Урок "Стилистический анализ текста"
план-конспект урока по русскому языку (10 класс)

Панченко Елена Александровна

Учащиеся узнают:

-что такое стиль речи;

-чем отличается художественный стиль речи от других стилей;

-стилевые черты и способы их выражения;

-изобразительно-выразительные средства художественного стиля.

Учащиеся научатся:

-строить аналитический рассказ (устный и письменный); 

-узнавать об идейно-художественном содержании произведения и его фрагментов на основе самостоятельной работы с текстом;

-выявлять подтекст;

-производить  речеведческий и стилистический анализ текста художественного произведения;

-выявлять и осмысливать изобразительно-выразительные средства языка в их  единстве с нравственно-психологической и социальной характеристикой персонажей; композиционной структурой произведения, идейным замыслом, позицией автора;

-строить устное и письменное высказывание, предполагающее самостоятельный анализ литературных произведений;

-передавать в устной и письменной форме своё, индивидуальное восприятие художественного произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_stilisticheskiy_analiz_teksta.docx43.07 КБ

Предварительный просмотр:

Стилистический анализ текста 10 класс

Форма работы: групповая, коллективная.

Предварительная работа: деление класса на группы, подготовка заданий для каждой группы с учётом уровней обучающихся.

Цели и задачи смотра знаний:

 

Обучающие

-проверить знания учащихся по теме “Стили речи. Выразительные средства языка”;

-продолжить отрабатывать умения и навыки практического применения знаний по теме;

-закрепить умения написания связных текстов в различных стилях и жанрах.

Развивающие: развивать внимание, говорение, письмо, слушание.

Воспитательные: продолжать учить учащихся коллективным формам работы.

Учащиеся должны знать:

-что такое стиль речи;

-чем отличается художественный стиль речи от других стилей;

-стилевые черты и способы их выражения;

-изобразительно-выразительные средства художественного стиля.

Учащиеся должны уметь:

-строить аналитический рассказ (устный и письменный) об идейно-художественном:

-содержании произведения и его фрагментов на основе самостоятельной работы с текстом;

-выявлять подтекст;

-производить  речеведческий

  и стилистический анализ текста художественного произведения;

-выявлять и осмысливать изобразительно-выразительные средства языка в их  единстве с нравственно-психологической и социальной характеристикой персонажей; композиционной структурой произведения, идейным замыслом, позицией автора;

-строить устное и письменное высказывание, предполагающее самостоятельный анализ литературных произведений;

-передавать в устной и письменной форме своё, индивидуальное восприятие художественного произведения.

Ход урока

I. Организационный момент

Знакомство с условиями работы, критерием оценки. Заполнение зачётных листов. Представление экспертов.

II. Постановка задачи занятия. Распределение заданий.

1. Орг. момент.

2. Введение в тему урока.

1 этап. Устный опрос

Что обозначает слово “стиль”?

Как вы понимаете понятие “стилистика художественной литературы”?

Назовите основные признаки художественного стиля речи.

Какой функции подчиняются все средства в художественном стиле?

Какие средства художественной выразительности вы знаете?

Что такое тропы?

Какие стилистические фигуры относятся к выразительным средствам языка?

3.Призентация»Средства худ выразительности»

3.2 Словарно-орфографическая работа.(для всего класса)

(баловАть, красИвее, звонИт, начАть, досУг, обеспечЕние, принЯться, твороГ, тОрты, твОрог, занЯться.) (Взаимопроверка.)

Укажите ошибки в образовании формы слова.обоими руками                     не клади руки на стол

двух мандаринов                 нет носков

нет соловьев                 обойдусь без полотенцев

много решений                 шесть оладий

4. Развитие связной монологической речи на лингвистическую тему.

2 этап. Практическая работа. Работа в группах.

1 группа

Задание 1: Определите, какие тропы использованы как средства художественной выразительности в следующих упражнениях:

1.Шутила зрелость, пела юность (А.Твардовский). 2. Литейный залили блузы и кепки (В. Маяковский). 3. Редкая птица долетит до середины Днепра (Н. Гоголь). 4. А в двери бушлаты, шинели, тулупы (В.Маяковский). 5. Дивно устроен наш свет… Тот имеет отличного повара, но, к сожалению, такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить; другой имеет рот величиною в арку главного штаба, но, увы, должен довольствоваться каким-нибудь немецким обедом из картофеля (Н.Гоголь). 6. Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается радость (А.Пушкин) 7. Весной, что внуки малые, С румяным солнцем – дедушкой играют облака (Н.Некрасов) 8. Его (сонета) игру любил творец Макбета (А.Пушкин) 9. Голова у Ивана Ивановича похожа на редьку хвостом вниз; голова Ивана Никифоровича – на редьку хвостом вверх (Н.Гоголь) 10. Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория (М.Шолохов).

2 группа

 Задание 2 : Определите, какие фигуры использованы как средства художественной выразительности в следующих предложениях.

  1. Милый друг, и в этом тихом доме лихорадка бьет меня. Не найти мне места в тихом доме возле мирного огня! (А.Блок) 2. Не жалею, не зову, не плачу, все пройдет, как с белых яблонь дым (С.Есенин) 3. Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет . 4. Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет (В.Лебедев-Кумач) 5. О мощный властелин судьбы! Не так ли ты над самой бездной , на высоте уздой железной Россию поднял на дыбы! (А.Пушкин) 6. В простом углу моем, средь медленных трудов, одной картины я желал быть вечно зритель. (А.Пушкин) 7. Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь! (Н.Некрасов) 8. О! Как легко! Как грудь свободно дышит! Широкий горизонт расширил  душу мне (А.Майков) 9. Что не конский топ, не людская молвь, не труба трубача с поля слышится, а погодушка свищет, гудит, свищет, гудит, заливается (А.Пушкин) 10. Полюбил ученый – глупую, полюбил румяный – бледную (М.Цветаева)

3 группа

Задание 3 : Определите, какие выразительные средства фонетики использованы как средства художественной выразительности в следующих предложениях.

