Программа внеурочной деятельности "Русский язык"
рабочая программа по русскому языку (7 класс)
Программа внеурочной деятельности "Русский язык" рассчитана на обучающихся средней школы, представляет собой комплекс мероприятий, посвященных сохранению любви к русскому языку у детей и их родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_russkiy_yazyk.docx | 42.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6
с углубленным изучением иностранных языков»
УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
«РУССКИЙ ЯЗЫК»
Составители
Соколова Елена Альбертовна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Стешенко Елена Юрьевна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Северодвинск
2022-2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Содержание проблемы и ее обоснование.
«Как гибок русский язык,
и как ломают его
сами же русские люди!»
Н.Э. Гейнце
Настоящая программа предназначена для обучающихся 1 – 11 классов средней общеобразовательной школы, составлена на основе Конституции РФ,
Закона РФ «Об образовании», ФГОС НОО, ФГОС ООО, Письма Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС ООО», Положения о проектной деятельности обучающихся в рамках реализации ООП ООО в школе, разработана с целью формирования позитивной образовательной, воспитательной, просветительской политики в области русского языка, так как основным учебным предметом в школах РФ остается русский язык.
По своей специфике и социальной значимости язык - явление уникальное: будучи важнейшим средством общения, язык объединяет людей, координирует их практическую деятельность, участвует в формировании и развитии мышления, мировоззрения, является средоточием духовной культуры народа, обеспечивает хранение, усвоение и передачу знаний. Без языка невозможна социализация личности. Этим определяется особый статус русского языка в жизни общества.
Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения народов. Русский язык, выполняя интеграционную функцию, является важным средством укрепления государственности, обеспечения культурного и хозяйственного развития страны.
В современных условиях особое значение придаётся сохранению, укреплению и распространению русского языка как важнейшего средства консолидации российского общества, обеспечению государственной целостности и национальной безопасности, интеграции государств – участников СНГ и вхождение России в мировое экономическое, политическое, культурное, образовательное и информационное пространство. Русский язык на протяжении столетий сохраняет исторически важное значение, играет важную роль в системе российского национального образования.
В настоящее время Россия входит в европейскую систему образования, идёт процесс модернизации: вводятся информационно – коммуникативные технологии, осуществляется переход к двухступенчатой системе образования (бакалавриат и магистратура). Одновременно активизируется государственная языковая политика по изучению, сохранению и развитию русского языка.
С введением ЕГЭ в общеобразовательных учреждениях и обязательного вступительного экзамена по русскому языку для всех поступающих в вузы возросла потребность в образовательных услугах качественного обучения русскому языку. В наши дни трудно не заметить снижения культуры речи в языке художественной литературы и журналистики, в средствах массовой информации, в публичных выступлениях, в бытовом общении. Русская речь страдает от внедрения в нее вульгарных, а иногда и просто непристойных выражений, она засоряется жаргонными словами и оборотами.
Статус русского языка предъявляет высокие требования к его изучению, овладению его структурой, нормами речевой культуры, умению пользоваться им во всех сферах жизни. Обучение русскому языку и литературе в образовательных учреждениях всех типов и видов решающим образом влияет на реальную грамотность населения и культуру речи общества в целом.
Отношение современной молодежи к культуре в целом и словесности как неотъемлемой ее части представляет собой открытую проблему. Засилье низкопробной массовой культуры, невиданный бум в сфере информационных технологий, резкое снижение писательского статуса, потеря интереса молодежи к чтению классической литературы - все это мобилизует нас на поиск средств восстановления “культурного равновесия” в духовной сфере современного молодого человека.
Одним из путей решения данной проблемы выступает привлечение молодежи к чтению и творческому осмыслению произведений классической и современной литературы на основе применения технологий современного информационного общества, в т.ч. компьютерных, другим может быть путь формирования интереса к родному языку, его истории («откуда есть пошло»), движении через столетия, к различным разделам науки о языке (топонимика, ономастика, диалектология и т.д.).
