Урок русского языка в 5 классе "Текст. Основная мысль"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Урок русского языка в 5 классе по теме «Текст. Основная мысль» (УМК «Русский язык. 5 класс» под редакцией Т.А. Ладыженской). На предыдущих уроках учащиеся получили знания о том, что такое текст, его тема и основная мысль. Этот урок предназначен для закрепления имеющихся знаний по теме и отработке навыков. Урок построен с опорой на этапы учебного занятия в Технологии смыслового чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_osnovnaya_mysl_teksta._russkiy_yazyk_5_klass.docx | 42.29 КБ |
tekst_osnovnaya_mysl_teksta.pptx | 739.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок в 5а классе
Тема урока | Текст. Основная мысль. |
Цель деятельности учителя | Создание условий для углубления знаний обучающихся о смысловой и грамматической цельности текста, его темы и основной мысли, позиции автора посредством работы с текстом. |
Тип урока | Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления). |
Планируемые | Предметные: знать понятия «тема текста» и «основная мысль текста», «позиция автора», способы раскрытия основной мысли текста; уметь определять тему и основную мысль текста; находить в тексте предложения, в которых выражена основная мысль. Метапредметные: умение ознакомительного и изучающего чтения, самостоятельно осуществлять поиск и выделение информации, способность устанавливать причинно-следственные связи под руководством учителя, способность обмениваться необходимой и полезной информацией для общения и деятельности. Личностные: готовность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания, осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию. |
Технология | Технология смыслового чтения. |
Методы и формы обучения | Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, парная, групповая, фронтальная. |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор. |
Наглядно-демонстрационный материал | Презентации, рабочие тетради, карточки для групповой работы, толковые словари. |
Основные понятия | Смысловая и грамматическая цельность текста, тема текста, основная мысль, авторская позиция. |
УМК | 1.«Русский язык. 5 класс». Учеб. для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. Ч. 1 / [Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский]. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2015. 2. Распечатка текстов из О.Н. Зайцева. Рабочая тетрадь по русскому языку. Задания на понимание текста: 5 класс. ФГОС / О.Н. Зайцева. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2016. – 126, [2] с. (Серия «Учебно-методический комплект»). (Приложение 2) |
Организационная структура урока
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность | Формы | Формируемые умения | Промежуточный контроль и оценка |
1. Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности. | – Добрый день, ребята и уважаемые родители! Все готовы к новым открытиям? Что вы ждёте от этого урока? - Сегодня урок развития речи. О чём пойдёт речь, попробуем узнать из предложенного задания, а заодно и вспомним прошлый урок. | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку | Фронтальная | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности. Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции Коммуникативные: задают вопросы, | |
2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний. | 1) Стратегия «Верные – неверные утверждения». Карточка. Задание №1. Прочитайте суждения и отметьте те номера предложений-утверждений, с которыми вы согласны. 1.Текст – это набор предложений. 2.В тексте предложения связаны по смыслу. 3.Текст состоит из нескольких предложений. 4.У текста есть название, или можно дать название. 5.Все предложения в тексте объединены одной темой. 6.Предложения в тексте связаны основной мыслью. 7.Текст не характеризуется завершённостью, смысловой законченностью. - Обсудите выбор ваших ответов в парах. - Кто прочитает получившийся из ответов текст? Все согласны? | Выполняют тестовые задания. Сверяют свои ответы в парах, обсуждают. Отвечают, поправляют друг друга. | Индивидуальная Парная | Устные ответы, контроль учителя самооценка, оценка работы в паре | |
