Урок русского языка для 8 класса «Анализ текста. Тема и основная мысль»
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)
Урок разработан в рамках подготовки учащихся к ВПР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka._8kl.docx | 30.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка для 8 класса
«Анализ текста. Тема и основная мысль»
Дубинина Е.А., с. Горки,
Шурышкарский район,
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Горковская средняя общеобразовательная школа»,
учитель русского языка и
литературы высшей категории
Информационная карта
Цель деятельности учителя | Формировать знания о теме и основной мысли текста и способах раскрытия основной мысли текста, углубить знания обучающихся о смысловой цельности текста. |
Тип урока | Урок общеметодологической направленности |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: развить научно-лингвистическое мировоззрение для подготовки к ВПР; знать понятия «тема текста» и «основная мысль текста», способы раскрытия основной мысли текста; уметь определять тему и основную мысль текста; находить в тексте ключевые слова и фразы; понимать значение использованных автором языковых средств. Метапредметные: формировать способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений; развитие устной речи; умений свободно пользоваться языком во всех сферах его применения Коммуникативные: формировать способность устанавливать рабочие отношения, слушать и слышать друг друга, эффективно общаться, работать в паре, коллективе; составлять устные и письменные высказывания, используя адекватные языковые средства для отображения своих чувств и мыслей. Регулятивные: научить осознавать качество и уровень усвоения материала; самостоятельно оценивать достигнутый результат, выстраивать свои действия, вносить коррективы и дополнения. Личностные: формировать осознание эстетической ценности русского языка; интерес к творчеству ямальских поэтов, любовь к художественному слову; воспитать уважительное отношение к участникам Великой Отечественной войны и к тем, чье детство пришлось на эти годы, гордость за земляков и осознание величия народного подвига во имя Победы
|
Методы и формы обучения | Наблюдение над языком; проблемный метод; индивидуальная, в парах, фронтальная работа |
Оборудование | Компьютер, мультмедийный проектор, памятки с алгоритмом, раздаточный материал (заготовки для анализа текста) |
Наглядно-демонстрационный материал | Мультимедийный ряд: презентация по теме урока |
Основные понятия | Смысловая цельность текста, тема текста, основная мысль, тип речи, ключевые слова, лексическое значение слова, средства речевой выразительности. |
Сценарий урока:
- Мотивирование на учебную деятельность:
Приветствие.
Создание эмоционального настроя учащихся, подведение их к формулировке общих целей, задач для подготовки к ВПР по русскому языку; мотивация их принятия; планируемые результаты.
Выход на понятие анализ текста (его понимание, выявление темы и основной мысли, определение типа, стиля). Целеполагание (уметь осмыслить текст, извлечь из него необходимую информацию, видеть языковые особенности, определять принадлежность к определённому стилю и типу текста).
- Актуализация знаний и осуществление пробного действия.
Чтение учителем (или заранее подготовленным учеником) отрывка из поэмы «Олени бегут на восход» ненецкого поэта Леонида Лапцуя.
Был самый комариный месяц лета,
Когда беда расправила крыла,
Начавшись далеко-далёко где-то,
Война печально в каждый чум вошла.
Фронты, взрываясь, ждали помощь тыла,
Земля качалась в крике и огне,
И одиноко, и тревожно было
В притихшем чуме думать о войне.
Вопросы к беседе по отрывку:
- О каком историческом событии говорится в этих строках? (о Великой Отечественной войне)
- Какую дату наша страна будет отмечать 9 мая? (75-летие Дня Победы)
- Почему мы так чтим этот праздник? (Ответы детей)
Слово учителя:
- Великая Отечественная война оставила неизгладимый след в нашей истории и народной памяти. Победа далась ценой многих человеческих жизней, покалеченных судеб, горя и страданий. И нам об этом забывать нельзя. Эта война коснулась каждой семьи, вошла в каждый дом нашей большой страны. Не обошла стороной она и далёкий от Европы северный край. Хоть здесь и не было ожесточённых боёв, но ямальцы внесли немалый вклад в освобождение страны от фашистских захватчиков. Мужчины ушли на фронт, а женщины и дети работали не покладая рук в тяжелейших условиях на общее дело.
Повторное чтение текста (одним из учеников класса). Лексическая работа со словом чум (традиционное жилище ненцев и ханты из высоких шестов, на которые натянуты оленьи шкуры)
Работа по заполнению таблицы. Учитель ставит задачу: внести в соответствующие графы сведения, анализируя отрывок из поэмы «Олени бегут на восход».
Вопросы и задания для анализа отрывка:
- Какие эмоции вызывают эти поэтические строки? (Страх, тревогу, печаль)
- Найдите слова, подтверждающие эту мысль (беда, печально, взрываясь, качалась в крике и огне, одиноко, тревожно). Что они дают для понимания стихотворения? (Это главные слова, они несут главный смысл)
- Слова, которые несут основную смысловую нагрузку, называются ключевыми словами. Эти слова и фразы – ключ к пониманию текста.
