Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тайны русского языка"
рабочая программа по русскому языку (5 класс) по теме
Данная программа предполагает развитие кругозора и мышления учащихся, способствует повышению их интеллектуалтного уровня при изучении лингвистики и культурологии, воспитывает чувство уважения к русскому языку как к одному из самых богатых и выразительных языков мира. Программа актуальна, так как через внеклассные занятия совершенствуются речевая, орфографическая и пунктуационная грамотность учащихся, развиваются комуникативная, языковая и культуроведческая компетенции, уровень сформированности которых необходимио продемонстрировать выпускникам основной школы на итоговой государственной аттестации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tayny_russkogo_yazyka.rar | 19.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвистики и культурологии, воспитывает чувство уважения к русскому языку. В отличие от уроков русского языка на внеурочных занятиях учащиеся получают углубленные знания по всем разделам лингвистики, в т.ч. речевого этикета. Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам, интерактивным лекциям и семинарам. Используя информационные компьютерные технологии, обучающиеся учатся находить нужный материал, выбирать главное, рассуждать по заданной теме, аргументируя свои предположения языковедческими примерами.
Данная программа актуальна, так как через внеклассные дополнительные занятия прививается любовь к языку, совершенствуется речевая, орфографическая и пунктуационная грамотность учащихся, развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции, уровень сформированности которых необходимо продемонстрировать выпускникам основной школы на итоговой государственной аттестации. Также обучающиеся на занятиях учатся составлять проекты, работать в команде, планировать и оценивать свою деятельность, что является необходимым для формирования коммуникативных универсальных учебных действий.
Цель:
-формировать и развивать коммуникативную, языковую, лингвистическую и культуроведческую компетенции.
Задачи:
-вызвать интерес к русскому языку, к его законам, к различным языковым явлениям, к слову;
-закрепить практические навыки в построении устных и письменных высказываниях;
-способствовать развитию творческих способностей школьников.
Программа в объеме 35 часов (1 год обучения) ориентирована на занятия обучающихся 5-ых классов.
Формы проведения занятий
- беседы, лекции;
- практические занятия с элементами игр и игровых элементов; с использованием дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;
- комплексная работа с текстом;
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) со словарями разного типа;
- поиск информации в интернете.
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов, сказок.
В каждом занятии прослеживаются три части:
- игровая;
- теоретическая;
- практическая.
Основные методы и технологии
- технология разноуровневого обучения;
- развивающее обучение;
- технология обучения в сотрудничестве;
- коммуникативная технология.
Тематический план
наименование разделов, тем | количество часов | перечень УУД обучающихся |
Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация) | 4 | Личностные результаты: эмоциональность - умение управлять своими эмоциями, чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, интерес к изучению языка. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: - самостоятельно формулировать тему и цели занятия; - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. Познавательные УУД: - пользоваться словарями, справочниками. Коммуникативные УУД: - высказывать и обосновывать свою точку зрения; - строить рассуждения. |
Загадки русского словообразования. | 7 | Личностные результаты: чувство прекрасного - стремление к совершенствованию собственной речи. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: -работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. Познавательные УУД: - осуществлять анализ и синтез; - устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - владеть монологической и диалогической формами речи; - высказывать и обосновывать свою точку зрения и быть готовым её корректировать. |
Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация) | 6 | Личностные результаты: -способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Метапредметные результаты: РегулятивныеУУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации Познавательные УУД: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы; - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемых орфограммах и пунктограммах; - проводить сравнение, аналогии, обобщать. Коммуникативные УУД: -адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач; -строить монологическое высказывание; - формулировать собственное мнение и позицию. |
Тайны русского слова. (Лексика. Фразеология) | 6 | Личностные результаты: -способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Метапредметные результаты: РегулятивныеУУД: - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные УУД: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы; Коммуникативные УУД: - строить монологическое высказывание; - формулировать собственное мнение и позицию. |
Секреты морфологии и синтаксиса. | 7 | Личностные: - развивать интерес к изучению языка. Метапредметные результаты: РегулятивныеУУД: - планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий. Познавательные УУД: -умение выделять и формулировать познавательную цели; осуществлять поиск и выделение необходимой информации; -умение структурировать знания;обобщать, делать выводы. Коммуникативные УУД: - умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. |
Речевой этикет. | 3 | Личностные: – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. Метапредметные результаты: РегулятивныеУУД: - умение адекватно оценивать свои знания. Познавательные УУД: - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные УУД: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
Содержание программы
№ заня тия | тема занятий | Количество часов | Содержание занятия |
Раздел 1. Введение. | 1 | ||
1 | Организационное занятие | 1 | Учащиеся знакомятся с целью и задачами, с методикой проведения занятий, с примерным планом работы. Распределяются обязанности среди детей, заполняются анкеты. |
