Урок по теме: СПП с придаточным цели
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)
Конспект урока для 9 класса по теме: СПП с придаточным цели. На данном уроке показано отличие СПП с придаточным цели от других типов придаточных. Также показано, как используется данный тип в речи, как его правилно употреблять и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по русскому языку по теме:СПП с придаточным цели | 35.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными цели.
Цели: формирование навыка узнавания и характеристики СПП с придаточным обстоятельственным цели;
закрепление навыка постановки запятой между частями СПП;
совершенствование навыка комплексного анализа текста;
формирование умения употреблять СПП с придаточными обстоятельственными цели в своей устной и письменной речи, умения находить пути решения проблемы, формулировать гипотезы;
воспитание интереса к изучению родного языка.
Оборудование:
- Презентация
- Карточки с текстами для работы на уроке и для домашней работы.
Ход урока:
- Оргмомент.
- Повторение изученного. Ребята, сейчас вы выполните задание, которое поможет вам повторить изученному данное задание также является подготовкой к ОГЭ
ОГЭ задание
- В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Евгения Ивановна шла за мальчиком. Ей захотелось заговорить с Костой,(1) расспросить его о собаках,(2) которых он кормил,(3) выгуливал,(4) поддерживая в них веру в человека. Но она молча шла по следам своего ученика,(5) который отвратительно зевал на уроках и слыл молчальником.
- В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
В ту же ночь на селе было придушено особенно много цыплят и кур,(1) а в крайних домах,(2) расположенных ближе к лесу,(3) птица вовсе вывелась. Долго не могли узнать на селе,(4) кто это разбойничает ночами.
- В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Он несся сломя голову так, (1) как не бегал никогда в жизни. Он мчался как бешеный, (2) не думая ни о чём, (3) кроме Тёмки. Рядом показалась чья-то тень, (4) которая вырвалась вперёд. Он узнал отца.
Ответы: 1 – 2,5
2 – 4 3 – 1,4
- Подготовка к восприятию нового материала. Постановка и решение проблемы.
-- Запишите под диктовку предложение.
Язык, чтобы оставаться средством общения, должен постоянно развиваться.
(А. Корнилов)
-- О чем говорится в предложении? Определите сопутствующую тему урока.
(Роль языка в жизни общества)
-- Произведите синтаксический разбор предложения по алгоритму.
(пов., невоскл., глав. часть – 1, придат. часть – 2, придаточная часть внутри главной, придаточное со значением цели, союз – чтобы ).
[ , ( чтобы ), ].
-- Сформулируйте и запишите тему нашего урока.
(СПП с придаточными обстоятельственными цели)
- Дайте поставим перед собой цель, которую мы должны достичь в конце урока.
- Цель нашего урока? – знакомство с придаточными цели.
- А что нужно сделать, чтобы достичь цели?- ( необходимо наметить действия по достижению цели, т.е. поставить перед собой задачи).
- Давайте сформулируем задачи урока:
- узнать ……(отличительные особенности придаточных цели (строение, средства связи, положение в СПП),
- научиться ….(опознавать СПП с придаточными цели среди других СПП),
- совершенствовать …( умение анализировать СПП, конструировать предложения с придаточными цели).
- Изучение нового материала.
- Заполнение таблицы «Придаточное цели» (раздаточный материал)
Вопросы | Относится | Присоединяется к главному при помощи | Местоположение придаточного по отношению к главному |
Зачем? С какой целью? |
В – вопросы (зачем? С какой целью?)
О – относится (ко всей главной части)
П – присоединяется (союзы: чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, дабы, лишь бы )
Р – разделяется запятой
С – стоит (местоположение свободное)
Самостоятельная проверка по теоретическому материалу учебника с. 103
- Лингвистический рассказ по таблице о СПП с придаточным обстоятельственным цели.
- Закрепление изученного
- Конструирование предложений. Для 1 группы (слайд 3)
Карина, Анель, Кайрат, Оксана, Игорь, Лена
-- Продолжите начатые предложения.
Мы должны изучать родной язык,
Нужно так относиться к родному языку, чтобы…
С помощью языка передается опыт поколений,
-- Прочитайте получившиеся предложения. Найдите среди них СПП не с придаточным цели (№2). Определите его вид (образа действия). Сделайте вывод.
(Союз ЧТОБЫ – многозначный)
Задание для 2 группы «Конструирование предложений» Взаимопроверка
Мирам, Сапар, Виктор, Алибек, Адыльжан, Юля, Владислав
Формулировка задания: Соедините придаточные предложения с главными. Определите вид придаточных. (Если затрудняетесь, то вам поможет таблица )
1.И пришлось ей стать осторожней,
2Для того чтобы выучиться говорить правду людям,
3. дымковскую глиняную игрушку обжигают в печи.
