Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД по профессии 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)
методическая разработка по русскому языку (10 класс)
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.01 Русский язык разработана с учетом требований ФГОС среднего общего образования, ФГОС среднего профессионального образования и профиля профессионального образования: технического, в соответствии с «Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования» (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 с учетом уточнений Научно-методического совета Центра профессионального образования и систем квалификаций ФГАУ «ФИРО» Протокол № 3 от 25 мая 2017 г.); на основе примерной образовательной программы по учебной дисциплине «Русский язык», одобренной Научно-методическим советом Центра профессионального образования ФГАУ «ФИРО» и рекомендованной для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (Протокол № 2 от 26.03.2015 г.), Федеральный реестровый номер ООЦ-1-160620 от 20.06.2016 г.
Организация-разработчик:
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Ростовское профессиональное училище № 5»
(ГБПОУ РО ПУ № 5)
Разработчик: Синицина А. Е., преподаватель русского языка и литературы ГБПОУ РО ПУ № 5
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rup_elektrik_gr._4_russk._yaz._2021.docx | 97.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Ростовское профессиональное училище № 5»
(ГБПОУ РО ПУ № 5)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.01 Русский язык
13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)
г. Ростов-на-Дону
2021 г.
Согласовано Протокол заседания методической комиссии общеобразовательного цикла от «» 2021 г. № ________ Председатель МК________Тищенко Л.В. Согласовано Протокол заседания методической комиссии общеобразовательного цикла от «_____»____________202__ г. № ________ Председатель МК_______ ________________ | Утверждаю Заместитель директора по УПР _____________Н.А.Антонова «____» _________ 2021 г. | Н.А.Антонова «___» _____________20___г.
|
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.01 Русский язык разработана с учетом требований ФГОС среднего общего образования, ФГОС среднего профессионального образования и профиля профессионального образования: технического, в соответствии с «Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования» (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 с учетом уточнений Научно-методического совета Центра профессионального образования и систем квалификаций ФГАУ «ФИРО» Протокол № 3 от 25 мая 2017 г.); на основе примерной образовательной программы по учебной дисциплине «Русский язык», одобренной Научно-методическим советом Центра профессионального образования ФГАУ «ФИРО» и рекомендованной для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (Протокол № 2 от 26.03.2015 г.), Федеральный реестровый номер ООЦ-1-160620 от 20.06.2016 г.
Организация-разработчик:
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Ростовское профессиональное училище № 5»
(ГБПОУ РО ПУ № 5)
Разработчик: Синицина А. Е., преподаватель русского языка и литературы ГБПОУ РО ПУ № 5
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка | 4 |
Общая характеристика учебной дисциплины «Русский язык» | 6 |
Место учебной дисциплины в учебном плане | 8 |
Результаты освоения учебной дисциплины | 8 |
Содержание учебной дисциплины | 11 |
Тематическое планирование | 26 |
Характеристика основных видов деятельности студентов | 27 |
Темы проектно-исследовательских работ | 36 |
Учебно-методическое обеспечение программы учебной дисциплины «Русский язык» Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по дисциплине «Русский язык» | 37 37 |
Рекомендуемая литература. | 44 |
ПОЯСНИТЕЛЬНА ЗАПИСКА
Программа учебной дисциплины «Русский язык» предназначена для изучения русского языка в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования (далее по тексту СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих по профессии 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям).
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД. 01. Русский язык разработана с учетом требований ФГОС среднего общего образования, ФГОС среднего профессионального образования, в соответствии с «Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования» (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 с учетом уточнений Научно-методического совета Центра профессионального образования и систем квалификаций ФГАУ «ФИРО» Протокол № 3 от 25 мая 2017 г.); с учетом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р, и Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно- методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з). Федеральный реестровый номер ООЦ-1-160620 от 20.06.2016 г.),
Содержание программы учебной дисциплины «Русский язык» направлено на достижение следующих целей:
- совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых: языковых, речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических;
- формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций лингвистической (языковедческой), коммуникативной, культуроведческой;
- совершенствование умений обучающихся осмысливать закономерности языка, правильно и стилистически верно использовать языковые единицы в устной и письменной речи в разных речевых ситуациях;
- дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков.
В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«РУССКИЙ ЯЗЫК»
Русский язык как средство познания действительности обеспечивает
развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся,
развивает их абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки
самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации
личности.