Необходимо создать социально - педагогические условия, при которых встреча молодого человека с миром художественного слова имела бы личностный смысл и предполагала самоопределение по отношению к культурным ценностям прошлого и настоящего. Таким образом, участники проекта ищут новые пути сохранения и трансляции общечеловеческих и национальных гуманитарных ценностей в ситуации бурных цивилизационных сдвигов и потрясений.
В связи с этим чрезвычайно важно осознание того, что, будучи национальным достоянием общества, язык должен охраняться и поддерживаться государством. Языковая политика в нашем городе как часть государственной политики должна быть направлена на обеспечение оптимального функционирования языка во всех сферах общества, их дальнейшего развития и взаимодействия.
В настоящее время рождается новая модель образования. Смысл ее в том, что на смену так называемому прежде “человеку образованному”, то есть впитавшему в себя “последнее слово” науки и техники и с ходу способному двигаться “вперед и выше”, медленно, но необратимо приходит “человек культуры”, сопрягающий в своём мышлении и деятельности различные, не сводимые друг с другом культуры, прежде несоединимые ценностные и смысловые спектры. Общечеловеческие гуманистические традиции и духовность (высокий уровень ценностных ориентиров) национальной культуры смогут найти продолжение, а процесс гуманизации образования - выход из тупика, если социум и школа объединят свои усилия с тем, чтобы помочь (минимум не мешать) развитию (самоопределению) “человека культуры”, т.е. по-настоящему образованного, современного человека. Ведь, по С.И. Гессену, «образование – это индивидуальная культура человека».
- Цели и задачи программы:
Цели:
- обеспечение и развитие русского языка как национального языка русского народа;
- поддержка и развитие русского языка как языка межнационального общения народов, населяющих г. Северодвинск;
- развитие русского языка как основы современного информационного общества;
- формирование личности ХХ1 века на традициях русского языка и русской национальной культуры;;
- вовлечение учащейся молодежи в процесс освоения традиционных и поиска новых форм взаимодействия литературы с жизнью;
- накопление и отбор необходимой информации о положении и судьбе художественного слова в современном культурном пространстве (печатная и сетевая литература, периодика);
Задачи:
- разработка социально-педагогических, информационных технологий, помогающих молодому поколению творчески осваивать явления отечественной словесной культуры;
- анализ тенденций развития языковой культуры подрастающего поколения в ходе реализации программы «Русский язык» в рамках проводимого проекта;
- поиск путей взаимодействия системы общего образования с социальными институтами, СМИ, заинтересованной в решении актуальных проблем сохранения и развития русского языка и отечественной словесной культуры общественностью;
- издание школьных стенгазет, школьного методического альманаха «Сполохи»;
- подготовка и реализация ряда мероприятий, направленных на повышение языковой и речевой культуры и творческой активности обучающихся.
- Система программных мероприятий:
- Проведение и презентация лингвистических исследований школьников, представляющих интерес для школьной практики и проведенных в рамках проектной деятельности по ФГОС.
- Подготовка и издание альманаха по вопросам языка, культуры, методики преподавания.
- Проведение праздников, фестивалей русской культуры силами
обучающихся, педагогов и родительского коллектива школы.
- Организации и проведения массовых мероприятий: «Славянские
чтения», «День славянской письменности» и других.
- Организация творческих встреч и авторских вечеров в школе, библиотеках с писателями и поэтами города Северодвинска.
- Распространение передового педагогического опыта в области русского языка и литературы через специальные выпуски методических сборников, через проведение методических семинаров для учителей города и области.
- Проведение тематических мероприятий типа «Неделя русского языка.
- Формирование и популяризация опыта речевого воспитания в семье с помощью средств массовой информации, внеклассных мероприятий в школе.
- Проведение юбилейных мероприятий, связанных с именами деятелей российской культуры.
- Проведение в школе конкурсов чтецов, знатоков истории и культуры края, литературных викторин и конкурсов.
- Проведение всероссийского урока русского языка, посвященного Дню русского языка.
- Социально-экономическая эффективность программы.
