Урок русского языка в 5 классе "Текст. Основная мысль"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Окушко Вера Алексеевна

Урок русского языка в 5 классе по теме «Текст. Основная мысль» (УМК «Русский язык. 5 класс» под редакцией Т.А. Ладыженской).  На предыдущих уроках учащиеся получили знания о том, что такое текст, его тема и основная мысль. Этот урок предназначен для закрепления имеющихся знаний по теме и отработке навыков. Урок построен с опорой на этапы учебного  занятия в Технологии смыслового чтения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок в 5а классе

Тема урока

Текст. Основная мысль.

Цель деятельности учителя

Создание условий для углубления   знаний  обучающихся о смысловой и грамматической цельности текста, его темы и основной мысли, позиции автора посредством работы с текстом.

Тип урока

Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные: знать понятия «тема текста» и «основная мысль текста», «позиция автора», способы раскрытия основной мысли текста; уметь определять тему и основную мысль текста; находить в тексте предложения, в которых выражена основная мысль.

Метапредметные: умение ознакомительного и изучающего чтения, самостоятельно осуществлять поиск и выделение информации, способность устанавливать причинно-следственные связи под руководством учителя, способность обмениваться необходимой и полезной информацией для общения и деятельности.

Личностные: готовность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания, осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Технология

Технология смыслового чтения.

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор.

Наглядно-демонстрационный материал

Презентации, рабочие тетради, карточки для групповой работы, толковые словари.

Основные понятия

Смысловая и грамматическая цельность текста, тема текста, основная мысль, авторская позиция.

УМК        

1.«Русский язык. 5 класс». Учеб. для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. Ч. 1 / [Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А. Тростенцова  и др.; науч. ред. Н.М. Шанский]. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2015.

2. Распечатка текстов из О.Н. Зайцева. Рабочая тетрадь по русскому языку. Задания на понимание текста: 5 класс. ФГОС / О.Н. Зайцева. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2016. – 126, [2] с. (Серия «Учебно-методический комплект»). (Приложение 2)

Организационная структура урока

Этапы
урока

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы
организации взаимодействия

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный контроль и оценка

1. Организационный этап. Мотивация

к учебной деятельности.

– Добрый день, ребята и уважаемые родители!

Все готовы к новым открытиям? Что вы ждёте от этого урока?

- Сегодня урок развития речи. О чём пойдёт речь, попробуем узнать из предложенного задания, а заодно и вспомним прошлый урок.

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности.

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции

Коммуникативные: задают вопросы,
отвечают на вопросы

2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

1) Стратегия «Верные – неверные утверждения».

Карточка. Задание №1. Прочитайте суждения и отметьте те номера предложений-утверждений, с которыми вы согласны.

1.Текст – это набор предложений.

2.В тексте предложения связаны по смыслу.

3.Текст состоит из нескольких предложений.

4.У текста есть название, или можно дать название.

5.Все предложения в тексте объединены одной темой.

6.Предложения в тексте связаны основной мыслью.

7.Текст не характеризуется завершённостью, смысловой законченностью.

- Обсудите выбор ваших ответов в парах.

- Кто прочитает получившийся из ответов текст? Все согласны?

Выполняют тестовые задания.  

Сверяют свои ответы  в парах, обсуждают.

Отвечают, поправляют друг друга.

Индивидуальная

Парная

Устные ответы,

контроль учителя

самооценка, оценка работы в паре

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

I этап. Работа с текстом до чтения.

- Так о чём пойдёт речь на нашем уроке?

- Тема урока «Текст. Основная мысль».  Поставьте перед собой задачи на этот урок.

- Напомните мне, чем отличается основная мысль от темы? Определения темы, основной мысли и текста нам уже известны, поэтому подскажите, а что мы будем тогда делать на уроке?  (закреплять полученные знания)

2) - Перед вами рабочие тетради. Как вы понимаете название тетради? «ЗАДАНИЯ НА ПОНИМАНИЕ ТЕКСТА»?

- Работа связана с текстом.  Интересно, а о ком пойдёт речь сегодня на уроке? Догадайтесь.

Слайды презентации:

Слайд 1. Родился он в 1711 году в деревушке Денисовка рядом с большим селением Холмогоры Архангельской губернии в семье крестьянина.