Содержание учебной дисциплины «Русский язык» в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
В реальном образовательном процессе формирование указанных
компетенций происходит при изучении каждой темы, поскольку все виды
компетенций взаимосвязаны.
Коммуникативная компетенция формируется в процессе работы по
овладению обучающимися всеми видами речевой деятельности (слушанием,
чтением, говорением, письмом) и основами культуры устной и письменной речи
в процессе работы над особенностями употребления единиц языка в речи в
соответствии с их коммуникативной целесообразностью. Это умения осознанно
отбирать языковые средства для осуществления общения в соответствии с
речевой ситуацией; адекватно понимать устную и письменную речь и
воспроизводить ее содержание в необходимом объеме, создавать собственные
связные высказывания разной жанрово-стилистической и типологической
принадлежности.
Формирование лингвистической (языковедческой)
компетенции проходит в процессе систематизации знаний о языке как знаковой
системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и
функционировании; овладения основными нормами русского литературного
языка; совершенствования умения пользоваться различными лингвистическими
словарями; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи
обучающихся.
Формирование культуроведческой компетенции нацелено на осознание
языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и
истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение
нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Содержание учебной дисциплины ориентировано на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития студентов, включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления,
особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, создаются условия для успешной реализации деятельностного подхода к изучению русского языка.
Использование электронных образовательных ресурсов позволяет
разнообразить деятельность обучающихся, активизировать их внимание,
повышает творческий потенциал личности, мотивацию к успешному усвоению
учебного материала, воспитывают интерес к занятиям при изучении русского
языка.
Реализация содержания учебной дисциплины «Русский язык» предполагает соблюдение принципа строгой преемственности по отношению к содержанию курса русского языка на ступени основного общего образования. В то же время учебная дисциплина «Русский язык» для профессиональных образовательных
организаций СПО обладает самостоятельностью и цельностью.
При освоении профессии СПО 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям) профессионального образования учебная дисциплина «Русский язык» изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования.
Учебная дисциплина «Русский язык» включает следующие разделы:
- Язык и речь. Функциональные стили речи.
- Фонетика, орфоэпия, графика и орфография.
- Лексика и фразеология.
- Морфемика, словообразование, орфография.
- Морфология и орфография.
- Синтаксис и пунктуация.
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык» завершается подведением итогов в форме экзамена в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебная дисциплина «Русский язык» является учебным предметом обязательной предметной области «Русский язык и литература» ФГОС среднего общего образования.
Учебная дисциплина «Русский язык» изучается в общеобразовательном (базовом) цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС).
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины «Русский язык» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
- воспитание уважения к русскому (родному) языку, который
сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные
народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры
русского и других народов;
- понимание роли родного языка как основы успешной
социализации личности;
- осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту
русского языка как явления национальной культуры;
- формирование мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге
культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего
места в поликультурном мире;
- способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и
письменных высказываний с точки зрения языкового оформления,
эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- готовность и способность к самостоятельной, творческой и
ответственной деятельности;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной
речью, потребность речевого самосовершенствования;
метапредметных:
- владение всеми видами речевой деятельности: аудированием,
чтением (пониманием), говорением, письмом;
- владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно
излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений
на межпредметном уровне;
- применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми
младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах
деятельности;
- овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях
межличностного и межкультурного общения;
- умение извлекать необходимую информацию из различных
источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой
информации, информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ)
для решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач в
процессе изучения русского языка;
Личностные результаты реализации программы воспитания (дескрипторы) | Код личностных результатов |
Осознающий себя гражданином и защитником великой страны | ЛР 1 |
Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций | ЛР 2 |
Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих | ЛР 3 |
Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа» | ЛР 4 |
Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России | ЛР 5 |
Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях | ЛР 6 |
Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. | ЛР 7 |
Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства | ЛР 8 |
Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях | ЛР 9 |
Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой | ЛР 10 |
Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры | ЛР 11 |
Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания | ЛР 12 |
предметных:
- сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы;
- сформированность умений создавать устные и письменные
монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в
учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
- владение навыками самоанализа и самооценки на основе
наблюдений за собственной речью;
- владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в
нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
- владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов,
аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
- сформированность представлений о выразительных возможностях русского языка;
- сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;
- способность выявлять в художественных текстах образы, темы и
проблемы и выражать своё отношение к теме, проблеме текста в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
- владение навыками анализа текста с учётом их стилистической и
жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни,
созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального
личностного восприятия и интеллектуального понимания.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение. | Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление. | 2 | 1 |
Раздел 1. Язык и речь. Функциональные стили речи. | 18 | ||
Тема 1.1. Язык и речь. | Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. | 3 | 2 |
Тема 1.2. Функциональные стили речи и их особенности. | Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования. Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др. Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др. Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления. Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств и др. | 6 | 2 |
Тема 1.3. Текст как произведение речи. | Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового членения текста. Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение). Соединение в тексте различных типов речи. Разграничение функциональных стилей в речи. | 9 | 2 |
Практическое занятие № 1. Лингвостилистический анализ текста. Практическое занятие № 2. Анализ структуры текста. | 1 1 | 3 3 | |
Контрольная работа № 1. Входящий контроль знаний. Контрольная работа № 2 по изученным темам. Контрольная работа № 3. по первому разделу | 1 1 1 | 3 3 3 | |
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу № 1. | |||
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Конспектирование и устный пересказ следующих тем индивидуального задания для обучающихся: Природа и сущность языка. Язык и мышление. Язык и его функции. Русский язык в современном мире. Язык и культура. Культура речи. Нормы русского языка. цели. Взаимосвязь культуры языка и культуры речи. Литературно-языковые нормы и их критерии. Система норм русского литературного языка: орфоэпический, морфологический, синтаксический. Стилистический и этико – речевые нормы. Речевая ошибка как неосознанная и немотивированная нарушение языковых и речевых норм. Речевой недочет как нарушение рекомендательной нормы. Типы ошибок: структурно-языковые несоответствия речи коммуникативным качествам у местности, чистоты, целесообразности; нарушения в речи этикетных и этичных норм. Русское письмо и его эволюция. Устная и письменная формы существования русского языка и сферы их применения. Текст и его назначение. Типы текстов по смыслу и стилю. Вклад М.В. Ломоносова (Ф.Ф. Фортунатова, Д.Н. Ушакова, Л.В. Щербы, А.А. Реформатского, В.В. Виноградова и др., по выбору) в изучение русского языка. | 9 | 3 |
Раздел 2. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография | 10 | |||
Тема 2.1. Фонетические единицы. | Звук и фонема. Открытый и закрытый слог. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова. Произносительные нормы и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря. | 6 | 2 | |
Тема 2.2. Орфография. | Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы Ь. Правописание О/Ё после шипящих и Ц. Правописание приставок на З - / С - . Правописание И – Ы после приставок. | 4 | 2 | |
Практическое занятие № 3 Фонетический, орфоэпический и графический анализ слова. Практическое занятие № 4 Правила орфографии и пунктуации в письменных текстах. | 1 1 | 3 3 | ||
Контрольная работа № 4. Диктант по теме «Фонетика и орфография». | 1 | 3 | ||
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу № 2. | ||||
