Урок-игра по теме "Лексика" 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Цель урока: повторить изученное по теме «Лексика» в форме игры – сказки.
Оборудование урока: проектор, слайды, толковые словари
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_-igra_po_teme_leksika.doc | 88 КБ |
leksika.ppt | 431.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок – игра по теме: «Лексика»
Цель урока: повторить изученное по теме «Лексика» в форме игры – сказки.
Оборудование урока: проектор, слайды, толковые словари
ХОД УРОКА:
На слайдах сказочный теремок
В чистом поле теремок, теремок.
Он не низок, не высок, не высок.
Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
Учитель: Ответ на этот вопрос можно найти, разгадав загадку: Не мед, а ко всему липнут (Слова)
Затем детям предлагается ответить на вопросы:
Как называется раздел курса русского языка, изучающий словарный состав русского языка?
Для чего служат слова?
Следующее задание выполняется письменно: слайд
Возят почту корабли,
Самолёты, поезда,
Мчат во все концы земли:
В степи, в горы, в города.
Почту в дальние районы
Доставляют почтальоны.
(М. Белкина)
Задания к тексту:
Объясните орфограммы и пунктограммы.
Найдите слова, которые служат для обозначения предметов; признаков, действий.
Определите лексическое значение слов почта и почтальон. С помощью толкового словаря выясните, однозначными или многозначными являются эти слова.
Учитель: слайд.
Угадайте, кто это с толстой сумкой на ремне бодро шагает по извилистой тропинке и вот-вот подойдет к теремку?
- Да это всем нам знакомый почтальон Печкин! Давайте поможем ему разобрать и разнести корреспонденцию.
Как вы понимаете значение этого слова?
Корреспонденция – сообщения, письма.
Выяснив значение слова корреспонденция, класс вместе с учителем приступает к вручению писем адресатам. В процессе этой работы формулируются задания для учащихся.
Учитель: Пакет предназначен для вручения словам, близким по значению. Что это за слова? (Синонимы) слайд
На стук вышел один из братьев, проживающих в квартире № 1. Зовут его Смелый.
Задание 1.
Назовите имена остальных братьев.
(Храбрый, Мужественный, Бесстрашный, Отважный)
Вскрыл хозяин квартиры письмо и прочитал его вслух:
«Дорогие синонимы, хотели мы обойтись без вас, но вот что у нас получилось. Помогите нам»
Задание 2. слайд
Отредактируйте текст, используя синонимы.
«После гибели Муму Герасим пошёл в родную деревню. Герасим шёл полями и луками. Он шёл всю ночь. Он шел и радостно глядел по сторонам, вдыхая запах родных полей. Когда он пришёл в родную деревню, то стал там прилежно работать»
Учитель: слайд
Жильцов квартиры номер два
Застать сумели мы едва.
Они стояли у порога,
Уже готовые в дрогу.
Угадайте кто они: один высокий, другой низкий, один толстый, другой тонкий, один грустный, другой весёлый.
(Антонимы)
Вскрыли братья конверт и обрадовались. Наконец-то пришла весточка от дорогого дедушки. Начали читать письмо – и чуть не заплакали от огорчения: половина письма – сплошное чернильное пятно. Видимо, во время долгих странствий побывало письмо под дождём или в речке тонуло.
Задание 3. слайд
Помогите братьям прочитать письмо.
«Дорогие внучата, я не люблю людей трусливых, жадных, ленивых, слабых, глупых, лживых, невежественных, безвольных. Я хочу, чтобы выросли вы людьми смелыми…..»
Учитель: слайд
Окна квартиры номер три распахнуты настежь. Весёлая песенка, которая льётся оттуда, поможет угадать вам, кто там живёт.
Мы – слова из русской речи, из родного языка.
Одинаково нас пишут, одинаково нас слышат.
Но важна не только внешность, ты до смысла доберись.
Наподобие начинки смысл запрятан в серединке.
Схожим лицам вопреки мы по смыслу далеки.
(Я. Козловский)
Омонимам почтальон Печкин принёс их любимый журнал «Мир».
Задание 4. слайд
Пользуясь словарём, определите значения слова мир.
Составьте предложения с этими омонимами.
Давайте заглянем в этот журнал, там много интересного.
Юмореска.
