Роль причастий в текстах художественного стиля. Урок русского языка по ФГОС. 7 класс
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Клюева Наталья Витальевна

 Урок русского языка по ФГОС.  7 класс. "Роль причастий в текстах художественного стиля". Материал включает в себя технологическую карту урока, презентацию, рабочие листы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА  

Учебный  предмет:  русский язык

Класс: 7        

Автор  УМК: В.В. Бабайцева

Тема урока: Роль причастий  в текстах художественного стиля. Написание сочинения на лингвистическую тему.

Тип урока: урок-практикум.         

Цели урока.

Деятельностная цель:  формирование умений  находить причастия в текстах художественного стиля, определять их эмоционально-выразительную роль; составлять связный текст на заданную тему с использованием определенных языковых форм. 

Содержательная цель: закрепление и коррекция изученных способов действий  в определении  грамматических признаков  причастий; признаков  текста художественного стиля.

Этап  

Деятельность учителя  

   Деятельность учащихся  

   УУД

1. Этап мотивации (самоопределения) и целеполагания (3 мин)

Цель этапа: выработка на личностно значимом  уровне внутренней готовности к работе

 Мы продолжаем работу по подготовке к ГИА:  будем писать сочинение на лингвистическую тему.

1)   Завершая изучение темы «Причастие»,  постараемся определить  роль  причастий в художественном тексте. (СЛАЙД)  (На слайде дата и тема урока).

2)   Что для этого нужно? Определим цели нашей работы на уроке. (СЛАЙД)    (Выводится таблица на слайде).

Учащиеся записывают тему урока и  определяют  цели.

П3, К5, К7, Л9

2. Этап актуализации и пробного учебного действия (6 мин)

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и  повторение ими  основных опознавательных признаков причастий, необходимых для дальнейшей работы.

 1)  Орфографическая работа на доске

 Чтобы  настроиться на работу, проведём небольшую орфографическую разминку.  

  • Догоня…щий, стро…щий, пиш…щий, люб…щий, дыш…щий
  • Освеща…мый, создава…мый, вид…мый, охраня…мый, слыш…мый,  
  • Постро…нный, чит…нный, окле…нный, распис…нный, рассмотр…нный

Проверка.  Называем суффиксы причастий. (СЛАЙД)   (Выводим  их на слайд).

2)  Суффикс – это один из опознавательных знаков причастия. Повторим другие. (СЛАЙД)  

1. К доске выходят  3  человека. Нужно вставить пропущенные буквы в суффиксах причастий.

2. Проверяют. При необходимости исправляют ошибки.

3. Вспоминают и называют другие суффиксы причастий.

4. Вспоминают и называют: («Который»  +  глагол…).

П2, П3, П8, К7,

Р1, Р9

3. Этап подготовки к осуществлению  проекта (5 мин)

Цель этапа: определение и проговаривание основных знаний, необходимых для осуществления проекта (написания сочинения)

 1) (СЛАЙД)   Объясните, как вы понимаете высказывание В.И. Даля. Причастие – это «часть

 речи, причастная  к глаголу,

 в  образе прилагательного»

(СЛАЙД)  Признаки глагола. Признаки прилагательного.

1.Учащиеся выдвигают гипотезы.  

2. Работают со схемой, вспоминая признаки глагола и признаки прилагательного.

3. С помощью учителя делают вывод об особенностях данной части речи.

П4, П8, Р2, К12

4. Этап  построения проекта написания сочинения (4 мин)

Цель этапа: повторение этапов (шагов) работы над сочинением.

1)   Итак, сегодня мы будем говорить о роли причастий в речи. Работу нашу организуем в группах по тексту Н.В. Гоголя («Тарас Бульба»). (СЛАЙД)  Но сначала определимся, с  чего начнём работу.  

2)   Работа с текстом.

      Вопрос: с чего нужно начать?

      Вопрос: почему?

