"Имя существительное. Обобщение изученного"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Галяветдинова Гульназ Мансуровна

Это  конспект открытого урока по русскому языку в 6-ом классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkr._urok_po_rus.yaz_._v_6_kl.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 22.01.10.

№ урока: 65

Тема: Имя существительное. Обобщение изученного. Тест.

Цели: образовательная - систематизация изученного материала и проверка знаний, умений и навыков по теме «Имя существительное»;

              развивающая - развитие и совершенствование умений учащихся сравнивать, рассуждать, доказывать, обобщать изучаемые языковые факты; применять полученные знания, умения и навыки при выполнении разных видов работ;

              воспитательная - привитие чувства прекрасного, любви к природе, чуткого и бережного отношения к ней.

Оборудование: учебники, дидактический материал, тесты, карточки, презентация

Ход урока:

I. Актуализация прежних знаний

1. Проверка домашнего задания (морфологический разбор слов из упр. 338)  

Морфологический разбор имени существительного (слайд №1)

2. Словарный диктант «Проверь себя» (слайд № 2)                                                    

Аленький цветочек, теплый дождик, зеленый кустик, еловый лесочек; волшебное зеркальце, знакомый старичок, небольшая реченька, укрыться плащом; опытный переводчик, интересный рассказчик, молодой каменщик, ловкий кровельщик; грубый невежа, большое несчастье, воевать с неприятелем.

3. Синтаксический разбор предложения из домашнего упражнения

С неба снег падает по-разному.

4. Ознакомление с темой, целями урока

II. Формирование умений и навыков.

1. Фронтальный опрос.

-  Что такое имя существительное? (слайд № 3)

- Что вы знаете о числе имен существительных ? (слайд № 4).

- Что вы узнали о роде существительных? (слайды №  5, 6, 7, 8)

- Сколько склонений в русском языке? Какие существительные относятся к 1-ому, 2-ому, 3-ьему склонению? (слайды № 9, 10, 11)

- Как определить падеж существительного? Назовите вопросы падежей. (слайды № 12, 13, 14, 15, 16, 17)

-  А как образуются имена существительные? (слайд №18)                                  

-  Когда в окончаниях и суффиксах существительных пишем о, а когда – е? (слайд №19)

-  Когда в существительных пишем суффикс –ек, а когда - ик? (слайд №20)

- Когда пишем –чик, а когда -щик?(слайд №21)

-Когда не с существительными пишем слитно, а когда - раздельно? (слайд №22)

-В роли каких членов предложения может выступать существительное?  

(слайд №23)

2. Выполнение упражнений (работа по карточкам)

а) Прочитайте текст. Озаглавьте. Выпишите существительные вместе с прилагательными. Определите род и падеж существительных.

Снежн… поляна в лесу и на ней две березы. Выпустили их деревья на самую середку. Стали они друг против дружки, на виду у всех. Молод…, легк…, стройн…! Девушки да и только, И захотелось чем-то отметить веселых подруг. Увидел под зелен… елью темно-зеленые шишки, набрал полн… горсть и развесил на березах. То-то оробеет пуглив…глухарь, то-то удивится рогат…лось, то-то переволнуется пуглив… сорока.

б) Прочитайте и отгадайте загадки. В каком числе употреблены отгадки? Почему?

Два конца, два кольца, посредине гвоздик. Хоть не огонь, а жжется. Сидит девица в темнице, коса – на улице. Кругла, а не месяц, желта, а не масло, с хвостом, а не мышка.Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает.Без ног, а ходят, без рук, а указывают.Маленький конек из черного озера воду берет, белое поле поливает

в) Прочитайте стихотворение. Определите склонение существительных.

Проплясали по снегам

Снежные метели.

Снегири снеговикам

Песню просвистели.

У заснеженной реки

В снежном переулке

Звонко носятся снежки,

Режут снег снегурки.