4.Медведица напала на охотника не со зла,
5. Дабы не привлечь к себе пристального внимания,
6.Чтобы добиться прочности
7.незнакомец пристроился на скамье около двери
8. надо научиться говорить ее самому себе.
9.чтоб свободу свою спасти.
10. а для того чтобы защитить своих медвежат.
Ответы:
1+9 И пришлось ей стать осторожней, чтоб свободу свою спасти.
2+8 Для того чтобы выучиться говорить правду людям, надо научиться говорить ее самому себе. /Л.Н. Толстой/
6+3, Чтобы добиться прочности, дымковскую глиняную игрушку обжигают в печи.
4+10 Медведица напала на охотника не со зла, а для того чтобы защитить своих медвежат.
5+7, Дабы не привлечь к себе пристального внимания, незнакомец пр.строился на скамье около двери.
Какое из предложений направлено на самовоспитание человека?
Физминутка
- Работа с упражнением в учебнике
Выполнение упражнения 165– групповая работа
В какую часть СПП мы перестроим вопросительное предложение? (в главную)
- Дифференцированные задания (1 и 2 уровень)
1 уровень. Укажите СП П с придаточным цели .
- Директор сказал, чтобы все собрались для обсуждения плана.
- Закончи работу так, чтобы успеть к поезду.
- Ребята оделись потеплее, чтобы не замерзнуть.
- Мастер распорядился, чтобы работали четко по графику.
- Мы изучаем разные предметы, чтобы знать основы наук
2 уровень
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Но я знал,(1) я чувствовал,(2) что эта удивительная музыка имеет отношение ко мне. Волна благодарности закружила мне голову. Захотелось сейчас,(3) сию минуту сделать что-нибудь достойное,(4) рыцарское(5) чтобы и Нинка поняла моё к ней отношение.
Ответы: 1 уровень – 35
- уровень – 25
III. Рефлексия. Подведение итогов урока.
- Над какой темой работали сегодня на уроке?
- Узнали ……(отличительные особенности придаточных цели (строение, средства связи, положение в СПП)
- Научились ….(опознавать СПП с придаточными цели среди других СПП)
- Что совершенствовали …( умение анализировать СПП).
- Достигли мы цели урока?
- А что ещё очень важное усвоили для себя на уроке?
Домашнее задание: напишите мини-сочинение на тему: «Чтобы быть успешным, надо…» + задания на карточке по уровням, или комплексный анализ текста
Комплексный анализ текста.
Зачем нужен язык? Для чего человеку членораздельная речь?
Во-первых, язык нужен для того, чтобы люди могли обмениваться мыслями при всякого рода совместной деятельности. Он нужен как средство общения. Правда, кроме языка, для этой цели могут использоваться и другие средства, например, система знаков, регулирующих уличное движение.
Во-вторых, язык нужен для того, чтобы закреплять и сохранять коллективный опыт человечества, достижения общественной практики. Когда Архимед открыл свой знаменитый закон, то первое, что он сделал, -- сформулировал этот закон в словах, выразил свою мысль так, что она стала доступной для понимания и его современникам, и нам – его далеким потомкам. Когда вы учитесь в школе, вы усваиваете достижения общественного опыта по учебникам, где необходимые сведения изложены в языковой форме.
Наконец, в-третьих, язык нужен для того, чтобы человек мог с его помощью выразить свои мысли, чувства, эмоции. Например, в стихах человек передает самые сокровенные мысли, чувства, переживания. И все это благодаря языку.
Без языка не было бы самого человека, потому что все то, что есть в нем человеческого, связано с языком, выражается в языке и закрепляется в языке.
А. Леонтьев.
Задания:
1)Определите тему и основную мысль текста. Согласны ли вы с мнением автора?
2) Определите тип и стиль речи.
3) Найдите все СПП, укажите их вид.
4) Выпишите в тетрадь СПП с придаточными обстоятельственными цели, произведите их синтаксический разбор.
Продолжение текста.
-- Продолжите мысль автора. Составьте еще 2 – 3 предложения на тему: «Зачем нужен язык?», используя СПП с придаточными обстоятельственными цели.
ОГЭ задание 12
- В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Евгения Ивановна шла за мальчиком. Ей захотелось заговорить с Костой,(1) расспросить его о собаках,(2) которых он кормил,(3) выгуливал,(4) поддерживая в них веру в человека. Но она молча шла по следам своего ученика,(5) который отвратительно зевал на уроках и слыл молчальником.
- В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
В ту же ночь на селе было придушено особенно много цыплят и кур,(1) а в крайних домах,(2) расположенных ближе к лесу,(3) птица вовсе вывелась. Долго не могли узнать на селе,(4) кто это разбойничает ночами.
- В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Он несся сломя голову так, (1) как не бегал никогда в жизни. Он мчался как бешеный, (2) не думая ни о чём, (3) кроме Тёмки. Рядом показалась чья-то тень, (4) которая вырвалась вперёд. Он узнал отца.
