Рабочая программа для внеурочной деятельности по русскому языку 6 класс.
рабочая программа по русскому языку (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Календарно - тематическое планирование по русскому языку для 6 класса: "Сложные случаи орфографии".
1.Пояснительная записка
Русский язык как учебный предмет является основой школьного филологического образования и считается одним из важнейших, так как способствует развитию мышления, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности.
Работа с одарёнными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса, отраженного в приоритетном национальном проекте «Образование». Основная цель работы с одарёнными детьми – способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию способных и явно одарённых детей.
(1 час в неделю).
Рабочая программа включает в следующие разделы:
1. Пояснительная записка
2. Содержание курса занятий. Тематическое планирование занятий для 6 класса.
3. Календарно-тематическое планирование занятий для 6 класса.
4. Планируемый результат реализации рабочей программы
Работа с группой одарённых учащихся решает следующие задачи:
-повышает познавательный интерес школьников к предмету;
-развивает творческую инициативу, исследовательскую активность и интеллектуальные способности учеников;
-учит принимать нестандартные решения и прогнозировать результат;
-развивает коммуникативные возможности учащихся для формирования их речевой компетентности.
Главная цель занятий – подготовка к олимпиадам различного уровня (школьным, муниципальным, республиканским), участие в конференциях и творческих конкурсах.
Программа включает в себя как теоретический, так и практический материал. При планировании теоретических занятий используются циклы в соответствии с разделами языкознания: занятия по фонетике и орфоэпии, по лексикологии и этимологии, фразеологии, словообразованию, морфологии, синтаксису. Причем, в каждой теме акцентируется внимание на тех аспектах, которые слабо освещены или совсем отсутствуют в школьном курсе русского языка.
Практический материал занятий основан на исследовательской работе учащихся и последующей публикации этих работ: очно - в ходе конференций, заочно - на сайтах в Интернет.
Реализуемые формы и приёмы работы:
1. Самостоятельный подбор учащимися дидактического материала.
2. Задания, ориентирующие учащихся на установление внутрипредметных связей между лингвистическими явлениями, на осмысление практической значимости полученных знаний.
3. Задания, ориентирующие учащихся на поиски разнообразных вариантов выполнения задания. Такая форма работы позволяет рассматривать те или иные лингвистические явления не однолинейно, не по шаблону, а под разными углами зрения, находить варианты решения одной и той же проблемы.
4. Задания на сравнение, сопоставление явлений.
5. Задания исследовательского характера с использованием учебников, толковых словарей.
6. Задания, содействующие формированию навыка самостоятельного добывания учащимся знаний.
Функции учителя:
Выявление одарённых детей.
Корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней.
Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми.
Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям школьного, муниципального и республиканского уровней.
Создание банка данных материалов повышенного уровня сложности.
Задача учителя – увидеть одаренных, талантливых детей и помочь им реализоваться.
Формы занятий с талантливыми учениками.
1. Олимпиадные задания.
2. Создание проектов.
1) Творческих. Например:
- Написать стихотворение, используя разносклоняемые имена существительные.
- Сочинить рассказ с включением в него пословиц и поговорок.
- Выпустить лингвистический бюллетень на тему “Культура речи”.
- Подготовить презентацию личного творчества.
2) Исследовательских. Например:
- Подготовить проект на тему “Пейзаж в творчестве писателей и поэтов XIX века”.
- Объяснить, почему в слове “корова” пишется “оро”, а в слове “каравай” - “ара”.
3) Информационных. Например:
- Подготовить информацию “Какой корень у местоимения “я”?”
- Подготовить доклад о русских лингвистах.
- Подготовить проект на тему “Достопримечательность моего села”, используя фотографии и архивные документы из школьного музея.
4) Игровых. Например:
- Придумать игры для физминутки, музыкальной паузы.
5) Практико-ориентированных. Например:
- Подготовить материал по русскому языку для ГИА.
- Выпустить “Словарь диалектных слов Воробьёвского района”.
- Подготовить альманах “Писатели и поэты Воробьёвского района”.
3. Творческие диктанты.
4. Комплексный анализ текста.
5. Лингвистический (языковой) анализ текста.
6. Литературоведческий анализ текста.
7. Работа по карточкам, с перфокартами.
8.Публикации творческих работ.
