Адаптированная рабочая программа по русскому языку 8 класс
рабочая программа по русскому языку (8 класс)

Бабкина Ирина Александровна

Адаптированная рабочая программа по русскому языку 8 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\1\Desktop\Screenshot_1.png

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку

8 абвгд класс

(основное общее образование)

Количество часов: 102

Программа составлена на основе

примерной основной образовательной программы основного общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию  (протокол  от 8 апреля 2015 г. № 1/15) и Программы по русскому языку к учебному комплексу 5-9 классов под редакцией  М.М. Разумовской, С.И.Львовой, В.И. Капинос, В.В. Львова, Г.А. Богдановой. (Рабочие программы. Русский язык. 5-9 классы. ФГОС. Составитель: Е.И. Харитонова. М: Дрофа, 2014)

        УЧЕБНИК: «Русский язык. Учебник для 8 класса»/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И.    Капинос, В.В. Львов; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта.М.: Дрофа,2016.  

                                     Составители: Гусева М.А.,

Шевченко Н.П.

                                                                   учителя русского языка и литературы                                  

                                                      МБОУ гимназии г. Советский

2022 – 2023 г.

1.Пояснительная записка (ФГОС\6-9).

Рабочая программа по русскому языку для 8х классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 08.06.2020 № 165-ФЗ, от31.07.2020 №304-ФЗ);

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577, от 31.05.2021 № 287);

- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. №254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность» (в ред. Приказов Минпросвещения России от 23.12.2020№766);

-  Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 8 апреля 2015 года № 1/15), в редакции протокола №1\20 от 04.02.2020 федерального учебно-методического объединения по общему образованию.

     Рабочая программа по предмету русский язык составлена в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования (ФГОС 6-9 классы) МБОУ гимназии г. Советский, утвержденной приказом от 31.08.2022 г. №444 «Об утверждении основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2022-2023 учебный год».

Цель курса:

Формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка;

Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

2.  Планируемые результаты.

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

• владение разными видами чтения;

• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;

• способность извлекать информацию из различных источников, включая средствамассовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;

• овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;

• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты иадекватно формулировать их в устной и письменной форме;

• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;

• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресатами ситуации общения;

• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

• владение различными видами монолога и диалога;

• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;

• способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находил» грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;

• 2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализаязыковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

• 3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются;

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

Ученик получит возможность для формирования:

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
  • готовности к самообразованию и самовоспитанию;
  • эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия;
  • мотивации к изучению русского языка, целеполагания при выполнении различных заданий, самоконтроля и самооценки, прогнозирования;
  • способности извлекать информацию из различных источников, включая средствамассовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
  • приемов отбора и систематизации материала на определённую тему; умению вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
  • умению сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
  • способности определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оцениваю достигнутые результаты иадекватно формулировать их в устной и письменной форме;
  • умению воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;

Ученик получит возможность научиться:

  • освоить   базовые понятия лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
  • овладеть основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
  • опознавать ианализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
  • проводитьразличные виды анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

3. Содержание учебного курса.

Раздел

Содержание

Кол-во часов

 Введение. О языке.

Русский язык в семье славянских народов. Речь и её разновидности. Текст, тема текста, основная мысль. Стили речи. Средства выразительности в художественной речи.

1

Вспомним изученное. Морфология и орфография.

Буквы н-нн в суффиксах имен прилагательных, причастий и наречий, слитное и раздельное написание не с различными частями речи, слитное и раздельное написание не и ни с местоимениями и наречиями, употребление частицы ни, употребление дефиса, слитное, дефисное, раздельное написание наречий и соотносимых с ними словоформ других частей речи.

11

Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и предложение.

Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды и средства синтаксической связи Способы подчинительной связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Основные признаки словосочетания: смысловая и грамматическая связь. Предложение как основная единица синтаксиса. Основные признаки предложения и его отличие от других языковых единиц. Виды предложений по цели и эмоциональной окраске.    Простое предложение. Общая характеристика предложения.

5

Простое предложение. Двусоставное предложение.

Понятие об интонации. Подлежащее. Способы его выражения. Особые случаи согласования подлежащего и сказуемого. Виды сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное. Способы выражения простого глагольного сказуемого. Составное глагольное сказуемое. Способы его выражения. Составное именное сказуемое. Способы его выражения. Особенности            связи подлежащего и сказуемого. Тире между подлежащим   и   сказуемым. Второстепенные члены предложения. Трудные случаи согласования    определения с определяемым словом. Способы выражения определений. Определения: согласованные, несогласованные. Трудные случаи согласования определения с определяемым словом. Способы выражения определений. Приложение как разновидность определения. Знаки препинания при приложении. Дополнение как второстепенный член предложения. Способы его   выражения. Дополнение прямое и косвенное. Обстоятельство. Виды        обстоятельств. Способы выражения обстоятельств. Порядок слов в предложении.