     

3)   Памятки о том, как работать над сочинением-рассуждением, у вас есть. Есть и скрепы  между частями сочинения. Каков  будет 1-й шаг?

1) Учащиеся дают ответы.

      Ответ: анализ текста. 

      Ответы учащихся.

2) Работа учащихся в группах Сообщение результатов. Беседа.

3) Повторяют алгоритм работы.  

 (СЛАЙД)  1 и 2 шаг: работа с  

                   высказыванием.  

(СЛАЙД)  3 шаг: оформляем вступление. (СЛАЙД)  4 шаг: выбираем примеры,

                   пишем основную часть.  

(СЛАЙД)  5 шаг: пишем заключение.

К12, П4, П16,

Р2

5. Этап реализации построенного проекта (22 мин)

Цель этапа: закрепление способов  действий, проверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха.
 

Учитель наблюдает и направляет

учащихся при выполнении  намеченного плана, корректирует результаты.
 

 

 

 

 

Ученики выполняют поэтапно работу над сочинением и озвучивают результаты каждого ШАГА. 

1 и 2 шаг: работа с высказыванием. Сообщение результата.

3 шаг: оформление вступления. Сообщение  результата.

4 шаг: выбор примеров, написание основной части. Сообщение результата.

5 шаг: оформление заключения.

П6, П7, Р2

6. Этап рефлексии учебной деятельности (5 мин)

Цель этапа: осознание  учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими  результатов своей самостоятельной  деятельности

1)  Учитель предлагает сформулировать ответы на вопросы:

1. Что уже получается?

2. Что получилось с трудом?

3. Чего не смогли бы сделать без посторонней помощи?

1. Учащиеся,  анализируя свою деятельность, отвечают

 

 

 

 

П3, П19, Р7,

Л11, Л10

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ Барандатская СОШ Урок развития речи в 7 классе Учитель: Н.В. Клюева

Слайд 2

Роль причастий в текстах художественного стиля Двадцать девятое ноября

Слайд 3

Ц ели урока . ЗНАТЬ: УМЕТЬ: грамматические признаки причастия; признаки текста художественного стиля. находить причастия в текстах художественного стиля, определять их эмоционально-выразительную роль; составлять связный текст на заданную тему с использованием определенных языковых форм.

Слайд 4

1 . Суффиксы причастий -УЩ- ( - ЮЩ- ) - АЩ- ( -ЯЩ-) - ом - ( –ем- ), - ИМ- - ВШ- - нн - - Т- - ЕНН- - Ш- 2. «Который» + глагол…

Слайд 5

Объясните, как вы понимаете высказывание В.И. Даля. Причастие – это «часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного» Причастие Признаки прилагательного Признаки глагола ВИД, ВРЕМЯ ЧИСЛО, РОД,ПАДЕЖ

Слайд 6

( 1) Поужинав, козаки ложились спать, пустивши по траве спутанных коней своих. (2) Они раскидывались на свитках. (3) На них прямо глядели ночные звёзды. (4) Они слышали своим ухом весь бесчисленный мир насекомых, наполнявших траву, весь их треск, свист, стрекотанье, всё это звучно раздавалось среди ночи, очищалось в свежем ночном воздухе и доходило до слуха гармоническим. (5) Если же кто-нибудь из них подымался и вставал на время, то ему представлялась степь усеянною блестящими искрами светящихся червей. (6) Иногда ночное небо в разных местах освещалось дальним заревом от выжигаемого по лугам и рекам сухого тростника, и тёмная вереница лебедей, летевших на север, вдруг освещалась серебряно-розовым светом, и тогда казалось, что красные платки летели по тёмному небу. В отрывке из произведения Н.В. Гоголя " Тарас Бульба " найти причастия и определить их роль в тексте.

