«Развитие УУД учащихся 6-х классов в проектной деятельности по предмету «Русский язык»»
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) на тему
Приводится опыт работы по использованию проектной деятельности на уроках русского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
14._organizatsiya_proektnoy_deyatelnosti.docx | 44.97 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
САМАРСКИЙ ФИЛИАЛ
ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИТОГОВАЯ РАБОТА
по программе курсов повышения квалификации
на основе именного образовательного чека
«Организация проектной деятельности в образовательном учреждении»
(вариативный блок, 36 часов)
«Развитие УУД учащихся 6-х классов в проектной деятельности
по предмету «Русский язык»»
Слушатель курсов
Апанасенко Е.В.,
учитель русского языка
и литературы МБОУ СОШ №127
______________________________ (подпись, дата) | |
Самара 2014 г
Содержание
- Введение.
1.Цели проектной деятельности.
2.Метод проектов.
3.Формы работы.
- Развитие УУД учащихся 6-х классов в проектной деятельности по предмету «Русский язык»
1.Проектная деятельность.
2.Предполагаемые результаты:
а) познавательные УУД;
б) личностные УУД;
в) регулятивные УУД;
д) коммуникативные УУД.
3. Условия и средства формирования универсальных учебных действий.
4. Проектная деятельность обучающихся как форма сотрудничества.
III. Заключение.
IY. Список литературы.
Введение
Образованный человек в современном обществе - это не только человек, вооруженный знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания, делать это целенаправленно по мере возникновения у него потребности при решении стоящих перед ним проблем, умеющий применить имеющиеся знания в любой ситуации. В связи с этим возникают новые для образования проблемы: формирование у учащихся информационной и коммуникативной компетенций. Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Значительную роль в решении этих проблем играет метод учебных проектов и исследовательская деятельность учащихся, которые в последние годы приобретают все большую популярность среди педагогов.
Система универсальных учебных действий федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования уже реализуется в российских школах, тем не менее, элементы такой системы на протяжении десятка лет внедряются и в учебный процесс основного и среднего образования общеобразовательных учреждений. Так одним из путей формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся в школе является их включение в проектную урочную и внеурочную деятельность, имеющую следующие особенности:
1. Цели и задачи проектной деятельности обучающихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными. Это означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на повышение компетенции школьников в предметной области определённых учебных дисциплин, не только на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других.
2. Проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы обучающиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и единомышленников. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, школьники овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить с одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе.
3. Организация проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. Очевидно, что значимыми и интересными для обучающихся представляются новые виды деятельности, которые им ещё незнакомы, именно их интересно освоить, даже если впоследствии они не войдут в ряд наиболее ценных и жизненно необходимых.
Основная цель не только снабдить учеников определённым набором знаний, обучить их основным способам и алгоритмам деятельности, но и научить ориентироваться в сложных потоках информации, умению ставить своевременные и наиболее актуальные вопросы и самостоятельно получать на них обоснованные ответы.
Метод проектов - это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности:
беседа;
объяснение учителя;
исследование;
наблюдение;
сопоставление и анализ
презентация, сообщение - защита
Необходимыми условиями осуществления научно - исследовательской деятельности являются:
- готовность шестиклассников к этому виду работы;
- руководство этим видом деятельности.
Формы работы.
В основной школе в соответствии с возрастными особенностями школьников 6-х классов, проектную деятельность целесообразно организовывать в групповых формах. При этом не следует лишать возможности ученика выбора индивидуальной формы работы. Ключевой точкой в образовании становится опыт деятельности ребенка. Возраст шестиклассников накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности таких учащихся, однако именно в этом возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений.
В процессе индивидуальной работы с ребенком необходимо научить его специальным знаниям, умениям и навыкам исследовательской деятельности (понимать тему предполагаемого исследования, определять круг проблем; выдвигать гипотезу, планировать свою деятельность, защищать результат и др. ). Для того чтобы создать условия для самостоятельной творческой проектной деятельности обучающимся необходимо проводить подготовительную работу. Должны быть предусмотрены ресурсы учебного времени, для того чтобы избежать перегрузки обучающихся.
Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно - познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.
1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
2. Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т. д. ). Здесь уместна "мозговая атака" с последующим коллективным обсуждением.
3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр. ).
6. Защита проектов, выступление оппонентов.
7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.
В ходе учебной деятельности каждый учащийся, а также класс в целом, формирует свое личное информационное пространство. Это пространство включает в себя мультимедиа - сочинения класса и каждого учащего, а также другие информационные объекты, в том числе - результаты проектной работы.