III. Совершенствование умений и навыков.

Выполнение теста:

1. Имя существительное  - часть речи, которая обозначает:

а) действие         б) признак      в) предмет

2.Укажите столбик, цифры которого соответствуют склонению данных существительных:     а)                б)             в)             г)            

На улице                      1                  2             3              1

Ночью                          3                  2             1              3

Камышом                    2                   3             1              3

В окне                          2                   3             1              3

3. Определите, в каком столбике род существительных определен правильно:

                                      а)                   б)              в)                г)

Молодежь                    ж.                   м.              м.               ж.

Кофе                              с.                    с.              м.               м.

Картофель                    ж.                   м.              ж.               м.

Мышь                            ж.                   м.              м.               ж.  

4. Определите, в каком столбике падеж существительных определен правильно:

                                      а)                   б)              в)                г)

на улице                        д.                   п.              р.                в.

ночью                            п.                   т.              П.               т.

по дороге                       р.                   д.              п.               д.

в окне                             р.                   п.              т.               д.  

5. Найдите сущ-ое, которое имеет форму только мн.ч. :

а) небеса         б) молоко        в) чернила         г) крестьянство

6. Определите, в каком столбике правильно указаны пропущенные буквы:

                                      а)                   б)              в)                г)

р…спублика                 е                     и               е                 и              

…пельсин                     о                     а                а                 о

…фицер                        а                      а                о                 о  

Инж…нер                     и                     е                 е                 и

7. Определите, в каком столбике правильно указаны пропущенные буквы:

                                      а)                   б)              в)                г)

по алле…                      и                     е               и                 е              

в деревн…                     и                     е               е                 и

в ине…                           е                     е                и                и  

на собрани…                 е                     и                 и                е

8. Определите, в каком столбике правильно указаны пропущенные буквы:

                                       а)                   б)              в)                г)

над столиц…й              е                     о               е                  о              

перед училищ…м         о                    е               е                   е                

с малыш…м                  е                     е               о                  о  

9. Определите, каким членом предложения является выделенное слово в предложении Березы украшают леса: 

а) подлежащим        б) дополнением         в) обстоятельством

IV. Итог

Домашнее задание:

Напишите сочинение-миниатюру «Зима».

МОУ СОШ с углубленным изучением

 отдельных предметов села Большой Кукмор

Кукморского района Республики Татарстан

Имя существительное

(конспект открытого урока по русскому языку в 6-ом классе)

Учитель русского языка

                                                              и литературы

                                                                         Галяветдинова Г.М.

2010-ый год

                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗРАБОТКА УРОКА-ОБОБЩЕНИЯ ИЗУЧЕННОГО ПО ТЕМЕ «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»

Данный урок является уроком повторения и закрепления   пройденного материала,целью которого является правильное применения правописания гласных о и е в суффиксах чик-,щик- после шипящих, применен...

РАЗРАБОТКА УРОКА-ОБОБЩЕНИЯ ИЗУЧЕННОГО ПО ТЕМЕ «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»

Данный урок является уроком повторения и закрепления   пройденного материала,целью которого является правильное применения правописания гласных о и е в суффиксах чик-,щик- после шипящих, применен...

Конспект урока русского языка по теме "Обобщение изученного по теме "Имя существительное", 6 класс

Данный урок разработан с целью систематизации и обобщения изученного по теме "Имя существительное", для повторения основных признаков имени существительного как части речи, на закрепление  основн...

Методическая разработка урока русского языка: «Имя Существительное. Повторение и обобщение изученного».

Тема урока: «Имя Существительное. Повторение и обобщение изученного».Модуль: практикум «Часть речи – имя существительное. Повторение и обобщение изученного».Тип урока: повторение и системати...

Урок-лабиринт."Имя существительное. Повторение и обобщение изученного". 6 класс

урок-лабиринт в 6 классе, с помощью которого Вы сможете интересно и познавательно закрепить тему Имя существительное в 6 классе...