Урок по теме "Правописание букв о-ё после шипящих" 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Тема: «Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных»
Урок открытия нового знания
Технология развития критического мышления
Виды работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, самостоятельная работа.
Цели урока:
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности;
Содержательная: развитие речевых способностей учащихся, формирование представления о правописании букв О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_5_klasse_s_primeneniem_tehnologii_razvitiya_kriticheskogo_myshleniya.docx | 40.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока русского языка в 5 классе с применением
технологии развития критического мышления
Учитель: Медная А.М.
Тема: «Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных»
Урок открытия нового знания
Технология развития критического мышления
Виды работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, самостоятельная работа.
Цели урока:
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности;
Содержательная: развитие речевых способностей учащихся, формирование представления о правописании букв О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.
Планируемые результаты:
личностные: формирование навыков развёрнутого анализа, познавательного интереса; устойчивой мотивации к обучению, самосовершенствованию; работы в парах по алгоритму, самопроверки и взаимопроверки.
предметные: способствовать формированию понятий «часть речи», «часть слова», «ударение», «число», «шипящие согласные и ц», осуществлять выбор написания букв о/е в словах.
метапредметные: формирование знаний по теме на основе полученной информации.
Познавательные УУД:
• выделять главное;
• подводить информацию до ключевых понятий;
• искать пути решения проблемы;
• строить логически обоснованные рассуждения;
• анализировать, сравнивать и обобщать факты, выявлять причины;
• преобразовывать информацию из одного вида в другой, составлять кластер, алгоритм.
Коммуникативные УУД:
• использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью составления и выполнения алгоритма, творческого задания;
• отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
• формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы и работы в парах;
• управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия);
• планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
• соблюдать правила речевого поведения.
Регулятивные УУД:
• самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
• выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
• сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
• в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии;
• определять степень успешности работы.
Средства обучения: компьютер учителя, проектор, презентация, учебник, карточки с текстом, алгоритм.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
1.Организационный момент. Этап мотивации. Эмоциональное вхождение в урок | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. -Сядьте тихо и неслышно, И скорей начнем урок. Будем мы читать, трудиться, Ведь заданья нелегки. Нам, друзья, нельзя лениться, Так как мы ученики! | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку | |
Стадия I. Вызов | |||
2.Этап актуализации и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии 3.Этап выявления места и причины затруднения |
- В тесной избушке ткут холсты старушки. (Пчёлы) - Зубов много, а ничего не ест. (Расчёска) - По десятку на шесточке сели умные кружочки и считают громко вслух, только слышно: стук да стук. (Счёты) - Низок да колюч, сладок, а не пахуч. Ягоду сорвёшь, всю руку обдерёшь. (Крыжовник) - Висит на ветке бочонок в беретке.. (Жёлудь) - Костяная спинка, жёсткая щетинка. С мятной пастой дружит, нам усердно служит. (Зуб. щётка) - На улицу утром приходит весна, сосульки несёт за плечом, и каждый сугроб открывает она каким-то волшебным… (Ключом) Приём «Проблемный вопрос» - Ребята, как вы думаете, можно ли применить правило «Буквы о-ё после шипящих в корне слова» к написанию слова «ключом»? - Почему? - Какая возникает проблема? 1) Постановка учебной задачи. - Сформулируйте тему урока. - Откройте учебники, п. 43, посмотрите, как называется параграф. Сравните свою формулировку темы с формулировкой в учебнике. - Какова же цель нашего урока? (узнать, понять, выучить, научиться применять…) | Отгадывают загадки, записывают отгадки на доске и в тетрадях, объясняют орфограммы и графически их обозначают Отвечают на вопросы учителя Формулируют проблему Формулируют тему урока Читают в учебнике название параграфа, сравнивают названия. Формулируют тему урока точнее. Записывают тему урока в тетради. Формулируют цели урока | |
Стадия II. Осмысление содержания | |||
4.Этап построения проекта выхода из затруднения 5.Этап реализации построенного проекта | Приём «Поиск ответов на поставленные вопросы» 2) – Ребята, представьте, что вы исследователи, вам надо «открыть» новое правило. а) Посмотрите на слайд. В какой части слова выделены буквы о и е? После каких согласных стоят эти буквы? Определите ударение в словах: врачом товарищем дворцом полотенцем шалашом задачей борцов сердце плащом чертежей б) - Сформулируйте правило правописания букв о и е после шипящих и ц в окончаниях имён существительных. - Как проверить, правильно ли вы сформулировали правило? (- Где мы можем найти ответ на вопрос?) 1) - Откройте учебник на стр. 76, найдите ответ на вопрос. - Как графически обозначается орфограмма? Приём «Кластер» - Ребята, составьте кластер по этому правилу. 2) - Итак, что нужно уметь делать, чтобы правильно написать О-Е после шипящих и Ц в окончаниях сущ.? Составим алгоритм. (Алгоритм появляется на слайде) Алгоритм 1 шаг: Нахожу и подчёркиваю шипящую букву, ц. 2 шаг: Выделяю окончание существительного. 3 шаг: Ставлю ударение. 4 шаг: Если окончание ударное, пишу букву О. 5 шаг: Если окончание безударное, пишу букву Е | Анализируют слова по вопросам, предложенным учителем Формулируют правило. Отвечают на вопрос Читают правило в учебнике. Отвечают на вопрос Составляют кластер на доске и в тетради Высказывают предположения, обсуждают, составляют алгоритм | |
