Модель организации проектной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы
проект по русскому языку (10 класс)
все этапы проектной работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_model_proektnoy_deyatlenosti_-_kopiya.docx | 25.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Всероссийская научно-исследовательская конференция « По следам Алиша»
Секция для педагогических работников
Статья
Модель организации проектной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы.
Хафизова Л.А,
учитель высшей квалификационной категории
МБОУ «Гимназия №20 им.А.Алиша»
Казань 2022 г.
Термин «проектирование» сегодня довольно часто встречается, и касается он не только технических наук. Проектирование на уроках-это работа учащихся над проектом. История проектной деятельности связана с такими именами, как Ч. Пирс, У.Джемс и Д.Дьюи и связана с педагогикой «прогрессивизма», которая отвечает следующим критериям: когда учащийся познает мир, так или иначе, он его изменяет. И основная идея была в том, чтобы связать теорию с практикой. Это было популярно в Америке, в Великобритании в аграрных школах и в России в 20-х годах прошлого века. Но со временем актуальность она свою потеряла. Поскольку педагоги того времени сочли ее не совсем прогрессивной, несколько примитивной, находящейся очень далеко от теории и науки. Но существует также точка зрения, что провал этой методики связан с тем, что не была разработана соответствующая теоретическая база. И только в 80-х годах прошлого века к этой теме начали возвращаться, поскольку обществу нужны были специалисты с универсальными знаниями, навыками и умениями. И особую актуальность эта технология приобрела сейчас, в связи с обучением, в центре которых находятся концепции и компетенции. Таким образом, актуальность проектной деятельности определяется возросшими требованиями к универсальности знаний учащихся и необходимостью в образовательных технологиях, реализующих связь обучения с жизнью, формировать у учащихся самостоятельную, активную позицию. Так что же дает метод проектов?
Во –первых, активную позицию учеников в обучении, во-вторых, способствует формированию обще учебных навыков и умений, в –третьих, развивает познавательный интерес учащихся и, наконец, в –четвертых, связывает обучение с жизнью. Ведь знания, добытые самостоятельно, являются более крепкими. К тому же метод проектов вносит в процесс преподавания новшество и разнообразие. Как часто его можно использовать? Проекты бывают краткосрочные и долгосрочные. Краткосрочные можно использовать на обычном уроке как элемент, задавая различные вопросы, а долгосрочные(с точки зрения педагогики и методики преподавания разных дисциплин)-максимум 3 в год. Проектная деятельность- это кропотливый труд не только учащегося, который непосредственно выполняет работу, но и педагога, который должен грамотно организовать деятельность учащегося в проекте. С точки зрения ученика, проект – это возможность делать самостоятельно или в группе что-то интересное, возможность проявить свои способности и принести пользу, это самореализация и внимание со стороны публики во время защиты проекта. В своей практике я чаще всего даю групповые проекты, чтобы ребята учились взаимодействовать и работать в команде, в современных условиях это тоже очень актуально: современные дети индивидуалисты и эгоцентристы. Еще один очень важный момент: проектная деятельность развивает творческие способности. Проекты могут иметь как практическую, так и теоретическую направленность. Защита проектов позволяет учащимся приобщиться к ораторскому искусству: побороть страх перед публикой и совершенствовать навыки публичных выступлений. Что же проектный метод дает для учителя?
Проектная деятельность –это введение новшеств и разнообразия. С точки зрения педагога, это возможность активно, бурно работать, а не заниматься рутиной. Это показатель работы педагога. Он выражается в знаниях учащихся и в большой мотивации учащихся изучать наш предмет. Учащиеся учатся ставить цели и задачи, планировать результаты, находить нужную информацию и критически её осмысливать, а также учатся самоанализу и рефлексии. Наиболее эффективно использовать проекты на уроках закрепления темы. Проекты же могут быть самыми разными: исследовательскими, творческими, ролевыми, игровыми, информационными, практико-ориентированными. Выбор типа проекта зависит от возраста учащихся: с пятиклассниками и шестиклассниками можно работать над ролевыми и игровыми, а со старшеклассниками-творческими, исследовательскими. Результатом проекта является какой-либо творческий «продукт»: газета, ролик, реклама, презентация и т.д. Все это будет иметь успех только в том случае, если этот процесс был грамотно срежиссирован учителем. Без должной организации, без определения учителем роли каждого ученика, без целеполагания и мотивации, проектирование не будет успешным. Поэтому лучше сразу определить, кто чем занимается и кто за что ответственен. Особенно сложно предугадать результат ролевого и игрового проекта. Информационные проекты предполагают сбор информации о каком-то объекте, для того чтобы эту информацию проанализировать, обобщить и представить широкой аудитории. Прикладные проекты направлены на социальные интересы самих учащихся. Результатами могут воспользоваться сами учащиеся. Если говорить о содержательной части проекта, то это может быть монопроект( по одному предмету) или межпредметный проект( затрагивает 2-3 предмета). По продолжительности выполнения проекты могут быть мини (укладываются в один урок), краткосрочные (реализуемые на нескольких уроках) и долгосрочные (реализуемые в течение нескольких месяцев). Любой проект начинается с постановки проблемы. В основе каждого проекта лежит проблема. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы. Алгоритм подготовки к запуску учебного проекта по русскому языку и литературе можно представить в виде схемы:
Учебный проект
Проблема проекта | "Почему?" | Актуальность проблемы - мотивация |
Цель проекта | "Зачем?" (мы делаем проект) | Целеполагание |
Задачи проекта | "Что?" (для этого мы делаем) | Постановка задач |
Методы и способы | "Как?" (мы это можем делать) | Выбор способ и методов, планирование |
Результат | "Что получится?" (как решение проблемы) | Ожидаемый результат |
