Тема открытого урока: « Род несклоняемых имен существительных», 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Урок русского языка по теме: «Род несклоняемых имён существительных» разработан для обучающихся 6 класса по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской.
Цель урока - сформировать умение определять род несклоняемых имён существительных. Изучение сложной темы построено так, что обучающиеся овладевают новыми знаниями в ходе всего урока, становясь активными участниками учебной деятельности, работая с различными текстами, выполняя задания занимательного и поискового характера, участвуя в групповой работе. Полученные таким образом знания приобретают личностную значимость для школьников, что способствует активному овладению учебным материалом по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_rus.yaz_._6_kl._rod_nesklonyaemyh_imen_sushchestvitelnyh.docx | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: « Род несклоняемых имен существительных».
Цели урока:
а) Познакомить учащихся с понятием «несклоняемые имена существительные»; уметь находить несклоняемые имена существительные в предложениях и правильно употреблять их в речи;
б) учить детей исследовать и анализировать морфологические признаки несклоняемого имени существительного и разграничивать склоняемые и несклоняемые существительные; определять падеж несклоняемых существительных; обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы и заключения;
в) способствовать развитию речи учащихся, расширять их словарный запас; воспитывать интерес к русскому языку.
Планируемые результаты:
Личностные: способствовать созданию условий для осознания значимости своей деятельности в учебном процессе, формировать умение высказывать и отстаивать свою точку.
Метапредметные:
Познавательные: содействовать развитию умений выделять необходимую информацию по теме для сравнения, анализа и установления причинно-следственных связей.
Регулятивные: формирование умений ставить учебные цели и задачи, планировать свою деятельность и оценивать результат своих действий
Коммуникативные: создавать условия для развития устной речи обучающихся, формировать умение слушать и вступать в диалог, учиться обсуждать, аргументировать свою точку зрения, овладевать навыком выступления перед классом.
Предметные:
Выявить морфологические особенности несклоняемых существительных, научиться применять их на письме.
Применяемые методы:
- Познавательные УУД: Поиск необходимой информации, смысловое чтение.
- Регулятивные УУД: Целеполагание как постановка учебной задачи. На основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися того что еще будет новым и интересным.
- Коммуникативные УУД: Использование средств языка и речи для получения и передачи информации участие в диалоге, самовыражение.
ЛичностныеУУД: умение анализировать и осмысливать свои достижения.
Метапредметный результат: учиться ставить цель и задачи урока, проводить самоконтроль и самооценку.
Предметный результат:
Знать: несклоняемые имена существительные
Уметь: находить несклоняемые имена существительные, правильно употреблять их в речи.
Тип урока: урок-усвоение новых ЗУН (знание, умение и навыки) через решение учебных проблем.
Ход урока
1.Орг. момент
-Здравствуйте, ребята! Садитесь.
Откройте тетради и запишите число, классная работа.
2.Актуализация знаний.
1)-На доске записаны слова «собеседник», «сотрудник».
- Какими частями речи они являются?
-Каким способом образованы данные слова?
Докажите это. (два ученика выходят к доске и выполняют задание)
-Каково значение приставки СО-?
-Сегодня мы с вами будем сотрудниками и собеседниками, т.е. будем вместе повторять пройденное по имени существительному и изучать новое.
2) Повторение начнем с загадок.
1) Его тратят и теряют,
Им дорожат, его упускают,
Его не ценят,
О нем сожалеют. (Время)
2) В землю теплую уйду,
к солнцу колосом взойду. (Семя)
3) Тебе дано, а люди пользуются? (Имя)
Думаю, что и домашнюю работу вы сделали верно, без ошибок. УПР. 303
НАЗОВИТЕ только разносклоняемые имена сущ. и объясните их написание ( стоять у знамени, нога в стремени, постареть от времени, звать по имени, в пламени костра). .
- В чем их особенность? (В род., дат., предл. падежах ед.ч. они имеют окончания сущ. 3-его склонения, а в тв. падеже принимают окончания существительных 2-ого склонения; появление суффикса –ен-.). Молодцы!
3. Усвоение новых понятий и формирование умений и навыков.
- Сегодня мы, продолжая работу над темой “Склонение имён существительных”, познакомимся с очень интересными словами. Прослушайте стихотворение “ Про то, как не надо говорить”:
Как-то рано по утру с другом мы явились из прекрасное Баке,
И поехали в метре фильм смотреть о сильной кенгуре,
Вот сидим мы с ним в кине без хорошего пальта и без тёплого кашне...
