Обобщающий урок по теме "Общий обзор природы России" (Урок - игра "Своя игра ") 8 класс
план-конспект урока по географии (8 класс)
Цель урока: Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_klass._oboshchayushchiy_urok-igra_obshchiy_obzor_prirody_rossii_.docx | 31.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок по теме "Общий обзор природы России"
(Урок - игра "Своя игра ") 8 класс
Цель урока: Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме.
Задачи урока:
Образовательные: повторить изученный материал ( особенности географического положения, рельефа, почв, растительного и животного мира, природных зон России),произвести контроль основных умений и навыков, усвоения данного раздела учебного курса.
Развивающие: Применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач, максимально используя творческие способности детей, развивать географическое мышление школьников, устную речь, познавательный интерес к предмету.
Воспитательные: воспитывать в детях чувство товарищества, дружбы, умения работать в коллективе, сопереживать другому, самостоятельно и ответственно готовиться к уроку
Планируемый результат: выявить уровень усвоения программного материала "Особенности природы и природные ресурсы России", знание основных терминов и понятий, географических объектов.
Тип урока: обобщающий.
Форма обучения: урок - игра.
Оборудование: Игровое поле на доске, жетоны ( 1, 2, 3, 4, 5, 6) разной окраски, раздаточный материал ( задания для конкурсов ).
План урока:
1. организационный момент ( Организация игры - соревнования ).
2. Актуализация знаний.
3. Ход игры.
4. Подведение итогов.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Сегодня после изучения раздела “Особенности природы и природные ресурсы России” мы должны систематизировать свои знания, привести в порядок мысли. Для этого мы совершим путешествие по станциям, побываем во всех ее уголках. Наше путешествие будет долгим и, чтобы все и везде успеть, вы должны быть внимательными, четко отвечать на поставленные вопросы, не отвлекаться.
Класс делится на четыре команды. Составляются списки каждой группы. Команды выполняют задания, участвуют в конкурсах.
Команды в порядке очереди, начиная с первой, выбирают тип вопроса, на сколько баллов. За правильный ответ участник получает баллы и продолжает игру пока не ошибётся. Если ответ неверный, то ход переходит следующей команде. В этом случае баллы отнимаются, и право выбирать вопрос передаётся другому участнику.
Каждая команда по очереди выбирает вопрос согласно его стоимости, и при правильном ответе получает определённое количество баллов. В случае, если представители команды не дают правильного ответа, право ответить на этот вопрос получают участники других команд.
Выигрывает та команда, которая наберет наибольшее количество баллов
Есть один сектор ШАНС - 6 баллов, один сектор кот в мешке. Вопрос кот в мешке по правилам необходимо отдать другому игроку.
Можно выставлять и индивидуальные оценки, так как в процессе игры учитывается индивидуальный вклад каждого члена команды. Оценку "отлично" получает тот, кто наберет больше баллов, "хорошо" - 2 место, "удовлетворительно" - команда, занявшая 3 место, "неудовлетворительно" - если вообще не смог ответить ни на один вопрос. Учитель прежде, чем поставить оценку "2", должен побеседовать с учеником индивидуально.
Для проведения игры нужно учитывать возможности класса, можно использовать не все предложенные задания.
II. Актуализация полученных знаний.
Вступительное слово учителя. Мы живем с вами в России, нашей стране, которую должны знать и любить. Эти знания пригодятся вам в дальнейшей жизни. Хочу продолжить словами поэта Виктора Федоровича Бокова:
Откуда начинается Россия?
С Курил, Камчатки, с Командор?
О чем грустят глаза её степные
Над камышами всех её озер?
Россия начинается с пристрастья
К труду, терпению, к правде, к доброте.
Вот в чем ее звезда. Она прекрасна!
Она горит и светит в темноте.
Отсюда все дела ее большие,
Ее неповторимая судьба.
И если ты причастен к ней -
Россия не с гор берет начало, а с тебя!
А сейчас начинаем наши соревнования
III. Ход игры.
Разминка. "География на все 100"
Каждая группа получает карточку, в которой даны описания географических объектов. В каждом названии встречается - "сто". Учащиеся должны определить названия этих географических объектов. Количество баллов за задание определяется количеством верно отгаданных слов.