- Можно ли назвать текстом – отрывок из поэмы, который мы прочитали? Докажите свою точку зрения (Да, это предложения, связанные между собой по смыслу и грамматически).
- Что значит - связанные по смыслу? (Связанные одной темой. Логически)
- Какова тема данного произведения? (Война).
- Что мы называем главной мыслью текста. (То, что хочет донести автор до читателя, своё мнение или восприятие каких -то событий или явлений)
- Какова главная, основная мысль этого отрывка? (Война – большая беда, вошедшая в каждый чум).
- Назовите ключевые слова текста. Соответствуют ли они выявленной нами главной мысли? Какой вывод сделаем? (Ключевые слова помогают выявить основную мысль текста).
Актуализация знаний по теме «Стили речи». Формулировка понятий с опорой на схему.
Определение стиля анализируемого текста учениками с приведением конкретных аргументов. (Это художественный стиль – поэтическая речь. Автор рисует образным языком пережитое и выстраданное им самим. Здесь встречаются средства выразительности – олицетворение –беда расправила крыла, война печально вошла, метафора - земля качалась в крике. Поэт их использует для наибольшей яркости и эмоциональности повествования).
Определения типа речи. (Повествование - рассказ о событиях)
Проверка правильности заполнения таблицы по образцу.
Элементы анализа | Ответы | оценка |
Тип речи | повествование | |
Стиль речи | художественный | |
Тема текста | война | |
Основная мысль | Война – беда, вошедшая в каждый чум | |
Ключевые слова | беда, печально, взрываясь, качалась в крике и огне, одиноко, тревожно |
Самооценка. Подведение итогов работы. Рефлексия (что вызвало наибольшие затруднения?)
Определение затруднения. Выведение алгоритма выявления основной мысли текста:
- Прочтите текст, обратите внимание на абзацы и подзаголовки, заглавие и ключевые слова.
- Ответьте на вопрос: что является главным для автора данного текста? Что его интересует? В теме должен быть обозначен предмет речи.
- Постарайтесь определить главную задачу автора. Ответьте на вопрос: что желал высказать автор по данной теме? Возможно несколько вариантов:
- автор акцентирует внимание на актуальном вопросе;
- в тексте выражено авторское отношение к проблеме;
- автор описывает происходящее и передаёт конкретную информацию.
Памятки с алгоритмом на столах у каждого ученика.
3.Реализация знаний. Работа в парах на карточках (приложение2).
Подчеркнуть ключевые слова, определить основную мысль текста (5-7 минут).
Проверка.
Местные жители называли его ненецким Есениным и защитником коренных северян. В своей жизни Леонид Лапцуй успел побывать пастухом, охотником, рыбаком, фельдшером. Мечтал стать врачом, но его выдвинули в партработники. Еще во время учебы в Салехардском медучилище, Лапцуй познакомился с писателем Иваном Истоминым, и по его совету начал писать рассказы и стихи на родном языке. И у него получилось.
Основная мысль – Леонид Лапцуй – «народный» ненецкий поэт.
Самооценка. Рефлексия (помахать правой рукой тем, у кого все получилось легко, левой - у кого были затруднения).
Физминутка.
- Самостоятельная работа. Включение в систему знаний.
Работа с текстом статьи Ирины Рамиевой из газеты «Полярный круг» от 1 августа 2019 года «Леонид Лапцуй и Роман Ругин: «Помните!» (Приложение 3). Задание:
- Определите тип речи
- Какова тема данного текста
- Какова основная мысль текста
- Выпишите ключевые слова
- Дайте лексическое значение слов стойбище, самоотверженно
Проверка правильности выполнения работы:
- Повествование
- Военное детство писателя
- Тяжелая и опасная, но самоотверженная работа маленького рыбака.
- Голод, холод, непосильная работа, единственный кормилец и работник, работа не под силу, но я не сдавался, не успевал проверять свои сети, чуть не остался там навсегда, трудились самоотверженно, помогали фронту, болезни и голод уносили друзей
- Стойбище –временное поселение кочевых народов. Самоотверженно - жертвуя собой, личными интересами для общего блага, для блага других
Акцент на ключевые слова (можно ли понять основную мысль текста, прочитав только их?)
Заключительное слово учителя:
- Тяжёлое военное детство с бедами и лишениями, с непосильным трудом и голодом было у тех, чья пора взросления пришлась на эти суровые годы. И эта жертва была принесена для того, чтобы мы с вами были свободными людьми, имели возможность жить, получать образование, создавать семьи… Именно поэтому нельзя забывать, надо помнить…
5. Подведение итогов урока.