Изложенная в Программе идея сохранения и развития русского языка отвечает социально-экономическим интересам города Северодвинска.
Реализация мероприятий будет способствовать социальному и экономическому развитию города, так как русский язык - это язык культуры, образования, предпринимательства и т.д.
Развитие и оптимальное использование русского языка во всех сферах его функционирования приведет к духовному обновлению населения, укреплению его экономического положения.
- Учебно-воспитательная деятельность.
В данной программе представлены несколько направлений совместной деятельности обучающихся, педагогов, заведующей школьной библиотекой, администрации школы, родителей, жителей Северодвинска:
- культурно-образовательный проект «Читаем детям»;
- проектная деятельность по ФГОС на русском языке и литературе;
- лекционные мероприятия для взрослых любителей русской словесности «Интересное о родном языке»;
- занятия кружка «Поморска говоря»;
- выпуск школьного методического альманаха «Сполохи» по теме данной программы;
- консультации для родителей учащихся начальной школы «Родительская школа: консультации по написанию творческих работ»;
- лекции для старшеклассников по истории русского языка;
- подготовка и проведение праздничных мероприятий по теме программы для детей и взрослых;
- Ожидаемые результаты:
- положительное изменение качественных характеристик участия обучающихся в предметных олимпиадах и НПК, интеллектуальных конкурсах;
- рост численности обучающихся, принимающих участие в олимпиадном движении, исследовательской деятельности;
- повышение качества результатов учащихся на итоговой аттестации;
- рост численности обучающихся, занимающихся проектной деятельностью по русскому языку и литературе в рамках ФГОС;
- укрепление взаимодействия семьи и школы по воспитанию духовно развитой личности, знающей историю родного края;
- развитие индивидуальности каждого ребенка;
- формирование позитивного отношения школьников к базовым ценностям общества, воспитание гордости и уважения по отношению к «малой родине»;
- формирование коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;
- Календарно-тематическое планирование мероприятий:
№ | Время проведения | Тема проводимого мероприятия | Ответственный |
1. | Сентябрь | 1.Составление плана мероприятий. | Соколова ЕА |
2.Конкурс стенгазет, посвященных 205-летию со дня рождения А.К. Толстого (старшая школа) | Ржавитина ОА | ||
3.Конкурс стенгазет, посвященных 140-летию со дня рождения Б.С. Житкова (начальная школа) | Ширякова ТВ | ||
4.Занятие кружка «Поморска говоря» для учащихся 8-х классов.(4 занятия в месяц) | Дунаева ЕА | ||
5.Конкурс презентаций, посвященных Международному дню грамотности (средняя школа). | Соловьева СН | ||
2. | Октябрь | 1.Конкурс презентаций, посвященных 90-летию со дня рождения В. Белова (5-8 классы), трансляция презентаций в школе. | Григорьева СА |
2.Литературная гостиная для учащихся 10-11 классов «Любимые литературные героини Л.Н. Толстого». | Соколова Е.А. | ||
3. Консультация в «Родительской школе» - подготовка к написанию творческой работы для родителей учащихся 4-х классов. | Слотина О.Д. | ||
4.Викторина и презентация по творчеству К.И. Чуковского для учащихся 2-х классов. | Дунаева ЕА | ||
5.Литературная композиция для учащихся 1-х классов. Правила обращения с книгой. | Дунаева ЕА Толобистюк ЕИ | ||
