Методическая разработка урока
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Урок в 5 классе на тему "Тире между подлежащим и сказуемым"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_5_kl.docx25.06 КБ

Предварительный просмотр:

Тире между подлежащим и сказуемым. 5-й класс, ФГОС

Класс: 5


Цель: расширять понятийную базу; учиться использовать на практике работу с главными членами предложения, продолжать работу над орфограммами и пунктограммами.

Задачи:

  • Обучающие:
  • обобщить знания обучающихся о главных членах предложения;
  • познакомиться с особенностями постановки тире между подлежащим и сказуемым.
  • Развивающие:
  • развивать умение анализировать предложенный лингвистический материал;
  • вырабатывать умение производить синтаксический разбор предложения;
  • продолжить работу с текстом.
  • Воспитательные:
  • воспитывать языковую культуру и познавательный интерес к предмету через создание ситуации успеха на уроке;
  • воспитывать любовь к стране через привитие интереса и любви к столице нашего государства.

Тип урока: открытие нового знания.

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Мотивация к учебной деятельности (1 мин.)

– Подарите улыбки друг другу. Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, то ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью. Ведь окружающий мир – это большое волшебное зеркало.

Ученики готовят себя к занятию.

Цель: мотивация детей на работу.

УУД – личностные

2. Актуализация знаний (8-10 мин.)

– Напишите словарный диктант «По лексическому значению узнай слово и запиши грамотно»:

  • маленькая книжечка, листы которой скреплены иголочками (брошюра)
  • группа экспертов, присуждающих премии на выставках, конкурсах (жюри)
  • прибор в виде раскрывающегося в воздухе большого зонта для прыжка с самолёта или спуска с него груза (парашют)
  • раздел науки о языке, в котором изучаются система знаков препинания и правила их постановки (пунктуация)
  • маленькая чёрточка между словами (дефис)
  • внезапно (вдруг)
  • обращение к кому-нибудь, призывающее удовлетворить какие-нибудь нужды, желания (просьба)
  • раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения, текст… (синтаксис)
  • военное приветствие, отдание почестей кому-нибудь выстрелами, ракетами, выкидыванием флага, поднятием обнажённой сабли (салют)

Ученики записывают диктант

Брошюра, жюри, парашют, пунктуация, дефис, вдруг, просьба, синтаксис, рапорт, салют.

УУД – познавательные, регулятивные, личностные

Новое слово:

Тире [рэ] – знак препинания в виде длинной горизонтальной чёрточки.

Записывают новое слово, объясняя его лексическое значение.

3. Пробное учебное действие (5 мин.)

– Для того чтобы узнать тему сегодняшнего урока, необходимо расшифровать фразу, зачёркивая буквы Ф, Х, Ю, Н, Ц (детям раздаются листочки с зашифрованной темой)

Т

Ф

И

Р

Ю

Х

Е

Н

Ф

Х

Ю

М

Н

Е

Н

Ж

Ф

Х

Д

У

Ю

П

О

Д

Н

Х

Ц

Л

Е

Ц

Х

Ж

Н

А

Ю

Ц

Щ

Х

И

М

Н

Ф

И

Ю

Ц

С

Ю

Х

К

Н

Ф

А

Ю

З

У

Х

Ц

Е

Ф

Н

М

Ю

Х

Ы

Ф

М

Ученики расшифровывают название урока:

УУД – познавательные, регулятивные, личностные
коммуникативные

– Какова же тема нашего урока? Запишите в тетрадях.
– Рассмотрите  предложения.

  • Москва – столица нашей Родины.
  • Красная площадь – символ российской истории
  • – Как можно объяснить постановку тире в предложении. Затрудняетесь?
    – Для того чтобы не ошибиться, подчеркните грамматическую основу в предложении.
    – Укажите, чем выражены главные члены предложения.

Тире между подлежащим и сказуемым.

Учитель рассказывает сказку о постановке тире между подлежащим и сказуемым.

Сказка

Поссорились как-то Подлежащее со Сказуемым.
— Ты одеваешь часто мою маску,— сказало Подлежащее,— а мне это не нравится.
Сказуемое обиделось:
— Откуда ты взял? Когда это бывает?
— Когда и ты существительное, и я существительное. Попробуй разобраться, кто есть кто, а я не хочу быть тобой.
— Зачем мне твоя маска существительного? Я и само существительное.
Долго бы ссорились Подлежащее со Сказуемым, и вдруг появился разделительный знак по имени Тире.
— Я помирю вас,— сказал он,— встану между вами, и никто уже вас не спутает.
И с того времени стоит господин Тире между подлежащим-существительным, если между ними нет связи. А между подлежащим-существительным и сказуемым не хочет стоять, так как они и так не ссорятся.

Задача к сказке.

Чтобы «помирить» Подлежащее со Сказуемым, необходимо поставить там, где нужно, тире на месте пропущенной связки.

Читают предложения, записывают их и объясняют постановку тире.

4. Закрепление (7 мин.)

– Выполните синтаксический разбор предложения.

1. Земля – кормилица.
2. Азбука – к мудрости ступенька.

Ученики записывают предложения:

Выполнение синтаксического разбора предложения.

УУД – познавательные и регулятивные

5. Физкультминутка (1 мин.)

Мы писали и устали,
Все мы дружно тихо встали,
Ножками потопали: раз, два, три.
Руками похлопали: раз, два, три.
Сели, встали, встали, сели
И друг друга не задели.
Мы немножко отдохнём
И опять писать начнём.

Обучающиеся выполняют движения и произносят слова считалочки

УУД – личностные

6. Закрепление материала (продолжение) (10 мин.)

Об.яснительныйный диктант.

1. В каком предложении тире стоит между подлежащим и сказуемым?


1) Из животных в тундре обитают северный олень и песец, а у моря — белый медведь.
2) Иметь разборчивый почерк — первое правило вежливости.
3) Элен красива внешне, а княжна Марья — внутренне.
4) Сыр выпал — с ним была плутовка такова.


2. В каком предложении тире стоит между подлежащим и сказуемым?


1) Лето припасает — зима поедает.
2) Легкие судороги — признак глубокого чувства.
3) Листья мы находили в карманах своих дождевых плащей, в кепках, в волосах.
4) Жизнь — подарок, которого мы не просили.


1) Грузинские деревни__это сплошные сады.
2) Прилет журавлей__признак весны.
3) Агата Кристи__самый популярный автор детективного жанра
.

Учащиеся выписывают предложения

УУД – регулятивные, познавательные

7. Рефлексия (3 мин.)

Повторили, чем могут быть выражены главные члены предложения, что их называют грамматической основой. Узнали, когда ставится тире между подлежащим и сказуемым.

Цель – обобщить, сделать вывод, произвести самооценку.

8. Домашнее задание (1 мин.)

Т

Ф

И

Р

Ю

Х

Е

Н

Ф

Х

Ю

М

Н

Е

Н

Ж

Ф

Х

Д

У

Ю

П

О

Д

Н

Х

Ц

Л

Е

Ц

Х

Ж

Н

А

Ю

Ц

Щ

Х

И

М

Н

Ф

И

Ю

Ц

С

Ю

Х

К

Н

Ф

А

Ю

З

У

Х

Ц

Е

Ф

Н

М

Ю

Х

Ы

Ф

М


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"

Тема «Высшая нервная деятельность.  Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока:  освоение  учащимися знания о вк...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка урока "В зоопарке" методическая разработка по английскому языку (5 класс)

Данный урок основан на учебнике Spotlight 5. Тема урока: В зоопарке . УМК: «Английский в фокусе» (Spotlight- 5) Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс. Тип урока: урок актуализ...