2. | Выявление места и причины затруднения | Внимательно прочитайте! Сегодня я узнаю… Сегодня мы узнаем… Я узнал бы… Мы узнали бы… Узнай… Я уже знаю.. Мы уже знаем… Перед вами в данных выражениях употреблены глаголы разных форм. Разделите их на три группы. Как называются глаголы в каждой из групп? - Что вы поняли, наблюдая за этими выражениями? - Молодцы! -По какому признаку вы распределили глаголы?
Оказывается, помимо тех признаков глагола, что мы перечислили в начале урока, есть еще один признак – наклонение.
Запишем тему урока. Какие цели вы поставите?
-Почему у нас не получилось сразу одинаково распределить глаголы на группы? | Работа в группах Выписывают глаголы, пытаются распределить их по группам.
Выдвигают предположение. Учащиеся отвечают: здесь один глагол в разных формах, можно понять, что в первом и втором выражении глагол в форме будущего времени, в шестом и седьмом - настоящего времени. По отношению к действительности: действительное, возможное, обязательное к выполнению.
Учащиеся формулируют тему урока, осуществляют целеполагание: -Познакомиться с понятиями «наклонения глагола» - Научиться находить и различать формы наклонения глагола (изъявительное, условное, повелительное). Не знаем, по какому принципу делить.
| Личностные: имеют мотивацию к познавательной деятельности, имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: понимают учебную задачу, осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
|
3. | Построение выхода из проекта | Давайте предположим, что необходимо узнать для достижения нашей цели? Что будем делать самым первым? Замечательно. Затем? Составим план. Используйте опорные фразы: 1. Вспомним, что… 2.Узнаем … и их отличительные... 3. Найдем информацию в … 4. Научимся находить…и различать… Молодцы! А как мы узнаем, что достигли цели? По каким критериям? (шаблон таблицы на слайде). Приложение 1 Молодцы! Эти же критерии послужат нам и системой оценивания. | Формулируют поставленные задачи, знакомятся с материалом. Выделяют главное, устанавливают причинно - следственные связи между отдельными языковыми явлениями. 1.Вспомним, что знаем о глаголе. 2.Узнаем виды наклонений и их отличительные черты. 3.Найдем информацию в учебнике. 4. Научимся находить и различать формы наклонения глагола
| Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, работают по плану |
4. | Реализация построенного проекта | Приступим к реализации цели нашего урока. Вы сейчас узнали, что глаголы изменяются по наклонениям. Сколько их, как они называются и как отличить одно наклонение от другого, мы узнаем в процессе нашей совместной деятельности. Для этого вернемся к предложениям, с которыми мы работали в начале урока. Прочитайте предложение, в котором глагол узнать обозначает действие, возможное при определенных условиях. Выясним, что знаем о глаголе. Для этого выполним задание. Задание 1. Определите морфологические признаки глаголов: Сегодня я узнаю наклонения глагола. Мы уже знаем наклонения глагола. Задание 2. Прочитайте предложение, в котором глагол узнать обозначает действие, возможное при определенных условиях. -Как можно назвать наклонение глагола, которое обозначает действие, желаемое или возможное при определенных условиях? - Приведите свои примеры.
-Назовите глаголы в предложении (Узнай вид наклонения глагола.) и скажите, какие действия они обозначают?
-Другими словами, эти глаголы обозначают действия, которые кто-то повелевает выполнить. В связи с этим скажите, как называется это наклонение глагола? Приведите свои примеры. - А у глагола узнай можете ли вы определить время? Это глагол в форме повелительного наклонения, которое предстоит изучить на следующих уроках.
Прочитайте оставшееся предложение. Я уже знаю наклонения глагола. - Какое действие обозначает глагол?
Да, а этом предложении с помощью глагола знаю говорящий показывает свое действительное отношение, т.е. говорящий изъявляет свое отношение. -Как называется наклонение глагола, которое показывает, что говорящий считает действие реальным фактом.
- Что нам может рассказать об изъявительном наклонении его название? Попробуйте выделить корень в слове изъявительное. Подберите однокоренные слова Как изменяются глаголы в изъявительном наклонении? - Прочитайте значение слова изъявить в словаре С. Ожегова ( на слайде). Изъявить – высказать, выразить. Дополните знания материалом учебника на стр. 117. Дополняет выводы учеников: категория наклонения показывает, как соотносятся действие и действительность. Задание 3. Обобщим те существенные признаки, которые мы определили. Выполним задание. Распределите глаголы: знал бы, знаю, знал, знала бы, знай, попросил бы, попросила бы, попрошу, попросил, попроси. Определи наклонение глаголов, их морфологические признаки. Действие реально – на самом деле происходило, происходит или будет происходить. | Действие произошло бы при определенных условиях. | Действие, которое просят, приказывают, требуют произвести. |
|
|
|
Молодцы! | Принимают участие в работе, под руководством педагога выполняют задание. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
Задание 1. Определите морфологические признаки глаголов: Сегодня я узнаю- пр.вр., ед.ч., м.р. Мы уже знаем- н.вр., 2 л., мн.ч.
Я узнал бы наклонения глагола. Мы узнали бы наклонения глагола. Наклонение глагола, которое обозначает действие, желаемое или возможное при определенных условиях, можно назвать условным.
Приводят примеры.
Эти глаголы обозначают действия, которые кто - то просит или требует выполнить.
Это наклонение глагола называется повелительное.
Приводят свои примеры. Нет. Глагол узнай обозначает не реальное действие, а действие, которое кто-то приказывает выполнить, то есть возможное. Следовательно, время здесь не определяется.
Здесь говорящий утверждает, что он действительно знает.
Наклонение глагола, которое показывает, что говорящий считает действие реальным фактом, называется изъявительным.
