Программа внеурочной деятельности "Русский язык"
рабочая программа по русскому языку (7 класс)
Программа внеурочной деятельности "Русский язык" рассчитана на обучающихся средней школы, представляет собой комплекс мероприятий, посвященных сохранению любви к русскому языку у детей и их родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_russkiy_yazyk.docx | 42.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6
с углубленным изучением иностранных языков»
УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
«РУССКИЙ ЯЗЫК»
Составители
Соколова Елена Альбертовна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Стешенко Елена Юрьевна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Северодвинск
2022-2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Содержание проблемы и ее обоснование.
«Как гибок русский язык,
и как ломают его
сами же русские люди!»
Н.Э. Гейнце
Настоящая программа предназначена для обучающихся 1 – 11 классов средней общеобразовательной школы, составлена на основе Конституции РФ,
Закона РФ «Об образовании», ФГОС НОО, ФГОС ООО, Письма Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС ООО», Положения о проектной деятельности обучающихся в рамках реализации ООП ООО в школе, разработана с целью формирования позитивной образовательной, воспитательной, просветительской политики в области русского языка, так как основным учебным предметом в школах РФ остается русский язык.
По своей специфике и социальной значимости язык - явление уникальное: будучи важнейшим средством общения, язык объединяет людей, координирует их практическую деятельность, участвует в формировании и развитии мышления, мировоззрения, является средоточием духовной культуры народа, обеспечивает хранение, усвоение и передачу знаний. Без языка невозможна социализация личности. Этим определяется особый статус русского языка в жизни общества.
Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения народов. Русский язык, выполняя интеграционную функцию, является важным средством укрепления государственности, обеспечения культурного и хозяйственного развития страны.
В современных условиях особое значение придаётся сохранению, укреплению и распространению русского языка как важнейшего средства консолидации российского общества, обеспечению государственной целостности и национальной безопасности, интеграции государств – участников СНГ и вхождение России в мировое экономическое, политическое, культурное, образовательное и информационное пространство. Русский язык на протяжении столетий сохраняет исторически важное значение, играет важную роль в системе российского национального образования.
В настоящее время Россия входит в европейскую систему образования, идёт процесс модернизации: вводятся информационно – коммуникативные технологии, осуществляется переход к двухступенчатой системе образования (бакалавриат и магистратура). Одновременно активизируется государственная языковая политика по изучению, сохранению и развитию русского языка.
С введением ЕГЭ в общеобразовательных учреждениях и обязательного вступительного экзамена по русскому языку для всех поступающих в вузы возросла потребность в образовательных услугах качественного обучения русскому языку. В наши дни трудно не заметить снижения культуры речи в языке художественной литературы и журналистики, в средствах массовой информации, в публичных выступлениях, в бытовом общении. Русская речь страдает от внедрения в нее вульгарных, а иногда и просто непристойных выражений, она засоряется жаргонными словами и оборотами.
Статус русского языка предъявляет высокие требования к его изучению, овладению его структурой, нормами речевой культуры, умению пользоваться им во всех сферах жизни. Обучение русскому языку и литературе в образовательных учреждениях всех типов и видов решающим образом влияет на реальную грамотность населения и культуру речи общества в целом.
Отношение современной молодежи к культуре в целом и словесности как неотъемлемой ее части представляет собой открытую проблему. Засилье низкопробной массовой культуры, невиданный бум в сфере информационных технологий, резкое снижение писательского статуса, потеря интереса молодежи к чтению классической литературы - все это мобилизует нас на поиск средств восстановления “культурного равновесия” в духовной сфере современного молодого человека.
Одним из путей решения данной проблемы выступает привлечение молодежи к чтению и творческому осмыслению произведений классической и современной литературы на основе применения технологий современного информационного общества, в т.ч. компьютерных, другим может быть путь формирования интереса к родному языку, его истории («откуда есть пошло»), движении через столетия, к различным разделам науки о языке (топонимика, ономастика, диалектология и т.д.).
