Конспект урока в 11 классе Анализируем текст художественного стиля
план-конспект урока по русскому языку (11 класс)
Данный материал можно использовать при подготовке к ЕГЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_analiziruem_tekst_hudozhestvennogo_stilya_.doc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока в 11 классе
Анализируем текст художественного стиля
Цели урока
- Обобщение знаний о художественном стиле речи, расширение читательского кругозора.
- Развитие навыков и умений анализа текста при подготовке к ЕГЭ с использованием краеведческого материала.
- Совершенствование умений и навыков самостоятельной работы учащихся с дополнительной литературой.
- Воспитание любви к родному краю, привитие интереса к литературе Урала.
Эпиграф:
Русский язык в умелых руках и опытных устах – красив, певуч,
выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.
А.И.Куприн
Оборудование: выставка книг писателя Ю.Либединского, мультимедийный комплект, презентация урока, презентация ученика « О Юрии Либединском», раздаточный материал для индивидуальной и групповой работы.
Ход урока
- Постановка целей урока
Прочитаем тему урока и определим его цели
II. Повторение
- Индивидуальное задание: записать признаки художественного стиля, заполнив таблицу:
Художественный стиль | |
Приметы стиля | |
Цель | |
Жанры | |
Характерные языковые средства. |
Проверка (ответ на экране):
Художественный стиль | |
Приметы стиля | 1.Образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств. 2. Использование в художественных произведениях. 3. Индивидуализированность. |
Цель | Создание художественных образов, эмоциональное воздействие на воображение и душу читателя. |
Жанры | Все жанры художественной литературы. |
Характерные языковые средства. | Использование тропов, стилистических фигур, всех пластов языка. |
- Индивидуальное задание.
Сравнить публицистический стиль с художественным.
Распределить рассыпавшиеся карточки в соответствующую колонку
Ключ:
Публицистический стиль | Художественный стиль |
Публицистика отражает реальную жизнь | Художественная литература создает правдоподобный, но вымышленный мир |
Темы и проблемы публицистики касаются каждого человека, поэтому:
| Автор исследует жизнь на конкретных, индивидуальных примерах
|
- Индивидуальное задание (на доске): в каком слове больше всего морфем? Докажи.
1) разговорный;
2) публицистический;
3) художественный;
4) деловой;
5) научный.
Каким словосочетанием можно объединить все эти термины? (стили речи)
Какое название нужно уточнить?
В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква:
1) изобр…зительный, эм…циональный, пр…изведение;
2) гиперб…ла, мет…нимия, ср…внение;
3) алл…гория, л…тота, ол…цетворение.
Какой термин тебе не известен?
- Коллективная работа (таблица на слайде).
Соотнести:
Стиль Толстого
Стиль торжественный Стиль небрежный | 1. Построение речи в соответствии с нормами словоупотребления. 2. Отбор языковых средств по принципу экспрессивно- стилистической окраски. 3. Совокупность средств языка, характерных для какого-либо писателя, произведения |
Проверка
Стиль Толстого
Стиль торжественный Стиль небрежный | 3. Совокупность средств языка, характерных для какого-либо писателя, произведения. 2. Отбор языковых средств по принципу экспрессивно- стилистической окраски. 1. Построение речи в соответствии с нормами словоупотребления |
Какому понятию соответствует определение?
Оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей выразительности, это:
- фигура речи;
- троп;
- рифма.
Проверка задания
Ключ:
Оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей выразительности, это:
2) троп.
Поведение итогов опроса.
Все понятия, которые мы повторили, относятся к художественному стилю речи и помогут нам в процессе анализа текста художественного произведения. Оценки.
- Работа с текстом.
Для анализа мы возьмем отрывок из произведения нашего земляка, писателя первой половины 20 века, Ю. Либединского.
- Выступление учащегося с презентацией (в электронном виде) биографической справки о писателе.
- Восстановление деформированного текста (раздаточный материал)
(1)____________________________________________________________________
(2) Я взбежал на вал. (3)Из-за редких сосен, росших на этой образованной из гальки дюне, сразу стало видно все озеро.
(4) Нет, оно не пряталось, оно раскрывалось все сразу, на все свои сорок -пятьдесят верст.(5) Оно лежало среди высоких гор.(6) Эти горы сами по себе были красивы, но в сочетании с озером, на первый взгляд казавшимся круглым, создавалась такая единственная в своем роде картина, что эта первая встреча с озером стала для меня откровением. (7)Мне точно сообщили что-то, чего не можешь постичь, а тем более выразить, и в то же время знаешь, что тебе уже сообщено, что до встречи с озером ты не знал чего-то самого главного в жизни… (8)Уральская природа, в которую я был укутан до этого, как в одеяло, и от широких складок его не отделял себя, вдруг предстала предо мной как существующая сама по себе, невыразимо прекрасная и – лучше Пушкина не скажешь! – равнодушная…
(9)Озеро искрилось под солнцем, оно меняло свой цвет.(10) Иногда дальняя половина его вдруг покрывалась белыми гребешками – там дул ветер из ущелья, а у нас было тихо. (11)Потом и до нас доходило волнение.
