Рабочая программа внеурочной деятельности "Тайны русского языка" для 5 класса
рабочая программа по русскому языку (5 класс)
Данная программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления у обучающихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении языка, воспитывает чувство уважения к языку своих предков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vu_tayny_russkogo_yazyka_5_klass.doc | 402.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Школьный курс русского языка ставит своей целью дать основные сведения по грамматике, фонетике, орфографии и пунктуации, имеющие познавательное и практическое значение. Однако общей характеристики структуры языка (его грамматического строя, основного словарного фонда), истории развития литературного языка школьная программа не дает. Это одна из задач внеурочной работы.
Данная программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления у обучающихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении языка, воспитывает чувство уважения к языку своих предков. В отличие от уроков на внеурочных занятиях обучающиеся получают углубленные знания по данному предмету по темам: «Фонетика», «Морфемика», «Словообразование», «Морфология». «Графика», «Пунктуация», «Этимология» «Лексика», «Фразеология», «Синтаксис», «Культура речи». Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам. Используя информационные компьютерные технологии, ребята вместе с учителем учатся аргументировать, рассуждать по заданной теме.
Занятия кружка обязательно должны иметь элементы занимательности. Но занимательность нельзя отождествлять с развлекательностью.
Таким образом, основная цель кружка русского языка «Тайны русского языка» – пробудить интерес к речевым явлениям, поддержать свойственную школьникам пытливость ума.
Основным тематическим стержнем работы кружка является показ всестороннего богатства и красоты русского языка.
Задачами кружка нужно считать
- формирование грамотной и выразительной речи обучающихся;
- повышение речевой компетентности детей;
- развитие интереса к читательской деятельности;
- развитие интереса к научной деятельности;
- подготовка обучающихся к успешному участию в олимпиадах по русскому языку.
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Тайныр усского языка» для обучающихся 5 класса составлена на основе ФГОС, Примерной программы по русскому языку, направленных на развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании .Учитывая возрастные особенности и содержание программы кружка, отбирается такой материал, который, основываясь на данных лингвистической науки, дает учащимся сведения о словарном составе языка, о его грамматическом строе и истории, создает общую картину развития и богатства нашего языка.
В 5 классе занятия кружка включают: историю письма, топонимику, этимологию некоторых слов и такие вопросы лексики, как многозначность, синонимия, омонимия и антонимы. Затем учащиеся знакомятся с лексическим и морфологическим богатством нашего языка (главным образом глагола), с фразеологизмами, ведут наблюдения над такими чертами языка, как звучность, выразительность, меткость.
На занятиях кружка широко используется наблюдение над живой речью и литературным материалом как программного, так и дополнительного характера, а также ведется работа с различными видами словарей.
На занятиях используются разнообразные по характеру упражнения, среди которых немало заданий повышенной трудности, нестандартных упражнений. Ребята познакомятся с лингвистическими сказками, словесными играми, шарадами, мегаграммами, кроссвордами, попробуют свои силы в анализе художественного текста, попытаются разгадать языковые секреты традиционных разделов школьного курса русского языка. Удивительные истории из жизни слов, загадочные факты языка помогут учащимся овладеть орфографической и пунктуационной грамотностью. Занятия состоят не только из теоретического материала, но и из практической части, в которой представлены различные виды упражнений, помогающие выработать устойчивые орфографические навыки у учащихся, помочь исправить типичные для письменных работ ошибки, расширить знания учащихся по истории языка, помочь формированию языковой культуры.
Форма подачи материала в зависимости от целей и задач занятия также меняется. Это и игры на языковом материале, вопросы занимательной грамматики, а также краткие увлекательные рассказы о жизни языка, сообщения самих учащихся о наблюдениях над языковыми явлениями, сообщения на основании прочтения указанных материалов по отдельным вопросам языкознания, наблюдения над звучанием слов в русском, украинском, польском языках или статистический подсчет, например, употребления буквы Ф в нашем языке и т.д.
Формулировки занятий носят преимущественно характер интригующих вопросов, которые активизируют внимание учащихся.
На занятиях кружка необходима и наглядность. Важным моментом является наглядность звуковая: выразительное чтение отрывков художественной литературы, прослушивание аудиозаписей и т.п.