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Поиск и изучение информации, устный опрос по темам (индивидуально): Письмо и орфография. Принципы русской орфографии. Функционирование звуков языка в тексте: звукопись, анафора, аллитерация. Орфографический и орфоэпический словари русского языка и сфера их использования. Фонетика как учение о звуковой стороне речи. Сегментные (фраза, речевой такт, фонетическое слово, слог, звук) и суперсегментные (интонация, ударение) единицы фонетики. Артикуляционная характеристика звуков. Речи. Гласные и согласные звуки и их классификация. Чередование фонем. Орфоэпия как учение о нормах произношения. Правила произношения безударных гласных, звонких и глухих согласных, отдельных грамматических форм, произношение иноязычных слов. Орфоэпические словари. Типичные орфоэпические ошибки. Акцентология как наука о словесном ударении. Особенности и функции словесного ударения. Неблагозвучие (в аббревиатурах, рифмах, случайных повторах) как стилистический недостаток речи. Фонетические средства языковой выразительности: аллитерация, ассонанс, звукопись, звукоподражание. Интонация. Графика, алфавит. Соотношение звуков и букв. Принципы русской орфографии. | 5 | 3 | ||
Раздел 3. Лексика и фразеология. | 14 | |||
Тема 3.1. Слово в лексической системе языка. | Лексическое и грамматическое значения слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы.паронимы и их употребление. | 8 | 2 | |
Исконно русская лексика, заимствованная лексика, старославянизмы. Нейтральная лексика, книжная лексика, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика. Архаизмы, историзмы, неологизмы. | ||||
Особенности русского речевого этикета. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта. | ||||
Тема 3.2. Фразеология. | Русские пословицы и поговорки. Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление. | 6 | 2 | |
Практическое занятие № 5. Изобразительно-выразительные средства лексики. Практическое занятие № 6. Лексико-фразеологический анализ слов. | 1 1 | 3 3 | ||
Контрольная работа №5. Контрольный диктант по теме «Лексика и фразеология». | 1 | 3 | ||
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу № 3. | ||||
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Подготовка сообщений к выступлению на семинаре по выбору: Лексикология как учение о слове и словарном составе языка. Слово как единица языка. Слово в разных уровнях языка. Фразеологические словари русского языка и сфера их использования. Фразеология как учение об устойчивых сочетаниях слов. Фразеологизмы и их разновидности. Стилистические функции фразеологизмов. Фразеологические словари. Словари синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Лексические и фразеологические нормы. Образные средства языка. Тропы, разновидности тропов. Основные виды лексических ошибок. Неправильное словоупотребление, нарушение лексической сочетаемости слов. Тавтология и плеоназм. Стилистически неоправданное употребление слов. Злоупотребление терминами. Фразеологические ошибки: расширение, сокращение или искажение состава фразеологизма, изменение грамматических форм в составе фразеологизмов; контаминация (смешение) фразеологизмов. | 9 | 3 | ||
Раздел 4. Морфемика, словообразование, орфография | 12 | |||
Тема 4.1. Морфемика. Тема 4.2. Словообразование. | Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова. | 3 | 2 | |
Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Словообразовательный анализ. Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок ПРИ - / - ПРЕ -. Правописание сложных слов. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов. | 9 | 2 | ||
Практическое занятие № 7 Морфемный анализ слова. Практическое занятие № 8 Словообразовательный анализ. | 1 1 | 3 3 | ||
Контрольная работа № 6 по изученным разделам и темам. Контрольная работа № 7.Изложение с творческим заданием. | 1 1 | 3 3 | ||
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу № 4. | ||||
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Конспектирование и устный пересказ следующих тем индивидуального задания для обучающихся: Строение русского слова. Способы образования слов в русском языке. Словообразование как раздел науки о языке, изучающий структуру слов и способы их образования. Морфема, типы морфем. Способы образования (морфемные и неморфемные). Словообразовательные нормы. Ненормативное словообразование как выразительное средство и речевая ошибка. | 4 | 3 | ||
Раздел 5. Морфология и орфография. | 28 | |||
Тема 5.1. Грамматические признаки слова. Имя существительное | Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи. | 3 | 2 | |
Тема5.2.Имя прилагательное. | Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имен прилагательных в речи. | 4 | 2 | |
Тема5.3. Имя числительное. Тема 5.4. Местоимение. | Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного. Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными разного рода. | 2 | 2 | |
Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения. Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений. | 2 | 2 | ||
Тема 5.5. Глагол. | Грамматические признаки глагола. Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание НЕ с глаголами. Морфологический разбор глагола. Употребление форм глагола в речи. | 3 | 2 | |
Тема 5.6. Причастие как особая форма глагола. Тема 5.7. Деепричастие как особая форма глагола. | Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание НЕ с причастиями. Правописание -Н- и –НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Морфологический разбор причастия. | 3 | 2 | |
Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание НЕ с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Морфологический разбор деепричастия. Особенности построения предложений с деепричастиями. | 3 | 2 | ||
Тема 5.8. Наречие. | Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов. Морфологический разбор наречия. Употребление наречия в речи. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте. | 4 | 2 | |