(12)Озеро, хотя я видел его ежедневно, каждый раз внезапно удивляло меня. (13)Точное чувство подсказывало мне, что никогда и нигде не увижу я больше такого чуда, откровенного чуда, не только каждый день, но и каждый час нового!
(14)И была такая минута, когда я, выйдя на прибрежный хребет, вновь увидел озеро сквозь рыжие стволы сосен, и восхищение с такой силой охватило меня, что я не выдержал и пустился в пляс…
(15)Однажды ночью меня разбудил крик сестры. (16)Была гроза, гремел гром, и молния вспыхивала сразу во всех окнах.
(17)«А что с озером?» - подумал я.
(18)Издали слышно было, как оно ревет. (19)И вот, обув сандалии и накинув пальтишко, я побежал к озеру.
(20)Такие грозы, наверное, бывают только на Урале. (21)Гром грохотал, не переставая, молнии пронизывали лес, который был освещен ярче, чем днем, если бы не потоки воды, лившиеся с неба.
(22)Я взбежал на дюну и, схватившись за одно из деревьев, вдруг увидел, что это не дождь обдает меня с ног до головы, что это чудовищной величины волны, вздымающиеся на несколько сажен, взбегают на дюну и перекидываются через нее, сотрясая сосны, растущие на дюне, и грозя оторвать меня от дерева.
(23)Я простоял недолго, наверное, не больше трех минут. (24) ______________________________________________________________________
Какое предложение должно быть первым в этом тексте?
- Озеро было все молочно-голубое среди темных гор.
- Тут, наверное, я впервые почувствовал это равнодушие природы.
- Утром мы пошли к озеру, трое детей с няней.
Впишите его в текст.
Какое предложение должно быть последним?
- За семь верст видна на той стороне полоска прибоя.
- Но то, что я тогда увидел, запечатлелось на всю жизнь.
- А потом стемнело.
Впишите его в текст.
3. Выразительное чтение отрывка.
4. Работа в группах.
Задание первой группе.
Заполнить таблицу:
Задача автора Основная идея текста | |
Позиция автора |
Задание второй группе.
Заполнить таблицу:
Моя точка зрения по поводу темы текста | |
Аргументы. |
Задание третьей группе ⃰.
Заполнить таблицу:
Характерные особенности текста ( тип речи, стиль и его признаки) | |
Языковые средства, использованные автором (укажите номера предложений) |
⃰ Можно использовать справочный материал (карточка):
Гипербола – образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие, предмет, явление.
Целая гора сладостей.
Литота – преуменьшение.
Мужичок с ноготок.
Метонимия – перенос значения (переименование):
- с человека на его внешние признаки
За мной в очереди вон та рыжая шевелюра;
- с учреждения на его обитателей
Вся школа вышла на стадион;
- имени автора на его творение
Читаем Пушкина.
Метафора – скрытое сравнение
Горит восток зарею новой.
Олицетворение – разновидность метафоры, перенос признака с живого предмета на неживой.
Листья шепчутся.
Антитеза – противопоставление.
Стихи и проза, лед и пламень.
Эпитет – поэтическое определение.
День чудесный!
Фразеологизм - образное устойчивое выражение
В нем искра божия.
Защита ответов. Оценка участия каждого ученика в группе.
Примерные ответы:
Задача автора Основная идея текста | Показать незабываемые картины уральской природы, которая всегда удивляет своей неповторимостью и восхищает. |
Позиция автора | Общение с природой становится откровением, постижением чуда, и эти мгновения остаются в памяти человека на всю жизнь. |
Моя точка зрения по поводу темы текста | Нельзя проходить мимо того, что тебя окружает на родной земле. Если всмотришься, увидишь настоящее чудо. Красота родного края может открыть в тебе новые чувства, в общении с природой познаешь неведомое и делаешь открытия. |
Аргументы. | Нельзя проходить мимо того, что тебя окружает на родной земле. Если всмотришься, увидишь настоящее чудо. Красота родного края может открыть в тебе новые чувства, в общении с природой познаешь неведомое и делаешь открытия. |
Характерные особенности текста ( тип речи, стиль и его признаки) | Эмоциональность, субъективность повествования, выразительность. Типы речи: повествование с элементами описания. Стиль – художественный. |
Языковые средства, использованные автором (укажите номера предложений) | Метафоры (4,8,9,12,13,14,21,22) Эпитеты (5,6,7,13,14) Сравнения (7,10) Олицетворение (6,8, 22) Гипербола (22) Градация (13) Контекстные синонимы и антонимы (8) Звукопись (9,10,11; 20,21) |
5. Выразительное чтение второго текста. (Раздаточный материал)
Три года тому назад я уехал из Москвы и через Эстонию приехал в Германию, а оттуда во Францию.
