Безударные окончания имён прилагательных мужского и женского рода
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Безударные окончания имён прилагательных мужского и женского  рода

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_r.zyk_v_8_kl.docx28.66 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык  

Класс: 8 класс

Тема:  Безударные окончания имён прилагательных мужского и женского  рода

Тип урока: Урок изучения нового материала

Цель: сформировать навык правильного написания окончаний имен прилагательных мужского и женского рода, отвечающих на вопрос  какой? какая?, какое?, какие?

 Задачи урока: 

Образовательные: научиться писать безударные падежные окончания имен прилагательных;

- совершенствовать умения обнаруживать орфограмму – букву в безударном окончании прилагательных, графически их объяснять и контролировать написанное.

Коррекционно-развивающие задачи:

- коррекция и развитие связной устной речи при списывании; пополнение словарного  запаса;

- коррекция и развитие памяти, внимания.

Воспитательные задачи:

-воспитывать интерес к учебе, предмету;

-воспитывать умение работать в парах, в команде;

-воспитывать самостоятельность;

-воспитывать нравственные качества (любовь, бережное отношение к школьным принадлежностям, трудолюбие, умение сопереживать)

Методы обучения:  словесные, наглядные и практические.

Средства обучения: тестовые задания по теме, карточки с народными приметами, иллюстрации из произведений М.Ю.Лермонтова «Парус», «Одинокая сосна», карточки «Алгоритм определения окончаний имен прилагательных», учебник
Русский язык. 8 класс: учеб. для образоват. организаций, реализующих адапт.основные общеобразоват. программы / Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская.  – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2017. – 256 с. : ил. – ISBN 978-5-09-051398-2., компьютер с мультимедийным проектором.

 

                                                   Ход урока.

  1. Организационный момент. Психологический настрой

Шел мудрец, навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?». И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?», и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!».

Ребята, желаю вам, чтобы вы были сегодня именно строителями «ХРАМА ЗНАНИЙ»
Пусть урок принес вам новые открытия, успехов вам.

Так как мы являемся строителями храма, мы должны быть здоровыми и крепкими. Поэтому следим за осанкой.

  1. Актуализация знаний

Словарно – орфографическая работа. 

Старательные, способные, усердные,  любознательные, ленивые, внимательные, веселые,   глупые,  ловкие,  радостные,  мальчики, девочки, трудолюбивые.

 «Найди лишнее».

Какая это часть речи?

(Выбрать слова, которые можно применить к положительным ученикам)

- Что такое имя прилагательное?

- На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

- Для чего нужны имена прилагательные? ( для окраски речи)

- Как изменяются имена прилагательные? ( по родам, числам, падежам

(Составить предложение с одним из прилагательных и сделать синтаксический разбор, морфологический разбор имени прилагательного )

II. Изучение нового материала

-Сегодня на уроке мы научимся правильно писать безударные окончания имён прилагательных.

Алгоритм определения окончаний имен прилагательных.

- Найти существительное, с которым связано имя прилагательное.

-Определить род имени существительного.

-По роду существительного узнать род имени прилагательного и выбрать окончание.

- Определить ударное или безударное окончание.

- Ищем имя существительное,  к которому относится имя прилагательное.

- От существительного задаём вопрос к прилагательному.

- По ударному окончанию вопроса определяем окончание имени прилагательного.

 Соотнесение выводов с правилом учебника ( стр.88)

(Просклонять прилагательное из предложения составленного)

IV. Закрепление нового материала 

На экране иллюстрации «Плывущий парусник», «Одинокая сосна».

- Рассмотрите иллюстрации;

- Закройте глаза;

- Мысленно перенеситесь в то место, где бы хотели оказаться;

- Глубоко вздохните, ощутите именно тот воздух, который присущ данной местности. ( Какой он?  Слова  какой части речи вы назвали?)

- Знакомы ли им эти иллюстрации?;

- К каким произведениям  могли бы служить эти иллюстрации, кто автор этих произведений? (М.Лермонтов. 1. Где прошло детство Лермонтова? 2.Кто его воспитывал? 3. Когда Лермонтов начал писать стихи? 4. Какие еще произведения Лермонтова вызнаете? 5. Какой войне посвящено стихотворение  "Бородино"?) 

На экране  словосочетания (назвать из какого они произведения):

(Парус одинокий, в стране далекой, в краю родном, луч золотой, на севере диком, снегом сыпучим, в пустыне далекой, прекрасная пальма, спортивный подросток)

-Все ли словосочетания из произведений М.Лермонтова?

-Кто такой спортивный подросток?

Физминутка

Я играю

Я люблю играть в футбол,
Забивать в ворота гол. 
Имитация удара ногой по мячу.
Я играю в баскетбол, 
Имитация броска по кольцу.
И, конечно, в волейбол. 
Имитация паса в волейболе.

