Урок по теме: СПП с придаточным цели
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Конспект урока для 9 класса по теме: СПП с придаточным цели. На данном уроке показано отличие СПП с придаточным цели от других типов придаточных. Также показано, как используется данный тип в речи, как его правилно употреблять и т.д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными цели.

Цели: формирование навыка узнавания и характеристики СПП с придаточным обстоятельственным цели;

закрепление навыка постановки запятой между частями СПП;

 совершенствование навыка комплексного анализа текста;

формирование умения употреблять СПП с придаточными обстоятельственными цели в своей устной и письменной речи, умения находить пути решения проблемы, формулировать гипотезы;

 воспитание интереса к изучению родного языка.

Оборудование:

  1. Презентация
  2. Карточки с текстами для работы на уроке и для домашней работы.

Ход урока:

  1. Оргмомент.
  2. Повторение изученного.  Ребята, сейчас вы выполните задание, которое поможет вам повторить изученному  данное задание также является подготовкой к   ОГЭ

ОГЭ задание

  1. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

    Евгения Ивановна шла за мальчиком. Ей захотелось заговорить с Костой,(1) расспросить его о собаках,(2) которых он кормил,(3) выгуливал,(4) поддерживая в них веру в человека. Но она молча шла по следам своего ученика,(5) который отвратительно зевал на уроках и слыл молчальником.

  1. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

    В ту же ночь на селе было придушено особенно много цыплят и кур,(1) а в крайних домах,(2) расположенных ближе к лесу,(3) птица вовсе вывелась. Долго не могли узнать на селе,(4) кто это разбойничает ночами.

  1. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

    Он несся сломя голову так, (1) как не бегал никогда в жизни. Он мчался как бешеный, (2) не думая ни о чём, (3) кроме Тёмки. Рядом показалась чья-то тень, (4) которая вырвалась вперёд. Он узнал отца.

Ответы:  1 – 2,5

                2 – 4  3 – 1,4

  1. Подготовка к восприятию нового материала. Постановка и решение проблемы.

-- Запишите под диктовку предложение.

Язык, чтобы оставаться средством общения,  должен постоянно развиваться.

                                                                                                                   (А. Корнилов)

-- О чем говорится в предложении? Определите сопутствующую тему урока.

                      (Роль языка в жизни  общества)

-- Произведите  синтаксический разбор предложения по алгоритму.

                      (пов., невоскл., глав. часть – 1, придат. часть – 2, придаточная часть внутри главной, придаточное со значением цели, союз – чтобы ).      

                       [        , ( чтобы   ),     ].

-- Сформулируйте  и запишите тему нашего урока.

                       (СПП с придаточными обстоятельственными цели)

- Дайте поставим перед собой цель, которую мы  должны достичь в  конце урока.

-  Цель нашего урока? – знакомство с придаточными цели.

- А что нужно сделать, чтобы достичь цели?- ( необходимо  наметить действия по достижению цели, т.е. поставить перед собой задачи).

- Давайте сформулируем  задачи урока:

  • узнать ……(отличительные  особенности придаточных цели (строение, средства связи, положение в СПП),
  • научиться ….(опознавать СПП с придаточными  цели  среди других СПП),
  • совершенствовать …( умение  анализировать СПП, конструировать предложения с придаточными цели).

  1. Изучение нового материала.
  1. Заполнение таблицы «Придаточное цели»  (раздаточный материал)

Вопросы

Относится

Присоединяется к главному при помощи

Местоположение придаточного по отношению к главному

Зачем? С какой целью?

В – вопросы (зачем? С какой целью?)

О – относится (ко всей главной части)

П – присоединяется (союзы: чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, дабы, лишь бы )

Р – разделяется запятой

С – стоит (местоположение свободное)

Самостоятельная проверка по теоретическому материалу учебника с. 103

  1. Лингвистический рассказ по таблице  о СПП с придаточным обстоятельственным цели.
  1. Закрепление изученного
  1. Конструирование предложений.  Для 1 группы (слайд 3)

Карина, Анель, Кайрат, Оксана, Игорь, Лена

-- Продолжите начатые предложения.

Мы должны изучать родной язык,

Нужно так относиться к родному языку,                                чтобы…

С помощью языка передается опыт поколений,

-- Прочитайте получившиеся предложения. Найдите среди них СПП не с придаточным цели (№2). Определите его вид (образа действия). Сделайте вывод.

                       (Союз ЧТОБЫ – многозначный) 

Задание  для 2 группы «Конструирование предложений» Взаимопроверка

Мирам, Сапар, Виктор, Алибек, Адыльжан, Юля, Владислав

Формулировка задания: Соедините придаточные предложения с главными. Определите вид придаточных. (Если затрудняетесь, то вам поможет таблица )

1.И пришлось ей стать осторожней,

2Для того чтобы  выучиться говорить правду людям,

3. дымковскую глиняную игрушку обжигают в печи.

