Разработка урока русского языка в 7 классе по теме "Правописание и употребление частиц в речи"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Никифорова Татьяна Александровна

Урок соответствует всем требованиям . Построен методически верно. Соблюдается системно - деятельностный подход. Урок практической направленности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«УОМО Усть – Удинский район»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Средне – Муйская средняя общеобразовательная школа

(МКОУ Средне – Муйская СОШ)

План  урока русского языка в 7 классе

Учитель: Никифорова ТА

Тема: «Правописание и употребление частиц в речи»

Задачи:

1. Отрабатывать на основе выполнения упражнений  практические навыки определения стилистической роли частиц в тексте, правописания частиц не-ни

2. Развивать навыки работы с текстом, обогащать речь

3. Содействовать формированию знаний, представлений, понятий, обеспечивающих эстетическое отношение к действительности, способности к творческой деятельности

4.Развивать навыки  оценивать свою работу на уроке

Оборудование: компьютеры, проектор, раздаточный материал, карточки контроля, презентация

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

1

Орган момент: приветствие, сообщение темы и задач урока

Приветствуют учителя, слушают

2-3 мин

1- 2 ой слайды

2

Этап мотивации: ситуация  в задачу: проблемный  вопрос – для чего нужны  частицы в письменной и устной речи? Можно ли обойтись без этой части речи?

Для того, чтобы ответить на эти вопросы, давайте обратимся к приметам весны. Какие приметы весны вы можете назвать?

А какие весенние цветы вы знаете?

Посмотрите на экран?

Как можно выразить своё отношение к этим цветам?

 С помощью каких частиц?

Тает снег, ручьи бегут, тепло, солнце теплее и ярче, появляются первые весенние цветы.

Смотрят на экран, где на слайдах представлены подснежники, крокусы, нарциссы.

С помощью  модальных частиц выражают своё отношение к увиденному.

(Например, Как великолепны эти цветы! Что за красота! Неужели это первые весенние цветы! Именно подснежники – первые весенние цветы!)

5-6 мин

4-5 слайды

3

Этап работы  с текстом.

Цель работы – отрабатывать практические умения по теме, уметь вставить необходимую частицу, определить её разряд. На этом этапе нужно быстро и внимательно прочитать текст, понять содержание, определить стилистическую функцию частиц

Класс разделён на три группы по уровню учебных возможностей:

1гр – хороший уровень,

2гр – средний уровень,

3р – низкий уровень.

Для 1гр даётся текст «Подснежник», для 2 – «Крокусы», для 3 – «Нарцисс» (в тексте частицы не пропущены, их нужно только подчеркнуть)

Ученики читают тексты, выполняют задание. У каждого карточка с заданиями.

10 мин

6 слайд  

4.

Этап проверки и коррекции ЗУН.

 Цель этапа - самопроверка, оценивание, вывод

По карточкам контроля проверяют задание ученики 1 и 2 групп, у 3 группы проверяет учитель (их 3 человека), выставляют оценки. Делают вывод о том, что им удалось, а что нет. Указывают стили речи предложенного текста. Корректируют ЗУН.

5-7 мин

5

Этап отработки практических навыков по правописанию частиц.

Составляя самостоятельный текст и записывая его, нужно сделать это грамотно.

 Как вы думаете, правописание каких частиц вызывает наибольшее затруднение?

 Нам нужно их повторить

Работа с электронным приложением к учебнику

Ученики говорят, что наибольшую трудность представляет правописание частиц не-ни. Для того, чтобы повторить это правило, выполняют задания по электронному приложению к учебнику.

 

5 – 7 мин

6

 Этап самопроверки, оценки и коррекции ЗУН .

При самопроверке используют критерии, представленные на слайде, затем ещё раз проговаривают условия употребления частиц не –ни, проверяют правильность сказанного по слайду №8

3 мин

7- 8 слайды

7

Этап творческого применения ЗУН. Цель –

заменить фразу фразеологизмом с частицами не – ни

Для 1-2 групп даются фразы, которые нужно заменить фразеологизмами, а для 3 группы даны фразеологизмы, значение которых нужно определить. Например, очень рано – ни свет ни заря, сильно испугался – ни жив ни мёртв)

3 мин

9 слайд

8

Этап рефлексии:  работа со стихотворением. Цель -  применение знаний в нестандартной ситуации. Задание: закончить стихотворение, в каждой строчке используя частицу.

Ученики смотрят на слайд и устно выполняют работу

          И всё- таки это весна

___________грустна

___________ясно

___________прекрасно

2-3 мин

10 слайд

9

Этап подведения итогов,  выставления оценок, домашнего  задания

Ученики делают вывод: благодаря частицам наша речь приобретает эмоциональность, выразительность, точность, конкретность.

Выставляют средние оценки из всех на каждом этапе работы.

Домашнее задание дифференцированно.

2-3 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урок русского языка (8 класс) по теме "Обособленные определения и приложения"

Урок для 8 класса готовит учащихся к ГИА и ЕГЭ по русскому языку: содержит работу с текстом, тестовые задания. В содержании урока ярко выражена воспитательная функция: ребята знакомятся с творчеством ...

разработка урока русского языка 8 класс по теме "Односоставные предложения"

Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» Цель урока: Проверить знания теоретического материала по теме.Развивать умение использовать односоставные предложения в связной речи.Воспитыват...

Методическая разработка. Урок русского языка. 7 класс. Описание действия

Цель урока - закрепить изученное о наречиях; показать значение наречий при описании действий; расширить речевую компетентность учеников, совершенствовать навыки монологической речи....

Методическая разработка урока русского языка в 9 класе "Сравнение как средство выразительности речи"

Предмет: русский язык, литература.Используемые образовательные технологии: личностно-ориентированные технологии.Тема: «Сравнение как средство выразительности речи».Цели урока: познакомить учащихся со ...

Урок русского языка 7 класс по теме "Смысловые частицы"

Данный урок - введение в тему "Смысловые частицы". На этом уроке ребята знакомятся с понятием "Смысловая ( смыслоразличительная) частица,  группы смысловых частиц по значению...

Разработка урока русского языка 5 класс по развитию речи. Обучение написанию текста различных стилей.

Речь - это творческая деятельность: она включает в себя умение наблюдать. мыслить, фантазировать, умение слушать и слышать.Поэтому мной разработан урок группового взаимодействия по обучению написания ...

Дистанционный урок русского языка. 7 класс. Правописание и употребление междометий и звукоподражательных слов.

Предложен учебный фильм, дидактические таблицы для осмысления и запоминания....