Кенгура в кафу зашёл. Занял там свободный стол.
И сидит за чёрном пиане с шимпанзой и какадой.
Вдруг огромный обезьян стал играть на тёмной фортепьян.
Тут и взрослый сняв свою пенсню, хохотал на всю смешной киню.
Интересная кино! Жаль, что кончилось она!
- Употребление каких слов показалось странным? (Баке, кенгуру, кино, пальто, кафе, метро, фортепьяно, шимпанзе, пенсне, кашне, какаду) - Все значения слов вам понятны?
Словарная работа:
Баку- город, столица Азербайджанской Республики, крупнейший промышленный, экономический и научно-технический центр
кашпо – декоративная ваза для цветочного горшка,
какаду – птица отряда попугаев с хохолком на голове,
кашне – шейный шарф,
пенсне – род очков, держащихся при помощи пружинки, за переносицу,
манто – широкое дамское платье.
фойе – помещение в театре, кино и т.п. для пребывания зрителей перед началом спектакля, фильма, концерта.
- А теперь каждый из вас поработает редактором. Исправьте ошибки. (по рядам)
Кстати, всем нам хорошо известны слова пенсне и кашне. В русском языке эти существительные состоят только из корня. Они являются иноязычными существительными, пришедшими из французского языка.
«Пенсне» – это словосочетание, обозначающее «защеми нос».
«Кашне» – «спрячь нос».
3. Определение темы уроков, целеполагание
Что общего у всех слов, исправленных нами в стихотворении?
Склоняются ли данные имена существительные?
Как вы думаете, как называются существительные, которые не склоняются? (несклоняемые)
Сформулируйте тему урока. Запишите тему урока.
- Определите цели урока ( дополнив фразу: «На уроке мы узнаем…». ) Мы узнаем, какие сущ. наз-ся несклон. и почему. Будем учиться находить их в предложениях и употреблять в речи.
Молодцы!
4. Изучение нового материала
1. Формулировка определения.
- Сформулируйте самостоятельно определение несклоняемых существительных.
Несклоняемые имена существительные – это имена существительные, которые… (не изменяются по падежам)
2. Работа с учебником (стр. 146).
- Сравните составленное вами определение с определением, которое даётся в учебнике (дети читают, сравнивают)первый абзац.
- Правильно ли вы размышляли?
Несклоняемые имена существит. объединяются в определенные группы.
Познакомимся с группами несклоняемых существительных
1. Заимствованные существительные с конечным гласным -О, - Е, -И,-У, -Ю и конечным ударным гласным – А (нарицательные и собственные)
Животный мир: кенгуру, какаду, шимпанзе, колибри, пони.
Одежда, пища и жилище человека: кашне, трико, пенсне, манто, портмоне, хаки, пальто, манго, какао, кофе, эскимо, салями, иваси, филе, жалюзи, фойе, трюмо, пианино, кашпо, домино, фортепьяно, радио.
Город: авеню, шоссе, табло, шоу, панно, ателье, кафе, метро, такси, кино.
Имена, фамилии, названия: Тбилиси, Конго, Токио, Сочи, А. Дюма, Чиполлино, Пеппи, Маугли, Буратино. .
2. Заимствованные существительные, обозначающие лиц женского пола и оканчивающиеся на согласный: мисс, мадам, Э.Войнич, М.Поппинс
3. Русские и украинские фамилии на –О и –ЫХ(-ИХ): Рудых, Малых, Левченко, Дайнеко, Головных, Тихих, А.Н.Приходько.
- Выполнение упр. 311, 312- по цепочке
Физкультминутка: Я попросила вас выучить стишок. Выучили?.
Машет крыльями калибри
Мах-мах-мах
Скачет быстро пони
Скок- скок- скок
Прыгает в саванне кенгуру
Прыг-прыг-прыг
По воде идет фламинго
Шлеп-шлеп-шлеп
Весело нам машет шимпанзе
-Какие слова вы услышали? колибри, пони, кенгуру, фламинго, шимпанзе
3. Теперь вы знаете о группах несклоняемых имен существительных.
А какого же рода несклоняемые имена существительные? Обратим внимание на учебник, стр. 148.
- Несклоняемые неодушевленные имена существительные относятся преимущественно к среднему роду. Исключение составляет слово кофе. Оно мужского рода.
