Модель организации проектной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы
проект по русскому языку (10 класс)
все этапы проектной работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Всероссийская научно-исследовательская конференция « По следам Алиша»
Секция для педагогических работников
Статья
Модель организации проектной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы.
Хафизова Л.А,
учитель высшей квалификационной категории
МБОУ «Гимназия №20 им.А.Алиша»
Казань 2022 г.
Термин «проектирование» сегодня довольно часто встречается, и касается он не только технических наук. Проектирование на уроках-это работа учащихся над проектом. История проектной деятельности связана с такими именами, как Ч. Пирс, У.Джемс и Д.Дьюи и связана с педагогикой «прогрессивизма», которая отвечает следующим критериям: когда учащийся познает мир, так или иначе, он его изменяет. И основная идея была в том, чтобы связать теорию с практикой. Это было популярно в Америке, в Великобритании в аграрных школах и в России в 20-х годах прошлого века. Но со временем актуальность она свою потеряла. Поскольку педагоги того времени сочли ее не совсем прогрессивной, несколько примитивной, находящейся очень далеко от теории и науки. Но существует также точка зрения, что провал этой методики связан с тем, что не была разработана соответствующая теоретическая база. И только в 80-х годах прошлого века к этой теме начали возвращаться, поскольку обществу нужны были специалисты с универсальными знаниями, навыками и умениями. И особую актуальность эта технология приобрела сейчас, в связи с обучением, в центре которых находятся концепции и компетенции. Таким образом, актуальность проектной деятельности определяется возросшими требованиями к универсальности знаний учащихся и необходимостью в образовательных технологиях, реализующих связь обучения с жизнью, формировать у учащихся самостоятельную, активную позицию. Так что же дает метод проектов?
Во –первых, активную позицию учеников в обучении, во-вторых, способствует формированию обще учебных навыков и умений, в –третьих, развивает познавательный интерес учащихся и, наконец, в –четвертых, связывает обучение с жизнью. Ведь знания, добытые самостоятельно, являются более крепкими. К тому же метод проектов вносит в процесс преподавания новшество и разнообразие. Как часто его можно использовать? Проекты бывают краткосрочные и долгосрочные. Краткосрочные можно использовать на обычном уроке как элемент, задавая различные вопросы, а долгосрочные(с точки зрения педагогики и методики преподавания разных дисциплин)-максимум 3 в год. Проектная деятельность- это кропотливый труд не только учащегося, который непосредственно выполняет работу, но и педагога, который должен грамотно организовать деятельность учащегося в проекте. С точки зрения ученика, проект – это возможность делать самостоятельно или в группе что-то интересное, возможность проявить свои способности и принести пользу, это самореализация и внимание со стороны публики во время защиты проекта. В своей практике я чаще всего даю групповые проекты, чтобы ребята учились взаимодействовать и работать в команде, в современных условиях это тоже очень актуально: современные дети индивидуалисты и эгоцентристы. Еще один очень важный момент: проектная деятельность развивает творческие способности. Проекты могут иметь как практическую, так и теоретическую направленность. Защита проектов позволяет учащимся приобщиться к ораторскому искусству: побороть страх перед публикой и совершенствовать навыки публичных выступлений. Что же проектный метод дает для учителя?
Проектная деятельность –это введение новшеств и разнообразия. С точки зрения педагога, это возможность активно, бурно работать, а не заниматься рутиной. Это показатель работы педагога. Он выражается в знаниях учащихся и в большой мотивации учащихся изучать наш предмет. Учащиеся учатся ставить цели и задачи, планировать результаты, находить нужную информацию и критически её осмысливать, а также учатся самоанализу и рефлексии. Наиболее эффективно использовать проекты на уроках закрепления темы. Проекты же могут быть самыми разными: исследовательскими, творческими, ролевыми, игровыми, информационными, практико-ориентированными. Выбор типа проекта зависит от возраста учащихся: с пятиклассниками и шестиклассниками можно работать над ролевыми и игровыми, а со старшеклассниками-творческими, исследовательскими. Результатом проекта является какой-либо творческий «продукт»: газета, ролик, реклама, презентация и т.д. Все это будет иметь успех только в том случае, если этот процесс был грамотно срежиссирован учителем. Без должной организации, без определения учителем роли каждого ученика, без целеполагания и мотивации, проектирование не будет успешным. Поэтому лучше сразу определить, кто чем занимается и кто за что ответственен. Особенно сложно предугадать результат ролевого и игрового проекта. Информационные проекты предполагают сбор информации о каком-то объекте, для того чтобы эту информацию проанализировать, обобщить и представить широкой аудитории. Прикладные проекты направлены на социальные интересы самих учащихся. Результатами могут воспользоваться сами учащиеся. Если говорить о содержательной части проекта, то это может быть монопроект( по одному предмету) или межпредметный проект( затрагивает 2-3 предмета). По продолжительности выполнения проекты могут быть мини (укладываются в один урок), краткосрочные (реализуемые на нескольких уроках) и долгосрочные (реализуемые в течение нескольких месяцев). Любой проект начинается с постановки проблемы. В основе каждого проекта лежит проблема. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы. Алгоритм подготовки к запуску учебного проекта по русскому языку и литературе можно представить в виде схемы:
Учебный проект
Проблема проекта | "Почему?" | Актуальность проблемы - мотивация |
Цель проекта | "Зачем?" (мы делаем проект) | Целеполагание |
Задачи проекта | "Что?" (для этого мы делаем) | Постановка задач |
Методы и способы | "Как?" (мы это можем делать) | Выбор способ и методов, планирование |
Результат | "Что получится?" (как решение проблемы) | Ожидаемый результат |
Итак, все начинается с определения проблемы или противоречия. Мне как филологу часто приходится сталкиваться со следующими противоречиями: у учащихся недостаточно знаний или желания прочитать что-либо, либо те знания, которые у них есть, противоречат тем, что я им принесла на урок, или налицо несоответствие информации, представленной в разных источниках. Следующий шаг-погружение в проблему. Учитель формулирует проблему проекта(это может произойти спонтанно), сюжетную ситуацию, а также цели и задачи. Учащиеся на этой стадии переживают вживание в ситуацию и уточняют цели и задачи. На этой стадии учитель-инициатор и организатор. Следующий этап-организация деятельности, где учитель распределяет амплуа каждого учащегося, если речь идет о групповом проекте, рассказывает о возможных формах представления проекта, а учащиеся осуществляют планирование работы, выбирают формы и способы представления информации. Нужно обязательно рассказать о возможном «продукте» проекта, чтобы учащиеся могли к этому стремиться. Далее следует этап-осуществление деятельности, где роль учителя минимизирована: он консультирует (по необходимости) и ориентирует, а учащиеся в это время работают активно и самостоятельно по поиску, сбору и структурированию информации, готовят презентацию своей работы. Это был третий этап. Переходим к следующему этапу-презентация работ, где учитель принимает итоговый отчет, обобщает, резюмирует полученные результаты и оценивает по следующим критериям:
1. Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом.
2. Степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
3. Практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;
4. Количество новой информации, использованной для выполнения проекта;
5. Степень осмысления использованной информации;
6. Уровень сложности и степень владения использованными методиками;
7. Оригинальность идеи, способа решения проблемы;
8. Осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;
9. Уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности;
10. Владение рефлексией;
11. Творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
12. Социальное и прикладное значение полученных результатов.
Учащиеся на этом этапе демонстрируют свои работы, найденный способ решения проблемы, осуществляют рефлексию деятельности и результатов, производят взаимооценку. Так у любого проекта возникает «паспорт», который содержит: название проекта, название учебного заведения, сведения о руководителях и исполнителях, цель и задачи проекта, учебный предмет, актуальность и значимость проекта, ожидаемые результаты, продукт, этапы выполнения проекта, обязанности участников. Конечный «продукт» проектной деятельности учащихся может быть представлен в виде веб-сайта, атласа, видеоклипа, скрайбинга, буктрейлера, электронной газеты(журнала), коллекции, дизайн-макета, музыкального произведения, мультимедийного продукта, пакета рекомендаций, письма, путеводителя, справочника, рекламного проспекта, словаря, дневника путешествий и т.д.
Как защищать свой «продукт»? Если быть краткими, то надо во вступлении сообщить аудитории о целях выступления, в основной части рассказать о добытой информации, в заключении –обобщить сказанное. Хорошо бы организовать защиту не только перед своим классом, но и перед «посторонними»: параллельным классом, учителями, чтобы ребята учились держаться на публике и отвечать на «неудобные», «колкие» вопросы- своеобразное «боевое крещение».
Таким образом, можно сформулировать следующие рекомендации по организации проектной деятельности учащихся:
- тщательная подготовка учителя;
- в начале учебного года определить, разделы программы, по которым желательно организовать проект;
-больших проектов может быть 2-3 в год;
-проект по урочной деятельности занимает 5-6 уроков;
- на итоговом уроке происходит защита проектов;
-результаты выполненных проектов должны быть осязаемы, материальны;
-поэтапная работа над проектом-залог успеха.
Где брать темы для проектов?
В приложении даны задания из учебника русского языка для 10 класса, которые мои ученики с удовольствием и большим интересом выполняют, и они нередко выливаются в проектную деятельность.
В заключение хотелось бы отметить, что невозможно «заставить» учеников создавать проекты. А вот мотивировать, помогать ребятам делать свои «открытия», пусть и незначительные на первый взгляд, -это задача учителей.
Использованная литература:
- Учебные проекты с использованием Microsoft Office: Методическое пособие для учителя. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования // Под ред. Е. С. Полат. — М.: Просвещение, 2000.
- Проектная деятельность учащихся. Н. Г. Кудрявцева. // Справочник заместителя директора школы, 2008. —№ 8. — С. 47.
- Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. — М.: Просвещение, 2005. — С. 100—116.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы
Для чего нам нужен метод проектов1. Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению.2. Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы.3....
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/30/picture-766789-1667116210.jpg)
Выступление на педсовете «Организация активной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы».
Выступление на педсовете...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/04/picture-1166627-1570191799.jpg)
Современные технологии, формы, приемы в организации учебной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы
Современная школаСовременные технологии, формы, приемы в организации учебной деятельности учащихсяПроблема образования - одна из актуальных и наиболее обсуждаемых в обществе проблем. Уже само словосоч...
![](/sites/default/files/pictures/2023/08/17/picture-98809-1692267833.jpg)
"Организация проектной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы"
Структура организации проектной деятельности обучающихся при анализе художественного текста...
![](/sites/default/files/pictures/2021/08/24/picture-1342958-1629807436.jpg)
Методическая разработка"Организация проектной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы"
Содержит методические рекомендации по организации деятельности учащихся для формирования умений и навыков проектной и исследовательской работы на уроках русского языка и литературы....
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/26/picture-1381393-1643219756.jpg)
Особенности организации проектной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы
В статье представлены особенности организации проектной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы. Применение метода проектов на уроках русского языка и литератур...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/10/picture-1448125-1673356440.jpg)
«Организация активной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы».
laquo;Организация активной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы»....