Математика 5 класс. Урок по теме:Отыскание части от целого и целого по его части
план-конспект урока (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок по математике в 5 классе с применением технологии деятельностного метода обучения по учебнику И.И.Зубарева ,
А.Г. Мордкович
Тема: Отыскание части от целого и целого по его части
Тип урока: открытие нового знания.
Основные цели урока:
- Познакомить учащихся с правилами нахождение части от целого и целого по его части и их применением при решении задач.
- Создание условий для развития умений анализировать, сравнивать, делать выводы, использовать имеющиеся знания в новой ситуации.
- Способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения, положительного эффекта настойчивости для достижения цели
Структура урока:
- Самоопределение к деятельности (2 минуты)
УУД: Личностные: самоопределение.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и
сверстниками.
Начать урок мне хотелось бы с высказывания французский философ Жан Жака Руссо :
«Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…»
Я желаю вам сегодня на уроке убедиться в справедливости этих слов великого французского философа Ж.- Ж. Руссо.
Сегодня нам на уроке пригодятся:
хорошее настроение;
уважение друг к другу;
знание материала;
желание открыть истину;
добросовестная работа;
осмысление произведенной деятельности
Инструктаж по работе с листом самооценки: На столах у вас лежат листы самооценки. Подпишите их. В течение урока вы постарайтесь оценить себя и своего соседа по парте по критериям, которые указаны в листе самооценки.
- Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности
(4-5 минут)
УУД: Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем
и сверстником.
Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.
Задание 1
Вычислите устно, подберите к ответам букву и расшифруйте пословицу:
1 вариант: 1) 2∙6 2) 5∙7 3) 8∙3 4) 6∙8 5) 8∙9 6) 56:7 7)96:6 8)35:7 9) 51:3
2 вариант 10)18:3 11) 90:6 12) 6∙4 13) 21:7 14) 5∙3 15) 72:4 16) 8∙1 17) 2∙8 18)7 ∙8
Б | О | А | В | У | И | Г | Е | Т | З | Н | Д | Ж | Р |
12 | 56 | 5 | 17 | 8 | 15 | 16 | 35 | 18 | 24 | 3 | 48 | 6 | 72 |
Ответ: Без друга в жизни туго.
Задание 2
Найдите от 21.
Решение: 21:3∙1=7
Переставьте в слове буквы и ответьте на вопрос:
Что мы находим от числа 21?
ЬАЧТС
На какой математический вопрос можно ответить?
Задача 3
Найдите число, если его равны 4.
- Постановка учебной задачи (4-5 минут)
УУД: Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: постановка вопросов.
Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной
цели; логические - формулирование проблемы
- Почему у вас возникло затруднение?
- Что надо найти в задании 3?
- Какова тема нашего урока?
Даны 10 карточек домино, на каждой записаны половины слов, связанных с темой урока. Необходимо расположить карточки в одну линию так, чтобы получилась тема урока.
- Обдумать тему (т.е. ответить на вопросы: о чем пойдет речь? Что мне предстоит узнать? Что я уже знаю об этом?);
- Какую цель мы поставим сегодня на уроке?
- «Открытие нового знания» (7-8 минут)
УУД: Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество.
Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной
цели; логические- формулирование проблемы, решение проблемы, построение
логической цепи рассуждений; доказательство.
Регулятивные: планирование, прогнозирование.
Как решить задание 3?
Какие есть предложения?
На какой математический вопрос можно ответить?
А теперь давайте вспомним, как мы рассуждали и сформулируем
правила нахождения части от целого и целого по его части.
Проверьте себя, используя материал учебника стр.96 Правила длинное,
поэтому давайте составим его математическую модель.
Моделирование:
- Часть = число : знаменатель ∙ числитель
- Целое = число : числитель∙ знаменатель
Воспроизвести модель правил и взаимопроверка.
Физкультминутка (5 минут)
5.Первичное закрепление во внешней речи.(4-5 минут)
УУД: Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
Познавательные: умение структуризировать знания, рефлексия способов и условий действия.
Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.
Рабочая тетрадь №20.3(а) 20.4(а)
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и
Самоконтроль.(4-5 минут)
УУД: Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
Личностные: самоопределение.