Вспомним с нами отступавших, воевавших год

 иль час, павших, без вести пропавших, с кем видались мы хоть раз, провожавших, вновь встречавших, нам попить воды подавших, помолившихся за нас (А.Твардовский) 2. Золото холодное луны, запах олеандра и левкоя, хорошо бродить среди покоя голубой и ласковой страны (С.Есенин) 3. Шипение пенистых бокалов и пунша пламень голубой (А.Пушкин) 4. Задремали звезды золотые, задрожала зеркало затона (С.Есенин) 5. Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. Близко буря. В берег бьется чуждый чарам черный челн (К.Бальмонт) 6. Вот дождик вкрадчиво прокапал (А.Твардовский) 7. В райке нетерпеливо плещут, и, взвившись, занавес шумит; А Петербург неугомонный уж барабаном пробужден (А.Пушкин) 8. Я не даром вздрогнул. На загробный вздор. В порт, горящий, как расплавленное лето,  разворачивался и входил товарищ «Теодор Нетте» (В.Маяковский) 9. Глас не померкнет орлий? В старое ль станем пялиться? Крепи у мира на горле пролетариата пальцы (В.Маяковский).

Проверка задания групп.

Вывод: Троп-использование слов и выражений в переносном значении в целях создания художественного образа.

Для создания определенного художественного эффекта широко применяются ф и г у р ы – особые стилистико-синтаксические конструкции, придающие выразительность речи.

К фигурам относятся:-(приложение №2)

Задание: Определите функциональный стиль и тип текста.

        Из-под лодки был виден противоположный обрывистый берег и сучковатая крона огромного, с подмытыми рекой корнями дуба. Дерево резко наклонилось над водой и держалось только каким-то чудом, всеми корнями, точно узловатыми руками, судорожно цепляясь за землю.

        Селянин, положив голову на руки, долго смотрел на этот цепляющийся за жизнь дуб, и совсем неожиданно в нём родилось какое-то родственное к этому дубу чувство, словно он сам и одинокое дерево на той стороне реки связаны невидимыми, но прочными нитями. Стынет, тоскует в одиночестве безрадостно живущее дерево, стынет и тоскует в одиночестве душа человека – душа Павла Селянина. (П. Лебеденко).

         Задание: Определите функциональный стиль языка и тип текста. Обоснуйте свой ответ.

                

                Дифференциальное исчисление – это раздел математического анализа, связанный главным образом с понятиями производной и дифференциала функции . В дифференциальном исчислении изучаются правила вычисления производных (законы дифференцирования) и применения производных к исследованию свойств функций.

        Центральные понятия дифференциального исчисления – производная и дифференциал – возникли при рассмотрении большого числа задач естествознание и математики, приводивших к вычислению приделов одного и того же типа. Важнейшие среди них – физическая задача определения скорости неравномерного движения и геометрическая задача построения касательной к кривой. (Энциклопедия юного математика)

Задание: Определите функциональный стиль языка и тип текста. Обоснуйте свой ответ.

Мы усваиваем с молоком матери ни только первые навыки общения и умение  пользоваться горшком, но и ….практически все необходимое в этот момент количество кальция,  без которого невозможно нормальное развитие зубов и костей. Мы вырастаем, и молоко постепенно уходит и нашего повседневного рациона, а вместе с ним – и изобилие так необходимого для  организму  кальция.

Горькая правда  заключается в  следующем – из  всего  кальция,  потребляемого с пищей, усваивается только   25 – 30 %,   в то  время как  у детей – до 70%. Всасывание  кальция происходит  в тонком кишечнике и  усваивается  системой биологических регуляторов; проще   говоря, эффективность всасывания кальция  из пищи повышается  в период высокой потребности организма в   кальции или при низком содержании кальция в рационе. Организм человека самостоятельно поддерживает баланс кальция – величину абсолютно необходимую для нормальной жизнедеятельности ( ж.Домашний очаг).

Ответы групп по заданиям:

1 ученик (группа) – художественный стиль с элементами описания и его особенности; раскрыть понятие темы текста,

2 ученик (группа)– публицистический стиль с элементами рассуждения и его особенности, раскрыть понятие проблемы.

3 ученик (группа)– научный стиль и его признаки; раскрыть понятие текста,

Вывод: Текст- это речевое произведение, в котором предложения связаны в целое темой, и соединены по смыслу и грамматически. Все предложения связаны общей темой. Которая может быть заявлена уже в первом предложении. Единство темы проявляется в регулярной повторяемости ключевых слов.

В любом тексте есть тема? Это то, о чём человек рассказал в тексте.

Обратившись к толковому словарю, получаем ответ на первый вопрос.

Проблема – это сложный практический и теоретический вопрос, требующий решения, исследования, н-р: проблема сохранения окружающей среды, проблема смысла жизни. Определяя проблему , вы должны задуматься над тем, каким образом содержание текста касается вас , других людей, всего человечества. Помните , что описанная в тексте конкретная ситуация, факты чьей – либо биографии и т.п.- это иллюстрация, частный случай, пример появления какой-либо абстрактной идеи, рассматриваемой автором. Поэтому формулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации.

Например: Что делать, когда очень одиноко?

Чувство одиночества типично для молодых (природа подталкивает нас к созданию гнезда, семьи). Другое дело, что одиночество чаще проистекает из-за девальвации «контекста»:родители не те, друзья не те, девушка – и та не та. Чем раньше вы признаете уникальную драгоценность всего, что вас окружает, тем приятнее вам будет жить и прочнее будет настроение. Предложите окружающим свою заботу о них, а кому отдаем, того и ценим.