Несклоняемые одушевленные имена существительные относятся к ж.р., если обозначают лиц женского пола, а к м.р. относятся несклоняемые существительные, обозначающие лиц мужского рода и животные.
учебник, стр. 116, упр.301
Определите род несклоняемых существительных. С некоторыми из них составьте словосочетания. Учебник, стр. 148, упр.317
Пони (м.р.), домино (ср.р.), такси (ср.р.), меню (ср.р.), какаду (м.р.), кенгуру (м.р.), кофе (м.р.), шасси (ср.р.), фортепиано (ср.р.), эскимо (ср.р.), самбо (ср.р), мадам (ж.р.), рагу (ср.р.), леди (ж.р.), желе (ср.р.), интервью (ср.р), трюмо (ср.р) . пенсне (ср.р.)
Маршрутное такси, горячий кофе, интересное интервью.
5. Закрепление темы
Игра “Назови одним словом”
Дети должны определить слова по их лексическому значению.
На карточках каждой группе лексическое значение слов. Дети должны догадаться “Что это?”
1. Верхняя одежда для зимы и осени.
2. Подземная железная дорога.
3. Клавишный музыкальный инструмент.
4. Асфальтированная дорога.
5. Сорт мороженого на палочке.
6. Напиток из зерен кофейного дерева.
Высказывания детей (пальто, метро, пианино, шоссе, эскимо, кофе)
Упражнение 2.
Найдите словосочетания, в которых допущена ошибка в согласовании.
Известное кафе, солнечная Баку, строгое жюри, интересное интервью, красивый Дели, вкусное пюре, горячее кофе, желтое такси, быстрая кенгуру, красивый колибри, свежий кольраби, фруктовое желе, воинственный динго, седьмая авеню, высокое кепи, хохлатый какаду, трамвайное депо, французское буржуа.
3. Упражнение 3.
Составьте предложение с несклоняемым собственным именем существительным:
Баку, Сочи, Миссиссипи.
Тренировочные задания:
1. Согласуйте прилагательные с несклоняемыми существительными – географическими названиями.
Бурн(-ый, -ая, -ое) Алазани впадает в Куру. Древн(-ий, -яя, -ее) Тбилиси – столица Грузии. Пресноводн(-ый, -ая, -ое) Онтарио – одно из крупнейших озёр Америки. Полноводн(-ый, -ая, -ое) Конго течёт среди тропических лесов. Суров(-ый, -ая, -ое) и благодатн(-ый, -ая, -ое) Гоби раскинулась в Монголии.
Для выполнения задания нужно знать, что обозначают географические названия. Подсказки (слово озеро, форма глагола раскинулась) есть в самих предложениях.
Алазани – река
Тбилиси – город
Онтарио – озеро
Конго – река
Гоби – пустыня
Правильный ответ
Бурная Алазани впадает в Куру. Древний Тбилиси – столица Грузии. Пресноводное Онтарио – одно из крупнейших озёр Америки. Полноводная Конго течёт среди тропических лесов. Суровая и благодатная Гоби раскинулась в Монголии.
4. Упражнение 4.
Раскройте скобки, употребив глаголы в прошедшем времени.
На аэродроме (состояться) авиашоу с участием спортсменов нашего авиаклуба.
В гостинице портье (дать) ключ от нашего номера.
Вето сенаторов не (позволить) принять новый закон.
Рагу нам очень (понравиться).
Какао уже (свариться).
5.Найти третье « лишнее»
а) книга, пальто, стекло
б) фойе, трава, буква
в) авеню, ручью, тишью
2) а) авеню;
б; жюри
в) кофе;
г) кашне.
6. «Угадай по картинке».
Мы отправляемся в сказочную страну Несклоняемых имен сущ. , где мы увидим обитающих там животных и много чего ещё интересного. Во время экскурсии заполняется лист оценки.
ГЕОГРАФИЯ: Сначала мы побываем в западном полушарии, в Соединённых Штатах Америки, и искупаемся в известной реке Миссисипи. (ответы уч-ся: потому что река – сущ. ж.р.)
Правильно! Запомните: род несклоняемых географических названий определяется по нарицательному слову!
Севернее США находится государство Канада. Оно известно двумя красивыми озёрами: Эри и Онтарио. Как вы думаете, слова Эри и Онтарио к какому роду относятся? (ответы уч-ся: к ср. р.)
