Открытый урок Разряды количественных числительных (6 класс)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе "Разряды количественных числительных"
Презентация к уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_razryady_kolichestvennyh_chislitelnyh_6_klass.docx | 25.49 КБ |
razryady_kolichestvennyh_chislitelnyh.ppt | 1.09 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 6 классе.
Тема: Разряды количественных числительных.
Цель: знакомство с отличительными признаками разных разрядов имен числительных, формирование навыков классификации количественных имен числительных на целые, дробные и собирательные.
Задачи:
- выявить степень усвоения обучающимися знаний о признаках имени числительного как части речи, делении на количественные и порядковые, простые и составные;
- формирование умения ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще не известно;
- организовать групповую работу с целью развивать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, выражать свои мысли, прислушиваться к высказываниям других;
- научить обучающихся опознавать в устной и письменной речи количественные имена числительные, определять их разряд, отличать от порядковых;
- развивать у обучающихся познавательный интерес, творческие способности.
Ход урока.
1. Приветствие, мотивация.
Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. С каким настроением вы пришли на урок? Отлично! Значит, мы можем продуктивно работать и совершать маленькие открытия.
Давайте откроем рабочие тетради, запишем сегодняшнее число, классная работа.
2. Работа с эпиграфом:
«Для изучения языка гораздо важнее свободная любознательность, чем грозная необходимость»
Августин Аврелий (римский философ, жил в 4-5 веке нашей эры)
- Обратимся к эпиграфу. Как вы думаете, что имел в виду римский философ?
- Только ли к изучению языка можно отнести его слова? (мы легче всего запоминаем то, что нам самим интересно и важно узнать).
- Как вы думаете, насколько важно нам изучать числительные. Может, мы никогда в жизни и не столкнемся с ними вовсе? (Числительные окружают нас повсюду: сегодняшнее число, дата вашего рождения, обозначение класса, ситуация в магазине, обозначение размеров, массы, расстояния. В каких еще учебниках, помимо русского языка, вы встречаетесь с числительными?).
3. Актуализация знаний об имени числительном.
Спасибо за ответы! А сейчас выполним небольшой тест, вспомним уже изученный материал об имени числительном как части речи.
Тест
1. Имя числительное - часть речи, которая обозначает:
а) количество предметов;
б) качество предметов;
в) признак предметов.
2. Найдите среди данных слов числительное:
а) тройка
б) десятый
в) двухэтажный
г) двойной
3. По значению имена числительные делятся на:
а) качественные и количественные
б) количественные и порядковые
в) однозначные и многозначные
4. Порядковые имена числительные изменяются:
а) по падежам, родам и числам
б) по падежам и родам
в) только по падежам
5. В предложении две утки плыли по озеру числительное является:
а) определением
б) подлежащим
в) сказуемым
Сверка ответов со слайдом, самостоятельное выставление отметки.
Молодцы!
У нас сегодня есть ребята, подготовившие сообщения об истории происхождения некоторых числительных (5, 7, 40)
Выступление учащихся.
4. Постановка проблемы, целеполагание.
А теперь я вам предлагаю ответить на несколько вопросов, ответы запишите в тетрадь.
1. Сколько месяцев в году? (двенадцать)
2. Сколько учеников сидят за одной партой? (двое)
3. Представьте, что вам дали яблоко, и вы съели половину. Какую часть яблока вы съели? (одну вторую)
- Все ли записанные вами слова – числительные? Почему? Как вы узнали? (по вопросу, значению количества предметов).
- Какие это числительные: количественные или порядковые?
- Итак, все записанные слова – количественные числительные. Как вы думаете, есть ли разница в обозначении количества при использовании этих числительных?
- что обозначают эти числа? Запишем тему урока: Разряды количественных числительных.
- Итак, ребята, какова будет цель нашей с вами работы сегодня? (познакомиться с разрядами количественных числительных)
- Верно. Что мы для этого должны сделать?
(1. научиться отличать числительное одного разряда от другого, 2. научиться правильно употреблять количественные числительные в речи, 3. совершенствовать умение правильного написания числительных).