6.Работа с родителями: выступление на тему «Интересное о родном языке» (интересные названия населенных пунктов Архангельской области). | Соколова ЕА | ||
7.Устный журнал для учащихся 11-х классов, посвященный 130-летию М.И. Цветаевой | Кудряшова ВМ | ||
8.Занятие кружка «Поморска говоря» для учащихся 8-х классов.(4 занятия в месяц) | Дунаева ЕА | ||
9.Проведение конкурса чтецов «Белые журавли», посвященного Международному дню памяти о не вернувшихся с войны. | Дунаева ЕА Григорьева С.А. | ||
3. | Ноябрь | 1.Литературная гостиная, посвященная 355-летию со дня рождения Джонатана Свифта. | Смолкина И.В. |
2.Для учащихся 1-х классов презентация и викторина по творчеству К.И. Чуковского. | Дунаева ЕА Монько И.А. | ||
3.Занятие кружка «Поморска говоря» для учащихся 8-х классов.(4 занятия в месяц) | Дунаева ЕА | ||
4.Подготовка и проведение ЕКЧ (единого классного часа), посвященного Дню словарей и энциклопедий. | Соколова ЕА | ||
5. Консультация в «Родительской школе» - подготовка к написанию творческой работы для родителей учащихся 4-х классов. | Слотина О.Д. | ||
6.Работа с родителями: выступление на тему «Интересное о родном языке» (интересные названия водных объектов Архангельской области). | Соколова ЕА | ||
7.Защита проектных работ по предметам русский язык и литература. | Григорьева СА | ||
8.Разработка плана проведения Декады гуманитарных наук (декабрь). | Соколова ЕА | ||
9.Конкурс фотоколлажей, посвященный 135-летию со дня рождения С.Я. Маршака (начальная школа) | Туганова ЮЮ | ||
10.Участие в муниципальном конкурсе «Таланты земли Поморской» | Соловьева СН | ||
4. | Декабрь | 1.Проведение Декады гуманитарных наук. (В приложениях) | Соколова ЕА Соловьева СН |
2.Проведение акции «Читаем детям о героях!», посвященной Дню героев Отечества для учащихся 2-х классов. | Дунаева ЕА | ||
3.Проведение акции «Читаем детям о героях!», посвященной Дню героев Отечества для учащихся 1-х классов. | Дунаева ЕА Толобистюк ЕИ | ||
4. Защита проектных работ по предметам русский язык и литература. | Соловьева СН | ||
5. Консультация в «Родительской школе» - подготовка к написанию творческой работы для родителей учащихся 4-х классов. | Слотина О.Д. | ||
6.Работа с родителями: выступление на тему «Интересное о родном языке» (русские имена и фамилии). | Соколова ЕА | ||
7.Литературная гостиная для учащихся 9-11 классов, посвященная 220-летию со дня рождения поэта-декабриста А.И. Одоевского. | Кудряшова В.М. | ||
8.Конкурс чтецов «Край родникового слова» (традиции, язык, культура Русского Севера) | Дунаева ЕА Герасимова О.Б. | ||
9.Подготовка и проведение ЕКЧ (единого классного часа), посвященного Дню Наума Грамотника. | Соколова ЕА | ||
5. | Январь | 1.Конкурс творческих работ «Письмо в ушедший год» или «Письмо Деду Морозу» для учащихся 1 – 5 классов. | Григорьева СА Старцева ВВ |
2. Консультация в «Родительской школе» - подготовка к написанию творческой работы для родителей учащихся 4-х классов. | Слотина О.Д. | ||
3. Защита проектных работ по предметам русский язык и литература. | Соловьева С.Н. | ||
4.Конкурс на лучший почерк для всех желающих (взрослых и детей), посвященный Дню ручного письма. | Ширякова ТВ Ржавитина ОА | ||
5. Конкурс коллажей, посвященный 240-летию со дня рождения В.А. Жуковского. | Соловьева СН | ||
6. | Февраль | 1. Консультация в «Родительской школе» - подготовка к написанию творческой работы для родителей учащихся 4-х классов. | Слотина О.Д. |