Записываем в таблицу: глубокое Онтарио, зеркальное Эри.
Загланем во Францию- насладимся картинами в стиле классического барокко Пуссена и Реалистичное барокко Рембрандта, Веласкеса;
А теперь мы побываем в разных городах. Помним: если название города не склоняется, то относится …?... – к муж. роду.
Запись в таблицу: ночной Токио (Япония), древний Дели (Индия), старый Тбилиси (Грузия), олимпийский Сочи (Россия).
А затем прилетим в Иркутск, сядем в уютном кафе и будем с другом Шевченко беседовать о романах прекрасной Жорж Санд за чашечкой горячего кофе под говор смешного какаду.
Географические наименования, оканчивающиеся на -ово, -ево, -ино, -ыно, не склоняются в сочетании с родовым словом: из района Строгино, в городе Иваново, из деревни Простоквашино. Если же родового слова нет, то возможны склоняемый и несклоняемый варианты: в сторону Строгина и в сторону Строгино, в Иванове и в Иваново, из Простоквашина и из Простоквашино.
Давайте теперь разберёмся с омонимами Бородин – Бородино, Пушкин (поэт) – Пушкин (город). При склонении этих имён собственных нужно быть внимательными при образовании формы творительного падежа: с композитором Бородиным, под Бородином, поэтом Пушкиным, под Пушкином. В именах собственных пишется окончание -ым, в географических названиях – окончание -ом.
Род географических названий определяется родом соответствующего нарицательного существительного (город, река и так далее).
Сочи – это город, существительное мужского рода. Конго – это река, существительное женского рода. Онтарио – это озеро, существительное среднего рода. Согласуем прилагательные с существительными: солнечный Сочи, полноводная Конго, знаменитое Онтарио.
БИОЛОГИЯ: Названия животных относятся к мужскому роду: розовый фламинго, яркий какаду.
ЛИТЕРАТУРА: А если на конце безударный звук [а], то фамилия склоняется: стихи Окуджавы, пьесы Лопе де Веги.
Не склоняются иноязычные женские фамилии, оканчивающиеся на согласный: романы Жорж Санд. В русском языке есть слова, которые во всех падежах имеют одну и ту же форму: сок манго, для манго, о манго; роман Дюма, про Дюма, к Дюма; спросить у миссис, с миссис; в СМИ, из СМИ, те и другие СМИ.
Такие существительные называются несклоняемыми. Они не изменяются по падежам и числам.
К несклоняемым именам существительным относятся нарицательные и собственные существительные иноязычного происхождения: кофе, какао, киви, авокадо, пони, шимпанзе, какаду, метро, депо, пальто, кино, радио.
Верди, Дюма, Да Винчи, Страдивари
Сочи, Батуми
К несклоняемым именам существительным относятся русские и украинские фамилии на -о и -их(-ых): Шевченко, Седых и так далее;
К несклоняемым именам существительным относятся сложносокращённые слова: МГУ, ООН ВДНХ, НАТО, ЦСКА.
В словарях рядом с такими словами стоит специальная помета «несклоняемое». После указания на то, что слово является несклоняемым, указывается род существительного.
Обратите внимание на то, что мужские фамилии, оканчивающиеся на согласный, склоняются. У композитора Роберта Шумана была жена Клара, которая сочиняла песни. При составлении программы концерта правильно будет написать: на концерте прозвучат произведения Роберта Шумана и Клары Шуман.
Сравните: комедии Леонида Гайдая, песни в исполнении Зои Гайдай.
• У кого из ваших знакомых или в классе несклоняемая фамилия?
V Подведение итогов урока, выставление оценок.
-Наш урок заканчивается.
Посмотрите, ребята в заполненный вами лист оценки и скажите, что вы узнали о роде несклоняемых существительных,
Каким он был для вас сегодня?
-Всегда ли имена существительные при изменении по падежам изменяют свою форму?
-Как называются такие имена существительные?
-В каком словаре можно узнать значение слова?
-Какие несклоняемые имена существительные вы запомнили? Что они обозначают?
- Какие группы несклоняемых существительных вы знаете?
- Род несклоняемых имен существительных.
Что нового узнали на уроке?
Какое задание на уроке вам показалось наиболее интересным и трудным?
Определите ключевые слова урока.
Какой вывод можно сделать по теме? Д/з Оценки.