Итак, все начинается с определения проблемы или противоречия. Мне как филологу часто приходится сталкиваться со следующими противоречиями: у учащихся недостаточно знаний или желания прочитать что-либо, либо те знания, которые у них есть, противоречат тем, что я им принесла на урок, или налицо несоответствие информации, представленной в разных источниках. Следующий шаг-погружение в проблему. Учитель формулирует проблему проекта(это может произойти спонтанно), сюжетную ситуацию, а также цели и задачи. Учащиеся на этой стадии переживают вживание в ситуацию и уточняют цели и задачи. На этой стадии учитель-инициатор и организатор. Следующий этап-организация деятельности, где учитель распределяет амплуа каждого учащегося, если речь идет о групповом проекте, рассказывает о возможных формах представления проекта, а учащиеся осуществляют планирование работы, выбирают формы и способы представления информации. Нужно обязательно рассказать о возможном «продукте» проекта, чтобы учащиеся могли к этому стремиться. Далее следует этап-осуществление деятельности, где роль учителя минимизирована: он консультирует (по необходимости) и ориентирует, а учащиеся в это время работают активно и самостоятельно по поиску, сбору и структурированию информации, готовят презентацию своей работы. Это был третий этап. Переходим к следующему этапу-презентация работ, где учитель принимает итоговый отчет, обобщает, резюмирует полученные результаты и оценивает по следующим критериям:
1. Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом.
2. Степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
3. Практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;
4. Количество новой информации, использованной для выполнения проекта;
5. Степень осмысления использованной информации;
6. Уровень сложности и степень владения использованными методиками;
7. Оригинальность идеи, способа решения проблемы;
8. Осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;
9. Уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности;
10. Владение рефлексией;
11. Творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
12. Социальное и прикладное значение полученных результатов.
Учащиеся на этом этапе демонстрируют свои работы, найденный способ решения проблемы, осуществляют рефлексию деятельности и результатов, производят взаимооценку. Так у любого проекта возникает «паспорт», который содержит: название проекта, название учебного заведения, сведения о руководителях и исполнителях, цель и задачи проекта, учебный предмет, актуальность и значимость проекта, ожидаемые результаты, продукт, этапы выполнения проекта, обязанности участников. Конечный «продукт» проектной деятельности учащихся может быть представлен в виде веб-сайта, атласа, видеоклипа, скрайбинга, буктрейлера, электронной газеты(журнала), коллекции, дизайн-макета, музыкального произведения, мультимедийного продукта, пакета рекомендаций, письма, путеводителя, справочника, рекламного проспекта, словаря, дневника путешествий и т.д.
Как защищать свой «продукт»? Если быть краткими, то надо во вступлении сообщить аудитории о целях выступления, в основной части рассказать о добытой информации, в заключении –обобщить сказанное. Хорошо бы организовать защиту не только перед своим классом, но и перед «посторонними»: параллельным классом, учителями, чтобы ребята учились держаться на публике и отвечать на «неудобные», «колкие» вопросы- своеобразное «боевое крещение».
Таким образом, можно сформулировать следующие рекомендации по организации проектной деятельности учащихся:
- тщательная подготовка учителя;
- в начале учебного года определить, разделы программы, по которым желательно организовать проект;
-больших проектов может быть 2-3 в год;
-проект по урочной деятельности занимает 5-6 уроков;
- на итоговом уроке происходит защита проектов;
-результаты выполненных проектов должны быть осязаемы, материальны;
-поэтапная работа над проектом-залог успеха.
Где брать темы для проектов?
В приложении даны задания из учебника русского языка для 10 класса, которые мои ученики с удовольствием и большим интересом выполняют, и они нередко выливаются в проектную деятельность.
В заключение хотелось бы отметить, что невозможно «заставить» учеников создавать проекты. А вот мотивировать, помогать ребятам делать свои «открытия», пусть и незначительные на первый взгляд, -это задача учителей.
Использованная литература:
- Учебные проекты с использованием Microsoft Office: Методическое пособие для учителя. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования // Под ред. Е. С. Полат. — М.: Просвещение, 2000.
- Проектная деятельность учащихся. Н. Г. Кудрявцева. // Справочник заместителя директора школы, 2008. —№ 8. — С. 47.
- Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. — М.: Просвещение, 2005. — С. 100—116.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы
Для чего нам нужен метод проектов1. Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению.2. Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы.3....
Выступление на педсовете «Организация активной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы».
Выступление на педсовете...
Современные технологии, формы, приемы в организации учебной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы
Современная школаСовременные технологии, формы, приемы в организации учебной деятельности учащихсяПроблема образования - одна из актуальных и наиболее обсуждаемых в обществе проблем. Уже само словосоч...
"Организация проектной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы"
Структура организации проектной деятельности обучающихся при анализе художественного текста...
Методическая разработка"Организация проектной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы"
Содержит методические рекомендации по организации деятельности учащихся для формирования умений и навыков проектной и исследовательской работы на уроках русского языка и литературы....
Особенности организации проектной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы
В статье представлены особенности организации проектной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы. Применение метода проектов на уроках русского языка и литератур...
«Организация активной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы».
laquo;Организация активной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы»....