Я уехал на полгода и не вернулся. Зачем бы я вернулся? Чтобы снова молчать как писатель, ибо печатать то, что пишу в теперешней Москве нельзя? Чтобы снова видеть, как несмотря на все мои усилия, несмотря на все мои заботы, мои близкие умирают от голода и холода? Нет, этого я не хочу.
Но нет дня, чтобы я не тосковал о России, нет часа, когда бы я не порывался вернуться. И когда мне говорят мои близкие и мои друзья, что той России, которую я люблю, которую я целую жизнь любил, сейчас нет, мне эти слова не кажутся убедительными. Россия всегда есть Россия, независимо от того, какое в ней правительство, независимо от того, что в ней делается и какое историческое бедствие или заблуждение получило на время верх и неограниченное господство. Я поэт. Я не связан. Я полон беспредельной любви к миру моей матери, которая называется Россия.
Там, в родных местах, так же, как в моем детстве и юности, цветут купавы на болотных затонах и шуршат камыши, сделавшие меня своим шелестом, своими вещими шепотами тем поэтом, которым я стал, которым я был, которым я буду, которым я умру. Там, в родных моих лесах, слышно ауканье, которое я люблю больше, чем блестящую музыку мировых гениев, поют соловьи, над полями возносятся, рассыпая ожерелья солнечных песен, жаворонки. Там везде говорят по-русски; это язык моего отца и моей матери, это язык моей няни, моего детства, моей первой любви, почти всех мгновений моей жизни, которые вошли в мое прошлое как неотъемлемое свойство, как основа моей личности.
(По К. Бальмонту)
- Что объединяет этот текст с первым?
Итоги урока. Рефлексия
Как вы поработали на уроке?
Оцените свою работу, изобразив символ:
Доволен Не доволен Не знаю, как оценить
Сегодняшняя работа ещё одна ступенька к хорошей оценке на экзамене.
Как прочно вы на ней стоите, покажет ваша домашняя работа.
Выставление оценок.
Домашнее задание
Написать сочинение на выбор по первому или второму тексту .
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором, прокомментируйте.
Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны ли вы с точкой зрения автора, своё мнение аргументируйте.
Объем сочинения – не менее 150 слов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 5 классе по теме: "Художественный стиль текста"
Урок-мастерская художественного слова по стихотворению С.А.Есенина "Береза"...
Разработка урока развития речи. 6 класс. Тема: Анализ текста художественного стиля. А. ДОРОХОВ «Встреча со змеей».
Цель урока: научить учащихся анализировать текст художественного стиля, применяя стадии вызова, осмысления, размышления.Учебные задачи:-Отработка навыков анализа текста.-Учить через слово текста наход...
Методическая разработка урока русского языка в 11 классе на тему "Подготовка к сочинению-рассуждению по текстам художественного стиля"
Представленная методическая разработка поможет учителям 10-11 классов при подготовке учащихся к сочинению-рассуждению по тексту художественного стиля, в котором значительно труднее, как известно, опре...
Урок развития речи в 11 классе "Подготовка к сочинению ЕГЭ по тексту художественного стиля"
на данном уроке дается алгоритм написания эссе по русскому языку на примере художественного текста В.Крупина "Сбрось мешок". Указаны деятельность учителя и учеников, дается много разных форм работы....
Конспект урока русского языка в 11 классе по теме: «Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ. Работа с текстом художественного стиля.»
Данный урок обучает комплексному анализу текста художественного стиля, прививает навык и написания сочинения-рассуждения по тексту данного типа речи. Дети учатся отбирать материа...
Роль причастий в текстах художественного стиля. Урок русского языка по ФГОС. 7 класс
Урок русского языка по ФГОС. 7 класс. "Роль причастий в текстах художественного стиля". Материал включает в себя технологическую карту урока, презентацию, рабочие листы....
« КАК ПРОВЕСТИ УРОКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ПО ТЕМЕ: «УСТНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ТЕКСТА ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТИЛЯ И СОЧИНЕНИЕ – ОПИСАНИЕ ВНЕШНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ПО ЛИЧНЫМ НАБЛЮДЕНИЯМ (НА ОСНОВАНИИ ЛИЧНОГО ОПЫТА). СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ СОЗДАНИЯ ТЕКСТА СОЧИНЕНИЯ»
На сегодняшний день так складывается ситуация с преподаванием русского языка и литературы, что мы понимаем, как особенно необходимо обращать внимание на письменную и устную речь обучающихся, особенно ...