круглый стол, дискуссия, полемика, диспут, дебаты | Оценочные средства, позволяющие включить обучающихся в процесс обсуждения спорного вопроса, проблемы и оценить их умение аргументировать собственную точку зрения. | Перечень дискуссионных тем для проведения круглого стола, дискуссии, полемики, диспута, дебатов, критерии оценки | |
Портфолио | Целевая подборка работ обучающихся, раскрывающая его индивидуальные образовательные достижения в одной или нескольких дисциплинах. | Структура портфолио, образец портфолио, критерии оценки | |
Учебный проект (информационный, практико-ориентированный, исследовательский, творческий и др.) | Конечный продукт, получаемый в результате планирования и выполнения комплекса учебных и исследовательских заданий. Позволяет оценить умения обучающихся самостоятельно конструировать свои знания в процессе решения практических задач и проблем, ориентироваться в информационном пространстве и уровень сформированности аналитических, исследовательских навыков, навыков практического и творческого мышления. Может выполняться в индивидуальном порядке или группой обучающихся. | Темы групповых и/или индивидуальных проектов, образец проекта, критерии оценки | |
Рабочая тетрадь | Дидактический комплекс, предназначенный для самостоятельной работы обучающегося и позволяющий оценивать уровень усвоения им учебного материала. | Образец рабочей тетради, критерии оценки | |
Разноуровневые задачи и задания | Различают задачи и задания: а) репродуктивного уровня, позволяющие оценивать и диагностировать знание фактического материала (базовые понятия, алгоритмы, факты) и умение правильно использовать специальные термины и понятия, узнавание объектов изучения в рамках определенного раздела дисциплины; б) реконструктивного уровня, позволяющие оценивать и диагностировать умения синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формулированием конкретных выводов, установлением причинно-следственных связей; в) творческого уровня, позволяющие оценивать и диагностировать умения, интегрировать знания различных областей. | Комплект разноуровневых задач и заданий, эталоны ответов, критерии оценки | |
Расчетно-графическая работа | Средство проверки умений применять полученные знания по заранее определенной методике для решения задач или заданий по дисциплине. | Комплект заданий для выполнения расчетно-графической работы, эталоны ответов, критерии оценки | |
Построение и заполнение графических органайзеров (диаграмма Венна, диаграмма Исикавы («рыбий скелет»), кластер, категориальная таблица, концептуальная таблица и др.) | Графический органайзер представляет собой средство наглядного представления мыслительных процессов. Диаграмма Венна используется для сравнения или сопоставления, или противопоставления 2-3-х аспектов и показа общих черт. Диаграмма Исикавы («рыбий скелет») позволяет описать целый круг (поле) проблемы и попытаться решить ее. Кластер – способ составления карты информации – сбора идей вокруг какого-либо основного фактора для фокусирования и определения смысла всей конструкции. Категория – признак (общий), отражающий существенные свойства и отношения. Категории оформляют в виде таблицы. Идеи/ информацию распределяют в таблице по соответствующим категориям. Концептуальная таблица обеспечивает сравнение изучаемых явлений, понятий, взглядов, тем и пр. по двум и более аспектам. | Комплект макетов тематических графических органайзеров, критерии оценки | |
Эссе | Средство, позволяющее оценить умение обучающегося письменно излагать суть поставленной проблемы, самостоятельно проводить анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария соответствующей дисциплины, делать выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме. | Темы эссе, образец эссе, критерии оценки | |
Реферат | Продукт самостоятельной работы обучающихся, представляющий собой краткое изложение в письменном виде полученных результатов теоретического анализа определенной научной (учебно-исследовательской) темы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. | Темы рефератов, образец реферата, критерии оценки | |
Доклад, сообщение | Продукт самостоятельной работы обучающихся, представляющий собой публичное выступление по представлению полученных результатов решения определенной учебно-практической, учебно-исследовательской или научной темы. | Темы докладов, сообщений образец доклада, сообщения, критерии оценки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информатика, 1 курс, Сестринское дело, Лабораторная диагностика, Рубежный контроль
Тест для студентов "Медицинского колледжа № 1" (г. Москва) специальности 34.02.01 Сестринское дело, 31.02.03 Лабораторная диагностикаДисциплина "Информатика", 1 курс. Рубежный...

РУП по дисциплине Русский язык специальности Сестринское дело, Лабораторная диагностика
Рабочая Учебная программа по дисциплине Русский язык специальности Сестринское дело, Лабораторная диагностика...

РУП по дисциплине Родной язык специальности Сестринское дело, Лабораторная диагностика 2022
Рабочая Учебная Программа по дисциплине Родной язык специальности Сестринское дело, Лабораторная диагностика 2022...

Контрольно-измерительные материалы ОУД. 02 Литература специальность Сестринское дело I курс 1 семестр
Контрольно-измерительные материалы ОУД. 02 Литература специальность Сестринское дело I курс 1 семестр...

Контрольно-измерительные материалы ОУД. 02 Литература специальность Сестринское дело I курс 1 семестр (Контрольная работа) 2021-22
Контрольно-измерительные материалы ОУД. 02 Литература специальность Сестринское дело I курс 1 семестр (Контрольная работа) 2021-22...

Рецензирование Контрольно-измерительных материалов для проведения дифференцированного зачета по дисциплине ОУД.02 литература специальность Сестринское дело 2022-23
Рецензирование Контрольно-измерительных материалов для проведения дифференцированного зачета по дисциплине ОУД.02 литература специальность Сестринское дело 2022-23...

Контрольно – измерительные материалы дисциплина ОУД.02 Литература специальность Сестринское дело I курс 2 семестр (дифференцированный зачет в форме онлайн-тестирования) 2020-21
Контрольно – измерительные материалы дисциплина ОУД.02 Литература специальность Сестринское дело I курс 2 семестр (дифференцированный зачет в форме онлайн-тестирования) 2020-21...