Тема 5.9. Служебные части речи. | Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов. Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др. Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов. Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте. Правописание частиц. Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи. Частицы как средство выразительности речи. Употребление частиц в речи. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи. | 4 | 2 | |
Практическое занятие № 9. Орфографические и пунктуационные правила русского языка. Практическое занятие № 10. Морфологический разбор разных частей речи. | 1 1 | 3 3 | ||
Контрольная работа № 8 по изученным разделам и темам. Контрольная работа № 9.Диктант по разделу «Морфология и орфография». Контрольная работа № 10. Изложение с творческим заданием. | 1 1 1 | 3 3 3 | ||
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу № 5. | ||||
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Конспектирование и устный пересказ следующих тем индивидуального задания для обучающихся: Части речи в русском языке. Принципы распределения слов по частям речи. Морфология как учение о частях речи и грамматических категориях. Части речи (самостоятельные и служебные). Формоизменение самостоятельных частей речи. Наречие и категория состояния. Переходные явления в частях речи. Морфологические нормы. Выразительные возможности знаменательных и служебных частей речи (синонимика частей речи). Основные виды морфологических ошибок: ошибки в выборе форм рода и числа существительных; ошибки в склонении существительных, прилагательных, местоимениях, числительных; ошибки в образовании степеней сравнения прилагательных и наречий, в употреблении местоимений; ошибки в образовании и употреблении форм глаголов, причастий и деепричастий. Служебные части речи. Выразительные возможности служебных частей речи. Правописание НЕ и НИ с разными частями речи. | 15 | 3 | ||
Раздел 6. Синтаксис и пунктуация. | 30 | |||
Тема 6.1. Основные единицы синтаксиса. Словосочетание. | Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Основные выразительные средства синтаксиса. | 3 | 2 | |
Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения. | ||||
Тема 6.2. Простое предложение. | Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Интонационное богатство русской речи. Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим. Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение). Роль второстепенных членов предложения в построении текста. Односоставное и неполное предложения. Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего. Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого. Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения. Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи. Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений. Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие члены предложения. Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов. Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте. Знаки препинания при обращении. Знаки препинания при междометии. Употребление междометий в речи. Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах. Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге. | 16 | 2 | |
Тема 6.3. Сложное предложение. | Сложное предложение и его виды. Сложносочиненное предложение. Употребление сложносочиненных предложений в речи. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Сложноподчиненное предложение. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении Бессоюзное сложное предложение. Использование бессоюзных сложных предложений в речи. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Сложные предложения с комбинированной связью. | 11 | 2 | |
Практическое занятие № 11. Синтаксический разбор словосочетаний. Практическое занятие № 12. Правила пунктуации в письменных текстах. Практическое занятие № 13. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Практическое занятие № 14. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Практическое занятие № 15. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Практическое занятие № 16. Знаки препинания в сложном предложении с комбинированной связью. Практическое занятие № 17. Синтаксический разбор и составление схем предложений. | 1 1 1 1 1 1 1 | 3 3 3 3 3 3 3 | ||
Итоговая контрольная работа № 11. | 1 | 3 | ||
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу № 6. | ||||
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Подготовка сообщений к выступлению на семинаре по выбору: Роль словосочетания в построении предложения. Синонимия простых предложений. Синонимия сложных предложений. Использование сложных предложений в речи. Систематизация знаний по синтаксису и пунктуации. Совершенствование пунктуационных и речевых умений. Тире в простом предложении. Тире между подлежащим и сказуемым. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Обособление определений. Обособление обстоятельств. Знаки препинания при вводных и вставных конструкциях. Знаки препинания в предложениях с союзом (или с союзным словом) как. Пунктуация в сложном предложении. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях, в сложноподчиненных предложениях, в бессоюзных сложных предложениях. | 15 | 3 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
При реализации содержания учебной дисциплины «Русский язык» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС)
максимальная учебная нагрузка студентов составляет: 171 час.
из них – аудиторная (обязательная) нагрузка студентов, включая
практические занятия – 114 часов,
внеаудиторная самостоятельная работа студентов – 57 часов.