Для каждого участника образовательного процесса актуально расставить свои акценты при планировании и организации данного вида деятельности обучающихся.
Учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников.
Проектная деятельность развивает познавательные, регулятивные, коммуникативные компетенции:
- развитие познавательных навыков учащихся,
- умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве,
- развитие критического и творческого мышления. .
- индивидуальное развитие личности, творческой инициативы, навыка самостоятельного движения в информационных полях,
- формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — самоопределения, повседневной жизни.
- формирование информационно - коммуникационной компетентности, а также «способности к деятельности».
- формирование готовности к целеполаганию, готовность к оценке, готовность к действию и готовность к рефлексии.
Эта кропотливая индивидуальная работа позволяет обучать УУД.
Планируемые результаты:
1)познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний; дети учатся осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; давать определение понятиям; устанавливать причинно - следственные связи; обобщать понятия
2)личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;
3)регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; основы ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирование текстов, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
4)коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание.
Проектная деятельность способствует развитию адекватной самооценки, формированию позитивной Я-концепции (опыт интересной работы и публичной демонстрации её результатов), развитию информационной компетентности. При правильной организации именно групповые формы учебной деятельности помогают формированию у обучающихся уважительного отношения к мнению одноклассников, воспитывают в них терпимость, открытость, тактичность, готовность прийти на помощь и другие ценные личностные качества. Для успешного осуществления учебно-исследовательской деятельности обучающиеся должны овладеть следующими действиями:
- постановка проблемы и аргументирование её актуальности;
- формулировка гипотезы исследования и раскрытие замысла — сущности будущей деятельности;
- планирование исследовательских работ и выбор необходимого инструментария;
- собственно проведение исследования с обязательным поэтапным контролем и коррекцией результатов работ;
- оформление результатов учебно-исследовательской деятельности как конечного продукта;
- представление результатов исследования широкому кругу заинтересованных лиц для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования.
Формы организации учебно-исследовательской деятельности: урок-исследование, урок-лаборатория, урок — творческий отчёт, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок — рассказ об учёных, урок — защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок «Патент на открытие», урок открытых мыслей;
- учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов;
- домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды, причём позволяет провести учебное исследование, достаточно протяжённое во времени.
Условия и средства формирования универсальных учебных действий
Учебное сотрудничество
В условиях специально организуемого учебного сотрудничества формирование коммуникативных действий происходит более интенсивно (т. е. в более ранние сроки), с более высокими показателями и в более широком спектре. К числу основных составляющих организации совместного действия можно отнести:
- распределение начальных действий и операций, заданное предметным условием совместной работы;
- обмен способами действия, обусловленный необходимостью включения различных для участников моделей действия в качестве средства для получения продукта совместной работы;
- взаимопонимание, определяющее для участников характер включения различных моделей действия в общий способ деятельности (взаимопонимание позволяет установить соответствие собственного действия и его продукта и действия другого участника, включённого в деятельность);
- коммуникацию (общение), обеспечивающую реализацию процессов распределения, обмена и взаимопонимания;
- планирование общих способов работы, основанное на предвидении и определении участниками адекватных задаче условий протекания деятельности и построения соответствующих схем (планов работы);
- рефлексию, обеспечивающую преодоление ограничений собственного действия относительно общей схемы деятельности.
Совместная деятельность
Под совместной деятельностью понимается обмен действиями и операциями, а также вербальными и невербальными средствами между учителем и учениками и между самими обучающимися в процессе формирования знаний и умений.
Общей особенностью совместной деятельности является преобразование, перестройка позиции личности как в отношении к усвоенному содержанию, так и в отношении к собственным взаимодействиям, что выражается в изменении ценностных установок, смысловых ориентиров, целей учения и самих способов взаимодействия и отношений между участниками процесса обучения.
Совместная учебная деятельность характеризуется умением каждого из участников:
- ставить цели совместной работы,
- определять способы совместного выполнения заданий и средства контроля,
- перестраивать свою деятельность в зависимости от изменившихся условий её совместного осуществления,
- понимать и учитывать при выполнении задания позиции других участников.
Деятельность учителя на уроке предполагает организацию совместного действия детей как внутри одной группы, так и между группами: учитель направляет обучающихся на совместное выполнение задания.