Слайд 7

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания выдающегося лингвиста А.М. Пешковского : « У каждой части речи свои достоинства » (пишите о причастии ). Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания выдающегося лингвиста В.И. Даля: «Причастие – «часть речи , причастная (т.е. близкая) глаголу, в образе прилагательного ».

Слайд 8

Инструкция по написанию сочинения Шаг 1. Знакомимся с высказыванием. Внимательно прочитайте высказывание о языке. Задание. Осмыслите его. Шаг 2. Определяем основную мысль высказывания. Выясните, о каких свойствах языка , о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании.

Слайд 9

Инструкция по написанию сочинения Шаг 3. Оформляем вступление (2-3 предложения) Во вступлении необходимо: сформулировать позицию автора высказывания; выразить своё отношение к ней.

Слайд 10

Инструкция по написанию сочинения Шаг 4. Пишем основную часть примеров должно быть 2; примеры должны быть из указанного текста; приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте.

Слайд 11

Инструкция по написанию сочинения Шаг 5. Пишем заключение В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного. Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.

Слайд 12

Подведём итоги урока! Ответьте на вопрос: 1. Что у меня хорошо получается? 2. Что получилось с трудом? 3. Чего я не смог (не смогла) бы сделать без посторонней помощи?

Слайд 13

Д. з .: написать сочинение по другому высказыванию

Слайд 14

Спасибо за работу на уроке!



Предварительный просмотр:

1 группа

(1) Поужинав, козаки ложились спать, пустивши по траве спутанных коней своих. (2) Они раскидывались на свитках. (3) На них прямо глядели ночные звёзды.  (4) Они слышали своим ухом весь бесчисленный мир насекомых, наполнявших траву, весь их треск, свист, стрекотанье, всё это звучно раздавалось среди ночи, очищалось в свежем ночном воздухе и доходило до слуха гармоническим. (5) Если же кто-нибудь из них подымался и вставал на время, то ему представлялась степь усеянною блестящими искрами светящихся червей.  (6) Иногда ночное небо в разных местах освещалось дальним заревом от выжигаемого по лугам и рекам сухого тростника, и тёмная вереница лебедей, летевших на север, вдруг освещалась серебряно-розовым светом, и тогда казалось, что красные платки летели по тёмному небу.

I. Внимательно прочитайте текст, ответьте на вопросы и  выполните задания:

 1. К какому типу речи относится данный отрывок?

 2. Что описывает автор?

 3. Докажите, что Н.В. Гоголь  очеловечивает, одушевляет природу.    

       (Отвечая на вопросы, приводите примеры из текста).

   

 4. Какими частями речи пользуется автор в описании природы?   (Глаголы,

        причастия,  прилагательные, существительные). Какова доля причастий

        в тексте?

  5. Какую роль они играют в описании.  

II.  Подчеркните  причастия.  Выберите 2 из них в качестве примера.

III. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания  выдающегося лингвиста А.М. Пешковского: «У каждой части речи свои достоинства» (пишите о причастии).  



Предварительный просмотр:

2 группа

(1) Поужинав, козаки ложились спать, пустивши по траве спутанных коней своих. (2) Они раскидывались на свитках. (3) На них прямо глядели ночные звёзды.  (4) Они слышали своим ухом весь бесчисленный мир насекомых, наполнявших траву, весь их треск, свист, стрекотанье, всё это звучно раздавалось среди ночи, очищалось в свежем ночном воздухе и доходило до слуха гармоническим. (5) Если же кто-нибудь из них подымался и вставал на время, то ему представлялась степь усеянною блестящими искрами светящихся червей.  (6) Иногда ночное небо в разных местах освещалось дальним заревом от выжигаемого по лугам и рекам сухого тростника, и тёмная вереница лебедей, летевших на север, вдруг освещалась серебряно-розовым светом, и тогда казалось, что красные платки летели по тёмному небу.

I. Внимательно прочитайте текст, ответьте на вопросы и  выполните задания:

    1. К какому типу речи относится данный отрывок?