Слайд 2.  Отец его занимался рыбным промыслом и земледелием. Людей, живших в этой местности, называли поморами.

Слайд 3.  Страстное желание учиться, знать больше подтолкнуло юношу уйти без ведома отца в Москву с рыбным обозом по санному пути, имея за щекой гривенник.

Слайд 4.  В 19 лет ему удалось поступить в Славяно-греко-латинскую академию, куда не принимали крестьянских сыновей из-за их незнатного происхождения. Он  прошёл этот курс за 5 лет, овладев знаниями во многих науках.    

Слайд 5. В 1736 году Ломоносов был направлен в Германию для изучения точных наук - физики, химии, механики, горного дела, языков.

Слайд 6.  В 1741 году обучение было закончено, и он вернулся в Петербург. С этого момента начинается стремительная академическая деятельность. Научные открытия следуют одно за другим, академический талант учёного проникает в различные области знаний: химии, физики, навигации и мореплавания, астрономии, права, истории, филологии.

Слайд 7.  В 1775 году в Москве по его инициативе открывается Московский университет. Позже он за свой выдающийся вклад в науки будет удостоен звания академика.

- Молодцы! Перед нами великий русский ученый М.В. Ломоносов.

 - Откройте на странице 9  Задачу № 2.

- Прочитайте название текста. О ком речь? (О М.В. Ломоносове).

Формулируют тему урока и ставят цель, определяют задачи.

Ученики отвечают.

 (Приложение 1)

Смотрят презентацию; воспринимают

информацию,

высказывают свои предположения.  

Отвечают, дополняют друг друга

Отвечают

Фронтальная

Фронтальная

Познавательные: 
выполняют учебно-познавательные
действия в материализованной и умственной форме.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы,
отвечают на вопросы других

Устные ответы,

контроль учителя

устные ответы,

контроль учителя

контроль своих знаний, оценка своей работы

3. Первичное закрепление

II этап. Работа с текстом во время чтения.

III этап. Работа после чтения текста.

4) Пора обратиться к тексту. (Приложение 2)

1. Первичное самостоятельное чтение текста.

2. Выразительное чтение текста вслух.

3. Анализ текста.

Стратегия «Где ответ?»

- Найдите в 1-ом абзаце слово, которое требует пояснения.  (Естествоиспытатель – тот, кто занимается исследованием явлений природы.  Естественные науки – физика, химия, биология, астрономия, география).

- А какое слово вам не совсем понятно во 2-ом абзаце?  (Грамматика – собрание законов и правил употребления устного и письменного языка).

- Что мы узнаём о М. Ломоносове из 1-го абзаца?

- Попробуйте составить такой  вопрос для класса, чтобы 2-й абзац был ответом на ваш вопрос.

- Что нового узнали из 3-го абзаца?

- Пушкин назвал М.В. Ломоносова первым университетом. Как вы думаете почему?

- А теперь предлагаю поработать самостоятельно.

Задание: выполните тестовые задания № 1-7. Для этого вновь потребуется внимательное прочтение текста.  

- Проверим ваши ответы.

- Заданию № 5. Ваш вариант ответа. (Это заглавие «Ломоносов»)

- Как вы думаете, заглавие отражает широкую или узкую тему? Почему так считаете?

- Задания № 1. Все ли термины-определения были понятны в задании? Поясните. Каков ответ? Найдите в тексте доказательства к вашему ответу. (Лингвистические заслуги автор текста выделяет особо).

- Задание № 2 и Задание № 6. Что объединяет  эти задания? (Основная мысль текста – это то, что хотел нам сказать автор, то, ради чего он написал этот текст. Основная мысль текста обычно передаёт оценку автора предмета речи).

- Задание № 3.  тоже связано с основной мыслью текста. Назовите ответ.

- Задание № 4.  Каков ответ?

- Мы рассмотрели с вами задания 1-6, связанные с позицией автора, его задачей.

- А ваше мнение? Действительно ли «все науки в грамматике нужду имеют»?

- Поиски ответа на Задание № 7,  думаю, не вызвало затруднений. Почему я так считаю? (Только ответ 3 содержит в себе сведения о языке).

- Итак, скажите, пожалуйста, что было для вас сегодня открытием в деятельности М. Ломоносова после знакомства с первым текстом? (Его работа в области языкознания).

