ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Язык Земли»
элективный курс по географии (6 класс) на тему
Курс «Язык Земля» связан с изучением географических названий – топонимов и рассматривается как универсальный, где кроме географических знаний представлены знания по истории, этнографии, русскому языку и литературе, краеведению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kurs_yazyk_zemli.docx | 46.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №13
Рассмотрено на методическом совете Руководитель _____ /_С.А.Иванова/ Протокол №___от_____ «___» _________ 2013г. | Согласовано Заместитель директора по ВВВР МБОУ СОШ № 13 _______/С.В.Церабаева/ «___» _________ 2013г. | Утверждаю Руководитель МБОУ СОШ № 13 __________ /Л.В. Гейнц / Приказ №___ от _______ «___» _________ 2013г. |
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Язык Земли»
Направление: общеинтеллектуальное
Вид деятельности: познавательная деятельность
Классы: 6
Разработчик:
Гейнц Лилия Викторовна,
учитель географии
высшей квалификационной категории
2013 год
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Язык Земли» для учащихся 6 классов общеобразовательных школ составлена в соответствии с нормативными документами:
-Федеральным законом от 29 декабря 2012т года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-ФГОС основного общего образования (утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года №19644);
-Образовательной программой муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №13;
- требованиям к рабочим программам по внеурочной деятельности (разработано с использованием методического конструктора «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, В.П.Степанова).
Российское географическое образование претерпевает серьёзную модернизацию в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Для более полного усвоения образовательной программы необходимо интегрировать урочную и внеурочную деятельность обучающихся. Организации внеурочной деятельности школьников, осваивающих новые образовательные стандарты, в школе уделяется особое внимание. География как учебный предмет имеет большие возможности для проведения внеурочной деятельности, так как ее содержание тесно связано с комплексным представлением о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества посредством знакомства с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях; целостным восприятием мира не в виде набора обособленных природных и общественных компонентов, а в виде взаимосвязанной иерархии целостных природно-общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам.
Курс «Язык Земля» связан с изучением географических названий – топонимов и рассматривается как универсальный, где кроме географических знаний представлены знания по истории, этнографии, русскому языку и литературе, краеведению. Сведения из указанных областей знаний рассматриваются во взаимосвязи. Каждый человек постоянно встречается с географическими названиями. «Невозможно представить себе жизнь современного общества без географических названий, - пишет известный специалист в области топонимики Э. М. Мурзаев. — Они повсеместно и всегда сопровождают наше мышление с раннего детства. Всё на земле имеет свой адрес, и этот адрес начинается с места рождения человека. Родное село, улица, на которой он живёт, город, страна — всё имеет свои имена». Актуальность работы заключается в том, что изучение географических названий важно как в познавательном, так и в практическом отношении-ведь без них невозможно представить современную жизнь. Знание их имеет и немалое воспитательное значение: хорошее знание малой родины говорит о любви к ней. Глубокое изучение географических названий отдельных регионов нашей страны- один из путей осознанного восприятия родной природы, культуры, традиций русского народа, поэтому является необходимым звеном в воспитательной работе. Любовь к родным местам, трепетное, бережное к ним отношение, желание все о них знать вызывает у детей преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу - патриотизм.
Запас географических названий у учащихся, конечно, постепенно увеличивается - с расширением культурного кругозора, накоплением жизненного опыта и развитием речи. Но нередко бывает и так, что ученик, узнавая из учебников о великих реках, озерах, горных массивах, огромных городах, о знаменитых, прославившихся чем-то местах, что, разумеется, очень похвально, в то же время ничего не знает о родном селе, городе, улице, по которой он ежедневно ходит, о той речке, в которой он летом купается. Это происходит по разным причинам, в частности, по невежеству в этом отношении окружающих. Хуже всего, если это происходит от равнодушия, безразличия к окружающему миру и к истории народа, к которому сам он принадлежит, а это может привести к бездуховности, к пустоте души.
Подготовка учащихся к олимпиадам и конкурсам по краеведению показала, что у учащихся особенно среднего звена снижена заинтересованность жизнью своего региона, города и его прошлого. Поэтому, с одной стороны, предлагаемое содержание курса дает ценнейший опыт оперирования освоенной информацией своего ближайшего реального окружения – своего края, своей школы, с другой стороны, данный курс представляется актуальным, так как использование топонимики, этого абстрактного адресного языка с его информационным содержанием и практическими аспектами, в процессе обучения в школе, заметно способствует успешному освоению и закреплению в памяти учебного материала и практических занятий.
Программа рассчитана на 35 часов, 1 час в неделю. Занятие 40 минут. Программа рассчитана на обучение детей в течение года. Набираются все желающие учащиеся 6х классов независимо от их уровня обученности. Именно этому возрастному контингенту свойственна познавательная активность и любознательность. Средний школьный возраст- это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
Курс имеет существенное образовательное значение для дальнейшего изучения географии, содержание может способствовать формированию всесторонне образованной личности, помочь овладеть основами географической культуры.
Цель программы: вовлекать учащихся в активную практическую и исследовательскую деятельность по изучению происхождения названий географических объектов.
Задачи:
- активизировать познавательную деятельность школьников;
- повысить информационную и коммуникативную компетентность обучающихся в области изучения географических объектов;
- формировать у учащихся умения самостоятельно приобретать и применять знания по истории формирования названий объектов физической карты мира, политической карты мира и карты России, географических названий ХМАО - Югры, названий улиц города Сургута;
- развивать у учащихся творческие способности, умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;
- побудить учащихся к исследовательской работе по темам курса.
Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих принципов:
- научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии развития современных научных знаний;
- доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов, соответствующих данному возрасту детей, и их развитию;
- наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ, презентационных групповых работ;
- деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;
- активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно, умение опираться не на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления;
- прочность знаний (завершённость обучения): завершение каждой темы итоговым занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, и подготовить учащихся к восприятию материала следующей темы, применение технологии сравнения, сопоставления, противопоставления;
- принципы уважительного отношения к творчеству: представление свободы выбора, создание атмосферы раскованности.
Содержание данного курса предполагает разнообразные виды учебно-познавательной деятельности учащихся, в том числе:
- чтение и анализ исторических, географических и политических карт;
- анализ и синтез статистических материалов;
- составление карт и комментариев к ним;
- составление таблиц;
- выдвижение гипотез;
- участие в обсуждениях результатов исследований, участие в дискуссиях;
- интерпретация результаты исследований
- подготовка устных сообщений и эссе с использованием различных источников информации, в том числе исторических и географических карт, литературных источников, материалов периодической печати, информационных ресурсов интернет.
Для обеспечения успешной педагогической деятельности на занятиях используются разнообразные формы учебной деятельности школьников: коллективные (групповые, работы в парах), дифференцированные, индивидуальные; а также методы – репродуктивной, объяснительно – иллюстрированный, частично – поисковый, исследовательский, проблемного изложения.
Содержание разделов курса
Название раздела | Содержание | Количество часов | |
Теория | Практика | ||
Раздел 1. Топонимы-язык Земли. (2 часа) | Определение понятий «топоним», «топонимика»; история развития топонимики как науки; значение науки для географии. Как даются названия объектам? Можно ли определить, сколько лет топонимам? Много ли топонимов появляется в наши дни? Есть ли топонимы—загадки и как их разгадывать? | 1 | 1 |
Раздел 2. Топонимика и русский язык 2 (часа) | Значение русского языка в расшифровке географических названий, отражающих формирование русской этнической общности. Названия географических объектов, с которыми связаны определённые события русской истории, жизнь и деятельность известных представителей русской культуры, мест развития промыслов и ремёсел, реалии социально-экономического и духовного развития русского общества. Практическая работа. Составление карты «Зона преобладания суффиксов (-ск), (-горск) на территории России. | 1 | 1 |
Раздел 3. Топонимика на картах (10 часов) | Определение понятий «гидроним», «ойконим», «урбоним», «хороним», «этноним». Происхождение названий природных объектов. Работа в группах по изучению происхождения названий объектов природы. Составление презентаций. Политическая карта мира. Названия стран мира. Появление, изменение названий на мировой карте под влиянием политических процессов. Имена исследователей и путешественников в топонимике; географические открытия и связанные с ними названия объектов; топонимы, появившиеся с приходом путешественников и ставшиеся от коренных жителей. Практическая работа. Составление таблиц «Имена русских первопроходцев на карте мира» и «Имена иностранных путешественников на карте мира» Тест: «Имена исследователей и путешественников в топонимике». | 5 | 5 |
Раздел 4. Топонимия России (7 часов) | Географические названия природных объектов; изменение названий во времени; история изучения России в именах первопроходцев на карте. Практическая работа: «Имена землепроходцев на карте России» Просмотр видеоролика «Изменение названий географических объектов на карте России». Составление картотеки. Защита докладов, эссе по теме: «Изменение названий географических объектов на карте России». Разгадывание кроссвордов и загадок, связанных с названием городов. Работа с литературой. | 4 | 3 |
Раздел 5. Топонимия ХМАО-Югры (7 часов) | Формирование географических названий на карте Факторы, повлиявшие на образование названий на карте ХМАО-Югры. Вклад учёных, краеведов, журналистов, писателей по обобщению сведений о происхождении географических названий Югорского края. Анализ литературы. Составление топонимического словарь Югры. Работа на контурных картах. Экскурсия в краеведческий музей. Экскурсия в лесопарковую зону «Сайма». | 3 | 5 |
