Мастер-класс: «Лучшие методические приемы формирования читательской грамотности обучающихся» Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»
методическая разработка по русскому языку (5 класс)
Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».
Цель мастер – класса: представить опыт работы с приемами читательской грамотности на уроках русского языка и литературы.
Планируемые результаты: совершенствование навыков осознанного чтения; развитие умения работать с текстом как с источником информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_master-klassa.docx | 36.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
Мастер-класс: «Лучшие методические приемы формирования читательской грамотности обучающихся»
Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»
Автор: Мартынюк К. В.
Учитель русского языка и литературы
Топки 2023
Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».
Цель мастер – класса: представить опыт работы с приемами читательской грамотности на уроках русского языка и литературы.
Планируемые результаты: совершенствование навыков осознанного чтения; развитие умения работать с текстом как с источником информации.
Оборудование:
Ход мастер – класса:
Добрый день, коллеги. Меня зовут Мартынюк Клавдия Владимировна, я учитель русского языка и литературы в МБОУ «СОШ №2». Представляю вашему вниманию мастер-класс на тему: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».
- Этап мотивации:
Читательская грамотность в настоящее время является не только центральным показателем успешности системы образования, но и одним из важных параметров готовности к жизни в современном обществе.
- Актуализация знаний
Уважаемые коллеги, давайте подумаем, что необходимо уметь учащимся, чтобы быть функционально-грамотными? Ваши предложения. (Составление кластера «качества функционально-грамотного ученика»)
«Функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». (Образовательная система «Школа 2100» Педагогика здравого мысла / под ред. А.А.Леонтьева. М.:Баалас, 2100 )
- Постановка проблемы
Великий педагог К.Д. Ушинский говорил, что читать это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное. Эту мысль я и пытаюсь донести до своих пятиклассников на уроках русского языка и литературы. При введении уроков многие преподаватели в том числе, и я сталкиваются с такими трудностями, как неумение учащихся выделять главную информацию, исключать второстепенную; формулировать и аргументировать собственное мнение. Именно с этими трудностями нам и помогают бороться приемы читательской грамотности.
- Содержательный этап.
Сегодня я хочу продемонстрировать те приемы работы над читательской грамотностью, которые использую на своих уроках русского языка и литературы в 5-х классах.
Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы: опорный конспект; составление кластера; составление синквейна; верите ли вы; мозговой штурм; реконструкция текста; лингвистическая сказка; письмо с дырками; «Тонкие и толстые вопросы».
Фрагмент урока по теме «Знакомство с учебником. Богатство и выразительность русского языка».
- Прием опорного конспекта. Цель - сформировать читательское умение находить и извлекать информацию из текста.
Составление памятки «Как обращаться с учебниками».
Учитель читает стихотворение (у детей распечатанный вариант).
«Твой учебник – твой портрет»
Дают вам учебники в школах бесплатно!
И это, конечно же, очень приятно.
Но в этой приятности
Что неприятно:
Весною учебник сдается обратно…
А если ты, скажем, не очень опрятна
И там на страницах какие-то пятна?..
Чернилами синими залит
портрет…
В тарелку свалился учебник случайно…
Так что же:
Отныне твой личный секрет –
Не тайна?
Какой-то мальчишка из младшего
класса
Отыщет там пятнышко
хлебного кваса
И спросит:
– Скажите, вы правда такая
грязнуля?
Вы этот учебник весною вернули
С большим живописным пятном
на обложке!
Еще я нашел там следы вашей
кошки…
Ведь надо же:
там, где фамилия ваша,
Печать приложила перловая каша!
Учебник…
Ну, что в нем?
Обложка…
Страницы.
Но он в то же время -
Портрет ученицы!
Хозяйка учебник зубрит, изучает, -
И он, между прочим, весь год
не скучает.
И может весной доложить
без утайки
О разных привычках и нравах хозяйки.
Вопрос: как же надо обращаться с учебником? Коллективное составление памятки «Как обращаться с учебниками».
Запись в тетрадь:
- Бережно относись к учебнику, в него вложен труд многих людей.
- Обращайся с ним аккуратно.
- Никогда не пиши в учебнике ручкой, записи делай в черновике.
- Помни: свой учебник ты должен передать чистым и опрятным будущему пятикласснику.
- Прием кластер. Цель – собрать все приемы и ассоциации у учеников, связанные с каким-либо понятием.
Составление кластера «Богатство русского языка».
- Прием синквейн. Цель - развитие умений учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности.
В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала «Русский язык»
Синквейн – это пятистрочная строфа.
1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;
3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;
4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;
5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).
- Прием «Мозаика» (реконструкция текста). Цель – развить мышление, осмыслить прочитанное, повысить познавательный интерес и сформировать навык работы с текстом.
Данный прием используется на начальной стадии урока, чтобы помочь учащимся сформулировать тему и задачи урока. Ребятам предлагается составить высказывания на основе перечисленных слов, затем задавая тонкие и толстые вопросы, учитель подводит их формулировке темы и задач.
Фрагмент конспекта урока по теме «Фольклор. Малые жанры фольклора».
На слайде написаны слова через запятую, составьте из них высказывания и определите жанр этих высказываний.
- Живи, век, учись, век. (Век живи – век учись)
- Одного, не, семеро, ждут. (Семеро одного не ждут)
- Баю, не, баюшки, ложися, на, баю, краю. (Баю-баюшки-баю, не ложися на краю)
К каким жанрам относятся эти произведения? Какие они по объему (большие или маленькие)?
- Подведение итогов.
Приемы формирования читательской грамотности – это неотъемлемая часть методики преподавания русского языка и литературы. Данные приемы можно использовать на любом из этапов проведения урока независимо от его типа. Данные приемы помогают в достижении метапредметных результатов, что помогает нам сформировать функционально-грамотного ученика.
- Использованные электронные ресурсы
- https:// fg.resh.edu.ru
- https://www.yaklass.ru/
- https://infourok.ru/priyomy-formirovaniya-chitatelskoj-gramotnosti-na-urokah-russkogo-yazyka-i-literatury-6572688.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах (тезисы)
Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах (тезисы)...
Мастер - класс "Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы"
Мастер - класс для учителей "Формирование читательской грамотности на уроках литературы"...
Доклад на МО «Стратегии смыслового чтения. Приемы работы с текстом по формированию читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»
В докладе представлены приёмы формирования читательской грамотности, которые можно использовать на уроках русского языка и литературы....
Мастер-класс "Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы".
Опыт по формированию читательской грамотности на уроках русского языка и литературы....
Презентация на тему: " Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы"
Читать – это ещё ничего не значит: что читать и как понимать читаемое - вот в чём главное дело.К.Д.УшинскийПриём формирования читательской грамотности«Письмо с пробелами»...