В каждом названии встречается - "сто":
1. Сторона горизонта? (восток)
2. Главный город страны? (столица)
3. Город на берегу Японского моря? (Владивосток)
4. Море бассейна Северного Ледовитого океана? (Восточно - Сибирское)
5. Город, входящий в "Золотое кольцо" России? (Ростов)
I ТУР
1 - белые
2 - желтые
3 - зеленые
4 - синие
5 - красные
№1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 | №7 | №8 |
Адресная | Цифровая география | Описание | Кто такой? Что такое? | Климат | Рекорд смены | Географический объект | Водные ресурсы |
1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
1). "Адресная"
1 - Назовите государство, расположенное в двух частях света? (Россия)
2 - Крайняя северная и южная точки России (северные - мыс Флигели и мыс Челюскин, южная- гора Базардюзю).
3 - Крайние западная и восточная точки России (западная- Гданьский залив близ города Калининграда, восточная- мыс Дежнева и остров Ратманова).
4 - Назовите моря, относящиеся к бассейну Тихого океана (Берингово, Охотское, Японское).
5 - Где проходит северный морской путь? (через моря Северного Ледовитого океана)
2). "Цифровая география" Ответ учащихся должен быть цифровой:
1 - Площадь России? (17, 1 млн. км)
2 - Сколько морей омывает Россию (13)
3 - Сколько часовых поясов в России? (10)
4 - Высота горы Эльбрус? (5642 м.)
5 - Сколько климатических поясов на территории России? (3)
3). "Описание"
1 - Это территория, полностью исключенная из любой хозяйственной деятельности и предназначенная для сохранения эталона нетронутых ландшафтов, а так же для расселения реликтовых животных или растений в другие регионы, утратившие этих обитателей. ( заповедник)
2 - Эти почвы имеют комковатую или зернистую структуру, таковы например, чернозем. Они плодородны, так как в порах между комочками содержится достаточное количество воздуха и воды (структурные почвы)
3 - Этот ПК определяет внешний вид территории и играет большую роль в жизни природы и человека. ПК предохраняет поверхность от разрушения внешних процессов, влияет на поверхностные и грунтовые воды. Этот ПК тоже приспособился к определенным условиям существования, поэтому распространение зависит от климатических условий и характера почв”. (Растительность)
4 - Этот природный компонент играет огромную роль в жизни и деятельности человека, без него нет жизни. Крупнейший русский климатолог Александр Иванович Воейков писал, что это “…продукт климата. Однако он связан не только с климатом, но и с другими компонентами природы. (Вода или внутренние воды).
5- Когда экспедиция Ф. Магеллана вернулась в Испанию из кругосветного плавания, то оказалось, что мореплаватели "потеряли" один день. По их записям в корабельном журнале значилась среда, а на суше их уверяли, что четверг. Ошибки в записях не было. Куда же пропал день? (мореплаватели пересекли меридиан с востока на запад, а потому потеряли день)
4). "Кто такой? Что такое?"
1 - Какой город может парить в небесах?(Орел)
2 - Каким поясом не подпояшешься? (часовым)
3 - Кто раньше всех встречает Новый год в наше стране? (остров Ратманова, мыс Дежнева)
4 - Какой полуостров говорит о своей величине? (Я-мал)
5 - Что такое солнечная радиация? (Количество тепла и света, излученного солнцем).
5). "Климат"
1 - В каких климатических поясах расположена Россия? (арктический, субарктический, умеренный).
2 - Область повышенного давления с максимум в центре (антициклон).
3 - Соотношение годового количества осадков и испаряемости ( коэффициент увлажнения).
4 - Количество влаги, которая может испариться с поверхности при данной температуре (испаряемость).
5 - Крупные объемы воздуха, отличающиеся по своим свойствам: температуре, влажности и прозрачности ( воздушные массы).
6). "Рекордсмены"
1 - Самая высокая вершина (г. Эльбрус- 5642 м.)
2 - Самое глубокое и большое море России (Берингово).
3 - КОТ В МЕШКЕ. Самая холодная зима (Оймякон).
4 - Самая обширная природная зона (тайга).
5 - Самый северный полуостров России? (Таймыр)
7). "Географический объект" Учащиеся должны быстро ответить на вопрос - назвать географический объект.
1 - 1. Прикаспийская- низменность 2. Онежское- озеро 3. Чукотское- море 4. Ангара- река 5.Приволжская- возвышенность | 3 - 1. Ямал- полуостров 2. Лаптевых- море 3. Кольский- полуостров 4. Кама - река 5. Казбек - гора |
2 - 1. Базардюзю- гора 2. Исток- начало реки 3. Средне -сибирское- плоскогорье 4. Челюскин- мыс 5. Берингов- пролив | 4 - 1. Валдайская- возвышенность 2. Ягель- олений мох 3. Устье- впадает река 4. Ключевская- сопка 5. Телецкое- озеро |
5 - ШАНС! Ваш выигрыш увеличивается на 6 баллов |
8). "Водные ресурсы"
1 - Самое глубокое озеро в России (Байкал- 1637 м.).
