Урок русского языка в 6 классе. Тема урока. Морфология. Орфография. Культура речи.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Урок русского языка в 6 классе.

Тема урока. Морфология. Орфография. Культура речи.

Цели урока:

Образовательные: дать учащимся понятие о морфологии — науке, изучающей слово как часть речи; повторить ранее изученный материал по теме: «Части речи», доказать их значимость.

Развивающие: развивать умение формулировать проблемный вопрос, развивать умение учащихся составлять кластеры, развивать коммуникативные, исследовательские навыки, навыки работы в группе.

Воспитательные: воспитывать чувство ответственности за свою учебную деятельность, ответственности за свои поступки, уважения общечеловеческих ценностей, прививать интерес к русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok_morfologiya.odt46.04 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе.

Тема урока. Морфология. Орфография. Культура речи.

Цели урока:

Образовательные: дать учащимся понятие о морфологии — науке, изучающей слово как часть речи; повторить ранее изученный материал по теме: «Части речи», доказать их значимость.

Развивающие: развивать умение формулировать проблемный вопрос, развивать умение учащихся составлять кластеры, развивать коммуникативные, исследовательские навыки, навыки работы в группе.

Воспитательные: воспитывать чувство ответственности за свою учебную деятельность, ответственности за свои поступки, уважения общечеловеческих ценностей, прививать интерес к русскому языку.

Тип урока: урок  обобщения и систематизации знаний.

Оборудование: карточки с заданием, тетради, учебники, листы А-4, фломастеры.

Планируемые результаты: формировать умение определять тему и цели урока; знание морфологических признаков частей речи; умения определять их в предложении, тексте; объяснять языковые явления; развитие  мотивации к аналитической деятельности,воспитывать интерес к предмету, создать ситуацию успеха, атмосферу радости совместного труда.

Ход урока

I. Организационный  момент

1. Приветствие.

Заливистый школьный звонок
Позвал опять нас на урок.
Будьте все внимательны,
А еще старательны!
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.

II.. Самоопределение к деятельности. Постановка проблемы, задач урока.

Откройте рабочие тетради, запишите дату.  А сформулировать тему урока помогут разгадки загадок. Разгадывая загадки составьте таблицу: «Части речи».

1. Эта часть речи предмет означает

И на вопросы «Кто?», «Что?» отвечает. Ответ: Имя существительное

2. Часть речи это непростая,

Ее вопросы «Какой?», «Какая?»,

Обозначает лишь признак предмета.

Как называется? Что же это? Ответ: Имя прилагательное

 3. Порядок при счете оно называет.

Часть речи. Но это не существительное.

Количество числами выражает

И называется…  Ответ: Имя числительное

4. Это он, это ты, это вы, это я.
Это кофта чья? Моя.
Ну а шуба наша,
Уж никак не ваша.
Где-то некто вольно жил,
Делал нечто, не тужил,
С каждым он поговорит,
Всякого развеселит,
Никого и ничего
Не обидит ни за что.
Кто я, по вашему мнению?
Конечно же, я …  
(Ответ: Местоимение)

5. Он отвечает на вопрос «Что делать?».

Часть речи это. Например, «пошел».

Обозначает действие предмета

И гордо называется… Ответ:  Глагол

6. Мама — Прилагательное,
Папа — сам Глагол,
Их сыночек родненький
В них двоих пошёл.
Мамины вопросики
Сынок всем задаёт,
Признаки по действию
Предметам раздаёт.
Этому ребёнку
С рожденья повезло:
Как мама, он имеет
Род, падеж, число.
Время он имеет,
Как родной отец,
Имя отгадаешь —
Будешь молодец!                                    
 (Ответ: Причастие.)

7. Признаки действий оно означает.
Всем любопытным оно отвечает,
«Где?» и «Когда?», «Почему?», «Отчего?»
«Как?» и «Куда же?», «Зачем?», «Для чего?»
Род не имеет, не хочет склоняться,
Очень не любит оно изменяться.
Степень сравнения может иметь.
Как его имя? Скорее ответь.  
(Ответ: Наречие)

8.Ты части речи те — союз,                                                                                                               Предлог, частицу, — помни.                                                                                                                   Ты, школьник, намотай на ус,                                                                                                                       Названье их запомни.                                                                                                                            Зовутся не волшебные,                                                                                                                                     А проще. Так:…    (Ответ: служебные)

- Как Вы думаете, о чем сегодня мы будем с вами разговаривать? - Сформулируйте тему урока.  ( Запись темы в  тетради).