Цели организации работы в группе:
- создание учебной мотивации;
- пробуждение в учениках познавательного интереса;
- развитие стремления к успеху и одобрению;
- снятие неуверенности в себе, боязни сделать ошибку и получить за это порицание;
- развитие способности к самостоятельной оценке своей работы;
- формирование умения общаться и взаимодействовать с другими обучающимися.
Проектная деятельность обучающихся как форма сотрудничества
Средняя ступень школьного образования является исключительно благоприятным периодом для развития коммуникативных способностей и сотрудничества, кооперации между детьми, а также для вхождения в проектную (продуктивную) деятельность.
Исходными умениями здесь могут выступать:
- соблюдение договорённости о правилах взаимодействия (один отвечает — остальные слушают);
- оценка ответа товарища только после завершения его выступления;
- правила работы в группе, паре;
- действия обучающихся на основе заданного эталона и т. д.
Целесообразно разделять разные типы ситуаций сотрудничества.
- Ситуация сотрудничества со сверстниками с распределением функций. Способность сформулировать вопрос, помогающий добыть информацию, недостающую для успешного действия, является существенным показателем учебной инициативности обучающегося, перехода от позиции обучаемого к позиции учащего себя самостоятельно с помощью других людей.
- Ситуация сотрудничества со взрослым с распределением функций. Эта ситуация отличается от предыдущей тем, что партнёром обучающегося выступает не сверстник, а взрослый. Здесь требуется способность обучающегося проявлять инициативу в ситуации неопределённой задачи: с помощью вопросов получать недостающую информацию.
- Ситуация взаимодействия со сверстниками без чёткого разделения функций.
- Ситуация конфликтного взаимодействия со сверстниками.
Последние две ситуации позволяют выделить индивидуальные стили сотрудничества, свойственные детям:
- склонность к лидерству,
- подчинению,
- агрессивность,
- индивидуалистические тенденции и пр.
Установлено, что у обучающихся, занимающихся проектной деятельностью, учебная мотивация учения в целом выражена выше. Кроме того, с помощью проектной деятельности может быть существенно снижена школьная тревожность.
Дискуссия
Диалог обучающихся может проходить не только в устной, но и в письменной форме. На определённом этапе эффективным средством работы обучающихся со своей и чужой точками зрения может стать письменная дискуссия.
Устная дискуссия помогает ребёнку сформировать свою точку зрения, отличить её от других точек зрения, а также скоординировать разные точки зрения для достижения общей цели.
Вместе с тем для становления способности к самообразованию очень важно развивать письменную форму диалогического взаимодействия с другими и самим собой. Наиболее удобное время для этого — основное звено школы (5—8 классы), где может произойти следующий шаг в развитии учебного сотрудничества — переход к письменным формам ведения дискуссии.
Выделяются следующие функции письменной дискуссии:
- чтение и понимание письменно изложенной точки зрения других людей как переходная учебная форма от устной дискуссии, характерной для начального этапа образования, к мысленному диалогу с авторами научных и научно-популярных текстов, из которых старшие подростки получают сведения о взглядах на проблемы, существующие в разных областях знаний;
- усиление письменного оформления мысли за счёт развития речи младших подростков, умения формулировать своё мнение так, чтобы быть понятым другими;
- письменная речь как средство развития теоретического мышления школьника содействует фиксированию наиболее важных моментов в изучаемом тексте (определение новой проблемы, установление противоречия, высказывание гипотез, выявление способов их проверки, фиксация выводов и др.);
- предоставление при организации на уроке письменной дискуссии возможности высказаться всем желающим, даже тем детям, которые по разным причинам (неуверенность, застенчивость, медленный темп деятельности, предпочтение роли слушателя) не участвуют в устных обсуждениях, а также дополнительной возможности концентрации внимания детей на уроке.
Тренинги
Наиболее эффективным способом психологической коррекции когнитивных и эмоционально-личностных компонентов рефлексивных способностей могут выступать разные формы и программы тренингов для подростков. Программы тренингов позволяют ставить и достигать следующих конкретных целей:
- вырабатывать положительное отношение друг к другу и умение общаться так, чтобы общение с тобой приносило радость окружающим;
- развивать навыки взаимодействия в группе;
- создать положительное настроение на дальнейшее продолжительное взаимодействие в тренинговой группе;
- развивать невербальные навыки общения;
- развивать навыки самопознания;
- развивать навыки восприятия и понимания других людей;
- учиться познавать себя через восприятие другого;
- получить представление о «неверных средствах общения»;
- развивать положительную самооценку;
- сформировать чувство уверенности в себе и осознание себя в новом качестве;
- познакомить с понятием «конфликт»;
- определить особенности поведения в конфликтной ситуации;
- обучить способам выхода из конфликтной ситуации;
- отработать ситуации предотвращения конфликтов;
- закрепить навыки поведения в конфликтной ситуации;
- снизить уровень конфликтности подростков.