Раздел 6. Всемирное наследие человечества (6 часов) | Всемирное наследие. Угрозы сохранению объектов наследия. География объектов Всемирного наследия. Природное наследие и сохранение биологического разнообразия. Культурное наследие. Практическая работа «Создание информационного буклета «Объект всемирного наследия». Защита проектов. | 2 | 4 |
Итого – 35 часов | 16 | 19 |
Учебно-тематический план
№ занятия | Тема раздела. Тема урока. | Кол-во часов | Дата поведения | Характеристика основных видов деятельности учащегося | Примечание | |
план | факт | |||||
Раздел 1. Топонимы-язык Земли (2 часа) | ||||||
1. | Знакомство с топонимикой как одним из разделов языкознания. | 1 | Давать определение понятий «топоним», «топонимика». Находить информацию (в Интернете и других источниках) об истории развития топонимики как науки. Обсуждать значение науки для географии. Выбор тем для творческих проектов. Обсуждение плана работы над проектами. | |||
2. | Топонимы – загадки. | 1 | ||||
Раздел 2. Топонимика и русский язык (2 часа) | ||||||
3. | Топонимика и русский язык | 1 | Находить информацию о географических объектах, с которыми связаны определённые события русской истории, жизнь и деятельность известных представителей русской культуры, мест развития промыслов и ремёсел. | |||
4. | Практическая работа. Составление карты «Зона преобладания суффиксов (-ск), (-горск) на территории России. | 1 | Составлять карты (по заданию с использованием справочника и атласа) | |||
Раздел 3. Топонимика на картах (10 часов) | ||||||
5-6. | Топонимика на физико-географической карте | 2 | Давать определение понятий «гидроним», «ойконим», «урбоним», «хороним», «этноним». Анализировать физическую карту мира. Находить информацию (в Интернете и других источниках) об истории географических объектов, происхождении названий природных объектов и готовить презентацию. | |||
7. | Практическая работа по составлению презентаций | 1 | ||||
8-9. | Топонимика и история географических открытий. | 2 | Наносить маршруты путешествий на контурную карту. Находить информацию (в Интернете и других источниках) о путешественниках и путешествиях. | |||
10-11. | Практическая работа. «Имена русских первопроходцев на карте мира» и «Имена иностранных путешественников на карте мира» | 2 | Выполнение практической работы «Составление таблиц «Имена русских первопроходцев на карте мира» и «Имена иностранных путешественников на карте мира» Проверочная работа (тестирование «Имена исследователей и путешественников в топонимике») | |||
12. | Топонимика на политической карте мира | 1 | Анализировать политическую карту мира. Находить информацию (в Интернете и других источниках) о происхождении названий стран и их столиц. Находить и подписывать на контурных картах названия приморских, внутриконтинентальных, островных стран. Выполнение практической работы. | |||
13. | Практическая работа. Составление карты «Колониальное прошлое стран мира». | 1 | ||||
14. | Практическая работа «Историческое формирование названий стран мира» | 1 | ||||
Раздел 4. Топонимия России (7 часов) | ||||||
15-18. | Топонимия России | 4 | Работа с физической и экономической картой России. Уметь находить нужный материал в разных источниках о географических объектах России; обобщать знания, полученные по теме; готовить доклады. | |||
19-20. | Урбонимика | 2 | Давать определение понятия «урбоним». Находить информацию (в Интернете и других источниках) о городах; составлять картотеку. | |||
21. | Защита докладов, эссе. | 1 | ||||
Раздел 5. Топонимия ХМАО-Югры (8 часов) | ||||||
22. | Вклад учёных в топонимику округа | 1 | Находить информацию (в Интернете и других источниках) о вкладе учёных, краеведов, журналистов, писателей по обобщению сведений о происхождении географических названий Югорского края. Анализ литературы. | |||
23-26. | Путешествие в Югру. | 4 | Уметь находить нужный материал в разных источниках о географических объектах ХМАО-Югры. Составлять топонимический словарь Югры. | |||
27. | Практическая работа. Составление карты «Исторические места округа». | 1 | Находить и подписывать на контурных картах географические названия объектов округа. | |||
28. | Экскурсия в краеведческий музей. | 1 | ||||
29. | Экскурсия в лесопарковую зону «Сайма». | 1 | ||||
Раздел 6. Всемирное наследие человечества (6 часов) | ||||||
30-31. | Природное и культурное наследие. | 2 | Анализировать тематические карты, отражающие размещение объектов природного и культурного наследия человечества. Обозначать на контурной карте объекты природного и культурного наследия. Находить информацию (в Интернете и других источниках) и готовить презентацию об объекте всемирного природного (культурного) наследия и о его значении для человечества | |||
32. | Практическая работа «Создание информационного буклета «Объект всемирного наследия» | 1 | Выполнение практической работы. | |||
33-34. | Работа над творческими проектами | 2 | Просмотр и обсуждение творческих проектов | |||
35. | Защита проектов. | 1 | Подведение итогов работы |
Список литературы
1. Барашков В. Ф. Знакомые с детства названия: Кн. для внеклас. чтения (V—VII кл.) — М.: Просвещение, 1982
2. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. [Текст] / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения).