Чувство одиночества может проистекать и при отсутствии напряжения жизни. Счастье вообще в напоре жизни; в чувстве светлой собранности. Тоска, меланхолия приходят в гости только во время произвольной и непроизвольной, но бездеятельности.

(В.К.Харченко)

Текст начинается с вопроса, в котором сформулирована проблема: что делать, когда очень одиноко? Далее автор излагает своё видение проблемы и предлагает варианты её решения.

Итак, мы повторили с вами ключевые слова урока, приступаем к анализу текста.  

Если проблема текста – это вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Таким образом, формулируя проблему в виде вопроса, вы должны точно знать, как автор на него отвечает.

Сформулировав позицию автора , необходимо выразить своё отношение к его точке зрения на данную проблему. Обратите внимание: недостаточно лишь формально заявить о своём мнении (я согласен, я не согласен с автором). Позиция автора может быть подкреплена двумя аргументами.

Аргументы «за» и аргументы «против»

   Анализ текста. (учащимся предлагается текст для анализа)

Ключевые вопросы урока: Что такое проблема? Как выявить проблему текста?

Как сформулировать проблему текста?

У каждого учащегося исходный текст 1.

Текст 1.

  1. К какому стилю принадлежит данный текст. Есть ли в этом тексте элементы других стилей? Если есть, подумайте, с какой целью они используются в данном тексте.
  2. Какой тип речи используется в данном тексте?
  3. Найдите в 4, 7, 12, 17, 20 , 22, 32, 35 предложениях языковые средства выразительности ( тропы, фигуры, фонетические средства выразительности, стилистически окрашенная  лексика, особенности синтаксической организации текста). Определите, какую роль в раскрытии основной мысли текста они играют. Подумайте, почему в этом тексте так много восклицательных предложений.
  4. Сформулируйте основную мысль текста.

Формулируем все проблемы, а вам надо потом остановиться на одной.

(1)-Наденька, вы меня любите?- спросил я.

(2)-Люблю, конечно ,люблю ,-ответила Надя.

(3)От прилива внезапного счастья я вскочил и принялся танцевать нечто вроде «Танца с саблями».(4) Потом подпрыгнул до потолка, задев люстру, выскочил на лестничную площадку, и с разбегу налетел на уборщицу с ведром в руках. (5)  Вода разлилась, уборщица чуть не упала с лестницы. (6) «Ты что, ослеп? – крикнула она , но я пронесся мимо нее, как на крыльях. (7) Грубая женщина. (8) Подумаешь, лужа!..(9) Знала бы она, что меня любит Наденька!

(10) Во дворе малыши строили замок из песка . (11) Переполненный радостью, я вскочил на дворец, превратив его снова в груду песка. (12) «Дяденька, что вы делаете?» - зачирикали мальчишки. (13) Я даже не повернул головы. (14) Глупые дети, что значит их замок на пеке по сравнению с любовью моей Наденьки! (15) Любит, любит!..

(16) На автобусной остановке мне под ноги попалась кошелка с овощами. (17) Я с ходу пнул ее ногой, и по асфальту весело заскакали зеленые огурцы, желтые яблоку и красные помидоры. (18) «Бандит!..» - раздалось мне вдогонку. (19) Но я не удостоил хозяйку кошелки даже взгляда, все мои мысли были о Наденьке.

(20) Задыхаясь от восторга, я стремительно летел в сторону березовой рощи. (21) Под желтеющими осенними деревьями на скамейке сидели несколько пенсионеров. (22) Я пробежался по их ногам, как по клавиатуре рояля: та  - та – та – та – та – тинь – тинь. (23) Держи «хулигана!» (24) Эгоисты эти пенсионеры. (25) Разве трудно понять, что чувствует человек, которого любят!..

(26) Я влетел в рощу и, хмелея от бега и восторга, упал на зеленую душистую траву. (27)  Ах, какое это счастье – любить и быть любимым, какое счастье!

(28) Вдруг я почувствовал, что по мне пробежал некто в ботинках с железными набойками, раздавив часы на моей руке. (29) Я мгновенно вскочил, и тут же полетел в пруд, сшибленный еще кем-то , проносившимся мимо. (30) Как только я выбрался из воды, чьи-то пальцы стиснули мой нос так, что из глаз брызнули слезы. (31) Вырвавшись, я схватил с земли здоровую палку. (32) Ну, «сейчас я покажу этим кретинам!»

(33) Но что я мог сделать! (34) Вокруг меня, обезумевшие от счастья, скакали стадо румяных молодых людей, выкрикивая  разные женские имена и на разные лады повторяя: «Любит! Любит!..» (35) Оказывается, я был не одинок.. (36) Любили и других.

                (Ю. Котлярский)

Вывод:

1.данный текст принадлежит к художественному стилю. Существенную роль в формулировании главной мысли играют элементы разговорного стиля, которые включены в данный текст…

2.Тип речи данного текста – повествование.