VI.Объяснение домашнего задания:
На следующем уроке мы, ребята, узнаем, как определять род аббревиатур, т.е. сложных слов, состоящих из начальных букв или звуков. А теперь запишите в дневники домашнее задание.
- 1. Параграф 51, упражнение 321.
- 2. Сочинение на любую тему с использованием не менее 10 несклоняемых имён существительных.
Вариант 1
1.У какой писательницы не склоняются и имя, и фамилия?
А) Астрид Линдгрен
Б) Мариетта Шагинян
В) Агата Кристи
Г) Агния Барто
2.В каком ряду одно существительное не относится к несклоняемым?
А) метро, кенгуру
Б) пальто, кашпо
В) шоссе, окно
Г) шимпанзе, кафе
3.В каком ряду оба существительных относятся к среднему роду?
А) метро, фрау
Б) стремя, шоссе
В) кофе, торнадо
Г) такси, Баку
4.Из данного предложения выписать несклоняемое имя существительное. Определить род. Подобрать прилагательное подходящее по смыслу.
С небес
Африканское солнце печет
Река под названием Конго
Течет.
Вариант 2.
1.У какого писателя склоняются и имя, и фамилия?
А) Владимир Короленко
Б) Жюль Верн
В) Александр Дюма
Г) Даниэль Дефо
2. В каком ряду одно существительное не относится к несклоняемым?
А) такси, пальто
Б) стекло, колибри
В) шоссе, кафе
Г) какаду, шимпанзе.
3. В каком ряду оба существительных относятся к мужскому роду?
А) кино, такси
Б) тире, Конго
В) шимпанзе, какао
Г) Сочи, юноша
Карточки по русскому языку
по теме «Род имён существительных» (6 класс)
Вариант 1.
Определите род имён существительных. Заполните таблицу.
Тушь, мышь, ворота, тюль, рояль, полынь, мозоль, очки, море, качели, слуга, СНГ, сказуемое, работяга, умница, шампунь, инженер, чистюля, детвора, брюки, ущелье, конструктор, Демерджи, пальто, земля, кольцо, плакса, тихоня, шорты, грабли.
Мужской род | Женский род | Средний род | Общий род | Не имеет рода |
Вариант 2.
Определите род имён существительных. Заполните таблицу.
Полночь, подлежащее, всезнайка, салазки, куранты, ГУМ, симпатяга, хобби, филе, библиотекарь, солнце, сумерки, юноша, леди, харчо, степь, собака, плакса, такси, медаль, сирота, сутки, Тбилиси, водевиль, почемучка, вермишель, носилки, торнадо, заморозки, коллега.
Мужской род | Женский род | Средний род | Общий род | Не имеет рода |
ОТВЕТЫ.
Вариант 1.
Мужской род | Женский род | Средний род | Общий род | Не имеет рода |
тюль рояль слуга шампунь инженер конструктор | тушь мышь полынь мозоль Демерджи (гора) земля | море СНГ сказуемое ущелье пальто кольцо | работяга умница чистюля детвора плакса тихоня | ворота очки качели брюки шорты грабли |
Вариант 2.
Мужской род | Женский род | Средний род | Общий род | Не имеет рода |
ГУМ библиотекарь юноша Тбилиси (город) Водевиль торнадо | полночь леди степь собака медаль вермишель | подлежащее хобби филе солнце харчо такси | всезнайка симпатяга плакса сирота почемучка коллега | салазки куранты сумерки сутки носилки заморозки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока "Морфологический разбор имени существительного"
Конспект открытого урока "Морфологический разбор имени существительного"...
Открытый урок "НЕ с именем существительным"
Открытый урок по теме "НЕ с именем существительным", ход урока,презентация по теме,задания и алгоритм для запоминанияправила....
Открытый урок "НЕ с именем существительным"
Открытый урок по теме "НЕ с именем существительным", ход урока,презентация по теме,задания и алгоритм для запоминанияправила....
Изучение нового материала по теме "Род несклоняемых имен существительных"(открытый урок)
Открытый урок по теме "Род несклоняемых имен существительных" (технология проблемного обучения + ИКТ)...
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Род несклоняемых имен существительных"
Конспект урока для 6 класса...
Открытый урок в 6 классе по теме "Род несклоняемых имен существительных"
Данный конспект был составлен и использован в рамках школьной декады "Технологии компетентностного подхода в действии". Основное направление сделано на формирование читательской компетенции ...