Рабочая программа по русскому языку 10 класс
рабочая программа по русскому языку (10 класс)
Рабочая программа по русскому языку 10 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_10_klass.docx | 212.94 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
10а класс
(среднее общее образование)
Количество часов: 68
Программа составлена на основе
примерной основной образовательной программы основного общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) и рабочей программы для общеобразовательных учреждений по русскому языку для 10 классов разработана на основе требований ФГОС СОО и авторской программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений Н.Г. Гольцовой, реализуется в УМК под редакцией Н.Г. Гольцовой (Н.Г.Гольцова, И. В. Шамшин. Русский язык. 10-11 классы. М.: «Русское слово», 2017).
Учебник:
Составители: Бабкина И.А.
учителя русского языка и литературы
МБОУ гимназии г. Советский
2022 - 2023 г.г.
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА (ФГОС СОО, 10-11 класс)
Рабочая программа по русскому языку для 10 –х классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 08.06.2020 № 165-ФЗ, от 31.07.2020 №304-ФЗ);
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645, от 31.12.2015 № 1578, от 29.06.2017 № 613);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020г. №254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность» (в ред.Приказов Минпросвещения России от 23.12.2020№766);
- Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (в редакции протокола № 2/16-з от 28.06.2016 г. федерального учебно-методического объединения по общему образованию);
- Рабочая программа по предмету русский язык составлена в соответствии с основной образовательной программой среднего общего образования (ФГОС 10-11 классы) МБОУ гимназии г. Советский, утвержденной приказом от 31.08.2022 г. №444 «Об утверждении основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2022-2023 учебный год».
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В 10 КЛАССЕ.
В соответствии с целями и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования определены задачи курса «Русский язык», отражающие планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные) обучения школьников в 10-11 классах.
Личностные результаты:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
4) бережное отношение к русскому языку как неотъемлемой части русской культуры, как основе гражданской идентичности; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
5) осознание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
6) осознание своего места в поликультурном мире;
7) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития гуманитарной науки; готовность участвовать в диалоге культур;
8) готовность к самостоятельной творческой и ответственной деятельности;
9) готовность и способность вести диалог с другими людьми; сформированность навыков сотрудничества;
Метапредметные результаты:
Владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
- владение разными видами чтения (информационное, ознакомительное) и использование их в зависимости от коммуникативной задачи при самостоятельной работе с литературой разных стилей и жанров;
- извлечение необходимой информации из различных источников (учебная, справочная, художественная литература, средства массовой информации);
Говорение и письмо
- создание высказывания на лингвистическую тему;
- передача содержания прослушанного и прочитанного текста в различных формах (план, конспект, тезисы, доклад, сообщение, реферат, аннотация) близко к тексту, сжато, выборочно, с изменением последовательности содержания, с выделением элементов, отражающих идейный смысл произведения;
- соблюдение языковых норм в устной и письменной речи;
- оценивание аудированных сообщений на лингвистическую тему;
- выявление подтекста;
- владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи;
- создание текстов различных публицистических жанров (очерк, эссе, публицистическая и научно-популярная статья);
- написание отзывов о художественном, публицистическом произведении;
- принятие участия в диспуте, дискуссии;
- составление реферата по нескольким источникам и защита основных положений работы;
коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Анализ текста и языковых единиц
- выполнение всех видов разбора (фонетического, лексического, морфемного, словообразовательного, морфологического, синтаксического, орфографического, пунктуационного, речеведческого, анализа художественного текста);
- умение анализировать особенности употребления основных единиц языка;
- умение анализировать тексты разных функциональных стилей и разных типов с точки зрения структуры, содержания, изобразительно-выразительных средств, стилевых особенностей; пользоваться языковыми средствами для точной передачи мысли при построении высказывания.
Предметные результаты:
- представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
- усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
- освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
- опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
- проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
- понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
- осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
- сформированность представлений о лингвистике как части общечеловеческого гуманитарного знания, основных направлениях развития русистики, выдающихся учёных-русистах;
- сформированность представлений о языке как знаковой системе, закономерностях его развития, функциях языка;
- освоение базовых понятий лингвистики: язык и речь, функции языка, речевая деятельность, речевая ситуация; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; текст, признаки и категории текста; типы и стили речи; литературный язык, нормы литературного языка; основные аспекты культуры речи; устная и письменная форма речи; синонимика русского языка; источники расширения словарного состава современного русского языка;
- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка;
- владение знаниями о языковой норме, её функциях и вариантах; практическое овладение основными нормами современного литературного языка;
- умение владеть нормами речевого поведения в различных ситуациях общения;
- сформированность умений анализировать языковые единицы; владение различными видами анализа слов, словосочетаний и предложений, текстов разных типов речи;
- умение анализировать языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;
- владение различными приёмами редактирования текстов;
- сформированность умений лингвистического анализа текстов разных стилей и жанров;
- умение проводить лингвистический эксперимент и использовать его результаты в речевой практике.