ОГЭ задание 12
- В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Евгения Ивановна шла за мальчиком. Ей захотелось заговорить с Костой,(1) расспросить его о собаках,(2) которых он кормил,(3) выгуливал,(4) поддерживая в них веру в человека. Но она молча шла по следам своего ученика,(5) который отвратительно зевал на уроках и слыл молчальником.
- В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
В ту же ночь на селе было придушено особенно много цыплят и кур,(1) а в крайних домах,(2) расположенных ближе к лесу,(3) птица вовсе вывелась. Долго не могли узнать на селе,(4) кто это разбойничает ночами.
- В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Он несся сломя голову так, (1) как не бегал никогда в жизни. Он мчался как бешеный, (2) не думая ни о чём, (3) кроме Тёмки. Рядом показалась чья-то тень, (4) которая вырвалась вперёд. Он узнал отца.
Бланк ответов
ФИО ______________________________________________________________
- Задание 12 ОГЭ
1 –
2 –
3 -
- Таблица «Придаточное цели»
Вопросы | Относится | Присоединяется к главному при помощи | Местоположение придаточного по отношению к главному |
- Конструирование предложений
1 +
2 +
3+
4+
5+
- Работа с заданиями по уровням:
1 уровень________________
2 уровень _______________
Конструирование предложений. Слайд
-- Продолжите начатые предложения.
Мы должны изучать родной язык,
Нужно так относиться к родному языку, чтобы…
С помощью языка передается опыт поколений,
-- Прочитайте получившиеся предложения.
Найдите среди них СПП не с придаточным цели .
Определите его вид . Сделайте вывод.
Конструирование предложений.
Соедините придаточные предложения с главными. Определите вид придаточных. (Если затрудняетесь, то вам поможет таблица )
1.И пришлось ей стать осторожней,
2Для того чтобы выучиться говорить правду людям,
3. дымковскую глиняную игрушку обжигают в печи.
4.Медведица напала на охотника не со зла,
5. Дабы не привлечь к себе пристального внимания,
7.Чтобы добиться прочности
8.незнакомец пристроился на скамье около двери
9. надо научиться говорить ее самому себе.
10.чтоб свободу свою спасти.
11. а для того чтобы защитить своих медвежат.
- уровень. Укажите СП П с придаточным цели .
1.Директор сказал, чтобы все собрались для обсуждения плана.
2.Закончи работу так, чтобы успеть к поезду.
- Ребята оделись потеплее, чтобы не замерзнуть.
- Мастер распорядился, чтобы работали четко по графику.
- Мы изучаем разные предметы, чтобы знать основы наук
2 уровень
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Но я знал,(1) я чувствовал,(2) что эта удивительная музыка имеет отношение ко мне. Волна благодарности закружила мне голову. Захотелось сейчас,(3) сию минуту сделать что-нибудь достойное,(4) рыцарское(5) чтобы и Нинка поняла моё к ней отношение.
- уровень. Укажите СП П с придаточным цели .
1.Директор сказал, чтобы все собрались для обсуждения плана.
2.Закончи работу так, чтобы успеть к поезду.
3. Ребята оделись потеплее, чтобы не замерзнуть.
- Мастер распорядился, чтобы работали четко по графику.
- Мы изучаем разные предметы, чтобы знать основы наук
2 уровень
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Но я знал,(1) я чувствовал,(2) что эта удивительная музыка имеет отношение ко мне. Волна благодарности закружила мне голову. Захотелось сейчас,(3) сию минуту сделать что-нибудь достойное,(4) рыцарское(5) чтобы и Нинка поняла моё к ней отношение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "СПП с придаточными определительными и изъяснительными. Закрепление"
Тема урока : «Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными и определительными». Закрепление.Цель урока: Создание условий для развития предметных и универсальных учебных действий ...
Урок по теме «Отыскание части от целого и целого по его части»
Урок по теме «Отыскание части от целого и целого по его части» - очередной урок в разделе «Обыкновенные дроби». Данная тема является важной в формировании навыков решения задач на нахождение части от ...
разработка урока по теме "Отыскание части от целого и целого по его части" 5 класс
Разработка урока по теме "Отыскание части от целого и целого по его части" в 5 классе, к учебнику Зубарева И.И....
Математика 5 класс. Урок по теме:Отыскание части от целого и целого по его части
Урок открытия нового знания...
конспект урока по теме " СПП с придаточным определительным" и презентация к нему
Цель урока познакомиться со структурой сложноподчинённого предложения с придаточным определительным...
Презентация к уроку по теме "СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнения"
Материал может быть использован как дополнение к коспекту урока по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры, степени и сравнения"...
Конспект урока по теме: "СПП с придаточным определительным "
Цели урока: (Слайд 2)Дать понятие о СПП с придаточными определительными.Развивать орфографическую и пунктационную зоркость.Формировать умение находить придаточные определительные в составе СПП, ...