 - Какие же цели мы ставим на уроке, исходя из темы? (Четко различать  части речи, знать их морфологические признаки, использовать части речи в устной и письменной речи)

III. Актуализация опорных знаний

Цель этапа: настроить учащихся на восприятие материала урока.

Учитель: содержательный  анализ  епиграфа к разделу “Морфология”.                                                      - Что он хотел сказать этим эпиграфом? (ответы учеников)                                                             Знакомство с термином “Морфология” (с.138 — учебника) (Морфология — это раздел лингвистики, в котором слово изучается как часть речи).

Работа по теме урока.

Задание 1. Соотнесите части речи с их значением, используя в записи только порядковые номера. (1 ученик работает у доски).

1. существительное ( склоняется)

1. признак предмета

 2. прилагательное ( склоняется)

2. признак действия

3. местоимение  ( склоняется)

3. количество предметов

4. глагол (спрягается)

4. предмет

5. числительное    ( склоняется)

5. указание на предмет, признак

6.наречие  (не изменяется)

6. действие предмета

1 — 4, 2 — 1, 3 -5,   4- 6, 5 — 3, 6 - 2                                                        

                                                                                                                                                           Задание 2.  Ребята, а теперь вспомните, какие общие грамматические признаки самостоятельных частей речи? (склонение, спряжение, не изменяется).

Задание 3. Соотнесите части речи и способы их изменения, используя только порядковые номера. Цифры второго столбика используйте столько раз, сколько необходимо. (1 ученик работает у доски)

1. наречие                                                                1. склоняется

2. прилагательное                                                   2. спрягается

3. местоимение                                                       3. не изменяется

4. существительное

5. глагол

6. числительное

7. причастие

8. деепричастие

9. категория состояния

Ключ:

1-3, 2-1, 3-1, 4-1, 5-2, 6-1, 7-1, 8-3, 9-3

Задание 4.  Работа на карточке. Запишите   слова  , образовать другое, родственное, но принадлежащее к другой части речи

(Грусть –– (какой? – грустный; что делать? – грустить; как? – грустно)

Печаль –

Тоска –

Сожаление –

Горечь –

Жалость –

Задание 5. Попробуйте составить предложения из данных слов:

в, и, не, от, про, с, а , к, по, за, у, из, о, как

- Удалось ли вам это? Почему? Как называются эти части речи?( служебные)

- Разбейте данные слова на три группы: предлоги, союзы, частицы.

в, и, не, от, про, с, а , к, по, за, у, из, о, как. Запишите группы слов в тетрадь

Вывод: самостоятельные части речи могут употребляться без служебных, а служебные без самостоятельных не употребляются.

- Что вы можете сказать об изменении служебных частей речи? (не изменяются)

Задание 6. Работа в  группах.

 1 группа - самостоятельные, а 2 группа - служебные  части речи .                                           Нам необходимо ответить на проблемный вопрос:

- Как же мы можем узнать, в каком случае слово является служебной частью речи, а в каком – самостоятельной? 

Я  буду вам задавать вопросы, отвечая на них вы составьте таблицу.

  1. Можно ли задать вопрос к слову служебной//самостоятельной части речи?
  2. Являются ли членами предложения  слова самостоятельных// служебных частей речи?  
  3. Обладают ли лексическим значением слова служебных// самостоятельных частей речи?

Итак, вернёмся к нашей проблеме.

Как определить, когда слово является самостоятельной частью речи, а когда служебной? Объясните, приведите свои примеры. Сделайте выводы.

Самостоятельные части речи

Служебные части речи

есть лексическое значение

нет лексического значения

можно задать вопрос

нельзя задать вопрос

есть грамматические признаки

не изменяются

делятся на морфемы

не имеют морфемного состава

самостоятельный член предложения

не член предложения или является им только с другим словом

    Цель этапа: контроль знаний, проверка усвоения изученного материала.                                    Сейчас мы с вами проверим, насколько хорошо усвоен материал по теме сегодняшнего урока. Закрепление алгоритма определения частей речи.                        

Задание 1.  Запишите предложения. Определите и укажите  каждое слово  как часть речи.                                                                                                                                     Зима. Снег лежит на каждой тропинке и каждой аллее. На зеленой елке и пихте хвоя покрылась инеем.                                                                                                                                              

Задание 2.  Тест (выполняют на листиках, меняются, проверяют, ставят себе оценку)

1. Что обозначает имя существительное?

а) предмет б) признак предмета в) действие предмета

2. Что обозначает имя прилагательное?