Ученик научится:
- воспринимать лингвистику как часть общечеловеческого гуманитарного знания;
- рассматривать язык в качестве многофункциональной развивающейся системы;
- распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;
- анализировать языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления при оценке собственной и чужой речи;
- комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);
- отмечать отличия языка художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;
- использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;
- иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;
- выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;
- дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;
- проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;
- оценивать стилистические ресурсы языка;
- сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
- владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
- создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
- соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
- соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
- соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;
- осуществлять речевой самоконтроль;
- совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;
- использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
- оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).
- Ученик получит возможность научиться:
- проводить комплексный анализ языковых единиц в тексте;
- выделять и описывать социальные функции русского языка;
- проводить лингвистические эксперименты, связанные с социальными функциями языка, и использовать его результаты в практической речевой деятельности;
- анализировать языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;
- характеризовать роль форм русского языка в становлении и развитии русского языка;
- проводить анализ прочитанных и прослушанных текстов и представлять их в виде доклада, статьи, рецензии, резюме;
- проводить комплексный лингвистический анализ текста в соответствии с его функционально-стилевой и жанровой принадлежностью;
- критически оценивать устный монологический текст и устный диалогический текст;
- выступать перед аудиторией с текстами различной жанровой принадлежности;
- осуществлять речевой самоконтроль, самооценку, самокоррекцию;
- использовать языковые средства с учетом вариативности современного русского языка;
- проводить анализ коммуникативных качеств и эффективности речи;
- редактировать устные и письменные тексты различных стилей и жанров на основе знаний о нормах русского литературного языка;
- определять пути совершенствования собственных коммуникативных способностей и культуры речи.
3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Раздел | Содержание раздела | Кол-во часов | Виды учебной деятельности |
Общие сведения о языке | Русский язык среди языков мира. Богатство и выразительность русского языка. Русский язык как государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения народов России. Язык как система. Уровни языка. Активные процессы в русском языке. Экология языка. Пополнение словарного состава русского языка новой лексикой. Современные неологизмы и их группы по сфере употребления и стилистической окраске. | 8 ч. | Аналитическое чтение параграфов учебника Определение проблемы, авторской позиции текста Изучение новых сведений о языке; работа с текстом параграфа как образцом учебного текста научного стиля Работа с текстами, толковыми словарями Составление вопросов к текстам научного стиля. Пересказ текстов научного стиля. Работа с толковым словарём. Устное рассуждение на лингвистическую тему. Участие в мини-дискуссии. |
Лексика. | Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омонимы и их употребление. Паронимы и их употребление. Синонимы, антонимы и их употребление. Фразеология. Фразеологические единицы и их значение. | 8 ч. | Аналитическое чтение параграфов учебника .Работа с текстами, толковыми словарями РР. Проект. Роль и уместность заимствований в современном русском языке. Решение заданий по разделу «Лексика» в формате ЕГЭ |
Фонетика и орфоэпия. | Звуки и буквы. Фонетический разбор. Орфоэпия. Основные правила произношения гласных и согласных звуков. | 6ч. | Аналитическое чтение параграфов учебника. Фонетический разбор слова, связь фонетики и орфографии. Орфоэпические нормы русского языка. Работа с орфоэпическим словарем. |
Морфемика и словообразование. | Состав слова. Морфемы корневые и аффиксальные. Основа слова. Морфемный разбор слова. Словообразование. Морфологические способы словообразования. Словообразовательный разбор. | 8ч. | Аналитическое чтение параграфов учебника. Морфемный разбор слова. Словообразовательный разбор. Работа с морфемным и словообразовательным словарями русского языка. |
Орфография. | Принципы русской орфографии. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. Чередующиеся гласные вкорне слова. Правописание звонких и глухих согласных. Правописание непроизносимых согласных. Правописание гласных и согласных в приставках. Правописание приставок пре/при . Гласные –ы/-и после приставок. Употребление ь и ъ. | 10 ч. | Аналитическое чтение параграфов учебника. Повторение основных правил написания слов. Работа с орфограммой. Орфографический практикум. |
Текст. Типы и стили речи. | Текст как единица языка и речи. Текст и его основные признаки. Строение текста. Средства связи предложений в тексте. Анализ текстов разной структуры , типовой принадлежности, стилевой принадлежности. | 6 ч. | Аналитическое чтение параграфов учебника. Частичный (выборочный) и комплексный анализ текстов разных типов речи и стилей. |