3.Все выразительные средства подчеркивают несовместимость такого сильного чувства, как любовь, и эгоизма главного героя…

4. Совокупность проанализированных языковых выразительных средств позволяет сформулировать главную мысль текста: нет ничего, что могло бы оправдать предельное себялюбие человека…(приложение №4)

Текст 2:

  1.  К какому стилю принадлежит данный текст?
  2. Какой тип речи используется в данном тексте?
  3. Найдите 4, 5, 6, 9, 10, 12, 13 предложениях языковые средства выразительности (тропы, фигуры, фонетические средства выразительности, стилистически окрашенная лексика, особенности синтаксической организации текста). Определите, какую роль в раскрытии основной мысли текста они играют.
  4. Сформулируйте основную мысль текста.
  1. Рыбная ловля дает великолепную закалку. (2)  Только первые дни даются с трудом. (3) Потом привыкаешь к жаре и холоду, к дождям, к тому, что промокаешь насквозь и  высыхаешь  на ветру, к тому, что постелью для тебя бывает трава, а пологом – звездное небо. (4)  Когда приходит эта привычка, когда наконец наступает то состояние, когда человеку ничто в природе не страшно и стены дома перестают быть для него единственным надежным убежищем, тогда только природа раскрывается перед его глазами во всем своем разнообразии и могуществе. (5) Непонятным и смешным становится тот страх, что испытывают перед природой «комнатные»  люди, - страх перед грозами и ливнями, туманами и зноем, непроглядными ночами и ветрами, лесами и непонятными звуками. (6) Для «комнатного» человека природа полна неудобств и  скрывает в себе всяческие неприятности. (7)  У большинства людей нет необходимости вставать на рассвете, рыболов должен быть на реке, как только засинеет на востоке утренняя заря, начнут гаснуть звезды и потом, в туманах и тишине, подымится над травами и водами огромное багровое солнце, - солнце бесконечного летнего дня. (8) Ни один из восходов солнца не бывает похож на другой. (9) Иногда солнце восходит как золотой шар , иногда как белое видение в густой осенней мгле, а иной раз как большой искристый алмаз. (10) Его блеск зажигает в мокрой  листве тысячи таких же маленьких солнц-алмазов, но один из этих алмазов -  самый яркий – нестерпимо горит на небе невдалеке от солнца. (11) Это утренняя звезда Венера.

(12) Приход каждого нового дня нашей жизни – простое и величавое зрелище. (13) И каждый, кто испытывал эту предрассветную холодноватую чистоту воздуха, видел блеск Венеры над далью лесов и почувствовал первую робкую теплоту солнца на своем лице, никогда, конечно, этого не забудет. (по К.Г. Паустовскому). Приложение4

Подведение итогов урока, выставление оценок

Домашнее задание: выполнить анализ текста 2 по данным вопросам.

Список используемой литературы:

Русский язык: Грамматика. Текст. Стиль речи: Учебник 10-11 класс А.И.Власенков-М-Просвещение-2007 г.

В.Н.Исакова Дидактический материал для подготовки к ЕГЭ М-2008 г.

Русский язык подготовка к ЕГЭ :Дидактические и справочные материалы. Тесты.- Москва- и  «русское слово»-2008 г. Автор: Б.Г. Меркин , Л.Г.Смирнова.

Приложение №1

Самые распространенные средства языковой, выразительности-которые называют тропами и фигурами.

Троп-использование слов и выражений в переносном значении в целях создания художественного образа.

К тропам относятся:

Эпитет- образное определение предмета, явления. Эпитет отличается от простого определения художественной выразительностью, он передает чувство автора к изображаемому предмету, создаёт живое ,яркое представление о нём:

Вечером синим, вечером лунным

                                      Был я когда-то красивым и юным.

Одним из самых выразительных эпитетов являются оксюмороны: «Горячий снег» (Ю Бондарев), «Живой труп» (Л.Толстой).

Оксюморонхудожественный приём соединения слов, обозначающих обычно несовместимые понятия:… Но красоты их безобразной

                                                          Я скоро таинство постиг. (М.Лермонтов)

Сравнение-уподобление изображаемого явления другому по какому-либо общему для них признаку с целью выявить в объекте новые важные свойства: Небо как колокол, месяц- язык…(С.Есенин).

Метафора- слово или выражение, употребленное в переносном смысле. В основе переноса лежит сходство предметов или явлений по какому-либо признаку: Теплый бархат ночи расшит, украшен голубым серебром огней… (М.Горький).

Олицетворение- разновидность метафоры, присвоение предметам неживой природы или отвлеченным понятиям свойств живых существ: К ней прилегла в опочивальне её сиделка- тишина. (А.Блок).

Метонимия – перенос наименования, в основе которого лежит смежность предметов, понятий, различная связь между ними. Такая связь может возникнуть 1) между содержимым и содержащим:  Я три тарелки съела (И.Крылов); 2) между автором и его произведением: Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал (А.Пушкин).

Синекдоха -  частный случай метонимии: перенос значения с целого на его часть, с множественного числа – на единственное. Так же, как и метонимия, выделяет существенное , значимое для автора, создает яркий образ: И слышно было до рассвета, как ликовал француз (М.Лермонтов)

Гипербола – художественный прием, основанный на преувеличении тех или иных свойств изображаемого предмета или явления: В сто сорок солнц закат пылал(В. Маяковский).

Литота – художественный прием, основанный на чрезмерном преуменьшении свойств изображаемого предмета или явления: Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка (А.Грибоедов).

Каламбур – игра слов, использование многозначности, омонимии или звукового сходства слов с целью достижения комического эффекта: Чуть пробуждается народ, Сейчас дают ему уставы, Кричат :»Закройте-ка уста вы!» И вмиг кладут печать на рот (К. Фофанов).

Ирония – художественный прием, когда слово или высказывание обретают в тексте значение, противоположное буквальному или подвергающее его сомнению: Отколе, умная, бредешь ты, голова (И.Крылов)

Сарказм – суждение, содержащее едкую, язвительную насмешку над изображаемым, высшая степень иронии : Ты уснешь, окружен попечением Дорогой и любимой семьи (Ждущей смерти твоей с нетерпением) (Н. Некрасов).

Перифраза – описательный оборот речи, применяемый для замены слов или группы слов  с тем, чтобы избежать повторения, придать повествованию большую выразительность. Обычно такой оборот содержит описание существенных признаков лица, предмета или явления: царь зверей (вместо лев), Страна восходящего солнца (вместо Япония).

