АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
рабочая программа по русскому языку (9 класс)
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptirovannaya_rp_9_kl.doc | 242.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение
к адаптированной основной образовательной
программе основного общего образования
приказ № 462ос от 31.08.2022г.
Тюменская область
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Нижневартовский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новоаганская общеобразовательная средняя школа имени маршала
Советского Союза Г.К. Жукова»
Адаптированная рабочая программа
по предмету «Русский язык»
для учащихся
с задержкой психического развития, обучающихся
в общеобразовательном 9б классе
на 2022-2023 учебный год
Составила:
Демидова Валентина Вениаминовна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории.
пгт Новоаганск, 2022
1.Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по предмету «Русский язык» для 9б класса предназначена для детей с задержкой психического развития. Программа разработана на основе следующих нормативных документов:
- примерной Программы общеобразовательных учреждений МО РФ Русский язык 5-9 классы». М. «Просвещение» 2016г. Авторы: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, И. И. Кулибаба;
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с задержкой психического развития, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22.12. 2015 г. № 4/15)
Рабочая программа ориентирована на учебник «Русский язык» -9 класс М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, Н.В. Ладыженская, А.Т. Григорян, О.М. Александрова, А.Д. Дейкина, И.И.Кулибаба; Москва, «Просвещение» 2016год.
Главными целями рабочей программы являются:
• воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
• развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
• освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
• применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций
Задачи:
- дать обучающимся знания о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитие и функционировании;
- формировать умения и навыки использования языка в различных сферах и ситуациях общения; овладеть основными нормами русского литературного языка;
- формировать у обучающихся способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов;
- формировать умение пользоваться различными лингвистическими словарями; совершенствовать умения и навыки письменной речи;
- освоить коммуникативную, языковедческую и культуроведческую.компетенции
Коррекционно-развивающие задачи для детей с ЗПР:
- Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
- - развитие мелкой моторики и пальцев рук;
- - развитие навыков каллиграфии;
- - развитие артикуляционной моторики.
- Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- - коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений;
- - коррекция – развитие памяти;
- - развитие пространственных представлений и ориентации;
- - развитие представлений о времени.
- Развитие различных видов мышления:
- - развитие наглядно-образного мышления;
- - развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
- Развитие основных мыслительных операций:
- - развитие умения сравнивать, анализировать;
- - развитие умения выделять сходство и различие понятий;
- - умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность.
- Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
- - развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
- - формирование умения преодолевать трудности;
- - воспитание самостоятельности принятия решения;
- - формирование устойчивой и адекватной самооценки;
- - формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике.
- Коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка.
- Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
- Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Срок реализации рабочей программы 1 год.
Рабочая учебная программа рассчитана на 102 ч. (34 недели в год), 3 часа в неделю
Виды контроля
№ п/п | Раздел | Всего | кон. дикт | Р.Р. | Тест | К.р. | Сл.диктант | |
Изл. | Соч. | |||||||
1. | Введение. Международное значение русского языка | 1 | ||||||
2. | Повторение изученного в 5 – 8 классах. | 13 | 1 | |||||
3 | Сложное предложение. Культура речи. | 7 | 2 | 1 | ||||
4. | Сложносочинённое предложение | 14 | 2 | 1 | ||||
5. | Сложноподчинённое предложение. | 35 | 1 | 2 | 5 | 1 | ||
6. | Бессоюзные сложные предложения. | 14 | 2 | 1 | ||||
7. | Сложные предложения с различными видами связи | 12 | 2 | 1 | 1 | |||
8. | Повторение | 6 | ||||||
Итого: | 102 ч. | 1 | 8 | 7 | 3 | 2 | 2 |
Форма промежуточной аттестации – контрольная работа. Форма государственной итоговой аттестации – ОГЭ.
Планируемые результаты учебного предмета
Личностные результаты обучения
- Воспитание гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку;
- освоение социальных норм, правил поведения, социальных ролей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;
- формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, взрослыми в процессе деятельности разных видов;
- формирование целостного мировоззрения;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
- развитие эстетического сознания.
