"Организация проектной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы"
статья по русскому языку (7, 8, 9, 10 класс)
Структура организации проектной деятельности обучающихся при анализе художественного текста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Организация проектной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы"" | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация проектной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы (по изучению концепта «Человек»)
В организации проектной деятельности обучающихся планирование данной деятельности является одним из основных моментов, поэтому именно на данном этапе учитель должен составить структуру будущего проекта — паспорт, который включает в себя актуальность, цель, задачи, гипотезу, этапы проведения, продукт проекта и риски, связанные с реализацией. [1, с. 10]
Актуальность проекта. Русский язык и литература как учебные предметы — плодотворная почва для проектной деятельности, которая позволяет решать такие проблемы, как отсутствие читательского интереса среди обучающихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Эти проблемы влекут за собой сложности в выполнении единого государственного экзамена, который включает в себя часть «С» — написание сочинения-рассуждения (эссе) с опорой на прочитанный и осмысленный текст. Это задание нацелено на проверку следующих умений:
- умение понимать чужую речь (осознавать тему и основную мысль высказывания, проблематику исходного текста, позицию автора);
- умение создавать собственное связное высказывание;
- умение формулировать собственное мнение по одной из проблем исходного текста и убедительно, этически корректно доказывать его состоятельность;
- умение композиционно оформлять текст;
- умение выражать свои мысли, соблюдая нормы литературного русского языка и демонстрируя богатство, выразительность, точность, ясность и чистоту речи.
Непонимание обучающимися проблем исходного текста, основной мысли высказывания ведет к тому, что позиция автора может быть сформулирована неверно и обучающиеся не смогут правильно аргументировать свое мнение.
Данная проблема может быть решена через выполнение учебных проектов по анализу основных авторских концептов в художественных текстах определенных авторов. Это позволит обучающимся не только выявить позицию автора, но и рассмотреть, как функционирует авторский концепт не только в данном художественном тексте, но и в других информационных источниках.
Изучение концепта важно для обучающихся, так как особенности восприятия художественных текстов, связанные с ментальностью народа, находят отражение Теория и практика образования в современном мире
при изучении языковых особенностей русского языка и требуют объяснения.
Так, при изучении рассказов А. П. Чехова в Х классе целесообразно использовать анализ основных концептов для выявления позиции автора, который смог проследить динамику человеческой души в разных ее проявлениях и во всей ее глубине, используя при этом малую жанровую форму — рассказ.
Цель проекта: познакомить обучающихся с понятиями «концепт», «художественный концепт», «концептуальный анализ», проанализировать концепт «Человек» в рассказах А. П. Чехова.
Дидактические цели проекта:
создание ситуации, способствующей порождению текстов разных типов и формированию на этой основе лингвокультурологической компетенции учащихся;
- системное и адекватное использование и развитие потенциала лингвистического образования учащегося на основе его познавательных и творческих возможностей.
Предмет исследования: концепт «Человек».
Материал исследования: рассказы А. П. Чехова «Ионыч», «Человек в футляре» — рассказы, рекомендованные Министерством образования Российской Федерации по программе Х класса.
Проблемные вопросы:
1) Какими репрезентантами представлен концепт «Человек» в рассказах А. П. Чехова;
2) Влияет ли изучение авторских концептов на выявление позиции автора художественного произведения.
Задачи:
1) подготовить учебный проект по предложенному плану:
——выполнить анализ концепта «Человек» по данным лингвистических словарей;
——проанализировать синонимы и антонимы, репрезентирующие концепт «Человек», по словарям синонимов и антонимов;
——подобрать и проанализировать афоризмы и паремии на предмет репрезентантов концепта «Человек»;
——рассмотреть текстовую реализацию концепта «Человек» в предложенных рассказах А. П. Чехова;
——выполнить анализ концепта «Человек» в устной речи на основе социолингвистического эксперимента;
——построить полевую структуру концепта «Человек».
2) представить итоги своей работы в виде реферата, мультимедийной презентации, эссе, анализа данных социологического опроса, буклета, электронного журнала, пакета рекомендаций, публикации, справочника, виртуальной экскурсии, дневника путешествий, главы из несуществующего учебника и т. д. (на выбор) и выступить на ученической конференции.
Вид проекта: информационно-исследовательский, практико-ориентированный.
Методы: наблюдение, описание, концептуальный анализ, свободный ассоциативный эксперимент, констатирующий эксперимент.