Для создания определенного художественного эффекта широко применяются  ф и г у р ы – особые стилистико-синтаксические конструкции, придающие выразительность речи.

К фигурам относятся:

Инверсия – расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный, прямой порядок, с целью усилить выразительность речи: Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана? (А.Пушкин)

Анафора – повторение слов или фраз в начале смежных высказываний: Жди меня, и я вернусь. Только очень жди… Жди, когда наводят грусть желтые дожди. Жди, когда снега метут. Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера (К. Симонов)

Эпифора – повторение слов или фраз в конце смежных высказываний: Я не знаю, где граница между Севером и Югом. Я не знаю, где граница меж товарищем и другом (М. Светлов)

Композиционный стык – повтор, когда новое высказывание начинается с того же, чем оканчивается предыдущее: Дети никогда не бывают виноваты – виноваты всегда взрослые.

Параллелизм – параллельное расположение структурных элементов в двух-трех смежных высказываниях. Фигура, основанная на одинаковом синтаксическом построении предложений: Ах, кабы на меня не кручина,  Ни о чем-то бы я не тужила (народ. Песня).

Антитеза – резкое противопоставление  понятий, мыслей, образов: Белый ест ананас спелый, черный – гнилью моченый. Белую работу делает белый, черную работу – черный (В. Маяковский)

Градация – последовательное расположение слов или частей фраз в порядке их возрастающего (реже убывающего) значения: Все разнообразие, все прелесть, вся красота жизни слагается из света и тени (Л.Н. Толстой)

Риторический вопрос – вопрос, не требующий ответа, утверждение или отрицание, выраженное в форме вопросительного предложения: Доколе,  счастье, ты венцами Злодеев будешь украшать? (М. Ломоносов)

Риторическое восклицание – восклицательное предложение, выполняющее в тексте роль эмоционального усиления: То было в утро наших лет – О счастье! О слезы! О лес! О жизнь! О солнца свет! О свежий дух березы! (А. Толстой)

Бессоюзие – построение предложения, при котором однородные члены или части сложного предложения связываются без помощи союзов, фигура, придающая речи динамичность, насыщенность. Швед, русский колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет (А. Пушкин)

Многосоюзие – повтор союза, ощущаемый как избыточный и употребляемый как выразительное средство, обычно – в положении анафоры. И блеск, и тень, и говор волн (А. Пушкин)

Период – Длинное, многочленное сложное предложение или сильно распространенное  простое предложение, которое отличается законченностью, единством темы и интонационным распадением на две части. В первой части синтаксический повтор однотипных придаточных (или членов предложения) идет с нарастающим повышением интонации, затем – разделяющая значительная пауза, и во второй части, где дается вывод, тон голоса заметно понижается. Такое интонационное оформление образует своего рода круг: Когда бы жизнь домашним кругом я ограничить захотел, Когда б мне быть отцом, супругом приятный жребий повелел, Когда б  семейственной картиной пленился я хоть миг единый – то, верно б, кроме вас одной невесты не искал иной (А. Пушкин)

Парцелляция – выделение из предложения какого-либо члена и оформление его в виде самостоятельного неполного предложения. Постановка точки там, где ее быть не должно. Разрыв предложения точкой, которая выносит определенные члены предложения в новое предложение. Парцелляция, разделяя то, что в обычной речи разделению не подлежит, сбивает инерцию читательского восприятия, заставляет вдуматься в каждое звено в отдельности, осознать его глубинный смысл и «самость». Прошлый раз на пути из Луги на какой-то станции, несмотря на форменное переполнение, в вагон еще какой-то тип влазит. Не старый еще. С усиками. Довольно франтовато одетый. В русских сапогах (М. Зощенко)

Ассонанс – повторение в художественном тексте одинаковых или похожих гласных, которое служит для создания звукового образа: Быстро лечу я по рельсам чугунным. Думаю думу свою (Н. Некрасов)

Аллитерация – повторение в художественном тексте согласных, создающих звуковой образ: Довольный праздничным обедом, сосед сопит перед соседом (А. Пушкин)

Звукоподражание – передача слуховых впечатлений словами, напоминающими звучание природных явлений или звуки, издаваемые животными: Полночной порою в болотной глуши Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши (К. Бальмонт)

Афоризм – краткое, меткое и обычно образное изречение, близкое к пословице. Мысль изреченная есть ложь (Ф. Тютчев)

Аллегория – иносказательное изображение отвлеченных понятий при помощи художественных образов. (Когда говорится об одном, а подразумевается другое). Насмешники над всеми львами, над орлами. Кто что ни говори, хоть и животные – а все-таки цари (А. Грибоедов)

Притча – бытовая история, рассказ об обычных событиях из жизни людей, имеющих иносказательный нравоучительный характер (евангельская притча)

Эпиграф – цитата, пословица, помещаемая автором после заглавия произведения перед текстом, которая помогает правильно понять основную мысль текста.

Приложение№2

Приложение к заданию 1:

1.Шутила зрелость, пела юность (олицетворение).2.Литейный залили блузы и кепки (метонимия).3.Редкая птица (эпитетдолетит до середины Днепра (гипербола).4 .А в двери бушлаты, шинели, тулупы(метонимия).5.Дивно устроен наш свет… Тот имеет отличного повара, но, к сожалению, такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить(литота); другой имеет рот величиною в арку главного штаба (гипербола), но, увы, должен довольствоваться каким-нибудь немецким обедом из картофеля.6. Утешится безмолвная печаль(эпитет), и резвая(эпитет)  задумается радость.7. Весной, что внуки малые (сравнение), с румяным(эпитет) солнцем – дедушкой (эпитетиграют облака(олицетворение).8. Его (сонета) игру любил творец Макбета (т.е. Шекспир) (перифраза).9. Голова у Ивана Ивановича похожа на редьку хвостом вниз (сравнение); голова Ивана Никифоровича – на редьку хвостом вверх (сравнение). 10. Как выжженная палами степь (сравнение), черна стала жизнь Григория (метафора.)