2 - Самое мелкое море России (Азовское).
3 - Самая длинная река России ( Обь и Иртыш)
4 - Самая многоводная река (Енисей).
5 - Куда впадает большинство рек? Почему? ( В СЛО, т.к. уклон общий на север)
II ТУР
Задание № 1: Учащиеся должны распределить слова в 3 группы- природные зоны: пустыни, степи, тундра.
Пустыни: Почвы- засолены- сероземы; Кувл 0,1-0,3;
У растений длинны е и разветвленные корни; Колючки вместо листьев;
Животные обитают в норах; Змеи, Ежи, Черепахи, Скорпионы, Верблюды
Степи: Черноземы; недостаток влаги; Кувл,0,6-0,8; испаряемость превышает количество осадков; Травянистая растительность; жаворонок, стрепет, дрофа, суслики, зайцы; сайгаки встречаются реже.
Тундра: зима долгая и холодная; увлажнения избыточное Кувл 1,5; многолетняя мерзлота; почвы тундроглеевые; мхи, лишайники , карликовые деревья, северный олень, песец, казарка, гусь.
Задание № 2: Предлагается 2 конверта и учащиеся должны распределить слова в 2 группы по темам: рельеф и климат.
Слова: Урал, Циклон, Изотерма, Трансформация, Платформа, Ключевская, Муссонный, Саяны, Испаряемость, Кайнозойская, Валдайская, Путорано, Суховеи, Умеренный, Верхоянский, Изобары.
Ответ:
Рельеф- горы Урал, Тектоническая структура- платформа, вулкан Ключевская сопка, горы Саяны, кайнозойская геологическая эра, Валдайская возвышенность, плато Путорано, Верхоянский хребет.
Климат: Циклон, Изотерма, Трансформация, Муссонный, Испаряемость, Суховей, Умеренный, Изобары.
IV. Итоги игры
Подсчитываются жетоны (баллы), выбирается команда победительница. Выставляются оценки
V. Рефлексия: Оцените и объясните свой уровень знания, психологическое состояние и работу на уроке. Синквейн 1) 1 уществительное 3) 3 глагола
2) 2 прилагательных 4) предложение из 4 слов
Используемая литература:
Антушева О. В., Поурочные планы по учебнику " География России. Природа. 8 класс".
Баринова И. И., Поурочные разработки по учебнику " География России. Природа. 8 класс". - М.: Экзамен, 2008.
Баринова И. И., География России. Природа. 8 класс. - М.: Дрофа, 2002.
Безруков А. М., Пивоварова Г. П., Занимательная география. - М.: Дрофа, 2006.
Болотникова Н. В., Уроки - игры в средне школе. - В.: Учитель, 2007.
Касаткина Н. А., География. Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям в 6 -8 классах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок -игра по теме "Климат России" 8 класс
На изучение темы "Климат" в 8 классе отводится четыре часа и это итоговый урок, на котором нужно обобщить знания о климате России, повторить факторы, влияющие на его формирование. Структура урока пост...
Урок обобщающего повторения на тему: «Хозяйство России» ( Урок-аукцион) 9 класс
Урок обобщающего повторения на тему: «Хозяйство России»( Урок-аукцион) 9 класс...
Нетрадиционный повторительно-обобщающий урок по истории России в форме интеллектуально-познавательной игры с опережающим творческим заданием «Живые страницы истории».
Необычная игровая форма преподнесения сложного и неоднозначного учебного материала по истории России начала ХХ века способствует приобретению учащимися 9 – 11 классов опыта ведения диалога и дискуссии...
Конспект обобщающего урока по теме "Особенности природы России"
Урок - игра "Лучшая команда". В конспекте подробно описаны этапы игры и методика ее проведения...
Обобщающий урок по теме «Синтаксис и пунктуация» (урок-путешествие). 5 класс
материал урока способствует повторению и обобщению знаний по теме "Синтаксас и пунктуация" в 5 классе по программе С.И.Львовой....
Обобщающий урок-игра по географии «Природа Земли» для обучающихся 5 класса.
Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Природа Земли". Данная игра повышает интерес обучающихся к урокам географии, повышает сообразительность, любознательность, логическое мышление...
Обобщающий урок-игра по теме "Рельеф России" 8 класс
Материал урока рассчитан на обобщение знаний по географии 8 класса по теме "Рельеф России" в увлекательной форме....