ФИЗМИНУТКА для глаз. (Приложение 3)

Знакомятся с текстом. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.

Составляют свои вопросы, записывают
в тетради.

Выполняют тестовую работу в рабочих тетрадях.

Отвечают с комментариями «почему так считаю», обсуждают ответы.

Выполняют упражнения, отвечают на вопросы.

Задают вопросы для уточнения информации

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Выполняют упражнения для глаз

Индивидуальная

фронтальная  

 

индивидуальная

фронтальная

фронтальная

индивидуальная

Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. 

Познавательные: извлекают необходимую информацию
из текста, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.
 Устанавливают
причинно-следственные связи, делают
выводы.
 

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания,

задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану.

Контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Устные ответы,

контроль учителя

самоконтроль

самоконтроль

самооценка

самоконтроль

4.Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

- Задание № 8.  Обратимся к учёному труду М. Ломоносова о русском языке.

- Для выполнения следующего задания разобьёмся на группы по 5 человек. Распределите задания внутри группы, 4-ое задание выполняется в паре. На знакомство с текстом и выполнение задания даётся 5-7 минут. Если кто-то закончил работу над своим заданием раньше, может помочь своим товарищам.

- А теперь проверим вашу работу. Все вы познакомились с текстом Задания № 8 и подготовили ответы на вопросы. Сейчас в проверку включаются ученики из групп, которые работали над 1-м вопросом. (1. Определите тему и основную мысль текста.  Определите к какому стилю относится этот текст. Почему вы так считаете?).

- Второе задание было связано с работой со словарём. Озвучьте значение предложенных слов. (2. Определите значение устаревших слов: речение, произвождение, наращение, склад, воспользуйтесь словарём устаревших слов. Объясните своим товарищам). Понадобилось ли ваше объяснение товарищам?

- Третье задание тоже было связано с работой со словарём. (3. Определите значение слов: интерпретировать, семантические, морфологические и синтаксические свойства, воспользуйтесь толковым словарём. Объясните своим товарищам). Понадобилось ли ваше объяснение товарищам?

- Первые члены групп уже сказали нам, что речь в этом тексте идёт о частях речи. Задача перед четвёртыми участниками групп состояла не только в перечислении частей речи «Русской грамматики» М. Ломоносова, но и в сравнении их с современными частями речи. (4. Заполните пустые строчки классификации частей речи М.В. Ломоносова и сравните её с современной классификацией. Что общего и в чём различие?). Послушаем их ответы.

- Оцените работу своих партнёров. Свою. Поделитесь впечатлениями о выполненном задании.

- Что нового вы открыли для себя, прочитав этот текст?

(Приложение 4)

Выполняют задания. Готовятся ответить на вопросы.

Отвечают на вопросы своих заданий, включаются в проверку других, высказывают своё мнение.

групповая

фронтальная

индивидуальная

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. 

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы.

Познавательные: 
читают и слушают, извлекая нужную информацию, самостоятельно находят ее в материалах

 рабочих тетрадей. 

Устные ответы,

контроль учителя

самоконтроль

самооценка и взаимооценка

5. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

- Ваша домашняя работа буде связана с  Заданиями № 9, 10.  Эти упражнения помогут вам оценить труд великого учёного, письменно ответить.

- Дополнительное задание по желанию на дополнительную оценку: «Это правда, что  русский язык имеет безграничные возможности? Приведите пример».

Записывают домашнее задание, задают вопросы.

самоконтроль

6. Рефлексия (подведение итогов занятия)

– Итак, чему мы учились на уроке?

– А теперь оцените на пяти пальцах вашей руки:

1. На уроке я работал на …

2. Содержание урока я понял на …

3. На уроке мне было комфортно на …

4. Я чувствовал поддержку класса на …

5. ухожу с урока с настроением на …

– Молодцы, ребята! Сегодня вы работали замечательно.

Отвечают на вопросы.

Оценивают свою работу и содержание урока.

Фронтальная

индивидуальная

Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека. 