Необходимо создать социально - педагогические условия, при которых встреча молодого человека с миром художественного слова имела бы личностный смысл и предполагала самоопределение по отношению к культурным ценностям прошлого и настоящего. Таким образом, участники проекта ищут новые пути сохранения и трансляции общечеловеческих и национальных гуманитарных ценностей в ситуации бурных цивилизационных сдвигов и потрясений.
В связи с этим чрезвычайно важно осознание того, что, будучи национальным достоянием общества, язык должен охраняться и поддерживаться государством. Языковая политика в нашем городе как часть государственной политики должна быть направлена на обеспечение оптимального функционирования языка во всех сферах общества, их дальнейшего развития и взаимодействия.
В настоящее время рождается новая модель образования. Смысл ее в том, что на смену так называемому прежде “человеку образованному”, то есть впитавшему в себя “последнее слово” науки и техники и с ходу способному двигаться “вперед и выше”, медленно, но необратимо приходит “человек культуры”, сопрягающий в своём мышлении и деятельности различные, не сводимые друг с другом культуры, прежде несоединимые ценностные и смысловые спектры. Общечеловеческие гуманистические традиции и духовность (высокий уровень ценностных ориентиров) национальной культуры смогут найти продолжение, а процесс гуманизации образования - выход из тупика, если социум и школа объединят свои усилия с тем, чтобы помочь (минимум не мешать) развитию (самоопределению) “человека культуры”, т.е. по-настоящему образованного, современного человека. Ведь, по С.И. Гессену, «образование – это индивидуальная культура человека».
- Цели и задачи программы:
Цели:
- обеспечение и развитие русского языка как национального языка русского народа;
- поддержка и развитие русского языка как языка межнационального общения народов, населяющих г. Северодвинск;
- развитие русского языка как основы современного информационного общества;
- формирование личности ХХ1 века на традициях русского языка и русской национальной культуры;;
- вовлечение учащейся молодежи в процесс освоения традиционных и поиска новых форм взаимодействия литературы с жизнью;
- накопление и отбор необходимой информации о положении и судьбе художественного слова в современном культурном пространстве (печатная и сетевая литература, периодика);
Задачи:
- разработка социально-педагогических, информационных технологий, помогающих молодому поколению творчески осваивать явления отечественной словесной культуры;
- анализ тенденций развития языковой культуры подрастающего поколения в ходе реализации программы «Русский язык» в рамках проводимого проекта;
- поиск путей взаимодействия системы общего образования с социальными институтами, СМИ, заинтересованной в решении актуальных проблем сохранения и развития русского языка и отечественной словесной культуры общественностью;
- издание школьных стенгазет, школьного методического альманаха «Сполохи»;
- подготовка и реализация ряда мероприятий, направленных на повышение языковой и речевой культуры и творческой активности обучающихся.
- Система программных мероприятий:
- Проведение и презентация лингвистических исследований школьников, представляющих интерес для школьной практики и проведенных в рамках проектной деятельности по ФГОС.
- Подготовка и издание альманаха по вопросам языка, культуры, методики преподавания.
- Проведение праздников, фестивалей русской культуры силами
обучающихся, педагогов и родительского коллектива школы.
- Организации и проведения массовых мероприятий: «Славянские
чтения», «День славянской письменности» и других.
- Организация творческих встреч и авторских вечеров в школе, библиотеках с писателями и поэтами города Северодвинска.
- Распространение передового педагогического опыта в области русского языка и литературы через специальные выпуски методических сборников, через проведение методических семинаров для учителей города и области.
- Проведение тематических мероприятий типа «Неделя русского языка.
- Формирование и популяризация опыта речевого воспитания в семье с помощью средств массовой информации, внеклассных мероприятий в школе.
- Проведение юбилейных мероприятий, связанных с именами деятелей российской культуры.
- Проведение в школе конкурсов чтецов, знатоков истории и культуры края, литературных викторин и конкурсов.
- Проведение всероссийского урока русского языка, посвященного Дню русского языка.
- Социально-экономическая эффективность программы.