Планируемый результат
реализации рабочей программы
Данная Программа позволяет обеспечить целостный подход к многоаспектному решению проблемы выявления и поддержки детской одаренности: от определения природы этого феномена до внедрения современных образовательных технологий работы с одаренными детьми и управления этой деятельностью.
Показателями эффективности реализации программы групповой работы с одаренными детьми по русскому языку будет являться:
- Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.
- Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательной области «Филология».
- Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем.
- Повышения уровня владения детьми общепредметными и социальными компетенциями в ходе участия в конференциях, конкурсах и т.п.
№ | Тема урока. |
1. | Фонетическая система современного русского языка. Понятие о сильной и слабой позиции. |
2. | Буквы е, ё, ю, я в фонетической системе русского языка. Понятие орфоэпической нормы. |
3. | Фонетические процессы, лежащие в основе русского стихосложения. |
4. | Школьный этап Всероссийской олимпиады по русскому языку. |
5. | Лексическая омонимия. Синонимия. Этимология слова. |
6. | Процессы архаизации и обновления русской лексики. |
7. | Фразеологические единицы. Их основные признаки и типы. Этимология фразеологизмов. |
8. | Муниципальный этап Всероссийской олимпиады по русскому языку. |
9. | Словообразование. Понятие о корне, приставке, суффиксе. |
10. | Способы словообразования. |
11. | Морфемный анализ слова. |
12. | Словообразовательные цепочки и гнёзда. |
13. | Морфемный анализ слова |
14. | Морфология. Омонимия частей речи. |
15. | Имя существительные конкретные, абстрактные, вещественные, собирательные. |
16. | Морфологические признаки (род, число, склонение) заимствованной лексики. |
17. | Историческая морфология. |
18. | Слова категории состояния. Их морфологические признаки и синтаксическая роль в предложении. |
19. | Простое предложение, его грамматическая основа. Нетрадиционные способы выражения подлежащего и сказуемого. Типы сказуемого. |
20. | Второстепенные члены предложения. Их виды и способы выражения. |
21. | Компоненты, осложняющие простое предложение(однородные члены, обособленные члены предложения, обращения, вводные и вставные конструкции). |
22. | Сложные синтаксические конструкции. |
23. | Синтаксический разбор предложений. |
24. | Определение текста, его особенностей. Виды связи предложений в тексте. |
25. | Типы речи и их характеристика. |
26. | Структура комплексного анализа текста. |
27. | Понятие темы и идеи текста. |
28. | Нахождение ключевых слов в тексте. |
29. | Комплексный анализ художественного текста. |
30. | Нахождение средств выразительности в художественном тексте. |
31. | Сравнительное языкознание. Языковые семьи и группы. |
32. | Фразеология. Знакомство с историей устойчивых выражений. |
33. | Зачет по курсу. |
34. | Подведение итогов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Загадки русского языка» 5 класс, ФГОС ООО
Внеурочная деятельность по ФГОС.«Загадки русского языка»для учащихся 5 классаПояснительная запискаПрограмма курса внеурочной деятельности предназначена для обучающихся 5 класса. Предполагает развитие ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Загадки русского языка» 5 класс, ФГОС
Данная программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления у обучающихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении языка, воспитывает чувство уваж...
Рабочая программа для внеурочной деятельности по русскому языку 5 класс.
"Помощь в подготовке домашнего задания"...
Рабочая программа для внеурочной деятельности по русскому языку 6 класс.
"Учись учиться"...
Рабочая программа по внеурочной деятельности (по русскому языку) в 6 классах (2018-2019 учебный год)
Цель программы - расширение лингвистического кругозора; обогащение активного и потенциального словарного запаса; совершенствование способности применять приобретенные универсальные учебные действ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Секреты русского языка» (7 класс)
Программа курса внеурочной деятельности для 7 класса «Секреты русского языка» разработана на основе следующих нормативных документов: 1. Внеурочный план по внеурочной деятельности для 5-9 ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности по русскому языку как иностранному (РКИ) для детей среднего школьного возраста «Школа русского языка» (общеинтеллектуальное направление) для 5-9 классов (основное общее образование) Количество часов:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкурса внеурочной деятельности по русскому языку как иностранному (РКИ)для детей среднего школьного возраста«Школа русского языка»(общеинтеллектуальное направление)для...