Приложение к заданию 2:

1.Милый друг, и в этом тихом доме лихорадка бьет меня. Не найти мне места в тихом доме возле мирного огня! (эпифора).2. Не жалею, не зову, не плачу, все пройдет, как с белых яблонь дым (градация).3. Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет (антитеза).4. Молодым везде у нас дорогастарикам везде у нас почет (антитеза).5. О мощный властелин судьбы (риторическое обращение)! Не так ли ты над самой бездной , на высоте уздой железной Россию поднял на дыбы! (риторический вопрос).6. В простом углу моем (инверсия), средь медленных трудов, одной картины я желал быть вечно зритель(градация).7. Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь! (анафора, антитеза).8. О! Как легко! Как грудь свободно дышит! Широкий горизонт расширил  душу мне.9. Что не конский топ, не людская молвь, не труба трубача с поля слышится, а погодушка свищет, гудит, свищет, гудит, заливается (анафора, подхват, параллелизм). 10. Полюбил ученый – глупую, полюбил румяный – бледную (анафора, антитеза).

Приложение к заданию 3 :

1.Вспомним с нами отступавших, воевавших год иль час, павших, без вести пропавших, с кем видались мы хоть раз, провожавших, вновь встречавших, нам попить воды подавших, помолившихся за нас (аллитерация) 2. Золото холодное луны, запах олеандра и левкоя, хорошо бродить среди покоя голубой и ласковой страны (ассонанс) 3. Шипение пенистых бокалов и пунша пламень голубой (звукоподражание) 4. Задремали звезды золотые, задрожала зеркало затона (аллитерация) 5. Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. Близко буря. В берег бьется чуждый чарам черный челн (аллитерация) 6. Вот дождик вкрадчиво прокрапал (звукоподражание) 7. В райке нетерпеливо плещут, и, взвившись, занавес шумит (звукоподражание); А Петербург неугомонный уж барабаном пробужден ((звукоподражание) 8. Я недаром вздрогнулНа загробный вздор. В портгорящий, как расплавленное лето,  разворачивался и входил товарищ«Теодор Нетте» (аллитерация) 9. Глас не померкнет орлий? В старое ль станем пялиться? Крепи у мира на горле пролетариата пальцы (В.Маяковский)

приложение3 

  1. Автором данного текста является Ю.Котлярский.
  2. Данный текст принадлежит  к художественному стилю. Существенную роль в формулировании главной мысли играют элементы разговорного стиля, которые  включены в данный текст. Разговорные реплики персонажей помогают передать отрицательное отношение к поступкам героя предельно эмоционально. Именно элементы разговорного стиля (наряду с самими поступками героя) являются ключом к пониманию главной мысли текста.
  3. Тип речи  данного текста – повествование.
  4. Все выразительные средства данного текста подчеркивают несовместимость такого сильного чувства, как любовь, и эгоизма главного героя, забывшего, что, кроме предмета его любви, в мире есть еще много людей, занятых своими делами и заботами. Восклицательные предложения делают текст эмоциональным, говорят о чувствах героя, являются как бы оправданием всех его поступков. Не случайно они идут, как правило, после резких осуждающих реплик других персонажей повествования. Этой же цели служит гипербола в 4 предложении. Эпитет (грубая) в 7 предложении тоже противопоставляет героя другим персонажем , подчеркивая его эгоизм. Метафора «зачирикали мальчишки» в 12 предложении превращает детей в стайку беззащитных воробьев, которые не способны противостоять «буре эмоций» «влюбленного» человека. В 17 предложении эпитет «весело» в сочетании с олицетворением «заскакали веселые огурцы, желтые яблоки и красные помидоры», указывает на то, что все происходящее представлено глазами главного героя, который в порыв своего чувства не замечает последствий своих поступков. Этим же целям служит метафора «задыхаясь от восторга» и эпитет «стремительно» 20 предложения, сравнение «пробежался по их ногам, как по клавиатуре рояля» в 22 предложении. Особое место в ряду выразительных средств занимает просторечное слово «кретин» в 32 предложении. Это слово с ярко выраженной отрицательной эмоциональной окраской произнесено главным героем в адрес тех, кто ведет себя так же, как и он. Таким образом, это своеобразная оценка и его собственного поведения. Слово «кретин» в первую очередь относится к самому главному герою. Примечательно, что оно употреблено в восклицательном предложении. В 35 предложении автор использует фигуру умолчания, которая на письме обозначается многоточием. Такой прием, как бы заставляет героя задуматься о том, что эгоизму нет оправдания, поскольку каждый человек живет среди людей.
  5. Совокупность проанализированных языковых  выразительных средств позволяет сформулировать главную мысль текста. Она заключается в том, что нет ничего что могло бы оправдать предельное себялюбие человека, поскольку человек живет  среди других людей, и рано или поздно те неудобства, которые он причинил людям, вернутся к нему самому. Любовь в этом повествовании – лишь частные (хотя и очень эмоциональный, а потому запоминающийся) случай противопоставления одного человека всем остальным людям. Поэтому данный текст можно рассматривать как развернутое иносказание, приведенное с поучительными целями, то есть как своеобразную притчу о том, что эгоизм в любом случае рано или поздно обернется против человека,  им наделенного.  