-Определить у прилагательных число, род, падеж.

Работа по карточкам

-Спишите народные приметы в тетрадь.

Птицы вьют гнезда на солнечной стороне – к холодному лету. С раннего утра пчелы летят за добычей – к хорошей погоде.

 Выделите словосочетания существительных с прилагательными. (С комментированием).

Определите число, род и падеж имен прилагательных. Проверка.

-Какие еще приметы вы знаете (устно).

 -Предупредительный диктант на примере материала ( упр. 118).

-Дословное списывание с грамматико- орфографическим заданием

Задание: списать, разделив на два столбика словосочетания м.р. и ж.р.

(За ближней деревней, в зимний день, на последней странице, перед жгучей крапивой, в синий цвет, в трескучий мороз, по дремучей тайге, английский язык, у рыжей лисицы)

-упр.119 устно

V. Итог урока

-Над какой темой на уроке сегодня работали?

-Что такое имя прилагательное?

-Как проверить безударные окончания имен прилагательных М.р. и Ж.р?

VIРефлексия

«Лесенка успеха» – нижняя ступенька – у меня ничего не получилось;  средняя ступенька– у меня были проблемы; верхняя ступенька– мне всё удалось.

VII Домашнее задание: выполнить тестовое задание по вариантам

                                                                                                                                       Приложения:

Тест:

  1. Указать слова которые оканчиваются на ( ый)

а)краси… двор       б )красн….. цвет      в ) ближайш… дом

    2. Указать слова которые оканчиваются на ей

    а ) син… шар    б ) свеж… зелени    в )утренн…. сон

3Найдите словосочетание ед.ч., ж.р., И.п

  а ) весёлая песня     б ) новые часы    в ) в сосновом лесу

     4.Определите род, число, падеж имени прилагательного из словосочетания: о прекрасном рисунке

    А) ж.р., ед.ч., П.п

    Б) м.р., мн.ч., П.п.

    В)м.р, ед.ч., П.п

    Г) м.р., ед.ч., Д.п.

5.Какое окончание нужно вставить в  прилагательное из словосочетания: с чудесной серенью

  а) ай

  б) ей

  в) ой

  г) ый

6.Дописать окончания прилагательных

   а ) в букете (каком?) красив……

   б )листом( каким?) осенн…

   в )розу( какую?) красную…

   г ) утро (какое?) яркое

Тест:

  1. Указать слова которые оканчиваются на ( ый)

а) краси… двор       б ) красн….. цвет      в ) ближайш… дом

    2. Указать слова которые оканчиваются на ей

    а ) син… шар    б ) свеж… зелени    в )утренн…. сон

3Найдите словосочетание ед.ч., ж.р., И.п

  а ) весёлая песня     б ) новые часы    в ) в сосновом лесу

4.Определите род, число, падеж имени прилагательного из словосочетания: о прекрасном рисунке

    А) ж.р., ед.ч., П.п

    Б) м.р., мн.ч., П.п.

    В)м.р, ед.ч., П.п

    Г) м.р., ед.ч., Д.п.

5.Какое окончание нужно вставить в  прилагательное из словосочетания: с чудесной серенью

  а) ай

  б) ей

  в) ой

  г) ый

6.Дописать окончания прилагательных

   а ) в букете (каком?) красив……

   б )листом( каким?) осенн…

   в )розу( какую?) красную…

   г ) утро (какое?) яркое


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме "Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода Т. п. единственного числа.""

Конспект урока по теме"Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода Т. п. единственного числа."...

Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме "Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода Т. п. единственного числа.""

Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме ""Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода Т. п. единственного числа....

Конспект урока в 6-м классе по русскому языку «Закрепление по теме «Безударные окончания имён прилагательных»

На данном уроке закрепляются умение правильно и осознанно проверять написание родовых окончаний имён прилагательных; умение разбирать прилагательное как часть речи. А так же решаются коррекционно-разв...

Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме: "Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода".

Папка содержит конспект открытого урока по русскому языку в 7 классе, также презентацию к уроку, карточки, картинки....

урок русского языка Тема: Дательный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода.

тренировочные упражнения по закреплению правописаний окончаний имен прилагательных....

Конспект урока.Дательный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода 6 класс

Урок в коррекционной школеЦель: учить правописанию имен прилагательных мужского и среднего родаЗадачи:-Образовательная:    формирование навыков правописания окончаний имён прилагательны...

Конспект открытого урока письма в 6 классе. Тема урока: «Правописание безударных окончаний имён прилагательных единственного и множественного числа».

Цель урока: закрепить умения учащихся грамотно писать безударные окончания имён прилагательных единственного и множественного числа....