Имя существительное (обобщение)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.
Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Имя существительное».
Задачи:
1. Повторить орфографические правила, изученные по данной теме.
2. Развивать чувство языка, языковой памяти, речевого слуха, развивать внимание. Обобщить и расширить представления учащихся о номинативной, коммуникативной и эмоционально - выразительной роли имен существительных в речи.
3. Воспитывать любовь и интерес к языку, культуру поведения, формировать самостоятельность мышления учащихся. Воспитывать любовь к природе и родному краю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
imya_sushchestvitelnoe_obobshchenie.docx | 25.04 КБ |
prezentatsiyak_otkrytomu_uroku.pptx | 383.88 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект урока русского языка в 6 классе “Имя существительное.Обобщение”
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.
Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Имя существительное».
Задачи:
- Повторить орфографические правила, изученные по данной теме.
- Развивать чувство языка, языковой памяти, речевого слуха, развивать внимание. Обобщить и расширить представления учащихся о номинативной, коммуникативной и эмоционально - выразительной роли имен существительных в речи.
- Воспитывать любовь и интерес к языку, культуру поведения, формировать самостоятельность мышления учащихся. Воспитывать любовь к природе и родному краю.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, карточки индивидуальной работы, проектор, презентация.
Ход урока
1. Организационный момент.
–Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости. Давайте поприветствуем их. (Дети разворачиваются к гостям, здороваются, садятся)
2. Сообщение темы и целей урока
- Сегодня на уроке мы с вами повторим всё, что знаем по теме «Имя существительное» и выявим лучших знатоков по данной теме.
Работа в тетрадях
- А теперь открываем тетради.
И с наклоном их положим,
Я, друзья, от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь.
За работу я возьмусь.
- Какое сегодня число? Какой месяц?
(Записываем число, классная работа (комментирует ученик))
Минутка чистописания
А сейчас – чистописание. Выполнив его, отправимся в путешествие.
О каком времени года это стихотворение?
Проплясали по снегам
Снежные метели
Снегири снеговикам
Песню просвистели.
У заснеженной реки
В снежном переулке
Звонко носятся коньки,
Режут лед снегурки.
Какой звук чаще всего вы слышали в этом стихотворении? С
Какой он? (Согласный, глухой)
Какой буквой при письме обозначается?
Пропишите, соединяя заглавную и строчную буквы в тетради.
сСс СсС
Слайд №
Прочитайте слова.
Волшебный, зима, холодный.
Какое слово лишнее? Какие ассоциации вызывает у вас слово зима? К какой части речи относится слово зима?
Сегодня мы с вами не только повторим, но и закрепим знания по теме «Имя существительное».
3.Обобщение и систематизация знаний об имени существительном.
Слайд №
1)Работа с эпиграфом
Прочитаем эпиграф к уроку - «Имя существительное – это хлеб языка» (Лев Успенский).
- Читаем хором. Как вы понимаете данные слова? Почему писатель назвал имя существительное «хлебом» языка? ( имя существительное – самая важная и богатая часть речи; как мы без хлеба не можем жить, так и без имени существительного не можем общаться)
- Добавлю, что в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имен существительных, что имен собственных в русском языке больше, чем нарицательных.
Я предлагаю вам побывать в волшебной стране Речь. Всех, кто здесь живет, называют Части речи. Жителей Москвы называют москвичами, жителей Пугачева – пугачевцами, а тех, кто живет в стране с названием Речь? (Части речи)
2)Синтаксический разбор предложения (на доске)
(За)мел…кал (в)м...розном воздухе лё...кий сн...жок.
Прочитайте предложение.
Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Объясните орфограммы.
Разберите по членам предложения и частям речи.
Проверим.
Назовите слово с безударной гласной, непроверяемой ударением. (Морозном.)
Подберите однокоренное имя существительное. (Мороз.)
3)Звукобуквенный анализ
Выполните звукобуквенный анализ слова мороз (частично)
(в тетради, один учащийся на доске)
Мороз- 2 гласных., 3 согласных., 3 зв. согл., 0 глух. согл., 5 букв, 5 звуков.
4)Словарная работа
Путь у нас недалек, и мы отправимся в страну Речь пешком. По дороге будем любоваться природой, дышать свежим воздухом. (Картина зимы.)
Нам придется сделать остановку у колодца.
Слайд №
Беда – провалились в колодец слова.
Их достать – нелегкое задание!
Надо знать тех слов правописание!
Назовите орфограмму в этих словах. (Безударная гласная непроверяемая ударением и согласные)
Нужно достать из колодца слова:
1 вариант – с безударной гласной «О, А»
2 вариант – с безударной гласной и согласными «Е, ЛЛ»
Б…тон, арм…тура, тро…ейбус, г…н…рал, к…мандир, с…лфетка, б…хрома, к…рниз, кв…ртира, б…гатырь, р…форма, р…кета, с…лдат, б…рдовый.
(Индивидуальная работа – карточки со словарными словами слабым ученикам.)
Запишите слова в тетрадь, выделите орфограмму.
Проверим.
Что общего в этих словах? ( Обозначают предмет, отвечают на вопросы кто?, что? Имена существительные.)
5)Фронтальный опрос об имени существительном
- Ребята, давайте вспомним всё, что мы знаем об этой части речи.
- имя существительное – это часть речи, которая… (отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет)
- бывает… ( собственным и нарицательным, одушевленным и неодушевленным)
- имеет… ( род, склонение)
- изменяется… ( по числам и падежам)
- в предложении может быть…(любым членом предложения)
- есть существительные…(разносклоняемые и несклоняемые) и т.д.
(Слабым учащимся карточка- подсказка)
Имя существительное благодарит вас за правильные ответы и
предлагает выполнить:
6) Выборочное письмо – упражнение 307 (3 абзац).
-Прочитайте, выпишите из упражнения: 1вариант –имена существительные одушевлённые; 2 вариант – неодушевлённые. *Проверка выполнения*
Слайд
7) Определите род имён существительных:
Неряха, конь, задира, пальто, тюль, авеню, тетрадь, СМИ.
(Карточки индивидуальной работы слабым ученикам)
Автомобиль, мышь, картофель, картошка, пустыня, окно, семья, отечество.
*8)Работа с сигнальными карточками (устно). (О-Е-И)
Сыночек, носик, мячик, звоночек, ключик, орешек.
Снежок, горошек, доченька, пастушок, лужок, крошечка.
*9) Работа по карточкам (дифференцированно)
Карточка № 1
1) Наша Маша – (не)ряха.
2) На клумбе растут голубые (не)забудки.
3) Владимир кипел от (не)годования.
Карточка № 2
1) Никогда не говори (не)правду.
2) Опять бушует (не)погода.
3) Друзья познаются в (не)счастье.
Карточка № 3
1) Говори правду, а (не) ложь.
2) Полил (не) дождь, а речной поток.
3) (Не) девица, а в зеркало глядится.
4.Итог: Вот и закончилось наше путешествие в страну Речь, а чтобы закончить наше путешествие, надо подвести итог.
-Над какой темой мы работали?
-Что мы повторили об имени существительном?
5.Домашнее задание: контрольные вопросы, подготовка к диктанту.
Карточка № 1 1) Наша Маша – (не)ряха. |
Карточка № 2 1) Никогда не говори (не)правду. |
Карточка № 3 1) Говори правду, а (не) ложь. |
Карточка Автомобиль, мышь, картофель, картошка, пустыня, окно, семья, отечество. |
Карточка Автомобиль, мышь, картофель, картошка, пустыня, окно, семья, отечество. |
Карточка Б…тон, арм…тура, тро…ейбус, г…н…рал, к…мандир, с…лфетка, б…хрома, к…рниз, кв…ртира, б…гатырь, р…форма, р…кета, с…лдат, б…рдовый. |
Карточка Б…тон, арм…тура, тро…ейбус, г…н…рал, к…мандир, с…лфетка, б…хрома, к…рниз, кв…ртира, б…гатырь, р…форма, р…кета, с…лдат, б…рдовый. |
Карточка Б…тон, арм…тура, тро…ейбус, г…н…рал, к…мандир, с…лфетка, б…хрома, к…рниз, кв…ртира, б…гатырь, р…форма, р…кета, с…лдат, б…рдовый. |
Карточка Б…тон, арм…тура, тро…ейбус, г…н…рал, к…мандир, с…лфетка, б…хрома, к…рниз, кв…ртира, б…гатырь, р…форма, р…кета, с…лдат, б…рдовый. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Минутка чистописания
Волшебный, зима, холодный
« Имя существительное- это хлеб языка» (Лев Успенский )
Словарные слова Б…тон, арм …тура, тро … ейбус , г…н…рал, к… мандир , с… лфетка , б…хрома, к… рниз , кв… ртира , б… гатырь , р…форма, р…кета, с… лдат , б… рдовый .
Неряха , конь, задира, пальто, тюль, авеню, тетрадь, СМИ
Спасибо за урок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Имя существительное" - обобщение темы.
Данная презентация поможет обобщить и проверить знания учащихся 5 класса после изучения темы "Имя существительное как часть речи"....
Презентация к уроку письма и развития речи, 6 класс. Имя Существительное (обобщение).
Данный урок проведен в рамках повторения учебного материала за год....
"Имя существительное. Обобщение изученного"
Это конспект открытого урока по русскому языку в 6-ом классе...
"Имя существительное" (Обобщение и систематизация знаний)
В презентации представлено в игровом и развлекательном материале обобщение и систематизация знаний по теме: "Имя существительное, как части речи.Задачи занятия:Образовательная – формироват...
Урок русского языка в 5 классе на тему "Имя существительное (обобщение и систематизация знаний)"
Урок с пременением здоровьесберегающих технологий...
Урок "Имя существительное. Обобщение."
Тип урока: комбинированный....
Имя существительное. Обобщение и систематизация изученного (6 класс)
Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе на тему "Имя существительное. Обобщение и систематизация изученного"...