Раздел 2.Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация) | 4 | В данном разделе рассматривают занимательные вопросы по фонетике. На занятиях используются интерактивные тренажеры, практические занятия в игровой форме. Учащиеся учатся оценивать свою и чужую речь. | |
2 | Почему не всегда совпадают звучание и написание слова? | 1 | |
3 | Для чего используют звуковые повторы в речи. | 1 | |
4 | Какова роль интонации в устной речи? | 1 | |
5 | Обобщающее занятие «Кто говорит-сеет, кто слушает- собирает». | 1 | |
Раздел 3. Загадки русского словообразования | 7 | Изучаются различные словообразовательные модели и словообразовательные цепочки, составляются слова по моделям, сравниваются современные и этимологические модели. Используются шарады, метаграммы, в завершении этого раздела учащиеся рекламируют свои творческие работы. | |
6 | О чём рассказывает словообразовательная модель слова? | 1 | |
7-8 | Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов? | 2 | |
9 | Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова? | 1 | |
10 | Этимология слов. Работа со словарями. | 1 | |
11 | Сказочные превращения. | 1 | |
12 | Презентация творческой работы. | 1 | |
Раздел 4. Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация) | 6 | Проводятся исследования данных тем. Учащиеся, используя тексты художественных произведений, аргументируют свои ответы, делают выводы для доказательства выдвинутой гипотезы. Свои открытия демонстрируют на заключительном занятии по теме. | |
13 | Зачем нужно знать алфавит? | 1 | |
14 | В чём секрет правописания морфем? | 1 | |
15 | Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания? | 1 | |
16 | Не пером пишут – умом. Тайны письма | 1 | |
17-18 | Бенефис знаний. | 2 | |
Раздел 5.Тайны русского слова. (Лексика. Фразеология) | 6 | Изучается специализированная литература по этимологии слов, учащиеся работают со словарями, изучают языковые средства выразительности, исследуют художественные произведения, выполняют практические задания по типу А3 на ОГЭ, готовят сообщения из истории фразеологизмов. | |
19 | На какие группы делится словарный состав русского языка. | 1 | |
20 | В чём особенность употребления слова в художественном тексте? | 1 | |
21 | О чём рассказывают фразеологизмы? | 1 | |
22 | Фразеология в художественных произведениях. | 1 | |
23-24 | Лабораторная работа. | 2 | |
Раздел 6. Секреты морфологии и синтаксиса. | 7 | Развивая кругозор и интеллект, дети получают знания из области морфологии и синтаксиса, даются задания повышенной трудности, задачи для любознательных. На последнем занятии проводится мониторинг, подтверждающий знания, умения и навыки, которые получили дети на занятиях, уровень формирования УУД. | |
25 | Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи? | 1 | |
26 | В чём секрет глагола и его форм? | 1 | |
27 | Как отличать грамматические омонимы. | 1 | |
28-29 | Какими бывают предложения. | 2 | |
30-31 | Грамматике учиться всегда пригодится. Мониторинг проверки знаний. | 2 | |
Раздел 7.Речевой этикет | 3 | Рассматривается специфика русского речевого этикета и техника реализации этикетных форм. Расширяется понятие нормы современного литературного языка и культуры речи. | |
32 | Понятие нормы современного литературного языка. | 1 | |
33-34 | Правила речевого этикета. | 2 | |
Раздел 8.Заключение. Обобщающее занятие. | 1 | ||
35 | Обобщающее занятие. Аукцион знаний. | 1 | Подводится итог знаний и навыков, полученных за год занятий по программе, выбирается самый эрудированный и интеллектуальный школьник. На занятии проводится мониторинг знаний и умений учащихся, самоанализ и самооценка успехов. Планируется дальнейшая работа по изучению курса. |
Итого часов | 35 | ||
Связь урочной и внеурочной деятельности
в ходе реализации программы
Раздел программы | Предметные области | Связь с внеурочной деятельностью |
Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация) | Языкознание (фонетика, текстведение) Риторика | Работа над выразительностью и культурой речи |
Загадки русского словообразования | Языкознание (словообразование, морфемика, этимология) | Работа со словарями, составление словообразовательных цепочек и гнезд |
Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация) | Языкознание (графика, орфография пунктуация) Литература | Работа с художественными текстами, решение орфографических задач |
Тайны русского слова. (Лексика. Фразеология) | Языкознание (лексика, фразеология) Литература | Работа со словарями и художественными текстами |
Секреты морфологии и синтаксиса. | Языкознание (морфология, синтаксис) Текстоведение | Работа с художественными текстами, решение лингвистических задач |
Речевой этикет | Языкознание (грамматика, орфоэпия) Литература | Работа со словарями, художественными текстами, составление речевых ситуаций, составление диалогов и монологов |
Критерии оценивания реализации программы
№ | Критерии | Показатели | Диагностика (методика) |
1 | Учебные достижения | Качество знаний обучающихся | Мониторинг качества знаний учащихся |
2 | Личностные достижения | -чувство красоты (умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи); - эмоциональность (умение управлять своими эмоциями). | 2. Методика «Кто Я?» (М.Кун) (методика «Хороший ученик») |
3 | Регулятивные универсальные учебные действия | -параметры анализа и самоанализа действий; - способность к объективной самооценке | Наблюдения учителя Анкетирование по выявлению уровня самооценки (по Р.В.Овчаровой) |
3 | Познавательные универсальные учебные действия | 1) умение выделять и формулировать познавательную цели; 2)осуществлять поиск и выделение необходимой информации; 3) умение структурировать знания, обобщать, делать выводы. | 1.Методика «Изучение мотивации обучения у школьников» М.Р.Гинзбурга или по Л.В.Байбородовой 2. Наблюдения учителя |
4 | Коммуникативные универсальные действия | Выявление уровня сформированности действий по согласованию в процессе организации и осуществления сотрудничества. | 1.Методика «Кто прав» (Г.А.Цукерман) 2. Наблюдения учителя 3. Диагностика лидерства в команде |
Планируемые результаты
Программа ориентирована на достижение учащимися 3 уровней:
1) приобретение новых знаний по русскому языку и понимание их значимости в практической жизни;
2) формирование сознательного отношения к ценностям современного русского языка, к его нормам и культуре речи;
3) приобретение опыта самостоятельных действий для решения лингвистических и коммуникативных задач.