- Чему научились сегодня на уроке?
- Что было самым сложным?
- Что стало ясным и понятным?
- Где и как мы сможем применить полученные знания?
- Что нового узнали о своих земляках?
6. Рефлексия.
Оценить уровень своих достижений на уроке по пятибальной шкале.
Используемые источники:
- Рамиева И. Леонид Лапцуй и Роман Ругин: «Помните!» [Электронный ресурс] https://polkrug.ru/news/kultura/talanty/10657-leonid-lapcuy-i-roman-rugin-pomnite
- Силенко А. Он настолько талантлив, что ни одна его строчка не должна пропасть»: сегодня 90 лет со дня рождения Леонида Лапцуя [Электронный ресурс] https://vesti-yamal.ru/ru/novosti_kultury1/poet176081
Приложения
Приложение 1.
Элементы анализа | Ответы | оценка |
Тип речи | ||
Стиль речи | ||
Тема текста | ||
Основная мысль | ||
Ключевые слова |
Приложение 2.
Местные жители называли его ненецким Есениным и защитником коренных северян. В своей жизни Леонид Лапцуй успел побывать пастухом, охотником, рыбаком, фельдшером. Мечтал стать врачом, но его выдвинули в партработники. Еще во время учебы в Салехардском медучилище, Лапцуй познакомился с писателем Иваном Истоминым, и по его совету начал писать рассказы и стихи на родном языке. И у него получилось.
Основная мысль – ________________________________________________
Приложение 3
Леониду Лапцую было 12, когда началась война. Голод, холод, непосильная работа… Он был самым старшим из братьев и, по сути, единственным кормильцем и работником в семье. Отца не стало ещё в 30-х, мать вступила в колхоз «Красный рыбак», но «больная костным туберкулёзом, она не могла выходить на рыбалку в холодную погоду, поэтому мне пришлось её заменить», писал позже Леонид Васильевич. Он вспоминал: «В первую зиму сорок первого года я работал на подлёдном лове. Мы выдалбливали майны-проруби на льду Обской губы недалеко от Нового Порта. Их глубина была выше человеческого роста. Такая работа хотя и была мне не под силу, но я не сдавался. За целый день я не успевал проверить свои сети, а взрослые люди такую работу успевали за полдня. Вместе с теми, кто не мог вернуться сегодня в стойбище, я оставался ночевать на льду. И однажды я чуть не остался там навсегда. А было так: на ночлег я устроился между торосами, соорудив из снега «куропачий чум». Просыпаюсь утром и не могу понять, почему не подчиняются руки и ноги. Оказалось, что ночью недалеко от меня треснул лёд, выступила вода и тут же застыла, приковав ко льду мою одежду. Так я пролежал больше суток. Товарищи по бригаде меня нашли утром следующего дня (я находился в стороне от их порядков – линии сетей). Мы трудились самоотверженно. Помогали фронту... И в тылу наша жизнь не обходилась без жертв: болезни и голод уносили лучших моих друзей...»
Прочитайте текст. Выполните задания:
- Определите тип речи ______________________________
- Какова тема данного текста_________________________
- Какова основная мысль текста __________________________________________________________________________________________________________________________
- Выпишите ключевые слова ________________________________________________
- Дайте лексическое значение слов стойбище, самоотверженно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. 10 класс, тема "Комплексный анализ текста. Готовимся к ЕГЭ".
Урок русского языка. 10 класс, тема "Комплексный анализ текста. Готовимся к ЕГЭ". Цели:формирование навыков правильного выделения проблем исходного художественного текста и обучение комментирован...
Урок Русского Языка 8-9класс. Анализ текста
Комлексный анализ текста в 8-9классе. Для материала взят отрывок из повести "Слепой музыкант" В.Г.Короленко...
Конспект урока русского языка 11 класс "Анализ текста И. Бойко "Гимн хате". Подготовка к сочинению-рассуждению"
Урок развития речи в 11 классе "Анализ текста И. Бойко "Гимн хате". Подготовка к сочинению-рассуждению" формирует умение анализировать текст, находить тему , проблему текста,расширяет представления уч...
Урок русского языка в классе СКК по теме" Три склонения имени существительного"
Урок закрепления знаний по теме "Склонение имен существительных" в 7 классе КРО....
Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения"
Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения". Цель урока: овторить и систематизировать изученный материал об односоставных предложениях...
Конспект урока русского языка, 6 класс коррекционная школа, тема "Имя прилагательное"
Конспект урока русского языка, 6 класс коррекционная школа, тема "Имя прилагательное". Урок в форме игры №Что? Где?Когда?"...
открытый урок русский язык 6 класс ФГОС по теме Корни с чередованием КАС, КОС
Тема урокаБуквы о и а в корне –кос---кас- Тип урокаИзучение нового материала...