    2. Что описывает автор?

    3.  Какова доля причастий  в описании степи?  

        

    4. Попробуйте заменить причастия словосочетаниями «который» +  глагол.

        Каким получится текст?

     5. Чем ценны причастия в тексте?  

II.  Выпишите  причастия.  Выберите 2 из них в качестве примера.

III. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания  великого русского учёного М.В. Ломоносова: «Они (причастия) “служат к сокращению  человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу”».  



Предварительный просмотр:

3 группа

(1) Поужинав, козаки ложились спать, пустивши по траве спутанных коней своих. (2) Они раскидывались на свитках. (3) На них прямо глядели ночные звёзды.  (4) Они слышали своим ухом весь бесчисленный мир насекомых, наполнявших траву, весь их треск, свист, стрекотанье, всё это звучно раздавалось среди ночи, очищалось в свежем ночном воздухе и доходило до слуха гармоническим. (5) Если же кто-нибудь из них подымался и вставал на время, то ему представлялась степь усеянною блестящими искрами светящихся червей.  (6) Иногда ночное небо в разных местах освещалось дальним заревом от выжигаемого по лугам и рекам сухого тростника, и тёмная вереница лебедей, летевших на север, вдруг освещалась серебряно-розовым светом, и тогда казалось, что красные платки летели по тёмному небу.

I. Внимательно прочитайте текст, ответьте на вопросы и  выполните задания:

    1. К какому типу речи относится данный отрывок?

    2. Что описывает автор?

II.  Выпишите  причастия.  Выберите 2 из них в качестве примера,

      определите  имеющиеся у них признаки глагола (вид, время) и

      прилагательного (род, число, падеж).

III. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания  

      великого русского учёного В.И. Даля: «Причастие – «часть речи,

       причастная (т.е. близкая) глаголу, в образе прилагательного».  

       Воспользуйтесь данными клише:

       Высказывание  русского учёного В.И. Даля я понимаю так: _________

________________________________________________________________.

Докажу это на примерах из текста Н.В. Гоголя.

        Во-первых, в предложении ____ автор использует  ___________________ причастие  «__________________________», которое  указывает на действие предмета ____________________. Это причастие  ______________________ вида, находится в форме ___________________________ времени. Но, как прилагательное, это причастие согласуется с существительным ___________

______________ в  _____ роде, ______ числе, _______ падеже.

          Во-вторых, в предложении № ______  мы видим причастие  _______________________  ___________________________ вида, ________________________ времени. И это причастие также согласуется с существительным  _________________________  (____ р., _____ ч., _____ п.).

         Итак, прав В.И. Даль, утверждая, что _____________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

текст для анализа по русскому языку в 9 классе

Текст для анализа по русскому языку в 9 классе...

Составление описательного текста "Белый медведь" урок русского языка в 3 классе.

на уроке ребята учатся составлять описательный текст  с опорой на план, вопросы, иллюстрации, развивается речь учащихся, обогащается словарь. во время урока закрепляются виды текстов: повес...

Урок русского языка в 9 классе по теме «Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему «Роль синонимов в художественном тексте»

Цели урока:повторить  композицию сочинения-рассуждения и понятие о синонимах;рассмотреть особенности построения сочинения-рассуждения на лингвистическую тему;пробудить чувства бережного отношения...

Урок – исследование по русскому языку в 8 классе по теме: «Роль односоставных предложений в художественных текстах» Номинация «Урок с применением ЭОР»

Урок помогает увидеть богатство русского языка через примеры текстов  художественных произведений....

Урок развития речи по подготовке к написанию сочинения-рассуждения по тексту А.Старкова по русскому языку в 9 классе

Урок развития речи по подготовкек написанию сочинения-рассуждения по тексту А.Старкова    по русскому языку в 9 классе...

Тексты для сочинений по русскому языку в 11 классе

Подборка текстов для сочинений по русскому языку в 11 классе...