Приложение4

Ответ (приложение)

  1. Данный текст  принадлежит к художественному стилю.
  2. Тип речи данного текста  - рассуждение и описание.
  3. Выразительные средства языка выполняют в данном тексте две основные функции. Во-первых, они нужны для яркого, образного описания красоты природы. Во-вторых, некоторые языковые средства данного текста создают образ природы как живого существа. Уже в 4 предложении образ природы задается с помощью метафоры («природа раскрывается перед его глазами во всем своем многообразии и могуществе»). Готовит появление такого образа особая интонация, создаваемая рядом однородных придаточных предложений с союзом «когда». В 5 предложении ряд парных однородных дополнений показывает, чего боится «комнатный» человек. Он испытывает страх «перед грозами и ливнями, туманами и зноем, непроглядными ночами и ветрами, лесами и непонятными звуками». Метафора в 6 предложении («природа… скрывает в себе всяческие неприятности») закрепляет такой образ природы. Но только человеку, преодолевшему этот страх, ставшему частью природы, она откроет свою красоту. Сравнивая  9  предложения создают образ прекрасной природы: «Иногда солнце восходит как золотой шар, иногда как белое видение в густой осенней мгле, а иной раз как большой искристый алмаз». И теперь уже олицетворение 10 предложения фиксирует в сознании читателя образ прекрасной, а не страшной природы («Его блеск зажигают  мокрой листве тысячи таких же маленьких солнц-алмазов…») Эпитеты 12 предложения («простое и величавое зрелище…») закрепляет такую характеристику этого образа. Вводятся же эти эпитеты опять-таки олицетворением («Приход каждого нового дня нашей жизни – простое и величавое зрелище…») Градация в 13 предложении («И каждый , кто испытал эту предрассветную холодноватую чистоту воздуха, видел блеск Венеры над далью лесов и почувствовал первую робкую теплоту солнца на своем лице, никогда, конечно, этого не забудет») вводит мысль о силе воздействия образа прекрасной природы на человека.

Анализ языковых средств  приводит к пониманию главной мысли текста.

  1. Основной мыслью данного текста является то положение, что красота и величие природы открываются не каждому человеку. Чтобы заметить эту красоту, нужно преодолеть страх «комнатного» человека перед природой, стать ее частью. Только в этом случае можно насладиться ее «разнообразием» и «могуществом». Разговор о рыбной ловле – лишь сюжетный прием, который автор использует для того, чтобы полвести читателя к пониманию этих размышлений.

3 группа

Задание 3 : Определите, какие выразительные средства фонетики использованы как средства художественной выразительности в следующих предложениях.

Вспомним с нами отступавших, воевавших год

 иль час, павших, без вести пропавших, с кем видались мы хоть раз, провожавших, вновь встречавших, нам попить воды подавших, помолившихся за нас (А.Твардовский) 2. Золото холодное луны, запах олеандра и левкоя, хорошо бродить среди покоя голубой и ласковой страны (С.Есенин) 3. Шипение пенистых бокалов и пунша пламень голубой (А.Пушкин) 4. Задремали звезды золотые, задрожала зеркало затона (С.Есенин) 5. Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. Близко буря. В берег бьется чуждый чарам черный челн (К.Бальмонт) 6. Вот дождик вкрадчиво прокапал (А.Твардовский) 7. В райке нетерпеливо плещут, и, взвившись, занавес шумит; А Петербург неугомонный уж барабаном пробужден (А.Пушкин) 8. Я не даром вздрогнул. На загробный вздор. В порт, горящий, как расплавленное лето,  разворачивался и входил товарищ «Теодор Нетте» (В.Маяковский) 9. Глас не померкнет орлий? В старое ль станем пялиться? Крепи у мира на горле пролетариата пальцы (В.Маяковский).

3 группа

Задание 3 : Определите, какие выразительные средства фонетики использованы как средства художественной выразительности в следующих предложениях.

Вспомним с нами отступавших, воевавших год

 иль час, павших, без вести пропавших, с кем видались мы хоть раз, провожавших, вновь встречавших, нам попить воды подавших, помолившихся за нас (А.Твардовский) 2. Золото холодное луны, запах олеандра и левкоя, хорошо бродить среди покоя голубой и ласковой страны (С.Есенин) 3. Шипение пенистых бокалов и пунша пламень голубой (А.Пушкин) 4. Задремали звезды золотые, задрожала зеркало затона (С.Есенин) 5. Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. Близко буря. В берег бьется чуждый чарам черный челн (К.Бальмонт) 6. Вот дождик вкрадчиво прокапал (А.Твардовский) 7. В райке нетерпеливо плещут, и, взвившись, занавес шумит; А Петербург неугомонный уж барабаном пробужден (А.Пушкин) 8. Я не даром вздрогнул. На загробный вздор. В порт, горящий, как расплавленное лето,  разворачивался и входил товарищ «Теодор Нетте» (В.Маяковский) 9. Глас не померкнет орлий? В старое ль станем пялиться? Крепи у мира на горле пролетариата пальцы (В.Маяковский).

3 группа

Задание 3 : Определите, какие выразительные средства фонетики использованы как средства художественной выразительности в следующих предложениях.

Вспомним с нами отступавших, воевавших год

 иль час, павших, без вести пропавших, с кем видались мы хоть раз, провожавших, вновь встречавших, нам попить воды подавших, помолившихся за нас (А.Твардовский) 2. Золото холодное луны, запах олеандра и левкоя, хорошо бродить среди покоя голубой и ласковой страны (С.Есенин) 3. Шипение пенистых бокалов и пунша пламень голубой (А.Пушкин) 4. Задремали звезды золотые, задрожала зеркало затона (С.Есенин) 5. Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. Близко буря. В берег бьется чуждый чарам черный челн (К.Бальмонт) 6. Вот дождик вкрадчиво прокапал (А.Твардовский) 7. В райке нетерпеливо плещут, и, взвившись, занавес шумит; А Петербург неугомонный уж барабаном пробужден (А.Пушкин) 8. Я не даром вздрогнул. На загробный вздор. В порт, горящий, как расплавленное лето,  разворачивался и входил товарищ «Теодор Нетте» (В.Маяковский) 9. Глас не померкнет орлий? В старое ль станем пялиться? Крепи у мира на горле пролетариата пальцы (В.Маяковский).