Изложенная в Программе идея сохранения и развития русского языка отвечает социально-экономическим интересам города Северодвинска.
Реализация мероприятий будет способствовать социальному и экономическому развитию города, так как русский язык - это язык культуры, образования, предпринимательства и т.д.
Развитие и оптимальное использование русского языка во всех сферах его функционирования приведет к духовному обновлению населения, укреплению его экономического положения.
- Учебно-воспитательная деятельность.
В данной программе представлены несколько направлений совместной деятельности обучающихся, педагогов, заведующей школьной библиотекой, администрации школы, родителей, жителей Северодвинска:
- культурно-образовательный проект «Читаем детям»;
- проектная деятельность по ФГОС на русском языке и литературе;
- лекционные мероприятия для взрослых любителей русской словесности «Интересное о родном языке»;
- занятия кружка «Поморска говоря»;
- выпуск школьного методического альманаха «Сполохи» по теме данной программы;
- консультации для родителей учащихся начальной школы «Родительская школа: консультации по написанию творческих работ»;
- лекции для старшеклассников по истории русского языка;
- подготовка и проведение праздничных мероприятий по теме программы для детей и взрослых;
- Ожидаемые результаты:
- положительное изменение качественных характеристик участия обучающихся в предметных олимпиадах и НПК, интеллектуальных конкурсах;
- рост численности обучающихся, принимающих участие в олимпиадном движении, исследовательской деятельности;
- повышение качества результатов учащихся на итоговой аттестации;
- рост численности обучающихся, занимающихся проектной деятельностью по русскому языку и литературе в рамках ФГОС;
- укрепление взаимодействия семьи и школы по воспитанию духовно развитой личности, знающей историю родного края;
- развитие индивидуальности каждого ребенка;
- формирование позитивного отношения школьников к базовым ценностям общества, воспитание гордости и уважения по отношению к «малой родине»;
- формирование коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;
- Календарно-тематическое планирование мероприятий:
№ | Время проведения | Тема проводимого мероприятия | Ответственный |
1. | Сентябрь | 1.Составление плана мероприятий. | Соколова ЕА |
2.Конкурс стенгазет, посвященных 205-летию со дня рождения А.К. Толстого (старшая школа) | Ржавитина ОА | ||
3.Конкурс стенгазет, посвященных 140-летию со дня рождения Б.С. Житкова (начальная школа) | Ширякова ТВ | ||
4.Занятие кружка «Поморска говоря» для учащихся 8-х классов.(4 занятия в месяц) | Дунаева ЕА | ||
5.Конкурс презентаций, посвященных Международному дню грамотности (средняя школа). | Соловьева СН | ||
2. | Октябрь | 1.Конкурс презентаций, посвященных 90-летию со дня рождения В. Белова (5-8 классы), трансляция презентаций в школе. | Григорьева СА |
2.Литературная гостиная для учащихся 10-11 классов «Любимые литературные героини Л.Н. Толстого». | Соколова Е.А. | ||
3. Консультация в «Родительской школе» - подготовка к написанию творческой работы для родителей учащихся 4-х классов. | Слотина О.Д. | ||
4.Викторина и презентация по творчеству К.И. Чуковского для учащихся 2-х классов. | Дунаева ЕА | ||
5.Литературная композиция для учащихся 1-х классов. Правила обращения с книгой. | Дунаева ЕА Толобистюк ЕИ | ||