Широкое поле для творческой мысли и инициативы учащихся открывается и при составлении задач для занимательной грамматики, кроссвордов, загадок, а также при составлении и оформлении инсценировок, выставок, шарад и при устройстве лингвистических вечеров.
Место курса в учебном плане
В учебном плане заложена возможность личностной ориентации и индивидуализации образовательного процесса (вариативная часть) . В целях повышения грамотности и культуры речи обучающихся 5 классов предложен курс по выбору обучающихся «Тайны русского языка». Курс рассчитан на 17 часов: 1 ч в 2 недели, 34 учебных недели.
Планируемые результаты
Личностные
- развитие любви и уважения к Отечеству, его языку и культуре;
- понимание роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств, самовыражения и развития творческих способностей;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- повышение уровня языкового развития школьников, формирование лингвистической компетенции.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
• самостоятельно формулировать тему и цели урока;
• составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
• работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
• в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
• перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
• пользоваться словарями, справочниками;
• осуществлять анализ и синтез;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
• высказывать и обосновывать свою точку зрения;
• слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
• задавать вопросы.
Предметные: знать/ понимать/ уметь
• владеть качествами хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность, уместность, богатство);
• моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
• расширять сведения о нормах речевого поведения в различных сферах общения;
• совершенствовать умение осуществлять речевой самоконтроль, находить грамматические и речевые ошибки, недочёты и исправлять их;
• работать над расширением словарного запаса;
• применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая устные и письменные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм
Формы проведения занятий
- лекции;
- практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
- анализ и просмотр текстов;
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
- игровая;
- теоретическая;
- практическая.
Содержание программы
Раздел1
Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.) (2 ч)
Тема 1.1. Почему не всегда совпадает звучание и написание слова. Какова роль интонации в устной речи
Тема 1.2. «Кто говорит-сеет, кто слушает- собирает»
Раздел 2
Загадки русского словообразования. ( Морфемика. Словообразование. Этимология) (3 ч)
Тема 2.1. О чём рассказывает словообразовательная модель слова. Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов
Тема 2.2. Этимология слов. Работа со словарями
Тема 2.3 Сказочные превращения.
Раздел3.
Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация) (4ч)
Тема3.1. Зачем нужно знать алфавит.
Тема3.2. В чём секрет правописания морфем
Тема3.3. Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания
Тема3.4. Не пером пишут – умом. Тайны письма.
Раздел 4
Тайны русского слова. (Лексика. Фразеология) (3 ч)
Тема 4.1. На какие группы делится словарный состав русского языка
Тема 4.2. О чём рассказывают фразеологизмы
Тема 4.3. Источники фразеологизмов.
Раздел5
Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.) (4ч)
Тема5.1. Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи.
Тема5.2. В чём секрет глагола и его форм.
Тема5.3. Как отличать грамматические омонимы.
Тема5.4. Какими бывают предложения.
Раздел 6
Речевой этикет.(1 ч)
Тема 6.1 Правила речевого этикета. Формулы речевого этикета.
