Урок русского языка в 5 классе на тему "Имя существительное (обобщение и систематизация знаний)"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Старолещинская средняя общеобразовательная школа»
Солнцевского района Курской области
Конспект урока русского языка с применением здоровьесберегающих технологий
(5 класс)
Учитель русского языка и литературы Воробьёва Оксана Вячеславовна
УМК: учебный комплекс под редакцией Т.А. Ладыженской и др. Русский язык. 5 класс
Тема урока: Имя существительное (обобщение и систематизация знаний). (1 час)
Тип урока: Урок « обобщения» знаний
Цели урока:
обучения:
- Организация повторения по теме «Имя существительное»
- Организация обобщения и систематизации знаний по теме.
а) определение морфологических признаков
б) синтаксическая роль в предложении
в) знание орфограмм
воспитания:
- Воспитание самостоятельности.
- Воспитание патриотизма.
развития:
- Развитие способности к анализу и обобщению.
- Развитие речи учащихся.
- Развитие творческих способностей
- Развитие познавательного интереса учащихся.
здоровьесбережения:
1. Способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся через физминутки, доброжелательную атмосферу в классе.
2. Приобщение детей к ЗОЖ.
- деятельностная: закрепить умения опознавать существительные в речи по морфологическим признакам;
- развивать умение использовать широкие возможности слов этой части речи;
- содержательная: закрепить знания о существительном как о части речи;
Универсальные учебные действия:
Регулятивные: высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать тему, цель урока. Искать пути её решения. Соотносить цели и результаты своей деятельности. Определять степень успешности работы.
Познавательные: выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий. Искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения, группировать слова по самостоятельно выбранным основаниям.
Коммуникативные УУД: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения.
Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения
Средства обучения: компьютер, учебник, карточки, жетоны.
ХОД УРОКА
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.
| Приветственное слово учителя. Учитель приветствует детей, высказывая добрые пожелания. В результате создается положительная эмоциональная направленность. - Добрый день, ребята! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся, ведь «от улыбки станет всем теплей», как пел Крошка Енот. Я рада, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что мы сегодня с вами дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь. (Запись даты в тетради) | Приветствие, запись даты. | УУД: познавательные (извлечение информации из текста); коммуникативные (формирование эмоционально позитивного отношения к процессу сотрудничества) |
2. Постановка учебной задачи. Цель: поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства её реализации | Слово учителя. - прослушайте стихотворение, в нем «спряталась» тема урока: Все, что существует, оно обозначает, На вопросы кто и что верно отвечает. А чтоб не обижался весь честной народ, Оно всегда имеет и число и род. У него к тому же 3 склоненья есть, Падежей различных сразу целых шесть. - Какова тема сегодняшнего урока? - Какую цель мы поставим перед собой? - С чего мы начнем работу? (Повторение теории, синтаксическая пятиминутка, анализ текста, составление синквейна, физминутка, работа в тетрадях, итог урока) | Учащиеся отвечают на вопросы с места. | УУД: познавательные (пытаются решить задачу известным способом. Самостоятельное выделение и формирование цели); регулятивные (принимают и сохраняют учебную задачу) |
3.Актуализация знаний Цель: подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий
|
Слово учителя. - Продолжается наше путешествие по стране Имя Существительное. Но чтобы войти в эту страну и увидеть её во всей красе, надо знать пароль. А пароль этот - правильное определение всех признаков существительного. Вы получали на дом задание, которое поможет нам в этом. Итак, начнем.
I. Тезис. Слово … - имя существительное. Докажем это. II. Доказательства.
III. Вывод: - Следовательно, мы доказали, что слово … - имя существительное, так как обладает всеми признаками данной части речи. | Учащиеся отвечают на вопросы с места. | УУД: познавательные (извлечение необходимой информации из текста; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; анализ); коммуникативные (формулирование понятных высказываний, используя термины, в рамках учебного диалога); регулятивные (выполнение учебной деятельности; саморегуляция в случае затруднения) |
4. Организация проверки знаний на практике. Цель: построить новый способ действия и сформировать умение применять его как при решении задачи, которая вызвала затруднение, так и при решении задания такого же типа.
| 1.Синтаксическая пятиминутка. Составьте предложение. - из предложения «Чистая вода - для хвори беда.» возьмите прилагательное, образуйте от него имя существительное в и. п. ед. ч.; - из предложения «Они отдали залог.» возьмите дополнение ; - из предложения «Здоровье - всему голова, всего дороже.» возьмите подлежащее, поставьте в р.п. ед.ч. Чистота-залог здоровья! - Как вы понимаете смысл пословицы. - Объясните постановку тире. - Подберите синонимы к слову «Здоровье».