5. «Открытие» нового знания.
Работа в группах.
Мы находимся в лаборатории «Имя числительное». Все вы в данный момент – младшие научные сотрудники. Вас ждут научные открытия.
Вскройте конверты. Возьмите схему классификации числительных, которую мы составляли на первых уроках знакомства с именем числительным.
- Данная схема отражает всю информацию, которой вы владеете на данный момент? Чего не хватает в схеме? (не указаны разряды количественных числительных). Результатом вашей совместной работы и будет открытие новых знаний «Классификация количественных имен числительных».
Задание: 1. Возьмите карточки с числительными разделите по группам.
- Сколько групп у вас получилось?
- По какому принципу вы разделили числительные именно на такие группы?
(Семь, пятьдесят, пятеро, одна восьмая, пять целых одна десятая, двести, трое, три, три четвертых, шестеро, две пятых, четверо, восемь миллионов).
Чтение получившихся групп.
- Все ли группы так распределили числительные? Если так, поднимите зеленую карточку, если не согласны – красную.
- Что обозначают имена числительные 1-ой группы?
- Что обозначают имена числительные 2-ой группы?
- Какое значение у числительных в 3-ей группе? Как бы вы назвали такие числительные? (собирательные от слова собирать). Собирательных числительных мало: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро; практически не употребляются в современном русском языке: восьмеро, девятеро, десятеро. Также к собирательным числительным относятся формы оба (обе).
- Итак, какие разряды количественных числительных мы с вами выделили? Заполните недостающие фрагменты схемы.
Сверяем ответы со слайдом. Как вы оцените свою работу в группе? Поставьте оценку на полях в тетради.
6. Упражнение на закрепление.
6. 1. Распределительный диктант (в это время схема на слайде)
Задание: распределите слова в 3 столбика:
Двое друзей, пять книг, шестеро щенков, одна вторая метра, семь раз, пятнадцать миллиметров, пять яблок, двое очков, десять градусов, сорок восемь рублей, две третьих урожая, трое отличников, две третьих пирога.
Проверка, выставление оценки на полях.
6.2. Индивидуальная работа по карточкам.
Учащимся раздаются карточки
- с красной полоской – базовый уровень
- с желтой полоской – повышенный уровень
- с зеленой полоской – творческое задание.
Красный.
Задание: спишите текст. Найдите числительные, укажите их разряд по значению (п. – порядковые, к.ц. – количественные целые, к.д. – количественные дробные, к.с. – количественные собирательные).
Любинский район
Любинский район был образован двадцать четвертого сентября одна тысяча девятьсот двадцать четвертого года. В настоящее время общая площадь Любинского района составляет три тысячи квадратных километров, численность населения, по данным на первое января две тысячи четырнадцатого года – тридцать восемь целых четыре десятых тысяч человек.
Крупнейшим поселением после районного центра является поселок Красный Яр. Его население составляет более пяти тысяч человек.
В Красном Яре расположен крупнейший в Западной Сибири молочноконсервный комбинат. Сегодня на комбинате трудиться восемьсот человек.
Желтый.
Задание: спишите текст. Замените цифры числительными, укажите их разряд по значению (п. – порядковые, к.ц. – количественные целые, к.д. – количественные дробные, к.с. – количественные собирательные).
Любинский район
Любинский район был образован 24 сентября 1924 года. В настоящее время общая площадь Любинского района составляет 3 000 квадратных километров, численность населения, по данным на 1 января 2014 года – 38,4 тысяч человек.
Крупнейшим поселением после районного центра является поселок Красный Яр. Его население составляет более 5 000 человек.
В Красном Яре расположен крупнейший в Западной Сибири молочноконсервный комбинат. Сегодня на комбинате трудится 800 человек.
Зеленый.
Творческое задание.
Задание: Письменно расскажите о себе (в скобках «запрятаны» числительные, которые вы должны записать). Напишите продолжение текста, указав разряды числительных.
Я просыпаюсь в (целое) часов. (Дробное) часа трачу на умывание, зарядку и завтрак. Обычно у меня (целое) уроков. (Сложное) минут у меня занимает дорога домой. Около (сложное) минут я обедаю. Затем иду в музыкальную школу (на секцию, делаю уроки). На чтение книг остается немного времени. Это обычно (составное) минут.
Проверка со слайда. Учащиеся выставляют себе оценку на полях.
7. Рефлексия.
-Какие цели и задачи мы ставили сегодня на урок?
- На все ли поставленные в начале урока вопросы мы ответили?
- Как вы считаете, что вам сегодня на уроке удалось, а над чем еще надо поработать?
- Сегодня я узнал….
- Было интересно…
- Было трудно…
- Я понял, что…
Вернемся к эпиграфу. Побудил ли вас наш сегодняшний урок самостоятельно изучать числительные? Насколько это полезно и интересно?
Домашнее задание: текст (5 предложений) с числительными из учебника географии, истории или биологии.
Урок окончен. Всем спасибо за работу, до свидания!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. Имя числительное - часть речи, которая обозначает: а) количество предметов б) качество предметов в) признак предметов
2. Найдите среди данных слов числительное: а) тройка б) десятый в) двухэтажный г) двойной
3. По значению имена числительные делятся на: а) качественные и количественные б) количественные и порядковые в) однозначные и многозначные
4. Порядковые имена числительные изменяются: а) по падежам, родам и числам б) по падежам и родам в) только по падежам
5. В предложении Две утки плыли по озеру числительное является: а) определением б) подлежащим в) сказуемым
1 – а 2 – б 3 – б 4 – а 5 – б Критерии оценивания: 5 правильных ответов – «5» 4 правильных ответа – «4» 3 правильных ответа – «3» Меньше 3-х правильных ответов-
двенадцать двое одна вторая
Корберг Татьяна Сергеевна, учитель русского языка МБОУ Красноярская СОШ»
Цель урока: познакомиться с разрядами количественных числительных . Задачи урока: научиться отличать числительное одного разряда от другого; научиться правильно употреблять количественные числительные в речи; совершенствовать умение правильно писать числительные.
Разряды количественных числительных по значению и грамматическим признакам количественные порядковые третий пятидесятый сорок восьмой Целые восемь шестнадцать Дробные одна вторая три седьмых Собирательные трое семеро
Любинский район был образован двадцать четвертого сентября одна тысяча девятьсот двадцать четвертого года. В настоящее время общая площадь Любинского района составляет три тысячи квадратных километров, численность населения, по данным на первое января две тысячи четырнадцатого года – тридцать восемь целых четыре десятых тысяч человек. Крупнейшим поселением после районного центра является поселок Красный Яр. Его население составляет более пяти тысяч человек. В Красном Яре расположен крупнейший в Западной Сибири молочноконсервный комбинат. Сегодня на комбинате трудиться восемьсот человек. П. П. к.ц . П. П. к.д . к.ц . к.ц .
Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я понял, что…
Записать текст с числительными (3 – 5 предложений) из учебника биологии, географии или истории.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 6 классе по теме "Разряды количественных числительных"
Тема урока: Разряды количественных числительных.Цель урока: научить различать разряды количественных числительных.Повторить теоретический материал о числительном.Повторить правописание словарных слов....
Урок открытия нового знания "Разряды количественных числительных"
Методическая цель: создание условий для проявления познавательной активности учеников.Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия дл...
Урок русского языка в 6 классе на тему: «Разряды количественных числительных».
Цель урока: познакомить с разрядами количественных числительных,учить правильно определять их разряды.Задачи:1. Дидактическая – расширение знаний учащихся о числительном..2. Ра...
Технологическая карта урока "Разряды количественных числительных"
Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе "Разряды количественных числительных" с презентацией....
Урок русского языка в 6 классе "Разряды количественных числительных"
Урок русского языка по программе "2100", соответствует требованиям ФГОС ООО, содержит элементы педагогических технологий....
Открытый урок "Разряды колич. числ." 6 класс
Урок построен в необычной форме "Урок -аукцион"...
технологическая карта урока" Разряды количественных числительных"
конспект урока...
- Мне нравится (1)