Это было давно. Путник тащился по пустыне шесть суток. Адски хотелось пить. То и дело ему мерещился торчащий из песка водопроводный кран с прохладной, освежающей водой. Но, увы! Это была то вытянувшаяся кобра, то вообще мираж. Тогда путник встал на колени и, воздев руки к небу, стал взывать к Всевышнему:
- О, Всемилостивейший! Умоляю, ниспошли мне сюда кран, кран, кран! Кран, кран, кран мне ниспошли, о, Всевышний!
И случилось чудо. Сверкнула молния, поднялся столб песка, а когда он рассеялся, несчастный увидел кран. Но, увы, кран был не водопроводный, а подъёмный….
(И.Верзилин)
Задание 5
Объясните, почему произошла ошибка. С какой целью используются омонимы в художественной литературе?
(Средство создания юмора)
Учитель: слайд
А под самой крышей находится мансарда.
(Выясняется значение этого слова)
Там идёт заседание Общества любителей образного слова. Собрались здесь необыкновенные слова, пламенные и нежные, ласковые и беспощадные, яркие и меткие, живые и вещие.
Эти «слова умеют плакать и смеяться, приказывать, молить и заклинать, и, словно сердце, кровью обливаться, и равнодушно холодом дышать»
(Я. Козловский)
Что это за слова?
(Слова, использованные в переносном значении)
Для них почтальон Печкин принёс бандероль.
(Определяется значение этого слова).
Она предназначена для любителей поэзии. Это сборник стихов. Давайте откроем его.
Задание 6 слайд
Найдите слова, использованные в переносном значении.
Усталое солнце по небу гуляет.
Ленивая туча над лесом скучает.
На сонной берёзе щебечут синицы.
Спит ветер игривый средь поля пшеницы.
(А. Громова)
Полз состав. Он устал –
От гудка до хвоста.
Полз состав, полз, и стал,
И уснул у моста.
(В. Левин)
Задание 7 (на выбор) слайд
Составьте словосочетания, используя в прямом и переносном значениях слова: горький, тяжёлый, холодный, злой, печальный, дышит.
Напишите сочинение-миниатюру на одну из тем: «Гулял по лесу ветер», «Бежал весёлый ручеёк», «Пришла волшебница – зима».
Лексическое задание – использовать слова в переносном значении, а также синонимы, антонимы.
Учитель: Опустела сумка почтальона Печкина. Давайте снова её заполним. Пишут письма обитатели теремка, напишите и вы жильцам теремка – это ваше домашнее задание.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ответ на этот вопрос можно найти, разгадав загадку: Не мёд, а ко всему липнут В чистом поле теремок, теремок. Он не низок, не высок, не высок . Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт? СЛОВА СЛОВА
Возят почту корабли, Самолёты, поезда, Мчат во все концы земли: В степи, в горы, в города. Почту в дальние районы Доставляют почтальоны. (М. Белкина) Задания к тексту: 1.Объясните орфограммы и пунктограммы. 2.Найдите слова, которые служат для обозначения предметов; признаков, действий. 3.Определите лексическое значение слов почта и почтальон . С помощью толкового словаря выясните, однозначными или многозначными являются эти слова.
Угадайте, кто это с толстой сумкой на ремне бодро шагает по извилистой тропинке и вот-вот подойдет к теремку?
Пакет предназначен для вручения словам, близким по значению. Что это за слова? Синонимы На стук вышел один из братьев, проживающих в квартире № 1. Зовут его Смелый . Задание 1 Назовите имена остальных братьев? (Храбрый, Мужественный, Бесстрашный, Отважный)
Вскрыл хозяин квартиры письмо и прочитал его вслух: «Дорогие синонимы, хотели мы обойтись без вас, но вот что у нас получилось. Помогите нам»
Задание 2 . Отредактируйте текст, используя синонимы . «После гибели Муму Герасим пошёл в родную деревню. Герасим шёл полями и луками. Он шёл всю ночь. Он шел и радостно глядел по сторонам, вдыхая запах родных полей. Когда он пришёл в родную деревню, то стал там прилежно работать»
АНТОНИМЫ
Задание 3. Помогите братьям прочитать письмо . «Дорогие внучата, я не люблю людей трусливых, жадных, ленивых, слабых, глупых, лживых, невежественных, безвольных. Я хочу, чтобы выросли вы людьми смелыми…..»