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Оценивание работы учащихся
на уроке, самооценка

Приложение 1

Презентация «М.В. Ломоносов»

Приложение 2

Распечатка текстов из О.Н. Зайцева. Рабочая тетрадь по русскому языку. Задания на понимание текста: 5 класс. ФГОС / О.Н. Зайцева. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2016. – 126, [2] с. (Серия «Учебно-методический комплект»)

Задача №2. «Ломоносов»

     Удивительным человеком был Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765). Сын поморского крестьянина, он испытывал непреодолимую тягу к учению. В возрасте девятнадцати лет покинул отчий дом и пешком отправился с рыбным обозом в Москву. Трудным был путь юноши к науке, но, преодолев все препятствия, он стал великим естествоиспытателем и блестящим поэтом, художником и историком, основателем Московского университета.

Кроме того, М.В.Ломоносов был создателем русской лингвистики – науки о языке, создателем первой научной грамматики. По этой книге занимались более пятидесяти поколений русских школьников.

   М.В.Ломоносов всегда подчёркивал, что без грамматики невозможно познать родной язык и все другие науки. «Все науки в грамматике нужду имеют», - писал учёный. И он был, конечно, прав. Чтобы правильно грамотно изложить какую-то мысль по любому школьному предмету, нужно владеть правилами построения родной речи.

Задание №1

Какие заслуги М.В.Ломоносова автор текста выделяет особо?

1) поэтические                     2) исторические                   3) естественнонаучные                            4) лингвистические

Задание №2

Какое утверждение  М.В.Ломоносова автора текста считает правильным? Выпишите фрагмент текста.

Задание №3

Какое утверждение соответствует авторской позиции?

1) Автор считает, что «М.В.Ломоносов был создателем русской лингвистики».

2) Автор считает: «Чтобы правильно и грамотно изложить какую-то мысль по любому школьному предмету, нужно владеть правилами построения родной речи».

3) Автор считает, что «М.В.Ломоносов был великим естествоиспытателем и блестящим поэтом, художником и историком».

4) Автор считает, что «М.В.Ломоносов был основателем Московского университета».

Задание №4

Какова задача автора текста?

1) Рассказать биографию выдающегося русского учёного М.В.Ломоносова.

2) Рассказать о научных открытиях М.В.Ломоносова.

3) Отметить роль М.В.Ломоносова в развитии грамматики, без которой «невозможно познать родной язык и все другие науки».

4) Подчеркнуть, что М.В.Ломоносов был «основателем Московского университета».

Задание №5

Как можно назвать текст, учитывая его основную тему?

1) М.В.Ломоносов     2) Основателем Московского университета     3) Научные открытия М.В.Ломоносова   4) Родной язык

Задание №6

Как можно назвать текст, учитывая авторскую позицию (основную мысль текста)?

1) Все науки в грамматике нужду имеют            3) Учёный мирового значения

2) Трудная судьба великого учёного                   4) Правила построения родной речи

Задание №7

Какое открытие М.В.Ломоносова соотносится с изучением языка?

1) открытие атмосферы на Венере

2) доказательство возможности Северного морского пути в Индию

3) открытие того, что славянский язык принадлежит к древнейшим индоевропейским языкам. Установление факта, что древнерусский язык произошёл из славянского языка

4) создание русского мозаичного искусства

Задание №8

Прочитайте текст*.

…Рассмотрены общие вопросы классификации «знаменательных (т.е. «знаменующих», обозначающих что-то) частей слова» (частей речи) и семантические, морфологические и синтаксические свойства последних. Знаменательных частей слова – 8: имя, местоимение,  глагол, причастие, наречие, предлог, союз, междометие. Причастие интерпретируется как отдельная часть речи: служит «для сокращения соединением имени и глагола в одно речение». Части речи распадаются на главные (имя, глагол) и вспомогательные, или служебные (шесть остальных). Помимо этого, в морфологическом отношении части речи разбиты на «склоняемые» (т.е. изменяемые: имя, местоимение, глагол, причастие) и «несклоняемые» (остальные). Кратко освещён вопрос о способах образования слов («произвождением», или «наращением складов»: гора – горница; «сложением»: рука+мою – рукомойникъ).

О каком направлении научных открытий М.В.Ломоносова идёт речь в этом тексте?

1) риторика          2) грамматика      3) стихосложение       4) поэзия

Задание № 9

Прочитайте текст*.