6.Работа с родителями: выступление на тему «Интересное о родном языке» (интересные названия населенных пунктов Архангельской области). | Соколова ЕА | ||
7.Устный журнал для учащихся 11-х классов, посвященный 130-летию М.И. Цветаевой | Кудряшова ВМ | ||
8.Занятие кружка «Поморска говоря» для учащихся 8-х классов.(4 занятия в месяц) | Дунаева ЕА | ||
9.Проведение конкурса чтецов «Белые журавли», посвященного Международному дню памяти о не вернувшихся с войны. | Дунаева ЕА Григорьева С.А. | ||
3. | Ноябрь | 1.Литературная гостиная, посвященная 355-летию со дня рождения Джонатана Свифта. | Смолкина И.В. |
2.Для учащихся 1-х классов презентация и викторина по творчеству К.И. Чуковского. | Дунаева ЕА Монько И.А. | ||
3.Занятие кружка «Поморска говоря» для учащихся 8-х классов.(4 занятия в месяц) | Дунаева ЕА | ||
4.Подготовка и проведение ЕКЧ (единого классного часа), посвященного Дню словарей и энциклопедий. | Соколова ЕА | ||
5. Консультация в «Родительской школе» - подготовка к написанию творческой работы для родителей учащихся 4-х классов. | Слотина О.Д. | ||
6.Работа с родителями: выступление на тему «Интересное о родном языке» (интересные названия водных объектов Архангельской области). | Соколова ЕА | ||
7.Защита проектных работ по предметам русский язык и литература. | Григорьева СА | ||
8.Разработка плана проведения Декады гуманитарных наук (декабрь). | Соколова ЕА | ||
9.Конкурс фотоколлажей, посвященный 135-летию со дня рождения С.Я. Маршака (начальная школа) | Туганова ЮЮ | ||
10.Участие в муниципальном конкурсе «Таланты земли Поморской» | Соловьева СН | ||
4. | Декабрь | 1.Проведение Декады гуманитарных наук. (В приложениях) | Соколова ЕА Соловьева СН |
2.Проведение акции «Читаем детям о героях!», посвященной Дню героев Отечества для учащихся 2-х классов. | Дунаева ЕА | ||
3.Проведение акции «Читаем детям о героях!», посвященной Дню героев Отечества для учащихся 1-х классов. | Дунаева ЕА Толобистюк ЕИ | ||
4. Защита проектных работ по предметам русский язык и литература. | Соловьева СН | ||
5. Консультация в «Родительской школе» - подготовка к написанию творческой работы для родителей учащихся 4-х классов. | Слотина О.Д. | ||
6.Работа с родителями: выступление на тему «Интересное о родном языке» (русские имена и фамилии). | Соколова ЕА | ||
7.Литературная гостиная для учащихся 9-11 классов, посвященная 220-летию со дня рождения поэта-декабриста А.И. Одоевского. | Кудряшова В.М. | ||
8.Конкурс чтецов «Край родникового слова» (традиции, язык, культура Русского Севера) | Дунаева ЕА Герасимова О.Б. | ||
9.Подготовка и проведение ЕКЧ (единого классного часа), посвященного Дню Наума Грамотника. | Соколова ЕА | ||
5. | Январь | 1.Конкурс творческих работ «Письмо в ушедший год» или «Письмо Деду Морозу» для учащихся 1 – 5 классов. | Григорьева СА Старцева ВВ |
2. Консультация в «Родительской школе» - подготовка к написанию творческой работы для родителей учащихся 4-х классов. | Слотина О.Д. | ||
3. Защита проектных работ по предметам русский язык и литература. | Соловьева С.Н. | ||
4.Конкурс на лучший почерк для всех желающих (взрослых и детей), посвященный Дню ручного письма. | Ширякова ТВ Ржавитина ОА | ||
5. Конкурс коллажей, посвященный 240-летию со дня рождения В.А. Жуковского. | Соловьева СН | ||
6. | Февраль | 1. Консультация в «Родительской школе» - подготовка к написанию творческой работы для родителей учащихся 4-х классов. | Слотина О.Д. |