Тематическое планирование
№ | Тема | Теория | Практика | Дата |
Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.) (2 ч) | ||||
2 | Почему не всегда совпадает звучание и написание слова. Какова роль интонации в устной речи | 0,5 | 0,5 | |
5 | Обобщающее занятие «Кто говорит-сеет, кто слушает- собирает» | 1 | ||
Загадки русского словообразования. ( Морфемика. Словообразование. Этимология) (3 ч) | ||||
6 | О чём рассказывает словообразовательная модель слова. Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов | 0,5 | 0,5 | |
9 | Этимология слов. Работа со словарями | 0,5 | 0,5 | |
10 | Сказочные превращения. | 0,5 | 0,5 | |
Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация) (4ч) | ||||
12 | Зачем нужно знать алфавит | 0,5 | 0,5 | |
13 | В чём секрет правописания морфем | 0,5 | 0,5 | |
14 | Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания | 0,5 | 0,5 | |
15 | Не пером пишут – умом. Тайны письма. | 0,5 | 0,5 | |
Тайны русского слова. (Лексика. Фразеология) (3 ч) | ||||
17 | На какие группы делится словарный состав русского языка | 0,5 | 0,5 | |
19 | О чём рассказывают фразеологизмы. | 0,5 | 0,5 | |
20 | Источники фразеологизмов. Фразеология в художественных произведениях. | 0,5 | 0,5 | |
Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.) (4ч) | ||||
22 | Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи. | 0,5 | 0,5 | |
23 | В чём секрет глагола и его форм. | 0,5 | 0,5 | |
24 | Как отличать грамматические омонимы. | 0,5 | 0,5 | |
25 | Какими бывают предложения. | 0,5 | 0,5 | |
Речевой этикет.(1 ч) | ||||
27 | Правила речевого этикета. Формулы речевого этикета. | 1 | 1 | |
Итого часов 17 |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Список литературы для педагога
- Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку, Москва, Просвещение, 2000г
- Бурмако В.М. Русский язык в рисунках. Москва Просвещение. 1991
- Волина В.В. Весѐлая грамматика, Москва, Знание, 2005г
- Львова С.И., Работа с морфемными моделями слов на уроках русского языка, Москва, Мнемозина, 2007г
- Павлова Т.И., Чигвинцева О.Н. Практические материалы к уроку русского языка. Опыт работы по УМК С.И.Львовой, В.В.Львова, Ростов –на – Дону, 2007г
- Чачина Т.М. Денисова А.А. Гарцов А.Д.Учебное пособие по русскому речевому этикету, русской фразеологии и этимологии. Электронное учебное издание. Дрофа. 2007
- Шанский Н.М.Лингвистические детективы. Москва. Дрофа.2007 Нестандартные уроки по русскому языку: 5-8 классы/ Ю.В. Долбилова. – Ростов н/д: Феникс, 2011, - 348 с.
- «Язык родной, дружи со мной». А.А. Шибаев. – Москва: Детгиз, 2008.
- Вартьян Э.Н. Эти мудрые слова. – М.: Просвещение, 2005.
- Волина В.А. Весёлая грамматика. – М.: Просвещение, 1995.
- Александрович Н.Ф. Занимательная грамматика. – М.: Просвещение, 2004.
- Внеурочная деятельность: сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся 5-8 классов/ Н.А. Криволапова.- М.: Просвещение, 2012, - 224 с.
- Преображенская Е.П. Кружок русского языка в школе.- М.: Просвещение, 1966, - 205 с.
- В. А. Иванова, Г. А. Панова, З. А. Потиха. Тайны родного языка.- Нижне-Волжское книжное издательство, 1969, - 304 с.
Список литературы для учащихся
- Львова С.И. Русский язык 5-7 классы. Москва. Дрофа.2007
- Львова С.И. «Позвольте пригласить вас…» или Речевой этикет. Москва. Дрофа.2007
- Панов М.В. Занимательная орфография. Москва Просвещение. 1981
- Тумина Л.Е. Сочини сказку. Москва. Дрофа.2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности «Русская лапта» (спортивно-оздоровительное направление)
Русская лапта – такая игра, которая может удовлетворить большинство требований к воспитывающей игре. Как командная игра, она требует проявления товарищества, солидарности и ответственности друг за дру...
Рабочая программа внеурочной деятельности для 6 класса "Сокровища русской классической музыки"
В данном документе содержится рабочая программа с УУД...
Рабочая программа внеурочной деятельности для 5 классов "Русское речевое общение"
Работа по данной программе способствует созданию условий для формирования речевых навыков и основанных на них коммуникативно-речевых умений школьников, повышению уровня речевой культуры учащихся....
Рабочая программа внеурочной деятельности для 5 класса "Тайны русского языка".
Программа направлена на обеспечение потребностей обучающихся при изучении русского языка....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Русский речевой этикет" 10 класс ФГОС СОО
Интерес к речевому этикету связан с возросшим в последнее время вниманием к проблемам общения. Данная программа предусматривает особую систему устойчивых формул общения, оценку собеседника и в то же в...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Русский на отлично" 9 класс
Основной целью программы является способствование саморазвитию и личностному самоопределению учащихся, формированию целенаправленной познавательной деятельности по изучению русского языка, изучению ег...