Конспект урока по теме: "СПП с придаточным определительным "
план-конспект урока по русскому языку
Цели урока: (Слайд 2)
- Дать понятие о СПП с придаточными определительными.
- Развивать орфографическую и пунктационную зоркость.
- Формировать умение находить придаточные определительные в составе СПП, определять средства связи придаточных определительных с главным предложением.
- Закрепить умение правильно расставлять знаки препинания в СПП, а также составлять схемы СПП с придаточным определительным.
- Формировать умение правильно выполнять задания ОГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok2_2.docx | 999.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема : СПП с придаточным определительным (Слайд 1)
Цели урока: (Слайд 2)
- Дать понятие о СПП с придаточными определительными.
- Развивать орфографическую и пунктационную зоркость.
- Формировать умение находить придаточные определительные в составе СПП, определять средства связи придаточных определительных с главным предложением.
- Закрепить умение правильно расставлять знаки препинания в СПП, а также составлять схемы СПП с придаточным определительным.
- Формировать умение правильно выполнять задания ОГЭ.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
- Организационный момент.
- Орфоэпическая дуэль.(Слайд 3)
Задание : Запишите и поставьте ударения в данных словах:
- Что такое ударение?
(Ударение – это выделение слога по длительности и по силе. Ударение может падать на любой слог. От места ударения зависит смысл слова)
Оптовый , брала, гнала, доверху, досуг, конусы, начал, документ, свекла, статуя, убрала, торты, поняв, принял, шофер.
- Орфографическая разминка.(Слайд 4)
Задание: В каком ряду во всех трех словах пропущена одна и та же буква?
- Пр..следовать, пр..сечь, пр..града
- Бе..думный, чере..чур, не..сгибаемый
- По..дтолкнуть, о..битый, на..дстрочный
- В..юнок, из..ян, под..хать.
(Ответ № 1. Правописание приставок пре-, при-)
- Проверка Д/З
(Подготовленная ребятами презентация)
Задание: На прошлом уроке мы с вами разделились на две группы. И каждая группа получила задание подготовить презентацию:
1 группа:
- Рассказать о ССП
- Расставить недостающие знаки препинания в 4-х заранее записанных предложениях:
а) Все лица нахмурились , и в тишине слышалось лишь тяжелое дыхание командира.
(ССП с соединительным союзом И)
б) Величественные горы выступали резко из тумана , и вдали тянулась белая струйка дыма.
(ССП с соединительным союзом и)
в) Еще в полях белеет снег, а воды уж весной шумят.
(ССП с противительным союзом а)
г) Не то маячили на той стороне горы, не то это только казалось.
(ССП с разделительным союзом не то, не то)
2 группа:
- Рассказать о СПП
- Расставить недостающие знаки препинания в 4-х предложениях:
а) В одной из комнат я нашел молодого барина, в жизни которого произошло радостное событие.
(СПП с придаточным определительным , главное с прид. связано союзным словом КОТОРОГО )
б) Перед глазами путника расстилалась река, по обоим берегам которой теснились маленькие домики.
(СПП с придаточным определительным, главное с придаточным связано с помощью союзного слова КОТОРОЙ)
в) Дом , куда мы въехали , был построен в начале века.
(СПП с придаточным обстоятельственным, главная и придаточная часть связаны союзным словом КУДА )
г) Выйдя в отставку , Петр Петрович не скрыл, что он жертвует собою ради спасения родовой усадьбы.
(СПП с придаточным изъяснительным, главная с придаточным связана союзным словом ЧТО)
- Новая тема. (Слайд 5)
Ребята, сегодня мы с вами поговорим о СПП с придаточными определительными. Научимся находить придаточные определительные в составе СПП, определять средства связи придаточных определительных с главным предложением. А так же правильно расставлять знаки препинания и составлять схемы.
Обратите внимание на предложение, на слова Мусы Джалиля. (На доске)
Мы вечно будем прославлять ту женщину , чьё имя- мать!