Этапы реализации проекта
Этапы | Задачи | Содержание деятельности | Практическая реализация |
1. Подготовительный | 1. Теоретическое осмысление основных направлений деятельности в рамках проекта. 2..Создание организационно-педагогических условий для начала реализации проекта | 1. Создание паспорта проекта, обоснование его актуальности, значимости. 2. Обобщение имеющегося опыта работы с художественным текстом, с основными понятиями и терминами: концепт, концептосфера, структура концепта, концептуальный анализ. | Паспорт проекта «Концепт «Человек» в рассказах А. П. Чехова». |
2. Организационный | 1. Создание инициативных групп, способных реализовать цели и задачи проекта. 2. Разработка методического и дидактического материала для обеспечения реализации проекта. | 1. Создание творческих, исследовательских, проектных групп учащихся. 2.. Проведение занятий «Концепт. Репрезентация концептов», «Концептуальный анализ», «Художественный концепт», «Особенности языка А. П. Чехова», «Что делает человека человеком?» Подготовка к выполнению уровня С (сочинение-рассуждение) ЕГЭ по русскому языку» (учебное время — 4 часа). | Карточки с определениями (концепт, концептосфера, концептуальный анализ, языковая картина мира, наивная картина мира, художественный концепт), анкета для ассоциативного эксперимента, алгоритм концептуального анализа; сочинения обучающихся. |
Методологическую основу исследования составили:
- теории концепта в исследованиях отечественных филологов, когнитологов и лингвокультурологов (Н. Д. Арутюнова, В. И. Карасик, Е. С. Кубрякова, С. Х. Ляпин, С. С. Неретина, Г. Г. Слышкин, Ю. С. Степанов и др.);
- лингвистические (Н. Д. Арутюнова, А. Г. Догалаков, М. В. Пименова, Ю. С. Степанов, М. В. Черников, А. Д. Шмелев и др.) и методические теории классификаций концептов (Н. Л. Мишатина, Л. И. Новикова, ЛА. Ходякова и др);
- лингвистические и методические теории анализа концепта: лингвоконцептоцентрический подход к речевому развитию школьников (Н. Л. Мишатина), метаконцептуалъная система анализа художественного произведения (М. С. Виноградова), концептный анализ (Л. Н. Богатая);
- теория системного подхода к литературе, в рамках которого рассматривается триада «автор-текст-читатель» в литературоведческой науке (В. Г. Зинченко, В. Г. Зусман), идеи об интертексте как среде обитания культурных и художественных концептов (В. Г. Зусман, Ю. С. Степанов); исследования о соотношении общеязыковых («познавательных» — С. А. Аскольдов) и художественных (Н. С. Болотнова, В. Г. Зусман, Л. В. Миллер, Е. В. Сергеева, О. Н. Чарыкова и др.) концептов и функционировании художественной картины мира автора (Л. В. Миллер, Е. В. Сергеева);
- исследования концепта «Человек» в русском языке, русской культуре и литературе.
Ресурсное обеспечение реализации проекта
Для успешной реализации проекта необходимы следующие виды ресурсного обеспечения: — кадровый ресурс (учителя русского языка и литературы высшей и первой квалификационной категории); — технический ресурс (компьютерный класс, интерактивная доска, проектор, ТСО); — научно-методический ресурс (электронные учебные и методические пособия, учебно-методическая литература, художественные тексты, лингвистические словари).
Индикаторы эффективности реализации проекта
- Повышение качества успеваемости обучающихся, подготовка обучающихся к выполнению части «С» единого государственного экзамена.
- Повышение удовлетворенности обучающихся и их родителей учебно-воспитательным процессом.
- Увеличение количества обучающихся, принимающих участие в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях.
Гипотеза исследования: обучающиеся Х класса смогут через поиск основных авторских концептов, их репрезентантов, построения концептуального поля развивать умения и навыки, необходимые для подготовки и выполнения части «С» единого государственного экзамена, а именно
- умение понимать чужую речь (осознавать тему и основную мысль высказывания, проблематику исходного текста, позицию автора);
- умение создавать собственное связное высказывание;
- умение формулировать собственное мнение по одной из проблем исходного текста и убедительно, этически корректно доказывать его состоятельность;
- умение композиционно оформлять текст;
- умение выражать свои мысли, соблюдая нормы литературного русского языка и демонстрируя богатство, выразительность, точность, ясность и чистоту речи.
Риски проекта: не все участники проекта готовы осознать значимость данного проекта и включиться в его деятельность.
В результате реализации данный проект поможет достигнуть следующих результатов:
- формирование специальных знаний, умений и навыков, необходимых при работе с текстом на уроках русского языка и во внеурочной деятельности (проведение концептуального анализа: изучение концептов по лингвистическим словарям, анализ афоризмов и паремий, анализ авторских концептов в художественном тексте; проведение и анализ результатов ассоциативного эксперимента);
- формирование специальных умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске (организация работы, умения и навыки работы в сотрудничестве, рефлексивные умения, умение работать с источником информации и т. д.), а также формирование умений и навыков, необходимых при сдаче единого государственного экзамена (например, части «С»);
- возрастание познавательных потребностей обучающихся (появление необходимости в поиске дополнительной информации к урокам русского языка и литературы, выбор проблемы из окружающей действительности, имеющей личную значимость для обучающегося);
- расширение кругозора обучающегося (собственная исследовательская практика позволит освоить механизм самостоятельного получения новых знаний, необходимых как для дальнейшего саморазвития, так и для сдачи единых государственных экзаменов).
Литература:
- Абрамова, С. В. Русский язык. Проектная работа старшеклассников. 9–11 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений.-2е изд.М.: Просвещение, 2012.
- Чехов, А. П. Избранные произведения. В 3х томах. Повести и рассказы. 1897–1903. Пьесы., М., «Худож. лит»., 1976.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация самостоятельной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы
В статье представлен материал об организации самостоятельной деятельности учащихся на разных этапах урока....
Организация проектной деятельности обучающихся на уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС
Организация проектной деятельности обучающихся на уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС...
Организация исследовательской деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы как средство развития их познавательной активности
Исследовательская деятельность учащихся - целенаправленный, планомерный, обоснованный поиск неизвестного ответа на заданный вопрос, представляющий научную или практическую проблему...
Организация самостоятельной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы»
. В статье представлены конкретные задания для самостоятельнойработы учащихся,которые я использую на разных этапах работы на урокахрусского языка и литературы....
Методическая разработка"Организация проектной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы"
Содержит методические рекомендации по организации деятельности учащихся для формирования умений и навыков проектной и исследовательской работы на уроках русского языка и литературы....
Особенности организации проектной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы
В статье представлены особенности организации проектной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы. Применение метода проектов на уроках русского языка и литератур...
Модель организации проектной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы
все этапы проектной работы...