Урок русского языка в 5 классе по теме: "Художественный стиль текста"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Урок-мастерская художественного слова по стихотворению С.А.Есенина "Береза"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_khudozhestvennyy_stil_rechi.pptx | 2.56 МБ |
konspekt_uroka.docx | 19.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Эпитет – образное определение предмета, например (разухабистое дерево). Метафора – перенос свойств одного предмета на другой на основе сходства (бурлящий водопад листвы). Олицетворение – наделение неживых предметов признаками и свойствами человека (ели задумчивы и серьезны, звезды уснули). Сравнение – сопоставление одного предмета с другим с целью создания художественного описания (листья ольхи, словно детские ладони).
Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой. И стоит береза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне. А заря, лениво Обходя кругом, обсыпает ветки Новым серебром . С.А.Есенин
Сравнения Принакрылась снегом, точно серебром Распустились кисти белой бахромой (творительный сравнения) – кисти похожи на бахрому
Эпитеты Сонная тишина Пушистые ветки Золотой огонь
Олицетворения Береза принакрылась Заря, лениво обходя кругом…
М етафоры Горят снежинки Кисти распустились Обсыпает ветки новым серебром
Подберите эпитеты к словам: Ствол – Ветки – Листья – Тонкий, гибкий, стройный, белоснежный с черными полосочками Нежные, хрупкие, хрустальные, Изумрудные, клейкие, трепещущие
Какие сравнения можно использовать при описании березки? Березка, Ствол, Ветки, Сережки, Листики, как девушка, стройная и гибкая как свеча как руки как девичье украшение как кудри
Задание Написать сочинение – миниатюру, используя художественные средства языка: «Удивительное дерево – береза» или «Зимняя березка» (на выбор)
Домашнее задание на выбор 1. Нарисовать березку такой, какой она будет в ваше любимое время года. Написать текст (5-7 предложений), описывающих вашу картину 2. Составить вопросы викторины по художественным средствам языка (с примерами) 3. Выполнить упр. (списать, подчеркнуть слова в переносном значении, определить вид тропов).
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Художественный стиль речи» (творческая мастерская)
Цели урока.
Предметные: создание условия для формирования представления о художественном стиле речи и его особенностях, умения создавать тексты художественного стиля с использованием разного вида художественных средств; закрепление знаний о тропах.
Метапердметные: личностные – формирование эстетического вкуса; регулятивные – формирование умения организовать взаимодействие со сверстниками для продуктивной работы в группе, самостоятельную творческую работу, оценивать собственную и чужую работу на этапе обсуждения сочинений; коммуникативные – овладение письменной и устной речью, умение оценивать письменные высказывания с точки зрения её языкового содержания; познавательные – самостоятельное формулирование познавательной цели, выполнение логических операций (сравнения, классификации).
Ход урока.
- Организационный момент.
Здравствуйте. Сегодня я предлагаю вам отправиться в небольшое путешествие - путешествие в творческую лабораторию одного писателя. Мы попытаемся приоткрыть секреты мастерства Сергея Александровича Есенина и попробуем свои творческие силы. Работать мы будем в группах.
- Актуализация знаний.
-Нашим проездным билетом будут правильные ответы на вопросы. О чем мы говорили на прошлом уроке? (о стилях речи) Какие стили речи мы знаем?
- Определите стили речи в данных отрывках (прослушать отрывок, нарисовать схему речевой ситуации)
1) – Смотри, малыш, какое красивое дерево.
- А как оно называется?
- Береза. Это единственное дерево с такой корой.
- Она гладкая и теплая, правда, мам?
2) Береза – род деревьев и кустарников семейства березовых, произрастающих в умеренных и холодных поясах Северного полушария и в горах субтропиков. Лесообразующая и декоративная порода. В России насчитывается около 50 видов. (Дети зарисовывают схемы, проверяем)
- Какой стиль речи не встретился? (художественный). Молодцы, все справились с заданием. В путь!
- Тема нашего урока «Художественный стиль речи» (слайд 1). Что мы должны узнать на уроке? Чему научиться? (дети высказывают предположения, учитель подводит итог)
- Работа с текстом. Текст у каждой группы распечатан. Подготовленный ученик читает его выразительно.
- Можно ли считать, что это стихотворение относится к художественному стилю? Докажите свою точку зрения. (Главный признак – это употребление слов в переносном значении – тропов). Действительно, Сергей Александрович Есенин – великий мастер слова. Многому можно поучиться, заглянув в его лабораторию. Давайте начнем с повторения понятий, которые нам могут понадобиться.
- Какие художественные средства вы знаете? (слайд 3)
6. Задание для групп:
- Найдите в стихотворении сравнения, эпитеты, олицетворения, метафоры (записать словосочетания в таблицу).
7. Обсуждение получившихся результатов, сверяем с доской (слайд 4-7).
-Сделайте вывод об особенностях художественного стиля.
7. Береза – уникальное дерево. «Страной березового ситца» называл Сергей Есенин Россию, потому что это единственное дерево с белой корой растет только у нас. Писатели и поэты воспевали березу в своих произведениях.
Мы с вами не художники слова, а только учимся, поэтому давайте попробуем подобрать тропы, помогающие описать березку. (Групповая работа). Дети записывают в тетрадях, подобранные тропы (работа 5 минут). Обсуждаем получившееся, отмечаем наиболее удачные. Можно дописать в тетрадь те словосочетания, которые понравились. Подобранные сравнения и эпитеты помогут написать небольшую творческую работу.
- Мы увидели с вами, что найти нужные слова, передающие отношение автора к описываемому предмету не так легко. А теперь давайте попробуем составить текст. Задание: написать сочинение-миниатюру, опираясь на записанные словосочетания. Работа на 5-7 минут под тихую музыку П.И.Чайковского «Времена года. Зима. Январь»
- Чтение и обсуждение 3-4 работ.
- Подведение итогов. Что вы узнали на уроке? Выполнили ли поставленные цели? Чему научились? Над чем ещё нужно поработать?
- Домашнее задание на выбор учеников (разноуровневое):
- Нарисовать березку такой, какой она будет в ваше любимое время года.
Написать текст (5-7 предложений), описывающих вашу картину.
- Составить вопросы викторины по художественным средствам языка (с примерами)
- Упр. Списать, подчеркнуть слова в переносном значении, определить вид тропа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только человек м...
Урок русского языка, 11 класс Тема: Официально – деловой стиль речи
Показать необходимость владения официально-деловым стилем речи, сформировать умение оформлять деловые бумаги....
Урок русского языка. 9 класс. Тема "Текст. Сжатие как вид информационной переработки текста".
Урок русского языка.Развитие речи. 9 класс. Тема "Текст. Сжатие как вид информационной переработки текста"....
Урок русского языка 11 класс. Часть С. Сочинение по тексту К. Г. Паустовского
Часть С. Подготовка к написанию сочинения....
Разработка урока русского языка 5 класс по развитию речи. Обучение написанию текста различных стилей.
Речь - это творческая деятельность: она включает в себя умение наблюдать. мыслить, фантазировать, умение слушать и слышать.Поэтому мной разработан урок группового взаимодействия по обучению написания ...
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только ч...
Конспект урока по предмету Искусство 8 класс (ФГОС). Тема: Художественный образ - стиль - язык
Разработка урока для 8 класса по программе Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой...