Урок "Имя существительное. Обобщение."
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Тип урока: комбинированный.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_obob_sushch_5kl_18.03.rar | 20.02 КБ |
dnevnik_nablyudeniy.rar | 8.72 КБ |
1_opoznavatelnaya.rar | 12.35 КБ |
2_opyt_teoreticheskiy.rar | 9.73 КБ |
3_opyt_morfologicheskiy.rar | 11.92 КБ |
4_test.rar | 10.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Имя существительное как часть речи»
Цели урока:
Учебно-познавательные: закрепить и обобщить сведений об имени существительном, изученных за курс начальной школы.
Интеллектуально-развивающие: развивать мышление, умение сравнивать, классифицировать, развитие самооценки.
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, коммуникативные способности, культуру поведения, формировать навыки сотрудничества
Формы учебной деятельности: учебное сотрудничество, индивидуальная и совместная учебная работа, учебно – исследовательская деятельность, контрольно – оценочная и рефлексивная деятельность.
Тип урока: комбинированный
Технология: элементы технологии развивающего, проблемного, опережающего, игрового, здоровьесберегающего обучения.
Методы и приемы, способствующие успешному формированию УУД:
- Прием рефлексивной деятельности
- Метод конкретизации целей обучения
- Метод открытого обсуждения новых знаний
- Метод решения и обсуждения проблемных задач и ситуаций, соразмерных опыту школьников
Результаты: теоретик и практик – вот те роли, которые позволили ученику перейти от уровня «я - ученик» к уровню «я – исследователь».
Ход урока
1. Постановка проблемы и задач урока
На доске предложение.
Существительное – хлеб языка.
- Списать, расставить знаки.
- Выполнить синтаксический разбор. ( какую роль в предл может выпол сущ.)
- Почему сущ. хлеб языка. (так как сущ О справедливости этого утверждения говорят цифры: в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имён существительных).
- Какова особенность данного предложения. Чем выражены члены предложения? (имя существительное).
- Так незаметно мы с вами подкрались к теме урока. СУщ.
- Какова цель урока? (повторить).
- Итак, мы находимся научно-исследовательском институте имени Морфология. Вы сегодня научные сотрудники этого института. И нам с вами предстоит провести ряд опытов, исследовать объект и сделать научное открытие.
Итак, мы начинаем.
2. Первый опыт «ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ.
-Можно ли написать по-русски рассказ, состоящий из слов, которых нет в русском языке? Как вы думаете? Оказывается, можно. Вот как это сделала писательница Людмила Петрушевская, а вы попробуйте узнать в тексте имена существительные и доказать это.
(Текст размножен)
- Прочитайте текст, найдите имена существительные, выпишите их, в скобках записывая вопросы, на которые они отвечают. Докажите, что это имена существительные.
Пуськи бятые.
Сяпала калуша по напушке и увазила бутявку. И волит:
- Калушата, калушаточки! Бутявка!
Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились.
А калуша волит:
- Оее, оее! Бутявка – то некузявая!
Калушата бутявку вычучили.
Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась, усяпала с напушки и брянчит:
- Калушата подудонились! Зюмо непалявые! Пуськи бятые!
- ВРЕМЯ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.
- (Имена существительные – это пуськи, калуша, напушка, бутявка, калушата, калушаточки)
После первого исследования сделаем вывод:
-Что такое имя существительное? Что оно обозначает? (Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет).
- поставьте баллы в дневник наблюдения за опознавательный опыт. ( 6слов 6 баллов).
3. Второй опыт «Теоретический» (работа в парах)
На столах у вас лежат карточки. На них обозначен номер вашей группы.
1. Прочитайте слова:
2. Обсудите в паре и выпишите в тетрадь только те слова, которые обозначают указанные названия. Работайте дружно, обсуждайте шепотом.
ребенок, Байкал, ножницы, белизна, девочка, бег, щука, юноша, стол, окно, синева, Россия, стрельба, микроб, свежесть, прыжок, кошка, Белгород,.
1 группа названия лиц (ребенок, девочка, юноша)
2 группа названия вещей (стол, окно, ножницы)
3 группа названия живых существ и организмов (кошка, щука; микроб),
4. группа географические названия (Россия, Байкал, Белгород),
5 группа названия признаков (свежесть, белизна, синева)
6 группа название действий ( бег, прыжок, стрельба)
- ВРЕМЯ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.
В ходе этого исследования вы можете получить максимум 3 балла. Поставьте баллы в дневник наблюдения.
В ходе этого исследования мы делаем вывод, что имена существительные делятся на смысловые группы. ( Назвали).
ФИЗМИНУТКА (СКОРОГОВОРКИ)
4. ОПЫТ « МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ»
Уважаемые научные сотрудники, в наш научно-исследовательский институт имени Морфологии поступили объекты для экспериментов. Каждая парта- это лаборатория. ( Выносится коробка).
- Научные сотрудники вытягивают объект.
- ВРЕМЯ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.
- Каждая научная лаборатория после экспериментов, выходит к доске и доказывает свою теорию.
- работают.
- доказывают.
В ходе исследования научными сотрудниками доказано, что имя сущ имеет следующие морфологические признаки. (Опрос).
- за морфологический опыт оцените себя по 5 бальной шкале.
А сейчас я предлагаю научным сотрудникам применить результаты исследований на практике. Для этого вы должны пройти тест.
5. тест “Имя существительное”
1.Определи падеж существительного:
В нашей школе прошел фестиваль.
А) П.п. Б) Р.п. В) Д.п. г) Т.п.
2. Укажите имя существительное
А) смелость Б) смело В) смелый.
3. Определите, каким членом предложения является выделенное слово в предложении
“Берёзы украшают леса”:
а) подлежащим; б) дополнением; в) обстоятельством.
4. Найди лишнее существительное:
А) честность, Б) правда, В) благополучие.
5. найди лишнее существительное:
А) кошка, Б) энциклопедия, В) эксперимент, Г) галстук.
Ответы: 1)А, 2). А, 3) А, 4) В, 5) А.
Ответы к тесту за закрытой доской
За испытательный тест я предлагаю в дневник наблюдения поставить баллы по количеству правильных ответов.
Общий вывод по опытам. Понятие о сущ.
- А сейчас этап награждения научных сотрудников. Подсчитайте баллы и определите свою ученую степень по количеству баллов :
1 степень от 15 до 19б - 5.
2 степень от 12 до 14б – 4.
3 степень от 9 до 11б – 3.
Мы поздравляем всех научных сотрудников аплодисментами.
Д.з. устно ответить на вопросы стр. 78.
Предварительный просмотр:
Дневник наблюдения
Ф. И. ______________________________________________________________
1 опыт Опознавательный | 2 опыт Теоретический | 3 опыт Морфологический | Исследовательский тест | Общий балл | Оценка |
Дневник наблюдения
Ф. И. ______________________________________________________________
1 опыт Опознавательный | 2 опыт Теоретический | 3 опыт Морфологический | Исследовательский тест | Общий балл | Оценка |
Дневник наблюдения
Ф. И. ______________________________________________________________
1 опыт Опознавательный | 2 опыт Теоретический | 3 опыт Морфологический | Исследовательский тест | Общий балл | Оценка |
Дневник наблюдения
Ф. И. ______________________________________________________________
1 опыт Опознавательный | 2 опыт Теоретический | 3 опыт Морфологический | Исследовательский тест | Общий балл | Оценка |
Дневник наблюдения
Ф. И. ______________________________________________________________
1 опыт Опознавательный | 2 опыт Теоретический | 3 опыт Морфологический | Исследовательский тест | Общий балл | Оценка |
Предварительный просмотр:
1.ОПЫТ «Опознавательный».
Выпишите имена существительные в этот же лист и докажите , почему вы так решили
Пуськи бятые.
Сяпала калуша по напушке и увазила бутявку. И волит:
- Калушата, калушаточки! Бутявка!
Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились.
А калуша волит:
- Оее, оее! Бутявка – то некузявая!
Калушата бутявку вычучили.
Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась, усяпала с напушки и брянчит:
- Калушата подудонились! Зюмо непалявые! Пуськи бятые!
1.ОПЫТ «Опознавательный».
Выпишите имена существительные в этот же лист и докажите , почему вы так решили
Пуськи бятые.
Сяпала калуша по напушке и увазила бутявку. И волит:
- Калушата, калушаточки! Бутявка!
Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились.
А калуша волит:
- Оее, оее! Бутявка – то некузявая!
Калушата бутявку вычучили.
Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась, усяпала с напушки и брянчит:
- Калушата подудонились! Зюмо непалявые! Пуськи бятые!
1.ОПЫТ «Опознавательный».
Выпишите имена существительные в этот же лист и докажите , почему вы так решили
Пуськи бятые.