В этом слове можно обнаружить древний корень яв, который в современном языке есть в других однокоренных словах. Явь – реальная действительность, явный – видимый, очевидный; явление – событие, случай. Приходят к выводу: если глагол обозначает действие, которое происходит в момент речи, до момента речи или после момента речи, то такая форма и называется изъявительное наклонение.
Глаголы изменяются по временам, лицам и числам( в н.и б. врем) , родам и числам ( в пр.вр.). По отношению к действительности есть глаголы, при использовании которых мы осуществляем действие при условии, приказе.
Действие реально – на самом деле происходило, происходит или будет происходить. | Действие произошло бы при определенных условиях. | Действие, которое просят, приказывают, требуют произвести. | попрошу попросил знаю знал
| попросил бы попросила бы, знал бы знала бы | попроси знай |
Выполняют задание, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
| Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебников Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы |
5. | Первичное закрепление во внешней речи | Какой пункт плана нам необходимо выполнить?(4.Научимся находить и различать формы наклонения глагола). Для этого мы выполним 1. упр.586 на стр.118 Учитель контролирует правильность приемов работы. Организует и сопровождает деятельность детей. Дополняет ответы учащихся. - Какой формы глагола не представлено? Образуйте сами. Молодцы!
2. Запишите предложение в тетради: "Поиграйте, ребята, на улице", - сказала мама. Мы с Колей очень обрадовались. Продолжалась бы такая жизнь всегда! Задание: выписать глаголы, попробовать записать во всех трех наклонениях. Работаем в парах. Что мы выяснили?
|
Выполняют упражнения, задают вопросы для уточнения информации, отвечают на вопросы.
Глагол не могу обозначает действие, которое происходит на самом деле в настоящий момент. Ела, сказала- происходило, а помогу- действие будет происходить. Это глаголы изъяв.накл., употребленные в форме н.. пр., буд. врем. Разденьте- приказ, мн.ч. Отсутствует глагол в форме усл. накл. (примеры: ела бы, сказала бы). Выполняют задание, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
Поиграйте - поиграем- поиграли бы; сказала- сказала бы- скажи; обрадовались – обрадовался бы- обрадуйся; продолжалась бы- продолжалась- продолжайся
| Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно- следственные связи, делают обобщения, выводы Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, работают по плану. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
6. | Включение в системе знаний и повторение | Самостоятельное выполнение разных по сложности упражнений. Выполните задания (по группам) ( на слайде). 1. Определите наклонение глаголов, морфологические признаки. 1. В гостях веди себя культурно, сдержанно. 2. Воспитанный гость обязательно спросит, куда ему сесть. 3. Мальчики сначала усаживают девочек. 4. Было бы неприлично выходить из-за стола во время еды. 2. Сгруппируйте глаголы по наклонениям: нарисуйте, сказал бы, вижу, попросил бы, брошу, поработал, поработай, ехал бы, лечу, буду шагать, прилягу, дыши, прилягу, ляг.
Проверка заданий по эталону на слайде. Молодцы! | Выполняют задание, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
1. В гостях веди (пов.накл..) себя культурно, сдержанно. 2. Воспитанный гость обязательно спросит (изъяв. накл.), куда ему сесть. 3. Мальчики сначала усаживают (изъяв.накл.) девочек. 4. Было бы (усл.накл.)неприлично выходить из-за стола во время еды.
Изъявительное наклонение: брошу, вижу, ехал, лечу, буду шагать, прилягу Повелительное наклонение: нарисуйте, поработай, дыши, ляг Условное наклонение: сказал бы, попросил бы, ехал бы | Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека. Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
7. | Рефлексия | Наш урок подошёл к концу, пора подвести его итоги Какой у нас был план? Все пункты плана мы достигли? Оцените каждый себя в соответствии с выделенными нами критериями в листе самооценки. (на листочках). Отметка «5» - 9 баллов Отметка «4» - 7-8 баллов Отметка «3» - 5-6 баллов Приложение 1. Подсчитайте баллы. Дополнительные вопросы( за правильный ответ- 1 доп.балл 1. Как изменить наклонение глаголов, не изменяя ни одной буквы? Ходите, держите, носите, остановите. (Изменить ударение). 2. Образуйте повелительное наклонение глаголов: вылезать, ехать, лечь. (Вылезай, езжай, ляг). 3. В названии какой старинной детской игрушки повелительное наклонение глагола пишется слитно с частицей -ка? (Ванька-встанька). | Работают с листом самооценки | Регулятивные: - умение планировать, контролировать процесс и результаты своей деятельности; - способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности. Личностные: - развитие познавательных интересов, учебных мотивов; -формировать ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции.
|
8. | Домашнее задание | Дифференцированное домашнее задание по 3-ем группам: 1.Те, кто набрал 8-9 баллов и поставил «5» за лист самооценки, я предлагаю вам пофантазировать и написать небольшие сочинения на темы (по выбору): «Если б я был президентом». Задача – показать свои желания, фантазии. «Я – президент». Задача – показать, что все твои действия были, есть и будут на самом деле. 2.Те, кто набрал 7-6 баллов и поставил «4», выполните упр. 589 на стр. 119. 3.Те, кто набрал менее 6 баллов и поставил «3», вы должны на основе правила в учебнике и тех выводов, которые мы сделали сегодня на уроке, составить алгоритм применения данного правила таким образом, чтобы он был для Вас понятен. Вы сегодня отлично поработали, достигли всех поставленных целей! Задание дается по группам. Спасибо за урок! | Записывают домашнее задание | Регулятивные: - способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности Личностные: - развитие познавательных интересов, учебных мотивов; -формировать ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции. |