Тематический план
Наименование раздела (темы) | Количество часов | ||||
Вид учебной работы | |||||
аудиторные занятия | теоретические занятия | практические занятия | внеаудиторная самостоятельная работа | ||
Введение | 2 | 2 | |||
1.Язык и речь. Функциональные стили речи. | 18 | 16 | 2 | 9 | |
2.Фонетика, орфоэпия, графика, орфография. | 10 | 8 | 2 | 5 | |
3.Лексика и фразеология. | 14 | 12 | 2 | 9 | |
4.Морфемика, словообразование орфография. | 12 | 11 | 2 | 4 | |
5.Морфология и орфография. | 28 | 26 | 2 | 15 | |
6.Синтаксис и пунктуация. | 30 | 28 | 7 | 15 | |
Всего | 114 | 97 | 17 | 57 | |
Промежуточная аттестация в форме экзамена. |
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Содержание обучения | Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий) |
Введение. |
|
Язык и речь. Функциональные стили речи. |
|
Фонетика, орфоэпия, графика, орфография. |
мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности;
орфоэпических словарей и справочников; опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись). |
Лексикология и фразеология. |
|
Морфемика, словообразование, орфография. |
морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;
|
Морфология и орфография. |
пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае;
понятий (категорий), орфограмм, пунктограмм;
мультимедийных словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма; определять роль слов разных частей речи в текстообразовании. |
Синтаксис и пунктуация. |
орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае; анализировать текст с целью обнаружения изученных понятий (категорий), орфограмм, пунктограмм;
определять роль синтаксических конструкций в текстообразовании; находить в тексте стилистические фигуры;
мультимедийных словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма;
синтаксических конструкций;
разными смысловыми отрезками; определять роль знаков препинания в простых и сложных предложениях;
|
ТЕМЫ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ
- Особенности употребления слов с переносным значением в речи.
- Ошибки в употреблении паронимов в тексте.
- Особенности использования фразеологизмов в речи современного человека.
- Влияние СМИ на речь современного студента.
- Особенности лексики (синтаксиса) электронных сообщений (писем, смс и т.д.)
- Языковой портрет студента нашего училища
- Частотность употребления слов профессиональной лексики у студентов
- Язык как способ существования культуры.
- SMS как современный эпистолярный жанр.
- Сила слова. Язык как средство воздействия.
- Языковой портрет личности (на примере известной личности).
- Использование устаревших слов в повседневной жизни.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Учебники:
- Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: учебник для учреждений начального и среднего профессионального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2018.
- Воителева Т.М. Русский язык: сборник упражнений: учеб. пособие для
студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2018.
Дополнительная литература:
Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение.
Библиотечный фонд.
Библиотечный фонд дополнен словарями, научно-популярной литературой по вопросам языкознания.
В процессе освоения программы учебной дисциплины «Русский язык» студенты имеют возможность доступа к электронным учебным материалам по русскому языку, имеющимся в свободном доступе в системе Интернет (электронные книги, практикумы, тесты и др.)
Критерии оценки знаний, умений и навыков обучающихся по дисциплине «Русский язык».
«Нормы оценки…» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются: 1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания); 2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков; 3) объем различных видов контрольных работ; 4) количество отметок за различные виды контрольных работ.
Обучающимся предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются: 1) знание полученных сведений о языке; 2) орфографические и пунктуационные навыки; 3) речевые умения.
Оценка устных ответов обучающихся.
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета обучающихся по русскому языку. Развернутый ответ должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа обучающегося надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если обучающийся: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если обучающийся обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке , которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка «1» ставится, если обучающийся обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных обучающимся на протяжении урока ( выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы обучающегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Оценка диктантов.
Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Диктант, имеющий целью проверку подготовки обучающихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
- В переносе слов;
- На еще не изученные правила;
- В словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
- В передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:
- В исключениях из правил;
- В написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
- В случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
- В случаях раздельного и слитного написания «не» с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
- В написании ы и и после приставок;
- В случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной как; ничто иное не…; не что иное как и др.);
- В собственных именах нерусского происхождения;
- В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
- В пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) в фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова. Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок). Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3-х и более исправлений.
Диктант оценивается одной отметкой.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 4 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4-х пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» - 4 орфографические ошибки , для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил не одного задания.
Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.
Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
Оценка изложений.
Изложение – основная формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки обучающихся.
С помощью изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку , выставляются в журнале на странице «Русский язык» в одной клетке и учитываются при выставлении итоговой оценки по русскому языку.
Содержание изложения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
разнообразие словаря и грамматического строя речи;
стилевое единство и выразительность речи;
число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных обучающимся ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
Оценка «5» 1. Содержание работы полностью соответствует теме.
2. Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно.
4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых
синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 – 2 речевых недочета.
Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.
Оценка «4» 1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 – 4 речевых недочетов. Грамотность: допускаются 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.
Оценка «3» 1. В работе допущены существенные отклонения от темы.
2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
Грамотность: допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок ( в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.
Оценка «2» 1. Работа не соответствует теме.
2. Допущено много фактических неточностей.
