Рабочая программа по русскому языку 10 класс
рабочая программа по русскому языку (10 класс)

Бабкина Ирина Александровна

Рабочая программа по русскому языку 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_10_klass.docx212.94 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку

10а класс

(среднее общее образование)

Количество часов: 68

Программа составлена на основе

примерной основной образовательной программы основного общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию  (протокол  от 8 апреля 2015 г. № 1/15) и рабочей программы для общеобразовательных учреждений по русскому языку для 10 классов разработана на основе требований ФГОС СОО и авторской программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений Н.Г. Гольцовой, реализуется в УМК под редакцией Н.Г. Гольцовой (Н.Г.Гольцова, И. В. Шамшин. Русский язык. 10-11 классы. М.: «Русское слово», 2017).

Учебник: 

                    Составители: Бабкина И.А.
учителя русского языка и литературы                          

МБОУ гимназии г. Советский

                                                                     2022 - 2023 г.г.


1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА (ФГОС СОО, 10-11 класс)

Рабочая программа по русскому языку для 10 –х  классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 08.06.2020 № 165-ФЗ, от 31.07.2020 №304-ФЗ);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645, от 31.12.2015 № 1578, от 29.06.2017 № 613);
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020г. №254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность» (в ред.Приказов Минпросвещения России от 23.12.2020№766);
  • Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (в редакции протокола № 2/16-з от 28.06.2016 г. федерального учебно-методического объединения по общему образованию);
  • Рабочая программа по предмету русский язык составлена в соответствии с основной образовательной программой среднего общего образования (ФГОС 10-11 классы) МБОУ гимназии г. Советский, утвержденной приказом от 31.08.2022 г. №444 «Об утверждении основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2022-2023 учебный год».

2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В 10 КЛАССЕ.

В соответствии с целями и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования определены задачи курса «Русский язык», отражающие планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные) обучения школьников в 10-11 классах.

Личностные результаты:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

4) бережное отношение к русскому языку как неотъемлемой части русской культуры, как основе гражданской идентичности; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;  

5) осознание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;  

6) осознание своего места в поликультурном мире;

7) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития гуманитарной науки; готовность участвовать в диалоге культур;  

8) готовность к самостоятельной творческой и ответственной деятельности;  

9) готовность и способность вести диалог с другими людьми; сформированность навыков сотрудничества;  

Метапредметные результаты:

Владение всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение:

  • владение разными видами чтения (информационное, ознакомительное) и использование их в зависимости от коммуникативной задачи при самостоятельной работе с литературой разных стилей и жанров;

  • извлечение необходимой информации из различных источников (учебная, справочная, художественная литература, средства массовой информации);

Говорение и письмо

  • создание  высказывания на лингвистическую тему;
  • передача содержания  прослушанного и прочитанного текста в различных формах (план, конспект, тезисы, доклад, сообщение, реферат, аннотация) близко к тексту, сжато, выборочно, с изменением последовательности содержания, с выделением элементов, отражающих идейный смысл произведения;
  • соблюдение  языковых  норм в устной и письменной речи;
  • оценивание  аудированных  сообщений  на лингвистическую тему;
  • выявление  подтекста;
  • владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи;
  • создание текстов различных публицистических жанров (очерк, эссе, публицистическая и научно-популярная статья);
  • написание  отзывов  о художественном, публицистическом произведении;
  • принятие  участия  в диспуте, дискуссии;
  • составление реферата по нескольким источникам и защита основных  положений  работы;

 коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Анализ текста и языковых единиц

  • выполнение всех видов разбора (фонетического, лексического, морфемного, словообразовательного, морфологического, синтаксического, орфографического, пунктуационного, речеведческого, анализа художественного текста);
  •  умение анализировать   особенности употребления основных единиц языка;
  • умение  анализировать тексты разных функциональных стилей и разных типов с точки зрения структуры, содержания, изобразительно-выразительных средств, стилевых особенностей; пользоваться языковыми средствами для точной передачи мысли при построении высказывания.

Предметные результаты:

  • представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
  • усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
  • освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
  • овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
  • опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
  • проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
  • понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
  • осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
  • сформированность представлений о лингвистике как части общечеловеческого гуманитарного знания, основных направлениях развития русистики, выдающихся учёных-русистах;
  • сформированность представлений о языке как знаковой системе, закономерностях       его развития, функциях языка;
  • освоение базовых понятий лингвистики: язык и речь, функции языка, речевая деятельность, речевая ситуация; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; текст, признаки и категории текста; типы и стили речи; литературный язык, нормы литературного языка; основные аспекты культуры речи; устная и письменная форма речи; синонимика русского языка; источники расширения словарного состава современного русского языка;
  • овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка;
  • владение знаниями о языковой норме, её функциях и вариантах; практическое овладение основными нормами современного литературного языка;
  • умение владеть нормами речевого поведения в различных ситуациях общения;
  • сформированность умений анализировать языковые единицы; владение различными видами анализа слов, словосочетаний и предложений, текстов разных типов речи;
  • умение анализировать языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;
  • владение различными приёмами редактирования текстов;
  • сформированность умений лингвистического анализа текстов разных стилей и жанров;
  • умение проводить лингвистический эксперимент и использовать его результаты в речевой практике.

Ученик научится:

  •         воспринимать лингвистику как часть общечеловеческого гуманитарного знания;
  •         рассматривать язык в качестве многофункциональной развивающейся системы;
  •         распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;
  •         анализировать языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления при оценке собственной и чужой речи;
  •         комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);
  •         отмечать отличия языка художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;
  •         использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;
  •         иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;
  •         выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;
  •         дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;
  •         проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;
  •         оценивать стилистические ресурсы языка;
  •         сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
  •         владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
  •         создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
  •         соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
  •         соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
  •         соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;
  •         осуществлять речевой самоконтроль;
  •         совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;
  •         использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
  •         оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).
  • Ученик получит возможность научиться:
  •         проводить комплексный анализ языковых единиц в тексте;
  •         выделять и описывать социальные функции русского языка;
  •         проводить лингвистические эксперименты, связанные с социальными функциями языка, и использовать его результаты в практической речевой деятельности;
  •         анализировать языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;
  •         характеризовать роль форм русского языка в становлении и развитии русского языка;
  •         проводить анализ прочитанных и прослушанных текстов и представлять их в виде доклада, статьи, рецензии, резюме;
  •         проводить комплексный лингвистический анализ текста в соответствии с его функционально-стилевой и жанровой принадлежностью;
  •         критически оценивать устный монологический текст и устный диалогический текст;
  •         выступать перед аудиторией с текстами различной жанровой принадлежности;
  •         осуществлять речевой самоконтроль, самооценку, самокоррекцию;
  •         использовать языковые средства с учетом вариативности современного русского языка;
  •         проводить анализ коммуникативных качеств и эффективности речи;
  •         редактировать устные и письменные тексты различных стилей и жанров на основе знаний о нормах русского литературного языка;
  •         определять пути совершенствования собственных коммуникативных способностей и культуры речи.

3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

Раздел

Содержание раздела

Кол-во часов

Виды учебной деятельности

Общие сведения о языке

Русский язык среди языков мира. Богатство и выразительность русского языка. Русский язык как государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения народов России. Язык как система. Уровни языка. Активные процессы в русском языке. Экология  языка. Пополнение словарного состава русского языка новой лексикой. Современные неологизмы и их группы по сфере употребления и стилистической окраске.

8 ч.

Аналитическое чтение параграфов учебника

Определение проблемы, авторской позиции текста

Изучение  новых сведений о языке; работа с текстом параграфа как образцом учебного текста научного стиля

Работа с текстами, толковыми словарями

 Составление вопросов к текстам научного стиля. Пересказ текстов научного стиля. Работа с толковым словарём. Устное рассуждение на лингвистическую тему. Участие в мини-дискуссии.

Лексика.

Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омонимы и их употребление. Паронимы и их употребление. Синонимы, антонимы и их употребление. Фразеология. Фразеологические единицы и их значение.

8 ч.

Аналитическое чтение параграфов учебника .Работа с текстами, толковыми словарями

РР. Проект. Роль и уместность заимствований в современном русском языке. Решение заданий по разделу «Лексика» в формате ЕГЭ

Фонетика и орфоэпия.

Звуки и буквы. Фонетический разбор. Орфоэпия. Основные правила  произношения гласных и согласных звуков.

6ч.

Аналитическое чтение параграфов учебника. Фонетический разбор слова, связь фонетики и орфографии. Орфоэпические нормы русского языка. Работа с орфоэпическим словарем.

Морфемика и словообразование.

Состав слова. Морфемы корневые и аффиксальные. Основа слова. Морфемный разбор слова. Словообразование. Морфологические способы словообразования. Словообразовательный разбор.

8ч.

Аналитическое чтение параграфов учебника. Морфемный разбор слова. Словообразовательный разбор. Работа с морфемным и словообразовательным  словарями русского языка.

Орфография.

Принципы русской орфографии. Проверяемые и непроверяемые  безударные гласные в корне слова. Чередующиеся гласные вкорне слова. Правописание звонких и глухих согласных. Правописание непроизносимых согласных. Правописание гласных и согласных в приставках. Правописание приставок пре/при .  Гласные –ы/-и  после приставок. Употребление ь и ъ.

10 ч.

Аналитическое чтение параграфов учебника. Повторение основных правил написания слов. Работа с орфограммой. Орфографический практикум.

Текст. Типы и стили речи.

Текст как единица языка и речи. Текст и его основные признаки. Строение текста. Средства связи предложений в тексте.  Анализ текстов разной структуры , типовой принадлежности, стилевой принадлежности.

6 ч.

Аналитическое чтение параграфов учебника. Частичный (выборочный) и комплексный анализ текстов разных типов речи и стилей.

Морфология.

Имя существительное как часть речи. Число, падеж, склонение и род имен существительных. Имя прилагательное  как часть речи. Разряды имен прилагательных . Степени сравнения имен прилагательных. Краткие и полные формы. Имя числительное как часть речи. Простые , сложные и составные числительные. Склонение числительных. Правописание  числительных. Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Правописание местоимений. Глагол как часть речи. Категория вида . Переходность и непереходность глагола. Причастие как особая глагольная форма. Признаки глагола и прилагательного у причастия. Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных. Деепричастие как особая форма глагола.  Наречие как часть речи. Служебные части речи

20 ч.