24

Односоставное простое предложение. Неполные предложения

Понятие об односоставных предложениях. Определенно-личные предложения, их структура и смысловые особенности. Основные виды односоставных предложений по строению и значению. Неопределенно-личные предложения       и их особенности. Безличные предложения и их особенности. Назывные предложения и их смысловые и структурные особенности. Понятие о неполных предложениях. Неполные предложения в диалоге и сложном предложении. Статья в газету. Строение текста.

17

Простое осложнённое предложение. Предложения с однородными членами. Предложения с обращениями и вводными конструкциями.

Предложения с однородными членами. Средства связи однородных               членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. Однородные члены, связанные сочинительными союзами и пунктуация при них. Обобщающие слова в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при них. Однородные и неоднородные определения. Обращения, вводные слова, вставные конструкции и знаки препинания при них

19

Предложения с обособленными членами предложения.

Понятие об обособлении второстепенных членов предложения. Обособление

согласованных определений. Несогласованные определения и их обособление. Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными

деепричастиями. Обособление обстоятельств, выраженных существительными         с предлогами. Обособление уточняющих членов предложения. Уточняющие,

поясняющие, присоединительные члены предложения, их смысловая и              

интонационная особенность.

16

Прямая и косвенная речь

Портретный очерк. Прямая и косвенная речь. Схемы предложений с прямой речью и диалогом. Замена прямой речи на косвенную и наоборот. Цитирование. Способы включения цитат в высказывание.

6

Резерв

3

4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы:

 

Тема урока

Кол-во часов

Дата

план

факт

1

Русский язык в семье славянских народов.

1

1неделя

2

РР. Речь и её разновидности. Текст, тема текста, основная мысль.

1

1 неделя

3

РР. Стили речи. Средства выразительности в художественной речи.

1

1 неделя

4

Буквы н-нн в суффиксах имен прилагательных, причастий и наречий.

1

2 неделя

5

Повторение. Слитное и раздельное написание не с разными частями речи.

1

2 неделя

6

Повторение.  Употребление в тексте частицы ни.

1

2 неделя

7

Повторение. РР. Типы речи. Составление текстов разных типов речи.

1

3 неделя

8

Повторение. Знаки пунктуации в простом предложении.

1

3 неделя

9

Повторение изученного в 7 классе: орфограммы в наречиях.

1

3 неделя

10

"Повторение. Орфограммы и пунктограммы"

1

4 неделя

11

Входная контрольная работа.

1

4 неделя

12

Анализ контрольной работы. Словосочетание.

1

4 неделя

13

Три типа связи главного и зависимого слов в словосочетании.

1

5 неделя

14

Практическая работа  по теме "Типы подчинительной связи в словосочетании"

1

5 неделя

15

Синтаксический разбор словосочетания.

1

5 неделя

16

Предложение . Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске

1

6 неделя

17

Синтаксический разбор предложения.

1

6 неделя

18

Характеристика простого предложения. Интонация.

1

6 неделя

19

Повторение и обобщение по теме «Словосочетание. Простое предложение»

1

7 неделя

20

Проверочная работа  по теме "Словосочетание. Простое предложение".

1

7 неделя

21

Главные члены предложения, их функция.

1

7 неделя

22

Подлежащее и способы его выражения.

1

8 неделя

23

РР. Приемы сжатия текста

1

8 неделя

24

Подлежащее, выраженное неделимым словосочетанием, междометием, фразеологическим оборотом

1

8 неделя

25

Сказуемое и способы его выражения.

1

9  неделя

26

Простое глагольное сказуемое

1

9  неделя

27

Составное глагольное сказуемое

1

9  неделя

28

Составное именное сказуемое

1

10 неделя

29

Тире между подлежащим и сказуемым.

1

 10 неделя

30

Правила согласования главных членов предложения.

1

10 неделя

31

Практическая работа по теме "Главные члены предложения".

1

11 неделя

32

Второстепенные члены предложения, их функции. Определение.

1

11 неделя

33

Согласованные и несогласованные определения

1

11 неделя

34

Приложение как особый вид определения.

1

12 неделя

35

Определения при существительных общего рода.

1

12 неделя

36

Дополнение прямое и косвенное.

1

12 неделя

37

Обстоятельство. Разряды обстоятельств.

1

13 неделя

38

.Сравнительные обороты

1

13 неделя

39

Разряды обстоятельств. Обобщение по теме

1

13 неделя

40

 Порядок слов в предложении

1

14 неделя

41

Односоставные предложения.

1

14 неделя

42

Основные группы односоставных предложений.

1

14 неделя

43

Контрольная работа за первое полугодие

1

15 неделя

44

Определенно – личные предложения.

1

15 неделя

45

Определенно-личное предложение. Их структура и смысловые особенности.

1

15 неделя

46

Формы сказуемого в определенно-личных предложениях.

1

16 неделя

47

Неопределенно-личные предложения.

16 неделя

48

Обобщенно-личные предложения.

1

16 неделя

49

Безличные предложения.

1

17 неделя

50

Назывное предложение.

