Имя существительное(обобщение)
методическая разработка по русскому языку (5 класс)
Тема: систематизация и обобщение изученного по теме «Имя существительное»
Цели урока:
Учебно-познавательные:
закрепить и обобщить сведения об имени существительном.
Интеллектуально-развивающие: развивать мышление, умение сравнивать, классифицировать, развитие самооценки.
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, коммуникативные способности, культуру поведения, формировать навыки сотрудничества.
Формы учебной деятельности: учебное сотрудничество, индивидуальная и совместная учебная работа, рефлексивная деятельность.
Тип урока: комбинированный.
Технология: элементы технологии развивающего, проблемного, опережающего, игрового, здоровьесберегающего обучения, ИКТ, маршрутные листы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 28.57 КБ |
marshrutnyy_list.docx | 17.87 КБ |
otkrytyy_urok.pptx | 1020.16 КБ |
gruppy.docx | 15.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по русскому языку
Дата:02.03.20
Учитель: Фёдорова К.Е.
Класс: 5 Б
Тема: систематизация и обобщение изученного по теме «Имя существительное»
Цели урока:
Учебно-познавательные:
закрепить и обобщить сведения об имени существительном.
Интеллектуально-развивающие: развивать мышление, умение сравнивать, классифицировать, развитие самооценки.
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, коммуникативные способности, культуру поведения, формировать навыки сотрудничества.
Формы учебной деятельности: учебное сотрудничество, индивидуальная и совместная учебная работа, рефлексивная деятельность.
Тип урока: комбинированный.
Технология: элементы технологии развивающего, проблемного, опережающего, игрового, здоровьесберегающего обучения, ИКТ, маршрутные листы.
Ход урока
1.Орг.момент
Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие.( 1 слайд) Вы готовы совершать открытия? Давайте проверим, готовы ли мы к путешествию ( тетради, школьные принадлежности). А отправимся мы с вами в страну Морфологию. Что изучает Морфология? Какие части речи вы знаете? Назовите их. Почему делятся на две группы и какие? (самостоятельные и служебные). Чем отличаются? Откроем тетради, запишем число, классная работа ( 2 слайд).
2. Лингвистическая разминка
А отправимся мы в гости к одной части речи, сейчас выясним с вами к какой.
Расшифруйте наш эпиграф к уроку : Имя существительное – хлеб языка. ( Л.В.Успенский) (3 слайд) Лев Васильевич Успенский
Перепишите в тетрадь, расставьте знаки препинания, объясните орфограммы. Объясните значение слова "хлеб". Поразмышляйте, какую роль играет хлеб в жизни людей. Объясните значение слова "язык"?Что значит выражение " хлеб языка". Объясните, как вы понимаете это высказывание.(О справедливости этого утверждения говорят цифры: в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имён существительных). ( 3 слайд)
3. Постановка целей и задач урока
Как вы уже поняли мы отправимся в гости к имени существительному. С этой частью речи мы знакомы с начальных классов, сегодня вы вспомните все свои знания об этой части речи. Как вы думаете какова цель нашего урока? Какие задачи мы будем решать, чтобы прийти к нашей цели?
Вспомнить все, что знаем об имени существительном, чтобы доказать, что это удивительная часть речи).
Дети предлагают цели:
- вспомнить, что такое имя существительное;
- какие морфологические признаки свойственны этой части речи?
- как изменяются имена существительные?
- каким членом предложения может быть?
Чтобы идти в правильном направлении мы отправимся в путешествие по маршрутным листам, где прописаны все наши остановки, также на каждой станции вы будете выставлять себе баллы в данные листы. Счастливого пути! (4слайд)
4. 1станция определительная. Работа в группах. ( 5 слайд)
- Вспомните, что обозначает имя существительное? Чтобы выяснить, какие названия предметам даёт имя существительное, мы поработаем в группах. Распределитесь на 6 групп.На столах у вас лежат индивидуальные карточки для каждой группы.
1. Прочитайте слова:
М_локо, смелость, мол_тьба, зеркало, тетра_ь, Оле__, бег, радость, олень, стр_льба, нефть, с_нева, велосипе_, пилот, с_бака, малахит, тракторист, к_рова.
2. Обсудите в группе и выпишите в тетрадь только те слова, которые обозначают указанные названия в вашей карточке.
3. Подчеркните вставленные буквы. Расскажите друг другу орфограмму, которую вспомнили, выполняя задание?
- Повернулись тихо к своим товарищам и дружно, давая возможность каждому высказаться, обсуждая шёпотом, работаем.
- Проверим, как справились с заданием ребята 1 и 6 групп. Им нужно было выписать
1) названия людей; (Оле _, пилот, тракторист)
2) названия вещей. (Зеркало, тетра_ ь, велосипе _)
- Какую орфограмму вспомнили, выполняя задание?
- Проверим, как справились с заданием ребята 2 и 3 групп. Им нужно было выписать
1) названия признаков; (Смелость, радость, с_нева)
2) названия действий. (Мол_тьба, стр_льба, бег)
- Какую орфограмму вспомнили, выполняя задание?
- Проверим, как справились с заданием ребята 4 и 5 групп. Им нужно было выписать
1) названия животных; (Олень, с_ бака, к_ рова)
2) названия веществ. (Нефть, малахит, м_ локо)
- Какую орфограмму вспомнили, выполняя задание? Проверяемая гласная в корне.
Вывод: что обозначает имя существительное? (6 слайд) Сесть обратно.
В маршрутном листе выставить 1 балл, если группа справилась с заданием и вы принимали участие в обсуждении , 2 балла отвечающий.
5. 2 станция теоретическая
А теперь наша задача составить лингвистический паспорт имени существительного. Давайте постараемся всё вспомнить об имени существительном. ( 7-8 слайд) Заполнение таблицы. Когда нам поможет данная таблица. ( морфологический разбор)
Грамматическое | Вопрос | Морфологические признаки | Роль в предложении Подлежащее, дополнение, обстоятельство | |
постоянные | непостоянные | |||
Предмет | Кто? Что? | Собственное /нарицательное; одуш./неодуш. Род, склонение. | Число, падеж |
Поставьте 2 балла , если всё написали правильно, 1-2 ошибки 1 балл, 0 баллов, если не выполнили или выполнили неправильно.
6. 3 станция морфологическая ( 9 слайд)
Чтобы проверить ваши теоретические знания, мы выполним следующее задание.
Найди лишне слово. ( 10 слайд)
- Олень, дочь, мужчина . (род)
- Собака, книга, девочка. (одуш.)
- Москва, город, Россия. ( собств.)
- Песня, море, листопад. (склонение)
- Ключи, уроки, класс. (число)
- Исключи из цепочки лишнее слово по какому-нибудь признаку так, чтобы в ней осталось 2 слова с общим признаком. Причину исключения назовите. И расскажите всё о данном признаке.
О каком признаке мы не сказали? ( падежи) Расскажите всё падежах. Повторим название падежей и падежные вопросы. Игра «Кто быстрее». Задание: изменить по падежам имя существительное. На каждый ряд дается листок со словом, работа начинается с последней парты, ученики на каждой парте изменяют слово, ставя в определенный падеж. Побеждают ученики, первыми выполнившие задание.
Вывод: все признаки делятся на постоянные и непостоянные.
0 – 3 и более ошибки
1-2 ошибки – 1 балл
0 ошибок – 2 балла
Физминутка
- А сейчас мы отдохнем с пользой для нашего здоровья.
( Звучит релаксационная музыка, выполняются упражнения для снятия напряжения в мышцах спины, рук, для улучшения мозгового кровообращения, для предупреждения зрительного утомления.)
Руки "в замок"; потянулись вперёд, назад; повернулись вправо, влево.(1 раз)
Руки на пояс. Повернуть голову направо, посмотреть на локоть правой руки. Повернуть голову налево, посмотреть на локоть левой руки. Вернуться в исходное положение. (3-4 раза)
Посмотрите на схему. Рисуем глазами круг, затем треугольник, фокусируем взгляд на точке.(3-4 раза)
7 Игра «Четвёртый лишний» (12слайд)
А теперь немного отдохнём и поиграем в игру. «Четвёртый лишний»
Кто знает правила?
Объясните, по каким морфологическим признакам объединены существительные и что можно исключить?
а) О смелост..., о храброст..., о неустрашимост..., о трусост... .
Общее: это существительные женского рода, 3 склонения, предложного падежа.
Тема – качества человека. Исключить – трусость – антоним, все остальные – синонимы.
б) Умница, работяга, молодчина, зараза.
Общее: существительные общего рода.
Исключить: слово «зараза» характеризует отрицательное качество человека. (НО: 200 лет назад это слово имело значение «прелесть, очарование»). Какой словарь помог мне об этом узнать? (Этимологический)
в) Осло, кофе, кенгуру, пони.
Общее: неизменяемые существительные мужского рода. Исключить: кофе – современный словарь допускает употребление слова кофе и как существительное среднего рода.
г) Песни, ножницы, кони, бури.
Общее: все во множественном числе.
Исключить: ножницы – употребляется только во множественном числе; кони – одушевленное существительное.
д) Грач..., печ..., ноч..., доч... .
Общее: существительные с шипящей на конце.
Исключить: грач – существительное 2 склонения, мужского рода; печь – может быть существительным и глаголом. (Учащиеся приводят примеры.).
8. 4 станция синтаксическая ( 13слайд) Работа в группах
А теперь наша задача, вспомнить каким членом предложения является имя существительное. Давайте на примере слова Благовещенск докажем, что существительное может быть любым членом предложения. (работа по группам). Составить предложение, в котором существительное Благовещенск является членом предложения, указанным на вашей карточке.
Какими членами предложения могут быть существительные?
(Могут быть и подлежащим, и сказуемым, и дополнением, и обстоятельством.)
Баллы, 1 – работал в обсуждении, 2 отвечающий, 0 – не работал в осуждении.
9. Составление паспорта имени существительного . Работа в группах ( морфологический разбор) ( 14 слайд)
У людей есть документы. Даже у предметов есть паспорт, рассказывающий, где и когда они сделаны, как с ними обращаться. Существительные являются жителями страны Морфология, а у каждого жителя этой страны есть свой документ – морфологический разбор. У каждой группы на карточке есть слово для морфологического разбора.
Морфологический разбор существительного (паспорт) ( 14 слайд)
Я, ____________, - имя существительное, так как обозначаю ___________ и отвечаю на вопрос _________________.
1. Моя начальная форма: ____________________.
2. Мои морфологические признаки:
а) постоянные: по разряду я существительное - _______________, ______________ (одушевленное-неодушевленное), ____________ (рода), ______________ (склонения);
б) непостоянные: стою в форме ______________ (числа), ______________ (падежа).
3. Работаю в соседнем государстве Синтаксисе.
Сегодня я играю роль _____________________ .
10. 5 станция проверочная . ( 15 слайд) Выполнение теста. Взаимопроверка.
1. Самостоятельное решение теста в маршрутном листе
1.Найди неверное утверждение.
А) Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет.
Б) Имена существительные изменяются по родам.
В) Собственные имена существительные пишутся с большой буквы.
2. Найди существительное?
А) Прыгать
Б) Прыжок
В) Подпрыгивающий
3.Как изменяется имя существительное?
А) Спрягается
Б) Склоняется
В) Не изменяется
4.Укажите существительное 3 склонения
А) В степи В) У дерева
Б) На солнце Г) На краю
5.Укажите, каким членом предложения является существительное ДЕРЕВО в предложении.
На косогоре мы увидели дерево с белоснежным стволом.
А) Подлежащее В) Сказуемое
Б) Дополнение Г) Обстоятельство
2. Взаимопроверка по ключу. ( проверяет сосед по парте, ключ на слайде 15)
3.Выставление баллов слайд 16
«5» — 5 правильных ответов;
«4» — 4 правильных ответа;
«3» — 3 правильных ответа
11. Вывод, рефлексия, самооценка, домашнее задание. ( 17 слайд)
Вот и завершилось наше путешествие. Вспомните, какова была цель урока? Удалось ли её достичь?
– Как бы вы оценили свою работу на уроке?
Взаимооценка.
– Кто успешно справился с заданиями? Мотивируйте своё мнение.
– Кому и над чем ещё следует поработать?
Что нужно сделать для того, чтобы в дальнейшем избежать ошибок?
Самооценка. Заполните листы самооценки, которые есть на ваших маршрутных листах, не забудьте подписать свои листы. Сдают листы.
Домашнее задание( 18 слайд): составить сказку о имени существительном ( учитывая все морфологические признаки и т.д.).
Оценки по вашим маршрутным листам.
Спасибо за урок. ( 19 слайд)
Баллы 12 – 11 - 5
10-8 – 4
7-5 – 3
Предварительный просмотр:
Маршрутный лист
Ученика 5_класса ФИ____________________________________________ номер группы______
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Второе марта. Классная работа.
Задание: расшифруйте. Перепишите в тетрадь, расставьте знаки препинания, объясните орфограммы. [ им ` а сущиствитил ` най ` э хл ` эб й ` азыка ] Имя существительное – хлеб языка. ( Лев Васильевич Успенский )
Счастливого пути!
Станция «определительная» Что обозначает Имя существительное?
Вывод Имя существительное обозначает: названия людей; названия вещей; названия признаков; названия действий; названия животных; названия веществ.
Станция теоретическая Грамматичес-кое значение Воп-рос Морфологические признаки Роль в предложении Постоян-ные непостоян-ные
Грамматичес-кое значение Воп-рос Морфологические признаки Роль в предложении Подлежащее, дополнение, Обстоятельст - во, сказуемое Постоян-ные непостоян-ные Предмет Кто ? Что? Собственное / Нарицательное Одушевленное / Неодушевленное Род, склонение Число , падеж
Станция «морфологическая»
Найдите лишнее слово в каждом ряду: Олень, дочь, мужчина . Собака, книга, девочка. Москва, город, Россия. Песня, море, листопад. Ключи, уроки, класс.
Падежи Игра Сирень Воздух Смех Школа Ученик Животное Бег
Станция «синтаксическая» Какими членами предложения могут быть существительные? Могут быть и подлежащим, и сказуемым, и дополнением, и обстоятельством .
Паспорт Я , ____________, - имя существительное, так как обозначаю ___________ и отвечаю на вопрос _________________. 1. Моя начальная форма: ____________________. 2. Мои морфологические признаки: а) постоянные: по разряду я существительное - _______________, ______________ ( одушевленное-неодушевленное ), ____________ (рода), ______________ (склонения); б) непостоянные: стою в форме ______________ (числа), ______________ (падежа). 3. Работаю в соседнем государстве Синтаксисе. Сегодня я играю роль _____________________ .
Станция «проверочная» Выполните тест Ключ к проверке: 1 – Б 2-Б 3-Б 4-А 5-Б
Выставление баллов « 5» — 5 правильных ответов; «4» — 4 правильных ответа; «3» — 3 правильных ответа
Рефлексия Оцените свою работу на уроке Посчитайте свои баллы, общее число запишите Укажите в маршрутных листах своё настроение ( смайликом) Баллы: 15 – 14 «5» 13 - 11 « 4» 10-7 «3 »
Домашнее задание составить сказку об имени существительном ( учитывая все морфологические признаки)
Четвёртый лишний Объясните, по каким морфологическим признакам объединены существительные и что можно исключить?
а) О смелост ..., о храброст ..., о неустрашимост ..., о трусост ... . б) Умница, работяга, молодчина, зараза. в) Осло, кофе, кенгуру, пони. г) Песни, ножницы, кони, бури. д ) Грач..., печ ..., ноч ..., доч ... .
Предварительный просмотр:
1 группа
- Станция определительная. Обсудите в группе и выпишите в тетрадь только те слова, которые обозначают указанные названия в вашей карточке.
Названия людей.
М_локо, смелость, мол_тьба, зеркало, тетра_ь, Оле__, бег, радость, олень, стр_льба, нефть, с_нева, велосипе_, пилот, с_бака, малахит, тракторист, к_рова.
2.Станция синтаксическая. Запишите предложение, в котором слово «Благовещенск» является подлежащим
3.Составление паспорта : Багира взяла под защиту человеческого детеныша.
2 группа
- Станция определительная. Обсудите в группе и выпишите в тетрадь только те слова, которые обозначают указанные названия в вашей карточке
Названия вещей.
М_локо, смелость, мол_тьба, зеркало, тетра_ь, Оле__, бег, радость, олень, стр_льба, нефть, с_нева, велосипе_, пилот, с_бака, малахит, тракторист, к_рова.
2.Станция синтаксическая. Запишите предложение, в котором слово «Благовещенск» является сказуемым.
3.Составление паспорта: Маугли играл камешками и не видел волков.
3 группа
- Станция определительная. Обсудите в группе и выпишите в тетрадь только те слова, которые обозначают указанные названия в вашей карточке.
Названия признаков
М_локо, смелость, мол_тьба, зеркало, тетра_ь, Оле__, бег, радость, олень, стр_льба, нефть, с_нева, велосипе_, пилот, с_бака, малахит, тракторист, к_рова.
2.Станция синтаксическая. Запишите предложение, в котором слово «Благовещенск» является обстоятельством
3.Составление паспорта: Ученье – свет.
4 группа
Станция определительная. Обсудите в группе и выпишите в тетрадь только те слова, которые обозначают указанные названия в вашей карточке. Названия действий.
М_локо, смелость, мол_тьба, зеркало, тетра_ь, Оле__, бег, радость, олень, стр_льба, нефть, с_нева, велосипе_, пилот, с_бака, малахит, тракторист, к_рова.
2.Станция синтаксическая. Запишите предложение, в котором слово «Благовещенск» является дополнением
3.Составление паспорта: Маугли играл камешками и не видел волков.
5 группа
- Станция определительная. Обсудите в группе и выпишите в тетрадь только те слова, которые обозначают указанные названия в вашей карточке.
Названия животных.
М_локо, смелость, мол_тьба, зеркало, тетра_ь, Оле__, бег, радость, олень, стр_льба, нефть, с_нева, велосипе_, пилот, с_бака, малахит, тракторист, к_рова.
2.Станция синтаксическая. Запишите предложение, в котором слово «Благовещенск» является подлежащим
3.Составление паспорта: Багира взяла под защиту человеческого детеныша.
6 группа
- Станция определительная. Обсудите в группе и выпишите в тетрадь только те слова, которые обозначают указанные названия в вашей карточке.
Названия веществ.
М_локо, смелость, мол_тьба, зеркало, тетра_ь, Оле__, бег, радость, олень, стр_льба, нефть, с_нева, велосипе_, пилот, с_бака, малахит, тракторист, к_рова.
2.Станция синтаксическая. Запишите предложение, в котором слово «Благовещенск» является сказуемым.
3.Составление паспорта: Ученье – свет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Имя существительное" - обобщение темы.
Данная презентация поможет обобщить и проверить знания учащихся 5 класса после изучения темы "Имя существительное как часть речи"....
Презентация к уроку письма и развития речи, 6 класс. Имя Существительное (обобщение).
Данный урок проведен в рамках повторения учебного материала за год....
"Имя существительное. Обобщение изученного"
Это конспект открытого урока по русскому языку в 6-ом классе...
"Имя существительное" (Обобщение и систематизация знаний)
В презентации представлено в игровом и развлекательном материале обобщение и систематизация знаний по теме: "Имя существительное, как части речи.Задачи занятия:Образовательная – формироват...
Имя существительное (обобщение)
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Имя существительное».Задачи:1....
Урок русского языка в 5 классе на тему "Имя существительное (обобщение и систематизация знаний)"
Урок с пременением здоровьесберегающих технологий...
Урок "Имя существительное. Обобщение."
Тип урока: комбинированный....