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. I этап. Работа с текстом до чтения. | - Так о чём пойдёт речь на нашем уроке? - Тема урока «Текст. Основная мысль». Поставьте перед собой задачи на этот урок. - Напомните мне, чем отличается основная мысль от темы? Определения темы, основной мысли и текста нам уже известны, поэтому подскажите, а что мы будем тогда делать на уроке? (закреплять полученные знания) 2) - Перед вами рабочие тетради. Как вы понимаете название тетради? «ЗАДАНИЯ НА ПОНИМАНИЕ ТЕКСТА»? - Работа связана с текстом. Интересно, а о ком пойдёт речь сегодня на уроке? Догадайтесь. Слайды презентации: Слайд 1. Родился он в 1711 году в деревушке Денисовка рядом с большим селением Холмогоры Архангельской губернии в семье крестьянина. Слайд 2. Отец его занимался рыбным промыслом и земледелием. Людей, живших в этой местности, называли поморами. Слайд 3. Страстное желание учиться, знать больше подтолкнуло юношу уйти без ведома отца в Москву с рыбным обозом по санному пути, имея за щекой гривенник. Слайд 4. В 19 лет ему удалось поступить в Славяно-греко-латинскую академию, куда не принимали крестьянских сыновей из-за их незнатного происхождения. Он прошёл этот курс за 5 лет, овладев знаниями во многих науках. Слайд 5. В 1736 году Ломоносов был направлен в Германию для изучения точных наук - физики, химии, механики, горного дела, языков. Слайд 6. В 1741 году обучение было закончено, и он вернулся в Петербург. С этого момента начинается стремительная академическая деятельность. Научные открытия следуют одно за другим, академический талант учёного проникает в различные области знаний: химии, физики, навигации и мореплавания, астрономии, права, истории, филологии. Слайд 7. В 1775 году в Москве по его инициативе открывается Московский университет. Позже он за свой выдающийся вклад в науки будет удостоен звания академика. - Молодцы! Перед нами великий русский ученый М.В. Ломоносов. - Откройте на странице 9 Задачу № 2. - Прочитайте название текста. О ком речь? (О М.В. Ломоносове). | Формулируют тему урока и ставят цель, определяют задачи. Ученики отвечают. (Приложение 1) Смотрят презентацию; воспринимают информацию, высказывают свои предположения. Отвечают, дополняют друг друга Отвечают | Фронтальная Фронтальная | Познавательные: Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, | Устные ответы, контроль учителя устные ответы, контроль учителя контроль своих знаний, оценка своей работы |
3. Первичное закрепление II этап. Работа с текстом во время чтения. III этап. Работа после чтения текста. | 4) Пора обратиться к тексту. (Приложение 2) 1. Первичное самостоятельное чтение текста. 2. Выразительное чтение текста вслух. 3. Анализ текста. Стратегия «Где ответ?» - Найдите в 1-ом абзаце слово, которое требует пояснения. (Естествоиспытатель – тот, кто занимается исследованием явлений природы. Естественные науки – физика, химия, биология, астрономия, география). - А какое слово вам не совсем понятно во 2-ом абзаце? (Грамматика – собрание законов и правил употребления устного и письменного языка). - Что мы узнаём о М. Ломоносове из 1-го абзаца? - Попробуйте составить такой вопрос для класса, чтобы 2-й абзац был ответом на ваш вопрос. - Что нового узнали из 3-го абзаца? - Пушкин назвал М.В. Ломоносова первым университетом. Как вы думаете почему? - А теперь предлагаю поработать самостоятельно. Задание: выполните тестовые задания № 1-7. Для этого вновь потребуется внимательное прочтение текста. - Проверим ваши ответы. - Заданию № 5. Ваш вариант ответа. (Это заглавие «Ломоносов») - Как вы думаете, заглавие отражает широкую или узкую тему? Почему так считаете? - Задания № 1. Все ли термины-определения были понятны в задании? Поясните. Каков ответ? Найдите в тексте доказательства к вашему ответу. (Лингвистические заслуги автор текста выделяет особо). - Задание № 2 и Задание № 6. Что объединяет эти задания? (Основная мысль текста – это то, что хотел нам сказать автор, то, ради чего он написал этот текст. Основная мысль текста обычно передаёт оценку автора предмета речи). - Задание № 3. тоже связано с основной мыслью текста. Назовите ответ. - Задание № 4. Каков ответ? - Мы рассмотрели с вами задания 1-6, связанные с позицией автора, его задачей. - А ваше мнение? Действительно ли «все науки в грамматике нужду имеют»? - Поиски ответа на Задание № 7, думаю, не вызвало затруднений. Почему я так считаю? (Только ответ 3 содержит в себе сведения о языке). - Итак, скажите, пожалуйста, что было для вас сегодня открытием в деятельности М. Ломоносова после знакомства с первым текстом? (Его работа в области языкознания). ФИЗМИНУТКА для глаз. (Приложение 3) | Знакомятся с текстом. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Составляют свои вопросы, записывают Выполняют тестовую работу в рабочих тетрадях. Отвечают с комментариями «почему так считаю», обсуждают ответы. Выполняют упражнения, отвечают на вопросы. Задают вопросы для уточнения информации Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Выполняют упражнения для глаз | Индивидуальная фронтальная