а) предмет б) признак предмета в) действие предмета

3. Что обозначает глагол?

а) предмет б) признак предмета в) действие предмета

4. Из данных слов выберите имена существительные:

а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет

5. Из данных слов выберите имена прилагательные:

а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет

-6. Из данных слов выберите глаголы:

а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет

7. Из данных слов выберите самостоятельные части речи:

а) дом, мама, весёлый б) бегать, но, из в) я, около, вчера

8. Из данных слов выберите служебные части речи:

а) меч, из, красиво б) и, не, да в) дверь, звезда, думать

Ключ:

1 – а 2 – б 3 – в 4 – в 5 – а 6 – б 7 – а 8 - б

Выставление оценок за тест: нет ошибок – «5» , 1-2 ошибки - «4», 3 -4 ошибки – «3»

Подведение итогов учебной деятельности. Результаты урока.                                    

Подходит к концу наш урок. Пожалуйста, вспомните, как вы работали на уроке?

Какие задачи перед собой ставили?

Достигли ли их и как?

Какие задания были трудными, и в чём состояла трудность?

Получили ли удовольствие, работая на уроке?

- Удалось ли достичь цели урока, решить поставленные задачи? Что помогало в этом, что препятствовало?

Домашнее задание. Выпишите 5 предложений.  Запишите . Определите и укажите  каждое слово  как часть речи.

Приложения к уроку.

Задания для учащихся.

Задание 1. Соотнесите части речи с их значением, используя в записи только порядковые номера.

1. существительное ( склоняется)

1. признак предмета

 2. прилагательное ( склоняется)

2. признак действия

3. местоимение  ( склоняется)

3. количество предметов

4. глагол (спрягается)

4. предмет

5. числительное    ( склоняется)

5. указание на предмет, признак

6.наречие  (не изменяется)

6. действие предмета

                                                                                                                                                                                         Задание 2.  Ребята, а теперь вспомните, какие общие грамматические признаки самостоятельных частей речи?

Задание 3. Соотнесите части речи и способы их изменения, используя только порядковые номера. Цифры второго столбика используйте столько раз, сколько необходимо.

1. наречие                                                                1. склоняется

2. прилагательное                                                   2. спрягается

3. местоимение                                                       3. не изменяется

4. существительное

5. глагол

6. числительное

7. причастие

8. деепричастие

9. категория состояния

Задание 4.  Работа на карточке. Запишите   слова  , образовать другое, родственное, но принадлежащее к другой части речи

(Грусть –– (какой? – грустный; что делать? – грустить; как? – грустно)

Печаль –

Тоска –

Сожаление –

Горечь –

Жалость –

Задание 5.

- Попробуйте составить предложения из данных слов:

в, и, не, от, про, с, а , к, по, за, у, из, о, как

- Разбейте данные слова на три группы: предлоги, союзы, частицы.

в, и, не, от, про, с, а , к, по, за, у, из, о, как. Запишите группы слов в тетрадь

Алгоритм.

Как определить, когда слово является самостоятельной частью речи, а когда служебной?

Самостоятельные части речи

Служебные части речи

 Тест (выполняют на листках, меняются, проверяют, ставят себе оценку)

1. Что обозначает имя существительное?

а) предмет б) признак предмета в) действие предмета

2. Что обозначает имя прилагательное?

а) предмет б) признак предмета в) действие предмета

3. Что обозначает глагол?

а) предмет б) признак предмета в) действие предмета

4. Из данных слов выберите имена существительные:

а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет

5. Из данных слов выберите имена прилагательные:

а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет

-6. Из данных слов выберите глаголы:

а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет

7. Из данных слов выберите самостоятельные части речи:

а) дом, мама, весёлый б) бегать, но, из в) я, около, вчера

8. Из данных слов выберите служебные части речи:

а) меч, из, красиво б) и, не, да в) дверь, звезда, думать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка, 11 класс Тема: Официально – деловой стиль речи

Показать необходимость владения официально-деловым стилем  речи, сформировать умение оформлять деловые бумаги....

Педагогический проект "Работа над монологической речью на уроках русского языка и литературы на уроках русского языка как средство развития коммуникативной компетентности учащихся"

В даннатериале можно найти приёмы развития монологической речи учащихся, а также цепочку коммуникативных умений с 5 по 11 класс...

Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"

Данный урок ориентирован на учебник  "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой.  Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...

«СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ – ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ» (из опыта работы)

laquo;Словарная работа на уроках русского языка и литературы – один из путей повышения культуры речи учащихся" (из опыта работы)...