Самостоятельная работа:
Найдите и исправьте ошибку:
1 вариант | 2 вариант |
Решение: 24:4∙3=18 |
Решение: 21:3∙7=49 |
Решение: 45:5·3=27 |
Решение: 16:2·3=24 |
7. Включение нового знания в систему знаний и повторение (7-8 мин)
УУД: Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль
Мультфильм
Задание: Какое из правил:
1)отыскание части от целого;
2)отыскание целого по его части
поможет в решении данных задач?
А.Полный бочонок вмещает 1кг 400 граммов мёда. За обедом Винни – Пух съел этого количества мёда. Сколько мёда съедено за обедом?
Б.Буратино решил купить для папы Карло новый дом. 280 сольдо он уже накопил, это составляет от всей стоимости дома. Какова полная стоимость дома ?
Составьте алгоритм для решения данных задач:
- изучит содержание задачи
- провести анализ:
- что принято за целое?
- известна ли эта величина?
- что требуется найти в задаче: часть от целого или целое по его части?
- на основе анализа сформулировать известное правило для решения задачи
- решить задачу
- проверить решение
- записать ответ
Распределите задачи из списка по видам:
Отыскание части от целого | Отыскание целого по его части |
- Из бидона отлили 28 литров молока, а это 4/7 всего молока. Сколько литров молока было в бидоне?
- В классе 24 ученика. 3/8 класса составляют девочки. Сколько девочек в классе?
- На стоянке 28 автомобилей «Жигули», что составляет 4/7 всех автомобилей. Сколько всего автомобилей на стоянке?
- Площадь поля 20га. Тракторист вспахал ¼ часть поля. Сколько гектаров вспахал тракторист?
- В конкурсе участвовали 35 девочек, что составляет 7/12 всех участников. Сколько всего участников конкурса?
- В авторалли участвовало 48 автомобилей, 5/8 из них пришли к финишу. Сколько автомобилей сошло с дистанции?
Проверь себя!
8. Рефлексия деятельности.(2-3 мин)
УУД:
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Познавательные: рефлексия.
- Что нового вы сегодня узнали?
- Достигли ли мы с вами поставленной нами цели урока?
- Какие правила мы сегодня вывели?
- Где они нам могут понадобиться?
Оцените свою работу на уроке, расположив своё имя на ступеньке, лестницы ведущей к успеху.
Лестница успеха.
Домашняя работа:
1) № 321, 322
2) Из списка задач №327-336 укажите те, что вызывают у вас затруднения.
3) Придумать по одной задаче каждого вида и решить их.
Лист самооценки ученика 5 «А» класса______________________________________________________________
№ п/п | Деятельность учащегося | Критерии самооценки | Самооценка | Критерии оценки одноклассника | Оценка одноклассника (Ф. И.) |
1. | Расшифруйте пословицу | Все примеры решены правильно- 2 балла При решении примеров допущены две ошибки -1 балл При решении примеров допущено более двух ошибок -0баллов | У соседа по парте все примеры решены, верно, и вы правильно составили пословицу-2 балла У соседа были допущены ошибки при решении примеров, но вы исправили их и верно составили пословицу -1балл Составить пословицу не получилось-0 баллов | ||
2. | Отгадай слово | Задание выполнил правильно и отгадал слово-2 балла Задание выполнил правильно, но слово не отгадал -1балл Не справился с заданием-0балл | Не оценивается | ||
3. | Формулировка темы урока, цели урока | Ясам смог определить тему, ответить на вопросы: о чём пойдёт речь? что мне предстоит узнать? что я уже об этом знаю? -2 балла. Я смог определить только тему урока -1 балл. Я не смог определить тему, не ответил на вопросы - 0 баллов. | Принимал участие в определении темы урока, отвечал на вопросы - 1 балл. Не принимал участие в определении темы урока, не отвечал на вопросы-0 баллов. | ||
4. | Что я буду делать для достижения цели (работа с правилом) | Я сам сформулировал правила - 2балл. Я не смог сформулировать правила – 0 баллов. | Запомнил правила - 1 балл. Не запомнил правила-0 баллов. | ||
5. | Выполнение упражнений в рабочей тетради | Сделал все примеры сам 2 балла. Сделал больше половины сам – 1 балл Сделал меньше половины сам- 0 баллов. | Не оценивается |
Лист самооценки ученика 5 «А» класса______________________________________________________________
№ п/п | Деятельность учащегося | Критерии самооценки | Самооценка | Критерии оценки одноклассника | Оценка одноклассника (Ф. И.) |
