Урок русского языка в 6 классе по теме "Разряды количественных числительных"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Кавардакова Светлана Александровна

Тема урока: Разряды количественных числительных.

Цель урока: научить различать разряды количественных числительных.

Повторить теоретический материал о числительном.

Повторить правописание словарных слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razryady_kolichestvennyh_chislitelnyh_microsoft_word_11.docx23.2 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                        Кавардакова Светлана Александровна  

                                                                      МАОУ « СОШ №16» города Перми

Тема урока: Разряды количественных числительных.

Цель урока: научить различать разряды количественных числительных.

Повторить теоретический материал о числительном.

Повторить правописание словарных слов.

I Организационный момент.

Сегодня мы продолжаем мы с вами  разговор о числительных.

- Какую роль играют числительные в нашей жизни?

Цифры окружают нас всюду. Мы привыкли их видеть в магазинах, слышать о них по телевидению и радио. Цифра «знает», сколько ребят учится в нашей школе,что скворец, чтобы накормить птенцов, должен принести им корм за день около 200 раз, что мировой рекорд  аппетита принадлежит китам, которые за сутки поедают 510 тонн планктона, а детеныш синего кита выпивает в день 580 литров материнского молока. Цифры играют огромную роль в нашей жизни.

Как обойтись бы без числа

Наука целая могла?

Расчёт во всяком деле нужен.

И ты с числительным будь дружен.

Актуализация знаний.

Словарная работа с самопроверкой.

− А начнем мы урок со словарной работы, во время которой проверим и ваши математические способности.

1.

Большой искусственный водоем

бассейн

2.

Девочка трех лет

трехлетняя

3.

Земельное пространство с определенными границами

территория

4.

Срок в сто лет

столетие

6.

Решим математический пример: 200 умножить на 2

четыреста

7.

Полученный результат разделить на 2

двести

8.

К полученному числу прибавить 108

Триста восемь

9.

От полученной суммы вычесть 218

девяносто

10.

От полученного результата вычесть 79

одиннадцать

10.

От полученного результата вычесть 5

шесть

11.

Полученный результат умножить на 100

шестьсот

12.

Десять одинаковых предметов

десяток

- Какое число получилось? Молодцы!

А теперь проверьте, правильно ли вы написали словарные слова (самопроверка). Поднимите руки, кто не допустил ни одной ошибки? Молодцы.

Из записанных слов прочитайте только те, которые относятся к именам числительным. Подчеркните их.

Почему другие слова не являются числительными?

Дайте определение количественного числительного.

Вспомните, какие числительные являются простыми, составными?

Подпишите простые, сложные и составные числительные.

III Постановка учебной задачи .Выход на тему.

-  Ответьте мне на следующие вопросы.

Сколько месяцев в году? (В году двенадцать месяцев.)

 По сколько учеников сидит за одной партой? ( по двое)

А теперь представьте, что в нашей столовой давали яблоки. До звонка вы успели съесть половину. Какую часть яблока вы съели? ( одну вторую часть яблока)

( слайд)

Количественные числительные

двенадцать двое одну вторую

-А теперь проверьте, все ли это числительные. Почему? (Они все отвечают на вопрос сколько?)

- Что в них общего?( Количественные)

- Чем отличаются?

- Сравните числительные двенадцать и одна вторая.

-Что обозначают эти числительные? (целое число, дробное)

- Какое значение у числительного двое? (Несколько предметов, взятые как одно целое. )

- Как бы вы назвали такие числительные? (Собирательные, от глагола собирать)

Таких числительных мало. (двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, ещё три, которые в современном языке почти не употребляются: восьмеро, девятеро, десятеро. И оба (обе).

- Итак, какие же разряды количественных числительных мы с вами выделили? (Целые, дробные, собирательные). (Слайд)

Тема урока?(Разряды количественных числительных)

Цель?          ( научить различать разряды количественных числительных)

  1. Знакомство с  теоретический материал( по таблице на слайде)
  2. Составление алгоритма различений разрядов.
  3. Отработка способа.