2. Защита проектных работ по предметам русский язык и литература. | Ржавитина ОА | ||
3.Работа с родителями: выступление на тему «Интересное о родном языке» (Что такое заимствования?). | Соколова ЕА | ||
4.Кукольный спектакль по рассказам В. Осеевой, поставленный учащимися 5 А класса для учащихся 1-х классов. | Дунаева ЕА Толобистюк ЕИ | ||
5.Конкурс стенгазет и слоганов, посвященный Дню борьбы с ненормативной лексикой. | Григорьева СА Соловьева СН | ||
6.Конкурс на лучшее чтение баллад В.А. Жуковского, посвященный 240-летию со дня рождения поэта. (7-9 классы) | Соколова ЕА Монько И.А. | ||
7.Конкурс творческих работ, посвященный 150-летию со дня рождения М.М. Пришвина (начальная школа) | БороухинаАА Старцева ВВ | ||
8.Конкурс стенгазет, посвященный Международному дню родного языка. (5-8 классы) | Ржавитина ОА | ||
7. | Март | 1.Проведение акции «Открытый микрофон» - конкурс чтецов, посвященный Всемирному дню поэзии. | Дунаева ЕА Нежеренко ГЯ |
1. Консультация в «Родительской школе» - подготовка к написанию творческой работы для родителей учащихся 4-х классов. | Слотина О.Д. | ||
2. Защита проектных работ по предметам русский язык и литература. | Ржавитина ОА | ||
3.Работа с родителями: выступление на тему «Интересное о родном языке» (Праздники, памятные дни, посвященные языку). | Соколова ЕА | ||
4. Акция для учащихся 1-х классов, посвященная Международному дню чтения вслух: «Читаем Л.Н. Толстого». | Дунаева ЕА Толобистюк ЕИ | ||
5. Акция для учащихся 2-х классов, посвященная Международному дню чтения вслух: «Читаем Л.Н. Толстого и А.П. Гайдара». | Дунаева ЕА | ||
6. Конкурс коллажей или рисунков по произведениям С.В. Михалкова, посвященный 110-летию со дня рождения поэта. | Ширякова ТВ | ||
7.Литературная гостиная, посвященная 155-летию со дня рождения М. Горького. (для учащихся 9-11 классов) | Соколова ЕА Григорьева СА Соловьева СН | ||
8. | Апрель | 1.Проведение акции «Открытый микрофон» - конкурс чтецов, посвященный творчеству У. Шекспира (на русском и английском языках) | Дунаева ЕА Лощинина ЛА Цыкалюк Ю.А. |
1. Консультация в «Родительской школе» - подготовка к написанию творческой работы для родителей учащихся 4-х классов. | Слотина О.Д. | ||
2. Защита проектных работ по предметам русский язык и литература. | Кудряшова ВМ | ||
3.Литературная игра по книгам о животных Акимушкина и Бианки для учащихся 2-х классов. | Дунаева ЕА | ||
4.Кукольный спектакль по рассказу Н. Носова «Фантазеры» для учащихся 1-х классов. | Дунаева ЕА Толобистюк ЕИ | ||
5.Конкурс на лучшую презентацию или творческую работу, посвященный Дню детской книги. | Соловьева СН Григорьева СА | ||
6. Рассказ о проекте: презентация лучших проектов по предметам русский язык и литература для родителей учащихся школы. | Соколова ЕА Нежеренко ГЯ | ||
9. | Май | 1. Защита проектных работ по предметам русский язык и литература. | Соколова ЕА |
2.Проведение ЕКЧ (единый классный час), посвященного Дню филолога в России. | Григорьева СА | ||
3.Конкурс коллажей, рисунков, викторин, стенгазет, посвященный Дню славянской письменности. | Учителя русского языка и начальной школы. | ||
4. 24 мая – подведение итогов работы за учебный год и общешкольный праздник, посвященный Дню славянской письменности. |
- Приложения.
1). Темы проектных работ по предметам русский язык и литература.
