Средства выразительности языка
учебно-методический материал по русскому языку (10 класс) по теме
Разработка урока по теме "Средства выразительности языка" содержит конспект урока и презентацию к уроку. В урок включены задания на определение тропов, фигур речи, лексических средств выразительности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок "Выразительные средства языка" (русский язык, 10 класс) | 338.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Громенкова Светлана Ивановна, учитель высшей категории, педагогический стаж 18 лет |
10 «б» класс, учебник «Русский язык», авторы: Н.Г. Гольцова |
Русский язык |
Тема. Средства выразительности языка |
Личностные: формировать и закреплять в сознании учащихся бережное отношения к родному языку, ответственное отношения к собственному слову, к культуре речи. Метапредметные
Предметные: повторить и обобщить основные виды изобразительно-выразительных средств языка; совершенствовать умение различать изобразительно-выразительные средства лексики (тропы и стилистические фигуры речи). |
Урок применения предметных ЗУНов |
Анализ и классификация художественных средств выразительности, исследовательская работа с текстом, выполнение заданий КИМов ЕГЭ, написание коллективной творческой работы. |
Ход урока
Подведение к теме
- Здравствуйте, ребята! Я приветствую вас на речевом практикуме, который хочу начать с синквейна-загадки:
Они
Красивые, живые
Украшают, описывают, имитируют
«Богатство языка…богатство мыслей»
Сокровища речи
- Как вы думаете, о чём идёт речь? /Художественные средчтва, изобразительные средства, средства выразительности/
-Молодцы! Итак, тема нашего урока - «Средства выразительности языка». Эпиграфом к уроку я взяла слова Л. Успенского: «Если в мире есть вещи, достойного названия «чуда», то слово, бесспорно, первое и самое чудесное из них.»
- Согласны ли вы с ним? Почему?
- Запишите тему урока и эпиграф в тетрадь.
Формулирование задач урока
-Да, действительно, русский язык богат и гибок, что позволяет изобразить любую картину и передать самую сложную мысль. Вопрос только в том, умеет ли говорящий пользоваться изобразительно-выразительными средствами. Главное в понятии «выразительность» - способность к воспроизведению, имитации, описанию явлений окружающей действительности.
Очень тесно мы сталкиваемся со средствами выразительности на ЕГЭ как при выполнении теста, так и при написании сочинения.
- Какие мы можем поставить перед собой задачи на сегодняшнем практикуме?
- Повторить термины,
- Скорректировать умение находить средства выразительности в тексте,
- Различать виды средств выразительности
- Совершенствовать умение определять роль средств выразительности в анализируемом тексте
- Тема определена, задачи поставлены, начинаем нашу работу с терминологического диктанта. Я читаю определения, вы записываете в столбик название изобразительно-выразительного средства
Терминологический диктант
- Одинаковое построение соседних предложений. /Синтаксический параллелизм/
- С одной стороны, речевая ошибка – неоправданное употребление однокоренных слов, с другой – в устной речи и художественной литературе – средство эмоционального воздействия для подчёркивания какого-либо явления, признака. /Тавтология/
- Обратный порядок слов. /Инверсия/
- Художественное преуменьшение. /Литота/
- Выражение, содержащее иной, скрытый смысл, аллегория. /Иносказание/
- Сопоставление двух предметов или явлений на основании общего для них признака. /Сравнение/
- Слова, предназначенные для обозначения специальных понятий науки, техники и пр. /Термины/
- Скрытая насмешка. /Ирония/
- Только в контексте слова являются противоположными. Вне контекста эта противоположность теряется. /Контекстные антонимы/
- Единоначатие. /Анафора/
- Если вы успешно справились с заданием, то по начальным буквам у вас должно получиться слово стилистика. Поставьте себе баллы в карту достижений. Проверьте орфографию. Если термин указан верно, но с орфографической ошибкой, ответ считается неправильным.
- Какое отношение имеет стилистика к перечисленным терминам? /Одним из аспектов стилистики является изучение выразительных средств, ресурсов языка. Записанные нами термины– наиболее часто встречаемые в КИМах изобразительно-выразительные средства. Знания терминов и их определения на экзамене мало, необходимо ещё и умение приводить примеры. Переходим к следующему этапу практикума.
Работа в парах (Соотнеси термин с примером)
- Усердный в бригаде – клад
Ленивый – обуза.
- К утру расстреляли притихшее горное эхо.
- Случился случай.
- Мальчик – с – пальчик.
- Сторож допил свою воду, вытер рот рукавом, желая этим сказать, что аудиенция закончена.
- Уж озимь яркая блеснула изумрудом.
- Пытливый скальпель учёного.