Групповая игра и другие виды совместной деятельности в ходе тренинга вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права. В тренинге создаётся специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи даёт подростку чувство благополучия и устойчивости.
В ходе тренингов коммуникативной компетентности подростков необходимо также уделять внимание вопросам культуры общения и выработке элементарных правил вежливости — повседневному этикету. Очень важно, чтобы современные подростки осознавали, что культура поведения является неотъемлемой составляющей системы межличностного общения. Через ролевое проигрывание успешно отрабатываются навыки культуры общения, усваиваются знания этикета.
Общий приём доказательства
Доказательства могут выступать в процессе обучения в разнообразных функциях:
- как средство развития логического мышления обучающихся;
- как приём активизации мыслительной деятельности;
- как особый способ организации усвоения знаний;
- иногда как единственно возможная форма адекватной передачи определённого содержания, обеспечивающая последовательность и непротиворечивость выводов;
- как средство формирования и проявления поисковых, творческих умений и навыков учащихся.
Понятие доказательства и его структурные элементы рассматривают с двух точек зрения: как результат и как процесс. Обучение доказательству в школе предполагает формирование умений по решению следующих задач:
- анализ и воспроизведение готовых доказательств;
- опровержение предложенных доказательств;
- самостоятельный поиск, конструирование и осуществление доказательства.
Необходимость использования обучающимися доказательства возникает в ситуациях, когда:
- учитель сам формулирует то или иное положение и предлагает обучающимся доказать его;
- учитель ставит проблему, в ходе решения которой у обучающихся возникает потребность доказать правильность (истинность) выбранного пути решения.
В этих случаях для выполнения предлагаемых заданий обучающийся должен владеть деятельностью доказательства как одним из универсальных логических приёмов мышления.
Доказательство в широком смысле — это процедура, с помощью которой устанавливается истинность какого-либо суждения. Суть доказательства состоит в соотнесении суждения, истинность которого доказывается, либо с реальным положением вещей, либо с другими суждениями, истинность которых несомненна или уже доказана.
Любое доказательство включает:
- тезис — суждение (утверждение), истинность которого доказывается;
- аргументы (основания, доводы) — используемые в доказательстве уже известные удостоверенные факты, определения исходных понятий, аксиомы, утверждения, из которых необходимо следует истинность доказываемого тезиса;
- демонстрация — последовательность умозаключений — рассуждений, в ходе которых из одного или нескольких аргументов (оснований) выводится новое суждение, логически вытекающее из аргументов и называемое заключением; это и есть доказываемый тезис.
В целях обеспечения освоения обучающимися деятельности доказательства в работе учителей, наряду с обучением школьников конкретному доказательству тех или иных теорем, особое внимание должно уделяться вооружению обучающихся обобщённым умением доказывать.
Рефлексия
В наиболее широком значении рефлексия рассматривается как специфически человеческая способность, которая позволяет субъекту делать собственные мысли, эмоциональные состояния, действия и межличностные отношения предметом специального рассмотрения (анализа и оценки) и практического преобразования.
Задача рефлексии — осознание внешнего и внутреннего опыта субъекта и его отражение в той или иной форме.
Выделяются три основные сферы существования рефлексии:
- сфера коммуникации и кооперации, где рефлексия является механизмом выхода в позицию «над» и позицию «вне» — позиции, обеспечивающие координацию действий и организацию взаимопонимания партнёров. В этом контексте рефлексивные действия необходимы для того, чтобы опознать задачу как новую, выяснить, каких средств недостаёт для её решения, и ответить на первый вопрос самообучения: чему учиться?
- сфера мыслительных процессов, направленных на решение задач: здесь рефлексия нужна для осознания субъектом совершаемых действий и выделения их оснований. В рамках исследований этой сферы и сформировалось широко распространённое понимание феномена рефлексии в качестве направленности мышления на самоё себя, на собственные процессы и собственные продукты.
- сфера самосознания, нуждающаяся в рефлексии при самоопределении внутренних ориентиров и способов разграничения Я и не-Я.