Человек и велосипед В некоторых странах, например в Индии, Китае, Вьетнаме, основное транспортное средство – велосипед. У него много поклонников. Лев Николаевич Толстой, как известно, научился велосипедной езде в шестьдесят семь лет. Велосипед является прекрасным средством для укрепления здоровья. Но при несоблюдении правил дорожного движения он может стать причиной травм. - К какому стилю относится данный текст? - Определите тип текста. - Какова основная мысль текста? - Выпишите из текста существительные, определите их число. - Почему некоторые слова в тексте пишутся с заглавной буквы?
Здоровье. Прекрасное, хорошее, единственное. Закаляться, заниматься, не лениться. Здоровье, если его не замечаешь, значит оно есть.
4. Физминутка «Бинокль» Представьте, что нам необходимо отыскать существительные (встают). Возьмите в руки бинокли (делают из кистей рук и прикладывают к глазам). Посмотрите вправо, влево, вверх, вниз, вдаль. Какие существительные отыскали? Приведите примеры.
5. Определение падежа и склонений существительных. А как отражена тема здоровья в пословицах и поговорках. Спишите пословицы, вставляя пропущенные буквы, определите падеж и склонение имён существительных (пословицы распечатаны на листах).
Ап..етит от б..льного б..жит, а к зд..ровому катится. 6.Работа с учебником Выполните упражнение № 561 | Записывают полученное предложение, записывают синонимы к слову «здоровье». Устно отвечают на вопрос. Чтение текста. Отвечают на вопросы. Выписывают сущ., определяя их число. Составляют в группе СИНКВЕЙН Делают упражнения Работа в тетрадях. Списывают пословицы, вставляют пропущенные буквы, объясняя правилом. Работа у доски и в тетрадях. | УУД: познавательные (анализ, сравнение, классификация; осознанное построение речевого высказывания; поиск и выделение необходимой информации; ); коммуникативные (адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью); регулятивные (контроль, самооценка, коррекция, волевая саморегуляция в ситуации затруднения) |
5. Заключительная часть Цель: оценить учащимися собственную учебную деятельность , осознать методы построения и границы применения нового способа действий | 1.Рефлексия.
- Ребята, оцените себя (показывают жетоны). Продолжите предложения: - Сегодня на уроке я узнал … - Мне было интересно…. - Особенно понравилось…. - Вызывало затруднение… - Какую оценку вы поставили бы себе? 2.Подведение итогов учителем. - Какое настроение у вас в конце урока? 2.Домашнее задание (разные уровни): 1.Написать мини сочинение; 2. нарисовать рисунок; 3. приготовить сообщение; 4.сделать мультимедийную презентацию; 5. сочинить стихотворение. на тему: «Если хочешь быть здоров – закаляйся!». | Анализируют свою деятельность, отвечая на вопросы. Слушают высказывания одноклассников. Определяют свой уровень познания в соотношении со сказанным. «Знаю или не знаю» Слушают задание на дом. Выбирают вариант заданий по сложности. | УУД: познавательные (анализ, рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности); коммуникативные (внутренняя оценка деятельности учащихся); регулятивные (самооценка на основе критерия успешности; самоопределение) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 5 класс "Род имён существительных"
Цели: Обучающие: 1. Умение определять род имени существительного.2. Согласование прилагательного и глагола прошедшего времени с именами существите...
Урок русского языка_6 класс_НЕ с существительными
Конспект урока+презентация...
Урок русского языка 6 класс "Несклоняемые имена существительное"
Собран материал по теме " Несклоняемые имена существителные"...
Открытый урок по русскому языку 6 класс по теме "Деепричастие. Обобщение и систематизация изученного"
Урок составлен к учебнику С.И.Львовой,В.В. Львова...
Рабочая программа по русскому языку, 7 класс, Комплексный анализ текста как способ систематизации знаний
Рабочая программа по русскому языку, 7 класс, Комплексный анализ текста как способ систематизации знаний...
Урок русского языка 5 класс "Разносклоняемые имена существительные"
Урок выведения новых знаний по технологии СДО, линия учебников А.Д. Шмелев, 5 класс, урок выведения новых знаний "Разносклоняемые имена существительные"...
Конспект урока русского языка. 6 класс. Тема: «Суффикс существительных -чик- (-щик-) со значением «Профессия», или Джаз, джазист и суффикс -чик-»
Теоретический и практический материал урока связан с профессиями как исчезнувшими, так и современными, востребованными сегодня на Ямале. Физкультминутка, как и тема урока, связана с музыка...