- Вообразите себе воробья, который клюёт исполинскую гору.
- Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза.
а. | Инверсия |
б. | Термин |
в. | Ирония |
г. | Синтаксический параллелизм |
д. | Тавтология |
е. | Сравнение |
ж. | Литота |
з. | Анафора |
и. | Контекстные антонимы |
Проверка
- Обменяйтесь ответами с другой парой, проверьте друг друга, поставьте баллы. /Правильный ответы высвечиваются на слайде/
1-и, 2-а, 3-д, 4-з, 5-ж, 6-в, 7-г, 8-е, 9-б
- На какие группы можно разделить изобразительно-выразительные средства, с которыми мы работали? /Тропы, фигуры речи, изобразительные возможности лексики/
- Что лежит в основе такого лексического средства, как троп? /Употребление слов в переносном значении/
- Назовите известные вам тропы.
- Что такое фигуры речи? /Необычное синтаксическое построение с целью усиления выразительности/
- Перечислите синтаксические средства.
В процессе ответов детей на слайде постепенно заполняется таблица.
Тропы | Фигуры речи | Изобразительные возможности лексики |
Литота Иносказание Сравнение Ирония Метафора Эпитет Гипербола Олицетворение Синекдоха Перифраза | Синтаксический параллелизм Инверсия Анафора Эпифора Градация Многосоюзие Риторический вопрос | Тавтология Термины Контекстуальные антонимы Синонимы Паронимы |
- Для чего нам необходимо различать тропы, фигуры речи, изобразительные возможности лексики? /Чтобы не ошибиться при выполнении задания 8 части В/
- Внимательно читаем инструкцию. /Слайд/
Инструкция
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В нём рассматриваются языковые особенности. Некоторые термины, используемые в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.
А затем приступаем к выполнению задания.
«Автор использует разнообразные языковые средства, чтобы придать своей речи яркую убедительность. Употребление такого тропа, как_____(«искусство является историком») придаёт яркость и образность тексту. Весь текст построен на фигуре речи______(«Он над тучами смеётся, он от радости рыдает»). Серьёзность темы достигается при помощи ______(«Что вам ответить на это?»), а также использованием ______(«догмы», «модернизм», «бытие» и др.)».
1.Антитеза
2.Метафора
3.Риторический вопрос
4.Аллегория
5.Ряды однородных членов
6.Сравнение
7.Термины
8.Синатксический параллелизм
9.Эпитет
10.Гипербола
Ответы: 2,8,3,7
- Чтобы правильно определить виз изобразительно-выразительного средства, необходим контекст, в котором он употребляется, то есть текст, который даётся вам на экзамене для анализа.
Индивидуальная тестоваяработа
Приступим к индивидуальной тестовой работе . / Каждый ученик получает вариант задания В8 и текст КИМов ЕГЭ. Задание проверяется учителем. Баллы выставляются в карту достижений/
Мини-исследование (работа в группах с текстом И.А. Ильина «О дружбе»
О дружбе
(1) У каждого из нас бывают в жизни такие времена, когда естественная, от природы данная нам одинокость вдруг начинает казаться нам тягостною и горькою: чувствуешь себя всеми покинутым и беспомощным, ищешь друга, а друга нет... (2) И тогда изумлённо и растерянно спрашиваешь себя: как же это так могло случиться, что я всю жизнь любил, боролся и страдал, и, главное, служил великой цели - и не нашёл ни сочувствия, ни понимания, ни друга? (3)Почему единство идеи, взаимное доверие и совместная любовь не связали меня ни с кем в живое единство духа, силы и помощи?..
(4)Тогда в душе просыпается желание узнать, как же слагается жизнь у других людей: находят они себе настоящих друзей или нет? (5)Как же жили люди раньше. до нас? (6)И не утрачено ли начало дружбы именно в наши дни?
(7)Иногда кажется, что именно современный человек решительно не создан для дружбы и не способен к ней. (8)И в конце концов неизбежно приходишь к основному вопросу: что же есть настоящая дружба, в чём она состоит и на чём держится?
(9)Бывает "дружба", основанная на совместном сплетничании или на взаимном излиянии жалоб. (10)Но бывает и "дружба" лести, "дружба" тщестлавия, "дружба" протекции, "дружба" злословия, "дружба" преферанса и "дружба" собутыльничества. (11)Иногда один берёт взаймы, а другой даёт взаймы - и оба считают себя "друзьями". (12)"Рука моет руку", люди вершат совместно дела и делишки, не слишком доверяя друг другу, и думают, что они "подружились". (13)Люди сталкиваются друг с другом в жизни и отскакивают друг от друга, подобно деревянным шарам. (14)Таинственная судьба взметает их, как земную пыль, и несёт их через жизненное пространство в неизвестную даль, а они разыгрывают комедию "дружбы" в трагедии всеобщего одиночества. (15)Ибо без живой любви люди подобны мёртвому праху.
(16)Но истинная дружба проламывает это одиночество, преодолевает его и освобождает человека к живой и творческой любви. (17)Истинная дружба... (18)Если бы только знать, как она завязывается и возникает... (19)Если бы только люди умели дорожить ею и крепить её...
(20)На свете есть только одна-единственная сила, способная преодолеть одиночество человека: эта сила есть любовь. (21)На свете есть только одна возможность выйти из жизненной пыли и противостать её вихрю; это есть духовная жизнь. (По И.Ильину)
Ильин Иван Александрович (1883 - 1945) - русский христианский философ, национальный мыслитель, правовед, писатель, литературный критик и публицист, по убеждениям - славянофил и монархист.
Задание 1 группе: Найти в тексте тропы, привести примеры, определить назначение в тексте.
Задание 2 группе: Найти в тексте фигуры речи, привести примеры, определить назначение в тексте.
Чтение текста.
Отчет групп о результатах исследования.
Творческая работа в группе
- Мне хотелось бы вернуться к началу урока, точнее к синквейну, в котором последними строками были слова «сокровища речи». Эти слова станут первой строчкой сочинения по кругу. Запишите следующее предложение – ваше понимание ключевой фразы (на это отводится одна-две минуты) и передайте другому по кругу. Последний читает всё написанное.
Рефлексия
-Вы не только научились находить «сокровища речи» в тестах, тексте, но и использовать их в творческой работе. А теперь обратимся к рефлексивному экрану. Я предлагаю выбрать фразу, которую вам сейчас захотелось продолжить.
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Я понял, что…
У меня получилось…
Теперь я могу…
Мне захотелось…
Я смог…
Хочу больше узнать о…
- Посчитайте свои баллы за урок, поставьте себе отметку.
Задание на дом
Ученикам раздаются бланки с темами презентаций:
- Метафора – царица тропов.
- Огромная гипербола и малюсенькая литота.
- Эпитет великолепный.
- Всё риторическое: обращение, восклицание, вопрос.
- Спуски и подъёмы градации.
- Анафора и эпифора – стилистические антонимы.
- Возможности сравнения.
- Выберите тему для своей презентации-исследования.
- Хотелось бы, чтобы знание средств выразительности было для вас не только необходимостью сдать экзамен по русскому языку, но и потребностью говорить ярко, образно.
Карта достижений
ФИО
Речевой практикум «Средства выразительности языка»
Вид работы | Максимум баллов за задание | Количество баллов за ответ |
Терминологический диктант | 10 | |
Работа в парах | 9 | |
Тест | 4 | |
Исследование | 5 | |
Итог | 28 |
Примечание:
- ставится 1 балл за каждый верный ответ;
- за исследование ставит оценку руководитель группы;
- тест оценивает учитель;
- итог подводит каждый сам.
Разбалловка:
«5» - 26-28
«4» - 20-25
«3» - 15-20
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Средства выразительности языка (урок подготовки к ЕГЭ)
Каждый образованный человек, безусловно, должен уметь оценивать речевое поведение – свое и собеседников, соотносить свою речь с конкретной ситуацией общения. Почему же сегодня в XXI веке журналисты, у...
Средства выразительности языка
В данной работе представлены системы ценностных отношений к родному языку и воспитания бережного отношения к слову автора, культуре речи....
Открытый урок русского языка в 11 классе "Средства выразительности языка"
Разработка открытого урока по русскому языку по теме "Средства выразительности языка". Цели урока: образовательная: обобщить и систематизировать знания учащихся о средствах ...
Урок в одиннадцатом классе по теме: «Средства выразительности языка»
Опыт подготовки к ЕГЭ показывает, что труднее всего учащимся даются задания, связанные с лингвостилистическим анализом, с умением создавать собственный текст на основе прочитанного. Самое трудное – ра...
Конспект урока русского языка в 11 классе "Средства выразительности языка" (материалы для подготовки к ЕГЭ)
Конспект урока по русскому языку в 11 классе, цель - повторить термины; развивать умения различать тропы, стилистические фигуры и другие средства выразительности; определять их роль в тексте....
Средства выразительности языка.
Разработка урока по русскому языку в 11 классе....
Презентация к уроку в 10 классе " Средства выразительности языка"
Данную презентацию можно использовать как в течение всего урока русского языка, так и в одной из его частей.Актуально для подготовки к 26 зваданию ЕГЭ....