Формирование у школьников привычки к систематическому развёрнутому словесному разъяснению всех совершаемых действий (а это возможно только в условиях совместной деятельности или учебного сотрудничества) способствует возникновению рефлексии, иначе говоря, способности рассматривать и оценивать собственные действия, умения анализировать содержание и процесс своей мыслительной деятельности. «Что я делаю? Как я делаю? Почему я делаю так, а не иначе?» — в ответах на такие вопросы о собственных действиях и рождается рефлексия. В конечном счёте рефлексия даёт возможность человеку определять подлинные основания собственных действий при решении задач.
Педагогическое общение
Наряду с учебным сотрудничеством со сверстниками важную роль в развитии коммуникативных действий играет сотрудничество с учителем, что обусловливает высокий уровень требований к качеству педагогического общения. Хотя программное содержание и формы образовательного процесса за последние 10—15 лет претерпели существенные изменения, стиль общения «учитель — ученик» не претерпел столь значительных изменений. В определённой степени причиной этого является ригидность педагогических установок, определяющих авторитарное отношение учителя к обучающемуся.
Анализ педагогического общения позволяет выделить такие виды педагогического стиля, как:
- авторитарный
- демократический
- либеральный
Отметим, что понятие педагогического стиля рассматривается достаточно широко как стратегия всей педагогической деятельности, где собственно стиль общения с учеником лишь одна из составляющих педагогического стиля.
Можно вы делить две основные позиции педагога:
- авторитарную
- партнёрскую.
Партнерская позиция может быть признана адекватной возрастно-психологическим особенностям подростка, задачам развития, в первую, очередь задачам формирования самосознания и чувства взрослости.
Заключение
Лучше всего человек выполняет ту работу, которая ему интересна, нравится и доставляет удовольствие. Исследовательские умения, особенно такие как, умения искать, отбирать и организовывать необходимую информацию, становятся сегодня неотъемлемой частью разнообразной деятельности человека. Исследовательская деятельность учащихся является условием формирования интересов, потребности в деятельности, способствует более успешной социализации школьника. Как показывает опыт, метод проектов и деятельностный подход к обучению как нельзя лучше решают задачи новой школы.
Список использованной литературы
1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В. «Формирование универсальных действий: от действия к мысли»- М. : просвещение, 2010. Александрова Г.В. Проектная деятельность на уроках русского языка в 5-9 классах: пособие для учителей. – М.: Баласс, 2010. – 96с.
2.Как рождается проект (Из опыта внедрения методических и организационно-педагогических нововведений в гимназии №1512 г. Москвы). Под ред. Е.Н. Ястребцовой. – М., 1995. – 47с.
3.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: АРКТИ, 2005. – 111с.
4.Романовская М.Б. Метод проектов в учебном процессе: метод. Пособие. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2006. – 160с.
5.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практич. пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2005. – 76с.
6. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. – Завуч. – 2003. - №6. – с.96-111.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тестовые задания для подготовки учащихся 8-9 классов к ОГЭ-2015 по русскому языку
Уважаемые коллеги! Накануне святой даты – празднования 70-летия Великой Победы - я предлагаю вашему вниманию тренировочные тесты для подготовки к ОГЭ учащихся 8-9 класс...
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА учителя русского языка и литературы по проблеме «Работа с одаренными школьниками: подготовка учащихся к олимпиадам по русскому языку, углубленный курс русского языка (в условиях внедрения ФГОС)
Работа с одаренными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. О...
Открытый урок русского языка в 8-ом классе «Подготовка учащихся 8-х классов к сдаче ОГЭ по русскому языку (сочинение на лингвистическую тему: «Выразительные средства языка»).
Подготовка восьмиклассников к ОГЭ...
«Историческая фонетика. Графика» (материал для подготовки учащихся 5-9 классов к предметным олимпиадам по русскому языку)
В своей работе учителя-словесники сталкиваются с рядом проблем при подготовке учащихся к научно-исследовательской деятельности и предметным олимпиадам по русскому языку, поскольку в пособиях, доступны...
Выступление на МО "Подготовка учащихся 9-ых классов к устному собеседованию по русскому языку".
Материал для учителя русского языка и литературы....
Доклад на тему «Особенности организации подготовки учащихся 9-х классов к сдаче ОГЭ по русскому языку»
Доклад представляет собой опыт работы учителя русского языка при подготовке к Государственной итоговой аттестации в 9 классе...
Доклад«Особенности организации подготовки учащихся 9-х классов к сдаче ОГЭ по русскому языку»
Из опыта работы по подготовке учащихся к ОГЭ по русскому языку...