1. | Расшифруйте пословицу | Все примеры решены правильно- 2 балла При решении примеров допущены две ошибки -1 балл При решении примеров допущено более двух ошибок -0баллов | У соседа по парте все примеры решены, верно, и вы правильно составили пословицу-2 балла У соседа были допущены ошибки при решении примеров, но вы исправили их и верно составили пословицу -1балл Составить пословицу не получилось-0 баллов | ||
2. | Отгадай слово | Задание выполнил правильно и отгадал слово-2 балла Задание выполнил правильно, но слово не отгадал -1балл Не справился с заданием-0балл | Не оценивается | ||
3. | Формулировка темы урока, цели урока | Ясам смог определить тему, ответить на вопросы: о чём пойдёт речь? что мне предстоит узнать? что я уже об этом знаю? -2 балла. Я смог определить только тему урока -1 балл. Я не смог определить тему, не ответил на вопросы - 0 баллов. | Принимал участие в определении темы урока, отвечал на вопросы - 1 балл. Не принимал участие в определении темы урока, не отвечал на вопросы-0 баллов. | ||
4. | Что я буду делать для достижения цели (работа с правилом) | Я сам сформулировал правила - 2балл. Я не смог сформулировать правила – 0 баллов. | Запомнил правила - 1 балл. Не запомнил правила-0 баллов. | ||
5. | Выполнение упражнений в рабочей тетради | Сделал все примеры сам 2 балла. Сделал больше половины сам – 1 балл Сделал меньше половины сам- 0 баллов. | Не оценивается | ||
6. | Самостоятельная работа | Нашёл ошибки в решении задач – 1 балл. Не смог найти ошибки – 0 балл. | Не оценивается | ||
7. | Решение задач | Смог правильно указать правила для решения задач- 1балла. Смог правильно указать только одно правило-1 балл Не смог справиться с данным задание- 0 баллов. | Принимал участие в составлении алгоритма 1 балл. Не принимал участия в составлении алгоритма 0 баллов. | ||
8. | Группировка | Все задачи по видам разделил верно-2 балла При делении задач по видам допустил одну ошибку -1 балл При делении задач по видам допустил больше одной ошибки-0баллов | Все задачи по видам разделил верно-2 балла При делении задач по видам допустил одну ошибку -1 балл При делении задач по видам допустил больше одной ошибки-0баллов | ||
9. | Домашняя работа | Выбрал задание под №1-1балл Выбрал задание под №1,2-2балла Выбрал все задания -3 балла |
Используемые материалы
Харина Л.А. Проект урока по математике 6 класса
Юрченко О. Дидактические материалы с кодовым словом
Физкультминутка "Танцевальная" учитель физкультуры Цилюрик Ирины Петровны
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме «Отыскание части от целого и целого по его части»
Урок по теме «Отыскание части от целого и целого по его части» - очередной урок в разделе «Обыкновенные дроби». Данная тема является важной в формировании навыков решения задач на нахождение части от ...
разработка урока по теме "Отыскание части от целого и целого по его части" 5 класс
Разработка урока по теме "Отыскание части от целого и целого по его части" в 5 классе, к учебнику Зубарева И.И....
Разработка урока математики в 6 классе по теме "Нахождение части от целого и целого по его части"
Для визуализации образовательного процесса урок сопровождается презентациями....
Урок математики с ЭОР в 5 классе по теме "Решение задач на нахождение части от целого и целого по его части"
План-конспект урока по математике. 5 класс....
Презентация к уроку по теме "Решение задач на нахождение части от целого и целого по его части". Математика. 5 класс.
Презентация к уроку по теме "Решение задач на нахождение части от целого и целого по его части". Математика. 5 класс....
Урок математики в 5-м классе "Отыскание части от целого и целого по его части". (по учебнику И.И. Зубаревой и А.Г. Мордкович)
Цели урока: · Обобщить понятие обыкновенной дроби;· продолжить формирование у учащихся умение реша...
Урок математики в 6-м классе. Решение текстовых задач по теме «Нахождение части от целого и целого по его части" УМК Зубаревой И.И, Мордковича А.Г.
Урок математики в 6-м классе. Решение текстовых задач по теме «Нахождение части от целого и целого по его части"...