Аналитическое чтение параграфов учебника. Практикум. Правописание имен существительных,  прилагательных, местоимений, глаголов, причастий, числительных наречий. Морфологический разбор слов разных частей речи. Решение заданий в формате ЕГЭ..

Резерв

2ч.

4.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы:

Тема урока

Кол-во часов

Дата

(план)

Дата
(факт)

Русский язык – хранитель истории и духовной
культуры народа.

1

1 неделя

Язык как система. Уровни языка.

1

1неделя

Активные процессы в русском языке. Экология языка.

1

2неделя

Слово о русском языке.

1

2неделя

Слово и его значение. Однозначные и многозначные слова.

1

3неделя

Изобразительно-выразительные средства русского
языка.

1

3неделя

Практикум «Лингвистический анализ текста»

1

4неделя

Входная контрольная работа.

1

4 неделя

Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы  и их
употребление. Работа со словарями.

1

5неделя

Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика,
имеющая ограниченную сферу употребления.

1

5неделя

Фразеология. Фразеологические единицы и их
употребление.

1

6неделя

Практикум: решение заданий в формате ЕГЭ.

1

6неделя

Орфоэпические нормы современного русского языка. Работа со словарями.

1

7неделя

Состав слова. Система морфем русского языка.

1

7 неделя

Словообразование. Морфологические и неморфологические способы словообразования. Словообразовательный разбор слова.
Формообразование.

1

8 неделя

Практикум: решение заданий в формате ЕГЭ

1

8неделя

Контрольная работа по теме «Фонетика. Графика. Словообразование»

1

9 неделя

Принципы русской орфографии. Правописание
безударных гласных в корне слова.

1

9неделя

Правописание чередующихся гласных в корне слова.

1

10неделя

Правописание чередующихся гласных в корне слова.

1

10неделя

Употребление гласных после шипящих и Ц.

1

11 неделя

Правописание звонких, глухих и двойных согласных.

1

11неделя

Практикум: готовимся к ЕГЭ

12 неделя

Правописание гласных и согласных в приставках.

1

12неделя

Правописание приставок пре-при-

1

13неделя

Правописание приставок. Буквы ы-и после приставок. Употребление Ъ и Ь.

1

13неделя

Употребление прописных букв.
Правила переноса.

1

14 неделя

Р/Р Текст как речевое произведение.

1

14неделя

Р/Р Смысловая и композиционная целостность текста.
Средства связи предложений в тексте.

15неделя

Контрольная работа за первое полугодие.
Тестирование в формате ЕГЭ.

1

15неделя

  1. 23

Имя существительное как часть речи.
Морфологические нормы

1

16неделя

Правописание падежных окончаний имен
существительных.

16 неделя

Гласные в суффиксах имен существительных.

1

 11.01.23

Р/Р. Текстоведческий анализ

1

12.01.23

Имя прилагательное как часть речи.

18.01.23

  1. 24

Правописание Н и НН в суффиксах имен
прилагательных.

1

19.01.23

Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных.

25.01.23

  1. 25

Правописание сложных имен прилагательных и
существительных.

1

26.01.23

  1. 26

Практическая работа по теме « Имя существительное, имя прилагательное».

1

01.02.23

  1. 27

Имя числительное как часть речи. Правописание имен
числительных.

1

02.02.23

  1. 28

Р/Р Употребление в речи имен числительных.

1

08.02.23

Местоимение как часть речи.

1

09.02.23

Правописание местоимений.

15.02.23

Глагол как часть речи.

1

16.02.23

Правописание личных окончаний глагола.

1

22.02.23

Причастие как глагольная форма.

1

01.03.23

Правописание суффиксов причастий

1

02.03.23

Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.

1

09.03.23

Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных

1

15.03.23

Р/Р Подготовка к написанию сочинения-рассуждения
о  книге

1

16.03.23

Р/Р Написание сочинения – рассуждения о книге.

1

22.03.23

Деепричастие как глагольная форма.

1

23.03.23

Практическая работа по теме «Глагол и
глагольные формы»

1

05.04.23

Наречие как часть речи. Слитное и раздельное
написание наречий.

1

06.04.23

Дефисное написание наречий.

1

12.04.23

Слова категории состояния.

1

13.04.23

Служебные части речи. Предлог.

1

19.04.23

Правописание производных предлогов.

1

20.04.23

Правописание производных предлогов.

1

26.04.23

Союз как служебная часть речи. Правописание
союзов.

1

27.04.23

Частицы. Правописание частиц.

1

03.05.23

Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление.

1

04.05.23

Правописание частицы НЕ с разными частями речи.

1

10.05.23

Р.Р. Культура речи.

1

11.05.23

Промежуточная аттестация. Годовая контрольная работа.

1

17.05.23

Р.Р. Обучение анализу текста.

1

18.05.23

Резервный урок

1

24.05.23

Резервный урок

1

25.05.23


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....