Угадайте, кто живёт в квартире № 3 Мы – слова из русской речи, из родного языка. Одинаково нас пишут, одинаково нас слышат. Но важна не только внешность, ты до смысла доберись. Наподобие начинки смысл запрятан в серединке. Схожим лицам вопреки мы по смыслу далеки . (Я. Козловский) ОМОНИМЫ
Задание 4. Пользуясь словарём, определите значения слова мир. Составьте предложения с этими омонимами. Давайте заглянем в этот журнал, там много интересного. Юмореска. Это было давно. Путник тащился по пустыне шесть суток. Адски хотелось пить.То и дело ему мерещился торчащий из песка водопроводный кран с прохладной,освежающей водой. Но, увы! Это была то вытянувшаяся кобра, то вообще мираж. Тогда путник встал на колени и, воздев руки к небу, стал взывать к Всевышнему: - О, Всемилостивейший! Умоляю, ниспошли мне сюда кран, кран, кран!Кран,кран, кран мне ниспошли, о, Всевышний! И случилось чудо. Сверкнула молния, поднялся столб песка, а когда он рассеялся, несчастный увидел кран. Но, увы, кран был не водопроводный, а подъёмный…. (И.Верзилин)
А под самой крышей находится мансарда. Там идёт заседание Общества любителей образного слова. Собрались здесь необыкновенные слова, пламенные и нежные, ласковые и беспощадные, яркие и меткие, живые и вещие. Эти «слова умеют плакать и смеяться, приказывать, молить и заклинать, и, словно сердце, кровью обливаться, и равнодушно холодом дышать» (Я. Козловский) Что это за слова? (Слова, использованные в переносном значении) Для них почтальон Печкин принёс бандероль. Она предназначена для любителей поэзии. Это сборник стихов. Давайте откроем его.
Мансарда – жилое помещение на чердаке под скатом крыши.
Бандероль – 1 . Бумажная обёртка широкой лентой или конвертом. Книга в бандероли. 2. Небольшое почтовое отправление в бумажной обёртке. Отправить книгу бандеролью. 3. Ярлык на товаре в знак уплаты акциза или пошлины.
Задание 6 Найдите слова, использованные в переносном значении. Усталое солнце по небу гуляет. Ленивая туча над лесом скучает. На сонной берёзе щебечут синицы. Спит ветер игривый средь поля пшеницы. (А. Громова) Полз состав. Он устал – От гудка до хвоста. Полз состав, полз, и стал, И уснул у моста. (В. Левин)
Задание 7 (на выбор) Составьте словосочетания, используя в прямом и переносном значениях слова: горький, тяжёлый, холодный, злой, печальный, дышит. Напишите сочинение-миниатюру на одну из тем: «Гулял по лесу ветер», «Бежал весёлый ручеёк», «Пришла волшебница – зима». Лексическое задание – использовать слова в переносном значении, а также синонимы, антонимы .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-игра "Олимпийские игры", 6 класс
Урок на действия с дробями....
Урок-игра в 8-м классе по теме «Авария с выбросом радиоактивных веществ» по типу игры «Домино» Филатова Т.Н.
Урок-игра в 8-м классе по теме «Авария с выбросом радиоактивных веществ» по типу игры «Домино» Филатова Т.Н.Цель:1. В занимательной форме провести контроль знаний у...
Урок-игра в 5-м классе. Обобщающий урок по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей"
Урок-игра в 5-м классе. Обобщающий урок по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" Оборудование: компьютерное обеспечение (презентация), раздаточный материал для каждого ученика.ЦЕЛИ И ЗАД...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ УРОК-ИГРА «ОЛИМПИАДА» В 3 классе МОУ СОШ № 88 Ульев А. А
АННОТАЦИЯ К КОНСПЕКТУ УРОКА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ УРОК-ИГРА «ОЛИМПИАДА» В 3 классе МОУ СОШ № 88 Ульев А. А...
Урок–игра в 9-м классе. Тема урока: "Системы уравнений с двумя переменными"
Урок–игра в 9-м классе. Тема урока: "Системы уравнений с двумя переменными" Тип урока. Урок применений знаний и умений.Цели урока.Образовательная.Закрепить умение решать системы ...
Урок-игра в 5-м классе. Обобщающий урок по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей"
План-конспект урока на тему "Сложение и вычитание десятичных дробей"...
Обобщающий урок по теме "Общий обзор природы России" (Урок - игра "Своя игра ") 8 класс
Цель урока: Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме....