Урок русского языка в 6 классе по теме "Разряды количественных числительных"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Тема урока: Разряды количественных числительных.
Цель урока: научить различать разряды количественных числительных.
Повторить теоретический материал о числительном.
Повторить правописание словарных слов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razryady_kolichestvennyh_chislitelnyh_microsoft_word_11.docx | 23.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Кавардакова Светлана Александровна
МАОУ « СОШ №16» города Перми
Тема урока: Разряды количественных числительных.
Цель урока: научить различать разряды количественных числительных.
Повторить теоретический материал о числительном.
Повторить правописание словарных слов.
I Организационный момент.
Сегодня мы продолжаем мы с вами разговор о числительных.
- Какую роль играют числительные в нашей жизни?
Цифры окружают нас всюду. Мы привыкли их видеть в магазинах, слышать о них по телевидению и радио. Цифра «знает», сколько ребят учится в нашей школе,что скворец, чтобы накормить птенцов, должен принести им корм за день около 200 раз, что мировой рекорд аппетита принадлежит китам, которые за сутки поедают 510 тонн планктона, а детеныш синего кита выпивает в день 580 литров материнского молока. Цифры играют огромную роль в нашей жизни.
Как обойтись бы без числа
Наука целая могла?
Расчёт во всяком деле нужен.
И ты с числительным будь дружен.
Актуализация знаний.
Словарная работа с самопроверкой.
− А начнем мы урок со словарной работы, во время которой проверим и ваши математические способности.
Большой искусственный водоем | бассейн | |
2. | Девочка трех лет | трехлетняя |
3. | Земельное пространство с определенными границами | территория |
4. | Срок в сто лет | столетие |
6. | Решим математический пример: 200 умножить на 2 | четыреста |
7. | Полученный результат разделить на 2 | двести |
8. | К полученному числу прибавить 108 | Триста восемь |
9. | От полученной суммы вычесть 218 | девяносто |
10. | От полученного результата вычесть 79 | одиннадцать |
10. | От полученного результата вычесть 5 | шесть |
11. | Полученный результат умножить на 100 | шестьсот |
12. | Десять одинаковых предметов | десяток |
- Какое число получилось? Молодцы!
А теперь проверьте, правильно ли вы написали словарные слова (самопроверка). Поднимите руки, кто не допустил ни одной ошибки? Молодцы.
Из записанных слов прочитайте только те, которые относятся к именам числительным. Подчеркните их.
Почему другие слова не являются числительными?
Дайте определение количественного числительного.
Вспомните, какие числительные являются простыми, составными?
Подпишите простые, сложные и составные числительные.
III Постановка учебной задачи .Выход на тему.
- Ответьте мне на следующие вопросы.
Сколько месяцев в году? (В году двенадцать месяцев.)
По сколько учеников сидит за одной партой? ( по двое)
А теперь представьте, что в нашей столовой давали яблоки. До звонка вы успели съесть половину. Какую часть яблока вы съели? ( одну вторую часть яблока)
( слайд)
Количественные числительные
двенадцать двое одну вторую
-А теперь проверьте, все ли это числительные. Почему? (Они все отвечают на вопрос сколько?)
- Что в них общего?( Количественные)
- Чем отличаются?
- Сравните числительные двенадцать и одна вторая.
-Что обозначают эти числительные? (целое число, дробное)
- Какое значение у числительного двое? (Несколько предметов, взятые как одно целое. )
- Как бы вы назвали такие числительные? (Собирательные, от глагола собирать)
Таких числительных мало. (двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, ещё три, которые в современном языке почти не употребляются: восьмеро, девятеро, десятеро. И оба (обе).
- Итак, какие же разряды количественных числительных мы с вами выделили? (Целые, дробные, собирательные). (Слайд)
Тема урока?(Разряды количественных числительных)
Цель? ( научить различать разряды количественных числительных)
- Знакомство с теоретический материал( по таблице на слайде)
- Составление алгоритма различений разрядов.
- Отработка способа.
1. Назовите количественные числительные и определите их разряд. ( слайд)
17 рублей, пятеро друзей, две десятых урожая, трое суток, 11 дней, три четвертых километра, сорок два ученика, четверо суток, одна четверть сада, шестнадцать книг.
2. Выборочно-распределительный диктант.(слайд)
Прочитайте текст. Объясните пропущенные орфограммы. Выпишите количественные числительные в И.п. в три колонки, разделив их на разряды.
В нашей школе прох…дили соревнования. В первой к…манде было восемнадцать учас…ников. Шестеро из них занимались спортом уже два года. Ост…льные две трети учас…ников были спортсменами-любителями. Однако класс был очень дружный, и поэтому ребята поб…дили. Из десяти этапов соревнования юные спортсмены выиграли восемь, то есть четыре пятых. Трое учас…ников получили м…дали, пятеро - поощрительные призы.( слайд с ответами)
3. Интеллектуальная разминка.
Устно замените эти слова другими: дюжина, чертова дюжина, полтора, полтораста, Какие у вас получились слова?
(Двенадцать, тринадцать, сто пятьдесят – целые
Одна целая и пять десятых – дробное числительное)
4. Творческое задание.
Письменно расскажите о себе (в скобках «запрятаны» числительные, которые вы должны записать). Напишите продолжение текста, указав разряды числительных.
Я просыпаюсь в (целое) часов. (Дробное) часа трачу на умывание, зарядку и завтрак. Обычно у меня (целое) уроков. (Сложное) минут у меня занимает дорога домой. Около (сложное) минут я обедаю. Затем иду в музыкальную школу (на секцию, делаю уроки). На чтение книг остается немного времени. Это обычно (составное) минут.
5. Тест.
А теперь небольшой тест на проверку ваших знаний о числительном.
1. Найдите правильное определение количественного числительного.
А) Количественное числительное – это служебная часть речи, которая обозначает количество предметов и отвечает на вопрос сколько?
Б) Количественное числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает число.
В) Количественное числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов или число и отвечает на вопрос сколько?
2. Закончите определение.
А) Числительные, обозначающие целые числа, называются…
Б) Числительные, обозначающие количество предметов, как одно целое, называются…
В) Числительные, обозначающие дробные числа, называются…
3. Вспомните и запишите художественное произведение, в названии которого встречается количественное числительное, и определите его разряд.
6. Рефлексия
- Какие трудности возникли во время урока?
-Какие способы различений разрядов запомнили?
7.Домашнее задание( на выбор) :
1. эссе на тему спорт, используя все разряды количественных числительных;
2.составить словосочетания, используя все разряды количественных числительных;
3.упражнение 243.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка, 6 класс "Порядковое числительное"
Урок находится в рамках образовательной программы по русскому языку, поставленных задач урока, темы инновационной деятельности «Использование информационных технологий на уроках русского языка»С...
урок русского языка 6 класс тема: Имя числительное
Урок изучения нового материала по учебнику Разумовской М. М. Урок построен так, что новый материал дается не в готовом виде, а познается учащимися в процессе исследования теоретического...
урок русского языка 6 класс тема: Имя числительное
Урок изучения нового материала по учебнику Разумовской М. М. Урок построен так, что новый материал дается не в готовом виде, а познается учащимися в процессе исследования теоретического...
Технологическая карта интегрированного урока русского языка и математики по теме: "Имя числительное и дроби".
Цель данного интегрированного урока – показать тесную связь предметов русский язык и литература. Необычная форма данного занятия (создание научного журнала) помогает учителю пробудить в учениках интер...
Урок русского языка с использованием здоровьесберегающих технологий "Имя числительное как часть речи" в 6 классе
Автор делится опытом своей работы по применению новых педтехнологий на уроке русского языка...
Урок русского языка, 6 класс, "Имя числительное как часть речи" по ФГОС
Урок разработан в соответствии с ФГОС. Использование краеведческого материала позволяет не только узнать о числительном как о части речи, но знакомит учащихся с уникальным заповедником "Утриш&quo...
урок русского языка 6 класс "Имя числительное" по здоровьсберегающим технологиям
УРОК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ «ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ»Цель:· предметные: ознак...