4.Медведица напала на охотника  не со зла,

5. Дабы не привлечь к себе пристального внимания,

6.Чтобы  добиться прочности

7.незнакомец пристроился на скамье около двери

8. надо научиться говорить ее самому себе.

9.чтоб свободу свою спасти.

10. а для того чтобы защитить своих медвежат.

Ответы:

1+9  И пришлось ей стать осторожней, чтоб свободу свою спасти.

2+8 Для того чтобы выучиться говорить правду людям, надо научиться говорить ее самому себе. /Л.Н. Толстой/

6+3, Чтобы добиться прочности, дымковскую глиняную игрушку обжигают в печи.

4+10  Медведица напала на охотника не со зла, а для того чтобы защитить своих медвежат.

5+7, Дабы не привлечь к себе пристального внимания,  незнакомец пр.строился на скамье около двери.

Какое из предложений направлено на самовоспитание человека?

Физминутка

  1. Работа с упражнением в учебнике

Выполнение упражнения 165– групповая работа

В какую часть СПП мы перестроим вопросительное предложение? (в главную)

  1. Дифференцированные задания (1 и 2 уровень)

1 уровень.  Укажите  СП П  с  придаточным  цели .

  1. Директор сказал, чтобы все собрались для обсуждения плана.
  2. Закончи работу так,  чтобы успеть к поезду.
  3. Ребята оделись потеплее, чтобы не замерзнуть.
  4. Мастер   распорядился,   чтобы   работали   четко по  графику.
  5. Мы изучаем разные предметы, чтобы знать основы наук

2 уровень

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

 

Но я знал,(1) я чувствовал,(2) что эта удивительная музыка имеет отношение ко мне. Волна благодарности закружила мне голову. Захотелось сейчас,(3) сию минуту сделать что-нибудь достойное,(4) рыцарское(5) чтобы и Нинка поняла моё к ней отношение.

Ответы: 1 уровень – 35

  1. уровень – 25

III. Рефлексия. Подведение  итогов урока.

-  Над какой темой работали сегодня на уроке?

  • Узнали ……(отличительные  особенности придаточных цели (строение, средства связи, положение в СПП)
  • Научились ….(опознавать СПП с придаточными  цели  среди других СПП)
  • Что совершенствовали …( умение  анализировать СПП).
  • Достигли мы цели урока?
  • А что  ещё очень важное усвоили для себя на уроке?

                                       

 Домашнее задание: напишите мини-сочинение на тему: «Чтобы быть успешным, надо…» + задания на карточке по уровням, или комплексный анализ текста

Комплексный анализ текста.

     Зачем нужен язык? Для чего человеку членораздельная речь?

     Во-первых, язык нужен для того, чтобы люди могли обмениваться мыслями при всякого рода совместной деятельности. Он нужен как средство общения. Правда, кроме языка, для этой цели могут использоваться и другие средства, например, система знаков, регулирующих уличное движение.

     Во-вторых, язык нужен для того, чтобы закреплять и сохранять коллективный опыт человечества, достижения общественной практики. Когда Архимед открыл свой знаменитый закон, то первое, что он сделал, -- сформулировал этот закон в словах, выразил свою мысль так, что она стала доступной для понимания и его современникам, и нам – его далеким потомкам. Когда вы учитесь в школе, вы усваиваете достижения общественного опыта по учебникам, где необходимые сведения изложены в языковой форме.

     Наконец, в-третьих, язык нужен для того, чтобы человек мог с его помощью выразить свои мысли, чувства, эмоции. Например, в стихах человек передает самые сокровенные мысли, чувства, переживания. И все это благодаря языку.

     Без языка не было бы самого человека, потому что все то, что есть в нем человеческого, связано с языком, выражается в языке и закрепляется в языке.

                     А. Леонтьев.

Задания:  

1)Определите тему и основную мысль текста. Согласны ли вы с мнением автора?

2) Определите тип и стиль речи.

3) Найдите все СПП, укажите их вид.

4) Выпишите в тетрадь СПП с придаточными обстоятельственными цели, произведите их синтаксический разбор.

Продолжение текста.

-- Продолжите мысль автора. Составьте еще 2 – 3 предложения на тему: «Зачем нужен язык?», используя СПП с придаточными обстоятельственными цели.

ОГЭ задание 12

  1. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

    Евгения Ивановна шла за мальчиком. Ей захотелось заговорить с Костой,(1) расспросить его о собаках,(2) которых он кормил,(3) выгуливал,(4) поддерживая в них веру в человека. Но она молча шла по следам своего ученика,(5) который отвратительно зевал на уроках и слыл молчальником.

  1. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

    В ту же ночь на селе было придушено особенно много цыплят и кур,(1) а в крайних домах,(2) расположенных ближе к лесу,(3) птица вовсе вывелась. Долго не могли узнать на селе,(4) кто это разбойничает ночами.

  1. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

    Он несся сломя голову так, (1) как не бегал никогда в жизни. Он мчался как бешеный, (2) не думая ни о чём, (3) кроме Тёмки. Рядом показалась чья-то тень, (4) которая вырвалась вперёд. Он узнал отца.