2. Защита проектных работ по предметам русский язык и литература. | Ржавитина ОА | ||
3.Работа с родителями: выступление на тему «Интересное о родном языке» (Что такое заимствования?). | Соколова ЕА | ||
4.Кукольный спектакль по рассказам В. Осеевой, поставленный учащимися 5 А класса для учащихся 1-х классов. | Дунаева ЕА Толобистюк ЕИ | ||
5.Конкурс стенгазет и слоганов, посвященный Дню борьбы с ненормативной лексикой. | Григорьева СА Соловьева СН | ||
6.Конкурс на лучшее чтение баллад В.А. Жуковского, посвященный 240-летию со дня рождения поэта. (7-9 классы) | Соколова ЕА Монько И.А. | ||
7.Конкурс творческих работ, посвященный 150-летию со дня рождения М.М. Пришвина (начальная школа) | БороухинаАА Старцева ВВ | ||
8.Конкурс стенгазет, посвященный Международному дню родного языка. (5-8 классы) | Ржавитина ОА | ||
7. | Март | 1.Проведение акции «Открытый микрофон» - конкурс чтецов, посвященный Всемирному дню поэзии. | Дунаева ЕА Нежеренко ГЯ |
1. Консультация в «Родительской школе» - подготовка к написанию творческой работы для родителей учащихся 4-х классов. | Слотина О.Д. | ||
2. Защита проектных работ по предметам русский язык и литература. | Ржавитина ОА | ||
3.Работа с родителями: выступление на тему «Интересное о родном языке» (Праздники, памятные дни, посвященные языку). | Соколова ЕА | ||
4. Акция для учащихся 1-х классов, посвященная Международному дню чтения вслух: «Читаем Л.Н. Толстого». | Дунаева ЕА Толобистюк ЕИ | ||
5. Акция для учащихся 2-х классов, посвященная Международному дню чтения вслух: «Читаем Л.Н. Толстого и А.П. Гайдара». | Дунаева ЕА | ||
6. Конкурс коллажей или рисунков по произведениям С.В. Михалкова, посвященный 110-летию со дня рождения поэта. | Ширякова ТВ | ||
7.Литературная гостиная, посвященная 155-летию со дня рождения М. Горького. (для учащихся 9-11 классов) | Соколова ЕА Григорьева СА Соловьева СН | ||
8. | Апрель | 1.Проведение акции «Открытый микрофон» - конкурс чтецов, посвященный творчеству У. Шекспира (на русском и английском языках) | Дунаева ЕА Лощинина ЛА Цыкалюк Ю.А. |
1. Консультация в «Родительской школе» - подготовка к написанию творческой работы для родителей учащихся 4-х классов. | Слотина О.Д. | ||
2. Защита проектных работ по предметам русский язык и литература. | Кудряшова ВМ | ||
3.Литературная игра по книгам о животных Акимушкина и Бианки для учащихся 2-х классов. | Дунаева ЕА | ||
4.Кукольный спектакль по рассказу Н. Носова «Фантазеры» для учащихся 1-х классов. | Дунаева ЕА Толобистюк ЕИ | ||
5.Конкурс на лучшую презентацию или творческую работу, посвященный Дню детской книги. | Соловьева СН Григорьева СА | ||
6. Рассказ о проекте: презентация лучших проектов по предметам русский язык и литература для родителей учащихся школы. | Соколова ЕА Нежеренко ГЯ | ||
9. | Май | 1. Защита проектных работ по предметам русский язык и литература. | Соколова ЕА |
2.Проведение ЕКЧ (единый классный час), посвященного Дню филолога в России. | Григорьева СА | ||
3.Конкурс коллажей, рисунков, викторин, стенгазет, посвященный Дню славянской письменности. | Учителя русского языка и начальной школы. | ||
4. 24 мая – подведение итогов работы за учебный год и общешкольный праздник, посвященный Дню славянской письменности. |
- Приложения.
1). Темы проектных работ по предметам русский язык и литература.