3. Заев А.Н. Очерк топонимики Югры. — Ханты-Мансийск, 1992
4. Мурзаев Э. М. География в названиях — М.: Наука, 1982
5. Мурзаев Э. М. Топонимика и география — М.: Наука, 1995
6. Мурзаев Э. М. Слово на карте — М.: Армада-пресс, 2001
7. Соколова З.П. Путешествие в Югру /З.П. Соколова; Издательство: М.: Мысль,1982
8. Поспелов Е.М. Географические названия мира: Топонимический словарь Издательство: М.: «Русские словари», 1998
9. География Ханты-Мансийского автономного округа: Учебное пособие для 8-9х классов.- М.: Экопрос, 1996
Интернет- ресурсы:
http://enc-dic.com/enc_geo/Toponimika-2758.html
http://antic-r.narod.ru/bibl4.htm
http://toponimika.ru/?page_id=223
http://slovari.yandex.ru
http://istrzn.ru/toponymic-dictionary/
http://toponimika.ru/?p=23
http://sonic002.ucoz.ru/news/skachat_besplatno_geograficheskie_nazvanija_rossii_toponimicheskij_slovar/2012-09-10-79323
http://www.kmvline.ru/lib/toponim/9.php
http://map-rus.com/west-hmao.html
http://www.surwiki.ru/wiki/index.
https://ru.wikipedia.org/
http://tapemark.narod.ru/
http://zvonoknaurok.ru/publ/rasskazy_po_geografii_dlja_shkolnikov/zanimatelnaja_geografija/kurezy_toponimiki/86-1-0-3825
Результаты изучения учебного предмета
ЛИЧНОСТНЫЕ:
- овладение самостоятельно приобретать и применять знания по истории формирования названий объектов физической карты мира, политической карты мира и карты России, географических названий ХМАО - Югры, названий улиц города Сургута;
- уважение к истории, культуре, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона).
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
Метапредметные результаты курса основаны на формировании универсальных учебных действий.
- Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность;
- определять её цели и задачи;
- выбирать средства и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
- повышение осведомленности по истории, русскому языку и литературе, этнографии, краеведению, географии;
- вовлечение в активную практическую и исследовательскую деятельность по изучению происхождения названий географических объектов;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств; отбирать необходимые для решения задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, интернет-ресурсов.
Коммуникативные УУД:
-самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения).
Формы подведения итогов реализации программы «Язык Земли»:
-тестирование обучающихся по материалам программы;
-занимательные упражнения (викторины, загадки, кроссворды, графические упражнения, составление карт, эссе);
-анализ источников информации;
-подготовка и защита учащимися проектов, сообщений, стенгазет, презентаций и других творческих работ.
Результатом проектной и исследовательской деятельности является:
- участие в заседаниях научного общества по предмету;
- участие в школьной научно-практической конференции (неделя науки в школе);
- участие во всероссийских научно-исследовательских конкурсах: «Первые шаги в науку», «Шаг в будущее» и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности:«Самарская земля: история, природа, хозяйство края»
Программа представлена по трем разделам: первый- Из истории края, второй- Природа родного края, третий- Хозяйство и промышленность. Главной целью программы является воспитание гражданина России,патрио...
Программа внеурочной деятельности:«Самарская земля: история, природа, хозяйство края»
Программа представлена по трем разделам: первый- Из истории края, второй- Природа родного края, третий- Хозяйство и промышленность. Главной целью программы является воспитание гражданина России,патрио...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Путешествие по планете Земля"
Рабочая программа внеурочной деятельности научно-познавательного направления для 5 класса ОУ....
Программа внеурочной деятельности "Коми земля твоя и моя".
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной.Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личнос...
Доклад по теме: «Воспитание патриотических качеств личности через реализацию авторской программы внеурочной деятельности «Земля Самарская» для учащихся 5-9 классов»
1.1 Актуальность.Особенности реализации политики в области патриотического воспитания заключаются в том, что Россия находится в состоянии, когда одни ценности, являющиеся базовыми для ...
Авторская программа внеурочной деятельности " Уголок земли родной"
Программа внеурочной деятельности состоит из двух частей: теоретической и практической. В работе даны основные направления внеурочной деятельности, ее виды, тематическое планирование....
Авторская программа внеурочной деятельности "Уголок земли родной" (презентация)
В презентации даны основные направления, формы, методы внеурочной деятельности, тематическое планирование. Авторская программа составлена для 6 класса....