Сяпала калуша по напушке и увазила бутявку. И волит:
- Калушата, калушаточки! Бутявка!
Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились.
А калуша волит:
- Оее, оее! Бутявка – то некузявая!
Калушата бутявку вычучили.
Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась, усяпала с напушки и брянчит:
- Калушата подудонились! Зюмо непалявые! Пуськи бятые!
Предварительный просмотр:
2. опыт «Теоретический»
Обсудите в паре и выпишите только те слова, которые обозначают группу названия лиц.
ребенок, Байкал, ножницы, белизна, девочка, бег, щука, юноша, стол, окно, синева, Россия, стрельба, микроб, свежесть, прыжок, кошка, Белгород,.
__________________________________________________________________________
2. опыт «Теоретический»
Обсудите в паре и выпишите только те слова, которые обозначают группу названия вещей.
ребенок, Байкал, ножницы, белизна, девочка, бег, щука, юноша, стол, окно, синева, Россия, стрельба, микроб, свежесть, прыжок, кошка, Белгород,.
__________________________________________________________________________
2. опыт «Теоретический»
Обсудите в паре и выпишите только те слова, которые обозначают группу названия живых существ и организмов .
ребенок, Байкал, ножницы, белизна, девочка, бег, щука, юноша, стол, окно, синева, Россия, стрельба, микроб, свежесть, прыжок, кошка, Белгород,.
__________________________________________________________________________
2. опыт «Теоретический»
Обсудите в паре и выпишите только те слова, которые обозначают группу «географические названия».
ребенок, Байкал, ножницы, белизна, девочка, бег, щука, юноша, стол, окно, синева, Россия, стрельба, микроб, свежесть, прыжок, кошка, Белгород,.
__________________________________________________________________________
2. опыт «Теоретический»
Обсудите в паре и выпишите только те слова, которые обозначают группу названия признаков.
ребенок, Байкал, ножницы, белизна, девочка, бег, щука, юноша, стол, окно, синева, Россия, стрельба, микроб, свежесть, прыжок, кошка, Белгород,.
__________________________________________________________________________
2. опыт «Теоретический»
Обсудите в паре и выпишите только те слова, которые обозначают группу название действий.
ребенок, Байкал, ножницы, белизна, девочка, бег, щука, юноша, стол, окно, синева, Россия, стрельба, микроб, свежесть, прыжок, кошка, Белгород,.
__________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
3.Опыт Морфологический
В ходе исследования мы обнаружили, что __________________________ - это имя существительное.
Во-первых,__________________________________________(одуш\неодуш),
во-вторых,_________________________________________(нариц\собств.),
в -третьих, _______________________________________________(род),
в-четвертых, _______________________________________________(число),
в-пятых, _____________________________________________(склонение).
Таким образом, мы можем сделать вывод, что ________________ это имя существительное. Что и требовалось доказать.
3.Опыт Морфологический
После продолжительных и тщательных наблюдений нами было установлено, что данный объект ______________________________________ является именем существительным .И в подтверждении этому мы приводим следующие доказательства.
А) ОНО _______________________________________(одуш\неодуш),
Б) Оно __________________________________________(нариц\собств.),
В) ОНО _______________________________________________(род),
Г) ОНО _______________________________________________(число),
Д) ОНО ______________________________________________(склонение).
Из всего вышесказанного мы делаем вывод, что
_________________________ - имя существительное.
3.Опыт Морфологический
В ходе лабораторных работ мы пришли к выводу, что предмет исследования ___________________________ относится к имени существительному. Так как имеет следующие признаки:
- _______________________________________________(одуш\неодуш),
- _______________________________________________(нариц\собств.),
- _______________________________________________(род),
- _______________________________________________(число),
- __________________________________________________(склонение).
Таким образом, делаем следующее умозаключение, что предмет исследования _________________________________ имя существительное.
3.Опыт Морфологический
_____________________ Наша лаборатория отнесла к имени существительному, так как :
- оно изменяется по падежам; Например в р.п. - ______________________
- относится к __________________ роду, а лтсюда следует, что и к _________ склонению.
- изменяется по числам (или не изменяется);
А также в ходе исследования было обнаружено, что этот предмет ____________ (одуш/неодуш). Более того предмет________________ является _______________ (Нариц/собств)
Вышеизложенные доказательства являются основанием для заключения и подтверждения, что _________________ имя существительное.
3.Опыт Морфологический
Целью исследования было доказать, что ___________________ имя существительное. И в ходе экспериментов мы выяснили:
А) ОНО _______________________________________________(одуш\неодуш),
Б) Оно _______________________________________________(нариц\собств.),
В) ОНО _______________________________________________(род),
Г) ОНО _______________________________________________(число),
Д) ОНО __________________________________________________(склонение).
Что дает нам право утверждать, что _________________________ имя существительное.
3.Опыт Морфологический
Для изучения дан объект ____________________. Цель исследования – доказать, что объект относится к имени существительному. Приводим следующие доказательства:
Во-первых, _______________________________________________(одуш\неодуш),
во-вторых, _______________________________________________(нариц\собств.),
в -третьих, _______________________________________________(род),
в-четвертых, _______________________________________________(число),
в-пятых, __________________________________________________(склонение).
Таким образом, мы можем сделать вывод, что это имя существительное. Что и требовалось доказать.
Предварительный просмотр:
тест “Имя существительное”
1.Определи падеж существительного:
В нашей школе прошел фестиваль.
А) П.п. Б) Р.п. В) Д.п. г) Т.п.
2. Укажите имя существительное
А) смелость Б) смело В) смелый.
3. Определите, каким членом предложения является выделенное слово в предложении
“Берёзы украшают леса”:
а) подлежащим; б) дополнением; в) обстоятельством.
4. Найди лишнее существительное:
А) честность, Б) правда, В) благополучие.
5. найди лишнее существительное:
А) кошка, Б) энциклопедия, В) эксперимент, Г) галстук.
тест “Имя существительное”
1.Определи падеж существительного:
В нашей школе прошел фестиваль.
А) П.п. Б) Р.п. В) Д.п. г) Т.п.
2. Укажите имя существительное
А) смелость Б) смело В) смелый.
3. Определите, каким членом предложения является выделенное слово в предложении
“Берёзы украшают леса”:
а) подлежащим; б) дополнением; в) обстоятельством.
4. Найди лишнее существительное:
А) честность, Б) правда, В) благополучие.
5. найди лишнее существительное:
А) кошка, Б) энциклопедия, В) эксперимент, Г) галстук.
тест “Имя существительное”
1.Определи падеж существительного:
В нашей школе прошел фестиваль.
А) П.п. Б) Р.п. В) Д.п. г) Т.п.
2. Укажите имя существительное
А) смелость Б) смело В) смелый.
3. Определите, каким членом предложения является выделенное слово в предложении
“Берёзы украшают леса”:
а) подлежащим; б) дополнением; в) обстоятельством.
4. Найди лишнее существительное:
А) честность, Б) правда, В) благополучие.
5. найди лишнее существительное:
А) кошка, Б) энциклопедия, В) эксперимент, Г) галстук.
тест “Имя существительное”
1.Определи падеж существительного:
В нашей школе прошел фестиваль.
А) П.п. Б) Р.п. В) Д.п. г) Т.п.
2. Укажите имя существительное
А) смелость Б) смело В) смелый.
3. Определите, каким членом предложения является выделенное слово в предложении
“Берёзы украшают леса”:
а) подлежащим; б) дополнением; в) обстоятельством.
4. Найди лишнее существительное:
А) честность, Б) правда, В) благополучие.
5. найди лишнее существительное:
А) кошка, Б) энциклопедия, В) эксперимент, Г) галстук.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Имя существительное" - обобщение темы.
Данная презентация поможет обобщить и проверить знания учащихся 5 класса после изучения темы "Имя существительное как часть речи"....
Презентация к уроку письма и развития речи, 6 класс. Имя Существительное (обобщение).
Данный урок проведен в рамках повторения учебного материала за год....
"Имя существительное. Обобщение изученного"
Это конспект открытого урока по русскому языку в 6-ом классе...
"Имя существительное" (Обобщение и систематизация знаний)
В презентации представлено в игровом и развлекательном материале обобщение и систематизация знаний по теме: "Имя существительное, как части речи.Задачи занятия:Образовательная – формироват...
Имя существительное (обобщение)
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Имя существительное».Задачи:1....
Урок русского языка в 5 классе на тему "Имя существительное (обобщение и систематизация знаний)"
Урок с пременением здоровьесберегающих технологий...
Имя существительное. Обобщение и систематизация изученного (6 класс)
Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе на тему "Имя существительное. Обобщение и систематизация изученного"...