Внеурочная работа. Факультатив , 8 класс, «Секреты русского правописания» по предмету «Русский язык
календарно-тематическое планирование по русскому языку (8 класс)
Предварительный просмотр:
Приложение к образовательной программе основного общего образования,
утвержденной приказом № 354 от 31.08.2021г.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Пионерский»
Рассмотрено на заседании кафедры гуманитарного образования
Протокол № 1 от 30.08.2021 г.
Руководитель кафедры /Попова И.И./
Согласовано
Заместитель директора /Тельнова И.С./
30.08.2021г.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности (элективный, факультативный курс)
«Секреты русского правописания» по предмету «Русский язык
Базовый уровень, основное общее образование, 8 класс, 18 часов
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства просвещения
Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287).
2. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (в редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020
федерального учебно-методического объединения по общему образованию). Примерная основная образовательная программа основного общего образования (в редакции протокола №1/20 от 04.02.2020 федерального учебно-методического объединения по общему образованию).
3. Рабочая программа по русскому языку к предметной линии учебников для 5 – 9 классов общеобразовательной школы авторов - составителей: Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В. и др.
4. Русский язык. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Русский язык. 8 класс: учебник. М.: ООО «Дрофа», 2019 год.
Составитель: Лисицына Татьяна Николаевна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Пионерский
2021 г.
1. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием формы проведения занятий.
Содержание | Формы организации |
Раздел 1. Орфография Правописание корней. О, е, ё после шипящих и ц в корне, суффиксе, окончании существительных, прилагательных, глаголов, причастий. Правописание приставок. Правописание суффиксов глаголов –ова- (-ева-), -ыва- (-ива-), гласной перед ударным суффиксом –ва-. Правописание суффиксов причастий Слитные и дефисные написания разных частей речи. Дефисное написание наречий. Употребление н и нн в полных формах отыменных имён прилагательных. Употребление н и нн в полных формах причастий и отглагольных прилагательных. Употребление н и нн в именах существительных. Написание не с разными частями речи. Правописание предлогов. Правописание союзов. | Беседа Практико-ориентированное занятие Викторина Работа в группах |
Раздел 2. Пунктуация Пунктуация в предложениях с обращениями. Пунктуация в предложениях с однородными членами. Двоеточие и тире в предложениях с обобщающими словами и однородными членами. Пунктуация в предложениях с причастным оборотом. Пунктуация в предложениях с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом. Итоговая работа | Беседа Практическая работа Работа в группах Опрос |
2. Планируемые результаты
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России;
- осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
- формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации
2. Предметные результаты обучения
В результате изучения русского языка обучающийся научится:
- владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
- владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
- владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
- адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
- участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
- создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
- анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
- использовать знание алфавита при поиске информации;
- различать значимые и незначимые единицы языка;
- проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
- классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;
- членить слова на слоги и правильно их переносить;
- определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
- опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
- проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
- проводить лексический анализ слова;
- опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
- опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;
- проводить морфологический анализ слова;
- применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;
- опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
- анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
- находить грамматическую основу предложения;
- распознавать главные и второстепенные члены предложения;
- опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
- проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
- соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
- опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания;
- опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
- использовать орфографические словари.
Обучающийся получит возможность научиться:
- анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
- опознавать различные выразительные средства языка;
- писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
- осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
- участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
- характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
- использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;
- самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
3. Тематическое планирование
№ | Тема/Радел | Кол-во часов | Модуль программы воспитания «Школьный урок» | ЭОР/ ЦОР | Форма текущего контроля | Кол-во часов к/р | Кол-во пр/ р и л/р, р/р | Кол-во часов проектная / исследовательская деят-ть | Форма промежуточной аттестации |
Орфография | День солидарности в борьбе с терроризмом Всероссийский урок безопасности в сети Интернет | Опрос Словарный диктант | |||||||
Пунктуация | Профилактические мероприятие «Внимание – дети!». Беседы, лекции, встречи по профилактике ЗОЖ. Цикл бесед и инструктаж о поведении в ЧС, ППБ, ТБ дома и в школе | Беседа по вопросам Устный ответ | |||||||
Всего: | 18 |
4. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | № в теме | Тема урока | Дата -план | Дата -факт | Примечание |
Раздел 1.Орфография | |||||
Правописание корней. День солидарности в борьбе с терроризмом | 01.09.21 | ||||
О, е, ё после шипящих и ц в корне, суффиксе, окончании существительных, прилагательных, глаголов, причастий. | 15.09.21 | ||||
Правописание приставок. | 29.09.21 | ||||
Правописание суффиксов глаголов -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-), гласной перед ударным суффиксом -ва-. | 13.10.21 | ||||
Правописание суффиксов причастий. Всероссийский урок безопасности в сети Интернет | 27.10.21 | ||||
Слитные и дефисные написания разных частей речи. | 10.11.21 | ||||
Дефисное написание наречий. | 24.11.21 | ||||
Употребление н и нн в полных формах отыменных имён прилагательных. | 08.12.21 | ||||
Употребление н и нн в полных формах причастий и отглагольных прилагательных. | 22.12.21 | ||||
Употребление н и нн в именах существительных. | 12.01.21 | ||||
Написание не с разными частями речи. | 26.01.21 | ||||
Правописание предлогов. | 09.02.21 | ||||
Правописание союзов. | 02.03.21 | ||||
Раздел 2. Пунктуация | |||||
Пунктуация в предложениях с обращениями. Профилактические мероприятие «Внимание – дети!». Беседы, лекции, встречи по профилактике ЗОЖ | 16.03.21 | ||||
Пунктуация в предложениях с однородными членами. Двоеточие и тире в предложениях с обобщающими словами и однородными членами. | 06.04.21 | ||||
Пунктуация в предложениях с причастным оборотом. | 20.04.21 | ||||
Пунктуация в предложениях с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом. Цикл бесед и инструктаж о поведении в ЧС, ППБ, ТБ дома и в школе | 04.05.21 | ||||
Итоговая работа | 25.05.21 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для 5 класса "Простые и сложные предложения". Предмет: русский язык.
А.С.Пушкин считал, что «язык славяно – русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими».Мы должны знать русский язык, потому что он является языком межнационального общения....
«Развитие УУД учащихся 6-х классов в проектной деятельности по предмету «Русский язык»»
Приводится опыт работы по использованию проектной деятельности на уроках русского языка...
Индивидуальный план работы по ликвидации пробелов в знаниях по предмету «Русский язык» ученика 5 класса
Индивидуальный план работы по ликвидации пробелов в знаниях по предмету «Русский язык» ученика 5 класса...
2 класс. Конспект открытого урока по предмету «Русский язык» .Тема: "Различение слов с согласными з-с»
Тема: « Различение слов с согласными з-с»Цель:Формирование умения правильно писать слова со звонкими и глухими согласными с-з.Задачи:Образовательные:дать понятие о дифференциации звуков и ...
4 класс Конспект и презентация по предмету «Русский язык» Тема : « Слова – название предметов, действия, признаки предметов»
Тема: « Слова – название предметов, действия, признаки предметов»Цель:Закреплять умение различать слова обозначающие предмет, действие предмета, признак предмета.Задачи:Образов...
4 класс. Конспект открытого урока по предмету «Русский язык». Тема: « Имя собственное»
Тема: « Имя собственное» Цель: Формировать навык правописания имён собственных. Задачи: Образовательные: Продолжать формировать умение различать название предметов и имена предметов? Совер...