индивидуальная фронтальная фронтальная индивидуальная | Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. Познавательные: извлекают необходимую информацию Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану. Контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. | Устные ответы, контроль учителя самоконтроль самоконтроль самооценка самоконтроль |
4.Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) | - Задание № 8. Обратимся к учёному труду М. Ломоносова о русском языке. - Для выполнения следующего задания разобьёмся на группы по 5 человек. Распределите задания внутри группы, 4-ое задание выполняется в паре. На знакомство с текстом и выполнение задания даётся 5-7 минут. Если кто-то закончил работу над своим заданием раньше, может помочь своим товарищам. - А теперь проверим вашу работу. Все вы познакомились с текстом Задания № 8 и подготовили ответы на вопросы. Сейчас в проверку включаются ученики из групп, которые работали над 1-м вопросом. (1. Определите тему и основную мысль текста. Определите к какому стилю относится этот текст. Почему вы так считаете?). - Второе задание было связано с работой со словарём. Озвучьте значение предложенных слов. (2. Определите значение устаревших слов: речение, произвождение, наращение, склад, воспользуйтесь словарём устаревших слов. Объясните своим товарищам). Понадобилось ли ваше объяснение товарищам? - Третье задание тоже было связано с работой со словарём. (3. Определите значение слов: интерпретировать, семантические, морфологические и синтаксические свойства, воспользуйтесь толковым словарём. Объясните своим товарищам). Понадобилось ли ваше объяснение товарищам? - Первые члены групп уже сказали нам, что речь в этом тексте идёт о частях речи. Задача перед четвёртыми участниками групп состояла не только в перечислении частей речи «Русской грамматики» М. Ломоносова, но и в сравнении их с современными частями речи. (4. Заполните пустые строчки классификации частей речи М.В. Ломоносова и сравните её с современной классификацией. Что общего и в чём различие?). Послушаем их ответы. - Оцените работу своих партнёров. Свою. Поделитесь впечатлениями о выполненном задании. - Что нового вы открыли для себя, прочитав этот текст? | (Приложение 4) Выполняют задания. Готовятся ответить на вопросы. Отвечают на вопросы своих заданий, включаются в проверку других, высказывают своё мнение. | групповая фронтальная индивидуальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы. Познавательные: рабочих тетрадей. | Устные ответы, контроль учителя самоконтроль самооценка и взаимооценка |
5. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | - Ваша домашняя работа буде связана с Заданиями № 9, 10. Эти упражнения помогут вам оценить труд великого учёного, письменно ответить. - Дополнительное задание по желанию на дополнительную оценку: «Это правда, что русский язык имеет безграничные возможности? Приведите пример». | Записывают домашнее задание, задают вопросы. | самоконтроль | ||
6. Рефлексия (подведение итогов занятия) | – Итак, чему мы учились на уроке? – А теперь оцените на пяти пальцах вашей руки: 1. На уроке я работал на … 2. Содержание урока я понял на … 3. На уроке мне было комфортно на … 4. Я чувствовал поддержку класса на … 5. ухожу с урока с настроением на … – Молодцы, ребята! Сегодня вы работали замечательно. | Отвечают на вопросы. Оценивают свою работу и содержание урока. | Фронтальная индивидуальная | Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Оценивание работы учащихся |
Приложение 1
Презентация «М.В. Ломоносов»
Приложение 2
Распечатка текстов из О.Н. Зайцева. Рабочая тетрадь по русскому языку. Задания на понимание текста: 5 класс. ФГОС / О.Н. Зайцева. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2016. – 126, [2] с. (Серия «Учебно-методический комплект»)
Задача №2. «Ломоносов»
Удивительным человеком был Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765). Сын поморского крестьянина, он испытывал непреодолимую тягу к учению. В возрасте девятнадцати лет покинул отчий дом и пешком отправился с рыбным обозом в Москву. Трудным был путь юноши к науке, но, преодолев все препятствия, он стал великим естествоиспытателем и блестящим поэтом, художником и историком, основателем Московского университета.