Морфология. | Имя существительное как часть речи. Число, падеж, склонение и род имен существительных. Имя прилагательное как часть речи. Разряды имен прилагательных . Степени сравнения имен прилагательных. Краткие и полные формы. Имя числительное как часть речи. Простые , сложные и составные числительные. Склонение числительных. Правописание числительных. Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Правописание местоимений. Глагол как часть речи. Категория вида . Переходность и непереходность глагола. Причастие как особая глагольная форма. Признаки глагола и прилагательного у причастия. Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных. Деепричастие как особая форма глагола. Наречие как часть речи. Служебные части речи | 20 ч. | Аналитическое чтение параграфов учебника. Практикум. Правописание имен существительных, прилагательных, местоимений, глаголов, причастий, числительных наречий. Морфологический разбор слов разных частей речи. Решение заданий в формате ЕГЭ.. |
Резерв | 2ч. |
4.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы:
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата (план) | Дата |
Русский язык – хранитель истории и духовной | 1 | 1 неделя | ||
Язык как система. Уровни языка. | 1 | 1неделя | ||
Активные процессы в русском языке. Экология языка. | 1 | 2неделя | ||
Слово о русском языке. | 1 | 2неделя | ||
Слово и его значение. Однозначные и многозначные слова. | 1 | 3неделя | ||
Изобразительно-выразительные средства русского | 1 | 3неделя | ||
Практикум «Лингвистический анализ текста» | 1 | 4неделя | ||
Входная контрольная работа. | 1 | 4 неделя | ||
Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы и их | 1 | 5неделя | ||
Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, | 1 | 5неделя | ||
Фразеология. Фразеологические единицы и их | 1 | 6неделя | ||
Практикум: решение заданий в формате ЕГЭ. | 1 | 6неделя | ||
Орфоэпические нормы современного русского языка. Работа со словарями. | 1 | 7неделя | ||
Состав слова. Система морфем русского языка. | 1 | 7 неделя | ||
Словообразование. Морфологические и неморфологические способы словообразования. Словообразовательный разбор слова. | 1 | 8 неделя | ||
Практикум: решение заданий в формате ЕГЭ | 1 | 8неделя | ||
Контрольная работа по теме «Фонетика. Графика. Словообразование» | 1 | 9 неделя | ||
Принципы русской орфографии. Правописание | 1 | 9неделя | ||
Правописание чередующихся гласных в корне слова. | 1 | 10неделя | ||
Правописание чередующихся гласных в корне слова. | 1 | 10неделя | ||
Употребление гласных после шипящих и Ц. | 1 | 11 неделя | ||
Правописание звонких, глухих и двойных согласных. | 1 | 11неделя | ||
Практикум: готовимся к ЕГЭ | 12 неделя | |||
Правописание гласных и согласных в приставках. | 1 | 12неделя | ||
Правописание приставок пре-при- | 1 | 13неделя | ||
Правописание приставок. Буквы ы-и после приставок. Употребление Ъ и Ь. | 1 | 13неделя | ||
Употребление прописных букв. | 1 | 14 неделя | ||
Р/Р Текст как речевое произведение. | 1 | 14неделя | ||
Р/Р Смысловая и композиционная целостность текста. | 15неделя | |||
Контрольная работа за первое полугодие. | 1 | 15неделя | ||
| Имя существительное как часть речи. | 1 | 16неделя | |
Правописание падежных окончаний имен | 16 неделя | |||
Гласные в суффиксах имен существительных. | 1 | 11.01.23 | ||
Р/Р. Текстоведческий анализ | 1 | 12.01.23 | ||
Имя прилагательное как часть речи. | 18.01.23 | |||
| Правописание Н и НН в суффиксах имен | 1 | 19.01.23 | |
Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных. | 25.01.23 | |||
| Правописание сложных имен прилагательных и | 1 | 26.01.23 | |
| Практическая работа по теме « Имя существительное, имя прилагательное». | 1 | 01.02.23 | |
| Имя числительное как часть речи. Правописание имен | 1 | 02.02.23 | |
| Р/Р Употребление в речи имен числительных. | 1 | 08.02.23 | |
Местоимение как часть речи. | 1 | 09.02.23 | ||
Правописание местоимений. | 15.02.23 | |||
Глагол как часть речи. | 1 | 16.02.23 | ||
Правописание личных окончаний глагола. | 1 | 22.02.23 | ||
Причастие как глагольная форма. | 1 | 01.03.23 | ||
Правописание суффиксов причастий | 1 | 02.03.23 | ||
Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных. | 1 | 09.03.23 | ||
Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных | 1 | 15.03.23 | ||
Р/Р Подготовка к написанию сочинения-рассуждения | 1 | 16.03.23 | ||
Р/Р Написание сочинения – рассуждения о книге. | 1 | 22.03.23 | ||
Деепричастие как глагольная форма. | 1 | 23.03.23 | ||
Практическая работа по теме «Глагол и | 1 | 05.04.23 | ||
Наречие как часть речи. Слитное и раздельное | 1 | 06.04.23 | ||
Дефисное написание наречий. | 1 | 12.04.23 | ||
Слова категории состояния. | 1 | 13.04.23 | ||
Служебные части речи. Предлог. | 1 | 19.04.23 | ||
Правописание производных предлогов. | 1 | 20.04.23 | ||
Правописание производных предлогов. | 1 | 26.04.23 | ||
Союз как служебная часть речи. Правописание | 1 | 27.04.23 | ||
Частицы. Правописание частиц. | 1 | 03.05.23 | ||
Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление. | 1 | 04.05.23 | ||
Правописание частицы НЕ с разными частями речи. | 1 | 10.05.23 | ||
Р.Р. Культура речи. | 1 | 11.05.23 | ||
Промежуточная аттестация. Годовая контрольная работа. | 1 | 17.05.23 | ||
Р.Р. Обучение анализу текста. | 1 | 18.05.23 | ||
Резервный урок | 1 | 24.05.23 | ||
Резервный урок | 1 | 25.05.23 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....