«Российская грамматика» - это не холодный труд кабинетного учёного. В ней бьётся пульс Человека-творца, человеческого разума как отражение разума Божественного. Божественный разум, разум человеческий, красота творения и «красота», «чистота» и великолепие русского языка как части этого творения – вот опорные точки труда, именуемого «Российской грамматикой». «Творец! Покрытому мне тьмою // Простри премудрости лучи // И что угодно пред Тобою // Всегда творити научи <…>» (М.В.Ломоносов «Утреннее размышление о Божием величестве»; 1743 г.). Познать красоту русского языка, уметь использовать его безграничные возможности, разумом проникая в его устроение, - задача россиянина: «<…> язык российский не токмо обширностию мест, где он господствует, но купно и собственным своим пространством и довольствием велик перед всеми в Европе <…>. И ежели чего точно изобразить не можем, не языку нашему, но недовольному своему в нём искусству приписывать долженствуем».

Кто написал «Российскую грамматику»? Ответ запишите словами с указанием времени названного учёного.

Задание №10

Продолжите фразу, цитируя слова М.В.Ломоносова о русском языке:

М.В.Ломоносов писал о русском языке:

Приложение 3

Презентация «Физминутка для глаз.

Приложение 4

Работа в группах. Карточка                                                              Задание № 8.

   Перед вами текст. Ознакомьтесь с ним. Распределите вопросы-задания к этому тексту между собой. Подготовьтесь к устному ответу.

1. Определите тему и основную мысль текста. Определите, к какому стилю относится этот текст. Почему вы так считаете?

2. Определите значение устаревших слов: речение, произвождение, наращение, склад. Воспользуйтесь Словарём устаревших слов. Объясните значения этих слов своим товарищам.

3. Определите значение слов: интерпретировать, семантические, морфологические и синтаксические свойства. Воспользуйтесь Толковым словарём. Объясните значения этих слов своим товарищам.

4. Заполните пустые строчки классификации частей речи М.В. Ломоносова и сравните её с современной классификацией. Что общего в этих классификациях и в чём различие?

Классификация частей речи

Современная классификация

Классификация М.В. Ломоносова

1.Знаменательные (самостоятельные) части речи:

1. Имя существительное

2. Имя прилагательное

3. Имя числительное

4. Местоимение

5. Глагол

6. Наречие

Особые формы глагола: причастие и деепричастие

Знаменательные части речи (8):

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

2.Служебные части речи:

1. Предлог

2. Союз

3. Частица

1.Главные части речи (2):

1.

2.

3.Междометия

2. Служебные (вспомогательные) части речи (6):

1.

2.

3.

4.

5.

6.

         


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 6

Полтавская битва

Слайд 8

Михаил Васильевич Ломоносов 1711 - 1765 «Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он всё испытал и всё прошёл» А.С.Пушкин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 10 класс "Основные понятия морфемики и словообразования"

Данный урок является уроком обобщения и систематизации знаний, умений и навыков. Вид урока: урок-практикум. ...

Урок русского языка (развитие речи) по теме «Основная мысль текста В. Сухомлинского «Красота»

С введением ФГОС ООО изменяется концепция обучения русскому языку в связи с ориентацией на речевое развитие и формирование коммуникативной компетентности как способности и готовности использовать язык...

Презентация к уроку русского языка по теме "Основные единицы синтаксиса" 8 класс

Презентация содержит теоретический материал, задания разного уровня сложности, задания для поготовки к ОГЭ, а также позваляет интегрировать в урок изучение литературы....

Урок русского языка в 5 классе "Текст. Основная мысль текста"

Урок русского языка в 5 классе по программе "Алгоритм успеха". Урок ознакомления с новым материалом. Цели: расширение  и обобщение знаний обучающихся о тексте, закрепление умения распознавать тек...

Урок русского языка в 9 классе по теме «Фонетика. Графика. Орфография. Тема и основная мысль текста»

Урок полностью соответствует всем требованиям современного урока и программе общеобразовательных учреждений за курс 9 класса. Данный урок разработан с использованием ИКТ, а тексты, предложенные для ан...

Урок русского языка для 8 класса «Анализ текста. Тема и основная мысль»

Урок разработан в рамках подготовки учащихся к ВПР...

Урок-презентация с конспектом по ФГОС Технологическая карта . Урок русского языка в 5 классе. Текст. Основная мысль текст.

Урок русского языка в 5 классе с презентацией, конспектом и технологической картой на тему "Текст. Основная мысль текста"...