«Средства выразительности языка»
методическая разработка по русскому языку (11 класс)
Методическая разработка по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_sredstva_vyrazitelnosti.docx | 33.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение СК
«СТАВРОПОЛЬСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Цикловая методическая комиссия общих гуманитарных и социально-
экономических дисциплин
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
по дисциплине «Русский язык»
Тема: «Средства выразительности языка»
Разработана преподавателем
ЦМК ОГСЭ дисциплины
Немеш М.В.
Одобрено на заседании ЦМК
« » 2023г.
Протокол №
Председатель ЦМК Мирзоян Е.В.
Ставрополь
2023 г.
Средства выразительности языка
Цели урока:
1.Образовательная: обобщить и систематизировать знания о средствах выразительности языка;
2. Развивающая: развивать мыслительно-речевую деятельность
3. Воспитательная: формирование познавательного интереса, мотивации к обучению через разнообразие используемых приёмов, воспитание культуры умственного труда, коммуникативного общения
Оборудование: раздаточный материал, карточки, компьютер,
Задачи:
Личностные:
1. формировать и закреплять в сознании бережное отношение к родному языку, ответственное отношения к собственному слову, к культуре речи.
Метапредметные:
1. Регулятивные учебные действия: развивать навыки целеполагания, планирования, контроля и оценки деятельности.
2. Познавательные учебные действия: совершенствовать умение анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать мысли; развивать навыки работы с текстом.
3.Коммуникативные учебные действия: совершенствовать умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, взаимодействовать в группе, принимать совместные решения.
Предметные:
1. повторить и обобщить основные виды изобразительно-выразительных средств языка;
2. совершенствовать умение различать изобразительно-выразительные средства лексики (тропы и стилистические фигуры речи).
Формы организации учебной деятельности: урок – практикум
Используемые технологии: проблемное обучение, ИКТ технологии.
Ход урока:
Орг. момент. Мотивация учебной деятельности
– Здравствуйте! Я приветствую вас на речевом практикуме, который хочу начать с составлеия синквейна.
Слайд № 2
Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение пяти строк». Синквейн – нерифмованная пятистрочная стихотворная форма, написанная по определённым правилам.
Правила составления синквейна таковы: синквейн состоит из пяти строк.
1 строка – Название. Одно слово, обычно существительное или местоимение, отражающее главную идею (Кто, что?);
2 строка – Описание. Два слова, прилагательные, описывающие основную мысль (Какой, какая, какое, какие?);
3 строка – Действие. Три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы (Что делает, что делают?);
4 строка – Фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту;
5 строка – Синоним названия темы. Одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта (обобщающее слово). Вывод, итог, ассоциация.
Слова: живые, описывают, богатство языка, имитируют, сокровища речи, богатство мыслей, они, красивые, украшают.
Слайд № 3
Они
Красивые, живые
Украшают, описывают, имитируют
«Богатство языка…богатство мыслей»
Сокровища речи
– Как вы думаете, о чём идёт речь? (Художественные средства, изобразительные средства, средства выразительности)
– Молодцы! Итак, тема нашего занятия – «Средства выразительности языка».
Слайд № 4
Эпиграфом к уроку я взяла слова Л. Успенского: «Если в мире есть вещи, достойные названия «чуда», то слово, бесспорно, первое и самое чудесное из них».
Согласны ли вы с ним? Почему? Запишите тему занятия и эпиграф в тетрадь.
Формулирование задач урока
– Да, действительно, русский язык богат и гибок, что позволяет изобразить любую картину и передать самую сложную мысль. Вопрос только в том, умеет ли говорящий пользоваться изобразительно-выразительными средствами.
– Какие мы можем поставить перед собой задачи на сегодняшнем занятии?
1. Повторить термины.
2. Скорректировать умение находить средства выразительности в тексте.
3. Различать виды средств выразительности.
4. Совершенствовать умение определять роль средств выразительности в анализируемом тексте.
Стадия осмысления.
Как вы считаете, для чего нужно говорить правильно?
Студенты
– Для того чтобы правильно и грамотно говорить, нужно знать, нормы языка, правильно ставить ударения, произносить слова, употреблять средства выразительности.
Слайд № 5,6
Орфоэпический диктант:
СрЕдства, свЁла, красИвее, завИдно, досУг, баловАть, договОр, позвонИт, оптОвый, прИняли, добЫча, бралаА слИвовый, квартаАл, начаАть, нАчал, закУпорить, тУфля, щавЕль, пЕрчить, экспЕрт, каталОг, звонЯт, бензопровОд, облегчИть, тОрты, ходАтайство, принУдить, духовнИк, бАнты, жалюзИ, включИт, танцОвщица, крЕмы, мастерскИ, мЕльком, христианИн
Также важно уметь использовать языковые средства, которые придают тексту выразительность. Нужно уметь анализировать языковые особенности текста, правильно классифицируя изобразительно-выразительные средства языка и определяя их функцию в тексте.
Слайд № 7,8
ТРОП – употребление слова в переносном значении для характеристики какого-либо явления при помощи вторичных смысловых оттенков, присущих этому слову. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нам близкими в каком-либо отношении. Тропами являются эпитет, метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, ирония, литота, аллегория, перифраз, олицетворение, сравнение.
Фигура речи (стилистическая фигура) – обороты речи, применяемые в целях создания художественной выразительности. К фигурам относятся: антитеза, оксюморон, градация, синтаксический параллелизм, эллипсис, анафора, эпифора, умолчание, инверсия, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, парцелляция
Давайте поработаем с определениями тропов и фигур речи!
Слайды с 9 по 26
А сейчас начинаем нашу работу с терминологического диктанта. Я читаю определения, вы записываете в столбик название изобразительно-выразительного средства
Терминологический диктант
1.Одинаковое построение соседних предложений. (Синтаксический параллелизм)
2.С одной стороны, речевая ошибка – неоправданное употребление однокоренных слов, с другой – в устной речи и художественной литературе – средство эмоционального воздействия для подчёркивания какого-либо явления, признака. (Тавтология)
3.Обратный порядок слов. (Инверсия)
4.Художественное преуменьшение. (Литота)
Выражение, содержащее иной, скрытый смысл, аллегория. (Иносказание)
5.Сопоставление двух предметов или явлений на основании общего для них признака. (Сравнение)
6.Скрытая насмешка. (Ирония)
7.Только в контексте слова являются противоположными. Вне контекста эта противоположность теряется. (Контекстные антонимы)
8.Единоначатие. (Анафора)
– Если вы успешно справились с заданием, то по начальным буквам у вас должно получиться слово! Какое?
Стилистика. Оцените свою работу. Проверьте орфографию. Если термин указан верно, но с орфографической ошибкой, ответ считается неправильным.
– Какое отношение имеет стилистика к перечисленным терминам? (Одним из аспектов стилистики является изучение выразительных средств, ресурсов языка).
Записанные нами термины – наиболее часто встречаемые в текстах изобразительно-выразительные средства. Знание терминов и их определений-
недостаточно, необходимо ещё и умение приводить примеры.
Переходим к следующему этапу занятия.
– На какие группы можно разделить изобразительно-выразительные средства, с которыми мы работали? (Тропы, фигуры речи, изобразительные возможности лексики).
–Что лежит в основе такого лексического средства, как троп? (Употребление слов в переносном значении)
– Назовите известные вам тропы.
– Что такое фигуры речи? /Необычное синтаксическое построение с целью усиления выразительности/
Слайды №27
– Для чего нам необходимо различать тропы, фигуры речи, изобразительные возможности лексики?
Работа в парах (Соотнеси термин с примером)
1. Когда росой обрызганный душистой, | а)метаффора |
2. Виденья прежних лет толпятся предо мной… (Лермонтов) | б)метонимия |
3. …Белинского и Гоголя с базара понесут (Некрасов) | в)перифраз |
4. К ней прилегла в опочивальне ее сиделка – тишина (А.А.Блок) | г)анафора |
5. Царь зверей (лев), страна восходящего солнца (Япония) | д)эпитет |
6. Клянусь я первым днем творенья, | е)оксюморон |
7. Сладкая боль, горячий снег, живой труп. | ж)олицетворение |
8. Бросьте! | к) парцелляция |
9. И шел ты с женщиной – не отрекись. | и) антитеза |
10. Ленька потащил леску. Кот отчаянно упирался… (Паустовский) | з)градация |
Проверка.
– Обменяйтесь ответами с другой парой, проверьте друг друга, поставьте баллы. (Правильный ответы высвечиваются на слайде)
Слайд № 9
1-д, 2-а, 3-б, 4-ж, 5-в, 6-г, 7-е, 8-з, 9-к,10-и
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В нём рассматриваются языковые особенности. Некоторые термины, используемые в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.
– Приступаем к выполнению задания.
Слайд №28
«Автор использует разнообразные языковые средства, чтобы придать своей речи яркую убедительность. Употребление такого тропа, как_____(«искусство является историком») придаёт яркость и образность тексту. Весь текст построен на фигуре речи______(«Он над тучами смеётся, он от радости рыдает»). Серьёзность темы достигается при помощи ______(«Что вам ответить на это?»), а также использованием ______(«догмы», «модернизм», «бытие»)».
1.Антитеза
2.Метафора
3.Риторический вопрос
4.Аллегория
5.Ряды однородных членов
6.Сравнение
7.Термины
8.Синатксический параллелизм
9.Эпитет
10.Гипербола
Ответы: 2,8,3,7
– Чтобы правильно определить вид изобразительно-выразительного средства, необходим контекст, в котором он употребляется, то есть текст, который даётся вам на экзамене для анализа.
Мини-исследование текста И.А. Ильина «О дружбе»
О дружбе
У каждого из нас бывают в жизни такие времена, когда естественная, от природы данная нам одинокость вдруг начинает казаться нам тягостною и горькою: чувствуешь себя всеми покинутым и беспомощным, ищешь друга, а друга нет... (2) И тогда изумлённо и растерянно спрашиваешь себя: как же это так могло случиться, что я всю жизнь любил, боролся и страдал, и, главное, служил великой цели - и не нашёл ни сочувствия, ни понимания, ни друга? (3)Почему единство идеи, взаимное доверие и совместная любовь не связали меня ни с кем в живое единство духа, силы и помощи?..
(4)Тогда в душе просыпается желание узнать, как же слагается жизнь у других людей: находят они себе настоящих друзей или нет? (5)Как же жили люди раньше. до нас? (6)И не утрачено ли начало дружбы именно в наши дни?
(7)Иногда кажется, что именно современный человек решительно не создан для дружбы и не способен к ней. (8)И в конце концов неизбежно приходишь к основному вопросу: что же есть настоящая дружба, в чём она состоит и на чём держится?
(9)Бывает "дружба", основанная на совместном сплетничании или на взаимном излиянии жалоб. (10)Но бывает и "дружба" лести, "дружба" тщестлавия, "дружба" протекции, "дружба" злословия, "дружба" преферанса и "дружба" собутыльничества. (11)Иногда один берёт взаймы, а другой даёт взаймы - и оба считают себя "друзьями". (12)"Рука моет руку", люди вершат совместно дела и делишки, не слишком доверяя друг другу, и думают, что они "подружились". (13)Люди сталкиваются друг с другом в жизни и отскакивают друг от друга, подобно деревянным шарам. (14)Таинственная судьба взметает их, как земную пыль, и несёт их через жизненное пространство в неизвестную даль, а они разыгрывают комедию "дружбы" в трагедии всеобщего одиночества. (15)Ибо без живой любви люди подобны мёртвому праху.
(16)Но истинная дружба проламывает это одиночество, преодолевает его и освобождает человека к живой и творческой любви. (17)Истинная дружба... (18)Если бы только знать, как она завязывается и возникает... (19)Если бы только люди умели дорожить ею и крепить её...
(20)На свете есть только одна-единственная сила, способная преодолеть одиночество человека: эта сила есть любовь. (21)На свете есть только одна возможность выйти из жизненной пыли и противостать её вихрю; это есть духовная жизнь. (По И.Ильину)
Работа в группах
Задание 1 группе: Найти в тексте тропы, привести примеры, определить назначение в тексте.
Задание 2 группе: Найти в тексте фигуры речи, привести примеры, определить назначение в тексте.
Проверка
– Мне хотелось бы вернуться к началу урока, точнее к синквейну, в котором последними строками были слова «сокровища речи». Эти слова станут первой строчкой вашей работы!
–Очень хотелось бы, чтобы вы не только научились находить «сокровища речи» в тестах, но и использовать их в творческой работе. А теперь обратимся к слайду. Я предлагаю выбрать фразу, которая станет темой вашей презентации.
Слайд № 17
Ученикам раздаются бланки с темами презентаций:
Метафора – царица тропов.
Огромная гипербола и малюсенькая литота.
Эпитет великолепный.
Всё риторическое: обращение, восклицание, вопрос.
Спуски и подъёмы градации.
Анафора и эпифора – стилистические антонимы.
Возможности сравнения.
– Выберите тему для своей презентации-исследования.
– Хотелось бы, чтобы знание средств выразительности было для вас не только необходимостью сдать экзамен по русскому языку, но и потребностью говорить ярко, образно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Средства выразительности языка (урок подготовки к ЕГЭ)
Каждый образованный человек, безусловно, должен уметь оценивать речевое поведение – свое и собеседников, соотносить свою речь с конкретной ситуацией общения. Почему же сегодня в XXI веке журналисты, у...
Средства выразительности языка
В данной работе представлены системы ценностных отношений к родному языку и воспитания бережного отношения к слову автора, культуре речи....
Открытый урок русского языка в 11 классе "Средства выразительности языка"
Разработка открытого урока по русскому языку по теме "Средства выразительности языка". Цели урока: образовательная: обобщить и систематизировать знания учащихся о средствах ...
Урок в одиннадцатом классе по теме: «Средства выразительности языка»
Опыт подготовки к ЕГЭ показывает, что труднее всего учащимся даются задания, связанные с лингвостилистическим анализом, с умением создавать собственный текст на основе прочитанного. Самое трудное – ра...
Средства выразительности языка
Разработка урока по теме "Средства выразительности языка" содержит конспект урока и презентацию к уроку. В урок включены задания на определение тропов, фигур речи, лексических средств выразительности....
Конспект урока русского языка в 11 классе "Средства выразительности языка" (материалы для подготовки к ЕГЭ)
Конспект урока по русскому языку в 11 классе, цель - повторить термины; развивать умения различать тропы, стилистические фигуры и другие средства выразительности; определять их роль в тексте....
Средства выразительности языка.
Разработка урока по русскому языку в 11 классе....