Кроме того, М.В.Ломоносов был создателем русской лингвистики – науки о языке, создателем первой научной грамматики. По этой книге занимались более пятидесяти поколений русских школьников.
М.В.Ломоносов всегда подчёркивал, что без грамматики невозможно познать родной язык и все другие науки. «Все науки в грамматике нужду имеют», - писал учёный. И он был, конечно, прав. Чтобы правильно грамотно изложить какую-то мысль по любому школьному предмету, нужно владеть правилами построения родной речи.
Задание №1
Какие заслуги М.В.Ломоносова автор текста выделяет особо?
1) поэтические 2) исторические 3) естественнонаучные 4) лингвистические
Задание №2
Какое утверждение М.В.Ломоносова автора текста считает правильным? Выпишите фрагмент текста.
Задание №3
Какое утверждение соответствует авторской позиции?
1) Автор считает, что «М.В.Ломоносов был создателем русской лингвистики».
2) Автор считает: «Чтобы правильно и грамотно изложить какую-то мысль по любому школьному предмету, нужно владеть правилами построения родной речи».
3) Автор считает, что «М.В.Ломоносов был великим естествоиспытателем и блестящим поэтом, художником и историком».
4) Автор считает, что «М.В.Ломоносов был основателем Московского университета».
Задание №4
Какова задача автора текста?
1) Рассказать биографию выдающегося русского учёного М.В.Ломоносова.
2) Рассказать о научных открытиях М.В.Ломоносова.
3) Отметить роль М.В.Ломоносова в развитии грамматики, без которой «невозможно познать родной язык и все другие науки».
4) Подчеркнуть, что М.В.Ломоносов был «основателем Московского университета».
Задание №5
Как можно назвать текст, учитывая его основную тему?
1) М.В.Ломоносов 2) Основателем Московского университета 3) Научные открытия М.В.Ломоносова 4) Родной язык
Задание №6
Как можно назвать текст, учитывая авторскую позицию (основную мысль текста)?
1) Все науки в грамматике нужду имеют 3) Учёный мирового значения
2) Трудная судьба великого учёного 4) Правила построения родной речи
Задание №7
Какое открытие М.В.Ломоносова соотносится с изучением языка?
1) открытие атмосферы на Венере
2) доказательство возможности Северного морского пути в Индию
3) открытие того, что славянский язык принадлежит к древнейшим индоевропейским языкам. Установление факта, что древнерусский язык произошёл из славянского языка
4) создание русского мозаичного искусства
Задание №8
Прочитайте текст*.
…Рассмотрены общие вопросы классификации «знаменательных (т.е. «знаменующих», обозначающих что-то) частей слова» (частей речи) и семантические, морфологические и синтаксические свойства последних. Знаменательных частей слова – 8: имя, местоимение, глагол, причастие, наречие, предлог, союз, междометие. Причастие интерпретируется как отдельная часть речи: служит «для сокращения соединением имени и глагола в одно речение». Части речи распадаются на главные (имя, глагол) и вспомогательные, или служебные (шесть остальных). Помимо этого, в морфологическом отношении части речи разбиты на «склоняемые» (т.е. изменяемые: имя, местоимение, глагол, причастие) и «несклоняемые» (остальные). Кратко освещён вопрос о способах образования слов («произвождением», или «наращением складов»: гора – горница; «сложением»: рука+мою – рукомойникъ).
О каком направлении научных открытий М.В.Ломоносова идёт речь в этом тексте?
1) риторика 2) грамматика 3) стихосложение 4) поэзия
Задание № 9
Прочитайте текст*.