1. Назовите количественные числительные и определите их разряд. ( слайд)

17 рублей, пятеро друзей, две десятых урожая, трое суток, 11 дней, три четвертых километра, сорок два ученика, четверо суток, одна четверть сада, шестнадцать книг.

2. Выборочно-распределительный диктант.(слайд)

Прочитайте текст. Объясните пропущенные орфограммы. Выпишите количественные числительные в И.п. в три колонки, разделив их на разряды.

В нашей школе прох…дили соревнования. В первой к…манде было восемнадцать учас…ников. Шестеро из них занимались спортом уже два года. Ост…льные две трети учас…ников были спортсменами-любителями. Однако класс был очень дружный, и поэтому ребята поб…дили. Из десяти этапов соревнования юные спортсмены выиграли восемь, то есть четыре пятых. Трое учас…ников получили м…дали, пятеро - поощрительные призы.( слайд с ответами)

3. Интеллектуальная разминка.

Устно замените эти слова другими: дюжина, чертова дюжина, полтора, полтораста, Какие у вас получились слова?

(Двенадцать, тринадцать, сто пятьдесят – целые

Одна целая и пять десятых – дробное числительное)

4. Творческое задание.

Письменно расскажите о себе (в скобках «запрятаны» числительные, которые вы должны записать). Напишите продолжение текста, указав разряды числительных.

Я просыпаюсь в (целое) часов. (Дробное) часа трачу на умывание, зарядку и завтрак. Обычно у меня (целое) уроков. (Сложное) минут у меня занимает дорога домой. Около (сложное) минут я обедаю. Затем иду в музыкальную школу (на секцию, делаю уроки). На чтение книг остается немного времени. Это обычно (составное) минут.

5. Тест.

А теперь небольшой тест на проверку ваших знаний о числительном.

1. Найдите правильное определение количественного числительного.

А) Количественное числительное – это служебная часть речи, которая обозначает количество предметов и отвечает на вопрос сколько?

Б) Количественное числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает число.

В) Количественное числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов или число и отвечает на вопрос сколько?

2. Закончите определение.

А) Числительные, обозначающие целые числа, называются…

Б) Числительные, обозначающие количество предметов, как одно целое, называются…

В) Числительные, обозначающие дробные числа, называются…

3. Вспомните и запишите художественное произведение, в названии которого встречается количественное числительное, и определите его разряд.

6. Рефлексия

- Какие трудности возникли во время урока?

-Какие способы различений разрядов запомнили?

7.Домашнее задание( на выбор) :

1. эссе на тему спорт, используя все разряды количественных числительных;

2.составить словосочетания, используя все разряды количественных числительных;

3.упражнение 243.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка, 6 класс "Порядковое числительное"

Урок находится в рамках образовательной программы по русскому языку, поставленных задач урока, темы инновационной деятельности «Использование информационных технологий на уроках русского языка»С...

урок русского языка 6 класс тема: Имя числительное

Урок изучения нового материала по учебнику Разумовской М. М.  Урок построен так, что новый материал дается не в готовом виде, а познается учащимися в процессе исследования теоретического...

урок русского языка 6 класс тема: Имя числительное

Урок изучения нового материала по учебнику Разумовской М. М.  Урок построен так, что новый материал дается не в готовом виде, а познается учащимися в процессе исследования теоретического...

Технологическая карта интегрированного урока русского языка и математики по теме: "Имя числительное и дроби".

Цель данного интегрированного урока – показать тесную связь предметов русский язык и литература. Необычная форма данного занятия (создание научного журнала) помогает учителю пробудить в учениках интер...

Урок русского языка с использованием здоровьесберегающих технологий "Имя числительное как часть речи" в 6 классе

Автор делится опытом своей работы по применению новых педтехнологий на уроке русского языка...

Урок русского языка, 6 класс, "Имя числительное как часть речи" по ФГОС

Урок разработан в соответствии с ФГОС. Использование краеведческого материала позволяет не только узнать о числительном как о части речи, но знакомит учащихся с уникальным заповедником "Утриш&quo...

урок русского языка 6 класс "Имя числительное" по здоровьсберегающим технологиям

УРОК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ «ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ»Цель:·            предметные: ознак...