ОГЭ задание 12

  1. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

    Евгения Ивановна шла за мальчиком. Ей захотелось заговорить с Костой,(1) расспросить его о собаках,(2) которых он кормил,(3) выгуливал,(4) поддерживая в них веру в человека. Но она молча шла по следам своего ученика,(5) который отвратительно зевал на уроках и слыл молчальником.

  1. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

    В ту же ночь на селе было придушено особенно много цыплят и кур,(1) а в крайних домах,(2) расположенных ближе к лесу,(3) птица вовсе вывелась. Долго не могли узнать на селе,(4) кто это разбойничает ночами.

  1. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

    Он несся сломя голову так, (1) как не бегал никогда в жизни. Он мчался как бешеный, (2) не думая ни о чём, (3) кроме Тёмки. Рядом показалась чья-то тень, (4) которая вырвалась вперёд. Он узнал отца.

Бланк ответов

ФИО ______________________________________________________________

  1. Задание 12 ОГЭ

1 –

2 –

3 -

  1. Таблица «Придаточное цели»

Вопросы

Относится

Присоединяется к главному при помощи

Местоположение придаточного по отношению к главному

  1. Конструирование предложений

1 +

2 +

3+

4+

5+

  1. Работа с заданиями по уровням:

1 уровень________________

2 уровень _______________

Конструирование предложений.  Слайд

-- Продолжите начатые предложения.

Мы должны изучать родной язык,

Нужно так относиться к родному языку,                         чтобы…

С помощью языка передается опыт поколений,

-- Прочитайте получившиеся предложения.

Найдите среди них СПП не с придаточным цели .

 Определите его вид . Сделайте вывод.

Конструирование предложений.  

Соедините придаточные предложения с главными. Определите вид придаточных. (Если затрудняетесь, то вам поможет таблица )

1.И пришлось ей стать осторожней,

2Для того чтобы  выучиться говорить правду людям,

3. дымковскую глиняную игрушку обжигают в печи.

4.Медведица напала на охотника  не со зла,

5. Дабы не привлечь к себе пристального внимания,

7.Чтобы  добиться прочности

8.незнакомец пристроился на скамье около двери

9. надо научиться говорить ее самому себе.

10.чтоб свободу свою спасти.

11. а для того чтобы защитить своих медвежат.

  1. уровень.  Укажите  СП П  с  придаточным  цели .

1.Директор сказал, чтобы все собрались для обсуждения плана.

 2.Закончи работу так,  чтобы успеть к поезду.

  1. Ребята оделись потеплее, чтобы не замерзнуть.
  2. Мастер   распорядился,   чтобы   работали   четко по  графику.
  3. Мы изучаем разные предметы, чтобы знать основы наук

2 уровень

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Но я знал,(1) я чувствовал,(2) что эта удивительная музыка имеет отношение ко мне. Волна благодарности закружила мне голову. Захотелось сейчас,(3) сию минуту сделать что-нибудь достойное,(4) рыцарское(5) чтобы и Нинка поняла моё к ней отношение.

  1. уровень.  Укажите  СП П  с  придаточным  цели .

1.Директор сказал, чтобы все собрались для обсуждения плана.

 2.Закончи работу так,  чтобы успеть к поезду.

3. Ребята оделись потеплее, чтобы не замерзнуть.

  1. Мастер   распорядился,   чтобы   работали   четко по  графику.
  2. Мы изучаем разные предметы, чтобы знать основы наук

2 уровень

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Но я знал,(1) я чувствовал,(2) что эта удивительная музыка имеет отношение ко мне. Волна благодарности закружила мне голову. Захотелось сейчас,(3) сию минуту сделать что-нибудь достойное,(4) рыцарское(5) чтобы и Нинка поняла моё к ней отношение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "СПП с придаточными определительными и изъяснительными. Закрепление"

Тема урока : «Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными и определительными». Закрепление.Цель урока: Создание условий для развития предметных и универсальных учебных действий ...

Урок по теме «Отыскание части от целого и целого по его части»

Урок по теме «Отыскание части от целого и целого по его части» - очередной урок в разделе «Обыкновенные дроби». Данная тема является важной в формировании навыков решения задач на нахождение части от ...

разработка урока по теме "Отыскание части от целого и целого по его части" 5 класс

Разработка урока по теме "Отыскание части от целого и целого по его части" в 5 классе, к учебнику Зубарева И.И....

конспект урока по теме " СПП с придаточным определительным" и презентация к нему

Цель  урока познакомиться со структурой сложноподчинённого предложения с придаточным определительным...

Презентация к уроку по теме "СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнения"

Материал может быть использован как дополнение к коспекту урока по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры, степени и сравнения"...

Конспект урока по теме: "СПП с придаточным определительным "

Цели урока: (Слайд 2)Дать понятие о СПП с придаточными  определительными.Развивать орфографическую и пунктационную зоркость.Формировать умение находить придаточные определительные в составе СПП, ...