Метапредметные результаты обучения
- Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
- владение основами самоконтроля, самооценки;
- смысловое чтение;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, выбирать основания и критерии классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с одноклассниками, учителем, работать индивидуально и в группе;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей, планирования и регуляции своей деятельности, владение устной и письменной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
- умение создавать, применять и преобразовывать модели, схемы, знаки для решения учебных и познавательных задач.
В результате изучения русского языка учащиеся научатся:
- определять изученные в 9 классе языковые явления и речеведческие понятия, орфографические и пунктуационные правила.
- определять основные функции языка;
- определять основные понятия лингвистики: разделы языкознания, язык и речь, диалог и их виды, стили речи, письмо как жанр сочинения, публицистический стиль текста, типы речи, текст, основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
- определять основные стилистические ресурсы лексики и фразеологии русского языка;
- определять основные нормы русского литературного языка;
- определять нормы речевого этикета, использование их в своей речевой практике;
- отличать структуру сочинения-рассуждения, описания, повествования.
Выпускник получит возможность научиться:
- определять основные лингвистические понятия;
- характеризовать орфограммы, пунктограммы;
- выполнять разные виды разбора;
- различать типы текста;
- различать стили речи;
- применять языковые средства при создании устных и письменных высказываний, в общении;
- писать изложение (в том числе и сжатое);
- создавать сочинения разных типов;
- владеть разными типами речи.
Предметные результаты:
- Знать:
основные сведения о языке, определения основных изучаемых в 9 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил;
- уметь:
- понимать содержание прослушанных и прочитанных текстов различных функционально-смысловых типов речи; подробно и сжато передавать в устной и письменной форме содержание прослушанных и прочитанных текстов различных функционально-смысловых типов речи;
- извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой; осуществлять информационную обработку текстов (создавать тезисы, конспект, реферат, рецензия); использовать при создании собственного текста разные функционально-смысловые типы речи, понимать закономерности их сочетания, в том числе сочетание элементов разных стилей речи в художественном произведении; использовать нормы построения текстов, принадлежащих к различным функционально-смысловым типам речи, стилям речи, нормы построения тезисов, конспекта, реферата; понимать особенности употребления языковых средств выразительности в текстах, принадлежащих к различным функционально-смысловым типам речи, стилям речи;
- владеть различными видами диалога;
- распознавать тропы (метафора, олицетворение, эпитет, гипербола, литота, сравнение);
- проводить фонетический анализ слов; использовать знания по фонетике и графике, орфоэпии в практике произношения и правописания слов;
- распознавать виды сложносочиненных предложений; характеризовать сложносочиненное предложение, его строение, смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения; выявлять основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения;
- распознавать сложноподчиненные предложения, выделять главную и придаточную части предложения, средства связи частей сложноподчиненного предложения,
- различать подчинительные союзы и союзные слова; различать виды сложноподчиненных предложений по характеру смысловых отношений между главной и придаточной частями, структуре, синтаксическим средствам связи;
- распознавать предложения с разными видами связи, бессоюзные и союзные предложения (сложносочиненные и сложноподчиненные); характеризовать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, интонационное и пунктуационное выражение этих отношений;
- распознавать типы сложных предложений с разными видами связи;
- распознавать прямую и косвенную речь; выявлять синонимию предложений с прямой и косвенной речью; уметь цитировать и применять разные способы включения цитат в высказывание;
- проводить синтаксический и пунктуационный анализ предложений; применять знания по синтаксису и пунктуации при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике;
- составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем создаваемого текста;
- находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания;
- подготовить и сделать доклад на историко-литературную тему по одному источнику;
- составлять тезисы или конспект небольшой литературно-критической статьи (или фрагмента большой статьи);
- писать сочинения публицистического характера;
- писать заявление, автобиографию;
- совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения, находить и исправлять различные языковые ошибки в своем тексте;
- свободно и грамотно говорить на заданные темы.
- соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка
2.Основное содержание программы
Адаптация программы происходит за счет сокращения сложных понятий и терминов; основные сведения в программе даются дифференцированно. Одни факты изучаются таким образом, чтобы обучающиеся смогли опознать их, опираясь на существенные признаки, по другим вопросам обучающиеся получают только общие представления.
Ряд сведений познается школьниками в результате практической деятельности. Также новые элементарные навыки вырабатываются у таких детей крайне медленно. Для их закрепления требуются многократные указания и упражнения, увеличение количества времени для выполнения упражнений.
Особенности обучения учащихся с ЗПР.
Процесс обучения школьников с ЗПР имеет коррекционно-развивающий характер, что выражается в использовании заданий, направленных на коррекцию имеющихся у учащихся недостатков и опирается на субъективный опыт учащихся, связь изучаемого материла с реальной жизнью.
Данная программа разработана для категории детей с ЗПР, имеющих следующие особенности развития:
1. Снижены показатели внимания: затруднение переключения, высокая помехонеустойчивость, снижены показатели сосредоточенности.
2. Снижена продуктивность запоминания. Лучше развита зрительная и кинестетическая память.
3. Затруднены навыки постановки задачи, построения гипотезы, планирования деятельности, выбора средств решения задачи, действия в соответствии с инструкцией, осуществления самоконтроля.
4. Плохо сформированы навыки анализировать, синтезировать, обобщать, сравнивать, классифицировать.
5. Снижен уровень познавательного интереса и мотивация.
6. Неуверенность, тревожность, агрессивность.
7. Недостаточный словарный запас, трудности в усвоении теоретического материала.
Используемые приёмы в обучении детей с ЗПР:
- Использование чётких, конкретных указаний, как в устной, так и письменной форме.
- Поэтапное разъяснение заданий.
- Последовательное выполнение заданий.
- Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.
- Обеспечение аудиовизуальными техническими средствами обучения.
- Аргументированное использование большого количества раздаточного материала, наглядности.
- Демонстрация уже выполненного задания.
- Близость к учащимся во время объяснения задания.
- Частые повторения и закрепление материала.
- Подготовка учащихся к перемене вида деятельности.
- Чередование занятий и физкультурных пауз.
- Предоставление дополнительного времени для завершения задания.
- Предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания.
- Использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения.
- Использование упражнений с пропущенными словами / предложениями.
- Акцентирование внимания на хороших оценках.
- Разрешение переделать задание, с которым учащийся не справился.
- Оценка переделанных работ.
- Использование щадящей системы оценок достижений учащихся.
- Распределение учащихся по парам для выполнения проектов, чтобы один из учеников мог подать пример другому.
- Обозначение школьных правил, которым учащиеся должны следовать.
- Использование невербальных средств общения, напоминающих о данных правилах.
- Использование поощрений для учащихся, которые выполняют правила.
- Сведение к минимуму наказания за невыполнение правил; ориентировка более на позитивное, чем негативное.
- Игнорирование незначительных поведенческих нарушений.
Отбор материала выполнен на основе принципа минимального числа вводимых специальных понятий, которые будут использоваться.
Учебный материал отобран таким образом, чтобы можно было объяснить на доступном для учащихся уровне.
Изучение наиболее трудных орфографических и грамматических тем сопровождается предварительным накоплением устного речевого опыта, наблюдениями за явлениями языка и практическими языковыми обобщениями, которые осуществляются на протяжении изучения всего программного материала.
Программа по русскому языку в целом доступна учащимся с ЗПР. Однако усвоение ряда тем требует предварительного формирования практических речевых умений, уточнения и расширения словарного запаса и грамматических конструкций, накопление языковых наблюдений и обобщений.
Особенности памяти, основных мыслительных процессов, деятельности школьников с ЗПР требует большего времени для осознания грамматических правил, а также значительного количества тренировочных упражнений для формирования умений и навыков письма.
Процесс обучения школьников с ЗПР имеет коррекционно-развивающий характер, что выражается в использовании заданий, направленных на коррекцию имеющихся у учащихся недостатков и опирается на субъективный опыт учащихся, связь изучаемого материала с реальной жизнью.
Ввиду психологических особенностей учащихся с ЗПР, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие основных мыслительных операций;
- развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
- развитие речи и обогащение словаря;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
2.Содержание тем учебного курса.
1. Введение. Международное значение
(1ч.)
Виды деятельности: Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником.
2. Повторение пройденного в 5 - 8 классах (13ч.)
Анализ текста, его стиля, средств связи его частей. Лексика и фразеология (синонимы, антонимы, омонимы, омографы; однозначные и многозначные слова, слова исконно-русские и заимствованные, профессионализмы, неологизмы и устаревшие слова). Значимые части слова. Основные способы образования слов в русском языке. Самостоятельные и служебные части речи.
Виды деятельности: Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником, слушание и анализ выступлений своих товарищей, анализ таблиц, схем, работа с раздаточным материалом, систематизация учебного материала
3. Сложное предложение. Культура речи (7ч.)
Сложное предложение. Союзные и бессоюзные предложения. Знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация.
Виды деятельности: Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником, слушание и анализ выступлений своих товарищей, работа с раздаточным материалом, выполнение заданий по разграничению понятий, систематизация учебного материала)
4. Сложносочиненное предложение (14ч.)
I. Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.
Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль.
Авторское употребление знаков препинания.
II. Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.
III. Рецензия на литературное произведение (спектакль, кинофильм).
Виды деятельности: Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником, работа с раздаточным материалом, слушание и анализ выступлений своих товарищей, выполнение заданий по разграничению понятий, анализ таблиц, схем; систематизация учебного материала)
5. Сложноподчиненное предложение (35ч.)
I. Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения.
Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.
Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.
Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.
II. Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.
III. Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности.
Сообщение на лингвистическую тему. Деловые документы (автобиография, заявление).
Виды деятельности: Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником, работа с раздаточным материалом, слушание и анализ выступлений своих товарищей, выполнение заданий по разграничению понятий, анализ таблиц, схем; систематизация учебного материала)
6. Бессоюзное сложное предложение ( 14ч.)
I. Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Раздели тельные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.
II. Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.
III. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.
Виды деятельности: Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником, работа с раздаточным материалом, слушание и анализ выступлений своих товарищей, выполнение заданий по разграничению понятий, анализ таблиц, схем; систематизация учебного материала)
7. Сложные предложения с различными видами связи (12ч.)
I. Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.
II. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.
III. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.
Виды деятельности: Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником, работа с раздаточным материалом, слушание и анализ выступлений своих товарищей, выполнение заданий по разграничению понятий, анализ таблиц, схем; систематизация учебного материала
8. Повторение (6ч.)
Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.
Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические и историко-литературные темы.
Доклад или реферат на историко-литературную тему (по одному источнику).
Тезисы статьи (главы книги) на лингвистическую тему.
Конспект и тезисный план литературно-критической статьи.
Виды деятельности:
Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником, работа с раздаточным материалом, слушание и анализ выступлений своих товарищей, выполнение заданий по разграничению понятий, анализ таблиц, схем; систематизация учебного материала.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, русский язык - 9 кл.,34 недели в год, 3 часа в неделю, всего 102 ч .
№ п/п | Тема | час | ДАТА | ||||
план | факт | ||||||
Раздел 1: ВВЕДЕНИЕ-1 ч. | |||||||
1 | Международное значение русского языка | 1 | 1.09 | ||||
Раздел 2: ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО в 5-8 кл.-13ч. | |||||||
2 | Монолог. Диалог. Стили языка | 1 | 2.09 | ||||
3 | Лексика и фразеология. | 1 | 7.09 | ||||
4 | Морфемика и словообразование | 1 | 8.09 | ||||
5 | Морфология. Самостоятельные и служебные части речи | 1 | 9.09 | ||||
6 | Простое предложение и его грамматическая основа. | 1 | 14.09 | ||||
7 | Двусоставные предложения. | 1 | 15.09 | ||||
8 9 | Предложение с обособленными членами. | 2 | 16.09 21.09 | ||||
10 11 | Обращения, вводные слова и вставные конструкции | 2 | 22.09 23.09 | ||||
12 | Контрольная работа (вход) | 1 | 28.09 | ||||
13 | Анализ контрольной работы | 1 | 29.09 | ||||
14 | Спряжение глаголов. Окончания глаголов (повторение) | 1 | 30.09 | ||||
Раздел 3. Сложное предложение-7ч. | |||||||
15 | Понятие о сложном предложении | 1 | 5.10 | ||||
16 | Сложное предложение. | 1 | 6.10 | ||||
17 | Союзные и бессоюзные предложения. Контрольный словарный диктант ( вход) | 1 | 7.10 | ||||
18 | Приставки (повторение) | 1 | 12.10 | ||||
19 | Знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация. | 1 | 13.10 | ||||
20 | Р.Р.Способы сжатия изложения | 1 | 14.10 | ||||
21 | Р.Р. Написание изложения (подготовка к ОГЭ). | 1 | 19.10 | ||||
Раздел 4. Сложносочиненные предложения -14ч. | |||||||
22 | Сложносочиненные предложения. | 1 | 20.10 | ||||
23 | Смысловые отношения в сложносочиненных предложениях | 1 | 21.10 | ||||
24 | Смысловые отношения в сложносочиненных предложениях | 1 | 22.10 | ||||
25 | Сложносочиненные предложения с соединительными союзами | 1 | 26.10 | ||||
26 | Р.Р. Рецензия на литературное произведение (спектакль, кинофильм) | 1 | 27.10 | ||||
27 | Сложносочиненные предложения с разделительными союзами | 1 | 28.10 | ||||
28 | Сложносочиненные предложения с противительными союзами | 1 | 09.11 | ||||
29 | Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения | 1 | 10.11 | ||||
30 | Контрольный тест по теме «Сложносочиненные предложения» | 1 | 11.11 | ||||
31 | Разряды местоимений (повторение) | 1 | 16.11 | ||||
32 | Анализ контрольного теста. | 1 | 17.11 | ||||
33 | Синтаксический и пунктуационный разбор ССП | 1 | 18.11 | ||||
34-35 | Р.Р. Приемы сжатия текста.(подготовка к ОГЭ) | 2 | 23.11 24.11 | ||||
Раздел 5. Сложноподчиненное предложение -35ч. | |||||||
36 | Сложноподчиненное предложение. | 1 | 25.11 | ||||
37 | Место придаточного предложения. | 1 | 30.11 | ||||
38 | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении | 1 | 1.12 | ||||
39 40 | Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении | 2 | 2.12 7.12 | ||||
41 42 | Р.Р. Сочинение на морально-нравственную тему (подготовка к ОГЭ) | 2 | 8.12 9.12 | ||||
43 44 | Причастия действительные и страдательные (повторение) | 2 | 14.12 15.12 | ||||
45 | Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении | 1 | 16.12 | ||||
46 | Основные группы сложноподчиненных предложений | 1 | 21.12 | ||||
47 | СПП с придаточными определительным | 1 | 22.12 | ||||
48 | СПП с придаточными изъяснительными | 1 | 23.12 | ||||
49 50 | Р.Р. Сжатое изложение. (подготовка к ОГЭ) | 2 | 11.01 12.01 | ||||
51 | Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными | 1 | 13.01 | ||||
52 | Придаточные места | 1 | 18.01 | ||||
53 | Придаточные времени | 1 | 19.01 | ||||
54 | Р.Р. Сочинение-рассуждение «Природа родного края» | 1 | 20.01 | ||||
55 56 | Н-НН в прилагательных и причастиях | 2 | 25.01 26.01 | ||||
57 | Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, условия, уступки, | 1 | 27.01 | ||||
58 | Сложноподчиненные предложения с придаточными цели, следствия | 1 | 1.02 | ||||
59 | Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры и степени | 1 | 2.02 | ||||
60 | РР Сочинение – рассуждение «Как я понимаю храбрость?» | 1 | 3.02 | ||||
61 | Р.Р. Написание сочинения «Как я понимаю храбрость?» | 1 | 8.02 | ||||
62 63 | Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными | 2 | 9.02 10.02 | ||||
64 65 | Слитное и раздельное написание НЕ со всеми частями речи (повторение) | 2 | 15.02 16.02 | ||||
66 | Синтаксический и пунктуационный разборы сложноподчиненного предложения. | 1 | 17.02 | ||||
67 | Повторение и обобщение изученного материала по теме: «Сложноподчиненные предложения». | 1 | 22.02 | ||||
68 | Тест по теме «Сложноподчиненные предложения» | 1 | 1.03 | ||||
69 | Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзных сложных предложениях. | 1 | 2.03 | ||||
70 | Р.Р. Подготовка к сочинению на лингвистическую тему. | 1 | 3.03 | ||||
Раздел 6 : Сложное бессоюзное предложение- 14ч. | |||||||
71 | Знаки препинания в БСП. | 1 | 9.03 | ||||
72 73 | Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. | 2 | 10.03 11.03 | ||||
74 | Двоеточие в БСП | 1 | 15.03 | ||||
75 | Двоеточие в БСП | 1 | 16.03 | ||||
76 | Двоеточие в БСП | 1 | 17.03 | ||||
77 | Тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении (повторение) | 1 | 22.03 | ||||
78 | Тире в простом и сложном предложении. | 1 | 23.03 | ||||
79 | Тире в БСП | 1 | 24.03 | ||||
80 81 | Комплексный анализ текста( практика) Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения. | 1 1 | 5.04 6.04 | ||||
82 | Тест по теме «Бессоюзные предложения» | 1 | 7.04 | ||||
83 | Раздел 7: Сложные предложения с различными видами связи- 12ч. Сложные предложения с различными видами связи. | 1 | 12.04 | ||||
84 | Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи | 1 | 13.04 | ||||
85 86 | Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи Повторение материала по теме «Сложные предложения с различными видами связи» Контрольный словарный диктант (выход) | 1 1 | 14.04 19.04 | ||||
87 | Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи | 1 | 20.04 | ||||
88 | Р.Р. Публичная речь. Доклад или реферат на историко- литературную тему. | 1 | 21.04 | ||||
89 | Р.Р. Изложение фрагмента из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» (По У. 219) | 1 | 26.04 | ||||
90 | Анализ творческой работы | 1 | 27.04 | ||||
91 | Подготовка к ОГЭ. | 1 | 28.04 | ||||
92 93 | Повторение орфографии (тема «Производные и непроизводные предлоги» ). | 2 | 3.05 4.05 | ||||
94 95 | Контрольная работа (выход) в формате ОГЭ Работа над ошибками. | 1 1 | 5.05 10.05 | ||||
96 | Подготовка к ОГЭ. | 1 | 11.05 | ||||
Раздел 8. ПОВТОРЕНИЕ -6ч. | |||||||
97 | Словосочетание..(виды подчинительной связи- повторение) | 1 | 12.05 | ||||
98 | Морфемика и словообразование | 1 | 13.05 | ||||
99 100 | Морфология и орфография Морфология и орфография | 1 1 | 17.05 18.05 | ||||
101 102 | Синтаксис и пунктуация Косвенная речь. | 1 1 | 19.05 20.05 | ||||
ИТОГО: 102 ч. |
Приложение:
Вариант 1 Прочитайте текст и выполните задания
(1)Я долго шел по ельнику, пока не увидел единственного в безмолвном лесу музыканта. (2)Дятел работал без устали. (3)На заболевшей сосне виднелся узор его «долота». (4)В бинокль было видно, как длинным языком дятел доставал засевших в древесине личинок. (5)Я спрятался за куст, любуясь работой. (6)Дятел косился вниз, но продолжал работать. (7)В эту минуту случиласьпренеприятная история, к сожалению, очень нередкая. (8)Из кустов орешника грянул выстрел – дробью сорвало источенную червями кору, и вместе с ней на жёлтую траву упала птица. (9)Дятел не успел проглотить личинку – она так и осталась белеть в окровавленном клюве.
(10)Из синего дыма на прогалину вышел лет семнадцати парень с новой двустволкой, со скрипящим поясом, полным патронов. (11)Я не ругался, но парень чувствовал: встреча не сулит ничего хорошего. (12)В довершение всего он не знал, что делать с птицей.
(13) – Зачем?
(14) – А просто так…
(15)Парень неловко потоптался на месте, потом вытащил из второго ствола патрон и сунул его в карман.
(16)Кто же должен научить мальчишек, с семи лет влюблённых в рогатки, в самодельные пистолеты и новые двустволки? (17)Кто должен научить их беречь и любить природу? (18)Кто должен разъяснить им, что лес без птиц скучен и неприветлив? (19)Кто должен научить их радоваться прилёту журавлей и беречь рощу, островком темнеющую в поле?
1. В каком предложении наиболее точно отражена позиция автора текста?
1.Нужно жалеть лесных обитателей. 2.Человека нужно с детства учить любить природу.
3.Природу нужно беречь. 4.Уничтожение природы приведет человечество к гибели.
2.Укажите предложение, в котором средством выразительности является ЭПИТЕТ.
1)1 2) 2 3) 4 4) 7
3.Укажите слово, в котором приставка близка по значению приставке «пере»
- прескучный 2) приехал 3) прибрежный 4) прервать
4.В каком слове правописание суффикса является исключением из правила? 1)карманный 2) олений 3) ветреный 4) серебряный
5.Какое из следующих утверждений НЕВЕРНО?
1.Сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные.
2.Сложносочиненные предложения относятся к союзным сложным предложениям.
3.Сложноподчиненные предложения бывают союзными и бессоюзными.
4.Простые предложения могут соединяться в сложные при помощи интонации, союзов и союзных слов.
6..Соотнесите орфограммы и слова.
Название орфограммы | Пример слова орфограммой |
А) Проверяемые безударные гласные в корне слова Б) Непроверяемые безударные гласные в корне слова В) Чередующиеся гласные в корне Г) Непроизносимые согласные | 1) честный 2) грядки 3) посвящение 4) багровый 5) растение |
Ответ_____________________________________________________
7Замените слово «СКУЧЕН» в предложении № 18 антонимом. Напишите этот антоним.
Ответ: ____________________________________________________
8.Замените словосочетание «деревянные игрушки», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ:____________________________________________________
9.Выпишите грамматическую основу предложения Море в темноте спокойно и величаво.
Ответ: __________________________________________________
10.Среди предложений 1 - 8 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
Ответ: __________________________________________________
11.В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при ВВОДНОЙ КОНСТРУКЦИИ.
Мышка усаживается на край Катиного кресла,(1) а Алина,(2) как всегда,(3) устраивается на подоконнике. Динка долго возит по комнате стул: ей обязательно надо видеть лицо дяди Лёки, (4) когда он поёт. Наконец она усаживается, (5) обхватив руками колени.
Ответ: ___________________________________________________
12.Укажите количество грамматических основ в предложении № 11.
Ответ: ______________________________________________________
9 класс(«вход») Вариант 2 Прочитайте текст и выполните задания
(1)Я долго шел по ельнику, пока не увидел единственного в безмолвном лесу музыканта. (2)Дятел работал без устали. (3)На заболевшей сосне виднелся узор его «долота». (4)В бинокль было видно, как длинным языком дятел доставал засевших в древесине личинок. (5)Я спрятался за куст, любуясь работой. (6)Дятел косился вниз, но продолжал работать. (7)В эту минуту случилась пренеприятная история, к сожалению, очень нередкая. (8)Из кустов орешника грянул выстрел – дробью сорвало источенную червями кору, и вместе с ней на жёлтую траву упала птица. (9)Дятел не успел проглотить личинку – она так и осталась белеть в окровавленном клюве.