1

17 неделя

51

 Понятие неполного предложения.

1

17 неделя

52

Повторение и обобщение по теме «Односоставные и неполные предложения»

1

18 неделя

53

 Контрольная работа по теме "Односоставные  и неполные предложения".

1

18 неделя

54

Однородные члены предложения.

1

18 неделя

55

Пунктуация при однородных членах предложения.

1

19 неделя

56

 РР. Статья в газету.

1

19 неделя

57

Знаки пунктуации при однородных членах предложения. Составление предложений с однородными членами предложения

1

19 неделя

58

Составление предложений с однородными членами предложения

1

20 неделя

59

Употребление предложений с однородными членами предложения в речи

1

   20 неделя

60

Практическая работа "Однородные члены предложения"

1

   20 неделя

61

Однородные и неоднородные определения. Определения-эпитеты.

1

   21 неделя

62

Пунктуация при однородных членах предложения.

1

   21 неделя

63

Обобщающие слова до и после однородных членов.

1

   21 неделя

64

Знаки препинания в предложениях с однородными членами и обобщающими словами.

1

22 неделя

65

Обращение.

1

22 неделя

66

Интонация предложений с обращением. Знаки препинания при обращении.

1

22 неделя

67

Проверочная  работа по теме "Однородные члены предложения. Обращение".

1

   23 неделя

68

Предложения с вводными конструкциями.

1

23 неделя

69

Значения вводных слов и словосочетаний. Основные группы вводных слов по значению.

1

23 неделя

70

Интонация вводности. Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями. Отличие вводных слов от омонимичных членов предложения.

1

24 неделя

71

РР Обучение приемам сжатия текста

1

24 неделя

72

Р.Р. Сжатое изложение

1

24 неделя

73

Контрольная работа за 3 четверть.

1

25 неделя

74

Вставные конструкции.

1

25 неделя

75

Предложения с междометиями и словами да, нет.

1

25 неделя

76

Обособление второстепенных членов предложения в простом предложении.

1

26 неделя

77

Признаки обособленности второстепенных членов предложения. Сущность и условия обособления.

1

26 неделя

78

Обособленные определения  и приложения

1

26 неделя

79

Практическая работа. Знаки препинаниях в предложениях с причастным и деепричастным оборотами

1

27 неделя

80

Причастный оборот как разновидность распространенного обособленного определения.

1

27 неделя

81

Условия обособления определений и приложений.

1

27 неделя

82

РР. Подготовка к сочинению- рассуждению.

1

28 неделя

83

РР Написание сочинения-рассуждения

1

28 неделя

84

Изобразительно-выразительная функция обособленных обстоятельств в художественной речи.

1

28 неделя

85

Особенности интонации предложений с обособленными определениями.

1

29 неделя

86

Обособленные обстоятельства.

1

29 неделя

87

Деепричастие и деепричастный оборот как разновидность обособленных обстоятельств.

1

29 неделя

88

РР. Написание сочинения по картине Б.М. Кустодиева  "Портрет Ф. И. Шаляпина".

1

30 неделя

89

Прямая речь и её оформление.

1

30 неделя

90

Схемы предложений с прямой речью .

1

30 неделя

91

Диалог и его оформление

1

31 неделя

92

Схемы предложений с  диалогом.

1

31 неделя

93

Косвенная речь. Преобразование прямой речи в косвенную.

1

31 неделя

94

Знаки пунктуации при оформлении цитат на письме

1

32 неделя

95

Обобщающий урок по курсу русского языка в 8классе

1

32 неделя

96

Подготовка к промежуточной аттестации

1

32 неделя

97

Промежуточная аттестация. Годовая контрольная работа.

1

33 неделя

98

Анализ годовой контрольной работы

1

33 неделя

99

Урок – итог. Систематизация и обобщение изученного.

1

33 неделя

100

Резервный урок 1.

1

34 неделя

101

Резервный урок 2.

1

34 неделя

102

Резервный урок 3.

1

34 неделя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 3,4 класса СКОШ VIII вида

- Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений  VIII вида : Подготовительный класс. 1-4 классы / А. А. Айдарбекова, В.М. Белов, В.В. Воронкова и др.\ - 8 изд.- М: Просвеще...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку 5 класс для детей с ОВЗ

Данная программа разработана для индивидуального обучения.   В авторской программе отведено на изучение русского языка 204 часа в год. В учебном плане школы на изучение предмета отведено 102...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 6 класса

Настоящая программа по русскому языку для ученика 6 класса, с выраженной задержкой психического развития церебрально-органического происхождения создана на основе федерального компонента государственн...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку 5«Л» класс На 2015 – 2016 учебный год

Адаптированная рабочая программа по русскому языку5«Л» классНа 2015 – 2016 учебный год...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку 5 класс

Программа предназначена для обущающихся VIII вида...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку 8 вид 9 класс 101 час по программе Бгажноковой

Рабочая программа учебного курса «Русский язык»,  программа разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида,   5- 9...