№ | Класс | Тема | Фамилия, имя | Учитель |
1 | 6А | Фонематическое восприятие речи. | Мисан Костя | Соколова ЕА |
2 | Заимствованная лексика в наименованиях морских видов транспорта. | Косаткин Юра | ||
3 | Цветные прилагательные в названиях литературных произведений. | Петрова Соня, Ткаченко Карина | ||
4 | Интересные названия водоемов Архангельской области. | Токарева Настя | ||
5 | Образы ведьм в мировой литературе. | Курышко Егор | ||
6 | Уровень интереса к чтению наших ровесников. | Коваль Вита, Мужинина Даша | ||
7 | 5 Б | Осенняя лексика в лирике АС Пушкина. | Калинин Матвей | |
8 | Военная лексика в стихотворении МЮ Лермонтова «Бородино». | Паночко Антон | ||
9 | Литературный Север. | Попова Настя, Малакина Настя, Силакова Тая | ||
10 | 5 Г | Этимология названий 12 месяцев календарного года. | Никулкина Настя, Дернова Настя | |
11 | Образ лисы в народных сказках и баснях ИА Крылова. | Кочурова СЧима Коваленко Катя | ||
12 | Интересное о скандинавской мифологии. | Новрузов Фарид, Зубарев Денис | ||
13 | Времена года в литературных произведениях. | Асалиева Ариана, Бачерина Полина | ||
14 | Античные образы в произведениях АС Пушкина | Суховская Вика | ||
15 | Словарь футболиста. | Костенков Рома Раков Лев | ||
16 | 7 Г | История знаков препинания. | Калинин Степан Зотиков Никита | Григорьева СА |
17 | Сквернословие. | Чураков Саша Еречин Вадим | ||
18 | История моей фамилии. | Карельская Аня | ||
19 | Соловецкая крепость. | Никитина Таня | ||
20 | Профессионализмы. Словарь моряка. | Павлов Ярослав | ||
21 | 10 А | Особенности реалистической литературы. В чем отличие реалистических произведений от романтических. | Машина А | Кудряшова ВМ |
22 | Роль дуэли в произведениях русской литературы. | Дорожкина Д | ||
23 | Эпистолярный жанр в русской литературе. | Прохорова З Дмитриева Д | ||
24 | Роль детали в произведениях А.П. Чехова. | Березина С | ||
25 | 8 Б | Интересные факты из жизни Д.И. Фонвизина. | Зайцев Д | Соловьева СН |
26 | Социальная сеть: влияние на литературную речь. | Князева А | ||
27 | Лексикон современного человека. | Кулаков В | ||
28 | Последние произведения Сергея Есенина. | Кобзев А | ||
29 | Происхождение знаков препинания в русском языке. | Малыгин Е | ||
30 | Стили речи. | Садков А |
2) Обучающиеся школы ежегодно участвуют в этапах Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе, в игре-конкурсе «Русский медвежонок», в конкурсе «Лучший урок письма».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Лексическое богатство русского языка"
Программа внеурочной деятельности "Лексическое богатство русского языка" предназначена для педагогов, работающих в 5 классе в условиях реализации ФГОС....
Конспекты внеурочных занятий по английскому языку. Программа внеурочной деятельности по английскому языку 1-4 классы.
Представлены конспекты мероприятий для начальной школы (начальный этап изучения английского языа) и программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1-4 классов....
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Лексическое богатство русского языка"
Программа курса предназначена для обучающихся 5 класса. Русский язык — язык русского народа, он служит ему средством общения во всех сферах жизни, хранения и передачи информации, связи пок...
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса (Бунеев), по литературе 6 класс (Коровина), программа внеурочной деятельности в 6 классе "Литературная гостиная"
Программа составлена на основе· Федерального государственного образовательного с...
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Язык Земли»
Курс «Язык Земля» связан с изучением географических названий – топонимов и рассматривается как универсальный, где кроме географических знаний представлены знания по истории, этнографии, русскому...
Программа внеурочной деятельности по английскому языку для начальной школы (1-4 класс). Английский язык - окно в мир театра.
Программа «Драматизация на английском языке» имеет научно-познавательную (общеинтеллектуальную) направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших ...
Программа внеурочной деятельности по немецкому языку "Мы изучаем немецкий язык" (второй иностранный язык)
Образовательная программа внеурочной деятельности по немецкому языку в 5 классе составлена согласно требованиям ФГОС.Программа обобщает изученный материал, дополняет его, демонстрирует рез...