1 группа

Задание 1: Определите, какие тропы использованы как средства художественной выразительности в следующих упражнениях:

1.Шутила зрелость, пела юность (А.Твардовский). 2. Литейный залили блузы и кепки (В. Маяковский). 3. Редкая птица долетит до середины Днепра (Н. Гоголь). 4. А в двери бушлаты, шинели, тулупы (В.Маяковский). 5. Дивно устроен наш свет… Тот имеет отличного повара, но, к сожалению, такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить; другой имеет рот величиною в арку главного штаба, но, увы, должен довольствоваться каким-нибудь немецким обедом из картофеля (Н.Гоголь). 6. Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается радость (А.Пушкин) 7. Весной, что внуки малые, С румяным солнцем – дедушкой играют облака (Н.Некрасов) 8. Его (сонета) игру любил творец Макбета (А.Пушкин) 9. Голова у Ивана Ивановича похожа на редьку хвостом вниз; голова Ивана Никифоровича – на редьку хвостом вверх (Н.Гоголь) 10. Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория (М.Шолохов).

2 группа

 Задание 2 : Определите, какие фигуры использованы как средства художественной выразительности в следующих предложениях.

  1. Милый друг, и в этом тихом доме лихорадка бьет меня. Не найти мне места в тихом доме возле мирного огня! (А.Блок) 2. Не жалею, не зову, не плачу, все пройдет, как с белых яблонь дым (С.Есенин) 3. Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет . 4. Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет (В.Лебедев-Кумач) 5. О мощный властелин судьбы! Не так ли ты над самой бездной , на высоте уздой железной Россию поднял на дыбы! (А.Пушкин) 6. В простом углу моем, средь медленных трудов, одной картины я желал быть вечно зритель. (А.Пушкин) 7. Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь! (Н.Некрасов) 8. О! Как легко! Как грудь свободно дышит! Широкий горизонт расширил  душу мне (А.Майков) 9. Что не конский топ, не людская молвь, не труба трубача с поля слышится, а погодушка свищет, гудит, свищет, гудит, заливается (А.Пушкин) 10. Полюбил ученый – глупую, полюбил румяный – бледную (М.Цветаева)

1 группа

Задание 1: Определите, какие тропы использованы как средства художественной выразительности в следующих упражнениях:

1.Шутила зрелость, пела юность (А.Твардовский). 2. Литейный залили блузы и кепки (В. Маяковский). 3. Редкая птица долетит до середины Днепра (Н. Гоголь). 4. А в двери бушлаты, шинели, тулупы (В.Маяковский). 5. Дивно устроен наш свет… Тот имеет отличного повара, но, к сожалению, такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить; другой имеет рот величиною в арку главного штаба, но, увы, должен довольствоваться каким-нибудь немецким обедом из картофеля (Н.Гоголь). 6. Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается радость (А.Пушкин) 7. Весной, что внуки малые, С румяным солнцем – дедушкой играют облака (Н.Некрасов) 8. Его (сонета) игру любил творец Макбета (А.Пушкин) 9. Голова у Ивана Ивановича похожа на редьку хвостом вниз; голова Ивана Никифоровича – на редьку хвостом вверх (Н.Гоголь) 10. Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория (М.Шолохов).

2 группа

 Задание 2 : Определите, какие фигуры использованы как средства художественной выразительности в следующих предложениях.

  1. Милый друг, и в этом тихом доме лихорадка бьет меня. Не найти мне места в тихом доме возле мирного огня! (А.Блок) 2. Не жалею, не зову, не плачу, все пройдет, как с белых яблонь дым (С.Есенин) 3. Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет . 4. Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет (В.Лебедев-Кумач) 5. О мощный властелин судьбы! Не так ли ты над самой бездной , на высоте уздой железной Россию поднял на дыбы! (А.Пушкин) 6. В простом углу моем, средь медленных трудов, одной картины я желал быть вечно зритель. (А.Пушкин) 7. Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь! (Н.Некрасов) 8. О! Как легко! Как грудь свободно дышит! Широкий горизонт расширил  душу мне (А.Майков) 9. Что не конский топ, не людская молвь, не труба трубача с поля слышится, а погодушка свищет, гудит, свищет, гудит, заливается (А.Пушкин) 10. Полюбил ученый – глупую, полюбил румяный – бледную (М.Цветаева)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло

Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о  ли...

Комплексный анализ текста. Работа с текстом И.Бунина.

Данные материалы должны послужить для расширении словарного запаса, воспитанния чувства любви к прекрасному и умение видеть это прекрасное в окружающем мире,  для закрепления навыков анализ текст...

Комплексный анализ текста в старшей школе с целью подготовки к написанию части «С» Единого государственного экзамена. Анализ текста О.М.Безымянной «Урок о «если» (подготовка к выполнению части «С»)

Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.Древняя мудрость           Изучение русского...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

Элективный курс «Анализ текста». Занятие № 3 «Информативно-целевой анализ текста. Создание собственных текстов».

Повышение лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся. Обеспечить подготовку обучающихся к прохождению государственной (итоговой) аттестации за курс основной общеобразовательной школы....

ЕГЭ по русскому языку. Задание 22. Комплексный анализ текста, логико-содержательный анализ текста.

Материал выполнен в виде презентации в формате PDF-файла. Рассматриваются различные варианты формулировок данного задания. Представлен алгоритм работы над ним, а также для практики разбираются пять те...