3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.
4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
5. Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.
Грамотность: допускаются 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.
Оценка «1» В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов. Грамотность: имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.
3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».
Оценка обучающих работ. Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающих работ учитывается: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда обучающийся не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
для студентов
Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и
специальности СПО. – М.: 2018.
Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: пособие для подготовки к
ЕГЭ: учеб. пособие для студентов профессиональных образовательных
организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М.: 2017.
Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: электронный учебно-
методический комплекс для студентов профессиональных образовательных
организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М.: 2017.
Воителева Т.М. Русский язык: сборник упражнений: учеб. пособие для
студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2018.
для преподавателей
Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от
29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ).
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего
(полного) общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413. Зарегистрировано в Минюсте РФ 07.06.2012 N 24480.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N
1578 "О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
мая 2012 г. N 413».
Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской
Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской
Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р.
Примерная основная образовательная программа среднего общего
образования, одобренная решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).
Просцевичюс В.Э. Правила современного русского языка. Ростов-на-Дону. ООО «Издательство БАРО-ПРЕСС», 2010.
Греков В.Ф., Чижов В.В. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. ООО «Издательство «Мир и образование», 2010.
Алентикова С.А., Демидова Н.И., Симакова Е.С. Поурочные разработки по русскому языку – М: Издательство «Экзамен», 2009.
Словари
Трясогузова С.Г. Толковый словарь. М: - 2014.
Ушакова С.А. Словарь трудностей русского языка. М: - 2014.
Интернет- ресурсы
http://eor .it.ru/eor/ - учебный портал по использованию ЭОР
http://www .ruscorpora.ru/– Национальный корпус русского языка –
информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в
электронной форме
http://russkiyjazik.ru/– Энциклопедия «Языкознание»
http://etymolog.ruslang.ru/– Этимология и история русского языка
http://rus.1september .ru/ – Электронная версия газеты «Русский язык».
Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка»
www .uchportal.ru/ – Учительский портал. Уроки, презентации,
контрольные работы, тесты, компьютерные программы, методические
разработки по русскому языку и литературе
www .Ucheba.com/ – Образовательный портал «Учеба»: «Уроки»
(www .uroki.ru)
www .metodiki.ru – «Методики»;
www .posobie.ru –« Пособия»
www .it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com/ – Сетьтворческих
учителей. Информационные технологии на уроках русского языка и литературы
http://www .prosv .ru/umk/konkurs/info.aspx?ob_no=12267/– Работы
победителей конкурса «Учитель – учителю» издательства «Просвещение»
http://spravka.gramota.ru – Справочная служба русского языка
http://slovari.ru/dictsearch – Словари.ру.
http://www .gramota.ru/class/coach/tbgramota– Учебникграмоты
http://www .gramota.ru/– Справочная служба
http://gramma.ru/EXM– Экзамены. Нормативные документы
http://learning-russian.gramota.ru – Электронные пособия по русскому
языку для школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.05. Физическая культура по специальности 43.02.01. Организация обслуживания в общественном питании
Рабочая программа...
КОС учебной дисциплины Математика По ППКРС: 35. 01. 15 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сх производстве» 35. 01. 13 Тракторист – машинист сх производства
контроль и оценка умений по математике...
КИМ учебной дисциплины Математика по ппкрс: 35. 01. 15 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве» 35. 01. 13 Тракторист – машинист
текущие контрольные и самостоятельные работы...
Рабочая программа, по профессии 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования ( по отраслям), учебной дисциплины ОУД. 06. "Физическая культура".
Рабочая программа учебной дисциплины «Физическая культура» предназначена для организации занятий по физической культуре в профессиональном образовательном учреждении «Ровеньски...
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД. 02 по профессии 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД. 02 Литература разработана с учетом требований ФГОС среднего общего образования, ФГОС среднего профессио...
Календарно-тематический план по общеобразовательной учебной дисциплине ОУД.01 Русский язык по профессии 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)
Календарно-тематический план (КТП) учебной дисциплины является основополагающим документом, позволяющим организовать учебный процесс по освоению, развитию и закреплению профессиональных и общих компет...
Календарно-тематический план общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.02 Литература по профессии 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)
Календарно-тематический план (КТП) учебной дисциплины является основополагающим документом, позволяющим организовать учебный процесс по освоению, развитию и закреплению профессиональных и общих компет...