№ | Класс | Тема | Фамилия, имя | Учитель |
1 | 6А | Фонематическое восприятие речи. | Мисан Костя | Соколова ЕА |
2 | Заимствованная лексика в наименованиях морских видов транспорта. | Косаткин Юра | ||
3 | Цветные прилагательные в названиях литературных произведений. | Петрова Соня, Ткаченко Карина | ||
4 | Интересные названия водоемов Архангельской области. | Токарева Настя | ||
5 | Образы ведьм в мировой литературе. | Курышко Егор | ||
6 | Уровень интереса к чтению наших ровесников. | Коваль Вита, Мужинина Даша | ||
7 | 5 Б | Осенняя лексика в лирике АС Пушкина. | Калинин Матвей | |
8 | Военная лексика в стихотворении МЮ Лермонтова «Бородино». | Паночко Антон | ||
9 | Литературный Север. | Попова Настя, Малакина Настя, Силакова Тая | ||
10 | 5 Г | Этимология названий 12 месяцев календарного года. | Никулкина Настя, Дернова Настя | |
11 | Образ лисы в народных сказках и баснях ИА Крылова. | Кочурова СЧима Коваленко Катя | ||
12 | Интересное о скандинавской мифологии. | Новрузов Фарид, Зубарев Денис | ||
13 | Времена года в литературных произведениях. | Асалиева Ариана, Бачерина Полина | ||
14 | Античные образы в произведениях АС Пушкина | Суховская Вика | ||
15 | Словарь футболиста. | Костенков Рома Раков Лев | ||
16 | 7 Г | История знаков препинания. | Калинин Степан Зотиков Никита | Григорьева СА |
17 | Сквернословие. | Чураков Саша Еречин Вадим | ||
18 | История моей фамилии. | Карельская Аня | ||
19 | Соловецкая крепость. | Никитина Таня | ||
20 | Профессионализмы. Словарь моряка. | Павлов Ярослав | ||
21 | 10 А | Особенности реалистической литературы. В чем отличие реалистических произведений от романтических. | Машина А | Кудряшова ВМ |
22 | Роль дуэли в произведениях русской литературы. | Дорожкина Д | ||
23 | Эпистолярный жанр в русской литературе. | Прохорова З Дмитриева Д | ||
24 | Роль детали в произведениях А.П. Чехова. | Березина С | ||
25 | 8 Б | Интересные факты из жизни Д.И. Фонвизина. | Зайцев Д | Соловьева СН |
26 | Социальная сеть: влияние на литературную речь. | Князева А | ||
27 | Лексикон современного человека. | Кулаков В | ||
28 | Последние произведения Сергея Есенина. | Кобзев А | ||
29 | Происхождение знаков препинания в русском языке. | Малыгин Е | ||
30 | Стили речи. | Садков А |
2) Обучающиеся школы ежегодно участвуют в этапах Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе, в игре-конкурсе «Русский медвежонок», в конкурсе «Лучший урок письма».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Лексическое богатство русского языка"
Программа внеурочной деятельности "Лексическое богатство русского языка" предназначена для педагогов, работающих в 5 классе в условиях реализации ФГОС....
Конспекты внеурочных занятий по английскому языку. Программа внеурочной деятельности по английскому языку 1-4 классы.
Представлены конспекты мероприятий для начальной школы (начальный этап изучения английского языа) и программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1-4 классов....
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Лексическое богатство русского языка"
Программа курса предназначена для обучающихся 5 класса. Русский язык — язык русского народа, он служит ему средством общения во всех сферах жизни, хранения и передачи информации, связи пок...
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Язык Земли»
Курс «Язык Земля» связан с изучением географических названий – топонимов и рассматривается как универсальный, где кроме географических знаний представлены знания по истории, этнографии, русскому...
Программа внеурочной деятельности по английскому языку для начальной школы (1-4 класс). Английский язык - окно в мир театра.
Программа «Драматизация на английском языке» имеет научно-познавательную (общеинтеллектуальную) направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших ...
Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Этот удивительный язык!"
Участие 5-классников в данной программе даст возможность в игровой, занимательной форме закрепить и углубить знания обучающихся по основным рвзделам русского языка, обогатить словарный запас, развить ...
Программа внеурочной деятельности по немецкому языку "Мы изучаем немецкий язык" (второй иностранный язык)
Образовательная программа внеурочной деятельности по немецкому языку в 5 классе составлена согласно требованиям ФГОС.Программа обобщает изученный материал, дополняет его, демонстрирует рез...