Рабочая программа кружка внеурочной деятельности по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (10 класс)
Программа базируется на учебно-методических материалах по русскому языку и анализе результатов выполнения заданий по русскому языку предыдущих лет. Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса. Цели занятий реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого учащегося при его взаимодействии с учителем и другими учащимися. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Формы проведения занятий: занятие-лекция с элементами исследовательской деятельности, практические занятия, лабораторные работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_10_klass_vperyod_k_znaniyam.docx | 31.61 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
по русскому языку
«Вперёд к знаниям»
общеителлектуального направления
развития личности
обучающихся 10 класса
2022-2023 уч.год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составления плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов. Работа над решением заданий, представленных в программе, является элементом развивающего обучения. Она учит осознанно находить верный ответ, анализируя и комментируя свой вариант решения поставленной задачи. Программа включает также работу на заданием повышенной сложности. Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном. Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они, прежде всего, должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства — и устно, и письменно. А развитие личности — это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач. Таким образом, научить решать задания по русскому языку — одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку. Программа кружка по русскому языку актуальна, так как способствует развитию учащихся
Цели кружковой работы:
- гуманитарное развитие учащихся;
- развитие творческих способностей личности;
- овладение учащимися свободной письменной речью;
- подготовка учащихся к олимпиадам по предмету
Задачи кружковой работы:
- совершенствование практической грамотности;
- совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения;
- формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;
- совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
- совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;
- формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.
Технология организации кружковой работы.
Программа базируется на учебно-методических материалах по русскому языку и анализе результатов выполнения заданий по русскому языку предыдущих лет. Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса. Цели занятий реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого учащегося при его взаимодействии с учителем и другими учащимися. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Формы проведения занятий: занятие-лекция с элементами исследовательской деятельности, практические занятия, лабораторные работы.
Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность:
- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала);
- самостоятельная работа;
- работа в группах, парах;
- индивидуальная работа.
Организация занятий предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.
.
Планируемые результаты освоения курса
Программа занятий кружка предусматривает отработку наиболее сложных случаев в орфографии и пунктуации, приводящих к наибольшему количеству ошибок. Программа предусматривает также и обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи.
Личностные результаты:
формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
развитие навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач;
готовность и способность к самостоятельной познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
Предметные результаты:
овладение нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета
осознание изменений в языке как объективного процесса; понимание внешних и внутренних факторов языковых изменений; общее представление объективных процессах в современном русском языке; соблюдение норм русского речевого этикета;
Содержание программы
Языковые нормы. Литературный язык. Нормированность речи. Типы норм . Словари русского языка. Словарь трудностей русского языка.
Орфоэпическая норма, основные правила орфоэпии. Акцентологическая норма (нормы ударения). Причины нарушения орфоэпических и акцентологических норм. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне.
Лексическая норма. Лексическое и грамматическое значения слова. Лексическое многообразие лексики русского языка: омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.
Грамматические нормы (словообразовательная, морфологическая, синтаксическая нормы).
Словообразовательная норма. Способы словообразования. Ошибочное словообразование. Предупреждение ошибок при словообразовании и словообразовательном анализе.
Морфологические нормы. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Морфологический анализ слова. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение.
Синтаксические нормы. Словосочетание. Виды словосочетаний. Построение словосочетаний. Лексическая сочетаемость слов в словосочетаниях.
Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Простое и сложное предложения. Интонационная норма. Нормы согласования (правила согласования слов, согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом). Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчиненных предложений. Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Синтаксическая синонимия. Правила преобразования прямой речи в косвенную. Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение.
Нормы письменной речи: орфографические и пунктуационные нормы.
Орфографическая грамотность. Использование алгоритмов при освоении орфографических правил. Трудные случаи русской орфографии: правописание –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи; правописание корней. Правописание приставок; правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени; правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-); правописание НЕ и НИ; слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов).
Пунктуационная грамотность. Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном предложении, в сложноподчинённом предложении; знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.
Текст: структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.
Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи.
Функциональные стили, их характеристика. Специфика отдельных стилей речи (произношение, словообразование, лексика и фразеология, морфология, синтаксис). Предупреждение ошибок при определении стиля текста, его фрагмента.
Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры.
Обобщающее повторение.
Данная программа адресована учащимся 10 классов.
Сроки реализации программы:2022-2023 учебный год.
Общее количество часов: 35
Количество часов в неделю: 1 час по утвержденному расписанию. Продолжительность занятия 45 минут
№ п/п | Дата | ТЕМА | Часы | Корректировка | ||
план | факт | |||||
1 | Литературный язык. Языковые нормы. Типы норм. Словари русского языка | 0.5 | 0.5 | |||
2 | Орфоэпические нормы. Основные правила орфоэпии. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне. | 0.5 | 0.5 | |||
3 | Орфоэпические нормы. Основные правила орфоэпии. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне. | 0.5 | 0.5 | |||
4 | Лексическое значение слова. Многообразие лексики русского языка. Фразеология. Речевые ошибки на лексическом уровне. | 0.5 | 0.5 | |||
5 | Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы (эпитет, метафора) | 0.5 | 0.5 | |||
6 | Тропы (сравнение, метонимия, синекдоха, ирония и др.) Умение находить их в тексте. | 0.5 | 0.5 | |||
7 | Стилистические фигуры, их роль в тексте. | 0.5 | 0.5 | |||
8 | Морфологические нормы. Правила образования форм слов разных частей речи. | 0.5 | 0.5 | |||
9 | Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне. | 0.5 | 0.5 | |||
10 11 | Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне. Тренировочно-диагностическая работа по словообразованию и морфологии. | 1 | 1 | |||
12 13 | Использование алгоритмов при написании –Н- и –НН- в суффиксах разных частей речи. | 1 | 1 | |||
14 15 | Правописание корней и приставок. | 1 | 1 | |||
16 17 | Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. | 1 | 1 | |||
18 | Правописание суффиксов различных частей речи(кроме –Н- и –НН-). | 0.5 | 0.5 | |||
19 | Предупреждение ошибок при написании НЕ и НИ. | 0.5 | 0.5 | |||
20 | Слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов. | 0.5 | 0.5 | |||
21 22 | Тренировочно-диагностическая работа по проверке навыков орфографической грамотности. | 1 | 1 | |||
23 | Синтаксические нормы. Словосочетание, виды словосочетаний, их построение. Лексическая сочетаемость слов. | 0.5 | 0.5 | |||
24 | Предложение. Порядок слов в предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. | 0.5 | 0.5 | |||
25 | Простые и сложные предложения. Односоставные предложения. Неполные предложения. | 0.5 | 0.5 | |||
26 | Интонационная норма. Нормы согласования (согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом) | 0.5 | 0.5 | |||
27 | Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчиненных предложений. | 0.5 | 0.5 | |||
28 | Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Правила преобразования прямой речи в косвенную. | 0.5 | 0.5 | |||
29 | Синтаксическая синонимия. Тренировочно-диагностическая работа по теме «Синтаксические нормы» | 0.5 | 0.5 | |||
30 | Знаки препинания в простом предложении (с однородными членами предложения, при обособлении второстепенных членов предложения) | 0.5 | 0.5 | |||
31 32 | Знаки препинания в сложноподчиненных и бес- союзных предложениях | 1 | 1 | |||
33 | Знаки препинания в сложноподчиненных и бес- союзных предложениях | 0.5 | 0.5 | |||
34 | Итоговая зачетная работа (с само- и взаимопроверкой по окончании работы) | 0.5 | 0.5 | |||
35 | Подведение итогов года | 1 |
Список литературы
- Кожевникова Н. А. Материалы к словарю метафор и сравнений русской литературы XIX–ХХ вв. М. , 2018.
- Власенков А.И.., Мищерина М.А. Русский язык 10-11 классы. Книга для учителя. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2021
- Панов М. В. И всё-таки она хорошая! Рассказ о русской орфографии, её достоинствах и недостатках. М. , 2007.
- Русский язык. ЕГЭ: сборник заданий: методическое пособие для подготовки к экзамену/. Л.И. Пучкова. – 2-е изд перераб. и доп. – М.: «Экзамен», 2022. (Серия «ЕГЭ». Сборник заданий»).
- Единый государственный экзамен 2022. Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2022
Интернет-ресурсы
-http://vserosolymp.rudn.ru — портал Всероссийской олимпиады школьников -http://www.philologia.ru/ — учебный филологический ресурс
-www.etymolog.ruslang.ru — этимология и история слов русского языка
-Гаспаров М. Л. «Снова тучи над мною…». Методика анализа. http://www.durov.com/literature2/gasparov-97b.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Загадки русского языка» 5 класс, ФГОС ООО
Внеурочная деятельность по ФГОС.«Загадки русского языка»для учащихся 5 классаПояснительная запискаПрограмма курса внеурочной деятельности предназначена для обучающихся 5 класса. Предполагает развитие ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Загадки русского языка» 5 класс, ФГОС
Данная программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления у обучающихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении языка, воспитывает чувство уваж...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тайны русского языка"
Данная программа предполагает развитие кругозора и мышления учащихся, способствует повышению их интеллектуалтного уровня при изучении лингвистики и культурологии, воспитывает чувство уважения к русско...
Рабочая программа для внеурочной деятельности по русскому языку 5 класс.
"Помощь в подготовке домашнего задания"...
Рабочая программа для внеурочной деятельности по русскому языку 6 класс.
"Сложные случаи орфографии"...
Рабочая программа для внеурочной деятельности по русскому языку 6 класс.
"Учись учиться"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности по русскому языку как иностранному (РКИ) для детей среднего школьного возраста «Школа русского языка» (общеинтеллектуальное направление) для 5-9 классов (основное общее образование) Количество часов:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкурса внеурочной деятельности по русскому языку как иностранному (РКИ)для детей среднего школьного возраста«Школа русского языка»(общеинтеллектуальное направление)для...