Стадия III. Рефлексия | |||
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи Физминутка 7.Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону 8. Этап включения в систему знаний и повторения 9. Подведение итогов урока. Оценки за урок. Рефлексия Дом. задание: | - Правило вы знаете. Какой же этап следующий? Приём «Сообщение по алгоритму» 1)Диктант – молчание Посмотрите на слайд, подберите к картинкам подписи, имена существительные запишите в творительном падеже, обозначьте изученную орфограмму. Зайцем, мячом, камышом, ландышем, сердцем, кирпичом, шалашом. Физминутка - Я читаю вам слова. Если в слове после шипящих и Ц пишется О – вы поднимаетесь на носках, если Е – выполняете наклон вперед. Будьте внимательны: дворцом, товарищем, плащом, задачей, горцев, певцов. 2)Творческое списывание: «Как называют по-другому? К данным существительным подберите синонимы-слова на изучаемое правило. - Доктора по-другому называют… (врачом). - Поэта… (стихотворцем). - Суп со свёклой… (борщом). - Невежливого, грубого человека…(невежей). - Родник…(ключом). - Луну…(месяцем) В это время два ученика работают по карточкам Индивидуальная работа Первый ученик. Пользуясь толковым словарём, объяснить лексическое значение слов: невежа, невежда. Второй ученик. Вставить пропущенные буквы, обозначить орфограммы, устно объяснить значение фразеологизмов: Не ударить в грязь лиц…м. Любить всем сердц…м. Знать как свои пять пальц…в. Работа бьёт ключ…м.
«V» – уже знал; Самостоятельная работа - Учащиеся по желанию выбирают задания, связанные с орфографической грамотностью или творческое задание Сегодня каждый за работу получит оценку. Задание, связанное с орфографической грамотностью: Найди и исправь ошибки 1) Пригреваются стёкла лучём золотым, вербы почки распустили. (И.Никитин) 2) Под солнцом тает снег и лёд, везде пестрят проталинки. (Скребицкий) 3) На улицу утром приходит весна, сосульки несёт за плечём, и каждый сугроб открывает она каким-то волшебным ключом. (Е.Трутнева) Творческое задание Составьте текст, используя слова больница, врач, шприц, братец, сестрица. (Употреби данные существительные в творительном падеже единственного числа). Озаглавьте полученный текст. -Что вы делали на уроке? Приём «Поиск ответов на поставленные вопросы» 1) - С каким правилом вы познакомились сегодня на уроке? - Когда в окончаниях существительных после шипящих и ц пишется о когда е? Приём «Закончи фразу» На уроке Я узнал… Я научился… Я затруднялся… Дом. задание: п. 99, упр.557 | Определяют следующий этап Записывают слова, объясняют написанное , используя алгоритм Делают зарядку Работа в парах. Записывают слова, применяют алгоритм. Взаимопроверка работы по эталону Индивидуальная работа Первый ученик работает с толковым словарём Второй ученик выполняет задание на доске Рисуют в тетради шкалу и определяют степень своей успешности Самостоятельная работа учащихся Отвечают на вопросы Отвечают на вопросы Учащиеся выбирают фразу, читают и заканчивают её Записывают домашнее задание |
Список литературы
- Добротина И. Г. Современные модели уроков русского языка в 5-9 классах: пособие для учителей общеобразоват. организаций.– М.: Просвещение, 2014.
- А.Ю. Купалова, А.П. Еремеева, Т.М. Пахнова Русский язык. Практика 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. – М.: Дрофа, 2016.
- Никитина Е. И. Уроки русского языка в 5 классе.– М.: Просвещение, 2001.
- Изюмникова Г. Н. Конспект урока «Буквы о-ё после шипящих и ц в окончаниях существительных»//ns portal.ru
- Басалова Е. С. Конспект урока «Буквы о-ё после шипящих и ц в окончаниях существительных»// kopilka urokov.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок русского языка "Буквы о-е после шипящих в словах разных частей речи"
Представлена методическая разработка открытого урока по русскому языку для 8-го класса....
Конспект урока по теме:"Буквы Ы-И после Ц"
Урок разработан для учащихся 5 класса...
Конспект урока по теме "буквы О-Ё после шипящих"
Урок по теме "Буквы О-Ё после шипящих " представляет собой урок повторения и знакомства с новым материалом на основе уже изученного материала.Постороен в виде путешествия, с применением современных пе...
разработка урока русского языка "Буквы и-ы после ц"
Класс 6Предмет русский языкТема Буквы и-ы после цЦели:Предметные- познакомить обучающихся с орфограммой «Буквы ы-и после ц»- формировать умение применять орфограмму в зависимос...
Конкурсный урок по теме Буквы И-Ы после Ц
Конкурсный урок по теме Буквы И-Ы после Ц...
Конспект урока русского языка "Буквы И-Ы после Ц"
В сценарии урока представлены различные формы работы с учащимися, позволяющими закрепить знания, умения и навыки по теме "Буквы И-Ы после Ц"...
Конспект урока по теме «Буквы о — ё после шипящих в корне» в 5 классе.
Подробный конспект урока русского языка в 5 классе.Учебник Т.А. Ладыженской....