Мастер-класс: «Лучшие методические приемы формирования читательской грамотности обучающихся» Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Мартынюк Клавдия Владимировна

         Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».

          Цель мастер – класса: представить опыт работы с приемами читательской грамотности на уроках русского языка и литературы.

          Планируемые результаты: совершенствование навыков осознанного чтения; развитие умения работать с текстом как с источником информации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_master-klassa.docx36.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

Мастер-класс: «Лучшие методические приемы формирования читательской грамотности обучающихся»

Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»

Автор: Мартынюк К. В.

Учитель русского языка и литературы

Топки 2023

Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».

Цель мастер – класса: представить опыт работы с приемами читательской грамотности на уроках русского языка и литературы.

          Планируемые результаты: совершенствование навыков осознанного чтения; развитие умения работать с текстом как с источником информации.

          Оборудование:

          Ход мастер – класса:

Добрый день, коллеги. Меня зовут Мартынюк Клавдия Владимировна, я учитель русского языка и литературы в МБОУ «СОШ №2». Представляю вашему вниманию мастер-класс на тему: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».

  1. Этап мотивации:

Читательская грамотность в настоящее время является не только центральным показателем успешности системы образования, но и одним из важных параметров готовности к жизни в современном обществе.

  1. Актуализация знаний

Уважаемые коллеги, давайте подумаем, что необходимо уметь учащимся, чтобы быть функционально-грамотными? Ваши предложения. (Составление кластера «качества функционально-грамотного ученика»)

«Функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». (Образовательная система «Школа 2100» Педагогика здравого мысла / под ред. А.А.Леонтьева. М.:Баалас, 2100 )

  1. Постановка проблемы

Великий педагог К.Д. Ушинский говорил, что читать это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное. Эту мысль я и пытаюсь донести до своих пятиклассников на уроках русского языка и литературы. При введении уроков многие преподаватели в том числе, и я сталкиваются с такими трудностями, как неумение учащихся выделять главную информацию, исключать второстепенную; формулировать и аргументировать собственное мнение. Именно с этими трудностями нам и помогают бороться приемы читательской грамотности.

  1. Содержательный этап.

Сегодня я хочу продемонстрировать те приемы работы над читательской грамотностью, которые использую на своих уроках русского языка и литературы в 5-х классах.

Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы: опорный конспект; составление кластера; составление синквейна; верите ли вы; мозговой штурм; реконструкция текста; лингвистическая сказка; письмо с дырками; «Тонкие и толстые вопросы».

Фрагмент урока по теме «Знакомство с учебником. Богатство и выразительность русского языка».

  1. Прием опорного конспекта. Цель - сформировать читательское умение находить и извлекать информацию из текста.

Составление памятки «Как обращаться с учебниками».

Учитель читает стихотворение (у детей распечатанный вариант).        

«Твой учебник – твой портрет»

Дают вам учебники в школах бесплатно!

И это, конечно же, очень приятно.

Но в этой приятности

Что неприятно:

Весною учебник сдается обратно…

А если ты, скажем, не очень опрятна

И там на страницах какие-то пятна?..

Чернилами синими залит

портрет…

В тарелку свалился учебник случайно…

Так что же:

Отныне твой личный секрет –

Не тайна?

Какой-то мальчишка из младшего

класса

Отыщет там пятнышко

хлебного кваса

И спросит:

– Скажите, вы правда такая

грязнуля?

Вы этот учебник весною вернули

С большим живописным пятном

на обложке!

Еще я нашел там следы вашей

кошки…

Ведь надо же:

там, где фамилия ваша,

Печать приложила перловая каша!

Учебник…

Ну, что в нем?

Обложка…

Страницы.

Но он в то же время -

Портрет ученицы!

Хозяйка учебник зубрит, изучает, -

И он, между прочим, весь год

не скучает.

И может весной доложить

без утайки

О разных привычках и нравах хозяйки.

         Вопрос: как же надо обращаться с учебником? Коллективное составление памятки «Как обращаться с учебниками».

 Запись в тетрадь:

  • Бережно относись к учебнику, в него вложен труд многих людей.
  • Обращайся с ним аккуратно.
  • Никогда не пиши в учебнике ручкой, записи делай в черновике.
  • Помни: свой учебник ты должен передать чистым и опрятным будущему пятикласснику.
  1. Прием кластер. Цель – собрать все приемы и ассоциации у учеников, связанные с каким-либо понятием.

Составление кластера «Богатство русского языка».

  1. Прием синквейн.  Цель - развитие умений учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности.

В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала «Русский язык»

Синквейн – это пятистрочная строфа.

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

  1. Прием «Мозаика» (реконструкция текста). Цель – развить мышление, осмыслить прочитанное, повысить познавательный интерес и сформировать навык работы с текстом.

Данный прием используется на начальной стадии урока, чтобы помочь учащимся сформулировать тему и задачи урока. Ребятам предлагается составить высказывания на основе перечисленных слов, затем задавая тонкие и толстые вопросы, учитель подводит их формулировке темы и задач.

Фрагмент конспекта урока по теме «Фольклор. Малые жанры фольклора».

На слайде написаны слова через запятую, составьте из них высказывания и определите жанр этих высказываний.

  1. Живи, век, учись, век. (Век живи – век учись)
  2. Одного, не, семеро, ждут. (Семеро одного не ждут)
  3. Баю, не, баюшки, ложися, на, баю, краю. (Баю-баюшки-баю, не ложися на краю)

К каким жанрам относятся эти произведения? Какие они по объему (большие или маленькие)?

  1. Подведение итогов.

Приемы формирования читательской грамотности – это неотъемлемая часть методики преподавания русского языка и литературы. Данные приемы можно использовать на любом из этапов проведения урока независимо от его типа. Данные приемы помогают в достижении метапредметных результатов, что помогает нам сформировать функционально-грамотного ученика.

  1. Использованные электронные ресурсы
  1. https:// fg.resh.edu.ru
  2. https://www.yaklass.ru/
  3. https://infourok.ru/priyomy-formirovaniya-chitatelskoj-gramotnosti-na-urokah-russkogo-yazyka-i-literatury-6572688.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах (тезисы)

Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах (тезисы)...

Мастер - класс "Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы"

Мастер - класс для учителей "Формирование читательской грамотности на уроках литературы"...

Доклад на МО «Стратегии смыслового чтения. Приемы работы с текстом по формированию читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»

В докладе представлены приёмы  формирования читательской грамотности, которые можно использовать на уроках русского языка и литературы....

Мастер-класс "Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы".

Опыт по формированию читательской грамотности на уроках русского языка и литературы....

Презентация на тему: " Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы"

Читать – это ещё ничего не значит: что читать и как понимать читаемое - вот в чём главное   дело.К.Д.УшинскийПриём формирования читательской грамотности«Письмо с пробелами»...