-Эти слова мы посвятим всем матерям. Предвещая праздник День матери, который отмечается 28 ноября.
- Ребята , значение всех слов вам понятно?
- Давайте все вместе дадим характеристику этому предложению.
- Какое это предложение? Сложное или простое?
(Сложное)
- Найдите грамматическую основу .
- Союзное или бессоюзное?
(Союзное)
- Какое союзное?
(СПП)
- Как вы это определили?
(Одна часть подчиняется другой. Главное предложение с придаточным связано при помощи союзного слова ЧЬЁ)
Учитель: Да, это предложение сложное, союзное, СПП с придаточным . В этом предложении есть указательное слово ТУ, которая служит для выделения определяемого слова. От определяемого слова существительного (женщину) ставим вопрос к придаточной части с помощью вопроса какую?
Придаточные определительные всегда идут после определяемого слова.
Обратите внимание на схему:
(Слайд 6-8 )
- Постройте схему предложенного предложения:
- Теперь выполним некоторые примеры по нашей теме.
(Слайд 9)
Задание: выделите предложение с придаточным определительным.
1) Сердце предчувствовало, что случится что-то недоброе.
(СПП с придаточным изъяснительным)
2)Дом , в котором я живу, находится в новом районе.
(СПП с придаточным определительным)
3)Мы добрались до цели нашего путешествия, когда наступил вечер.
(СПП с придаточным обстоятельственным)
Задания к предложениям:
1)Найдите грамматическую основу каждого предложения (ОГЭ №8)
2)Сколько грамматических основ в каждом предложении (ОГЭ № 11)
3)Выделите словосочетания во 2 предложении со связью согласование (в новом районе) , со связью управление (находится в районе)(ОГЭ № 7)
4)Схема 2 предложения
VI. Физкультминутка.
- Работа с учебником.
Упр. 96 (устно)
- Подготовка к ОГЭ
Открываем страницу 6. Вариант 1. Часть 2.
Находим предложения с 19-26. Среди них найти СПП с придаточным определительным ( Ответ №24)
(19) Ясно было, что стихотворение, посвященное товарищам, не обойдется без упоминания о Виленьке. (20) Все ждали, что же скажет Пушкин о злополучном поэте. (21) Всегда есть в среде школьников один, над которым посмеиваются. (22) Хоть и любят, но все равно посмеиваются. (23) Вдруг Вильгельм увидел, что Пушкин смотрит на него. (24) Он понял, что сейчас прозвучат строчки, которые относятся прямо к нему. (25) Он весь превратился в слух. (26) Но слушать ему помешали остальные слушатели.
- Перестройте это предложение с причастным оборотом.
(Он понял, что сейчас прозвучат строчки, относящиеся прямо к нему)
- Домашнее задание Упр.98
- Итоги урока.
- Какая тема сегодняшнего урока?
- Придаточные определительные где находятся?
- Как присоединяются к главной части?
- Выставление оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-практикум "Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и изъяснительными"
Данный урок используется для закрепления изученного материала. В качестве приложения применяется презентация...
Урок по теме "СПП с придаточными определительными и изъяснительными. Закрепление"
Тема урока : «Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными и определительными». Закрепление.Цель урока: Создание условий для развития предметных и универсальных учебных действий ...
конспект урока по теме " СПП с придаточным определительным" и презентация к нему
Цель урока познакомиться со структурой сложноподчинённого предложения с придаточным определительным...
урок русского языка на тему: "СПП с придаточным определительным"
урок для уч-ся 9 класса с использованием регионального и религиоведческого компонента...
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «СПП с придаточным определительным»
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «СПП с придаточным определительным»...
Разработка урока русского языка "СПП с придаточным определительным"
Цели урока: Дать понятие о СПП с придаточными определительными.Развивать орфографическую и пунктационную зоркость.Формировать умение находить придаточные определительные в составе СПП, опре...
Конспект урока на тему «Определительные местоимения. Повторение разрядов местоимений»
Урок повторения, обобщения и закрепления знаний, умений и навыков....