(10)Из синего дыма на прогалину вышел лет семнадцати парень с новой двустволкой, со скрипящим поясом, полным патронов. (11)Я не ругался, но парень чувствовал: встреча не сулит ничего хорошего. (12)В довершение всего он не знал, что делать с птицей.
(13) – Зачем?
(14) – А просто так…
(15)Парень неловко потоптался на месте, потом вытащил из второго ствола патрон и сунул его в карман.
(16)Кто же должен научить мальчишек, с семи лет влюблённых в рогатки, в самодельные пистолеты и новые двустволки? (17)Кто должен научить их беречь и любить природу? (18)Кто должен разъяснить им, что лес без птиц скучен и неприветлив? (19)Кто должен научить их радоваться прилёту журавлей и беречь рощу, островком темнеющую в поле?
1.В каком предложении наиболее точно отражена позиция автора текста?
1.Утраты в природе невосполнимы. 2.Каждый человек в ответе за сохранение природы.
3.Нужно с детства учить любить природу. 4.Люди должны любить природу.
2.Укажите предложение, в котором средством выразительности является МЕТАФОРА.
1)1 2) 3 3) 6 4) 8
3.Укажите слово, в котором приставка имеет значение «приближение».
1)прервать 2) прекрасный 3) прилечь 4) пришел
4.В каком слове правописание суффикса является исключением из правила? 1)карманный 2) осенний 3) ветреный 4) серебряный
5.Какое из следующих утверждений НЕВЕРНО?
1.Сложноподчиненные предложения относятся к союзным сложным предложениям.
2.Сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные.
3.Простые предложения могут соединяться в сложные при помощи интонации, союзов и союзных слов.
4.Сложносочиненные предложения бывают союзными и бессоюзными.
6.Соотнесите орфограммы и слова
Название орфограммы | Пример слова орфограммой |
А) Проверяемые безударные гласные в корне слова Б) Непроверяемые безударные гласные в корне слова В) Чередующиеся гласные в корне Г) Непроизносимые согласные | 1) очарование 2) праздник 3) предложение 4) кружка 5) пальто |
Ответ: ________________________________________________________
7.Замените слово «ГРЯНУЛ» в предложении № 8 синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ: ___________________________________________________
- Замените словосочетание «мраморные колонны», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: _____________________________________________________
- Выпишите грамматическую основу предложенияВ этих местах поля широки и привольны.
Ответ: ____________________________________________________
- Среди предложений 10 - 15 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Напишите номер этого предложения.
Ответ: _____________________________________________________
- В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую (-ие) запятую (-ые) при ВВОДНОЙ КОНСТРУКЦИИ.
«Я не нашла для Люси места в зале,(1) – рассказывала в тот вечер Оля. – А она обиделась… И на что?! Академик живописи рисует гораздо лучше,(2) чем говорит. Я сказала ей: «Ты знаешь его работы. Значит,(3) ты с ним знакома».
Ответ: _____________________________________________________
- Укажите количество грамматических основ в предложении № 8
Ответ: ____________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по русскому языку
Рабочая программа по русскому языку для обучающегося с ОВЗ...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 3,4 класса СКОШ VIII вида
- Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида : Подготовительный класс. 1-4 классы / А. А. Айдарбекова, В.М. Белов, В.В. Воронкова и др.\ - 8 изд.- М: Просвеще...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку и чтению для 7 класса
Адаптированная рабочая программа...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку 5 класс для детей с ОВЗ
Данная программа разработана для индивидуального обучения. В авторской программе отведено на изучение русского языка 204 часа в год. В учебном плане школы на изучение предмета отведено 102...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 6 класса
Настоящая программа по русскому языку для ученика 6 класса, с выраженной задержкой психического развития церебрально-органического происхождения создана на основе федерального компонента государственн...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку 5«Л» класс На 2015 – 2016 учебный год
Адаптированная рабочая программа по русскому языку5«Л» классНа 2015 – 2016 учебный год...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку 8 вид 9 класс 101 час по программе Бгажноковой
Рабочая программа учебного курса «Русский язык», программа разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5- 9...