В процессе обучения и воспитания личностных установок, потребностей в познавательной мотивации, в соблюдении норм современного русского языка, культуры речи у обучающихся формируются личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностные:
- чувство красоты (умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи);
- эмоциональность (умение управлять своими эмоциями);
интерес к изучению языка.
Регулятивные:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- корректировать свою деятельность;
- способность к объективной самооценке.
Познавательные:
-- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемых лингвистических явлениях.
Коммуникативные:
-адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи;
- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- формулировать собственное мнение и позицию.
Результаты освоения программы внеурочной деятельности будут демонстрироваться в проводимых внеклассных мероприятиях по предмету, в т.ч. через участие в различных муниципальных и областных творческих предметных конкурсах, а также путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио». После окончания курса учащиеся сами выбирают лучшего, эрудированного ученика среди сверстников. Это повышает мотивацию обучения, развивает интерес к изучению предмета.
Список литературы для педагога
1.Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку.- М: Просвещение, 2000.
2.Бурмаков В.М. Русский язык в рисунках. – М: Просвещение, 2011.
3. Волина В.В. Весёлая грамматика.- М: Знание, 2005.
4.Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 5 класс / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)
5. Львова С.И., Работа с морфемными моделями слов на уроках русского языка.- М: Мнемозина, 2007.
6. Павлова Т.И., Чигвинцева О.Н. Практические материалы к уроку русского языка. Опыт работы по УМК С.И.Львовой, В.В.Львова. Ростов –на – Дону: Учитель, 2007.
7. Чачина Т.М. Денисова А.А. Гарцов А.Д.Учебное пособие по русскому речевому этикету, русской фразеологии и этимологии. Электронное учебное издание.- М: Дрофа, 2007
8. Шанский Н.М.Лингвистические детективы. –М.: Дрофа,2010.
Список литературы для учащихся
1. Львова С.И. Русский язык 5-7 классы.- М: Дрофа,2012.
2. Львова С.И. «Позвольте пригласить вас…» или Речевой этикет- М: Дрофа,2007
3. Львова С.И. Рабочие тетради к учебному пособию по русскому языку в 5 классе- М: Мнемозина,2012.
4.Тумина Л.Е. Сочини сказку.- М: Дрофа,2006.
Руководитель ОУ _________________/ О.Л. Маломаленко
М.П.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Идеальная грамотность. Русский язык без правил и словарей» в 10-11 кассах
Предлагаемый элективный курс предназначен учителям русского языка, работающим в 10-11 классах общеобразовательных учреждений для подготовки учащихся к ЕГЭ, рассчитан на учащихся 10-11 клас...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Русский язык в формате ЕГЭ" для учащихся 10 класса, рассчитанная на 68 часов (2 часа в неделю)
Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Русский язык в формате ЕГЭ" для учащихся 10 класса, рассчитанная на 68 часов (2 часа в неделю)...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку 11 класс «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку»
Авторская программа элективного курса «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку» построена на принципах обобщения и систематизации учебного материала...
Рабочая программа по внеурочной деятельности (русский язык)
Данная рабочая программа предназначена для учащихся 6-ого класса....
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Русский язык, 2020-2021
Рабочая программа по внеурочке...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» 9 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Русский язык и культура речи» разработана на основе федерального компонента государств...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "рУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ" 9 КЛАСС
Рабочая программа внеурочной деятельности «Русский язык и культура речи» для 9 класса составлена на основе: основной образовательной программы основного общег...