«Российская грамматика» - это не холодный труд кабинетного учёного. В ней бьётся пульс Человека-творца, человеческого разума как отражение разума Божественного. Божественный разум, разум человеческий, красота творения и «красота», «чистота» и великолепие русского языка как части этого творения – вот опорные точки труда, именуемого «Российской грамматикой». «Творец! Покрытому мне тьмою // Простри премудрости лучи // И что угодно пред Тобою // Всегда творити научи <…>» (М.В.Ломоносов «Утреннее размышление о Божием величестве»; 1743 г.). Познать красоту русского языка, уметь использовать его безграничные возможности, разумом проникая в его устроение, - задача россиянина: «<…> язык российский не токмо обширностию мест, где он господствует, но купно и собственным своим пространством и довольствием велик перед всеми в Европе <…>. И ежели чего точно изобразить не можем, не языку нашему, но недовольному своему в нём искусству приписывать долженствуем».
Кто написал «Российскую грамматику»? Ответ запишите словами с указанием времени названного учёного.
Задание №10
Продолжите фразу, цитируя слова М.В.Ломоносова о русском языке:
М.В.Ломоносов писал о русском языке:
Приложение 3
Презентация «Физминутка для глаз.
Приложение 4
Работа в группах. Карточка Задание № 8.
Перед вами текст. Ознакомьтесь с ним. Распределите вопросы-задания к этому тексту между собой. Подготовьтесь к устному ответу.
1. Определите тему и основную мысль текста. Определите, к какому стилю относится этот текст. Почему вы так считаете?
2. Определите значение устаревших слов: речение, произвождение, наращение, склад. Воспользуйтесь Словарём устаревших слов. Объясните значения этих слов своим товарищам.
3. Определите значение слов: интерпретировать, семантические, морфологические и синтаксические свойства. Воспользуйтесь Толковым словарём. Объясните значения этих слов своим товарищам.
4. Заполните пустые строчки классификации частей речи М.В. Ломоносова и сравните её с современной классификацией. Что общего в этих классификациях и в чём различие?
Классификация частей речи | |
Современная классификация | Классификация М.В. Ломоносова |
1.Знаменательные (самостоятельные) части речи: 1. Имя существительное 2. Имя прилагательное 3. Имя числительное 4. Местоимение 5. Глагол 6. Наречие Особые формы глагола: причастие и деепричастие | Знаменательные части речи (8): 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. |
2.Служебные части речи: 1. Предлог 2. Союз 3. Частица | 1.Главные части речи (2): 1. 2. |
3.Междометия | 2. Служебные (вспомогательные) части речи (6): 1. 2. 3. 4. 5. 6. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Полтавская битва
Михаил Васильевич Ломоносов 1711 - 1765 «Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он всё испытал и всё прошёл» А.С.Пушкин
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 10 класс "Основные понятия морфемики и словообразования"
Данный урок является уроком обобщения и систематизации знаний, умений и навыков. Вид урока: урок-практикум. ...
Урок русского языка (развитие речи) по теме «Основная мысль текста В. Сухомлинского «Красота»
С введением ФГОС ООО изменяется концепция обучения русскому языку в связи с ориентацией на речевое развитие и формирование коммуникативной компетентности как способности и готовности использовать язык...
Презентация к уроку русского языка по теме "Основные единицы синтаксиса" 8 класс
Презентация содержит теоретический материал, задания разного уровня сложности, задания для поготовки к ОГЭ, а также позваляет интегрировать в урок изучение литературы....
Урок русского языка в 5 классе "Текст. Основная мысль текста"
Урок русского языка в 5 классе по программе "Алгоритм успеха". Урок ознакомления с новым материалом. Цели: расширение и обобщение знаний обучающихся о тексте, закрепление умения распознавать тек...
Урок русского языка в 9 классе по теме «Фонетика. Графика. Орфография. Тема и основная мысль текста»
Урок полностью соответствует всем требованиям современного урока и программе общеобразовательных учреждений за курс 9 класса. Данный урок разработан с использованием ИКТ, а тексты, предложенные для ан...
Урок русского языка для 8 класса «Анализ текста. Тема и основная мысль»
Урок разработан в рамках подготовки учащихся к ВПР...
Урок-презентация с конспектом по ФГОС Технологическая карта . Урок русского языка в 5 классе. Текст. Основная мысль текст.
Урок русского языка в 5 классе с презентацией, конспектом и технологической картой на тему "Текст. Основная мысль текста"...